Какие профессии подходят левшам

Опубликовано: 02.10.2024


Что же мы знаем о левшах? Мы привыкли считать левшами тех, кто пишет левой рукой, а правшами – соответственно тех, кто правой. Также бытует мнение, что левшей в разы меньше, чем правшей. На самом же деле взаимодействие правой и левой «партий» нашего мозга несколько тоньше. Уверенны ли вы, что правее всех правых?

Ху из ху?

Портрет стопроцентного правши:
• пишет и выполняет большинство действий правой рукой;
• держит телефонную трубку у правого уха;
• ведущие глаз и ухо – правые;
• ведущая нога тоже правая: именно она толчковая, с нее человек начинает идти.

У ярко выраженного левши, наоборот, во всех этих действиях участвуют левая рука и нога. Если же часть действий вам удобнее делать правой рукой, а в какие-то моменты ведущей становится левая, вы обладатель скрытой леворукости (также это называют смешанным преобладанием и поперечным господством). Возможно, вы замечали за собой, что лучше воспринимаете информацию левым ухом или, к примеру, у вас активнее левая часть лица: удобнее подмигивать левым глазом, а ухмыляться – левым уголком губ. Все это признаки того, что вы скрытый левша. Согласно исследованиям, левши разной масти, явные и скрытые, составляют около половины населения. А по некоторым данным они даже в подавляющем большинстве – 62%. И стоит ли после этого называть левшей редкими и странными типами? Гораздо реже встречаются люди, одинаково виртуозно владеющие и правой, и левой руками. По-умному их называют амбидекстрами, статистика свидетельствует, что ежегодно число таких людей растет, а наука уверяет, что этому навыку можно обучить.

Вычисляем левшу

Теорий о том, когда закладывается леворукость и является ли она врожденной или приобретенной, великое множество. К единому знаменателю ученые так и не пришли. Долгое время считалось, что доминирующая сторона (и рука соответственно) определяется в 3-4 года. Но в Центре исследований поведения эмбрионов Королевского Университета в Белфасте доказали, что это происходит гораздо раньше. Как известно, зародыши в утробе сосут «лапку» – в большинстве случаев правую. Но в некоторых исключениях предпочитают левую. Ученый Питер Херпер изучил тысячу УЗИ-снимков 10-15-недельных зародышей, а впоследствии знакомился с этими родившимися и уже подросшими детьми. Выяснилось, что все, кто в утробе матери тянул ко рту левую руку, поголовно стали левшами.

Хотите вычислить будущего левшу? Понаблюдайте за малышом – в какой позе он любит лежать и как держит голову. Явный признак – «поза фехтовальщика»: правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. А лежа на спине, будущий левша наклоняет голову в левую сторону, а правша – соответственно в правую.

Есть ли выбор?

Передается ли леворукость по наследству? Большинство медиков и психофизиологов отвечают утвердительно. Как и у каждой теории, у этой тоже есть противники. Некоторые специалисты полагают, что семейная леворукость – фактор социальный, а не генетический. Детям свойственно подражать взрослым, тем более любимым родителям, поэтому они перенимают привычку есть и писать левой рукой. Но и генетикам есть что ответить на сей счет: наблюдая за детьми, усыновленными в возрасте до 3-х лет, ученые обнаружили, что в качестве доминирующей эти дети выбирают ту же руку, что и генетические родители, а не приемные.

Левша шагает по планете…

География левшей охватывает весь земной шар, но в каких-то уголках мира они представлены более масштабно, а в каких-то менее. Определенно в южном полушарии левшей значительно больше, чем в правом. В одной только Австралии их 25%, а среди коренного населения Южной Америки процент левшей еще больше. В Европе большинство левшей обнаруживается в восточной ее части, а меньше всего леворукости подвержены испанцы. Что касается нашей с вами родины, треть всех российских левшей проживает на полуострове Таймыр.

…и выбирает профессию

Конечно, профессии не делятся по признаку доминирующей руки, но не стоит и отрицать, что в некоторых профессиональных областях левшам может быть не очень удобно. Например, летное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность. Надеемся, это не сильно вас расстроило (вдруг вы левша?), тем более что профессию летчика не назвать женской. Достаточно сфер, где свои способности могут проявить те, у кого доминирует правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, пространственное воображение и эмоциональность, поэтому у левши все шансы применить себя в искусстве, дизайне и архитектуре. Левши успешно овладевают языками – а в современном мире это очень ценный навык.

Интересные факты о левшах:

• 13 августа – Международный День левшей.
• Левши чаще рождаются во второй половине года и гораздо реже – весной.
• Левшей больше среди мужчин.
• Мэрилин Монро предпочитала… нет, не блондинок, а мужчин – левшей, считая, что им нет равных в умении целоваться.
• Знаменитый «маленький шаг для одного человека и огромный скачок для всего человечества» астронавт Нил Армстронг сделал именно левой ногой.


Хотите узнать больше о своих реакциях при выборе правой или левой руки и о том, как это характеризует вашу личность? Для этого проделайте 4 несложных упражнения.

1. Ведущая рука

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху – правой или левой. Если сверху палец правой руки – у вас правый тип реакции (П), а если левой руки – соответственно левый (Л). Запишите этот результат на листке: П или Л .

2. Ведущий глаз

Сложите указательные пальцы рук пистолетиком, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую прицеливаетесь. А теперь попеременно закройте сначала один глаз, а затем другой. Посмотрите, в каком случае точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то у вас правый тип реакции, если при закрытом левом – соответственно левый тип. Снова запишите результат: П или Л.

3. Поза Наполеона

Скрестите руки на груди (так называемая поза Наполеона) и посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Зафиксируйте результат: П или Л.

4. Аплодирование

Поаплодируйте и отметьте, какая рука при этом сверху. Запишите результат на листке: П или Л.

По количеству правых и левых типов реакции можно определить некоторые черты вашего характера. Например, первое задание позволяет судить, чем вы больше руководствуетесь – логикой или эмоциями. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье указывает на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое – на решительность или ее недостаток. А теперь из записанных букв найдите свой вариант:

ПППП

Вы консервативны, предпочитаете следовать проторенной дорожкой, чрезвычайно щепетильны в мелочах. Вы 100% коллективист, зависимы от общественного мнения и часто мыслите стереотипами. Не бойтесь давать больше воли собственному «Я».

ПППЛ

Вам не хватает уверенности в себе, вы нерешительны даже в мелочах. Если и существуют флегматики в чистом виде, то это как раз вы. Возможно, вам комфортно в собственном футляре, но не хотите ли чуть выглянуть наружу?

ППЛП

Вы – человек-праздник. Ваши артистичность и отличное чувство юмора привлекают людей, мужчины не оставляют вас без внимания, а вы виртуозно и с удовольствием флиртуете с ними. А вас в свою очередь привлекают люди решительные и энергичные – проще говоря, с сильным характером, как и вы сами.

ППЛЛ

Вы открыты миру и доброжелательны к людям – окружающие тянутся к вам, вы воплощаете комфорт и уют. У вас редкий тип характера, в котором сочетаются противоположные черты. С одной стороны, вам не занимать твердости духа, с другой – порой вам с трудом дается принятие решений. Вы легко заводите знакомства, но при этом по-настоящему самодостаточны, уединение вас не тяготит. Приятельствуете со многими, но к понятию дружбы относитесь со всей серьезностью.

ПЛПП

Вы – деловая леди. При этом не головорез, а терпимый и справедливый управленец. Никогда не идете на конфликты в лоб, стараетесь просчитать разные варианты развития ситуации. В личных отношениях осторожны, медленно привыкаете к людям, предпочитаете сохранять дистанцию, отчего выглядите несколько холодной.

ПЛПЛ

Это очень редкий тип характера, но, к сожалению, и самый слабый. Вы слишком подвержены различным влияниям, без посторонней поддержки и одобрения чувствуете себя беззащитной. В ваших интересах поработать над собственной инфантильностью и неуверенностью.

ПЛЛП

Вы непостоянны в своих интересах, но так как очень любите новые впечатления – вам это даже на руку. Вы очень женственны, вам свойственны мягкость и томность. В общении непосредственны, легки и открыты. Умеете подобрать ключик к любому человеку и даже меняете свое поведение, чтоб всем было комфортно.

ПЛЛЛ

Превыше всего для вас – логика. В повседневной жизни опираетесь на разумность решений, ситуаций, поступков других людей и своих собственных. Если вдруг у вас есть метания по поводу профессиональной сферы, знайте: с таким складом ума вы определенно достигнете высот в аналитике.

ЛППП

Это очень распространенный тип характера, обладатели которого настоящие «хамелеоны» – вы отлично адаптируетесь к разным условиям и жизненным ситуациям. Вы очень эмоциональны и сильно подвержены чужому влиянию.

ЛППЛ

Это так называемый тип «маленькой королевы». Вы любите мягкое внимание к своей персоне – не быть в центре, но когда люди заботятся о вас, оберегают, балуют. При этом вас нельзя назвать слабой и безвольной: у вас есть собственное мнение, но вы его не навязываете, признаете право на иную точку зрения. И не любите, когда что-то навязывают вам. Но если заинтересованы в совете или помощи – обязательно пользуетесь.

ЛПЛП

Это самый сильный тип характера, несгибаемый и непоколебимый. Порой вы чересчур настойчивы, это даже выглядит как зацикленность на мелочах и несущественных деталях. Нередко производите впечатление человека, для которого существует 2 мнения – ваше собственное и неправильное. Из-за пренебрежения мнениями, отличными от вашего, порой не способны увидеть свежие и ценные идеи и решения, предпочитая консервативные методы. Вы, конечно, индивидуальность, но не забывайте, что других людей это тоже касается.

ЛПЛЛ

У вас сильный характер, но внешне вы производите совсем другое впечатление. Для вас характерна внутренняя напряженность и даже агрессивность, но это скрыто от глаз окружающих за маской мягкости и эмоциональности. Разница между внешним образом и истинным самоощущением может сказываться на недостатке взаимопонимания с людьми.

ЛЛПП

Возможно, вы звезд с неба и не хватаете, но в общении дружелюбны и просты – этим и нравитесь окружающим. Для вас характерна некоторая разбросанность интересов, вам интересно все понемножку. Неудивительно, что вас считают прекрасным собеседником, ведь вы с удовольствием слушаете других.

ЛЛПЛ

Вы обладатель очень редкого типа характера – встречается лишь у 1% женщин. Вы простодушны и доверчивы. Но ваша мягкость может подкинуть проблем, если не фильтровать окружение и доверять всем и каждому. Не бойтесь отказывать людям, ведь вы не обязаны всем нравиться.

ЛЛЛП

Основные черты вашего характера – эмоциональность и решительность. Когда они включаются одновременно, получается импульсивность в чистом виде, поэтому нередко вы принимаете непродуманные решения, о которых потом жалеете. Вам не хватает тормозов, и вы стремитесь обрести их в лице близких людей, которые могли бы сдержать ваши резкие порывы.

ЛЛЛЛ

У вас нестандартное мышление, вы способны по-новому взглянуть на общепринятые вещи. Но у творческой натуры есть и недостатки: вы эгоистичны, упрямы и самолюбивы, оттого можете быть чересчур эмоциональны, если ваши идеи не принимают «на ура». Для вас очень важны дистанция и защищенность личного пространства, это порой даже переходит в замкнутость.


Левши составляют около 15% населения Земли. У них даже есть свой персональный праздник – Международный день Левши, который отмечается 13 августа. Казалось бы – ну и что тут такого? Пишут левой рукой и едят тоже ей… Но в остальном – такие же люди, как правши. На самом деле отличия между левшами и правшами не только в выборе руки для ложки и ручки.

Откуда. руки растут

Левши встречаются и среди животных, например, у обезьян, птиц, кошек и крыс. Многие исследователи сходятся во мнении, что левшество имеет генетические корни, то есть передается по наследству. Причем зачастую – через поколение. То есть дедушка или бабушка были левшами, а затем, минуя родителей, левшой рождается внук.

Существует теория, что левшество может возникнуть в результате импритинга. Импритинг – это психофизиологический механизм, который заключается в том, что впечатление, воспринятое в критический, особенно чувствительный период развития (как правило, первое впечатление) ребенок усваивает на всю жизнь. Например, когда при кормлении младенец лежит все время на правом боку, у него больше развивается правая рука. Однако эта теория не очень популярна. На возникновения левшества, по-видимому, могут влиять и несколько факторов одновременно.

Иногда встречается «псевдолевшество». К примеру, когда ребенок вынужденно использует левую руку, например, в результате травмы правой руки. Как только правая рука начинает функционировать нормально, она снова становится ведущей.

Маленький левша

Бытует мнение, что у левшей более развито правое полушарие мозга, ответственное за память и образное мышление. Этим левши отличаются от обычных людей с доминантой правой руки. В советское время левшество считалось отклонением от нормы и таких детей переучивали. По мнению психологов, переучивать ребенка-левшу ни в коем случае нельзя. Если это делать, готовя его к школе, то можно ожидать тяжелых последствий: проблем со сном, аппетитом, головных болей или болей в животе, энуреза, заикания, тиков, навязчивых движений, повышенной возбудимости или, наоборот, вялости и апатии, раздражительности, страхов. Кроме того, переученный ребенок-левша не сможет эффективно использовать свой мозг, что в итоге отразится и на его интеллектуальном развитии.

Обучая леворуких детей младшего возраста, лучше им давать задания с опорой на слова, а не на схемы и модули. Пространственное мышление у левшей развито, как правило, хуже.

Выбор профессии для левши

При выборе профессии не стоит забывать об особенностях, присущих людям с ведущей левой рукой. Основное правило расположения обычного рабочего места – чтобы свет падал слева – для левшей не подходит. Для них источник света должен располагаться с правой стороны. Письменный стол левши по расположению всех предметов – зеркальное отражение стола правши.

«Левые» принадлежности в быту и на работе

Большинство используемой техники, приспособлений и других предметов созданы для людей с ведущей правой рукой, а левшам ими пользоваться бывает очень неудобно. Это:

• Швейная машинка
• Клавиатура и мышь
• Ножницы
• Линейки
• Штопоры, открывалки
• Овощечистки
• Двери
• Общественный транспорт
• Слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели и перфораторы, особенно электрические)
• Оружие
• Клюшки для гольфа
• Видеокамеры, фотоаппараты
• Гитары
• Наручные часы

Однако уже давно в Европе, США и других развитых странах производятся товары для левшей. Ещё в XIX веке в Германии выпускалась пивная кружка, подходящая и левшам, и правшам – с двумя ручками. В современном мире для левшей выпускается очень много товаров, вплоть до мужских трусов.

А с недавних пор некоторые товары можно приобрести и в России (правда, их цены выше, чем на обычные):

• Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, линейки, ножницы, точилки и даже треугольные ластики, которые удобнее держать левой рукой)
• Кухонные приборы (ножи, овощечистки, штопоры, открывалки и т.п.)
• Анатомические мыши для ПК
• Клавиатура
• Наручные часы на правую руку (с механизмом управления с левой стороны и даже с циферблатом, расположенным в обратном направлении)
• Рулетка

Если пивные кружки и трусы для левшей – скорее курьёз, то рабочие инструменты – суровая необходимость. Ведь «правая» дрель или бензопила в руках левши могут стать источником опасности не только для него самого, но и для окружающих. Конечно, не все левши работают с такими опасными инструментами, но жизнь можно облегчить и им. О том, как важны для левшей специально адаптированные для них вещи, хорошо показано в одной из серий популярного мультсериала «Симпсоны». И это не фантазии Голливуда, ведь левшей вокруг нас больше, чем кажется. Левши на работе – это реальность с которой надо считаться.

На работе дискомфорта от того, что я левша, я почти не испытываю: ни с офисной техникой, ни с канцтоварами. Единственное отличие – расположение предметов на моем рабочем столе зеркально отображает столы правшей: бумаги у меня находятся с левой стороны, а пишущие принадлежности – с правой.

По последним статистическим данным около 15 % людей на планете левши и с каждым годом их количество только растет. Теперь уже никто не ведет борьбу с леворукостью, все пытаются понять и разобраться, как это человеку удается все делать левой рукой. Ученые ищут причины формирования леворукости внутри утроба матери и изучают особенности развития детей, предпочитающих правой руке левую.

Маленькому левше не совсем просто жить в "праворуком" мире, где все предметы обихода и механизмы ориентированы исключительно на правшей. При неправильном воспитании у большинства левшей наблюдается задержка в развитии и искажения речи, и наоборот, родительская любовь, терпение и понимание помогают раскрыть феноменальные способности ребенка-левши и реализовать таланты, которые заложены в него природой.

В нашем конкурентном мире, где большое значение имеет умение мыслить необычно и проявлять инициативу, левши могут быть более успешными среди правшей, которые мыслят всем известным способом и не доверяют своей интуиции. Зачастую трудности левшей, связанные с особенностями работы их мозга, оказываются плюсом для них самих. Если вы не будете злиться на своего ребенка за медлительность действий и плохую успеваемость, а поможете ему адаптироваться в этом мире, то велик шанс, что он вырастит таким же гением, какими стали известные левши: Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Чарльз Дарвин, Лев Толстой, А.С.Пушкин, Уинстон Черчель, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Генри Форд, Юрий Цезарь, Фидель Кастро, Моцарт, Бетховен, Майкл Джексон, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин.

факты о левше

Мы предлагаем вам ознакомиться с любопытными фактами про левшей, чтобы лучше знать, какие отличительные особенности развития стоит ожидать у своего ребенка, если он предпочитает все делать левой рукой.

1. Левши обладают хорошим слухом и в музыкальной школе удивляют всех своими неординарными способностями.
2. Больше всего леворуких среди артистов, писателей, художников и музыкантов. Поэтому левшам лучше всего выбрать эти профессии. Ценятся они и в боксе, плавании, теннисе и фехтовании. Около половины золотых медалей в боксе завоевали леворукие. Они имеют преимущество при ударе в печень, но удар в сердце у них слабее, чем у праворуких боксеров.
3. Дети-левши начинают говорить позже своих сверстников, а некоторые звуки они произносят неправильно иногда до конца жизни.

4. Левши трудно поддаются обучению, а заикаются они чаще, чем правши. Это могли бы подтвердить учителя маленького-левши Эйнштейна, если бы были живы. В школе великий ученый проявил себя настоящим "тормозом", он не мог решать даже простые задачи по арифметике, а говорил так неуверенно и медленно, что у учителей не хватало терпения его выслушать.
5. В 19 веке в Японии леворукость жены являлось достаточным основанием для развода.
6. Если в древние времена леворукость воспринималось как вредная привычка и даже знак дьявола, то сегодня отношение людей к левшам сильно изменилось. Теперь многие психологи советует родителям придерживаться лозунга: "Если мой ребенок родился левшой, то мне невероятно повезло!". Леворукость нынче следует рассматривать как признак одаренности и неординарности.

факты о левше

7. В детском и юношеском возрасте левши проявляют невероятное упрямство характера. Родителям необходимо с пониманием относиться к такому "комплексу леворучек".
8. Вероятность рождения ребенка-левши в семье, где оба родители леворукие, составляет 46%, а где только один родитель левша - 17%. У родителей-правшей леворукий ребенок может родиться только в 2% случаях.
9. Наибольшее количество левшей среди однояйцовых близнецов.

10. Левши более доверчивы и непосредственны, они легко попадают под влияние чужого мнения и настроений. Замечено, дети и женщины левши более капризны и плаксивы, а мужчины-левши чаще бывают агрессивными и жестокими.
11. Левшей среди мужчин больше, чем среди женщин. А богатых мужчин с высшим образованием среди левшей на 30% больше, чем среди мужчин-правшей.
12. Продолжительность жизни леворуких на 9 лет короче, чем у правшей.
13. Около 1% людей на земле одинаково свободно владеют как правой, так и левой рукой. Их называют амбидекстрами. В отличие от левшей, у которых хорошо развито правое полушарие мозга, у амбидекстров равномерно развито оба полушария. Известные амбидекстры - Том Круз и Мария Шарапова. Но такая способность у них не наследственная, а приобретенная. Они достигли равного мастерства владения обеими руками в результате упорных тренировок.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

До сих пор в современной науке нет единой теории, объясняющей возникновение правшей, левшей и амбидекстров. Однако общепризнанные факты все же существуют. Так, известно, что руки имеют перекрестную иннервацию со стороны больших полушарий головного мозга (т.е. от левого полушария нервы идут к правой руке, а от правого – к левой). Каких людей больше – леворуких или праворуких? Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга (правша) стала резко преобладать над правой (левша) в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это во времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем или дубинкой в правой руке. Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы этому «большинству» было удобно. Так строился мир правшей, цель которых – выживание.

Леворукий человек становился не только бесполезным для общества, но и опасным. К примеру, во время работы левша мог ранить другого работника, работая с инструментом (серп, коса). Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких. Но были и исторические исключения. Например, на греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой. В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих леворуких воинов из 700 человек, и назывался он «левой дивизией». Леворукость считалась большим счастьем у инков. У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Справочно
В 1985 году в СССР Министерство образования пришло к выводу о вредности переучивания левшей в правшей, потому что переученный левша в стрессе – все равно левша.
Однако в наше время понятие «левша» и «правша» не совсем корректное обозначение, правильнее называть таких людей леворукими или праворукими. Природа устроила так, что не только руки, но и все парные органы и системы человека асимметричны. Поскольку все асимметрии выявить и учесть сложно, наибольшее внимание психологи уделяют триаде «рука-ухо-глаз», т.к. именно эти три органа наиболее активно участвуют в психической деятельности человека. Так, у любого человека один глаз «ведущий», а другой – «подчиненный», это относится и к ушам, и к ногам. В результате левша по руке может иметь доминирующие правые ногу, ухо и глаз. Кроме того, степень выраженности асимметрии бывает различной.


Пять разновидностей людей в плане ведущей половины тела

Чистые правши. У них всегда ведущие правые органы. В случае вынужденной замены, например, при травме, органы, расположенные слева, не способны функционировать стопроцентно. Заставить выполнять какие-то действия левой рукой абсолютно бесполезно и бессмысленно.

Праворуких представителей среди населения большинство. Праворукие могут с успехом пользоваться частью органов справа или слева. Если требуется включить в работу вместо правого органа левый, то происходит безболезненная замена. Когда требуется, праворукие могут переучиться на левшу.

Амбидекстры – это настоящие уникумы, которых встретить нелегко. У них нет ведущей половины тела. Правая и левая стороны тела одинаково хорошо развиты и задействуются с одинаковой активностью. На работе задействуют правую руку лишь потому, что инструменты в большинстве своем настроены под «правых». Амбидекстр может, например, одновременно правой рукой писать и тут же левой рисовать.

Леворукие. Им удобнее все делать левой рукой, ногой и т.д. Однако четкого преобладания левой стороны при тестировании не наблюдается. Переучиться на правшу им достаточно просто.

Чистые левши – чрезвычайная редкость. Имея ведущую левую сторону тела, возникают серьезные проблемы при необходимости передать какие-либо функции правой стороне, тем более переучиться на правшу.

Отличительные черты работников с разной асимметрией

Выраженность и тип асимметрии человека сильно влияют на его характер и поведение. Например, психологи установили, что «чистые правши» (левое полушарие) успешнее других ориентируются в пространстве и более оптимистичны, чем леворукие люди. В то же время леворукие и «чистые левши» (правое полушарие) чаще жалуются на перепады настроения и эмоциональность.
Левшам гораздо тяжелее, чем правшам, дается работа в больших группах, в жестком графике, с четко оговоренными обязанностями и строгой субординацией. Для леворуких важны собственная инициатива и интуиция, индивидуальный график без жесткого регламента и строгого подчинения. Наряду с этим исследователями отмечено, что левши лучше правшей адаптируются в новых коллективах и лучше переносят изменения климатических условий, перепады температур. Зато в сложных рабочих ситуациях правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения. Что касается амбидекстров, они эффективны в любых «авральных» рабочих условиях, но необходимо учитывать, что им приходится задействовать при работе два полушария головного мозга, и это вызывает некоторые проблемы. Ученые выделили пару недостатков амбидекстрии: они довольно быстро устают и при интеллектуальных нагрузках долго обрабатывают информацию.

Наиболее распространенное мнение о «левых» и амбидекстрах, что они более творческие люди, чем «правые», поскольку их полушарие отвечает за творческую деятельность, и, как показала история, среди них процент людей с задатками гениальности выше. Поэтому работодателям следует привлекать их к тем заданиям, которые предполагают наличие нестандартного подхода.

Справочно
Обнаружено, что женщин леворуких, левоухих и амбидекстров больше, чем мужчин. Именно эти типы асимметрии головного мозга природа наградила чувствительностью, креативностью, интуицией и, как ни печально, «топографическим кретинизмом».

Мнение нейропсихолога:
«Леворукость и праворукость – лишь часть личности человека. Очень много зависит от того, как он с этим жил до сих пор, был ли он переучен, с каким отношением к своей леворукости ему довелось столкнуться. Одно дело, если эту особенность развивали и поддерживали, и совсем другое – если его по старой традиции считали «ущербным» и всячески боролись с леворукостью. Если силой переучивать и ломать особенности организма, то могут возникнуть серьезные психологические проблемы. »

acbfd17d48.jpg



Мнение работника строительной организации:

«Я считаю себя левшой, но работа заставила овладеть правой рукой, как и левой. Скажу, стало очень удобно. Без разницы, с какой стороны стоять во время работы у станка. Неудобство представляешь только для своих напарников. Им бывает трудно приспособиться, на какую руку я передаю инструмент. Но в ответственные моменты, когда работаем с опасным инструментом, я перестраиваюсь – работаю, как все. Как правило, я от своей леворукости не страдаю, а преуспеваю. А пишу правой, переучили в детстве. Не важно, какой рукой ты работаешь, главное, чтобы в голове был порядок и руки росли откуда надо».

Мнение специалиста по кадрам:
«Я возмущена, до сих пор наше общество ориентировано в основном на правшей. Поэтому леворукие люди испытывают неудобства из-за преобладания в повседневной жизни предметов, предназначенных для правшей. Данная проблема актуальна и для кадровика. Ежедневная трудовая деятельность связана с концентрацией внимания, точными расчетами, проверкой документов. Работа кадровика-левши требует определенных условий: в работе мне необходимо устанавливать стол, стул на левую сторону, передвинуть компьютерную мышку. Это доставляет ряд трудностей, особенно когда кабинет узок и рядом работают праворукие – мы мешаем друг другу. Поэтому приходится подстраиваться под правшей. Получается, что при работе я занимаю неудобную позу, следствием чего является развитие раннего остеохондроза и синдрома вертебральной артерии… Надеюсь, меня услышат руководители!»

Справочно
Руководителям не стоит забывать об особенностях, присущих людям с ведущей левой рукой. Основное правило расположения обычного рабочего места – чтобы свет падал слева – для левшей не подходит. Для них источник света должен располагаться с правой стороны. Письменный стол левши по расположению всех предметов – зеркальное отражение стола правши.
В настоящее время на рынке присутствует универсальное оборудование, предназначенное для специалистов правшей и левшей. Рабочее место работника способно трансформироваться на 180 градусов.

Особенности в работе с «левыми»

Левши часто жалуются, что выполнять какое-то действие и одновременно разговаривать с кем-то – сплошная мука для них, потому что они могут сосредоточиться либо на действии, либо на разговоре. Руководители, возьмите это на заметку! Если вы видите, что работник сосредоточен на чтении документов и одновременно вы задаете ему вопрос, явно ответа не будет.

Левшам с колоссальным трудом удается освоить тайм-менеджмент. Понятие «срочно выполнить работу!» воспринимают с трудом. Поэтому, обращаясь к левше, речь руководителя должна быть последовательной, с указанием сроков исполнения.

Помните, что левша удивительно неординарно эмоционально воспринимает окружающий мир, к нему больше, чем к другим, нужен индивидуальный подход, если вы хотите эффективного работника.
Самые неподходящие профессии для левшей – это те, где много рутины и требуется производить монотонные однообразные действия.

Заключение
Безусловно, зачатки возможностей асимметрий могут открыть перед работодателем широкие возможности работников, но сама по себе развитость обоих полушарий не дает гарантию гениальности, точно так же как не дает ее то или иное ведущее полушарие. Нельзя сказать, что у левшей или правшей интеллект развит лучше – таких закономерностей выявлено не было. Но у левшей и амбидекстров мозг обладает большей гибкостью. Им подойдут те виды деятельности, где работа требует нестандартных решений, интуиции, проявления инициативы, а «правым» в любой профессии найдется место – логика бессмертна.

Леворукие – выдающиеся ученые Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, академик Павлов. Художники – да Винчи, Микеланджело, Рубенс и Рафаэль, а также наш соотечественник Марк Шагал и современные амбидекстры Беларуси: Любовь Черкашина, белорусская гимнастка, бронзовая медалистка Олимпийских игр 2012 года, заслуженный мастер спорта; Юрий Шевцов, белорусский гандболист, заслуженный мастер спорта; Василий Шарангович, художник-график, профессор.

Тест «Какой вы асимметрии?»

Какой рукой вы обычно пишете?
Правой
Левой
Любой

Какой рукой вы пользуетесь, когда бросаете мяч в цель?
Правой
Левой
Любой

Какой рукой вы держите зубную щетку?
Правой
Левой
Любой

Какой рукой вы пользуетесь, когда разрезаете пищу ножом?
Правой
Левой
Любой

Какой рукой вы держите молоток, когда забиваете гвоздь?
Правой
Левой
Любой

Когда вы вдеваете нитку в иголку, какой рукой вы держите нитку?
Правой
Левой
Любой

Теперь сложите все три промежуточных результата и сравните общий итог со следующей шкалой.

17-18 – сильно выраженная праворукость
15-16 – умеренная праворукость (смешанная рукость)
13-14 – слабо выраженная праворукость (смешанная)
12 – двурукость
10-11 – слабо выраженная леворукость (смешанная)
8-9 – умеренная леворукость (смешанная)
6-7 – сильно выраженная леворукость

Тест «Ваша отличительная черта»

27e26576e2.jpg

4d868224ce.jpg

ПППП – (100%-ный правша) – консерватизм, ориентация на стереотипы, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться.
ПППЛ – наиболее яркая черта характера – нерешительность.
ППЛП – очень контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм.
ППЛЛ – редкое сочетание. Высокая коммуникативная способность, мягкий по характеру.
ПЛПП – аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ – самое редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различному влиянию. ЛППП – частое сочетание. Эмоциональность, нехватка упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужому влиянию, хорошая приспособляемость, дружелюбие и легкое вхождение в контакт.
ЛППЛ – зависимость от чужого мнения, мягкость характера, наивность.
ЛЛПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность и решительность.
ЛЛЛЛ – (100%-ный левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.
ЛПЛП – самый сильный тип характера. Неспособность менять свою точку зрения, энергичность, упорство в достижении поставленных целей.
ЛПЛЛ – напористый, целеустремленный тип, но эмоционально неустойчивый, склонный к самоанализу. Испытывает трудности в приобретении друзей.
ПЛЛП – легкий характер, умение избегать конфликты, легкость в общении и заведении знакомств, частая смена увлечений.
ПЛЛЛ – непостоянство и независимость, желание все сделать самому.


Городничева, А. А. Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе / А. А. Городничева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 524-528. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32002/ (дата обращения: 26.05.2021).

Проблема леворукости подростков рассматривается в работах М. М. Безруких, Е. И. Николаевой, Е. А. Климовым, В. Г. Степанова, М. С. Тохтамишян, Е. Г. Тотьмяниной и др. Что такое «леворукость»? Многие полагают, что рукость — это очевидное качество, и оно определяется по тому, какой рукой человек пишет. Более того, если он пишет правой рукой, то и все остальные действия выполняет ею же. Однако оказывается, что большинство людей в разных действиях используют разные руки, никогда не задумываясь над этим. Таким образом, леворукость — это наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Существует две гипотезы, объясняющие механизм происхождения леворукости. Первая объясняет ее генетическими причинами. В этом случае левые признаки должны быть и у родителей ребенка. Вторая объясняет леворукость патологией, то есть ранними травмами, например, при рождении ребенка, или особенностями внутриутробного развития.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к феномену левшества, особенно к его моторной стороне — леворукости (следует отметить, что в данной статье мы будем использовать термины «леворукость» и «левшество» в качестве синонимов, несмотря на их некоторое смысловое различие). В литературных источниках отмечается увеличение процента левшей за последние десятилетия, поэтому возникают проблемы выявления, обучения и развития левшей, подготовки педагогов для работы с леворукими учащимися и т. д. Одной из таких актуальных проблем является профессиональная ориентация леворуких детей.

Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Подростки, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина — это дети в возрасте 11–15 лет [2]. При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбия, стимулирование к сознательному выбору труда, развитие творческих способностей учеников, ознакомление их с разными видами профессиональной деятельности. Н. С. Пряжников считает, что поднимать вопросы профориентации необходимо уже в младшем подростковом возрасте, и даже в начальных классах [4]. В настоящее время недостаточно развита система ранней профориентации, и основная работа начинает проводиться только в старшем подростковом возрасте, что делает данную профориентационную работу неэффективной.

Наше исследование проводилось на базе СОШ № 7. В исследовании приняли участие 36 учащихся 7–8 классов в возрасте 13–14 лет. Для выявления леворуких подростков, желающих профессионально самоопределиться, нами использовались следующие методики: тест «Ведущее полушарие мозга», экспресс-тест «Художник или мыслитель?" и методика Л. А. Йошайши на определение сферы профессиональных предпочтений учащихся.

Фактически (на основании изученных документов и наблюдений классных руководителей и учителей-предметников) в двух исследованных нами классах обучается 4 леворуких учащихся, по 2 в каждом классе. Однако результаты методик показали неоднозначные результаты у испытуемых.

Это можно объяснить неоднородностью явления леворукости, и, соответственно, праворукости. Известно, что существуют такие феномены, как «переученный» или скрытый левша. Также существуют амбидекстеры, то есть люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Также некоторые наши методики были направлены на определение ведущего полушария мозга. Считается, что леворукость служит показателем определения ведущего полушария мозга, однако результаты исследования показали, что это не самый главный показатель. Слишком много факторов определяет поведение ребенка, и «рукость» среди них — значимый, но не определяющий параметр.

Методика 1. Для определения функциональной асимметрии правого и левого полушария мозга и характера был использован тест «Определение типов межполушарной асимметрии». Тест основан на врожденных реакциях человека, которые мало изменяются в течение жизни.

По результатам диагностики из 16 опрошенных 8 класса абсолютных правшей выявлено 3 подростка (19 %). У них доминирующим является левое полушарие и принято считать, что этот человек отличается аналитическим складом ума. Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная сфера) не было выявлено. У остальных 13 учащихся (81 %) представлен смешанный тип межполушарной асимметрии.

Следует отметить, что у детей, которые пишут левой рукой, выявился смешанный тип межполушарной асимметрии и равное преобладание левых и правых признаков.

Из 20 опрошенных 7 класса среди абсолютных правшей присутствует один учащийся (5 %), и среди абсолютных левшей тоже один учащийся (5 %).Смешанный тип межполушарной асимметрии представлен у 18 учащихся (90 %).

Здесь также наблюдается неоднородность феномена левшества. Двоим детей, которые пользуются при письме левой рукой, также принадлежат смешанные типы асимметрии. В то же время 1 человек с результатом абсолютной левши пишет правой рукой. Это значит, что по биологическим параметрам человек является левшой, но вследствие определенных социальных факторов, случившихся в течение жизни учащегося, он этого не проявляет в социально контролируемых действиях, например при письме. Одной из причин такого поведения может быть переучивание.

Методика 2. Для того, чтобы определить какой тип мышления у ребят -логический или наглядно — образный, мы использовали экспресс — тест «Художник или мыслитель».



Левша. Развито правое полушарие — художественный тип мышления. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать, даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению — художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

Правша. Левое полушарие — логический тип мышления. Оптимисты, они считают, что большую часть своих проблем могут решить самостоятельно. Он, как правило, без особого труда вступают в контакт с людьми. В работе и в житейских делах больше полагаются на расчет, чем на интуицию. Испытывают больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Им легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Эти ребята могут стать хорошими математиками, преподавателями точных наук, конструкторами, организаторами производства, программистами, пилотами, водителями, чертежниками.

Амбидекстеры. Равномерное развитие — в равной степени сочетают в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны их успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец — все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Вывод: в обоих классах преобладают учащиеся с более развитым правым полушарием (18 человек — 50 %). Поскольку это опросник, здесь результаты показывают субъективную оценку своего мышления. Таким образом, половина опрошенных ребят склоны мыслить образно, а не логично, любят творчество и не любят анализировать. У 13 человек (36 %) равные результаты левого и правого полушария, это может означать либо одинаковую развитость полушарий, либо еще несформированность связей между ними. Этот вариант подтверждает то, что в 7 классе равнополушарных результатов больше, чем в 8. Общеизвестно, что чем более ранний возраст ребенка, тем меньше выражена у него сформированность межполушарной асимметрии.


Методика 3. Для определения профессиональных склонностей мы использовали опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.

Результаты (7–8 класс). Наиболее выбираемые профессии:




Таким образом, профессиональные предпочтения леворуких и праворуких подростков отличаются друг от друга. Так, левши в основном предпочли такие профессиональные сферы, как физический труд (43 %), материальные интересы (22 %) и работа с людьми (13 %). Самыми непопулярными среди левшей видами деятельности оказались технические интересы (4 %), сфера искусства (9 %) и умственный труд (9 %). Есть данные, что леворукость чаще встречается среди спортсменов игровых видов спорта (волейбол, регби, футбол, хоккей) и очень редко — среди инженеров. Нет леворуких среди спортсменов-стрелков и штангистов. Их много среди каратистов (16 %) и борцов (50 %). Самые успешные боксеры — среди леворуких и амбидекстров. Они завоевывают в соревнованиях высокого ранга 30–40 % золотых медалей.

По результатам 1 методики нами был выявлен один абсолютный левша и еще 7 учащихся с преобладающими левыми признаками. 2 методика выявила 18 «правополушарников». Нами был произведен отбор тех детей, в чьих результатах преобладало левшество по обеим методикам. Таким способом из выборки в 36 учащихся помимо четырех фактически пишущих левой рукой детей нами было выявлено еще 5 скрытых левшей.

Знание различных видов межполушарной асимметрии чрезвычайно важно для теории и практики профориентационной работы в школе. Ибо устойчивое доминирование у человека правополушарного стиля свидетельствует о наличии у него природных задатков к широкому классу гуманитарных профессий, а левополушарного стиля — к естественнонаучным и техническим. Таким образом, учителям необходимо учитывать в своей работе с учениками знания о психологических особенностях левшей и правшей. Нами были выделены следующие особенности профориентационной работы с левшами.

Во-первых, планируя общее направление профориентационной работы, следует предусмотреть методические приемы, обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие всех психических познавательных процессов учащихся. Например, в средних и старших классах общеобразовательной школы учителя перестают целенаправленно развивать восприятие и воображение школьников. Это является препятствием для приобретения учащимися художественных профессий и развития творческого начала в большинстве других специальностей. Мы увидели, что сфера искусства среди левшей не является популярной, вероятнее всего из-за того, что развитию творческой сферы не уделяется достаточного внимания. Такими приемами могут быть коррекционно-развивающие задания, построенные на материале занятий или используемые в процессе организации внеучебной деятельности детей.

Во-вторых, многие ученые считают, что правополушарные люди выделяются своей повышенной эмоциональностью и меньшими регуляторно-волевыми возможностями. Из этого следует, что в процессе профориентации и подготовки ученика к конкретной специальности требуется обеспечить не только определенным образом направленное и организованное развитие познавательной сферы, когнитивных способов, но и развитие и корректировку эмоционально-волевой. Во всех профессиях нужны сильные эмоции и управляющая ими сильная воля. Поэтому и то и другое нуждается в воспитании.

Готовых специалистов не бывает. Способные и даже очень одаренные учащиеся также нуждаются в воспитании эмоционально-волевой сферы и развитии задатков специальных способностей.

Для корректировки эмоционально-волевой сферы леворуких подростков можно использовать такие формы работы, как тренинги, направленные на развитие адекватного отношения к людям, повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений, обогащение представлений учащихся о способах решения проблемных ситуаций. Также возможно использование игр, упражнений на развитие и коррекцию эмоциональной сферы. Содержание профориентационной работы целесообразно расширять разнообразными видами арт-терапии и беседами.

В-третьих, наличие у человека того или иного ведущего полушария связано у него с формированием некоторых весьма важных черт характера, необходимых для определенных видов профессий. Однако ни в общеличностном, ни в профессиональном плане полушарность не определяет всей структуры характера человека. Здесь открывается большое поле деятельности для учителя, а в особенности для самого учащегося, который готовится к овладению выбранной им профессией, формируя свою индивидуальность.

Для формирования необходимых черт характера можно использовать метод поощрения. Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека.

В-четвертых, овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. В таких гуманитарных профессиях, как, например, писатель, журналист основой профессионального успеха является яркая образность, связанная с доминированием правого полушария. Но она может выразиться в профессиональной форме только при наличии богатой авторской речи, в данных случаях письменной. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Причем здесь потребуется не только усвоение правил орфографии, пунктуации, синтаксиса и пр., т. е. то, на что обычно ориентируют учащихся преподаватели русского языка в средней школе, а организация развития всего способа левополушарной переработки информации. Причем ученикам с закрепившимся правополушарным стилем усвоение языка, всегда будет даваться труднее и займет больше времени, чем левополушарным. И винить их за это, упрекать в нерадивости нельзя.

Таким образом, профессиональные склонности леворуких и праворуких подростков отличаются друг от друга. Следовательно, специфика профориентационной работы с леворукими учащимися обусловлена их гуманитарными наклонностями, особенностями развития и социальной адаптацией. Нами были отражены общие выявленные особенности, которые необходимо учитывать при профориентации с данной категорией детей.

Читайте также: