Каким образом можно изучить мир профессий ответы

Опубликовано: 01.07.2024

Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Список использованной литературы стр.11

Приложение 1 «Анкета» стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей – цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

- проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

- изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

- провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

- введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

- основной части, состоящей из 4 параграфов;

- заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

-списка использованной литературы;

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - от латинского слова profession– «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками [4].

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования [1].

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

- Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда – учитель, научный сотрудник, врач.

- Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера – художник, модельер.

По уровню квалификации:

- Профессии, требующие высшего образования;

- Профессии, требующие среднего профессионального образования;

- Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом [2, 5]:

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

- выбранная профессия будет для него интересна;

- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

- можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются [3]:

1.Специалисты высшего уровня квалификации – 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук – 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения – 8,2%;

Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения – 8,8%;

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности – 7,8%;

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 7,7%

Водители и машинисты подвижного оборудования – 7,3%.

Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики – 9,3%

В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут [6]:

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен – 16,6%;

инженер, IT-специалист – 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Выбранная профессия

Наиболее часто встречающиеся ответы (выбранные школьные предметы)

Менеджер, экономист, бизнесмен

рисование, геометрия, история

обществознание, история, литература

математика, химия, физика

Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.

Третий вопрос анкеты:

Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).

Выбранная профессия

Профессиональный тип личности

Менеджер, экономист, бизнесмен

Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).

Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).

10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL : www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).

Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________


Старт в науке

Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».

Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.

1. Слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор . )
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе . )
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )
  4. Самая волосатая (парикмахер. )
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. )
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор. )
  7. Самая смешная (клоун, пародист. )
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог. )

3. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

5. Профессиональные качества”.

Давайте настроимся на серьезную работу.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).

ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ЮРИСТ ЭКОНОМИСТ
Гуманность Любовь к детям Честность Терпение
Тактичность Гуманность Порядочность Собранность
Интуиция Образованность Эрудированность Информированность
Ответственность Терпение Знание законов Коммуникабельность
Точность Находчивость Непредвзятость Точность
Собранность Самосовершенствование Информированность Образованность
Сила воли Эрудированность Тактичность Находчивость
Информированность Интуиция Ответственность Тактичность
Образованность Воспитанность Собранность Интуиция
Жизнерадостность Информированность Коммуникабельность Ответственность
Милосердие Коммуникабельность Интуиция Порядочность
Ум Милосердие Умение оперировать цифрами, информацией

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

6. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

7. Подведение итогов

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”, “Человек – техника”, “Человек – человек”, “Человек – знаковые системы”, “Человек – художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

kb02_2015-profo_01

Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет, кем человеку быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать.

Процесс профессионального самоопределения характеризуется многомерностью. Для правильного адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу: проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), изучить требования избираемой профессии, оценить свое соответствие этим требованиям.

В мире существует огромное количество профессий, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности и сопровождают общество в течение многих столетий. С развитием науки они постоянно изменяются и совершенствуются, но при этом сохраняют свои главные признаки.

Планируя свою будущую карьеру, молодым людям необходимо знакомиться с различными сферами профессиональной деятельности, собирать сведения о профессиях, «примеривать» профессии на себя, практически пробовать свои силы в разных видах труда. Профессии необходимо всесторонне изучать, оценивать, сравнивать между собой.

Любую профессию можно подробно описать и изучить с помощью довольно большого количества признаков. Желательно, чтобы признаки, на основании которых изучается профессия, были наиболее существенными, а их количество – достаточно полным, максимальным. Это необходимо для того, чтобы не упустить никакой важной информации. Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания, тем точнее попадание.

Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий:

  • • технологические;
  • • экономические;
  • • педагогические;
  • • медицинские;
  • • психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих аспектов:

  • • Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
  • • В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
  • • С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
  • • Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
  • • Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать (в помещении, в кабине, на открытом воздухе)? В каком климате он работает чаще всего? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
  • • Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
  • • Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

  • • В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
  • • Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
  • • В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  • • Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  • • Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  • • Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики определяют:

  • • Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  • • Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  • • Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  • • к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  • • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности;
  • • к умственным способностям и психофизическим характеристикам: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  • • к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д.

Детально изучить профессию поможет профессиограмма. Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности специалиста и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • • В чем суть данной профессии?
  • • Чем конкретно занимается сотрудник?
  • • В каких условиях происходит труд?
  • • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  • • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  • • Каковы возможности для карьерного роста?

Классическая профессиограмма включает следующие разделы:

  • • содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);
  • • условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);
  • • квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);
  • • требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должны соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости));
  • • профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения));
  • • медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);
  • • родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).

Таким образом, чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста.

Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.

2. Вступительное слово.
Ведущий: Цель нашего мероприятия выяснить, какие профессии наиболее востребованы сегодня, как правильно выбрать профессию, от чего зависит выбор соответствующей профессии.
Выбор профессии - дело действительно сложное и очень ответственное! Мир профессий чрезвычайно разнообразен, динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые профессией к человеку, неуклонно возрастают. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает, либо неузнаваемо изменяется.
Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда.

3. Ассоциация
Ведущий: Давайте для начала сейчас попробуем ответить на вопрос: "Что же такое профессия?". Напишите на ватмане свои ассоциации с этим словом.
(Профессия - работа, специальность, доход, занятие, деятельность, труд, любимое дело, зарплата)
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков
Сегодня мы пригласили на наше мероприятие людей интересных и современных профессий. Они расскажут об особенностях своей профессии. У вас есть возможность задать интересующие вас вопросы.
Сегодня у нас в гостях представитель газеты «Приокская правда» Валерия Рудометова, она расскажет о современной в наше время профессии «журналист», «редактор».
(выступление представителя газеты)
Ведущий: Профессия психолога тоже очень востребована сегодня. Об особенностях этой профессии, и не только, расскажет педагог-психолог ДДТ
(выступление педагога - психолога)
Ребята, поднимите руку те, кто уже определились с выбором профессии, и готовятся к поступлению в ВУЗы, связанные с данной профессией.
Какую профессию вы выбрали? (ответы детей)
Какие профессии наиболее современны и востребованы сегодня? Сейчас мы узнаем ваше мнение.

4. Ранжирование
Ведущий: (Задание командам) Из всего многообразия профессий за определенное время (пока звучит музыка) напишите по 5 профессий, который на ваш взгляд сегодня считаются наиболее современными и востребованными. Проранжируйте их. (т.е. на 1 место – более значимые, и т.д.)

5. Как правильно выбрать профессию
Ведущий: Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, на что, прежде всего, вам надо сориентироваться. Внимание на экран.
Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.
Во-вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это “Могу”.
В-третьих, узнать какие профессии пользуются спросом. Это “Надо”.
В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Основные ошибки при выборе профессии.

6. Какие бывают профессии
Ведущий: По предмету труда можно выделить пять типов профессий.
Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек - человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.
К типу “ человек - природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.
Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.
К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

7. Тест - Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова)
(по 2 человека от каждой команды проходят тест, остальные участники отвечают на вопросы ведущего).

8. Игра «Назови профессию»
1. Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным вопросам, помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договора (Юрист).
2. Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн. (Витражист)
3. Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).
4. Человек данной профессии наиболее рационально составляет бюджет предприятия, планирует расходы предприятия (Экономист).
5. Основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск клиентов (Маркетолог).
6. Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения рук и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).
7. К его профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус-негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание – гипертония, то есть пониженное артериальное давление. Ему сложно планировать личную жизнь, так как люди этой профессии часто отсутствуют дома (Бортпроводник, мореплаватель).
За пеленой житейских наслоений,
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете –
Это труд.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).
(Подведение итогов тестирования)
9.«Черный ящик»
Ведущий: Догадайтесь, что лежит в «черном ящике». Моя подсказка: это орудие туда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.
(Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях поверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой).

10. «Мир профессий»
Ведущий: Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике
Отгадать профессии:
1. Самая сладкая . кондитер
2. Самая зеленая . лесничий
3. Самая детская . воспитатель детского сада
4. Самая смешная . клоун
5. Самая волосатая . парикмахер
6. Самая тяжелая . грузчик
7. Самая подземная . шахтер
8. Самая подвижная . водитель
9. Самая воздушная . летчик

11. «Кто есть кто?»
Ведущий: Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.
• Представители какой профессии в средние века заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
(цирюльники имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки, лечить зубы, делать педикюр).

• Где работает брокер?
1. В банке
2. На бирже
3. На базаре
4. На ипподроме
Брокер (англ) – это посредник при заключении сделок.

• Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
1. Летчик
2. Автогонщик
3. Аквалангист
4. Космонавт
(Цена костюма космонавта около 10 миллионов долларов).

• Зачем мужчина обращается к флористу?
1. За грибами
2. За букетом
3. За отваром
4. За табаком
(Флорист - изготавливает букеты)

• Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

• Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.

• Что делает визажист?
1. Визы
2. Макияж
3. Пластические операции
4. Художественные фотографии
(Визажист – художник по макияжу, дословный перевод «человек работающий с лицом»).

• Что делает маркетолог?
1. Работает на рынке ценных бумаг
2. Изучает рынок
3. Изучает торговые точки
4. Собирает почтовые марки
(Маркетолог – специалист по продвижению товара, изучает рынки сбыта труда).

12. Подведение итогов
Ведущий: Мы поговорили о самых разных профессиях. Но, говоря об актуальных профессиях на сегодняшний день, не стоит забывать о том, что вам нужно выбирать профессии, которые будут востребованы через несколько лет, например, на момент окончания вами высших и средне-специальных учебных заведений.
Завершая нашу программу, я хочу еще раз акцентировать ваше внимание на то, что профессию надо выбирать по душе, учитывая при этом ее востребованность на рынке труда.
Счастья и удачи в выборе будущей профессии – выборе судьбы.

Цель: Расширить информированность учащихся старших классов о мире профессий.

Задачи:

  • Познакомить учащихся старших классов с типами профессий;
  • Познакомить с новыми профессиями на рынке труда и психологическими качествами, необходимыми для их усвоения;
  • Привлечь внимание школьников к проблеме выбора профессии.
ВложениеРазмер
mir_professiy_2003.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

(для учащихся 9-х классов)

Цель: Расширить информированность учащихся старших классов о мире профессий.

  1. Познакомить учащихся старших классов с типами профессий;
  2. Познакомить с новыми профессиями на рынке труда и психологическими качествами, необходимыми для их усвоения;
  3. Привлечь внимание школьников к проблеме выбора профессии.

Оборудование: Экран, компьютер, бланки с заданиями, бумага, ручки, стол, стулья.

Организационный момент: Приветствие, организация детей и рабочего места.

Слайд 1 Здравствуйте, дорогие друзья! Цель нашей встречи расширить ваши знания об огромном мире профессий . В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу по большому счету их всего две.

  1. Выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
  2. Выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойную жизнь – это выбор профессий. Для этого мы и собрались, сегодня на наше мероприятие под названием «Мир профессий».
  3. С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время как говорится, терпит.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться еще в школе или сразу после окончания.

Ребята сейчас на экране мы увидим школьников Кондинского района, которым было предложено ответить на два вопроса. Слайд 2 Первый из них – «Кем Вы хотите стать в будущем?» Слайд 3 Давайте посмотрим на экран. Слайд 4 Второй вопрос был – «Какие профессии востребованы в нашем районе?» Слайд 5

Слайд 6 В России по данным статистики только 26,8 % обучающихся 9-11 классов определились с выбором профессии, а 73,2 % пока не знают чем будут заниматься в будущем. Слайд 7 При этом как вы видите на экране из числа опрошенных 29% сегодняшних школьников привлекает высокая заработная плата, 23% ориентируются на престижность профессии и только 48 % руководствуются собственными соображениями.

Слайд 8 Работа и все что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. С одной стороны, выбор профессии – это всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне приходится встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для меня состоит этот самый успех?

Как Вы думаете возникают ли сложности при выборе профессии? Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую решаешь приобрести.

Существуют тысячи профессий. Хочешь, выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего?

Сообщение темы: Вот и давайте сегодня мы поговорим о профессиях. Мы предоставляем слово специалисту Кондинского районного центра занятости Юлии Александровне.

Ребята давайте поблагодарим нашу гостью. Вся наша встреча сегодня будет основываться на игре, в которой будут участвовать 5 команд. Они перед вами. Сейчас главная задача наших команд придумать название. Пока команды готовятся мы с вами поговорим о профессиях социальной сферы.

Изучение нового материала:

Вопрос: «Кто может ответить какие профессии относятся к социальной сфере» (педагог, воспитатель, медицинский работник, специалист по социальной работе, социолог, психолог, логопед, юрист, продавец, парикмахер и т. д.)

Вернемся к нашим командам (озвучивание названий команд). Наши команды будут сегодня соревноваться между собой, а оценивать их результаты будет наше компетентное жюри. (представление жюри)

  1. Слайд 9 Задание «Карта мира профессий».

На экран выносится «Карта мира профессий», с которой происходит знакомство.

- Перед вами «Карта мира профессий». Как вы видите все профессии условно делятся на пять типов профессий – « Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знак», «Человек – художественный образ». Во второй колонке – характеристика предмета труда показано с чем соприкасается человек данного типа профессии во время профессиональной деятельности. А в трех последующих колонках вы видите какими профессиями вы овладеете, получив профессионально – техническое, средне – специальное или высшее образование.

Читайте также: