Какие требования предъявляет профессия к человеку

Опубликовано: 02.10.2024

· Нужна высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

Профессии типа «человек – человек»

· Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

· устойчивое, хорошее настроение в процессе с людьми;

· потребность в общении;

· способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;

· умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;

· хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;

· умение находить общий язык с разными людьми;

· хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.

Профессии типа «человек – природа»

· любовь к природе;

· дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;

· самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;

Профессии типа «человек – знаковая система»

· хорошо развито абстрактное мышление;

Профессии типа «человек – художественный образ»

· наличие способности к искусствам;

Какие профессии в наши дни можно назвать исчезающими?

В качестве примера можно привести профессию оператора ЭВМ. Ранее существовали специалисты, которые занимались исключительно вводом информации в электронно-вычислительные машины и управлением этими машинами. Машины были большими, дорогими, сложными в работе, количество их было невелико, поэтому доступ к ним осуществлялся через посредство специальных людей - операторов.

Однако, сейчас развитие компьютерной техники достигло такого уровня, что компьютеры в большинстве своем стали персональными, и спрос на операторов ЭВМ сократился практически до нуля. Во-первых, современные компьютерные средства благодаря своей дружественности позволяют управлять процессом обработки информации людям, имеющим минимальные навыки пользования компьютером. Во-вторых, компьютеры распространились настолько, что появилась возможность доступа к ним практически любого человека, и специалисты-посредники между людьми и компьютерами перестали требоваться. Сейчас почти каждый профессионал в своей области может и должен владеть навыками использования персонального компьютера в своей профессиональной деятельности.

С ростом всеобщей компьютерной грамотности людей профессия оператора ЭВМ в наши дни исчезает также, как ранее с распространением общей грамотности - простого умения читать и писать - исчезла профессия писаря.

Оператор ЭВМ - это представитель целой группы исчезающих профессий, связанной с вводом, обработкой и передачей информации. Поскольку, современное техническое развитие связано прежде всего с разработкой и внедрением новых средств информации, связи и управления, на рынке труда перестают требоваться профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств, такие как машинистка, телефонист, наборщик, архивист.

Какие новые профессии появляются в наши дни?

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.


Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Профессии типа «человек - техника» (Т). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии типа «человек - человек» (Ч). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимо-отношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Профессии типа «человек - природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют'от работника творческого мышления.

Профессии типа «человек - знаковая система» (3). Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем te6e. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость. .

Профессии типа «человек - художественный образ» (X). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдение за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать .на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Гностические профессии (Г). Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Он должен иметь выраженную познавательную активность, наблюдательность (достаточно большой объем внимания), устойчивость внимания, высокую работоспособность, малую утомляемость соответствующих органов чувств, проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.

Преобразующие профессии (Пр). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни. Этот класс широко распространен во всех без исключения типах профессии.

Названные профессии требуют определенных качеств от работников. Это прежде всего следующие: склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу труда и его результату, высокая активность и работоспособность.

Изыскательные профессии (И). Этот класс профессий еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к тем, кто решил выбрать одну из таких профессий. Прежде всего это интерес к новому, а также творческое мышление и воображение — способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.

Профессии, связанные с ручными орудиями труда (Р). При любом уровне технического прогресса сохраняется ручной труд: он используется для сборки, монтажа, налаживания, ремонта и регулирования различных технических устройств. При работе с ручными инструментами необходимы такие качества, как координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и* направлению усилий), высокоразвитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное практическое мышление, особый интерес к самому процессу труда, а не только результату работы.

Профессии, связанные с использованием машин (М). Эти профессии предъявляют работникам требования к следующим качествам: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью, практическое техническое мышление.

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов и других технических комплексов (А). Хорошо отлаженный станок с числовым программным управлением, автоматическая линия или технологический робот высвобождают человека как звено управления. Он наблюдает за их работой и при необходимости (для регулировки, ремонта) вызывает нужного специалиста. Среди качеств личности, необходимых работникам для выполнения своих обязанностей по профессиям этого отдела, следует отметить устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение — способность мысленно представлять невидимые предметы, их соотношения.

Профессии, связанные с использованием функциональных орудий труда (Ф). Прежде всего уточним, что понимается под этим термином: это выразительные средства поведения, речи (учитель) ; организм человека, его подсистемы, органы (балерина, спортсмен); зафиксированные в речи правила, планы поведения, деятельности (программист-вычислитель и др.); эталоны органов чувств (дегустатор, кулинар). Функциональные средства имеют место в любом труде. Но в ряде профессий они являются основными. Секрет мастерства и успеха работающего прямо зависит от того, как он владеет этой группой орудий оснащения деятельности. Функциональные орудия незримы. Аппаратчик химического производства, например, мысленно прослеживает сложнейшие цепи, схемы недоступных наблюдению процессов, в уме ведет те или иные химические реакции. А внешняя сторона его деятельности — изменение положения различных вентилей, регулирующих поступление того или иного вещества, изменяющих режимы производства и т. д.

Вот некоторые качества, без которых человек не добьется успеха при осваивании профессии данного отдела: способность удерживать в уме множество правил, сведений,.оперировать ими, т. е. хорошая память; высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

Профессии, связанные с работой в определенных условиях. Работа в помещении с микроклиматом, близким к бытовым нормам (б), никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например под водой, в непосред- ственной близости от огня, под землей и др., должны отличаться особой выносливостью, крепким физическим здоровьем. Если человек трудится в условиях повышенной моральной ответственности (м) за здоровье, жизнь и психическое развитие людей или несет бремя материальной ответственности за большие общественные ценности, то он должен обладать высоким уровнем развития моральных качеств.


Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформули­ровать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Профессии типа «Человек — Техника» . Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). Особенность техни­ческих объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнитель­ская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техниче­ская фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик.

Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:

Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.

Профессии типа «Человек — Человек» . Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддержи­вать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотно­шениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассмат­риваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Подтипы профессий типа «Человек – Человек»

Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами:

Директор предприятия, бригадир поезда, капитан флота, бригадир, инженер по организации управления производством

Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой:

Воспитатель детсада, учитель, тренер, инженер по подготовке кадров, инструктор-летчик, репетитор цирковых номеров, репетитор по технике речи.

Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей:

Проводник, продавец, парикмахер, официант, приемщик заказов, буфетчик, бармен.

Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей:

Телефонист, телеведущий, юрист, экскурсовод, библиотекарь.

Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами:

Дирижер, режиссер, художественный руководитель.

Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей:

Медсестра, фельдшер, акушерка, врач, косметолог.

Профессии типа «Человек — Природа» . Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздни­ков, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью,

чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческо­го мышления.

Подтипы профессий типа «Человек – Природа»

Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:

Почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор

Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:

Ветеринар, дояр, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приемщик яиц.

Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:

Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.

Профессии типа «Человек — Знаковая система ». Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искус­ственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристи­ки реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышле­нием и воссоздающим воображением. А, учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система»

Профессии, труд которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование:

Оператор связи, секретарь-машинистка, стенографист, корректор, технический редактор, библиограф, переводчик, нотографик, нотариус

Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения:

Калькулятор на предприятии, оператор вычислительных машин, контроллер-кассир, бухгалтер, экономист, программист, статистик.

Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов:

Чертежник-конструктор, картограф-составитель, топограф, геодезист, аэрофотогеодезист

Профессии типа «Человек — Художественный образ» . Важ­нейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,— наличие спо­собности к искусствам, творческое воображение, образное мышле­ние. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результа­том часто создает обманчивое представление о легкости само­го процесса труда. Между тем надо помнить, что за внеш­ним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная ра­бота.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»

Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:

Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.

Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:

Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.

Профессии, связанные с писательской деятельностью:

Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.

Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:

Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только "железки", но и всевозможные неметаллические материалы; ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.

Поэтому тип профессий «человек - техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельно­сти различные манипуляции с объектом или сам объект.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определённость действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять, технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.

В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:

- техническое понимание – умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;

- техническую исполнительность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;

- конструктивно-техническую деятельность – улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.

Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек-техника» необходимо иметь пространственно-образное представление, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно-временную развертку - техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.

Тип «человек - знаковая система»

Внутри типа профессий «человек - знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий:

А . Оперирование словесными (вербальными) знаковыми сис­темами.

В словесной форме информация создается (лингвисты, истори­ки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальону, телефонистки, телеграфисты) (Кулагин Б. В., 1984.)

Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (ма­тематический язык).

Широко распространены математические и химические знако­вые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метеорологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.

В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).

Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.

Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как сред­ством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концент­рацией, переключением, распределением и устойчивостью); вер­бальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нерв­ной системы.

Оперирование различной формой знаковых систем требует со­ответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образ­ная память и образное мышление.

Итак, если у человека хорошо развита память, все свойства внима­ния и наблюдательность, то у него есть необходимые воз­можности для овладения профессиями «человек - знаковая сис­тема» (Смирнова Е. Е., 2003).

Тип «человек - художественный образ»

Представители профессий типа "человек – художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы это го типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают (Шеховцова Л. Ф., 1997).

Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикма­хер, косметолог, мозаичник).

Содержание деятельности рабочих профессий заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда. Поэтому в профессионально важные качества наряду с образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е. качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человек - техника» (Шеховцова Л. Ф., 1997).

Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, pyчная yмeлoсть (мануальные способности), а также спе­циальные cпocобности к разным видам художественной деятель­ности.

Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, например, для хореографа - к танцевально-музыкальным, для дирижера - к музыкальным и организаторским и т. д.

Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной (Смирнова Е. Е., 2003).

Тип «человек-природа»

Профессии типа «человек-природа» характеризуют отношение человека к природе.

В этом типе можно выделить, профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.

Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима фи­зическая выносливость, сила, ловкость.

Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов - поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчиво­сти, психическим процессам.

В силу того, что профессии этого типа характеризуют отноше­ние человека к природе, для профессий типа «человек - природа» более важными оказываются личностные качества - склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев осо­бое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планиро­ванию и прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении.

Тип «человек – человек»

Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успеш­ной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение - необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникабельность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.

Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность - совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.

Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек – человек».

Внутри этого типа, по данным Кавериной (Шеховцова Л. Ф., 1997) выделяют шесть подтипов:

1 подтип - работники просвещения,

2 подтип - работники торговли и общественного питания,

3 подтип - работники социально-бытового обслуживания,

4 подтип - медицинские работники,

5 подтип - культпросвет работники культпросвет работники,

6 подтип - работники юстиции.

У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности:

1. Направленность личности на тип деятельности в области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям).

2. Общительность как легкость вступления в общение.

3. Эмпатия - способность к сопереживанию.

4. Социальный интеллект - чистота, четкость, эмоциональная

5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

6. Внешность - экспрессия лица и поведения.

7. Умение управлять coбoй и другими людьми.

Поэтому специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек-человек» являются коммуникативность, эмпатия, самообладание и выдержка, такт, организационные умения.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуаци­ях, и инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Основными направлениями сохранения здоровья человека от вхождения его в деятельность и до выхода из неё являются профессиональная ориентация с целью поиска наиболее подходящей работы для человека с учётом медицинских противопоказаний к определённым видам деятельности (антропоцентрический подход), профессиональный отбор и подбор персонала к деятельности с учётом профессионально важных качеств человека (в том числе и состояния здоровья) (профессиоцентрический подход), психологическое сопровождение профессиональной деятельности на этапах профподготовки, профадаптации и собственно профессиональной деятельности с целью своевременного определения, профилактики и коррекции возникновения недопустимых функциональных состояний, профессиональная реабилитация и психологическая подготовка человека к выходу на пенсию в целях профилактики возникновения болезненных расстройств при этом.

Исходя из этого, важно так подбирать методики, чтобы они позволяли осуществлять мероприятия по сохранению здоровья человека на этапе от «входа» в профессию и до «выхода» из неё.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Читайте также: