Кардинал что за должность

Опубликовано: 01.07.2024

Кардинал (лат: Cardinalis, от cardo - дверной крюк), католический духовный сан. Кардиналами называются высшие духовные лица римско-католической церкви, принадлежащие ко всем трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов.

Уже при Феодосии Великом слово Cardinalis встречается как название чиновника. Во II веке это название перешло в римо-католическую церковь, обозначая римского епископа, а затем - и его главных помощников, ближайших к нему лиц. С V по XI ст. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит".

В то время, как в других местах титул кардинала приходил в упадок и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. В I веке Рим делился на семь округов. В каждом из округов была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле: лишь в них преподавались таинства.

Во II веке появляются введённые папой Гигином (139-147) кардиналы-пресвитеры, а Рим оказывается разделённым на 55 округов.

Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы Рима присутствовали в совете Папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще (как это можно видеть из соборных актов) ниже всякого епископа. кардиналы-епископов тогда еще не было, но епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в выборе Папы. Лишь в XI в. эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Албано, Сабинума, Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы кардиналами.

Важное значение в истории развития сана кардинала имеет изданный на Латеранском соборе декрета папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время: папа может быть выбран лишь из числа кардиналов (см. Конклав).

При Иннокентии IV кардиналы получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani, augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae". Бонифаций VIII дал им княжескую мантию, Павел II - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями.

Пий V в 1567 г. запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) кардиналы получили титул "Eminentissimus", "Eminentia", который носили духовные курфюрсты.

Число кардиналов бывало различно (в ХII в. редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 г., когда, по декрету папы Сикста V, оно раз навсегда было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. Редко бывает, чтобы были заняты все 70 мест.

Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и кроме того много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имен, хранить их у себя в груди ("in petto"), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Иностранцы, получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. В настоящее время этим правом пользуются Франция и Австрия, а также Испания и Португалия (последние назначают по одному кардиналу).

Кардиналы, вместе с папой, образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший кардинал-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые "конгрегациями".

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки и др. (см. Папская курия).
  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l'anno. ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

кардин а л, кардинала, муж. (лат. cardinalis - главный).

1. Один из 70 высших духовных лиц римско-католической церкви, назначаемых папой из епископов, священников и диаконов, помогающих ему в важнейших делах и избирающих из своей среды преемника умершему папе (церк.). Сан кардинала. Кардиналы носят красную шляпу и мантию.

2. Название сорта красной краски (спец.).

3. Название рода американских птиц с красным оперением (зоол.).

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. cardinalis главный)

в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой.

Католическая Энциклопедия

(лат. cardinalis - главный, основной) - наиболее значимый титул в Католической Церкви после Папы Римского. В соответствии с ККП 1983 в функции К. входит избрание Папы на конклаве и помощь ему в руководстве Вселенской Церковью, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при Папе во время консисторий, и индивидуально, возглавляя ведомства и др. постоянные службы Римской курии и гос-ва Град Ватикан. В совокупности К. составляют Коллегию кардиналов, возглавляемую К.-деканом.

Должность К. относится к области церковного, а не Божественного права. Первоначально титул cardinalis применялся к церквям и диакониям Рима. Позже, в IV в., он перешел к гл. служителям т.н. титульных церквей Рима и его гл. пригородных епархий: термин presbyteri e diaconi cardinales встречается, по свидетельству Папы Захарии, еще во время понтификата Папы Сильвестра I. Папа Римский в управлении своей епархией опирался на помощь пресвитеров, а также 7 диаконов, которые занимались текущими церк. делами и благотворительностью (в 1-й пол. III в. Папа Фабиан разделил Рим на 7 округов, назначив для каждого из них диакона). Начиная с V в. епископы 7 епархий в пригородах Рима ввели в практику еженедельное служение мессы в папской Латеранской базилике. Настоятелям 25 (позднее 28) рим. титульных церквей также было вменено в обязанность помимо богослужений в своих храмах проводить еженедельные мессы в др. великих рим. базиликах - Санта Мария Маджоре, Св. Петра, Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура) и Св. Лаврентия, к которым они тем самым были приписаны. Епископы 7 пригородных церквей получили название К. в VIII в., а настоятели рим. титульных церквей - с кон. Х в.

Со времен Григорианской реформы К. стали непосредственными помощниками Папы в управлении Церковью. С этих пор 7 т.н. палатинских и 12 окружных диаконов (тогда Рим был разделен на 12 адм. округов) были также включены в число К. В 1059 Папа Николай II декретом In nomine Domini сделал К.-епископов единственными выборщиками Римских пап. При Папе Урбане II начала формироваться 3-ступенчатая структура Коллегии К., которая окончательно сложилась в 1150, когда Папа Евгений III назначил К.-декана (епископа Остии) и камерария для управления церк. собственностью. Папа Сикст V в конст. Postquam verus от 3.12.1586 законодательно закрепил разделение Коллегии К. на 3 чина.

С 1163 Римские папы стали возводить в кардинальское достоинство также и прелатов, живущих вне Рима: Папа Александр III позволил архиеп. Майнца Конраду Виттельсбахскому вернуться на кафедру после назначения его К., а для приписки к рим. клиру назначил его священником одной из титульных церквей города. Этот обычай сохраняется и по сей день: каждый К. (кроме К.-епископов) имеет титул пресвитера или диакона одной из рим. титульных церквей или диаконий.

Папа Павел VI в 1965 ввел в Коллегию К. некоторых патриархов Вост. Католических Церквей, сохранив за ними титул их патриарших кафедр (motu proprio от 11.02.1965 Ad Purpuratorum Patrum).

Т.о., в соответствии с ист. традицией Коллегия К. разделяется на 3 чина (CIC 350): 1) чин К.-епископов, к которому относятся К., которых Папа удостоил титула одной из 6 епархий пригородов Рима (Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто и Санта-Руфина, Сабина и Поджо-Миртето, Веллетри и Сеньи), и патриархи Католических Церквей вост. обрядов, возведенные в достоинство К. К.-епископом Остии является К.-декан, который сохраняет и титул церкви, который имел до избрания деканом; 2) чин К.-пресвитеров, удостоившихся титула одной из старейших рим. церквей; подобно К.-епископам, они не обладают властью управления в своей титульной церкви, однако оказывают ей поддержку и помощь (данное ограничение, введенное Папой Иннокентием XII в 1692, подтверждено в кан. 357 § 1); 3) чин К.-диаконов, удостоенных титула одной из диаконий Рима.

В данном случае названия «епископ», «пресвитер» и «диакон» следует понимать не как свящ. сан, а как термины, появившиеся в определенных ист. условиях. В соответствии с motu proprio Папы Иоанна XXIII ***** gravissima от 15.04.1962 и с кан. 351 § 1 ККП священник, возведенный Папой в достоинство К., должен быть посвящен в епископы (хотя из этого правила возможны исключения).

Причисление К. к тому или иному чину и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями канон. права (CIC 350 § 5-6). В момент назначения каждый К. причисляется к чину либо пресвитеров, либо диаконов. К.-диаконы спустя 10 лет после оглашения декрета о назначении могут переходить в чин пресвитеров (при наличии свободного титула); преимущество отдается тем, кто был назначен раньше др. претендентов. Переход в чин епископов из чина пресвитеров происходит в соответствии со старшинством.

К. свободно избираются Папой Римским среди епископов и священников, отличающихся ученостью, благочестием и благоразумием (CIC 351 § 1).

Возведение в достоинство К. осуществляется папским декретом (оглашаемым на ординарной консистории), в котором новому К. жалуется титул церкви или диаконии. На консистории К. вручается кардинальская биретта и кардинальский перстень как знак особого достоинства и соединения с кафедрой Св. Петра. К. носят одеяния алого цвета, символизирующего готовность пролить кровь за Церковь. В особых случаях (как правило, по полит. мотивам) Папа объявляет о назначении К., но не называет его имя (nomen in pectore sibi reservans): назначенный in pectore получает обязанности и права К. только с момента офиц. провозглашения (CIC 351 § 3).

К. обладают богослужебными и др. привилегиями, в т.ч. privilegium canonis и privilegium fori, в соответствии с которыми в церк. судопроизводстве они подсудны только Папе (CIC 1405 § 1, п. 2). К. имеют полномочие принимать исповедь во всех странах мира без ограничений (CIC 967 § 1), а также освобождены из-под юрисдикции местных епископов в делах, касающихся их лично (CIC 357 § 2).

Исполняемые К. функции могут быть ординарными (во время понтификата) и чрезвычайными (когда Св. Престол вакантен).

К., занимающие постоянную должность в Рим. курии и не являющиеся епарх. епископами (куриальные К.), должны проживать в Риме. В соответствии со ст. 21 Латеранских соглашений они получают гражданство Ватикана.

После смерти правящего Понтифика все К., возглавляющие ведомства Рим. курии, в т.ч. гос. секретарь и префекты Рим. конгрегаций, теряют свою должность (ст. 6 конст. Pastor Bonus от 28.06.1988). Исключение составляют камерленго Св. Римской Церкви и старший пенитенциарий, которые продолжают исполнять свои обязанности. Ген. викарий Папы для Римской епархии, архипресвитер базилики Св. Петра и ген. викарий Папы для Града Ватикан также не прекращают исполнения своих полномочий (конст. Папы Иоанна Павла II Universi dominici gregis, 1996).

По достижении 75 лет К. получают предложение отказаться от занимаемых должностей (CIC 354).

До кон. XIX в. светские власти обладали возможностью влиять на назначение К. (начало этой традиции положил первый «авиньонский» Папа (Авиньонское пленение пап) Климент V); со временем Римские папы признали за императором Свящ. Рим. империи, королями Испании, Франции, Португалии и Польши, а также венецианским дожем право рекомендовать для назначения т.н. К. короны (cardinales coronae). Однако фактически это было скорее почетное звание, поскольку его обладатели предпочитали оставаться при дворе своего правителя.

Палатинскими назывались К., которые в силу своей должности должны были быть всегда в распоряжении Папы, поэтому проживали в Апост. дворце. Впервые они упоминаются в 735, когда Папа Григорий III к 14 имевшимся окружным диаконам добавил еще 4, названных cardinales Palatini, в обязанности которых входило помогать Папе во время богослужений в Латеранской и Ватиканской базиликах. С течением времени они превратились в ближайших сотрудников Папского двора. Вновь избранный Понтифик утверждал их в должности или назначал новых. К нач. XX в. оставалось двое палатинских К. - начальник Апост. канцелярии и гос. секретарь. Папа Павел VI в motu proprio Pontificalis domus (28.03.1968) упразднил должность начальника канцелярии.

До недавнего времени существовала также должность К.-протектора к.-л. монаш. ордена или конгрегации, не находившихся в его юрисдикции, но получивших его поддержку и покровительство. Начало этой традиции положил Франциск Ассизский, рекомендовавший своим преемникам каждый раз обращаться к Папе с просьбой о назначении одного из К. покровителем Ордена францисканцев. В 1964 Государственный секретариат прекратил практику назначения К.-протекторов для монаш. орденов и конгрегаций. В наст. время К.-протекторы поддерживают учебные и воспитательные учреждения Церкви - Папскую Церковную академию, Римскую богословскую академию, Марианскую академию, Римскую археологическую академию и др.

Лит-ра: Юркович, 60-63; Morgan T.B. Speaking of Cardinals. NY., 1946; EC 3, 779-784; Del Re N. // Mondo Vaticano. Va., 1995, p. 225-234; NDDC, 127-128; Brunori P. La Chiesa Cattolica: Fondamenti, persone, istituzioni. Mi., 1999, p. 32-33; CIC 349-359.

Е. Калиниченко

Энциклопедия «Биология»

, рыба сем. карповых, объект аквариумного рыбоводства. Дл. до 6 см. Окраска коричневая, с продольной золотистой полосой вдоль туловища (у молодых особей полоса сине-зелёная, сверкающая, как у неоновых рыбок). Плавники красные (кроме грудных), середина хвостового плавника ярко-красная. Самец отличается от самки более яркой окраской, стройным телом и удлинёнными плавниками. Родина кардинала – Южный Китай, где он обитает в быстро текущих ручьях. Стайная рыбка, планктофаг. Половая зрелость наступает в 4–5 мес. Нерест растянутый (cв. 1 мес.), самка ежедневно вымётывает в заросли водных растений по нескольку икринок. Содержат в аквариуме ёмкостью от 10 л. Продуктивность до 300 икринок. Имеются вуалевая форма и несколько цветовых вариаций.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG cardinal)

(лат. cardinalis от cardo - дверной крюк, тот, от кого все зависит)

развивающийся термин, к-рым сегодня обозначают "князей церкви", назначенных папой римским. Кардиналы образуют консисторию и в римско-католической иерархии следуют за папой. Они избирают папу.

Энциклопедический словарь

  1. (ложный неон), рыба семейства карповых. Длина до 4 см. Вдоль тела золотистая полоса, середина хвостового плавника ярко-красная. В быстро текущих ручьях Юж. Китая. Аквариумная рыба.
  2. птица семейства овсянковых. Длина ок. 20 см. Самец ярко-красный. В Сев. Америке (США, Мексика) и на севере Центр. Америки.
  3. (от лат. cardinalis - главный), в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой.

Словарь Ожегова

КАРДИНАЛ 1 , а, м.

1. У католиков: высший (после папы) духовный сан, а также лицо, имеющее этот сан.

2. неизм. То же, что пунцовый (по цвету кардинальской мантии).

• Серый кардиналлицо, обладающее большой властью, но не занимающее соответствующего высокого положения и остающееся в тени [по называнию монахаотца Жозефа, доверенного лица, вдохновителя и участника интриг кардинала Ришелье (сер. 17 в.)].

| прил. кардинальский, ая, ое (к 1 знач.).

КАРДИНАЛ 2 , а, м. Небольшая певчая птица сем. овсянковых с ярко-красным оперением у самцов, обитающая в Америке.

В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

кардиналы это

Коллегия

  1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
  2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
  3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
  4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

Численность кардиналов

Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа Бенедикт XVI, общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

 серый кардинал

Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

кардиналы священники

Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует Папу римского, возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

Одеяние

Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

 кардиналы диаконы

Биретта – четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто – маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

Другие атрибуты

К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это – символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

кардиналы это

Серый кардинал

Это – не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) – французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.

кардинал 1. м. 1) Высший (после папы) духовный сан в католической церкви. 2) Лицо, имеющее такой сан. 2. м. Певчая птица семейства овсянковых с ярко-красным оперением у самца, обитающая в Америке.<br><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ

кардинал См. духовенство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. кардинал сущ., кол-во синонимов: 11 • кармин (5) • любелия кардинальская (2) • птица (723) • пунцовый (27) • рыба (773) • сан (10) • темно-красный (19) • титул (219) • тициановый (3) • цвет (266) • цветок (239) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ(лат. cardinalis - главный, преимущественный, от cardo - сущность). 1) сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; по. смотреть

КАРДИНАЛ

I. КАРДИНАЛ а, м. cardinal m., лат. cardinalis. 1. Высший после папы духовный сан в католической церкви, отличительным знаком которого являются красная. смотреть

КАРДИНАЛ

Кардина́л (Tmichthys albonubesa), рыба семейства карповых, объект аквариумного рыбоводства (в России с 1946). В природе обитает в водоёмах Юго-Восточно. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ (Pyrrhuloxia cardinalis), птица сем. овсянковых. Дл. ок. 20 см. Самец ярко-красный (отсюда назв.), вокруг клюва чёрное кольцо; самка песочно-. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ(лат. cardo - дверная петля; cardinalis - важный, главный), член сената папы Римского и один из его советников и помощников в делах управления Римско-католической церковью. В знак признания вселенского масштаба этой административной ответственности папа Пий XII избрал своих кардиналов со всех концов земли. Кардиналы, как правило, возглавляют конгрегации, которые курируют деятельность Римско-католической церкви во всем мире, хотя некоторые конгрегации подчиняются лично папе. Первоначально титул кардинала присваивался духовному лицу, связанному с определенной церковью, позднее он давался только духовным лицам, помогавшим епископу в его церкви, а затем уже только высокопоставленным клирикам больших городов; в настоящее время папа сам назначает кардиналов, на его выбор не влияют мнения ни правительств, ни городов, ни церквей. Заявление о назначении делается на тайном собрании (консистории) в присутствии кардиналов, которые пребывают в Риме; торжественные церемонии, которые происходят после объявления о назначении кардиналов, имеют уже чисто формальный характер. Папа, информируя кардиналов о назначении нового кардинала, вправе сохранять его имя в тайне (in petto, "в груди"). Такой кардинал in petto не пользуется никакими привилегиями и не занимает соответствующего места в иерархии до тех пор, пока папа публично не назовет его имени.Первоначально в коллегию кардиналов входили настоятели 25 главных римских церквей, 7 (позднее 6) региональных и 6 дворцовых диаконов, и 7 (позднее 6) епископов епархий предместий Рима. С 1150 они образуют Священную коллегию; с 1179 обладают исключительным правом избирать папу (реализуемое в конклаве). В 1586 было установлено число кардиналов - 70. При папе Иоанне XXIII число кардиналов возросло с 75 (1958) до 87 (1962). В 1973 в результате назначения папой Павлом VI 30 новых кардиналов число Коллегии кардиналов возросло до 145. Значительное место среди кардиналов занимают кардиналы-священники, как правило - архиепископы важных кафедр со всего мира; кроме того, имеется 6 кардиналов-епископов, соответствующих епископам епархий римских предместий; и 14 кардиналов-диаконов, которые являются должностными лицами Ватикана и часто имеют лишь священнический сан. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНА́Л³, а, ч.Акваріумна риба родини коропових із яскраво-червоним, як мантія кардинала (див. кардина́л¹), забарвленням.Ефектно виглядає зграя карди. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНА́Л, а, м.Высший после папы духовный сан в католической церкви; лицо, имеющее этот сан.Есть такие случаи, в которых и самое малое число Кардинало. смотреть

КАРДИНАЛ

Кардинал (от лат. cardinalis главный) в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы . смотреть

КАРДИНАЛ

Второй (после папы) титул в католической церкви. Кардиналы назначаются папой с согласия консистории (кардинальской коллегии). Папа имеет право назначить кардинала тайно, но он обязан сообщить об этом консистории до своей смерти. Исторически титул кардинала часто присваивался незаконнорожденным детям папы или его племянникам. Некоторые кардиналы не имели духовного звания. С 1245 г. знаком кардинальского сана является красная шапка, символизирующая готовность кардинала пролить свою кровь в интересах церкви.<br><div align="right">Источник: <span style="color: brown;"><em>"Религиозный словарь"</em></span> </div><br><b>Синонимы</b>: <div любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок </div><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

1) Орфографическая запись слова: кардинал2) Ударение в слове: кардин`ал3) Деление слова на слоги (перенос слова): кардинал4) Фонетическая транскрипция . смотреть

КАРДИНАЛ

Накр Наклад Накид Накал Надир Лира Линк Линда Лина Лик Лидар Лида Лиана Ларин Лара Ланка Ланда Лана Лак Ладка Ладан Лада Лад Крин Кран Краина Кнр Кндр Клир Клин Кларина Клара Клан Клад Кира Кина Кил Карла Карл Карина Кардинал Кардан Карда Кара Канди Канд Канал Кан Калин Кали Каландр Калан Кал Каир Каин Кадр Ирландка Ирка Иранка Иран Ирак Инк Индр Инд Икра Икар Ида Дранка Драник Драка Днк Длина Дирак Динка Динар Дин Диана Дарина Дари Дар Данил Дан Дакрил Дакар Дак Арник Аркан Аркад Арка Арк Арин Арида Ариан Арак Анри Анк Аник Анид Анда Алкин Алкандр Алкан Алин Алик Алдар Алдан Нал Нард Алан Радиан Акрид Радикал Раина Акарин Акан Риа Риал Акад Аир Аил Рик Аида Адриан Адалин Ада Рин Ринк Рнк Ранка Ранд Рана Рак Аки Аклина Акр Акрил Рада Нил Ника Нарк. смотреть

КАРДИНАЛ

м.1) cardenal mсерый кардинал перен. — cardenal grisсан кардинала — cardenalato mсделать кардиналом — cardenalizar vt2) (птица) cardenal m3) бот. lobel. смотреть

КАРДИНАЛ

-а, м. 1.Высший (после папы) духовный сан в католической церковной иерархии, а также лицо, облеченное этим саном.2.Певчая птица отряда вьюрковых, с яр. смотреть

КАРДИНАЛ

кардинал, кардин′ал, -а, м.1. У католиков: высший (после папы) духовный сан, а также лицо, имеющее этот сан.2. неизм. То же, что пунцовый (по цвету

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ1, -а, м. 1. У католиков: высший (после папы) духовный сан, а также лицо, имеющее этот сан. 2. неизм. То же, что пунцовый (по цвету кардинальской мантии). Серый кардинал — лицо, обладающее большой властью, но не занимающее соответствующего высокого положения и остающееся в тени [по называнию монаха — отца Жозефа, доверенного лица, вдохновителя и участника интриг кардинала Ришелье (сер. 17 в.)]. || прилагательное кардинальский, -ая, -ое (к 1 значение). смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ кардинала, м. (латин. cardinalis - главный). 1. Один из 70 высших духовных лиц римско-католической церкви, назначаемых папой из епископов, священников и диаконов, помогающих ему в важнейших делах и избирающих из своей среды преемника умершему папе (церк.). Сан кардинала. Кардиналы носят красную шляпу и мантию. 2. Название сорта красной краски (спец.). 3. Название рода американских птиц с красным оперением (зоол.).<br><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

(от лат. cardinalis - главный) - в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы римского, ступенью выше епископа. К. - ближайшие со. смотреть

КАРДИНАЛ

мKardinal m (умл.)••серый кардинал — graue EminenzСинонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет. смотреть

КАРДИНАЛ

(лат. cardinalis - главный) - в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. К. явля. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ (от лат. cardinalis - главный) - в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы римского, ступенью выше епископа. К. - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой.<br><b>Синонимы</b>: <div любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок </div><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ

корень - КАРДИНАЛ; нулевое окончание;Основа слова: КАРДИНАЛВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - КАРДИНАЛ; ⏰Слово Кардина. смотреть

КАРДИНАЛ

Кардинал (по-латински главный) — в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы Римского, ступенью выше епископа. Назначаются папой, являясь его ближайшими советниками и помощниками.<br><b>Синонимы</b>: <div любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок </div><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

(ложный неон), рыба сем. карповых. Дл. до 4 см. Вдоль тела золотистая полоса, середина хвостового плавника ярко-красная. Обитает в быстро текущих ручья. смотреть

КАРДИНАЛ

Др.-рус. Заимств. из лат. яз., где cardinalis «кардинал» &LT; «главный, основной стержневой» — суф. производное от cardo, род. п. cardinis «стержень, о. смотреть

КАРДИНАЛ

кардина́л, кардина́лы, кардина́ла, кардина́лов, кардина́лу, кардина́лам, кардина́ла, кардина́лов, кардина́лом, кардина́лами, кардина́ле, кардина́лах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок. смотреть

КАРДИНАЛ

(2 м); мн. кардина/лы, Р. кардина/ловСинонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок

КАРДИНАЛ

м.cardinal mчерный кардинал — éminence griseСинонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цвет. смотреть

КАРДИНАЛ

кардина́л (від лат. cardinalis – головний) 1. У католицькій церкві вища після папи римського духовна особа. З числа К. на конклаві обирається папа. 2. Птах родини вівсянкових. Поширений в Північній та Центральній Америці. Оперення самця яскраво-червоного кольору (колір кардинальської мантії – звідси й назва). смотреть

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ м. высший сан католического духовенства, кроме папы, которого избирают из среди себя кардиналы. | Птица Таnagrа. Кардиналов, ему прнадлежщ.; карданальский, им свойственый. Кардинальский кусочек, хлупик, кончик костреца жареной, вареной птицы, куприк. Кардинальство ср. звание кардинала. <br><br><br>. смотреть

КАРДИНАЛ

кардинал кардина́лвпервые кардиналъ в Псковск. 2 летоп., 5; гардиналъ. I Соф. летоп. под 1430 г., стр. 264. Через нем. Kardinal или прямо из франц. car. смотреть

КАРДИНАЛ

У Католицькій Церкві церковне звання, надане папою видатним єпископам; к. творять колегію, яка з XI ст. обирає таємним голосуванням папу під час конкла. смотреть

КАРДИНАЛ

птица сем. кардиналовых. Дл. ок. 20 см. Самец ярко-красный. В Сев. Америке (США, Мексика) и на С. Центр. Америки. Синонимы: кармин, любелия кардинальс. смотреть

КАРДИНАЛ

Rzeczownik кардинал m Religijny kardynał m

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ (от латинского cardinalis - главный), в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой. Смотри также Конклав. <br>. смотреть

КАРДИНАЛ

мkardinal (-li)Синонимы: кармин, любелия кардинальская, птица, пунцовый, рыба, сан, темно-красный, тициановый, цвет, цветок

КАРДИНАЛ

(от лаг. cardinalis - главный) - в иерархии католич. церкви второй после папы римск. цсрк. чин. К. назначаются папой с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии - и являются его ближайшими советниками. Из К. на конклаве избирается папа римск. . смотреть

КАРДИНАЛ

(от латинского cardinalis - главный), в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой. Смотри также Конклав. смотреть

Кардиналы римско-католические. Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales. Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.

Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы Иоанна VIII (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“. 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.

Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.

Второй период истории кардинальства можно начать со времени избирательного декрета папы Николая II (1059 г.), который только кардиналам предоставил право выбора папы. Вскоре титул кардинала запрещено было носить клирикам провинциальных церквей 27 . Кардиналам постепенно предоставлены были почетные атрибуты и инсигнии. Либеральное рассуждение на 40-м заседании Констанского собора о бесполезности и тягостности „сословия» кардиналов, при том же не учрежденного ни Апостолами, ни соборами, не было поддержано тогдашними богословами; апологетами кардинальства оказались даже свободомыслящие ученые того времени И. Герсон и Петр де-Аллиако. К возвышению кардинальства послужили и особые условия избрания в кардиналы, выработанные и установленные папою Львом X в 1513 г., Тридентским собором, а потом специальным декретом папы Сикста V (1585–1590 г.). От кандидата кардинальства требуются те же качества, что и от кандидата в епископы, за исключением следующего: кардинал-диакон не должен быть моложе 22 лет (для получения епископского сана требуется другой возраст); рожденные вне законного брака – даже в том случае, если они чрез последовавший затем брак родителей будут признаны по законам римской церкви законнорожденными и, таким образом, не лишаются права на занятие епископской кафедры, – даже и в этом случае все равно не могут быть кардиналами; кандидат кардинальства, состоявший в законном браке, не должен иметь ни детей, ни внуков; у него не должно быть среди кардиналов близкого (до второй степени) родственника. Чин наречения в кардинальский сан, употребляемый теперь, окончательно редактирован в XII – XIII в.; изложен он в Оrdo Rmaanus Канетана.

Новонареченные кардиналы при торжественной обстановке в Сикстинской капелле дают присягу „никогда ни задумывать, ни соглашаться, не допускать что-либо ни против величия папства, не против личности пап. помогать в сохранении и поддержании, по мере сил своих, всего римского папства и верховных прав св. Петра“. Можно еще отметить, что иногда кардиналы назначались по рекомендации римско-католических королей и князей, для защиты церковных интересов их стран, и носили в таком случае титул саrdinаlis protector nationis. Всех привилегий кардинальства насчитывается до 300. Папы не пренебрегали никакими маловажными по существу вещами, чтобы только возвысить и отличить своих „князей церкви“. Иннокентий IV дал им красную шляпу, Павел II пожаловал им красную камилавку и митру из шелковой камки (для торжественных процессий) и право выезжать на белой лошади с красным покрывалом и 8олотыми поводьями. Согласно декрету папы Урбана VIII от 1630 г., кардиналов в обращениях верующие обязаны называть „достопочтеннейшими и светлейшими“ (Reverendissimi et Eminentissimi), каковой титул до тех пор принадлежал только гофмейстеру ордена Иоаннитов и трем немецким курфюрстам. Кардиналы имеют трон в своей собственной церкви, известный установленный для них экипаж и горб, носят золотое кольцо с сапфиром на руке и пр. Внешним знакам почета соответствует и высокое положение кардиналов в иерархической лестнице, достигнутое ими постепенно. Первоначально преимущество первостояния при совершении богослужения определялось степенью священства; только на соборах, являясь представителями папы, кардиналы имели преимущество пред всеми епископами. Уже в сравнительно позднее время избирательный декрет папы Николая II (1059 г.), соборы Клермонский (1095 г.), Лионский (1245 г., при папе Иннокентия IV) окончательно установили и подтвердили право первостояния кардиналов независимо от степени священства пред епископами. Но в римских уставах XIV-XV в. заметны еще некоторые следы древней богослужебной практики: „патриархам“ указывается в них место между кардиналами-епископами. Со времени же папы Евгения IV (1431–1447 г.) и до ваших дней кардиналы-диаконы стоят выше „патриархов“. Особые преимущества кардиналов при священнослужении папы наглядно выражаются в том, что они целуют (в известный момент) руку папы, тогда как „патриархи“, митрополиты и епископы целуют его колено. Если случится участвовать в торжественных процессиях правоверным государям, то император должен занимать место среди старших кардиналов-епископов, а король – позади их. Папы заботились об особой неприкосновенности кардиналов; судьею последних был только папа. Тридентский собор и папа Сикст V (1585–1590 г.), подтвердили почти епископскую их юрисдикцию, которую, впрочем, – по причине многократных столкновений между епископами и кардиналами – вынуждены были ограничить папа Гонорий III и особенно папа Иннокентий ХII (в 1691 г.): кардиналам оставлены дисциплинарная юрисдикция в их кардинальских титулах и право визитации подведомственных им церквей. Состоя при римской курин, кардиналы участвуют в годовых доходах священной коллегии (Rotulus); им принадлежит – jus орtandi – важное право, согласно которому старшие живущие в Риме кардиналы (именно по старшинству, т. е. без различия трех классов) могут требовать (орtаrе) себе освободившуюся вакансию (епископскую, пресвитерскую или диаконскую) подгороднего „кардинальского титула“, и важную обязанность „легата от ребра“ – legatus а latere (см. ,,Легаты“) – могут нести только кардиналы. Эти „князья церкви», наделенные всякими привилегиями, суть самые приближенные лица к папе, его агенты; чрез них он управляет римско-католическою церковию. Это управление сосредоточено в консистории (см. „Консистория римско-католическая“), в конгрегациях (см. „Конгрегации“), членами которых состоят исключительно кардиналы, и в различных трибуналах римской курии (см. „Курия римская“). Отметим особо важное значение кардиналов-начальников некоторых трибуналов: кардинал-епископ, президент трибунала „Пенитенциария“ (с 1744 г.), по особому полномочию папы дает индульгенции, напутствует его самого перед смертию и пр.; кардинал-продатарий, президент трибунала „Датария“, заведует канцеляриею, назначенной первоначально для приема адресованных на имя папы прошений, а теперь – да управления церковными имениями; кардинал – камергер (саmmerlengo) заведует финансами и в случае смерти папы является местоблюстителем папского престола; кардинал – статс-секретарь отвечает за министра иностранных дел; помощником ему (с 1838 г.) служит кардинал – статс-секретарь внутренних дел и др. Пока существовала „Церковная область“ (до 1870 г.), в руках кардиналов (особенно статс-секретаря и его помощника) сосредоточивалась и вся административно-юридическая власть в папских владениях. Но и после 1870 г. церковно-иерархическое значение кардинальства сохранилось в своей силе. Властвуя над каждым в отдельности кардиналом, папа почти бессилен против священной коллегии 28 ; последняя de facto осуществляет ту власть, которая в идее принадлежит папе.

Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.

Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.

В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими ( Числ. 2, 17 ) нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto).

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Читайте также: