Какие требования предъявляются к кандидату на должность президента фрг

Опубликовано: 01.07.2024

Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из депутатов Бундестага и того же количества представителей, избираемых ландтагами земель на началах пропорциональности.

Особенности выборов:

· Проходят без прений

· Используется мажоритарная система абсолютного большинства

· Переизбрание допускается только 1 раз.

Требования к кандидату:

· Неограниченное право избрания в Бундестаг

Срок полномочий: 5 лет

Полномочия:

· Выдвигает кандидатуру на пост Канцлера

· По предложению Канцлера назначает министров;
право помилования

· Право награждения орденами и медалями

· Предсьавление страны на международной арене

· Право заключения международных договоров

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это правило не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относительным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным канцлером или федеральным министром своих обязанностей до назначения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает возможность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (который принимает окончательное решение) только в связи с обвинением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голосов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундесрата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Правительство ФРГ.

Федеральное правительство представляет собой орган исполнительной власти, который осуществляет функции управлении государством. Оно состоит из Федерального канцлераи федеральных министров.

Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство.

Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Канцлера. Последний определяет основные направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером. Структура органов исполнительной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства — высшие (головные) ведомства, наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции.

Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь законы, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами.

Укреплению сотрудничества между законодательной и исполнительной властью служит ряд обязательных юридических процедур, которых придерживаются в своей деятельности Правительство и Парламент. Федеральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осуществляет руководство государством. В рамках этой деятельности Правительство действует самостоятельно.

Срок полномочий Правительства –4 года. Однако есть случаи досрочного прекращения его полномочий:

— в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера;

— с момента учреждения нового Бундестага;

— в результате конструктивного вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному канцлеру;

— при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Федеральным президентом.

Таким образом, судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, популярности его политики. Его отставка означает отставку всех федеральных министров и тем самым всего Правительства в целом.

Главой государства является Федеральный президент, обладающий ограниченными полномочиями. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом — Федеральным собранием сроком на пять лет. Полномочия Президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель Бундесрата.

Парламент ФРГ.

Парламент Федеративной Республики Германияфактически состоит из двух палат: нижней — Бундестаги верхней — Бундесрат. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории

Бундесрат.

Особенности формирования: Каждая земля располагает не менее чем 3 голосами, земли с населением свыше 2 млн. чел. – 4 голосами, с населением более 6 млн. чел. – 5 голосов, а более 7 млн. – 6 голосов.

Особенности:

· Представители земель имеют императивный мандат

· Не имеет определенного срока полномочий

Бундестаг.

Численный состав: 656 депутатов

Срок полномочий: 4 года.

Особенности формирования: выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования по смешанной системе. Половина депутатов избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства. 328 депутатов заполняются из земельных партийных списков.

Требования к кандидатам:

· Состояние в гражданстве ФРГ не менее 1 года

· Достижение 18 лет

· Неограниченные избирательные права

К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Окончательные этапы законотворческой деятельности: оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями Федерального президента.

Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты сводится к тому, что деятельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону Федеральное правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении Федерального канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава Правительства сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов Федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения Бундесрата.

Судебная власть в ФРГ.

В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: общей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. В качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам. Кроме того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный судосуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Парламента: половина судей избирается Бундестагом, другая половина — Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по 8 судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К его компетенции относятся: 1) толкование Основного закона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений; 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов.

Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов.

Существует развитая система административной юстиции. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности (рассматривают споры публично-правового характера).

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный).

Суды по финансовым вопросамразделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Судам по трудовым спорамподведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием. К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросамтак же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Федеральный президент ФРГ или бундеспрезидент вместе с канцлером ФРГ по аналогии с президентами в иных государствах является главой государства. Пост президента Германии был учрежден в 1949 году. Резиденциями федерального президента являются вилла Хаммершмидта в Бонне, а также замок Бельвю в Берлине. В марте 2017 года президентом Германии стал Франк-Вальтер Штайнмайер.

Франк-Вальтер Штайнмайер

Перечень полномочий и обязанностей президента Германии

Главным образом, федеральный президент занимается исполнением представительских функций (как королева Великобритании). Он занимается представлением ФРГ на международной арене, а также аккредитацией дипломатического представительства. Ко всему прочему ему дано право по помилованию осужденных.

Официально федеральный президент занимается:

  • Подписанием и оглашением федеральных законов (одновременно он обладает правом по осуществлению конституционного надзора за законотворческой практикой);
  • Выдвижением кандидатур федеральных канцлеров для рассмотрения их парламентом, утверждением федеральных канцлеров в их должностях, а также освобождением их от своих должностей;
  • Утверждением в должностях и освобождением от занимаемых должностей федеральных министров, которых представляет федеральный канцлер;
  • Утверждением в должностях и освобождением от занимаемых должностей федеральных чиновников, которыми могут быть федеральные судьи, федеральные служащие, офицеры и унтер-офицеры.

Президент Гаук и королева Елизавета II

Опыт Веймарской республики

Веймарскую республику немцы установили после Ноябрьской революции 1918 года, когда образовалась буржуазно-демократическая республика 1919-1933 годов. В ее составе было пятнадцать земель или республик, а также три «вольных города». Юридически республику оформили в Веймарской конституции, которую разработало в Веймаре Германское учредительное национальное собрание. Конституцией декларировалось много важных демократических прав и свобод граждан. В частности, ввели 8-часовой рабочий день, повысили пособия по безработице. Тем не менее, изменения не коснулись прежних германских общественно-экономических структур.

Прежние должности оставались за императорскими чиновниками и полицейскими. В условиях полнейшей безнаказанности орудовало множество контрреволюционных организаций. Они распространяли в немецкой среде идеи реваншизма, занимались расправами над берлинскими революционно настроенными рабочими, в большинстве городов страны были упразднены местные парламенты. В январе 1933 года главой рейхсканцлярии стал Гитлер. После этого в стране наступила диктатура, а самой Веймарской республике настал конец.

Адольф Гитлер

Список всех президентов по порядку их правления

Федеральными президентами Германии в разные годы их правления были:

  1. Карл Арнольд (1901—1958) с 7 сентября 1949 по 12 сентября 1949, выдвигался от Христианско-демократического союза Германии;
  2. Теодор Хойс (1884—1963) с 12 сентября 1949 по 17 июля 1954, выдвигался от Свободной демократической партии;
  3. Карл Генрих Любке (1894—1972) с 13 сентября 1959 по 1 июля 1964, выдвигался от Христианско-демократического союза Германии;
  4. Вальтер Хайнеман (1899—1976) с 1 июля 1969 по 30 июня 1974, выдвигался от Социал-демократической партии Германии;
  5. Вальтер Шеель (1919—2016) с 1 июля 1974 по 30 июня 1979, выдвигался от Свободной демократической партии;
  6. Карл Вальтер Клаус Карстенс (1914—1992) с 1 июля 1979 по 30 июня 1984, выдвигался от Христианско-демократического союза Германии;
  7. Рихард Карл Фрайхерр фон Вайцзеккер (1920—2015) с 1 июля 1984 по 30 июня 1989, а также с 1 июля 1989 по 30 июня 1994;
  8. Роман Херцог (1934—2017) с 1 июля 1994 по 30 июня 1999;
  9. Йоханнес Рау (1931—2006) с 1 июля 1999 по 30 июня 2004, выдвигался от Социал-демократической партии Германии;
  10. Хорст Кёлер (1943—) с 1 июля 2004 по 30 июня 2009, выдвигался от Христианско-демократического союза Германии;
  11. Исполняющим обязанности был Йенс Бёрнзен (1949—) с 31 мая 2010 по 30 июня 2010, выдвигался от Социал-демократической партии Германии;
  12. Кристиан Вильгельм Вальтер Вульф (1959—) с 30 июня 2010 по 17 февраля 2012, выдвигался от Христианско-демократического союза Германии;
  13. Исполняющим обязанности был Хорст Лоренц Зеехофер (1949—) с 17 февраля 2012 по 18 марта 2012, выдвигался от Христианско-социального союза Баварии;
  14. Йоахим Вильгельм Гаук (1940—) с 18 марта 2012 по 18 марта 2017, был независимым самовыдвиженцем;
  15. Франк-Вальтер Штайнмайер (1956—) с 18 марта 2017. Является действующим федеральным президентом, выдвигался от Социал-демократической партии Германии.

Исполнять обязанности президента Германии Штайнмайер начал в марте 2017 года. Это произошло после того, как действующий тогда Федеральный президент Йоахим Гаук сделал заявление о том, что не желает идти на новый срок.

Немного об избранном федеральном президенте

Штайнмайер, в соответствии с последними опросами общественного мнения, считается на сегодняшний день самым популярным немецким политиком. Он родился в 1956 году в Детмольде(Вестфалия). После прохождения воинской службы учился в Гиссенском университете имени Юстуса Либига. Франк-Вальтер занимался изучением общественного права и политологии, а позднее занял место научного сотрудника в этом учебном заведении.

Действующий президент Германии

Политическую карьеру будущий президент начинал с 1991 года, когда он работал в канцелярии земельного правительства Нижней Саксонии, которой, кстати, руководил также будущий, но уже канцлер Германии Герхард Шредер. С 2005 по 2009 год, а также с 2013 по 2017 годы Франк-Вальтер Штайнмайер возглавлял Министерство иностранных дел ФРГ. Кроме того, с 2007 по 2009 год он одновременно был вице-канцлером Германии.

Подконтрольные органы президента Германии

В соответствии с Основным Законом, статус федерального президента Германии не позволяет пребывать ему ни в одном федеральном правительстве, ни в каких законодательных корпорациях каких-либо земель. Кроме того, федеральные президенты не могут занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, работать по своим специальностям, находиться в руководящем составе или наблюдательном совете компаний, которые имеют цель приобретение прибыли. Таким образом, в отличие от большинства президентов, которые издают указы, выдают распоряжения президента, роль федерального президента Германии ограничивается представительскими функциями.

Размер зарплаты и получаемые привилегии президента Германии

Дворец Бельвю

Последний раз зарплату президенту Германии повышали на 18 000 евро еще в 2012 году. Это было при президенте Йоахиме Гауке. Благодаря этому повышению, в следующем 2013 году выросло и пенсионное обеспечение бывших федеральных президентов. В соответствии с проектом бюджета на 2013 год, зарплату федеральному президенту должны были повысить со 199 000 до 217 000 евро в год.

Кроме того, с января того же года оклады федеральным чиновникам также увеличили на 2,44%. Эту прибавку назначили как компенсацию за то, что была отменена «тринадцатая зарплата», которая ранее выплачивалась к рождественским праздникам. Но и это еще не все, ведь уже с 1 марта федеральным чиновникам повысили оклады еще на 3,3%.

Как стать президентом Германии

Согласно немецкой Конституции от 1949 года выборы президента Германии должны проводиться без прений. А занимается этим специально созванное для этой цели Федеральное собрание. Федеральным президентом могут избрать любого гражданина ФРГ, который достиг сорокалетия. Полномочия президентов могут продолжаться пять лет, а переизбрание их допустимо лишь однажды.

В немецком федеральном собрании пребывают члены бундестага (парламента), а также члены, избираемые парламентами земель. Созыв федерального собрания происходит не позднее тридцати дней до завершения срока президентских полномочий. В случае досрочного окончания его полномочий — не позднее тридцати дней вслед за окончанием его полномочий. Собрание созывает председатель бундестага.

Вилла Хаммершмидта

В соответствии с законом о выборах президента Германии федеральным собранием от 1959 года, рекомендацию о выдвижении того или иного кандидата на эту должность могут представлять председателю бундестага в письменной форме любые депутаты. При вторых и третьих турах голосований могут быть внесены предложения о новых кандидатурах. В рекомендациях на кандидатов должны содержаться исключительно такие сведения, которые потребуются для полной характеристики выдвигаемых. Обязательно должны прилагаться письменные согласия лиц, выдвигаемых на должность президента Германии.

Президиумом парламента проверяются соответствия предложений о выдвижении кандидатов требованиям законодательства. Федеральным собранием принимаются решения о принятии или отклонении рекомендаций на кандидатов.

Когда и как происходят выборы федерального президента Германии

Выборы президента проводят запечатанными официальными избирательными бюллетенями. Избирательные бюллетени с именами кандидатов, не допущенных официально к выборам, считаются недействительными. Для того чтобы быть избранным, кандидаты в президенты должны иметь поддержку большинства бундестага. Когда ни одному кандидату не удается заручиться большинством голосов, тогда принимается решение о проведении дополнительного голосования, но уже избирают из двух кандидатов, которые набрали наибольшую численность голосов.

Председателем бундестага сообщается избранной особе об итогах выборов, после чего предлагается победителю на протяжении двух дней заявить свое согласие на то, чтобы занять пост федерального президента. В том случае, когда победителем выборов на протяжении этого времени не подается соответствующее заявление, тогда его кандидатуру будут считать отклоненной.

Франк-Вальтер Штайнмайер и Ангела Меркель

Председателем федерального собрания объявляется о закрытии собрания после того, как избранной особой было дано согласие на его избрание. Исполнять обязанности Федеральный президент начинает тогда, когда заканчивается время исполнения обязанностей его предшественника. Но не раньше, чем председатель федерального собрания получит заявление от избранной особы о том, что та согласилась занять эту должность.

Далее президентом Германии в процессе своего вступления на избранный пост приносится перед бундестагом и бундесратом (органом представительства земель) присяга. Инаугурация президента Германии естественно более скромная, чем у его коллег из других стран. Так, например, инаугурацию новоизбранного федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера провели в берлинском дворце Бельвю.

Веймарская Конституция 1919 года утвердила доминирующее положение Президента в системе органов государственной власти. Он избирался всенародным голосованием на 7 лет без ограничения права переизбрания [221, s. 105-106]. Видимо, семилетний срок полномочий и возможность многократного переизбрания Президента утвердились под влиянием Конституции III Французской республики. В отличие от Франции Президент Германии наделялся огромными полномочиями и получал высшую и менее ограниченную власть, чем та, которой прежде обладал кайзер. Недаром имперский Президент стал именоваться "эрзац-кайзером" [230, s. 321].

Президент представлял страну в международно-правовых отношениях, назначал и увольнял чиновников и судей и руководил во- оруженными силами страны. Но самым главным источником силы Президента было право введения чрезвычайного положения в стране и издание чрезвычайных декретов на основании ст. 48 Конституции 1919 года. Эта статья была жестче, чем прусский Закон "Об осадном положении 1851 года", поскольку распространялась на "угрозу общественному порядку" и содержала положения об отмене основных гражданских прав [45, с. 106].

Для предотвращения злоупотреблений данной статьей создатели Конституции предусмотрели обязанность Президента информировать Рейхстаг о принятых мерах. К тому же по требованию последнего эти меры должны были отменяться. Однако в действительности это правило могло сработать только во время сессии парламента и при наличии квалифицированного большинства голосов, что представлялось весьма проблематичным, учитывая "разношерстность" немецкого Рейхстага. "Совокупность таких прав, как назначение и отставка правительства, роспуск парламента и издание чрезвычайных декретов, придала Президенту небывалую полноту власти" [227, s. 184].

Конституция создала не только сильного главу государства, но и сильный парламент [219, s. 19]. Правительство зависело как от Президента, так и от парламента. Канцлер и по его представлению министры назначались Президентом, который был формально свободен при выборе кандидатур. Но эти назначения нуждались в одобрении Рейхстага. Канцлер определял основные направления политики и был подотчетен Рейхстагу, а не Президенту.

Парламент же состоял из множества групп, объединенных в большие партии, которые преследовали не общегосударственные, а личные интересы. К тому же в двадцатые годы XX столетия в Германии из множества осколочных партий вокруг Компартии (KPD) и Немецкой национально-народной партии (DNVP) образовались два больших оппозиционных блока, которые не приняли Веймарскую Конституцию и вместе представляли не конструктивную, а деструктивную оппозицию.

Постоянное отсутствие парламентского большинства позволяло Президенту играть ключевую роль при формировании правительства, особенно при назначении Канцлера. Часто формировалось коалиционное правительство. В случае неудачной попытки Президент мог отдать поручение по формированию правительства без представления соответствующих кандидатур.

Впервые подобная ситуация возникла после парламентских выборов в июне 1920 года, когда Президент Ф.Эберт (1918-1925) назначил Канцлером К.Ференбаха, который сформировал правительство меньшинства. Это правительство опиралось на поддержку трех партий (Ц, ННП, НДП), и тот факт, что за 11 месяцев правления Рейхстаг выражал этому правительству трижды вотум доверия, стал возможен благодаря "терпимости" СДПГ.

Модель Ференбаха была неоднократно использована на практике. Всего за годы существования Веймарской Республики было создано 14 правительств меньшинства [220, s. 178]. После 1920 года вряд ли имелся случай нормального формирования правительства, когда заранее было ясно, что выбранные Президентом кандидатуры смогут получить одобрение Рейхстага. Правительство становилось все более зависимым от Президента.

В создавшейся ситуации единственным способом воздействия парламента на исполнительную власть являлось выражение вотума недоверия правительству. Однако и здесь решающая роль принадлежала Президенту. Глава государства обладал правом роспуска парламента и назначения новых выборов. Правда, это право было несколько сужено включением оговорки о том, что Президент может распускать Рейхстаг "не более одного раза по данному поводу". Содержащееся в этой статье ограничение не являлось препятствием, поскольку один и тот же повод, только сформулированный по-разному, мог восприниматься как различные поводы. Президенты очень активно пользовались этим правом.

За 13 лет (с 1920 по 5 марта 1933 года) в Германии сменилось 8 парламентов. Ни один из них не отбыл полностью необходимого срока полномочий (4 года), ибо все они были распущены президентами. Только первому Рейхстагу удалось просуществовать почти 4 года, остальным - несколько лет, а второму (1924), шестому (1932) и седьмому (1932) - несколько месяцев [227, s. 200].

Именно угроза применения права роспуска парламента была той нитью, на которой держались все правительства после парламентских выборов в сентябре 1930 года. Основанием для роспуска в основном являлась невозможность Рейхстага образовать большинство, необходимое для формирования правительства, или потеря правительством доверия парламента. Хотя Президент был свободен в выборе повода для роспуска парламента. Например, 18 июля 1930 года Президент П.Гинденбург (1925-1933) распустил Рейхстаг на том основании, что тот потребовал отменить декрет Президента, а в 1932 году - из одного только опасения, что парламент подвергнет сомнению целесообразность издания им очередного "чрезвычайного декрета" [113, с. 9].

Нестабильность парламента объясняется не столько тяжелыми экономическими кризисами и особой ролью президентов, но в первую очередь нестабильностью самого германского общества. Мог ли быть парламент более стабильным, сплоченным и компромиссным, чем народ, его избравший? Аналогичная взаимосвязь существовала между парламентом и правительством. Ведь правительство могло функ-ционировать до тех пор, пока опиралось на поддержку Рейхстага.

Яркий пример - самое длительное парламентское правительство Н.Мюллера (21 месяц), правление которого совпало с существованием в парламенте "большой коалиции". Но этот случай был единственным. За период с 1919 по март 1933 года в Германии сменилось 21 правительство, многие из них функционировали по нескольку месяцев [220, s. 178].

Ситуация значительно усугубилась после распада "большой коалиции" и существенной победы на парламентских выборах 1930 года НСРПГ. С этого момента парламент был не в состоянии поддержать не только конкретного кандидата, но и определенную политическую программу. Правительство не могло уже существовать как парламентское, а только как президентское, и то при условии полной преданности главе государства [220, s. 187-189]. Так возникли президентские кабинеты Брюнинга и Папена.

Если сравнить длительность полномочий Президента, правительства и Рейхстага, то станет очевидным, что Президент являлся в этом властном треугольнике единственным стабильным элементом. Усиление власти Президента, и без того достаточно существенной, произошло без изменения Конституции (мирным путем) за счет слабости остальных высших органов власти и посредством передачи их полномочий Президенту. Именно Президент (а не правительство) определял основные направления политики, проводил экономические реформы и реализовывал государственные программы. Издание декретов осуществлялось только по решению Президента, а право контрассигнации актов Президента о роспуске парламента не имело существенного значения, ибо правительство полностью зависело от главы государства.

Но Президент сосредоточил в своих руках не только исполнительную, но и законодательную власть. Ст. 48 Конституции содержала "диктаторский параграф", наделявший Президента вместе с правительством правом издания декретов, которые могли носить не только распорядительный, но и законодательный характер. Уже в период с 1919 по 1924 год Президентом Эбертом было издано 133 чрезвычайных декрета, которые в большинстве своем пришлись на кризисные 1923-1924 годы и были связаны с проведением чрезвычайных экономических мер [230, s. 321]. Подобная практика издания чрезвычайных декретов частично заменила собой законотворческую деятельность парламента. Поэтому предусмотренное Конституцией разделение властей фактически было нарушено. Под вопросом было само существование республики.

Несколько последующих лет казалось, что все эти опасения несостоятельны. За первых 5 лет своего президентства Гинденбург (1925-1930) не издал ни одного чрезвычайного декрета, что было связано со стабилизацией экономической и политической ситуации в стране. Однако президентство Эберта создало прецедент возможного использования практики чрезвычайных декретов в кризисное время. Это время наступило в 1930 году, когда Германию поразил тяжелейший экономический и общественный кризис, который все сильнее потрясал политическую систему страны. С этого времени издание чрезвычайных декретов носило лавинообразный характер. Они все чаще стали заменять собой законодательные акты парламента (см. табл.) [227, s. 192].

УЧАСТИЕ ПРЕЗИДЕНТА И РЕЙХСТАГА

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Законодательная деятельность Президента и Рейхстага 1930 г. 1931 г. 1932 г. Законы, принятые Рейхстагом 98 34 5 Чрезвычайные декреты Президента 5 44 60 Дни заседаний Рейхстага 94 41 13

Большинство экономических и финансовых чрезвычайных декретов представляли собой маленькие своды законов. Рейхстаг из-за частого роспуска, невозможности влиять на формирование правительства и отклонять чрезвычайные декреты был парализован и бессилен. Создание президентских кабинетов, частый роспуск парламента и практика издания чрезвычайных декретов привели к установлению президентского режима в Германии.

Причины подобного развития политической системы Германии были заложены в самой Конституции, когда традиционному парламентаризму, который был фактически неизвестен немцам, был привит всенародно избираемый Президент [235, s. 35]. Сильный и независимый глава исполнительной власти мыслился создателями Конституции в качестве противовеса Рейхстагу и являлся необходимым условием для создания "истинного парламентаризма".

Этот ложный вывод базировался на распространенном страхе перед мнимым "парламентским абсолютизмом" и на ошибочной интерпретации английского конституционного

предопределили конституционно-политические взгляды М.Вебера и других немецких конституционалистов: все они "спасли кусок монархии в республике" [230, s. 194]. Для многих аналитиков Веймарской Конституции именно появление сильного главы государства явилось одной из причин заката немецкой демократии в 30-х годах [235, s. 35].

Другой причиной было закрепление в Конституции пропорциональной избирательной системы, которая, как известно, рассчитана на малочисленную и хорошо организованную партийную систему. В Германии же существовало большое количество партий. Так, в парламентских выборах в мае 1928 года участвовало 43 партии, а летом 1932 года - более 60 [220, s. 5]. Их политическая "незрелость", неспособность идти на компромиссы привели к "выключению" парламента из конституционно-правового механизма. К тому же законодательное собрание из-за страха перед политикой партийных интересов, нормальным для демократии разрешением политических и общественных конфликтов не зафиксировало основные права партий в государственной жизни страны. Все это привело к тому, что в республике в целом не сложилась устойчивая и способная к функционированию партийно-парламентская система.

Не следует игнорировать и личный фактор. Избрание в 1925 году Президентом Германии семидесятисемилетнего прусского офицера Гинденбурга, да еще и проигравшего в роли главнокомандующего мировую войну, свидетельствовало о недовольстве граждан республикой и возвращении к дореволюционному периоду. Являясь сторонником "идеи сильной руки" и будучи уверен, что любой парламент всегда является врагом правительства, он сделал все, чтобы, с одной стороны, вывести исполнительную власть из-под "опеки" Рейхстага, а с другой - еще больше расширить объем президентских полномочий.

Роль Гинденбурга как Президента оценивается всеми националистически настроенными историками Германии в высшей степени положительно. Ему ставится в заслугу то, что он способствовал подъему авторитета государства и заменил кайзера в сознании немецкого народа [125, с. 97-98]. Неолиберальные историки полагают, что великой трагедией для германской демократии была ранняя смерть Президента Эберта и избрание его преемником "прусского генерала" [125, с. 101].

Действительно, тот факт, что Гинденбург, узнав о "происках" Гитлера стать Канцлером, был вначале категорически против, но вскоре пошел на это, можно объяснить его преклонным возрастом и тяжелой болезнью [201, с. 113-114]. Создалась критическая ситуация: с одной стороны - парализованный парламент и подчиненное Президенту правительство, с другой стороны - концентрация всей государственной власти в руках Президента: Президента - всесильного как государственный деятель и Президента - старого и изнуренного болезнью человека.

Этим не замедлили воспользоваться нацисты. Используя поджог Рейхстага, Гитлер добился издания Президентом Указа "Об охране народа и государства", который наделял правительство Германии чрезвычайными полномочиями. Правительству предоставлялось право "временно брать на себя властные полномочия любой земли, которая в силу каких-либо причин не может принять соответствующие меры для поддержания общественной безопасности и порядка" [219, s. 20]. Следом был распущен парламент, а на выборах 5 марта 1933 года нацисты (NSDAP) одержали победу. Был принят закон "Об устранении бедственного положения народа и империи", который наделял правительство правом издания законов. При этом зако- ны, принятые правительством, могли отступать от положений Конституции [219, s. 20].

Власть стала переходить к правительству Гитлера "в присутствии" Гинденбурга. Эта тенденция получила свое логическое завершение после смерти Президента. Сам Гитлер не претендовал на пост Президента как таковой. Он принял решение об объединении поста Президента с постом Канцлера.

Учитывая исторический опыт, создатели "Основного Закона для Федеративной Республики Германии" совсем иначе организовали президентскую власть. Они хотели максимально сузить возможность повторения фашистской трагедии. Поэтому Президенту ФРГ не принадлежит уже доминирующая роль в государственном механизме.

Во-первых, это достигается путем изменения способа избрания Президента. В отличие от Веймарской Республики Президент ФРГ избирается не народом, а Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и равного количества народных представителей земель [224, s. 78]. Обычно в выборах Президента ФРГ участвует 1312 депутатов [218, s. 145]. Срок полномочий Президента сокращен до 5 лет, а возможность переизбрания ограничена одним разом.

Во-вторых, Президент лишился большинства своих полномочий. Прежде всего речь идет о чрезвычайных полномочиях, предусмотренных ст. 48 Веймарской Конституции. Он больше не является "хранителем Конституции" с вытекающими отсюда последствиями. Нормативные акты Президента, большинство из которых нуждается в контрассигнации, носят подзаконный характер. Самым же существенным является то, что Президент утратил возможность влиять на основные государственные органы, в первую очередь на правительство. Теперь правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Право роспуска парламента сильно ограничено. Президент может распустить Бундестаг по предложению Канцлера и только в случаях, предусмотренных Конституцией. Именно правительство является главным органом государственной власти, а его глава - первым лицом в политической иерархии. Если в Веймарской Республике "сильным" человеком был Президент, то в ФРГ - Канцлер [218, s. 141].

Ограничение конституционных полномочий самого Президента в сочетании с весьма широкими правами Канцлера, сложившаяся партийно-политическая система, при которой правительство выступает единым блоком с парламентским большинством, а также укоренившиеся за много лет традиции привели к тому, что Президент отодвинут с политической арены. Он не обладает ни независимостью от партийной корпорации, ни чрезвычайными полномочиями, ни правом издания нормативных актов, равнозначных законам, ни сколь-нибудь серьезными средствами влияния на процесс принятия важных политических решений [187, s. 110-111].

Президент осуществляет главным образом представительские и церемониальные функции. Именно исходя из представительской роли Президента Конституция наделяет его незначительной политической компетенцией. Как пишет немецкий политолог К.Бауме, "политическое значение должности Президента сказывается больше в формировании политического стиля и в осуществлении представительской функции ее обладателя, чем в его компетенции" [217, s. 182].

Предшествующие федеральные президенты воспринимали свой пост как "хранителя политики" и уделяли больше внимания легитимности своих действий, чем персональному развитию власти. Президент Т.Хейс (1949-1959) создал в этом отношении масштаб, которому следовали все его последователи. Несмотря на это, большинство немецких граждан позитивно оценивают должность Президента и даже более позитивно, чем любую другую [229, s. 81].

Как известно, партии правящей коалиции ФРГ два дня назад договорились о кандидатуре министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (СДПГ). Председатели коалиционных партий, однако, не пролили свет на кандидатуру министра иностранных дел, который должен будет принять нынешний пост Штайнмайера, по крайней мере, до сентября 2017 года.

Фото: REUTERS/Hannibal Hanschke

Председатель баварского Христианско-социального союза Хорст Зеехофер отметил, что Штайнмайер прекрасно подходит для поста президента ФРГ "как человек и как политик". "Он олицетворяет спокойствие и мудрость. Он обладает необходимым опытом, знанием мировой политики и солидностью. Люди чувствуют, что они могут ему доверять", - добавил Зеехофер.

Председатель СДПГ Зигмар Габриэль выразил благодарность блоку ХДС/ХСС за поддержку социал-демократического кандидата. "Это не само собой разумеется. Однако министр иностранных дел - человек компромисса, обладающий важным голосом во внутренней и внешней политике. Речь идет о доверии за политическими границами страны", - отметил вице-канцлер.

Франк-Вальтер Штайнмайер, поблагодарив председателей коалиционных партий за предложение его кандидатуры для самого важного государственного поста, прибавил: "Моя радость перед лицом такой важной задачи велика, мое уважение перед этим постом еще выше". Штайнмайер подчеркнул свое желание бороться против расслоения общества. "Теперь дело за живой, бодрой политической культурой. Над этим я хочу работать со всеми вместе за пределами партийных границ и, прежде всего, вне социальных границ. Я буду отстаивать политическую культуру, в рамках которой мы можем спорить друг с другом, уважительно относясь друг к другу", - отметил Штайнмайер. Социал-демократ также подчеркнул, что президент ФРГ "должен не упрощать, а придавать мужества".

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Президент ФРГ должен быть официально избран 12 февраля будущего года собранием бундестага: 630 депутатами парламента и таким же количеством представителей 16 федеральных земель Германии. 60-летний социал-демократ Штайнмайер унаследует пост 76-летнего беспартийного Йоахима Гаука, который отказался от продления своих президентских полномочий по состоянию здоровья.

Поиски кандидата в президенты велись долго, поскольку успех выборов президента в парламенте зависит от согласия в рядах правящей коалиции, которая занимает большинство кресел в бундестаге. Христианско-демократический союз во главе с Ангелой Меркель не хотели отпускать бразды из своих рук, отдавая важнейший пост в государстве политическому сопернику СДПГ. Однако поиски компромиссного консервативного кандидата не увенчались успехом.

Министр иностранных дел за время своего пребывания на этом посту снискал уважение как в рядах консерваторов, так и у парламентской оппозиции. Поскольку правящая коалиция состоит из самых крупных партий - блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии Германии, социал-демократ Штайнмайер стал безальтернативным кандидатом и его избрание предрешено.

Фото: AP Photo/Michael Sohn

Франк-Вальтер Штайнмайер и в роли президента ФРГ будет, без сомнения, проводить курс на поддержание дружеских отношений с Россией. Его предшественник Йоахим Гаук, как известно, прервал всяческие контакты со своим московским коллегой - президентом России Владимиром Путиным - и ни разу не посетил его с визитом. Можно сказать, что в этот сложный период именно благодаря дипломатическим усилиям министра иностранных дел Штайнмайера, действующего в русле политики своего соратника по партии социал-демократа экс-канцлера Герхарда Шредера, ФРГ удалось сохранить добрые связи с нашей страной.

Выборы кандидатом в президенты социал-демократа, пользующегося почти одинаковой с Ангелой Меркель популярностью у населения, может понизить ее шансы на следующих выборах. Благодаря харизматичному президенту от СДПГ эта конкурирующая с ХДС партия получит больше шансов у избирателей. Если пост министра иностранных дел ФРГ займет, как считают наблюдатели, председатель Европарламента также популярный социал-демократ Мартин Шульц, у партии Меркель могут появиться серьезные проблемы с победой на выборах. Как сообщалось ранее, в 2017 году канцлер собирается баллотироваться в четвертый раз.

Главой государства в Германии является Федеральный президент. Его полномочия сознательно ограничены в пользу Федерального правительства и возглавляющего его Федерального канцлера. Федеральный президент выполняет по преимуществу представительские функции, олицетворяя собой государство (все президенты отказывались от своего партийного членства на время пребывания на этом посту) и в случае необходимости выступая в качестве посредника и третейского судьи в конфликтных ситуациях. Реальная роль президента во многом зависит от его личного авторитета.

Федерального президента избирает Федеральное собрание - орган, формирующийся специально для этой цели из членов бундестага и равного числа представителей земель, избираемых ландтагами (земельными парламентами). В Федеральное собрание часто делегируются авторитетные общественные деятели, ученые, деятели искусства, не являющиеся членами ландтагов. Избранной считается кандидатура, получившая большинство голосов всех членов Федерального собрания. В случае, если ни первый, ни второй тур выборов не приносят победы одному из баллотирующихся, в третьем туре выборов достаточно набрать большинство голосов членов, участвующих в голосовании.

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет. Срок его избрания на год превышает полномочия бундестага, избираемого на 4 года. Это сделано для того, чтобы избежать трудностей с формированием правительства, если процедура выборов президента затянется. (В Германии правительство избирается бундестагом по предложению президента)

Правом быть избранным в президенты пользуются граждане ФРГ, имеющие право быть избранными в бундестаг и достигшие 40-летнего возраста. Президентом можно быть избранным только на два срока.

Федеральный президент не может занимать другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководящих органов предприятий, получающих прибыль.

Президент не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства: почти все его акты должны быть контрассигнованы (подписаны) также Федеральным канцлером или соответствующим министром, берущими таким образом политическую и юридическую ответственность на себя и правительство. Исключение составляют акты, касающиеся назначения и увольнения Федерального канцлера, роспуска бундестага и просьбы президента к уходящему в отставку Федеральному канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника. Роль президента возрастает, если в бундестаге отсутствует партия или коалиция, обладающая большинством мест. Тогда он лично предлагает кандидатуру канцлера, определяя тем самым политическое развитие страны на несколько лет вперед.

Федеральный президент может потребовать от президента бундестага созыва бундестага, а также его роспуска (в случаях, предусмотренных Основным законом). Он представляет Федерацию в соответствии с нормами международного права и заключает от ее имени договоры с иностранными государствами. Ратификация договоров также является прерогативой президента. Велика его роль в процессе избрания канцлера и последующего формирования Федерального правительства. Он имеет право на регулярное получение информации от правительства и непосредственно от Федерального канцлера. Президенту также принадлежит право назначать и увольнять федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров (он может, делегировать это право другим должностным лицам). В определенных законом случаях президент пользуется правом помилования.

Законы, принятые бундестагом, согласно конституции, оформляются Федеральным президентом и публикуются <Федеральным вестником законов>. Если президент считает, что принятый закон нарушает Конституцию, а бундестаг с ним не соглашается, он может обратиться в Федеральный конституционный суд.




В свою очередь, бундестаг или бундесрат могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона (по инициативе не менее одной четвертой части членов бундестага дли голосов бундесрата). Решение о предъявлении обвинения требует большинства двух третей членов бундестага или двух третей голосов бундесрата. Если Федеральный конституционный суд согласится с обвинением, он может лишить президента должности (причем суд имеет право временно отстранить его от должности уже после предъявления обвинения). Полномочия Федерального президента в этих случаях осуществляются президентом бундесрата.

Читайте также: