Организация перевозок и управление на транспорте по видам что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Организация перевозочного процесса (по видам транспорта), организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта), организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта), выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Направление подготовки

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Срок обучения

на базе основного общего образования (9 классов) — 3 года 10 месяцев — очное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 2 года 10 месяцев — очное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 3 года 9 месяцев — заочное

Квалификация
Основные дисциплины

Инженерная графика, Электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Транспортная система России, Технические средства железных дорог, Правовое обеспечение профессиональной деятельностью, Охрана труда, Системы регулирования движения поездов, Менеджмент, Транспортная безопасность, Экология на железнодорожном транспорте, Технология перевозочного процесса, Информационное обеспечение перевозочного процесса, Автоматизированные системы управления на транспорте, Станции и узлы, Организация движения, Организация пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров, Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения, Транспортно-экспедиционная деятельность, Обеспечение грузовых перевозок, Перевозка грузов на особых условиях, Технология освоения профессиональной деятельности оператора поста централизации и др.

Траектория карьеры

otgt_23.02.01.jpg

otgt_23.02.01_2.jpg

Информация о специальности

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) — область транспорта, которая включает совокупность средств, методов и способов человеческой деятельности, обеспечивающих организацию и управление перевозочным процессом, грузовую и коммерческую работу железных дорог при безусловном обеспечении безопасности движения.

Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте в Омском техникуме железнодорожного транспорта была основана в 1973 году. За годы существования специальности выпущено 2254 специалиста.

Будущих «движенцев» можно поистине назвать «командирами» железнодорожного транспорта, так как под их руководством осуществляют работу все службы дороги: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения. По их командам организуется движение поездов и локомотивов на перегонах, принимаются и отправляются поезда на раздельных пунктах, производится пассажирская, маневровая и грузовая работа на станциях. Не случайно, что именно движенцы зачастую становятся руководителями железной дороги.

otgt_23.02.01_3.jpg

В начале своей профессиональной карьеры выпускники осваивают рабочие профессии: дежурного по железнодорожной станции, составителя поездов, сигналиста, оператора сортировочной горки, оператора станционного технологического центра по обработке поездной документации, оператора поста централизации, приемосдатчика груза и багажа, приемщика поездов, агента системы фирменного транспортного обслуживания, товарного кассира.

Наши специалисты во все года востребованы, они трудятся на Западно-Сибирской, Свердловской, Южно-Уральской, Красноярской, Приволжской, Октябрьской и других железных дорогах. Многие из выпускников занимают ответственные, руководящие должности.

В подготовке специалистов используются специализированные кабинеты, лаборатории, мастерские, учебные полигоны, оснащенные современным учебно-лабораторным оборудованием и действующими натурными образцами железнодорожной техники.

otgt_23.02.01_4.jpg

Трудовую деятельность выпускники специальности начинают с рабочей профессии. Более подробно ознакомиться с ней можно по этим роликам:

Картинка Организация перевозок и управление на транспорте – что за профессия

Что означает данная специальность, кем можно работать?

Выбирая себе специальность на будущее, обратите внимание на «Организацию перевозок и управление на транспорте».

Если она Вам плохо знакома, то представленная статья поможет разобраться и решить будет ли Вам интересно работать в сфере логистики или нет.

«Организация перевозок и управление на транспорте» – это специальность в области транспорта и транспортных линий.

Она представляет собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопасности.

В целом работа эта непростая, но в то же время интересная и нескучная. По транспортной линии всей страны ежедневно движутся огромное количество машин, поездов, осуществляются крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого количества, людей.

Специалист по организации перевозок напрямую участвует в организации движении. Для этого не обязательно быть за рулем, например, где-то на трассе за Уралом, а достаточно сидеть в офисе в Москве.

Организовать четкое движение, устранять проблемы, составлять графики, и прочая работа требует от специалистов по организации перевозок и управление на транспорте высоких знаний и ответственности. Безграмотные действия работников способны привести к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача специалиста заключается в создании и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы. В то же время стратегически важным направлением является снижение финансовых затрат на эти мероприятия.

Вся суть работы склоняется к двум направлениям: технической и управленческой.

Техническое (производственная) работа заключается в разработке технической стороны процесса организации перевозок. Специалисты, рабочие и техники обслуживают дороги (ремонт, строительство), настраивают манёвренную транспортную ленту, обеспечивают безопасность и работу инфраструктуры.

Управленческая (организационная) работа направлена на командное распределение персонала, а также анализ состояния и эксплуатаций дорог и транспорта. На основе работ менеджеров составляется план работы и задачи для технического персонала.

В организационною работу входит теоретическое планирование и организация работы по перевозкам. Если говорить конкретно, то это ведение документации, составление договоров, составление графиков и прочее.

В конкретную работу и обязанности специалиста по организации перевозок и управлению на транспорте входит:

  • организовывать грузоперевозочный процесс;
  • организовывать процесс пассажирских перевозок;
  • составлять и оформлять документацию по логистике;
  • проводить менеджерскую работу;
  • технически обслуживать транспортные линии;
  • применять различные инновационные техники в развитие транспортных линий и их обслуживание.

Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса.

Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных фирмах (РЖД, компании народного хозяйства). Данные компании имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто и ж/д станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Специализация «организация перевозок и управление на транспорте» включает в себя целый ряд профессий. Выпускники с дипломом оформленные по данной специализации могут устроиться на такие должности как:

  • операторы, диспетчера;
  • сигналисты, водители, регулировщики;
  • составители расписаний движения транспорта;
  • экспедиторы и приемщики груза;
  • кассиры, контролеры;
  • механики, бригадиры;
  • начальники станций и многое другое.

Успешно закончив обучение, выпускник по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в теории будет владеть:

  • необходимой правовой базой;
  • правилами безопасности дорожного движения;
  • оказание первой помощи на дороге;
  • организацией грузоперевозок;
  • составлением графиков маршрутов;
  • управление персоналом и многое другое.

Как видно, возможность найти свое место в логистики есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» (ОПУТ) является одной из наиболее важных на железной дороге. От действий её представителей зависит безопасность движения поездов и соблюдение установленных временных графиков. Такая работа не приносит очень большого дохода, но даёт возможность в полной мере раскрыть потенциал сотрудника и претендовать на быстрое продвижение по карьерной лестнице.

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

Преимущества и недостатки

Специальность «Организация перевозок и управление на жд транспорте» представлена квалифицированными техниками и инженерами (диспетчеры), работающими в различных направлениях. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. При этом некоторые характеристики присущи всем профессиям ОПУТ.

Основные достоинства:

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

  • востребованность;
  • достойная заработная плата;
  • комфортные условия труда.

Главные недостатки:

  • работа в 3 смены;
  • неудобный график (приходится трудиться в выходные и праздничные дни);
  • высокая степень ответственности.

Личные качества

Поездным или маневровым диспетчером жд, инженером-менеджером или техником может стать человек, обладающий определённым набором личностных качеств. Без их наличия невозможно будет хорошо выполнять работу.

Наиболее важные качества:

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

  • ответственность;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в коллективе;
  • хорошие организаторские способности;
  • развитое аналитическое и перспективное мышление, пространственное воображение;
  • самоорганизация;
  • умение принимать важные решения;
  • пунктуальность.

Предъявляемые требования

Транспортные пассажиро- и грузоперевозки по железной дороге считаются одними из наиболее безопасных. Это стало возможным благодаря работе специалистов ОПУТ, которые проходят многоуровневую подготовку и постоянно повышают свою квалификацию. К этим сотрудникам предъявляют очень строгие требования, которым они должны полностью соответствовать.

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

Основные требования:

  • наличие профильного образования;
  • умение выступать в роли организатора движения по железнодорожному пути;
  • владение навыками эксплуатации профессионального оборудования;
  • отсутствие проблем с физическим и психическим здоровьем;
  • умение работать при повышенной эмоциональной нагрузке;
  • стремление к повышению своего профессионального уровня.

Обязанности специалиста

Круг обязанностей представителей специальности ОПУТ довольно широк. Поэтому каждый сотрудник должен уметь выполнять множество разноплановых действий, которые понадобятся для организации безопасных и бесперебойных жд перевозок.

Перечень обязанностей:

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

  • организация движения поездов и работы станций;
  • формирование и маршрутизация вагонопотоков;
  • составление планов грузовой и поездной работы;
  • техническое нормирование процессов разгрузки и погрузки;
  • контроль за полновесностью и полносоставностью поездов;
  • обеспечение пропуска составов повышенной длины или веса;
  • контроль за выполнением плана пассажиро- и грузоперевозок;
  • разработка мер по улучшению качества перевозок;
  • внедрение средств автоматизации.

Трудоустройство, карьера и зарплата

Представители специальности ОПУТ всегда востребованы на рынке труда. Они могут работать в государственных или частных организациях, а также заниматься наукой и преподавательской деятельностью.

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

Места трудоустройства:

  • РЖД;
  • метрополитен;
  • университетский комплекс МИИТ.

Зарплата у инженера и техника не самая большая. Однако по сравнению с доходом представителей других профессий, связанных с железной дорогой, её можно считать довольно высокой.

Для диспетчеров доступна возможность карьерного роста. При отсутствии нареканий и должном уровне профессионализма специалист может стать начальником вокзала или смены.

Обучение профессии

Процесс обучения специальности ОПУТ проводится на профильных факультетах десятков российских вузов. Для поступления в них нужно окончить 11 классов школы и хорошо сдать ЕГЭ.

Подготовка специалистов длится от 4 до 5 лет (зависит от направления и формы обучения). За это время студентам придётся освоить десятки профильных дисциплин (например, станции и узлы, системы регулирования движения поездов, техническая эксплуатация и безопасность движения и другие).

Организация перевозок и управление на транспорте - описание профессии, где учиться и работать по специальности

Лучшие учебные заведения:

  • Российский университет транспорта (МИИТ);
  • Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА);
  • Оренбургский государственный университет (ОГУ);
  • Уральский государственный университет путей сообщения (УГУПС);
  • Тюменский индустриальный институт (ТИУ).

Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте — важная и ответственная специальность, от которой зависит безопасность движения поездов. Представители этой профессии не становятся богачами, но имеют возможность ежедневно заниматься любимым делом и приносить пользу обществу.

Специалисты по организации и управлению процессами перевозок на железнодорожном транспорте оказывают наиболее значимое влияние на конечный результат работы отрасли и занимают ведущее положение в системе ОАО «РЖД».





Квалификация выпускника – техник

Выпускники 9 классов обучаются по очной форме 3 года 10 месяцев.

Выпускники 11 классов обучаются по очной форме 2 года 10 месяцев, по заочной форме срок обучения составляет 3 года 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и управление эксплуатационной деятельностью пассажирских и грузовых перевозок; вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

процессы организации и управления эксплуатационной деятельности пассажирского и грузового транспорта;

учетная, отчетная и техническая документация:

первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

Каких специалистов мы готовим?

Выпускники нашей специальности являются командирами среднего звена железнодорожного транспорта. На них возлагается организация слаженной работы всех звеньев железнодорожного конвейера. «Движенцы» — дирижеры на железной дороге. Под их руководством работают все службы железных дорог: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения. По их командам организуется движение поездов и локомотивов на перегонах, принимаются и отправляются поезда на раздельных пунктах, производится пассажирская, маневровая и грузовая работа на станциях.

После окончания техникума выпускников ждут на станциях, в пассажирских и грузовых подразделениях, расположенных в районах Московской железной дороги. Наши выпускники работают в следующих руководящих должностях:

  • Дежурного по станции
  • Дежурного по сортировочной горке
  • Маневрового диспетчера
  • Поездного диспетчера
  • Начальника станции IV и V классов

Дежурный по железнодорожной станции

  • Полное название: дежурный по железнодорожной станции
  • Телеграфный шифр: ДСП (ДС-начальник станции + П-сменный помощник)

Дежурный по станции — это ответственный работник службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать соответствующие должностные инструкции, должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени. Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её, предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.





Поездной диспетчер

  • Полное название: участковый поездной диспетчер.
  • Телеграфный шифр: ДНЦ. Как правило, при использовании шифра указывается и номер круга, например, ДНЦ-1 Узловая.

Поездной диспетчер — единолично руководит движением поездов на своем участке (диспетчерском круге) и несет за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д. Никто, кроме поездного диспетчера не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов. Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.
Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере влияет одновременно на все три закона.
Диспетчерами могут стать опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые диспетчеры, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

А в начале своей профессиональной карьеры выпускники осваивают рабочие профессии:

  • составителя поездов,
  • сигналиста,
  • регулировщика скорости движения,
  • оператора сортировочной горки,
  • оператора станционного технологического центра,
  • оператора поста централизации,
  • приемосдатчика груза и багажа,
  • агента системы фирменного транспортного обслуживания,
  • товарного кассира,
  • билетного кассира.

Составитель поездов обеспечивает правильность расстановки вагонов и согласованность действий работников, участвующих в производстве маневров. Осуществляет расформирование – формирование составов и групп вагонов, отцепку и прицепку вагонов к поездам, подачу вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборку их с этих путей. Занимается перестановкой вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передачей их с одной станции на другую. Закрепляет и ограждает составы и вагоны, стоящие на путях, тормозными башмаками и изымает их из-под вагонов. Участвует в опробовании автоматических тормозов поезда. Обеспечивает безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза.

Сигналист устанавливает и обеспечивает сохранность переносных сигналов, петард и сигнальных знаков, ограждающих съемные подвижные единицы и места производства работ. Наблюдает за проходящими поездами и обеспечивает своевременную подачу звуковых и видимых сигналов руководителю работ. Осуществляет снятие сигналов ограждения и петард с разрешения руководителя работ. Закрепляет стоящие на путях вагоны и составы тормозными башмаками в соответствии с нормами, установленными техническо-распорядительным актом станции. Снимает и убирает тормозные башмаки, следит за их исправностью.

Приемосдатчик обеспечивает контроль за приемом, погрузкой, подгруппировкой грузов и багажа в пути следования поезда, выгрузкой и сдачей их на станциях. Следит за обеспечением рационального размещения грузов и багажа в вагоне в соответствии с сетевым планом формирования, так как от этого зависит безопасность дальнейшего движения вагонов. Оформляет сопроводительные документы при приеме грузов и багажа к перевозке в поездах внутреннего и международного сообщения и сдаче их на станциях назначения. Обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы во время стоянки поезда на станциях.

С другими профессиями познакомитесь в процессе обучения в техникуме!
Эта специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.





ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Наименование циклов, разделов и рабочих программ

Общеобразовательные учебные дисциплины

  • Русский язык
  • Литература
  • Иностранный язык
  • Математика
  • История
  • Физическая культура
  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
  • Астрономия
  • Информатика
  • Физика
  • Обществознание (вкл. экономику и право)
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Введение в специальность

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

  • Основы философии
  • История
  • Иностранный язык
  • Физическая культура
  • Русский язык и культура речи

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

  • Математика
  • Информатика
  • Экология на железнодорожном транспорте

Профессиональный учебный цикл

  • Инженерная графика
  • Электротехника и электроника
  • Метрология, стандартизация и сертификация
  • Транспортная система России
  • Технические средства (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Охрана труда
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Станции и узлы
  • Системы регулирования движения поездов
  • Менеджмент
  • Техническая эксплуатация и безопасность движения
  • Транспортная безопасность
  • Основы эргономики
  • Основы эргономики
  • Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)(на железнодорожном транспорте)
  • Учебная практика по автоматизированным системам управления (на железнодорожном транспорте)
  • Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)(на железнодорожном транспорте)
  • Учебная практика по управлению движением
  • Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)
  • Учебная практика по организации перевозок
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: Оператор по обработке перевозочных документов
  • Учебная практика по профессии Оператор по обработке перевозочных документов

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)











Весь учебный материал увязан с вопросами охраны труда и техники безопасности.

В ходе практических и лабораторных занятий студенты получают навыки выполнения расчетов, работы с технической литературой и документацией, обеспечивающие самостоятельное выполнение курсового и дипломного проектирования.

Отделение располагает 14 кабинетами, лабораториями информатики и ЭВМ, информационных технологий и систем регулирования движения. Все аудитории оснащены ПК и мультимедийной техникой, современной нормативной и технической документацией, натурными образцами инструментов и деталей, чтобы каждый обучающийся еще до выхода на производство мог иметь представление о своей будущей профессии.

Большое внимание уделяется формированию практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, как в кабинетах-лабораториях, так и на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебные практики проходят на третьем и четвертом курсах в лаборатории, оснащённой профессиональным программным обеспечением АРМ ДСП (автоматизированное рабочее место дежурного по станции) и АРМ ДНЦ.

По окончании третьего курса студенты направляются на практику по профилю специальности и работают на предприятиях Московской железной дороги. За этот период студенты получают дополнительную рабочую профессию приемосдатчика. Практическое обучение заканчивается преддипломной практикой.

И на последнем этапе образования студенты 4-го курса выходят на дипломное проектирование. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускных квалификационных работ (дипломных работ).






В целях поддержки одаренной молодёжи лучшим студентам, победителям конкурсов, предоставляют гранты на разработку реальных дипломных проектов по заданию предприятий Московской железной дороги. Дипломные проекты выполняются по различным темам под руководством штатных преподавателей профессиональных модулей. В рамках дипломного проекта студенты самостоятельно изготавливают действующие устройства, макеты, компьютерные обучающие программы и видеофильмы. Государственная экзаменационная комиссия отмечает многоплановость и актуальность исследовательской работы обучающихся во время дипломного проектирования.

После успешного завершения курса бучения и прохождения государственной итоговой аттестации в торжественной обстановке выпускникам вручают дипломы.

После окончания нашей специальности выпускники могут продолжить обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения и других ВУЗах.

Отделение гордится своими выпускниками. Большинство из них посвятило себя железной дороге.

Специальность «Организация перевозок и управление на жд транспорте» представлена квалифицированными техниками и инженерами (диспетчеры), работающими в различных направлениях. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. При этом некоторые характеристики присущи всем профессиям ОПУТ.

Основные достоинства:

  • востребованность;
  • достойная заработная плата;
  • комфортные условия труда.

Главные недостатки:

  • работа в 3 смены;
  • неудобный график (приходится трудиться в выходные и праздничные дни);
  • высокая степень ответственности.

Личные качества

Поездным или маневровым диспетчером жд, инженером-менеджером или техником может стать человек, обладающий определённым набором личностных качеств. Без их наличия невозможно будет хорошо выполнять работу.

Наиболее важные качества:

  • ответственность;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в коллективе;
  • хорошие организаторские способности;
  • развитое аналитическое и перспективное мышление, пространственное воображение;
  • самоорганизация;
  • умение принимать важные решения;
  • пунктуальность.

Предъявляемые требования

Транспортные пассажиро- и грузоперевозки по железной дороге считаются одними из наиболее безопасных. Это стало возможным благодаря работе специалистов ОПУТ, которые проходят многоуровневую подготовку и постоянно повышают свою квалификацию. К этим сотрудникам предъявляют очень строгие требования, которым они должны полностью соответствовать.

Основные требования:

  • наличие профильного образования;
  • умение выступать в роли организатора движения по железнодорожному пути;
  • владение навыками эксплуатации профессионального оборудования;
  • отсутствие проблем с физическим и психическим здоровьем;
  • умение работать при повышенной эмоциональной нагрузке;
  • стремление к повышению своего профессионального уровня.

Обязанности специалиста

Круг обязанностей представителей специальности ОПУТ довольно широк. Поэтому каждый сотрудник должен уметь выполнять множество разноплановых действий, которые понадобятся для организации безопасных и бесперебойных жд перевозок.

Перечень обязанностей:

  • организация движения поездов и работы станций;
  • формирование и маршрутизация вагонопотоков;
  • составление планов грузовой и поездной работы;
  • техническое нормирование процессов разгрузки и погрузки;
  • контроль за полновесностью и полносоставностью поездов;
  • обеспечение пропуска составов повышенной длины или веса;
  • контроль за выполнением плана пассажиро- и грузоперевозок;
  • разработка мер по улучшению качества перевозок;
  • внедрение средств автоматизации.

Трудоустройство, карьера и зарплата

Представители специальности ОПУТ всегда востребованы на рынке труда. Они могут работать в государственных или частных организациях, а также заниматься наукой и преподавательской деятельностью.

Места трудоустройства:

  • РЖД;
  • метрополитен;
  • университетский комплекс МИИТ.

Зарплата у инженера и техника не самая большая. Однако по сравнению с доходом представителей других профессий, связанных с железной дорогой, её можно считать довольно высокой.

Для диспетчеров доступна возможность карьерного роста. При отсутствии нареканий и должном уровне профессионализма специалист может стать начальником вокзала или смены.

Обучение профессии

Процесс обучения специальности ОПУТ проводится на профильных факультетах десятков российских вузов. Для поступления в них нужно окончить 11 классов школы и хорошо сдать ЕГЭ.

Подготовка специалистов длится от 4 до 5 лет (зависит от направления и формы обучения). За это время студентам придётся освоить десятки профильных дисциплин (например, станции и узлы, системы регулирования движения поездов, техническая эксплуатация и безопасность движения и другие).

Лучшие учебные заведения:

  • Российский университет транспорта (МИИТ);
  • Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА);
  • Оренбургский государственный университет (ОГУ);
  • Уральский государственный университет путей сообщения (УГУПС);
  • Тюменский индустриальный институт (ТИУ).

Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте — важная и ответственная специальность, от которой зависит безопасность движения поездов. Представители этой профессии не становятся богачами, но имеют возможность ежедневно заниматься любимым делом и приносить пользу обществу.

Читайте также: