Каким образом занимали государственные должности в афинах и риме

Опубликовано: 15.05.2024

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.


Цифрами на картинке обозначены: 1. Храм Зевса, 2. Пирейские ворота, 3. Священные ворота, 4. Ахарнские ворота, 5. Северо-восточные ворота, 6. Ворота Диохара, 7. Ворота Диомея, 8. Мелитские ворота, 9. Морские ворота, 10. Южные ворота, 11. Олимпий, 12. Гробница Гармодия и Аристогитона, 13. Гробница Перикла

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ Все ли мы рассказали о клюнийских монахах? На первый взгляд, да. И тем не менее это не так. Мы пока что представили себе только образ жизни простых монахов. Остается понаблюдать за жизнью тех, кто имел различные титулы и составлял «кадры»

Городские выборные правители

Городские выборные правители «Князь правил в Новгороде при содействии назначаемых им или великим князем киевским помощников – посадника и тысяцкого, – пишет Ключевский. – Когда князь покидал город добровольно или поневоле, и назначенный им посадник обыкновенно

Первые (выборные) халифы

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

III. Должностные лица

III. Должностные лица Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица Наши сведения об общем положении римского народа в

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

Должностные лица и чиновники

Должностные лица и чиновники Говоря о духе, пронизывающем венецианские государственные институты, Браунштейн и Делор справедливо замечают: «Венецианская система представляет собой круг, центр которого незаметно перемещается, но окружность остается постоянной».Однако

Должностные лица

Должностные лица Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись

Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть

Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть Замечания губернатора по порядку баллотирования кандидатов свидетельствуют, что губернская власть в Москве по мере своих возможностей пыталась заставить дворян проводить выборы по

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

В 594 году до н.э. в древних Афинах архонтом-эпонимом был избран Солон. Он отменил долговое рабство.

Объясните значение слов

1. Как происходили выборы консулов в Риме?

Раз в год в один из летних дней на Марсовом поле, широкой равнине за городскими стенами, собирались граждане Рима. Они должны были выбрать новых консулов. Приносились жертвы богами, поднимался красный флаг, знак того, что Риму не грозит вторжение, из города выходили действующие правители. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Таблички опускались в особую корзину. После подсчета голосов раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей. Консулом мог стать любой гражданин Рима, и богатый и бедный. Но поскольку денег за исполнение обязанностей на выборной должности не платили, как правило консулами становились богатые граждане из патрициев и плебеев.

2. В чём состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?

Оба консула обладали равной властью. Они проводили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы. Каждый из них имел право отменить распоряжение другого, поэтому консулы должны были принимать коллегиальные решения. Во время военного похода, один консул командовал войском, второй находился в городе. В случае опасной ситуации оба консула попеременно командовали войском.

3. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?

Со временем, порядок пополнения Сената, менялся. Количество сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек. Теперь в него входили не только старшины родов патрициев, но и бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все сенаторы пожизненно становились членами Сената.

Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал план ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторы также могли исполнять судебные функции. Сенат не отчитывался ни перед кем в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

4. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?

Консулы после года службы автоматически без выборов становились членами Сената. Поэтому, консулы старались не идти против воли большинства в Сенате, поскольку потом сенаторы бы не простили бывшим консулам такое самовольство.

5. Какие меры наказания и поощрения применя­лись в римском войске?

Римская армия славилась своей дисциплиной, которая поддерживалась суровыми наказаниями. Если воины проявили трусость во время боя, то после боя воинов отряда выстраивали в шеренгу и каждого десятого по жребию казнили. Если часовой засыпал на посту, его насмерть забивали камнями. Храбрость же в римском войске поощрялась. Отличившиеся получали увеличенную долю военной добычи и награждались почетным оружием. А тому, кто первым взобрался на стены вражеской крепости, давали венок с изображение зубчатой стены.

Опишите рисунок «Построение легиона» (с. 225). Как строился легион перед боем? Как он действовал в бою?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Вооружение римского легионера состояло из двух метательных пилумов (легкого и тяжелого), короткого обоюдоострого меча гладиуса и большого прямоугольно щита. В боевом построении манипулы двигались по направлению к неприятелю. В зависимости от конкретной обстановки, легион мог образовать необходимый для атаки сплошной строй, либо сомкнув манипулы первой линии, либо вдвинув манипулы второй линии в интервалы между манипулами первой. Манипулы триариев обычно пускались в ход лишь тогда, когда ситуация становилась критической, обычно же исход боя решался двумя первыми линиями. Легионеры, оказавшись в 10–15 м от врага, обрушивали на него град копий-пилумов и, выхватив мечи, начинали рукопашный бой. Пилум имел длинный наконечник из мягкого металла и утяжеленную рукоятку. Несколько пилумов, впившись в щит вражеского воина, тянули своим весом щит вниз, и воин оставался без защиты перед короткими мечами римлян.

Подготовьте сообщение

Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме. (По учебнику и ресурсам Интернета.)

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Одежда римлян

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом). Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов.

Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

  • Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.
  • Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.
  • Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок так же была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни. Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Гадания в Риме

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

В Риме суеверия, вера в сверхъестественное, знамения, чудеса, уважение к гадателям были распространены не меньше, чем в Греции. В глазах римлян всякому бедствию предшествует какое-либо неблагоприятное знамение, будь то дождь из камней, таинственные голоса или внезапное падение статуи. Убеждение это сохранялось в народе веками. Вера в гадания составляла неотъемлемую часть и официальной религиозности.

Древнейшим и едва ли не самым важным для римлян видом гадания были ауспиции — наблюдения за полетом вещих птиц. Откликались римляне и на все чудесные, необыкновенные явления: внеурочный разлив реки, падение метеорита, всевозможные таинственные звуки, которым давали самое фантастическое истолкование. Верили римляне и в вещие сны, и в приметы — добрые и дурные, и в возможность простейшими действиями предотвратить несчастье.

В Риме заниматься гаданиями, наблюдать и толковать знамения мог кто ни попадя: в частных, семейных делах — отец семейства, глава дома или его управляющий, в делах государственных — соответствующее должностное лицо. Независимо от этого были и жрецы-гадатели: авгуры и гаруспики.

Гаруспики гадали по внутренностям жертвенных животных: они внимательно исследовали сердце, легкие, но более всего печень. Если гаруспики обнаруживали при изучении внутренностей животного нечто благоприятное, то они трижды обходили с ними вокруг алтаря, на котором сжигали жертвенный пирог. И все же гаруспики не пользовались в Риме таким почетом и авторитетом, как жрецы-авгуры, ведь в гаданиях по внутренностям животных слишком многое зависело от неких особых знаний, которыми, как считалось, обладали одни только гаруспики, поэтому их толкования знаков казались римлянам произвольными и не всегда достоверными.

Совершенно иным было положение в римском обществе авгуров, гадавших по полету птиц. Еще со времен царя Нумы Помпилия авгуры образовывали коллегию, число членов которой постоянно росло. Стать авгуром мог каждый гражданин, кого авгуры принимали в свои ряды; этот жреческий сан давался пожизненно. Авгуры не руководили и сами не совершали жертвоприношений, не исполняли и других жреческих обязанностей, кроме одной — следить за священными, вещими птицами, за их полетом, криками и т. п. На освященном традицией месте на Капитолийском холме авгур очерчивал определенное замкнутое пространство для ауспиций в форме квадрата, ориентированного по сторонам света: две линии проводились с востока на запад и две — с юга на север. На обозначенном месте ставили шатер, так, чтобы вход в него был обращен на юг. Авгур усаживался перед входом в шатер, очерчивал соответствующее пространство своим посохом и на небе и ждал появления птиц. Весь обряд совершался в полной тишине, в безусловном священном молчании. Полет птиц с левой стороны от авгура рассматривался как добрый знак, появление же птиц с правой, западной стороны предвещало нечто неблагоприятное. Если ауспиции проходили в связи с какой-либо заранее намеченной акцией (народное собрание, решение государственных дел, военная экспедиция) и гадание оказывалось неблагоприятным, акцию откладывали, чтобы в установленный срок вновь прибегнуть к ауспициям. Нетрудно догадаться, что во многих случаях исход политической борьбы или личных интриг зависел от авгуров.

Весьма распространенной формой гадания было наблюдение за поведением священных цыплят в то время, как они клевали корм. Такое гадание также входило в компетенцию авгуров-птицегадателей; их помощники приносили клетки с цыплятами и насыпали им зерна. Если птенцы охотно принимались клевать, это считалось добрым знаком; если же не проявляли большого интереса к еде, исход гадания оказывался неблагоприятным. Понятно, что и здесь многое зависело от самих авгуров, которые могли следовать своим личным или политическим пристрастиям.

В чём преимущество построения легиона в бою сравнитель­но с македонской фалангой?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие предания и легенды древних римлян вам запом­нились?

Самым известным преданием, конечно же является легенда об основании Рима братьями Ромулом и Ремом. Она повествует об их чудесном рождении, естественно, не обошлось без божественного вмешательства бога войны Марса, попытке их убийства и спасении с помощью волчицы, накормившей их своим молоком, и пастухом, который нашел их и вырастил. Возмужав, браться вернули власть своему деду. Но сами они решили построить новый город. В процессе создания Рима между братьями разгорелся спор, в результате которого Рем был убит.

В числе главных преданий можно назвать мифологическую поэму Виргилия «Энеида», в которой он связал рождение римской цивилизации с троянским царским родом. В своей поэме Виргилий описал путешествие бежавшего после разгрома Трои родственника царя Приама Энея, который со спутниками прибыл в Италию и породнился с царским родом племени латинов, которые в свою очередь пошли от Латина, внука Одиссея, связав таким образом эллинские корни и божественное предначертание особой роли Рима в мире.

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам. Наиболее популярными мифами считаются.

  • Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
  • Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
  • Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
  • Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою преданность Риму.
  • Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.

В чём сходство между устройством Римской республи­ки и Афинского полиса при Перикле? В чём различия (опорные слова: принятие законов, оплата должностей, роль сената)?

Принятие законов. Законы в Афинском полисе и Римской республике принимались на Народном собрании.

  • В Древних Афинах любой гражданин мог стать инициатором закона, который обсуждался и разрабатывался в Совете 500 и выносился для утверждения на Народное собрание.
  • В Древнем Риме инициаторами законов могли выступать только консулы или народные трибуны, разработкой законов занимался Сенат, то есть те люди, которые как считалось в этом хоть что-то соображают. Затем повестка Народного собрания утверждалась в Сенате, а консулы должны были объявить сбор Народного собрания. На собрании граждане принимали закон, но его еще должны были утвердить в Сенате.

Выборные должности. И в Древнем Риме и в Афинском полисе существовали выборные должности.

Народные собрания. В Римской республике и Афинском полисе существовали Народные собрания, но их роль и значение были разными.

  • В Афинах Народное собрание являлось высшим органом власти, принимающим законы, избирающим стратегов и кандидатов на прочие выборные должности, контролирующим финансовые расходы, решающим важные вопросы жизни полиса, войны и мира.
  • В Древнем Риме роль Народных собраний была не такой значительной. Граждане на таких собраниях избирали и как бы делегировали свою власть различным исполнительным органам, а те в свою очередь должны были как бы советоваться с народом по важным решениям.

Коллегиальные органы управления. В Афинах и в Риме существовали коллегиальные органы управления.

Власть защищала интересы меньшинства населения: Афины - гражданского коллектива, в пользу которого шли доходы от эксплуатации рабов, переселенцев и союзников; Рим – римских аристократов, пользовавшихся основными выгодами от завоевательных войн, от эксплуатации рабов и населения

Свободное население в управлении:

Афины - в управлении участвовал весь гражданский коллектив – любой гражданин имел право предложить новый закон и участвовать в его обсуждении.

Большинство должностей оплачивалось из государственной казны; народное собрание могло снять любого гражданина с занимаемой должности; ареопаг в результате борьбы демоса со знатью лишился своих важнейших прав.

Рим - влияние незнатных и небогатых граждан на государственные дела было ограничено, в управлении участвовали главным образом аристократы - только должностное лицо имело право предлагать новые законы. Народное собрание принимало или отвергало их без обсуждения

За занимательную должность ничего не платили; народное собрание не имело права снять гражданина с должности, а также привлечь к ответственности за проступки до окончания положенного срока; сенат превратился из совета старейшин в важнейший орган власти

Римская империя. Принципат. Доминат

Принципат 27 г. до н. э. Октавиан– власть принадлежит Принципсу, но формально существуют республиканские органы власти.

Власть Принципса – высочайший империум – право избрания на важнейшие должности, создание отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, собственная казна, команда всей армией, самостоятельно вопросы войны и мира, его постановления имеют силу закона.

Принципс одновременно избирается консулом (может отменять решения любого магистрата), цензором (формирует сенат), народным трибуном (налагает вето на решения сената, народного собрания или других магистратов).

Трибутные комиции действуют, созываются редко и лишены права избирать магистратов.

Должность Принципса не пожизненная, избирается сенатом.

Доминат – реформы Диоклетиана: административная (раздел Империи на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь)), военная (рекрутский набор, пограничные и передвижные войска), податная (подушное налогообложение не натурой, а деньгами; регулярная перепись населения), финансовая (новая валюта с низким содержанием драг. металла).

Сенат стал административным органом г. Рима. Магистраты – должностные лица города. Создание имперского совета и отраслевых органов управления.

Власть Доминатора неограниченная.

Система государственных органов Римской республики.

Формально – высший орган – комиции (народные собрания) к III века потеряли значение

Орган управления – Сенат (300 сенаторов, которые избираются цензорами). Компетенция – вопросы войны мира, междунар. договоры, контроль за избранием должностных лиц. Исключ. компетенция – распоряжение казной.

Магистраты – потэстас - (выборность; коллегиальность; срочность (на 1 год); принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения – из аристократов) не могли вмешиваться в д-сть дркуг друга, но могли наложить вето:

Ординарные (постоянные): консул (2) – магнус империум – первостепенные гражданские и военные дела; пертор (2) – минус империум –судебные функции, толкование права; народные трибуны – защита плебеев от патрицианских магистратов, защита невиннообвиненных, законодательная инициатива к комиции; цензоры (5 человек на 5 лет by комиции) – вопросы распределения общества по имущественному цензу

Экстраординарные (период кризиса): диктатор – суммум империум – законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Первоначально – на пол года, потом – пожизненно.

Система и источники РП

Фас (религиозное)\юс (светское):

Цивильное (квиретское) – право граждан

Право народов (генцум)

Преторское – деятельность судебных органов по дополнению и исправлению цивильного права

Естественное (натурале) – мораль, нравственность.

Законы в респ. период все законы через комиции. Первый посменный закон – законы XII таблиц

Императорский конституции и указы: эдикты (решения общего характера); мандаты (инструкции чиновникам); декреты (судебные решения императора); рескрипты (ответы на юр. вопросы)

Деятельность юристов (Гай, Павел, Ульпиан)

Плебисциты – источники права для плебеев

Папирусы – источники знания о праве.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 6807 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Римляне называли свое государство «республика», т.е. «общее, общественное дело». Этим названием подчёркивалось верховенство народа и демократические основы государства. Но это название не соответствовало действительности, так как фактически огромное большинство населения не принимало никакого участия в управлении государством, где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но диктатура рабовладельцев не исключала известную демократию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и она действительно существовала в период республики, хотя и не достигла того развития, как в Афинах.

Файлы: 1 файл

Афины и Рим.docx

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.8

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.9

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Полибий (205-125 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков древности, грек по происхождению, долгое время проживший в Риме в своих трудах, основанных на огромном фактическом материале подметил следующие особенности образа правления в Римской республике.

Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела, ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование.10

Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия.

Народ же дарует почести достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и - что самое важное - решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры.

Итак, рассмотрев подробно систему управления в Афинской и Римской республиках и проведя сравнительный анализ их государственного строя, можно сделать ряд выводов.

В первую очередь стоит отметить, что государственный строй двух республик имел как видимые сходства, так очевидные различия, на которых мы теперь сконцентрируем пристальное внимание.

Во-первых, и афиняне, и римляне называли свои государства республиками. Однако Древние Афины, являясь по форме правления демократической республикой, представляли собой государство свободных граждан и рабов, где граждане имели равные права и могли принимать активное участие в политической жизни общества. В то же время, римляне также считали свое государство республикой, где были провозглашены верховенство народа и демократические основы государственности, тем не менее, главным отличием Рима от Афин было невозможность широких слоев населения принимать участие в государственном управлении и, как следствие, концентрация власти в руках самых влиятельных жителей Рима – рабовладельцев, которые составляли правящую аристократическую элиту государства. То есть демократия в Риме существовала лишь на уровне рабовладельцев, тогда как простые граждане не могли никаким образом влиять на положение дел в государстве.

Во-вторых, определенными сходствами и отличиями также обладали афинские и римские органы управления и их должностные лица.

  1. Так, и в Афинах, и в Риме существовали народные собрания. В Афинах народное собрание было верховным органом власти государства с широкой компетенцией (принятие законов, издание постановлений по частным вопросам, избрание должностных лиц и проверка их работы, вопросы войны и мира и т.д.), где могли работать полноправные афинские граждане, достигшие возраста 20 лет. Напротив, в Риме народные собрания хоть и существовали (и делились на куриатные, центуриатные и трибутные), но они имели намного меньше полномочий. Причиной тому стало расширение римского государства за пределы города-полиса и обострение внутренних противоречий в кругу рабовладельческой «элиты». Эти события послужили поводом для ликвидации любых демократических элементов, которыми были наделены народные собрания.
  2. В обоих государствах также существовали высшие органы государственного управления, стоящие над народными собраниями. В Афинах - Совет 500, наделенный широкими полномочиями (осуществление дипломатических сношений, управление финансами и торговлей, контроль за должностными лицами) и обладающий законодательной, судебной и исполнительной функциями, состоял из граждан, избираемых по жребию и достигших 30 лет. В Риме аналогичный орган, наделенный теми же полномочиями, назывался Сенатом, но римские сенаторы избирались консулами, и для избрания был важен не возраст, а благородство происхождения.
  3. И в Афинах, и в Риме существовали должностные лица (они назывались магистратами). В Афинах должность магистрата была выборной (срок службы магистра - 1 год). Магистраты получали вознаграждение и являлись подотчетными перед особыми коллегиями. Здесь не существовало иерархии, как в Риме, где магистраты были выборными лишь формально (фактически они назначались Сенатом), не получали вознаграждения и зависели от Сената.

В Афинском и Римском государстве существовали верховные магистраты, наделенные большими полномочиями. В Афинах они назывались стратегами. Их должности, как и всех магистратов, были выборными лишь с тем отличием, что на эту позицию могли претендовать женатые граждане, обладавшие недвижимостью. Другим их отличием от остальных магистратов было то, что они не получали жалование. Римскими верховными магистратами были консулы, осуществлявшие командование войском.

Таким образом, сравнив афинскую и римскую системы управления, можно сказать, что, несмотря на определенные сходства в государственном строе двух государств, Афинское государство было демократическим, а Римское, если говорить современным языком, - скорее, авторитарным.

1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010. (стр. 38)

2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010.(32)

3 История государства и права зарубежных стран. Часть 1, 2. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова М., 2010. (стр 152)

4 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2009.(стр. 197)

6 История государства и права зарубежных стран / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2010.(стр. 52)

7 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2009.(стр. 193)

8 История государства и права зарубежных стран. Часть 1, 2. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова М., 2010. (стр. 88)

9 Желудков А.В. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. М., 2010. (стр. 112)

Читайте также: