Какие требования предъявляются к кандидату на должность главы высшего должностного лица субъекта рф

Опубликовано: 02.10.2024

РОССИЙСКИЙ ФОНД СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ

Статья 197. Поддержка выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

1. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
В числе лиц, поддержавших кандидата, должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
В городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата (от 5 до 10 процентов), устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав внутригородских муниципальных образований города федерального значения. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города федерального значения. С учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения законами этих субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к поддержке кандидата в городе федерального значения.
В субъектах Российской Федерации, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов указанных муниципальных образований.

2. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.

3. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Депутат представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа муниципального района. Депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением.

4. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса.

5. Списки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поддержавших кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), публикуются в региональных государственных периодических печатных изданиях в соответствии с законами субъектов Российской Федерации или размещаются на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 63 настоящего Кодекса.

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Законом установлено, что предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 днейдо истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.

В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом не позднее 7 днейповторно вносится предложение о кандидатуре. При двукратном отклонении представленной кандидатуры Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на 6 месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать, законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава).

Законом допускается отрешение высшего должностного лица от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом субъекта РФ.

Высшим должностным лицомможет стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

4) имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса;

5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.




При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно.Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностейвысшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 днейсо дня его официального опубликования.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2009 г. N41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях".

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

Положение о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

1. Предложение о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - кандидатуры) вносится Президенту Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложения результатов выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и был допущен к распределению депутатских мандатов (далее - политическая партия).

2. Политическая партия вносит предложение не менее чем о трех кандидатурах, которые должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

На должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) не могут быть предложены лица, которые не вправе замещать указанную должность по основаниям, установленным федеральным законом.

3. Предложение политической партии о кандидатурах вносится не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - не позднее 30 дней со дня их прекращения.

4. До внесения политической партией предложения о кандидатурах Президент Российской Федерации и уполномоченный представитель политической партии проводят консультации по кандидатурам. Консультации проводятся не позднее чем за 100 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 20 дней со дня их прекращения.

По поручению Президента Российской Федерации проводить указанные консультации может Руководитель Администрации Президента Российской Федерации или иное должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации.

5. При внесении политической партией предложения о кандидатурах учитываются авторитет и деловая репутация предлагаемых кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты консультаций.

6. К предложению политической партии о кандидатурах прилагаются:

решение политической партии о внесении предложения о кандидатурах, принятое в соответствии с уставом политической партии;

заявление в письменной форме каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о согласии на рассмотрение его кандидатуры. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество гражданина, его гражданство, а также дается обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случае наделения его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

заявление в письменной форме каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о согласии на проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

сведения по установленной форме о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

копия паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также копии документов об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

7. К предложению о кандидатурах политические партии вправе приложить иные документы и материалы, характеризующие предлагаемые кандидатуры.

8. Предложения политических партий о кандидатурах, внесенные с нарушением порядка и сроков, предусмотренных статьей 26 1 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"), и с нарушением порядка выдвижения кандидатур, предусмотренного уставом политической партии, а также предложения о кандидатурах, не соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти" и настоящим Положением, Президентом Российской Федерации не рассматриваются.

9. Представленные политическими партиями документы и материалы в установленном порядке рассматриваются в Администрации Президента Российской Федерации. Должностные лица, осуществляющие рассмотрение этих документов и материалов, вправе представить Руководителю Администрации Президента Российской Федерации дополнительные материалы, характеризующие предлагаемые кандидатуры, информацию о социально-экономическом положении в субъекте Российской Федерации, иные справочные материалы.

О результатах рассмотрения представленных политическими партиями документов и материалов Руководитель Администрации Президента Российской Федерации докладывает Президенту Российской Федерации.

10. Рассмотрение Президентом Российской Федерации предложения политической партии о кандидатурах и уведомление о результатах рассмотрения коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, внесшего предложение о кандидатурах (далее - уведомление), осуществляются в срок, не превышающий 30 дней со дня внесения предложения, а в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 14 дней со дня внесения предложения.

По поручению Президента Российской Федерации уведомление может осуществляться Руководителем Администрации Президента Российской Федерации или иным должностным лицом Администрации Президента Российской Федерации.

11. В случае если после рассмотрения предложения политической партии о кандидатурах ни одна из них не была поддер-жана Президентом Российской Федерации, политическая партия вправе не позднее чем через 30 дней со дня уведомления повторно внести предложение не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались Президентом Российской Федерации. Повторное внесение предложения о кандидатурах осуществляется с учетом результатов консультаций с Президентом Российской Федерации, которые проводятся в срок, не превышающий 20 дней со дня уведомления.

12. Рассмотрение Президентом Российской Федерации повторно внесенного политической партией предложения о кандидатурах и уведомление осуществляются в срок, не превышающий 14 дней со дня внесения предложения.

13. В случае если после рассмотрения повторно внесенного политической партией предложения о кандидатурах ни одна из них не была поддержана Президентом Российской Федерации, Президент Российской Федерации проводит консультации с уполномоченным представителем политической партии и уполномоченным представителем законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Консультации проводятся не позднее чем за 10 дней до дня внесения предложения о кандидатурах.

По поручению Президента Российской Федерации проводить указанные консультации может Руководитель Администрации Президента Российской Федерации или иное должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации.

14. По результатам проведенных консультаций политическая партия вправе не позднее чем за 14 дней до истечения 180 дней со дня последнего уведомления внести предложение не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались Президентом Российской Федерации.

Указанное предложение рассматривается Президентом Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней со дня его внесения.

15. Повторное внесение предложений о кандидатурах и их рассмотрение Президентом Российской Федерации в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11-14 настоящего Положения.

16. В случае если после рассмотрения внесенного политической партией в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения предложения о кандидатурах ни одна из них не была поддержана Президентом Российской Федерации, по предложению Президента Российской Федерации могут быть проведены дополнительные консультации с политической партией. По результатам проведенных консультаций Президент Российской Федерации может предложить политической партии внести предложение о кандидатурах.

В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение о наделении внесенной Президентом Российской Федерации кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, по предложению Президента Российской Федерации могут быть проведены дополнительные консультации с политической партией, по результатам которых Президент Российской Федерации может предложить политической партии внести предложение о кандидатурах.

17. В случае если политическая партия не воспользовалась своим правом внести предложение о кандидатурах или воспользовалась им частично и не внесла предложение о кандидатурах повторно либо внесла предложение о кандидатурах с нарушением требований, предусмотренных статьей 26 [1] Федерального закона "О политических партиях" и статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти", Президент Российской Федерации определяет кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и вносит в установленном порядке в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Кандидатура может быть предложена также из числа лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.

18. Для определения кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложение не менее чем о двух кандидатурах на указанную должность. Кандидатура может быть предложена также из числа лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.

19. Предложение о кандидатурах, указанных в пункте 18 настоящего Положения, вносится Руководителю Администрации Президента Российской Федерации полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе с учетом авторитета и деловой репутации предлагаемых кандидатур, опыта их публичной (государственной и общественной) деятельности, а также с учетом результатов проведенных предварительных консультаций.

Предлагаемые кандидатуры должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти".

20. К предложению полномочного представителя Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе о кандидатурах прилагаются предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения заявления, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и копии документов, а также сведения о результатах предварительных консультаций, информация о социально-экономическом положении в субъекте Российской Федерации и при необходимости - иные справочные материалы.

21. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации рассматривает предложение о кандидатурах, проводит необходимые консультации и представляет Президенту Российской Федерации соответствующие документы.

22. В случае если ни одна из представленных Руководителем Администрации Президента Российской Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации представляет новые кандидатуры.

23. Кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, представление о которой внесено Президентом Российской Федерации по предложению политической партии или по предложению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации представляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

24. Должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, подготавливающие и вносящие предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несут ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих указанные кандидатуры.

4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.
Законом установлено, что предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.
В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом не позднее 7 дней повторно вносится предложение о кандидатуре. При двукратном отклонении представленной кандидатуры Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на 6 месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать, законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава).
Законом допускается отрешение высшего должностного лица от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом субъекта РФ.
Высшим должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.
Высшее должностное лицо:
1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;
3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;
4) имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса;
5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.
Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

1. В случае, если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на указанную должность.

2. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации три кандидатуры, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства; основное место работы или службы, занимаемая должность либо в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до дня голосования в указанном органе по его кандидатуре.

3. Сведения о кандидатурах, указанных в части 1 настоящей статьи (фамилия, имя, отчество; дата рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства; основное место работы или службы, занимаемая должность либо в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), размещаются на информационном стенде в помещении для голосования с указанием представившего их кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также могут доводиться до сведения избирателей иными способами, предусмотренными законом.

4. Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

5. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранного гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сенатор Российской Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о наделении полномочиями нового сенатора Российской Федерации.

Читайте также: