Как изменяется этика журналистской профессии в наши дни

Опубликовано: 17.05.2024


Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ (дата обращения: 25.05.2021).

Недоверие аудитории в последнее время направлено на журналистскую профессию. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью современного социума. Общественность обвиняет журналистов в предвзятом отношении при публикации материалов, о привязанности к той или иной политической партии, о коммерческой направленности публикационных материалов и т. д. Это все говорит о нарушениях профессионального кодекса чести представителей журналисткой профессии. Рассмотрим сущность журналистской этики и ее основные каноны.

Этика, как философское понятие, является наукой, которая рассматривает основные принципы морали в современном социуме [3, с. 237]. Относительно журналистской профессии, этика определяется стандартами журналистского профессионального поведения. Журналистская этика направлена на соединение нравственных принципов и ценностей со свободой выбора в публикационной деятельности. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Из этого можно сделать вывод, что существует два понятия, относящиеся к этике в данной профессии: журналистская этика, которая направлена на выявление этических проблем при отборе материалов для публикаций, и этика в журналистике, которая направлена на выполнение требований декларации принципов профессионального поведения журналистов.

Журналистская этика направляет современных журналистов на принятие решений в нестандартных ситуациях, когда стоит выбор между увлекательностью материала и этической составляющей. Журналисты в публикационной деятельности должны ориентироваться на принципы этического кодекса. В то же время, журналистская этика дает индивидуальную свободу публицистам при написании журналистского произведения. Современный журналист сам выбирает манеру своего поведения: этичную или неэтичную. Следует определить составляющие этичной модели поведения представителей журналистской профессии.

Журналист должен доносить до общественности только ту информацию, источник которой проверен и известен ему. Получение информации должно быть законным. При получении конфиденциальным путем информации, журналист обязан сохранять анонимность источника.

При использовании в написании журналистского произведения материалов скрытых видео- и аудиозаписей, журналист обязан проверять законность получения этой информации. Подобные материалы журналист вправе использовать в своих публикационных произведениях только в случаях, если: записи не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [2, с. 70].

Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Журналисты не имеют права пренебрежительно относиться к взглядам общественности на расу, цвет кожи, национальность, социальный статус и прочее; употреблять оскорбительные выражения в адрес общественности; наносить моральный вред социуму словом; публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации [4, с. 205].

В журналистской этике существует понятие конфиденциальности. Журналистская этика предполагает неразглашение тайны источника информации, если такое условие поставлено. При проведении журналистских расследований редакция не имеет права публиковать сведения о лицах, не достигших совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей [2, с. 70].

Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации добытых сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.

Таким образом, принципы поведения направлены на регламентирование нравственных и безнравственных поступков представителей журналистской профессии. Журналистам недопустимо публиковать информацию, в которых преследуется личная заинтересованность или открытая поддержка тех или иных политических взглядов. Журналист должен быть объективен в своих рассуждениях.

Принципы журналисткой этики должны реализовываться в следующих взаимоотношениях.

Во-первых, взаимоотношения с аудиторией. Журналист обязан ориентироваться на ценности, сферу интересов, взгляды общественности при создании журналистского произведения.

Во-вторых, взаимоотношения с источниками информации. В данном вопросе журналист взаимодействует в двух направлениях: открыто и скрыто. Если источник информации общедоступен и не имеет ничего против открытой публикации, то это открытая форма работы с источником информации. Так же при открытой форме работы с источником информации журналист обязан очерчивать круг проблем, о которых собирается писать. Скрытая работа с источником информации — это наблюдение за источником информации. Но здесь следует соблюдать права и законные интересы тех, за кем наблюдают. Источники информации в журналистской деятельности бывают индивидуальными, коллективными и документальными. Индивидуальным источником информации выступает любой член общества, имеющий ту или иную информацию, интересную общественности. К коллективному источнику информации можно отнести участников круглых столов, совещаний, конференций, деловых встреч и прочее. Данный источник информации ценен тем, что журналист на подобных встречах имеет возможность выслушать различные точки зрения на интересующую информацию. Документальный вид источника информации является самым надежным и проверенным. Документ является зафиксированными знаниями и доказательствами. Для использования документального источника информации, журналисту следует получить разрешение от автора или владельца документа [2, с. 38].

В-третьих, объект публикации. Представители журналистской профессии не имеют право выбирать в качестве персонажа своей публикации близких людей. В данном случае будет нарушен принцип объективности журналистского произведения. В редких случаях допускается публикация о близких и родных людях с разрешения редакционного совета и при наличии веских доводов в пользу публикации.

Объектом публикации должен быть реальный человек (за исключением художественно-публицистических жанров). При описании фактов следует руководствоваться принципом «не навреди».

В-четвертых, взаимоотношения журналиста с авторами. В прессе нередко присутствуют рубрики «Письмо в редакцию». При подобных взаимоотношениях следует согласовывать с авторами все изменения в их письмах для публикации. В «письмах в редакцию» по возможности должна оставаться стилистическая окраска и манера письма автора. Не следует переписывать за автора материал к публикации.

В-пятых, взаимоотношения с редакционным коллективом. Основополагающим принципом в подобных взаимоотношениях является сохранение профессиональных тайн. Культурой таких взаимоотношений выступает правило: журналист не имеет права печататься в других средствах массовой информации без согласования с редакционным коллективом.

В-шестых, взаимоотношения с коллегами. Главенствующим принципом здесь является соблюдение иерархии в трудовом коллективе. Корпоративная этика подразумевает ответственность журналиста перед коллективом за свои правомерные/неправомерные действия в получении информации. Журналист должен ощущать себя частью коллектива.

Таким образом, журналистская деятельность должна основываться на принципах в шести типах взаимоотношений. При соблюдении канонов журналистской этики профессия журналиста перестанет восприниматься социумом как профессия «проныр» и «желтухи».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. Взаимоотношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского творчества связаны с действиями журналиста в социуме. Взаимоотношения с коллегами, редакцией связаны с профессиональной деятельностью и служебной этикой журналиста [2, с. 30].

Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами. Нередко между ними обыватели не проводят четкие грани. Тем не менее правовые нормы регламентируются органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ [5, с. 209]. Таким образом, можно говорить, что правовые нормы являются внешними, а этические — внутренними.

Тем не менее, несомненное сходство в двух понятиях — этика и право — это наказание за нарушения канонов. С правовой стороны — это наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Со стороны этики — это наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности.

Свобода массовой информации не должна подвергаться злоупотреблению. Разглашение тайны, сведений государственного значения, экстремистской направленности, пропаганде насилия, жестокости, порнографии не должны присутствовать в журналистских материалах.

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. — СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011.

5. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ.вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

6. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. 6 мая 1998.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2].

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале.

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале.

. журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование.

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или.

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

Жизнь любого человека регулируется не только правовыми, но также нормами этики и морали. Они не прописаны ни в каких нормативно-правовых актах, но зачастую соблюдаются не менее трепетно, чем законы. Этические нормы касаются не только жизни людей, но и их профессиональной деятельности. Есть профессии, в которых вся деятельность четко регламентирована. Есть профессии, где этический выбор нужно делать чуть ли не ежедневно. Такой профессией является и журналистика. У нее есть свои этические правила.

Что такое профессиональная этика?

Цифровая журналистика

Чтобы рассмотреть суть и функции журналистской этики, сначала попробуем понять, что такое профессиональная этика. Рассмотрим, в чем заключается ее суть.

Профессиональная этика — это такие нормы, которые регулируют трудовые взаимоотношения людей, а также отношение человека к своему профессиональному долгу и обязанностям.

Предметы профессиональной этики

  • профессиональные качества специалиста;
  • взаимоотношения специалиста и людей, с которыми он взаимодействуют;
  • отношения коллектива и общества;
  • внутриколлективные отношения;
  • цели и способы обучения специалистов.

Содержание нравственной этики включает нормы, которые предписывают определенные правила отношений между людьми в зависимости от предмета профессиональной этики. Если говорить о журналистике, то это профессиональные качества, особенности общения с источниками информации, другими журналистами и окружающей средой.

Этика журналистов

Пресс-подход

В вопросах этических норм всегда возникают сложности. Происходит это потому, что профессиональная журналистская этика — это не зафиксированные юридически, но принятые и поддерживаемые общественным мнением принципы, правила и нормы нравственного поведения журналистов.

Основа — понятие о наилучших путях выполнения профессионального долга в соответствии с этическими представлениями общества в их применении к профессиональной деятельности. Существует специфический свод правил и принципов достойного поведения, запретов. Соблюдение этих правил контролируется совестью журналиста изнутри и профессиональными объединениями — извне. Кроме того, существует общественный контроль.

В России сущности и функциям журналистской этики Лазутина Г. В. уделяла большое внимание. Она написала несколько учебников на данную тему.

Функции журналистской этики

Журналистское интервью

Функции этики делят на три направления:

  • позитивная функция (описание границ нравственного поведения через факты, поступки и их анализ); (критический анализ общественных нравов с анализом и обоснованием необходимости для общества каких-либо норм поведения);
  • оценочная функция (демонстрация примеров нравственного позитива и негатива).

Можно также говорить о профессиональной морали. В журналистике человеческие контакты непосредственно включены в сферу деятельности, мораль побуждает сотрудника СМИ к самоанализу и предлагает критерии, в соответствии с которыми его можно проводить. Профессиональная мораль:

  • занимается регулированием поведения журналистов;
  • показывает мотивы служения общества с благородной стороны.

Этические принципы

Журналистское расследование

Среди принципов профессиональной этики обычно выделяют шесть основных.

  1. Социальная ответственность — готовность отвечать и нести ответственность перед обществом за ту информацию, которая подписана именем автора.
  2. Объективность и правдивость — информация, предоставляемая журналистом, должна быть правдивой, точной, исчерпывающей, представлять интересы всех сторон.
  3. Добросовестность — дотошная проверка фактов, точное их воспроизведение.
  4. Честность — неиспользование служебного положения в корыстных целях, сохранение в тайне источников информации.
  5. Уважение чести, достоинства личности заключается в нераспространении непроверенных сведений, а также в запрете на вторжение в частную жизнь.
  6. Профессиональная солидарность состоит из заботы о престиже профессии, бережного отношения к доверию коллег и аудитории.

Кодексы журналистской этики

Журналист в чрезвычайной ситуации

Основные (они же были первыми) профессиональные этические кодексы журналистов стали появляться в начале XX века. В 1918 году была принята французская «Хартия поведения». На протяжении столетия проводились различные международные журналистские встречи по вопросам профессии. Под влиянием концепции свободной прессы были написаны американские «Каноны журнализма». В 1978 года вышла декларация ЮНЕСКО об основных принципах вклада СМИ в укрепление мира и взаимопонимания. В 1983-м были приняты «Международные принципы журналистской этики».

Международные документы, на которых основывается профессиональная этика представителей СМИ

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (говорит, что журналист не должен нарушать права человека).

Пакт о гражданских и политических правах (ООН).

Акт ЮНЕСКО — декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международные этические принципы

Интервью Дональда Трампа

Международные основы журналистской этики были приняты в 1983-м на встрече профессиональных журналистских организаций в Праге.

Российский кодекс этики

Частная жизнь

Интересна история формирования кодекса журналистской этики в России. Этим вопросом активно занималась Г. В. Лазутина. Говоря про сущность и функции журналисткой этики, Лазутина Г.В. выделяет четыре принципа, на которых строится кодекс журналистской этики в России.

Принцип первый заключается в соблюдении приоритета общественных интересов перед групповыми. В основном этот принцип ориентирует журналистов на соответствие законам.

Второй принцип заключается в соблюдении как международных актов, так и законов своей страны, а также соблюдение прав человека.

Принцип третий — соблюдение норм морали и стандартов культуры взаимоотношений. Журналист должен проявлять воспитанность, порядочность, уважение к чести и достоинству личности.

Четвертый принцип — выполнение действий, связанных с профессиональной деятельностью, должно быть обдуманным, тщательным и честным.

Российский кодекс журналистской этики создавался на базе уже существующих европейских кодексов. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране Первым съездом Союза журналистов СССР в 1991-м. Кодекс содержал три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Сам документ содержит следующие тезисы:

  • Журналист при любых условиях обязан действовать в соответствии с кодексом профессиональной этики.
  • Обязан соблюдать законы страны, но при выполнении профессионального долга он отвергает попытки вмешательства со стороны, признавая только юрисдикцию своих коллег.
  • Журналист имеет право распространять только ту информацию, источник которой известен, в достоверности которой он убежден. Необходимо прилагать усилия, чтобы избежать нанесения ущерба неточностью, неполнотой или сокрытием информации; четко разделять факты и мнения, предположения, версии; нельзя прибегать к незаконным способам получения информации; нужно уважать право не предоставлять информацию. Искажение фактов, клевета — тяжкое профессиональное преступление. Журналист должен признавать свои ошибки и извиняться за них, он отвечает своим именем за достоверность каждого сообщения.
  • Сохранение тайны источника информации.
  • Противодействие экстремизму, ограничению гражданских прав. Уважительное отношению к людям, с которыми приходится работать. Человек невиновен до тех пор, пока суд не докажет иного.
  • Труд журналиста несовместим с занятием должностей в органах госуправления и власти, партиях и иных политических организаций. Деятельность сотрудника СМИ прекращается, когда он берет в руки оружие.
  • Недостойно для журналиста использовать свое имя и репутацию для распространения коммерческой или рекламной информации. Он не использует в личных интересах известную ему конфиденциальную информацию.
  • Способствует развитию честной конкуренции, уважая права своих коллег. Авторские права — предмет уважения каждого журналиста. Плагиат недопустим.
  • Журналист должен отказаться от задания, если при выполнении его он должен нарушить один из этических принципов.
  • Сотрудник СМИ имеет право пользоваться защитой, гарантированной законодательством.

Нарушения этических кодексов

Нарушения журналистской этики часто встречаются в повседневной жизни. Некоторые нормы кодексов могут быть обязательными, некоторые дискуссионными, некоторые допустимо нарушить. Эти стандарты не ограничивают, а лишь помогают в принятии объективных решений. Они определяют территорию свободного творческого пространства. Если журналист выходит за границы, у него возникают напряженные отношения с источником информации, аудиторией, коллегами. Кроме того, этические кодексы — защита, когда законы бессильны.

На практике позиции кодексов нарушают по нескольким причинам. Многие этические кодексы принимались давно, и на данный момент они не соответствуют жизненным реалиям. Во-вторых, ситуации бывают сложные и неоднозначные. И со временем они не становятся легче.

Выделяют четыре группы нарушений:

  • Журналист и аудитория (например, в погоне за сенсацией публикуют новости, провоцирующие излишнюю панику).
  • Сотрудник СМИ и источник информации (получение информации обманным путем, публикация без предоставления доказательств законности).
  • Журналист и герой публикации (в погоне за красивым оформлением делают намеки на национальную принадлежность, создают стереотипы о народах по поступку одного человека).
  • Сотрудник СМИ и профессия (плохо выглядит при проведении эксперимента, показывается на людях в неприемлемом виде).

Для сохранения своей репутации и репутации всего профессионального сообщества важно соблюдать правила журналистской этики. Нарушать их, пренебрегать ими можно только в случаях крайне необходимости, если сотрудник СМИ действует на благо общества. Ну и, конечно, чтобы соблюдать нормы, нужно знать сущность и функции журналистской этики.

Профессиональная этика в журналистской профессии регулирует нравственные аспекты деятельности по сбору, обработке и донесению информации до численно больших групп граждан. У исследователей нет единства во взглядах на происхождение и «возраст» профессиональной этики в журналистике. И.А. Кумылгановасчитает, что это понятие возникало закономерно вместе с появлением журналистики. Д.С. Авраамовполагает, что развитие профессиональная морали невозможно без большого количества представителей данной профессии, а это стало наблюдаться только во второй половине XIX века. Г.В. Лазутина утверждает, что «возраст» профессиональной этики журналиста не является чем-то определенным, так как она, хотя и оформилась только в XIX столетии, значительно раньше аккумулировала важные достижения в профессионально-этическом осмыслении[4].

В качестве одного из ранних проявлений профессионально-этичес-ких отношений в европейской журналистике К.Н. Назаретян приводит следующее: «Например, один из создателей современной журналистики, основатель французской газеты La Gazette (первый номер вышел в 1631 г.) Теофраст Ренодо в обращении к читателям говорил о трудностях, с которыми ему предстоит столкнуться, и обещал быть точным и правдивым
в своих сообщениях. Не осталась в стороне от западных тенденций и Россия. В середине XVIII в. М.В. Ломоносов написал работу под названием «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии»[5].

Основой для развития профессиональной этики журналистав Европе и США послужили либертарианские идеи Дж. Мильтона, Дж.Ст. Милля, Т.Джефферсона, утверждавшие общечеловеческие принципы морали: уважение чести и достоинства, признание совершенных ошибок, стремление сообщать правду, отсутствие взяточничества. Этипринципы легли в основу первых этических документов относительно профессиональной этики журналиста. Для ее развития необходимо, чтобы данная профессия стала если не массовой, то хотя бы достаточно распространенной, что находится в тесной взаимосвязи с ростом числа средств массовой информации(СМИ), их институализацией, качественно новым отношением населения – целевой аудитории изданий – к получению информации и к системе паблисити.

Считается, что профессиональная этика журналиста в Европе
и США возникла из либерализма и либертарианской концепции прессы, предложившей целевой аудитории совместный поиск системы ценностей и норм, в рамках которого журналист должен обладать независимостью и ответственностью. Поэтому к концу XIX века утверждаетсянеобходимость в кодификации принципов работы журналиста, его аксиологических и деонтологических ориентиров, а также институализации сообществ, которые работали над данными процессами (так, например, в 1889 году У.С. Лилли опубликовал научную статью под названием «Журналистская этика»). К началу ХХ столетия в журналистском сообществе были сформированы предпосылки для создания системы профессионально-этических регуляторов.

Таким образом, первым этапом развития профессиональной этики журналиста является период 1910-1930-х годов. Мировая история журналистики свидетельствует: ранняя кодификация профессионально-этических норм осуществилась в США, когда канзасская ассоциация редакторов приняла свой кодекс (1910 год), и во Франции, когда Национальный союз журналистовсоздал«Хартию долга» (1918 год). В Швеции в 1916 году создается первый совет по прессе, функционал которого предполагает разрешение конфликтов между журналистами и издателями, а также между журналистами и рядовыми гражданами.

В 1920-х годах в США в научной и публицистической литературе, в частности, «Журналистской этике» Н. Коуфорда, «Газетной этике»
В. Гиббонса, «Совести газет» Л. Флинта и др., поднимались вопросы о системе этических ценностей в журналистике, в которой приоритет авторами был отдан свободе слова и свободе прессы. Начинают проводиться международные совещания журналистов, возникают профессионально-этческие кодексы – как международные, так и национальные кодексов в разных странах мира (например, национальный этический кодекс СМИ в США появился в 1923 году). В некоторых японских газетах в этот же период появляются комитеты по анализу качественного состояния прессы и приему жалоб от читателей. Так было положено начало института ньюз-омбудсмена– специалиста, разбирающего претензии общественности к той или иной публикации.

В 1926 году были основаны Межамериканская ассоциация прессы (IAPA) и Международная федерация журналистов (IFJ, МФЖ) со штаб-квартирой в Брюсселе. МФЖ «является самой авторитетной организацией в области журналистики», она «объединила журналистские союзы более чем 90 стран мира»[6]. Лигой Наций была принята «Международная конвенция об использовании вещания в целях мира» в 1936 году
в Женеве. В 1939 г. МФЖ также опубликовала свой кодекс.

После Второй мировой войны начинается второй этап развития журналистской морали: создается Международная организация журналистов (МОЖ) (1946 год), МФЖ принимает «Декларацию принципов поведения журналиста» (1954 год). В США в 1947 году комиссия под руководством Р. Хатчинса публикует доклад «Свободная и ответственная пресса», который лег в основу теории социальной ответственности прессы. Согласно ее положениям, журналист обязан представлять аудитории полную, всестороннюю и правдивую информацию о происходящем, выявляя в ней те или иныеобщественные ценности. Однако материалы доклада не нашли поддержки у медиасообщества США, усмотревшего в них попытку государства контролировать СМИ.

В Европе в 1950-е годы продолжается институализация журналистских сообществ. Так, в 1953 г. начинает работу британский совет о прессе, который в дальнейшем неоднократно реорганизовывался.В 1990 годуон был преобразован в Комиссию по жалобам на прессу, которая в 2012 году была упразднена в связи со скандалами, вызванныминезаконными методами работы британских журналистов.

В 1960-х годах профессионально-этическое регулирование в журналистском сообществе выходит на новый уровень. В прессе США, в частности в журнале «Эксквайр»,газетах «Вашингтон Пост» и «Нью-Йорк Таймз», в это время ведутся интенсивные дискуссии о необходимости работы в СМИ представителя читателей, общественного редактора. Так,
в двух изданиях города Луисвилля в 1967 году появился ньюз-омбудсмен. В Швеции в 1969 году должность ньюз-омбудсменавключили в состав национального совета по прессе. В 1972 году газета «Торонто Стар»впервые ввела институт омбудсменов в Канаде.

В 1970 году при участии представителей ряда европейских журналистских профсоюзов имеждународных организаций, в частности МФЖ и МОЖ (Международная организация журналистов), была принята Мюнхенская декларация. Ряд проектов реализуется под патронажем ЮНЕСКО – это, в частности, международная встреча на тему «Этические принципы журналистов и средств массовой информации» (1973 год), принятие «Декларации об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания,
в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» (1978 год). В 1983 году на IV Консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в Праге и в Париже, были приняты «Международные принципы профессиональной этики журналистов».

Третьим этапом развитияжурналистской этики является период конца 1980-х – начала 2000-х годов, который характеризуется появлением новых этических кодексов в странах Восточной Европы и Азии. Например, в 1994 годусъезд Союза журналистов Болгарии принимает «Этические нормы журналистики», а Национальный союз журналистов Венгрии формулирует «Этический кодекс журналистов».Профессионально-этическое регулирование затрагивает журналистику в России, Армении, Белоруссии, Азербайджане и других странах. Кроме того, претерпевают определенные изменения национальные этические кодексы ряда стран.

Последнее 20 лет стали этапом интенсивного развития профессиональной этики в журналистских сообществах многих стран. Созданы
и оформлены такие механизмы этического саморегулирования, как кодексы и декларации, деятельность ньюз-омбудсменов, работа советов (коллегий, комитетов и т.д.) по прессе. Вместе с тем наметился пересмотр подходов к этическому регулированию, связанный с появлением новых медиа и с гражданской журналистикой.

Развитие журналистской этики в России имело свои особенности. Ей был дан весьма эффективный «старт» в виде упомянутых выше «Рассуждений» М.В. Ломоносова: «для того времени это был существенный вклад в осмысление СМИ в принципе. Несмотря на всю неоднозначность работы, сложно удержаться от соблазна назвать ее первым в мире этическим кодексом журналиста»[7].

Конец XIX – начало XX века является временем, когда и журналисты, и лидеры общественного мнения в России начинают поднимать вопросы о профессиональной ответственности и поведении журналиста. Профессиональная этика советской журналистики до середины ХХ века не могла развиваться в контексте дискуссий и разработок журналистов других стран, поскольку была приравнена к партийной. Тем не менее
ив рамках ее советского этапа отечественной журналистики существуют конкретные достижения. Так, на I Всесоюзном съезде советских журналистов, состоявшемся в Москве 1959 году, было принято решении о создании Союза журналистов СССР, который впоследствии вошел
в Международную организацию журналистов. При участии советских специалистов разрабатывались Международные принципы профессиональной этики журналиста. СССР принимал активное участие в деятельности ЮНЕСКО. Научное обоснование профессионально-этичес-кой регуляции в СССР в 1970-е годы присутствует в работах Р.Г. Бухарцева «Вопросы профессиональной этики журналиста», В.М. Теплюка «Журналист и источники информации: этические проблемы творческой деятельности журналиста».

Самым интенсивным этапом развития журналистской этики в России стал постперестроечный период. В 1990 году был принят «Закон
о печати и ликвидации цензуры», в 1991 году – первый и последний Кодекс профессиональной этики журналиста СССР. После принятия Закона РФ «О средствах массовой информации» (1991 года) создаются такие механизмы этической саморегуляции журналистов, как «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 год), «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 год), «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 год), «Хартия телерадиовещателей» (1999 год). В конце 1990-х годов выходят значимые работы «Профессиональная этика журналиста» Д.С. Аврамова (1999 год), «Профессиональная этика журналиста» Г.В. Лазутиной, «Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт)» А.А. Короченского. Различные аспекты профессиональной этики журналиста затрагиваются такими авторами, как С.М. Виноградова, В.М. Горохов, И.М. Дзялошинский, Я.Н. Засурский, В.И. Коньков, Б.Я. Мисонжников, Е.П. Прохоров, В.А. Сидоров, А.А. Тертычный и другими.

Отметим, что кроме термина «профессиональная этика журналиста» в учебной и научной литературе, а также в высказываниях профессионалов-практиков можно встретить термины «этика СМИ» и «медийная этика»: «В первую очередь этика средств массовой информации является описательной формой этики. Она описывает поведение человека в медийных условиях. Она не дает ответа на вопрос, что мы должны делать
с учетом новых, изменившихся условий деятельности, а скорее, подсказывает то, на что мы должны обращать внимание, действуя в измененных медийных условиях. Таким образом, она не учреждает нормы, а обостряет чувство ответственности. В этом отношении, этика средств массовой информации служит, прежде всего, обострению собственного потенциала ответственности»[8]. В корпус этики СМИ, таким образом, может входить не только профессиональная этика журналиста, но и научная этика, этика бизнеса, педагогическая этика и т.д. В рамках медийной этикипроисходит нравственное осмысление человеком и обществом деятельности всех каналов информации, куда, при широком понимании, входят не только СМИ, но и социальные медиа, кино, театр, любой арт-ивент.

Контрольные вопросы

1. Становление профессиональной этики журналистов: история вопроса.

2. Этапы развития профессиональной этики в журналистике. Эволюция профессионально-этических взглядов журналистов.

3. Профессиональные ассоциации журналистов: возникновение
и роль в этическом регулировании.

4. Этические кодексы в журналистике.

5. Профессиональная этика журналистики и деятельность международных организаций.

6. Специфика развития профессиональной морали журналистики
в России.

7. Специфика развития профессиональной моралижурналистики
в странах Европы,

8. Специфика развития профессиональной морали журналистики
в США.

9. Состояние профессиональной этики журналистов в мире в настоящее время.

10. Формы этической регуляции в журналистскойсреде.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Укажите факторы, повлиявшие на появление профессиональной морали в журналистской профессии.

2. Приведите примеры первых попыток этического регулирования в журналистской деятельности.

3. Назовите СМИ, в которых впервые были подняты вопросы этического регулирования журналистской деятельности, а также фамилии журналистов, издателей, редакторов, затрагивавших в своих материалах проблемы профессиональной этики журналистов.

4. Как, на ваш взгляд, влияет на этическое регулирование малый возраст журналистской этики в России?

5. Какие насущные проблемы, на ваш взгляд, призвана решать сегодня профессиональная этика журналиста?

6. Приведите примеры научно-исследовательских работ (диссертаций, статей, монографий), учебников и учебно-методических пособий, а также проведенных научно-практических конференцийпо журналистской этике в России.

7. Укажите страны, где:

а) работают советы по прессе;

б) созданы кодексы этического поведения журналиста;

в) существует институт ньюз-омбудсмена.

8. Что такое этика средств массовой информации?

9. Назовите основные этические документы, принятые в России
в 1990-е годы.

Творческие задания

1. Создайте проект радиопрограммы, посвященной истории журналистской этики.

3. На основании компетенций, сформированных при изучении дисциплин «Организация и работа современной пресс-службы», скомпонуйте медиа-кит, предназначенный для медиаобеспечения Круглого стола на тему «Механизмы этического регулирования в журналистском сообществе». В состав медиа-кита включите пресс-релиз, бэкграундер, фотоматериалы, хронологию событий.

4. Создайте материал-травелог на тему «Профессиональная этика журналиста: места и люди».

5. Создайте 2-3 материала для рубрики «Профессиональная этика журналиста в лицах».

6. Напишите творческую работу на тему «Научная этика и этика журналиста», в рамках которой опишите трудности взаимодействия научного и журналистского сообществ и особенности профессионально-этической методологии.

7. Подготовьте презентацию на тему: «Работа ньюз-омбудсмена
в России: proetcontra».

8. Проведите компаративный анализ этических регуляторов российского журналиста 1950-х и 1990-х гг. Данные анализа используйте для написания проблемной статьио смене профессионально-этических и идеологических парадигм в журналистке. Сверстайте статью, включив в нее необходимый графический материал.

Как правильно изучать профессиональную этику журналиста — как свод корпоративных, благопристойно выглядящих заявлений о СМИ или как объективное проявление их сущности?

Разговор со студентами — будущими журналистами — о профессиональной этике, при всей «разработанности» в учебно-методической литературе этой темы, казалось бы, не должен вызывать никаких вопросов, а тем более сомнений. Ознакомление с международными, национальными и даже региональными документами, регулирующими эту важнейшую сторону деятельности журналиста, должно создавать уверенность полного благополучия в этом вопросе. Сопоставительный анализ кодексов журналистской и других профессий, деклараций об этике их профессиональной деятельности и подобных им документов позволяет студентам делать вывод: «Да это же просто перечисление нравственных основ воспитанного человека, независящих от характера его деятельности!». Задают вопрос: «А чем специфика профессиональной порядочности журналиста отличается от порядочности, например, инженера? Так, может быть, разработать этакий «типовой» этический кодекс гражданина РФ, вписав в него некую (объективную или надуманную) специфику этики профессии? Может быть, реанимировать что-то вроде «Морального кодекса строителя коммунизма»?

Уже после первой практики студенты недоумевают: «Есть кодекс декларируемый, а есть установка работодателя, владельца. И практическая этика в том, что надо делать то, за что платят». В результате вывод: «если есть в обществе общая культура — будет и профессиональная (в любой профессии) и культура, и этика. Разве адекватный человек (а журналист, тем более) не понимает, что тайно включать диктофон, не спросив разрешения у интервьюируемого, — это не порядочно?».

Одной из причин неопределённости с профессиональной этикой, на наш взгляд, является повсеместно бытующее определение журналистики: «общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации» (Большая Советская Энциклопедия).Но эта «деятельность» характерна для многих профессий. К слову, подразделения «медицинской статистики» любой поликлиники занимаются тем же. И информация у них социально весьма значима.

За тысячи лет никто не пытался дать иное определение окружности на плоскости. Историки науки утверждают, что оно восходит ещё к древним шумерам, геометрию которых Эвклид изучал по их источникам, попавшим позднее к египетским жрецам. В гуманитарных же науках сложнее. Гегель отмечал: «…чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Это, видимо, относится и к журналистике. «Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение», — это уже заметил английский астроном Джон Гершель. Философия, которая частными задачами не занимается, требует наиболее общих определений, которые сохранялись бы долгое время. Дать такое определение журналистике трудно, поскольку в различные исторические периоды определение ее может меняться. В этом случае мы предлагаем такое определение журналистики: «исторически складывающийся институт общества, призванный удовлетворять его информационные потребности с целью совершенствования его социального устройства». Здесь мы не отказываемся от существующего в науке принципа фальсифицируемости — права выдвигаемого предложения быть опровергнутым в интересах истины. Мы беседуем на семинарах о том, что само определение журналистики должно отражать ее этические аспекты. Этический аспект в предлагаемом определении заключается в том, что мы говорим о совершенствовании социального устройства не отдельных групп общества, а всего общества. В противном случае мы бы усиливали процесс расслоения общества и появления сложных противоречий между отдельными его группами.

Из чего мы исходим в разговоре со студентами о профессиональной журналистской этике? Прежде всего из того, что журналистика — часть культуры этноса. Уже первые люди на Земле (в соответствии с принципом комплиментарности по Л.Н. Гумилёву) стали обмениваться значимой информацией, формируя основы взаимоотношений при этом обмене. Появилась культура, этика общения. Культура каждого этноса формировала будущую, именно ему присущую систему коммуникации. Исходя из этого, мы можем понять индивидуальность профессиональной этики современных, скажем, японских СМИ. И мы на семинарах обсуждаем, например, такие вопросы:

• Особенности общей культуры и профессиональной журналистской этики в СМИ Японии и Англии;

• Этнические корни культуры и профессиональной этики;

• Этика — одна из первых проблем философии;

• «Никомахова этика» только для Никомаха?;

• Нравственный императив Канта и связь его со всеобщим — «звездным небом надо мной».

В ряде работ, касающихся профессиональной этики журналиста, синонимизируются понятия «нравственность» и «мораль». Мы считаем эти понятия принципиально разными. Нравственность — категория историческая, консервативная, реагирующая на изменяющиеся условия не всегда синхронно с ними. Нравственность выражает систему наиболее оптимальных и приемлемых для конкретного этноса и времени его развития форм общения. Характерная для России устойчивая нравственность «западные ценности» принимает не сразу. Да, это ценности, как замечал А.А. Зиновьев, но это чужие ценности. Они не хорошие и не плохие. Они — другие. И нравственность это «понимает». Нравственность — это «снизу», от наших корней. А мораль — это «сверху». Мораль может диаметрально поменяться в одночасье. Да и не только мораль, но и всё написанное и сказанное в соответствии с ней. Мораль — это, всё-таки, инструмент регулирования отношений государства с обществом. Государству (и это совершенно объективно) необходимо определённое в каждый исторический момент настроение и поведение общества (вспомним тот же «Моральный кодекс строителя коммунизма», призывы к знаменательным датам, лозунги и тому подобное). Если предписанная мораль не срабатывает, принимаются соответствующие законы (одним словом, «Жезлом правит, чтоб вправо шёл…»). Нужно сказать, что обсуждение этих и подобных им тем на семинарах (а иногда и на лекциях по мере появления вопросов и желания немедленно высказаться) вызывает не только теоретический, но и практический интерес у студентов.

Что делать — создавать некие «правильные» законы журналисткой этики или видеть в культуре этноса естественно продолжающие формироваться в новых исторических условиях, созвучные с историческими традициями нравственные устои, приемлемые для журналистской практики нашего времени? Где мы рассуждаем в унисон с объективными законами, а где начинаем, как говорится, «играть поперёк нот»? Ощущение объективности, созвучия с законами Природы должно всегда сопровождать рассуждения (а потом и практические действия) студентов.

В то время, когда наша современная журналистика переживает небывалый кризис, когда, как говорит Я.Н. Засурский, «…этических норм, как правило, для многих журналистов вообще не существует», возможно, и следует в рассуждениях о методологии преподавания журналистской этики исходить не из добрых рассуждений о том, как «должно быть», а из трезвых — о том, как оно есть на самом деле.

Если мы говорим о теории этики, то следует начинать с ее этнических корней, изучать свойственные ей в различные исторические периоды закономерности, ибо теория и есть отражение закономерностей, а основное свойство всякой теории — ее предсказательность. Мы должны уметь рассуждать со студентами о будущем журналистской профессиональной этики. В принципе, в точке бифуркации есть бесконечное множество вариантов развития. Нужно найти наиболее оптимальный. И у студентов бывает множество мнений по этому вопросу — от мрачного пессимизма до, у немногих, безудержного оптимизма.

В современных средствах массовой информации России очень часть можно встретить нарушения норм журналистской этики.

Профессиональная этика журналиста является частью этики общей. Существует две точки зрения по поводу времени её появления. Некоторые исследователи полагают, что профессиональная этика старше профессии, другие считают, что этические нормы могли зародиться ещё до появления профессии.

Нормы профессиональной морали складывались благодаря расширению, сужению или конкретизации норм общей морали. Однако в отличие от общей морали, нормы журналистской этики закреплены в кодексах.

Мы можем выделить несколько этапов в формировании журналистской этики.

Во-первых, это необходимость профессионального сообщества соизмерять свои поступки с общественной моралью, чтобы не подвергнуться критике. В 20 веке появился соответствующий термин, а именно - "медиакритика". Медиакритика побуждает журналистов к корректированию своей практической деятельности.

Во-вторых - это конкуренция. Если какое-либо СМИ не соблюдает этические нормы, допуская множество нарушений в своём издании, то неизбежен отток аудитории. Читатели обратятся к более качественному источнику информации, для которого следование нормам журналистской этики является самоценным.

Следующий этап формирования заключается в том, что система стала настолько развитой, что нормы начали появляться не извне, а изнутри. Возникла система саморегулирования, которая представлена в России Большим Жюри и Общественной коллегией по жалобам на прессу и региональные Советы по информационным спорам. Стоит заметить, что в нашей стране не достаточно развит институт саморегулирования СМИ: многие журналисты зачастую не видят смысла в соблюдении профессиональной этики и даже не читали кодексы, такие как: Московская хартия журналистов, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Меморандум национальной ассоциации телевещателей и другие

Нет в России и гражданского общества, которое бы следило за соблюдением норм в печати и на телевидении. И, наконец, государство не заинтересованно в том, чтобы в России сложился крепкий механизм саморегулирования. В последнее время СМИ для государства - это институт для пропаганды. Пример тому - репортаж о распятом на Украине мальчике, который показал в прайм - тайм один из центральных каналов. Факты, изложенные в сюжете, оказались недостоверными. Однако опровержения не последовало.

Учёный Луиза Свитич указывает на то, что нынешняя редакционная практика культивирует в журналистах такие качества, как «умение приспосабливаться», «способность легко менять свои убеждения», «скептицизм», «цинизм». Журналисты имеют достаточно толерантное отношение к существованию лжи в работе и профессии. Только незначительная часть ограничивает себя неписаными правилами. Это означает, что саморегуляция носит случайный, узкий и локальный характер, чаще всего она наблюдается внутри редакции. Низкая степень саморегуляции приводит прежде всего к собственной незащищенности журналистов перед внешними и внутренними факторами давления. Она также сводит на нет предпосылки для развития профессиональной корпоративности, оставляя журналистов в позиции разрозненных наемных работников. Журналистика как профессия получает достаточно скромный статус в обществе, представая не как общественная сфера для гражданских дискуссий, а как муниципальный отдел пропаганды и частное бюро услуг для платежеспособного заказчика. [6]

Исследователь Владимир Тулупов отмечает: "К сожалению, сегодня самый большой грех сегодняшней российской прессы – пренебрежение профессиональными стандартами, и прежде всего этикой (что, по сути, одно и то же). Как результат: аудитория все меньше доверяет СМИ, печатному и звучащему слову. Нынешнее поколение практически не знает качественной журналистики". [8]

Мы выделили четыре группы нарушений журналистской этики.

Первая группа: журналист и аудитория. Журналист должен быть ответственен перед аудиторией, не провоцировать панику, проверять достоверность фактов, не публиковать слухи, не искажать информацию, не пропагандировать насилие.

  1. "Ситуация с распространением ВИЧ в "России" достигла уровня национальной катастрофы". [9] Журналист пишет о вопросах медицины и не должен делать упор на сенсационность, которая может вызвать страх у многих людей.
  2. Заголовок "Убей собаку - спаси детей!" [3] Пропаганда жестокости и насилия.

Вторая группа: журналист и источник информации. Собирать информацию необходимо честными методами, не перевирать слова источника, быть беспристрастными.

  1. "Life news публикует новые тайные переговоры Немцова". [11] Журналист распространяет «прослушку» телефонных переговоров без предоставления доказательств законности получения подобной информации.
  2. "Журналисты НТВ обманом взяли интервью у бой-френда Кудрявцевой". [5]

Недопустимо получение информации обманным путём.

Третья группа: журналист и герой публикации. Журналист не имеет права вмешиваться в частную жизнь, публиковать порочащие сведения, оскорблять или пренебрежительно намекать на расу, национальность, физическую или психическую неполноценность.

  1. "Черно - белые карты Барака Обамы". [7] Пренебрежительный намёк на расу американского президента.
  2. "Чеченцы избили полицейского в Ницце". [10] Необходимо воздерживаться от стереотипов и не переносить деяние одного человека на целый народ, не следует упоминать национальность человека без веских на то оснований.

Четвертая группа: журналист и профессия. Необходимо соблюдать условия честной конкуренции, не совмещать политическую должность и работу журналиста, не дискредитировать своим поведением профессию журналист.

  1. "Вот и уроженец Владивостока, журналист Дмитрий Огнеев, освещающий события на востоке Украины с присущей его профессии объективностью, уже не в первый раз попадается в объектив камеры с оружием в руках". [2] Профессиональная деятельность журналиста прекращается, когда он берет в руки оружие.
  2. "В Одессе пьяный Михаил Леонтьев публично обматерил руководство Украины". [1]

Журналист должен понимать, что его внешний облик и поведение в общественных местах влияют на представление людей о журналистике. Неуважение к публике и неадекватное поведении наносит ущерб репутации журналистской корпорации в целом.

Таким образом, мы доказали, что в российской журналистике нарушаются нормы профессиональной этики во многих сферах. Уровень саморегулирования в России довольно низкий. Однако в западноевропейских странах построение саморегулирования заняло несколько десятков лет. Поэтому можно предположить, что и в России это процесс быстрым не будет.

Список литературы

  1. В Одессе пьяный Михаил Леонтьев публично обматерил руководство Украины // Журдом. 08.05.2012
  2. В России просто традиция такая - журналисты только с оружием в руках! // yablor.ru. 15.01.2015
  3. Завгородняя Д. Убей собаку - спаси детей // Комсомольская правда. 23.09.2012
  4. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста как наука и практическая проблема. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
  5. Лера Кудрявцева объявила бойкот телеканалу НТВ // wotda.ru.
  6. Пасти С. М. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга // под ред. Д. П. Гавры. — Тампере : Tampere University Press, 2004
  7. Сорокина Н. Черно-белые карты Барака Обамы // Российская газета. 20.03.2008
  8. Тулупов В. Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз // Relga.ru. 11.05.2004
  9. Черных А. Со скоростью СПИДа // Коммерсантъ. 15.05.2015
  10. Чеченцы избили полицейского в Ницце // inosmi.ru. 05.10.2010
  11. Life News публикует новые тайные переговоры Немцова // Life News. 20.12.2015
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Читайте также: