На какую должность был назначен в 1879 году ыбырай алтынсарин

Опубликовано: 02.07.2024

Любой народ по праву гордится своими политиками, общественными деятелями, поэтами и писателями. В современном Казахстане особо чтят память Ибрая Алтынсарина, посвятившего всю свою сознательную жизнь ликвидации безграмотности, приобщению казахского народа к ценностям русской и мировой культуры.

Ибрай Алтынсарин

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель XIX века, этнограф, поэт, прозаик, переводчик. Благодаря его стараниям на казахской земле появились первые школы, в которых могли обучаться дети из простых семей.

Детство и юность

Ибрай Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года. О его родителях, к сожалению, практически ничего неизвестно. По некоторым данным, отец Алтынсарина погиб в 1844 году. С юных лет Ибрай находился на попечении деда Балгожи Жанбурчина, занимавшего почетную должность бия в своем ауле. Бий – это мировой судья, наставник, советчик, общественный деятель.

До последних дней своей жизни Ибрай Алтынсарин не забывал свою малую родину – аул Жанбурчи, входивший в состав Аракарагайской волости Николаевского уезда. Сегодня в память о великом земляке бывшая волость переименована в Алтынсаринский район на территории Костанайской области Республики Казахстан.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали в недавно открывшуюся особую школу для детей коренного населения. Учебное заведение находилось в городе Оренбурге, преподавание там велось преимущественно на русском языке. Ребята, прибывшие из разных населенных пунктов, проживали в организованном здесь же интернате.

Наряду с занятиями в школе, Ибрагим всё свободное время посвящает чтению. В числе его любимых произведений мировой литературы – стихи Байрона, Гете и Шекспира, поэмы Пушкина и Лермонтова, творения восточных авторов Фирдуоси и Навои.

Успешно пройдя семилетний курс обучения, Ибрай Алтынсарин по настоянию властей остается в Оренбурге, работает переводчиком в областной управе.

Первые шаги на ниве просвещения

Должность толмача не привлекает молодого человека, Ибрагим мечтает о преподавательской деятельности. В 1860 году он, наконец, покидает Оренбург и переезжает в крепость Тургай (ныне город с одноименным названием), где ему предложили работу учителя в русской гимназии. Но Ибрай Алтынсарин, биография которого ярко доказывает любовь к своему народу, прикладывает много усилий, чтобы доступ к знаниям могли получать и дети казахов.

Ибрай Алтынсарин выдающийся просветитель

Через несколько лет на собранные с местного населения средства и свои личные сбережения Алтынсарин строит здание начальной школы для мальчиков из казахских семей. Открытие этого учебного заведения состоялось 8 января 1864 года. Школа распахнула двери для первых учеников.

Уже в марте того же года молодой учитель записал в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям. Прошло всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».

Административная работа

В те времена, как, впрочем, и сегодня, была велика потребность в образованных, всесторонне развитых личностях. Поэтому Алтансарина часто приглашают на различные должности в государственном аппарате. В 1868–1874 гг. он служит делопроизводителем в городском управлении, в последующие годы занимает должность судьи, заместителя главы уезда, выполняет обязанности уездного начальника в его отсутствие, инспектирует работу учебных заведений.

Ибрай Алтынсарин биография

Занимая ответственные посты в системе образования, Ибрай Алтынсарин добивается открытия новых школ в различных городах Николаевского уезда. Только в течение 1884 года были построены здания учебных заведений в Актюбинске, Николаевске, Иргизе, Елецкой и Тургайской крепостях. Чуть позже при непосредственном участии Алтынсарина были созданы Тургайское ремесленное училище и Иргизская семинария. Невиданным по тем временам достижением педагога-новатора можно назвать открытие общеобразовательной казахской школы для девочек, принявшей первых учениц в 1887 году.

Создание учебной методической базы

Говоря, что Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель, нельзя не упомянуть о его огромном вкладе в систему национального образования. Благодаря стараниям этого замечательного человека увидели свет первые учебники на казахском языке и русские пособия для казахских школ. Алтынсарин участвовал в разработке национальной образовательной базы, а также лично написал и издал несколько учебных книг.

Ибрай Алтынсарин фото

В 1879 году вышла его «Казахская хрестоматия», а спустя десять лет - сборник литературы для чтения в школе на казахском языке под названием «Мактубат». Перу педагога принадлежит методическое пособие для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».

Вклад в национальную культуру

Иногда у изучающих историю школьников возникает вопрос: «Ибрай Алтынсарин автор каких трудов?» Здесь нужно отметить, что Алтынсарин не был фундаментальным ученым, и главным делом своей жизни считал приобщение к образованию широких масс коренного населения. Поэтому научных трудов он не писал, направляя свой талант и знания на создание книг для детей и молодежи, обработку произведений народного фольклора, перевод лучших образцов мировой литературы на казахский язык.

труды Ибрая Алтынсарина

Труды Ибрая Алтынсарина – это десятки построенных школ для казахских детей, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела. Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности.

Литературная деятельность

Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. Огромную нишу занимают народные сказки, бережно собранные и обработанные писателем. Ибрай Алтынсарин по праву считается родоначальником казахской литературы для детей и юношества. Его стараниями разговорная казахская речь приобрела современные литературные формы.

В «Хрестоматии» для казахских школ, созданной Алтынсариным, содержатся переводы рассказов Л. Н. Толстого и К. Ушинского, стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, произведения других русских классиков. Просветительский талант Алтынсарина оказал огромное влияние на культурное и духовное развитие казахского народа.

Благодарность современников и потомков

За просветительскую, профессиональную и общественную деятельность Ибрай Алтынсарин неоднократно отмечался наградами Российской Империи, ему было присвоено звание действительного статского советника. Сегодня имя великого сына казахского народа носят учебные заведения, площади и улицы во многих городах и селениях Республики Казахстан.

Ибрай Алтынсарин автор каких трудов

В городе Костанай на месте одной из первых школ, организованных Алтынсариным, создан мемориальный музей. В залах этого культурно-исторического учреждения можно увидеть красочные экспозиции, передающие атмосферу полуторавековой давности. Огромный интерес у посетителей вызывает скульптурная композиция, где в окружении своих учеников словно живой сидит великий педагог Ибрай Алтынсарин. Фото воссозданного интерьера школьного кабинета вы видите на этой странице.

Алтынсарин И.

Содержание

Детство. Школа в Оренбурге

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Его отец, Алтынсары погиб при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Мать Ибрая Айман Шегенкызы после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.

Об этой школе художник А. Ф. Чистяков написал статью «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он же сделал несколько рисунков, где изображены класс, спальня, школьная больница и то, как были одеты мальчики летом, зимой, в классе и в торжественных случаях.

Художник пишет о том, какая добротная там мебель, как разумно построено обучение.


Служба в Оренбурге. В. Григорьев, Н. Ильминский

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

Школа в Тургае

В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской школы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся». Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».

Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке!

Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел. Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями. «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: « Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии. И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.

Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смертиучителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

Вот некоторые загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

  • Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
  • Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
  • Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
  • А вот пословицы:
  • Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
  • Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.

Стихи И. Алтынсарина

Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,

Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!

В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.

То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.

А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям

Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.

Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.

Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.

К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.

Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.

Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

One thought on “Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)”

Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.


Ибрай Алтынсарин : YouTube/Айгүл Сағымбайқызы

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.

Ибрай Алтынсарин : биография поэта и ученого

Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина :

Годы учебы

С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:

  • знать русский язык;
  • поддерживать царский режим.

Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин ) был одним из первых учеников интерната.

Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России , Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:

  • Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
  • Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.

Просветитель Ибрай Алтынсарин : YouTube/The2mproduction

Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.

Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай , содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.

Педагогическая деятельность

Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга . Также Алтынсарин , произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.

Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.

Но новое дело было очень важным для Ибрая , а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:

  1. Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
  2. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
  3. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.

В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.

Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.

Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.

Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.

Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.

Биография


Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в роде Кипчак Среднего Жуза (Затобольский район Кустанайской области). Его раннее детство прошло в семье деда — бия Балгожи Жанбурчина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской Пограничной комиссии. К счастью для Ибрая, когда ему исполнилось 8 лет, при Пограничной комиссии была открыта школа для казахских детей. В этой школе Алтынсарин учился с 1850 года по 1857 год (при окончании он был отмечен как особо отличившийся), а затем работал сначала писарем у деда, и с 1860 года — толмачом-переводчиком при Оренбургском областном правлении. Все свободное время Алтынсарин посвящает самообразованию: он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве, знакомится с сочинениями русских классиков, внимательно следит за современной ему журнальной периодикой.

У Алтынсарина появляется немало друзей среди местной интеллигенции (одним из них был в эту пору известный востоковед В. Григорьев). Все они в один голос отмечают начитанность молодого казаха, его неуемную любознательность и особенный интерес к педагогическому делу. В 1860 году Алтынсарин получает возможность реализовать этот интерес — ему поручают открыть школу. Четыре года неустанного труда ушло на ее создание. Он преподает в ней сам, помогает другим учителям, напряженно работает над первыми национальными учебниками — «Начальным руководством к изучению русского языка» и «Киргизской хрестоматией» (такое название объясняется тем, что в эту пору казахов официально именовали киргизами или киргиз-кайсаками). Они выходят в свет в 1879 году.

Глубокое уважение, которое завоевал Алтынсарин в кругу своих соплеменников, его безграничное трудолюбие и самоотверженность находят, в конце концов, признание и у властей. В 1879 году он получает назначение на должность инспектора народных училищ Тургайской области, должность не столь высокую по служебной иерархии, но для казаха совершенно необычайную. Именно в то десятилетие, которое провел Алтынсарин на этом посту, и были заложены первые основы казахской национальной школы. Он создает сначала центральные училища в каждом из уездов Тургайской области, а затем, в 1887 году — еще 5 волостных школ. Одним из самых больших бед в развитии образования было полное отсутствие учителей-казахов ; Алтынсарин добивается открытия учительской школы в городе Орске. С его именем связано и начало женского образования в Казахстане. Первая женская школа была открыта им в Иргизе, еще четыре, создание которых также было подготовлено им, начали действовать уже после его смерти. И наконец, трудами Алтынсарина было положено начало и техническому образованию на его родине. Он создает первое в своем крае ремесленное училище; организованному им сельскохозяйственному училищу Алтынсарин завещал свои земельные участки.

Вклад в педагогику

Мы рассказали о внешней канве жизни Алтынсарина. Но простой перечень событий дает слишком мало для того, чтобы понять, какие реальные (и огромные) трудности пришлось преодолеть ему, в каких обстоятельствах пришлось действовать. В ту пору в Казахстане не было, по существу, никакой системы образования. Ничтожно малое число казахских детей обучалось в русских школах, еще какая-то часть — в религиозных училищах (мектебах). В мектебах детей калечили умственно и физически. Их рассаживали на голый пол, и целыми днями они, глотая пыль, бессмысленно заучивали тексты на незнакомых им татарском или арабском языках.

Алтынсарин был государственным чиновником «по министерству народного просвещения». Но стремление, которое было смыслом жизни Алтынсарина — дать образование народу, вывести из мрака невежества — менее всего входило в намерения царских властей. Им достаточно было иметь несколько десятков грамотных «инородцев» для исправления низшей чиновничьей службы; все прочее было не нужно, да и опасно. Казенные «фонды» на образование были нищенскими; все школы, которые удалось открыть Алтынсарину, были созданы им буквально своими руками, на собранные по крохам пожертвования. Самое большее, чего он мог ждать от властей — чтобы ему не мешали. Но и так было далеко не всегда — чаще можно было встретить невежество или самоуправство.

Опорой Алтынсарину были и достижения передовой русской культуры, литературы, педагогики. В овладении ими он видел один из основных путей образования и культурного роста родного народа. И потому национальная школа, основы которой были положены им, закономерно создавалась как школа, дающая русско-казахское образование.

И наконец, опорой Алтынсарину, в особенности в последние годы его жизни, был круг его соратников, молодых учителей, которых он по-отечески заботливо опекал, вникал в каждую мелочь их труда и быта, поддерживал и ободрял — и круг его учеников, успехам которых он не уставал радоваться.

Какова же роль Алтынсарина в развитии национальной казахской педагогики? Мы уже упомянули о созданных им учебниках, но они, бесспорно, заслуживают более подробной оценки. Значимость их — не только в том, что это первые учебники на родном языке; не только в их методических достоинствах. Главная особенность их (если говорить, в частности, о «Киргизской хрестоматии») — в органическом, мастерском соединении народной традиции воспитания, испокон веков передаваемой изустно, и научной — прогрессивной русской педагогики. В хрестоматию Алтынсарина широко вошли народные сказания, песни, притчи, легенды — за-писанные им, переработанные или положенные в основу собственных стихотворных и прозаических сосинений. И одновременно он опирается на опыт русской педагогики, на материалы хрестоматий Ушинского, Л. Толстого. Если учесть, к том; же, что хрестоматия Алтынсарин: дала первые (и прекрасные) образцы казахского литературного языка, понятно будет ее значение.

В педагогических работах Алтынсарина выразились воззрения, во многом совпадающие с идеями передовых русских педагогов.

Воспитание детей и молодежи подчеркивал он, должно быть разумным и свободным, основываться на идее равенства природных способностей человека, на стремлении выявить и развить в каждом человеке все лучшие задатки.

«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле», — писал Алтынсарин, опровергая мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови».

С двумя другими замечательными казахскими просветителями-демократами второй половины XIX века — Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым — Алтынсарина роднит непримиримость ко всякому насилию, расовой и национальной нетерпимости и высокомерию; горячая вера в освободительное значение творческого труда, научного знания, образования, просвещения масс, призыв к миру, дружбе и сотрудничеству разноязыких народов во имя общего прогресса.

В эпоху, когда обучение не только в религиозных, но и в большинстве светских, государственных школ основывалось на беспрекословном подчинении авторитету учителя, Алтынсарин подчеркивал, что основа этого авторитета — любовь к детям.

Он писал: «Учитель как воспитатель должен обладать удивительным качеством полюбить всей душой школу, всеми силами отдаваться своим обязанностям, имея дело с детьми, уметь общаться с ними не раздражительно и терпеливо. Чем бодрее дети, тем больше учитель окажет правильное влияние на учеников, тем успешнее пойдут и занятия».

Ибрай Алтынсарин

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.

Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого

Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:

Годы учебы

С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:

Каныш Сатпаев: биография и вклад в науку

  • знать русский язык;
  • поддерживать царский режим.

Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.

Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:

  • Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
  • Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.

Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя

Ибрай Алтынсарин

Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction

Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.

Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.

Педагогическая деятельность

Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.

Абай Кунанбаев: биография и наследие

Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.

Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:

  1. Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
  2. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
  3. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.

Жангир хан: биография правителя

В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.

Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.

Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.

Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.

Бухар жырау: биография и творчество акына

Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.

Ибрай Алтынсарин: произведения

Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.

Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.

Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.

Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.

Айтеке би: биография политического деятеля

Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:

  • «Чистый родник»;
  • «Драгоценная трава»;
  • «Кибитка и дом»;
  • «Сын бая и сын бедняка»;
  • «Мать и сын».

Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.

Памятник Ибраю Алтынсарину

Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction

Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:

…Строит дивные дворцы

Суюнбай Аронулы: биография акына

Умный знающий народ.

Сильным знанием своим

Он уверенно живет.

Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.

Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.

Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:

  • открыть несколько народных школ;
  • основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
  • создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
  • организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.

Магжан Жумабаев: биография, творчество поэта

Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.

Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.

Читайте также: