Какие вопросы ты выберешь если хочешь узнать о профессии мамы друга

Опубликовано: 05.07.2024

- Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

К нам сегодня пришли ваши мамы - они наши гости.

II . Выход на тему классного часа.

Профессий много на Земле,

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

- Ребята. Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на классном часе?

- А чтобы вы хотели узнать о профессиях?

- Как много у нас вопросов!

Мы попытаемся на них ответить сегодня.

III. Сообщение темы и цели классного часа.

- Тема нашего классного часа

(Дети читают с доски)

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, познакомимся с некоторыми из них, поговорим о их значении в нашей жизни, о качествах, необходимых людям той или иной профессии.

IV. Формирование новых знаний.

1 . Вступительная беседа.

- Ребята, что такое профессия? ( ответы детей)

В толковом словаре ( показываю) есть такое толкование этого слова.

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.

- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор какой - либо профессии?

В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь.

Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с начальной школы. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту - выбор профессии.

А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.

Труд строителя всем нужен

Нужен нам и вкусный ужин

Доктор, чтобы всех лечить,

Учитель, чтоб учил

Лётчик нужен, чтоб летать

Ну а кем ты хочешь стать?

- Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете?

2 . Знакомство с профессией родителей.

- Вот так и ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, ещё в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.

Сегодня наши мамы у нас в гостях.

Нам предстоит познакомиться с их профессиями.

(Весь класс поделён на 3 группы, с каждой группой будет работать мама).

К 1 группе присоединяется Елена Николаевна Феденёва, ко 2- Елена Николаевна Шамахова, а с 3 группой буду работать я.

- Каждой группе нужно задать как можно больше вопросов для того, чтобы отгадать профессию мамы. А затем нужно приготовить загадку другой группе об этой профессии, не называя её. Группы работают сообща. Мамы приготовили для вас подсказки. Вам нужно доказать, что профессия мамы самая важная.

3 . Работа в группах.

4.Проверка выполненного задания.

А) Выступление- загадка каждой группы.

( После отгадывания предоставить слово 1 маме. Короткий рассказ о своей профессии.)

Б) 2 выступление ( аналогичное )

В) 3 выступление.

Дети предлагают порассуждать остальным над вопросом.

- Каким должен быть учитель?

( Дети обсуждают в группах и высказывают свои мысли вслух)

4. Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, то делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

3. Если хочешь стать спортсменом, делай так..

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

5. Выступление ребят о профессиях родителей .

- Ребята, мы с вами познакомились с тремя профессиями. А можете ли вы, рассказать о профессии своих родителей? ( Выступление детей)

6. Игра « Загадки о профессиях»

Мы в профессии граем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

- Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

А) Если заболело ухо

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь-

Ведь тебе поможет…(врач)

Б) Этот четко знает дело,

Он ребята стрижет умело.

Зачем ходить косматыми?

Зачем ходить лохматыми?

Ведь лучше быть ребятами

Красивыми, опрятными…( парикмахер)

В) В милиции служат

Пусть дождь проливной

Или тёмная ночь

Любому в беде они смогут помочь( милиционер)

Г) Перетянут он ремнём,

Каска прочная на нём.

Он в горящий входит дом

И сражается с огнём…( пожарный)

Д) Строю школы, строю бани,

Строю новые дома,

Строю целые деревни,

Даже строю города..

В своём деле я художник

И над ленью победитель.

Догадались? Я…( строитель)

Е) Чтобы дети не болели,

Не ходили еле- еле.

Чтоб здоровыми росли,

Ели кашу, пироги,

Чтоб упитанными были,

В школу каждый день ходили,

Чтобы слышать детский говор,

Нужен в каждой школе…(повар)

Ребята, как вы думаете, все ли профессии мы назвали?

7. Игра «Что перепутал художник?»

- Недавно я побывала на одной выставке, и там я увидела странные рисунки. Мне кажется, что художник что-то напутал. Попробуйте разгадать.

( Каждой группе предлагается рисунок, нужно обсудить и назвать лишний в профессии атрибут:

- К какой профессии его можно отнести?)

Наша встреча подходит к концу.

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любя.

Решай мой друг, кем быть тебе,

Верь, каждая из них важна.

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой портрет на листе, и мы с вами устроим парад профессий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час формирует убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека; воспитывает у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; формирует духовные и.

Классный час для обучающихся 3-4 классов (с приложением). Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой:Задачи: - формиро.

Исследовательский проект приурочен к 110-летию великого советского кинорежиссёра Александра Артуровича Роу. Данная работа знакомит детей с первым режиссёром-сказочником нашей страны А.А.Роу и с .


Методическая разработка классного часа на тему: "Наши эмоции. Страх и тревога."

Методическая разработка классного часа на тему:"Наши эмоции. Страх и тревога." Цель: развивать способность, оценивать настроение и состояние человека по внешним признакам;снижение.


Методическая разработка классного часа "Изучение родословной нашей семьи"

Классный час посвящен родословной. Цель: Патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере истории своей семьи. Задачи: Воспитание гражданственности.


Методическая разработка Игра – КВЕСТ «Наша безопасность»

Игра - квест создаёт условия для развития познавательных способностей детей в процессе игры; воспитывает самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности (двигательной, коммуникативной, и.


Методическая разработка классного часа на тему: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени»

Данная разработка посвящена воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов. Были поставлены задачи воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком приме.


Уже весна, а подросток так и не решил, куда будет поступать после выпускных экзаменов? Наш блогер Анна Шиховец пообщалась с психологом и профориентологом Марией Косинец и выяснила, как помочь ребёнку определиться с профессией.

Выбор профессии — это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист — вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день? Мы выбираем не только зарплату, которую «гарантирует» профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли перегрузки. По статистике 4 из 10 студентов отчисляются и переходят на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера — совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

Эти 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение — умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить время с семьей. Выпишите все критерии в столбик — это та основа, на которую можно опираться при выборе профессиональной сферы.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно эта разница заметна уже в школе. К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд;
  • Мало или много общения во время работы;
  • Роль организатора или исполнителя;
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход.

Когда мы разберемся с этими показатели, станет ясно, из чего можно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

3. Чего я хочу и что я могу?

Ориентироваться только на желание при выборе профессии не стоит, надо учитывать и возможности: вряд ли можно стать пианистом, не умея играть на пианино. Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу». Например: кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет. Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Еще один важный вопрос — работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас.

4. В каком формате я хочу работать?

Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьёй на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом — можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор — может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки давно устарело. Выпускники должны понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но не интересна литература, это нормально. Он может писать тексты про математику или технику, почему нет?


«Сегодня школьников даже в 10–11-м классе не интересует профориентация»

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Обычно подростки всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы. Его важно максимально расширять. Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых профессий, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, в интернете — подборок современных профессий.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности не стоит. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, литературу и биологию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, когда может потребоваться сменить должность или род деятельности.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но кино — это, конечно, не жизнь, там мы видим все самое интересное, рутина остаётся за кадром. Лучше, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше: вот я отучусь, приду на работу и что? Например, некоторые студенты после педвуза удивляются, что учителя еще сидят заполняют отчеты после того, как дети ушли из школы. А казалось, что в три часа педагог тоже может идти домой, а летом вообще отдыхать три месяца подряд.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм — это не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно не удовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем объективнее его выбор.

10. Могу ли я попробовать поработать сейчас?

Конечно, пойти работать в 15 вряд ли получится, но зато можно «прощупать» профессию через компетенции или навыки. Можно элементарно попробовать разобраться с законами страны, если планируешь поступать на юридический, или начать писать в блог, если хочется на журфак.

11. А в моем городе актуальная выбранная специальность?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду. Конечно, многие компании сейчас работают в онлайне, но новичку найти работу на удаленке не так-то просто.

12. Что я буду делать, если конкуренция на рынке окажется слишком высокой?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие — рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации. Программист сейчас — востребованная и популярная профессия. Поэтому тем, кто готов работать в этой сфере, должны постоянно развиваться, прокачивать свои навыки.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность. Готовы ли вы «прокачиваться» в этом направлении? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом — постоянно — в будущем? Есть профессии, «застой» в которых означает выбывание из гонки.

14. Будет ли актуальна профессия к тому моменту, когда я окончу вуз?

Изучите рынок труда, университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент — и это нормально.

10 типичных ошибок при выборе профессии (да, ЕГЭ тут тоже замешан)

Например, иногда ребята выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. Каждая наша проба — особенно вопрос № 10 — дает понимание, чего именно ты хочешь. Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Какие минусы есть в этой профессии?

24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие от работы, как бы нас ни уверяли в обратном. Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. Выпишите и то, и другое, чтобы понять, перевешивают ли конкретные плюсы — минусы?

17. А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10?

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. А какой вуз выбрать?

Мечты — это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень «гендерного исследователя» — это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены надо сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях. Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак нужны опубликованные статьи.

20. Когда надо определиться?

Отведите определенное время на каждый из вопросов. Выбирать специальность в мае выпускного класса — поздно. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу вряд ли приведет к чему-то хорошему.

Конечно, начать профориентационную кампанию лучше в 7-8 классе. К началу 11 класса дети по хорошему должны примерно понимать, в каком направлении будут двигаться дальше.

Что делать, если все 20 вопросов пройдены, но четкого ответа на вопрос «Кем я хочу быть» так и не нашлось. Максимально кратко:

  • Читайте про профессии в интернете;
  • Обсуждайте профессии с родителями и знакомыми, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»;
  • Смотрите ролики с представителями профессий;
  • Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности;
  • Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Материал подготовлен по следам лектория, организованного проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Папы и мамы мечтают об идеальном стечении обстоятельств: в детстве сын решает стать врачом, хорошо учится, становится уважаемым хирургом. К сожалению, карьерный путь не такой гладкий, да и сама жизнь усложняется. Каждый год появляются новые профессии, меняются требования к сотрудникам, ручной труд и рутинная работа становятся автоматизированными. Даже ближайшее будущее описывают аббревиатурой VUCA, которая расшифровывается так: изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность.

Выбор профессии всегда был серьезным и ответственным этапом, а в неопределенном мире VUCA принять это решение еще сложнее.

Перед родителями стоит важная и сложная задача. С одной стороны, ребенок должен заниматься тем, что ему нравится. С другой, дети и особенно подростки могут считать, что им не нравится ничего.

Мы в AdMe.ru делимся с читателями советами экспертов и известных личностей, которые помогут детям понять себя и определиться с будущей профессией.

1. С чего начать

Во-первых, интересоваться мечтами ребенка с раннего возраста. А во-вторых, не забывать, что с каждым годом дети становятся опытнее. Если в 3 года ребенок мечтал стать пожарным, это не значит, что вы должны готовить его к этому все детство. Возможно, в 4 года он захочет стать фокусником, а в 5 — ловцом бабочек. К концу школы и даже во время учебы в институте интересы человека тоже могут поменяться. Например, в США примерно треть студентов меняли факультет как минимум 1 раз.

Этот факт служит напоминанием, что перемена желаний и планов — это норма и свое истинное призвание удается найти не сразу. Поэтому родителям лучше принять возможные изменения, уважать личность ребенка и помогать ему собирать информацию о потенциальной профессии. И конечно же, не стоит выбирать специальность за детей или заставлять их воплощать ваши нереализованные мечты.

2. Организуйте ребенку разносторонний досуг

Чтобы ваш ребенок понял, чем хочет заниматься, ему необходимо попробовать как можно больше. Посещайте экскурсии и мастер-классы, ищите вместе ответы на вопросы в энциклопедиях и других ресурсах. Образовательная система Монтессори также советует родителям поручать ребенку работу по дому, которую он может выполнить в своем возрасте.

Важно не перегружать детей всевозможными кружками и секциями. Чрезмерная нагрузка может отбить желание что-то делать и изучать, и к 18 годам человек будет хотеть только одного: чтобы от него отстали. К тому же никто не может спрогнозировать, что именно будет необходимо ребенку в будущем: умение играть на кларнете, китайский язык или звание мастера спорта.

3. Помогите ребенку понять себя

Консультант по выбору профессии Роберт Хеллманн предлагает родителям провести с ребенком упражнение-игру под названием «7 историй». Суть такова: пусть ребенок запишет 20 ситуаций из жизни, когда ему нравилось что-то делать или когда он чувствовал, что у него получается хорошо. Это могут быть действия из самых разных сфер, например собирать модели из лего, готовить самодельные чипсы, играть с младшими братьями и сестрами. Затем из этих 20 примеров ребенку нужно выбрать 7 самых приятных и значимых. С помощью вопросов родители могут помочь ребенку узнать себя и понять, чем он хочет заниматься: что именно тебе понравилось? что ты делал лучше всего? зачем ты это делал? кто был рядом с тобой? в каких отношениях ты был с этими людьми?

Родители могут сами следить за тем, что нравится ребенку и что у него получается, а затем обсудить это в личной беседе. На что стоит обратить внимание:

  • Что нравится делать в школе и в свободное время? Например, слушать музыку, писать стихи и прозу, ухаживать за домашними животными, общаться с друзьями.
  • Какие навыки особенно развиты? Это могут быть математические способности, работа за компьютером, поиск информации для докладов и проектов, сценическая речь.
  • Какие индивидуальные качества заметили вы и сами дети? Возможно, ваш ребенок хорошо ладит с другими людьми, умеет планировать свой день, генерирует творческие идеи, находит аргументы в спорах.
  • Как ребенок любит учиться? Работать над большим проектом в одиночку или вместе с группой одноклассников? Сразу схватывает материал или методично переходит от легкого к сложному?

Соберите информацию и подумайте вместе с ребенком, в какой сфере он может проявить себя, какие качества и навыки ему нужно развивать.

4. Проводите исследования

Постарайтесь узнать как можно больше о профессиях, которые заинтересовали ребенка. Это полезно и в раннем возрасте, чтобы родители и дети знали, чему предстоит учиться, и в более позднем — чтобы выбрать учебное заведение. Здесь помогут биографии известных личностей, стажировки и экскурсии на предприятия. Быть может, у вас есть знакомые, которые занимаются тем, что заинтересовало вашего ребенка. Кроме того, родители и дети могут не знать о всех существующих профессиях и возможностях в той или иной сфере.

Существует множество сайтов, где подробно рассказывают о рабочем дне, обязанностях, необходимой квалификации и зарплате разных профессий. Например, на этом англоязычном сайте описаны более 800 возможных профессий. А на этом доступны короткие познавательные видео.

5. Расскажите, из чего состоит рабочая жизнь

Писатель и эксперт в области профориентации Джеймс Цитрин советует родителям напомнить подрастающим детям о «треугольнике карьеры». В любой работе есть 3 составляющих:

  • Удовлетворенность работой: насколько человека устраивает его занятие вообще, его статус, степень ответственности, известность компании.
  • Условия работы: сколько времени человек тратит на дорогу, график работы, перерывы, какой там коллектив, рабочее помещение.
  • Деньги: уровень зарплаты и премий, соотношение выполняемой работы и денежного вознаграждения.

В идеале человека должны устраивать все пункты, но стоит помнить, что иногда приходится идти на компромисс и расставлять приоритеты. Тут важно прислушаться к себе. К примеру, кто-то готов тратить по 3 часа в день на дорогу ради престижной должности, а кто-то нет.

Опра Уинфри в обращении к выпускникам американской Школы коммуникаций и журналистики напомнила, что деньги и слава не делают человека крутым. Кроме того, на первых порах работа может показаться скучной и изматывающей, но этот этап нужно перетерпеть, чтобы стать настоящим специалистом. И главное — помнить, что жизнь состоит не из одной работы.

6. Развивайте важные навыки

Мы уже говорили, что главные характеристики XXI века — изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность. Исследователи рабочих мест и экономики будущего считают, что в первую очередь нужно развивать не узкоспециальные навыки, а более общие. Их развитие обычно занимает от нескольких лет до всей жизни. К наиболее важным навыкам относят концентрацию внимания, эмоциональный интеллект, креативность, цифровую грамотность, способность к самообучению, инициативность, критическое мышление.

7. Не нужно безоговорочно подчиняться тесту профориентации

Если тест профориентации, который ваш ребенок прошел в школе или в интернете, показал, к примеру, что ему подходят IT-технологии, это не значит, что он проявит себя только в этой сфере. Подобные тесты предлагают возможности, но их результат не приговор. Стив Джобс советовал молодому поколению не заглушать внутренний голос шумом чужого мнения, а прислушиваться к интуиции. Многие исследователи соглашаются, что интуиция помогает принимать верные решения, поэтому родителям не стоит запрещать детям слушать зов сердца.

Бонус: чему учат в школе Илона Маска

Сыновья Илона Маска учатся в особой школе, которую основал их же отец. Школа Ad Astra («К звездам») находится в штаб-квартире SpaceX, туда ходят около 40 учеников от 7 до 14 лет.

В школе не преподают музыку, физкультуру и иностранные языки, потому что Маск считает, что в ближайшем будущем появятся хорошие синхронные голосовые переводчики. Некоторые стандартные предметы образовательной программы остались, например физика, химия, творческое письмо.

Расписание меняется каждый день, его составляют сами дети. Учащимся разрешается изучать все, что угодно: они проектируют роботов, учатся программированию, изучают геополитические проблемы, прогнозируют возможности искусственного интеллекта. Директор школы признается, что им разрешается даже проводить эксперименты с огнеметами Маска.

В школе одобряют самостоятельность, некоторые темы дети изучают с помощью онлайн-ресурсов. Ученики также зарабатывают деньги собственными умениями, например один продает через интернет печенье, которое сам и готовит, а другой создает на заказ сайты. Это отличный совет всем родителям: поощряйте самостоятельность ребенка, его стажировки и подработки. Успех в каком-либо деле будет мотивировать его на дальнейшее развитие.

На сайте школы нет информации о правилах поступления, но можно подать заявку на бесплатное обучение.

Какой из наших советов показался вам самым важным? А какие советы помогли вам найти свое призвание и добиться успеха?

Папы и мамы мечтают об идеальном стечении обстоятельств: в детстве сын решает стать врачом, хорошо учится, становится уважаемым хирургом. К сожалению, карьерный путь не такой гладкий, да и сама жизнь усложняется. Каждый год появляются новые профессии, меняются требования к сотрудникам, ручной труд и рутинная работа становятся автоматизированными. Даже ближайшее будущее описывают аббревиатурой VUCA, которая расшифровывается так: изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность.

Выбор профессии всегда был серьезным и ответственным этапом, а в неопределенном мире VUCA принять это решение еще сложнее.

Перед родителями стоит важная и сложная задача. С одной стороны, ребенок должен заниматься тем, что ему нравится. С другой, дети и особенно подростки могут считать, что им не нравится ничего.

Мы в AdMe.ru делимся с читателями советами экспертов и известных личностей, которые помогут детям понять себя и определиться с будущей профессией.

1. С чего начать

Во-первых, интересоваться мечтами ребенка с раннего возраста. А во-вторых, не забывать, что с каждым годом дети становятся опытнее. Если в 3 года ребенок мечтал стать пожарным, это не значит, что вы должны готовить его к этому все детство. Возможно, в 4 года он захочет стать фокусником, а в 5 — ловцом бабочек. К концу школы и даже во время учебы в институте интересы человека тоже могут поменяться. Например, в США примерно треть студентов меняли факультет как минимум 1 раз.

Этот факт служит напоминанием, что перемена желаний и планов — это норма и свое истинное призвание удается найти не сразу. Поэтому родителям лучше принять возможные изменения, уважать личность ребенка и помогать ему собирать информацию о потенциальной профессии. И конечно же, не стоит выбирать специальность за детей или заставлять их воплощать ваши нереализованные мечты.

2. Организуйте ребенку разносторонний досуг

Чтобы ваш ребенок понял, чем хочет заниматься, ему необходимо попробовать как можно больше. Посещайте экскурсии и мастер-классы, ищите вместе ответы на вопросы в энциклопедиях и других ресурсах. Образовательная система Монтессори также советует родителям поручать ребенку работу по дому, которую он может выполнить в своем возрасте.

Важно не перегружать детей всевозможными кружками и секциями. Чрезмерная нагрузка может отбить желание что-то делать и изучать, и к 18 годам человек будет хотеть только одного: чтобы от него отстали. К тому же никто не может спрогнозировать, что именно будет необходимо ребенку в будущем: умение играть на кларнете, китайский язык или звание мастера спорта.

3. Помогите ребенку понять себя

Консультант по выбору профессии Роберт Хеллманн предлагает родителям провести с ребенком упражнение-игру под названием «7 историй». Суть такова: пусть ребенок запишет 20 ситуаций из жизни, когда ему нравилось что-то делать или когда он чувствовал, что у него получается хорошо. Это могут быть действия из самых разных сфер, например собирать модели из лего, готовить самодельные чипсы, играть с младшими братьями и сестрами. Затем из этих 20 примеров ребенку нужно выбрать 7 самых приятных и значимых. С помощью вопросов родители могут помочь ребенку узнать себя и понять, чем он хочет заниматься: что именно тебе понравилось? что ты делал лучше всего? зачем ты это делал? кто был рядом с тобой? в каких отношениях ты был с этими людьми?

Родители могут сами следить за тем, что нравится ребенку и что у него получается, а затем обсудить это в личной беседе. На что стоит обратить внимание:

  • Что нравится делать в школе и в свободное время? Например, слушать музыку, писать стихи и прозу, ухаживать за домашними животными, общаться с друзьями.
  • Какие навыки особенно развиты? Это могут быть математические способности, работа за компьютером, поиск информации для докладов и проектов, сценическая речь.
  • Какие индивидуальные качества заметили вы и сами дети? Возможно, ваш ребенок хорошо ладит с другими людьми, умеет планировать свой день, генерирует творческие идеи, находит аргументы в спорах.
  • Как ребенок любит учиться? Работать над большим проектом в одиночку или вместе с группой одноклассников? Сразу схватывает материал или методично переходит от легкого к сложному?

Соберите информацию и подумайте вместе с ребенком, в какой сфере он может проявить себя, какие качества и навыки ему нужно развивать.

4. Проводите исследования

Постарайтесь узнать как можно больше о профессиях, которые заинтересовали ребенка. Это полезно и в раннем возрасте, чтобы родители и дети знали, чему предстоит учиться, и в более позднем — чтобы выбрать учебное заведение. Здесь помогут биографии известных личностей, стажировки и экскурсии на предприятия. Быть может, у вас есть знакомые, которые занимаются тем, что заинтересовало вашего ребенка. Кроме того, родители и дети могут не знать о всех существующих профессиях и возможностях в той или иной сфере.

Существует множество сайтов, где подробно рассказывают о рабочем дне, обязанностях, необходимой квалификации и зарплате разных профессий. Например, на этом англоязычном сайте описаны более 800 возможных профессий. А на этом доступны короткие познавательные видео.

5. Расскажите, из чего состоит рабочая жизнь

Писатель и эксперт в области профориентации Джеймс Цитрин советует родителям напомнить подрастающим детям о «треугольнике карьеры». В любой работе есть 3 составляющих:

  • Удовлетворенность работой: насколько человека устраивает его занятие вообще, его статус, степень ответственности, известность компании.
  • Условия работы: сколько времени человек тратит на дорогу, график работы, перерывы, какой там коллектив, рабочее помещение.
  • Деньги: уровень зарплаты и премий, соотношение выполняемой работы и денежного вознаграждения.

В идеале человека должны устраивать все пункты, но стоит помнить, что иногда приходится идти на компромисс и расставлять приоритеты. Тут важно прислушаться к себе. К примеру, кто-то готов тратить по 3 часа в день на дорогу ради престижной должности, а кто-то нет.

Опра Уинфри в обращении к выпускникам американской Школы коммуникаций и журналистики напомнила, что деньги и слава не делают человека крутым. Кроме того, на первых порах работа может показаться скучной и изматывающей, но этот этап нужно перетерпеть, чтобы стать настоящим специалистом. И главное — помнить, что жизнь состоит не из одной работы.

6. Развивайте важные навыки

Мы уже говорили, что главные характеристики XXI века — изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность. Исследователи рабочих мест и экономики будущего считают, что в первую очередь нужно развивать не узкоспециальные навыки, а более общие. Их развитие обычно занимает от нескольких лет до всей жизни. К наиболее важным навыкам относят концентрацию внимания, эмоциональный интеллект, креативность, цифровую грамотность, способность к самообучению, инициативность, критическое мышление.

7. Не нужно безоговорочно подчиняться тесту профориентации

Если тест профориентации, который ваш ребенок прошел в школе или в интернете, показал, к примеру, что ему подходят IT-технологии, это не значит, что он проявит себя только в этой сфере. Подобные тесты предлагают возможности, но их результат не приговор. Стив Джобс советовал молодому поколению не заглушать внутренний голос шумом чужого мнения, а прислушиваться к интуиции. Многие исследователи соглашаются, что интуиция помогает принимать верные решения, поэтому родителям не стоит запрещать детям слушать зов сердца.

Бонус: чему учат в школе Илона Маска

Сыновья Илона Маска учатся в особой школе, которую основал их же отец. Школа Ad Astra («К звездам») находится в штаб-квартире SpaceX, туда ходят около 40 учеников от 7 до 14 лет.

В школе не преподают музыку, физкультуру и иностранные языки, потому что Маск считает, что в ближайшем будущем появятся хорошие синхронные голосовые переводчики. Некоторые стандартные предметы образовательной программы остались, например физика, химия, творческое письмо.

Расписание меняется каждый день, его составляют сами дети. Учащимся разрешается изучать все, что угодно: они проектируют роботов, учатся программированию, изучают геополитические проблемы, прогнозируют возможности искусственного интеллекта. Директор школы признается, что им разрешается даже проводить эксперименты с огнеметами Маска.

В школе одобряют самостоятельность, некоторые темы дети изучают с помощью онлайн-ресурсов. Ученики также зарабатывают деньги собственными умениями, например один продает через интернет печенье, которое сам и готовит, а другой создает на заказ сайты. Это отличный совет всем родителям: поощряйте самостоятельность ребенка, его стажировки и подработки. Успех в каком-либо деле будет мотивировать его на дальнейшее развитие.

На сайте школы нет информации о правилах поступления, но можно подать заявку на бесплатное обучение.

Какой из наших советов показался вам самым важным? А какие советы помогли вам найти свое призвание и добиться успеха?

Читайте также: