Какой была основная профессия антуана де сент экзюпери

Опубликовано: 05.05.2024

Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель и авиатор, образ которого был увековечен во французской литературе. Во Франции он легенда и культурный герой. Он обладал гармоничным сочетанием поэтической восприимчивости и механической изобретательности. Кратко биографию Антуана де Сент-Экзюпери осветить практически невозможно. Таинственные детали его жизни переплетаются в удивительную картину, раскрывающую его неординарную личность. Самый ленивый человек сможет найти факты биографии Экзюпери в "Википедии", однако только жаждущий понять сможет вынести из нее что-то свое.

де Сент-Экзюпери

Детство и юность

Биография Экзюпери берет свое начало в Лионе, во Франции, 29 июня 1900 года, в небогатой аристократической семье графа Жана де Сент-Экзюпери и графини Марии де Фонсколомб. В семье было пять детей, по старшинству Антуан был среди них третьим. Отец умер, когда мальчик был еще маленьким, и его смерть повергла семью в финансовые трудности. Несмотря на это, Сент-Экзюпери наслаждался своей привилегированной жизнью: свое детство он провел в замке Сен-Морис-де-Ремен.

В 1914 году была написала "Одиссея цилиндра", первая сказка автора.

В 1915 году он был отправлен в католическую школу-интернат в Швейцарии, а в 1917-м вернулся во Францию из-за плохой успеваемости и неудачи на экзаменах. Обучение в морской подготовительной академии также не увенчалось успехами из-за проблем с экзаменами. После этого де Сент-Экзюпери изучал архитектуру в École des Beaux-Arts (Национальной высшей школе изящных искусств).

Первый полет на самолете, который случился еще в 1912 году, в итоге привел его к тому, к чему лежала душа.

детство Экзюпери

Авиация и писательство

Дальнейшая биография Экзюпери связана с авиацией. Изначально будущий писатель работал механиком в армии. Свои мечты о полетах Антуан де Сент-Экзюпери смог воплотить во время обязательной службы в армии в 1921 году. В 1922 году он стал пилотом военно-воздушных сил в Африке. Помолвка с женщиной привела к тому, что он бросил военно-воздушные силы и в течение нескольких последующих лет занимался случайными работами.

Однако в 1926 году он вернулся к своей профессии и начал работать на частную тулузскую авиакомпанию Aéropostale в качестве почтового пилота, охватывая маршруты между Францией, Испанией и Северной Африкой. В 1927 году был назначен начальником аэродрома на мысе Джуби в Южном Марокко, в пустыне Сахара. В 1929-м стал директором авиакомпании в Аргентине.

Антуан де Сент-Экзюпери

Первые творческие работы

В этот период события в биографии Сент-Экзюпери переплетаются с творчеством. Во время работы в Сахаре свои переживания Антуан де Сент-Экзюпери выразил в своем первом романе "Южная почта", прославлявшем мужество летчиков и опубликованном в 1929 году. По тематике аналогичный "Ночной рейс" был опубликован в 1931 году после его возвращения из Аргентины, где он помог создать систему воздушной почты. "Ночной рейс" - первый литературный успех, подаривший автору литературную премию "Фемина" и экранизированный в итоге в 1933 году с участием Джона Бэрримора, Хелены Хейс и Кларка Гейбла.

Одним из самых ярких событий в биографии Экзюпери была попытка в 1935 году побить рекорд скорости при перелете между Парижем и Сайгоном. Самолет разбился в Сахаре, Сент-Экзюпери вместе со своим вторым пилотом бродил по пустыне, умирая от обезвоживания и холода, пока их обоих не спас странствующий бедуин. События, произошедшие с ними, стали основой для мемуаров "Ветер, песок и звезды" 1939 года. Они превзошли успех прочих работ и выиграли Гран-при Французской академии и Национальную книжную премию Соединенных Штатов. События были описаны в романе "Планета людей".

Антуан Экзюпери

1940-е годы

Во время Второй мировой войны писатель изначально служил во французских военно-воздушных силах, но после перемирия Франции и Германии в 1940 году уехал в Нью-Йорк.

Период жизни в США с 1941 по 1943 годы стал плодовитым для писателя. Именно там и тогда появились следующие его работы: Pilote de guerre ("Военный летчик"), Lettre un un otage ("Письмо одного заложника"), Le Petite Prince ("Маленький принц"). Также в 1942 году был опубликован "Полет в Аррас".

В 1943 году Антуан начал служить вместе с американскими войсками и летал на знаменитом французском бомбардировщике Bloch MB.170. Тогда же он присоединился к военно-воздушным силам Франции и воевал в средиземноморской эскадрилье, был повышен до командира.

Экзюпери летчик

Загадочная смерть

31 июля 1944 года он покинул Корсику для выполнения разведывательной миссии над оккупированной Францией. Он так и не вернулся, а когда ни его самого, ни самолет не нашли, его сочли убитым в бою. Таинственное исчезновение Сент-Экзюпери стало международной новостью и было причиной многих спекуляций до 2000 года, когда аквалангист, исследующий Средиземное море недалеко от Марселя, обнаружил обломки самолета, который позже был поднят и идентифицирован как принадлежащий Сент-Экзюпери. Изначально полагали, что он разбился в Альпах.

Обломки не имели следов обстрела, также не были найдены останки самого летчика, потому были добавлены версии о дезертирстве, самоубийстве в связи с диагностированной депрессией автора, а также о технических неисправностях.

Хотя доказательства указывали, что он, вероятно, был сбит, истинная причина его смерти остается неизвестной. Именно Вторая мировая война поставила точку в жизни писателя, и биография Экзюпери в 1944 году обрывается.

Хорст Рипперт, ветеран, позже журналист, чтобы освободить писателя от обвинений в дезертирстве, признался, что это именно он сбил самолет, понятия не имея, кто был за штурвалом самолета противника. Слова Рипперта подвергаются сомнению, так как следов обстрела на корпусе самолета, как сказано выше, не было найдено.

Маленький принц

"Маленький принц"

Ни растущий литературный успех, ни травмы, полученные в результате авиакатастроф, не смогли оторвать Сент-Экзюпери от неба.

Многие его произведения были о летчиках и для летчиков, однако одним из наиболее важных за всю писательскую карьеру стала сказка для взрослых "Маленький принц". В творческой биографии Экзюпери произведение занимает особое место. Поэтическая и мистическая повесть о летчике, застрявшем в пустыне, и о его беседе с молодым инопланетным принцем была проиллюстрирована самим автором и опубликована во Франции и в Соединенных Штатах в 1943 году, а потом она же была издана на более чем 200 языках. "Маленький принц" признан одним из лучших произведений 20-го века, а также он стал одной из самых продаваемых книг всех времен.

Золотоволосый герой вдохновил многих творческих людей от Каира до Хельсинки на создание телевизионных сериалов, оперы, пьесы, балета и даже музея в Японии. Несмотря на то что биография Экзюпери краткая, ввиду того, что жизнь писателя оборвалась очень рано, некоторые ее события по-прежнему пытаются истолковать и привязать к сюжетам его творческих работ.

Личная жизнь

О событиях, касающихся личной жизни в биографии Экзюпери, кратко говорить очень трудно. Она наполнена загадками, связанными с теми событиями, которые произошли в течение его недолгой жизни.

В 18 лет писатель был влюблен в Луизу Вильморн, однако ответных чувство со стороны девушки не было, богатая наследница абсолютно позабыла о своем ухажере после авиакатастрофы.

Привлекательный и обаятельный Антуан пользовался популярностью среди женщин, однако окончательно покорить его смогла лишь Консуэло Сунсин, девушка-ураган с весьма пылким нравом.

Пройдя через череду сложностей, связанных с семьей Экзюпери, которая всячески отвергала невесту, им все-таки удалось пожениться. Брак оказался очень тяжелым: два противоборствующих характера постоянно сталкивались друг с другом.

Гордая Консуэло изменяла своему мужу и обвиняла в его импотенции, а Антуан Экзюпери доказывал ошибочность обвинения, обзаводясь все новыми любовницами. Наиболее известной из них была "блондинка", которую он называл "Нелли", она же Элен де Вогюэ, потрясающая светская львица и художница. Но в конце концов Консуэло сказала последнее слово о привязанностях мужа в своей книге, озаглавленной "Воспоминания Розы".

Несмотря ни на что, писатель терпел выходки своей жены, и их союз назван одним из самых вдохновляющих браков двадцатого века.

Экзюпери с женой

Наследие

Несмотря на достаточно краткую биографию Антуана де Сент-Экзюпери, его достижения были увековечены. Его чествовали на родине и во французском регионе Квебеке. Его портреты были выгравированы на монетах номиналом 50 и 100 франков. Это было еще до введения евро во Франции. В Лионе, родном городе писателя, международному аэропорту и скоростному поезду присвоено его имя.

Несмотря на то что в детстве Антуан де Сент-Экзюпери считался неудачником, он умер знаменитым героем для своих соотечественников.

Интересные факты в биографии Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери - неординарная личность, талантливый писатель, который стал одним из символов французской культуры. Его имя на века отпечатано в мировой литературе.


Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. Antoine de Saint-Exupéry ) (29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский писатель и профессиональный лётчик.

Содержание

Биография

Детство, отрочество, юность

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.

Профессия пилота

Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары, и там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги.

Пилот. Судьба. Гибель

В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. В начале Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде («Военный крест» (Croix de Guerre)) [1] . В июне 1941 г. он переехал к сестре в неоккупированную фашистами зону, а позже переехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт — и не вернулся.

Обстоятельства гибели

Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.

Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 г. [2] [3] , немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника:

Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери

Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска [2] .

Библиография

Основные произведения

  • Courrier Sud. Editions Gallimard, 1929. English: Southern Mail. Южный почтовый. (Вариант: «Почта — на Юг»). Роман. Переводы на русский язык: Баранович М. (1960), Исаева Т. (1963), Кузьмин Д. (2000)
  • Vol de nuit. Roman. Gallimard, 1931. Préface d’André Gide. English: Night Flight. Ночной полет. Роман. Награды: декабрь 1931, премия "Фемина". Переводы на русский язык: Ваксмахер М. (1962)
  • Terre des hommes. Roman. Editions Gallimard, Paris, 1938. English: Wind, Sand, and Stars ("Ветер,песок и звёзды"). Планета людей. (Вариант: Земля людей.) Роман. Награды: 1939 Большая премия Французской академии (25.05.1939). 1940 Nation Book award USA. Переводы на русский язык: Велле Г. «Земля людей» (1957), Нора Галь «Планета людей» (1963)
  • Pilote de guerre. Récit. Editions Gallimard, 1942. English: Flight to Arras. Reynal&Hitchcock, New York, 1942. Военный летчик. Повесть. Переводы на русский язык: Тетеревникова А. (1963)
  • Lettre à un otage. Essai. Editions Gallimard, 1943. English: Letter to a Hostage. Письмо заложнику. Эссе. Переводы на русский язык: Баранович М. (1960), Грачёв Р. (1963), Нора Галь (1972)
  • Le petit prince. The little prince. Reynal&Hitchcock, New York, 1943. (одновременно на французском и английском языках) Le petit prince. Illustrations originales de l’auteur. Editions Gallimard, 1945. English: The Little Prince. Маленький принц. Переводы на русский язык: Нора Галь (1958)
  • Citadelle. Editions Gallimard, 1948. English: The Wisdom of the Sands. Цитадель. Переводы на русский язык: Кожевникова М. (1996)

Послевоенные издания

  • Lettres de jeunesse. Editions Gallimard, 1953. Préface de Renée de Saussine. Письма юности.
  • Carnets. Editions Gallimard, 1953. Записные книжки.
  • Lettres à sa mère. Editions Gallimard, 1954. Prologue de Madame de Saint-Exupery. Письма к матери.
  • Un sens à la vie. Editions 1956. Textes inédits recueillis et présentés par Claude Reynal. Придать жизни смысл. Неизданные тексты, собранные Клодом Рейналем.
  • Ecrits de guerre. Préface de Raymond Aron. Editions Gallimard, 1982. Военные записки. 1939—1944 гг.
  • Воспоминания о некоторых книгах. Эссе. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Небольшие работы

  • Кто ты, солдат? Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Лётчик (первый рассказ, опубликован 1 апреля1926 года в журнале «Серебряный корабль»).
  • Мораль необходимости. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Надо придать смысл человеческой жизни. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Обращение к американцам. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пангерманизм и его пропаганда. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пилот и стихии. Переводы на русский язык: Грачев Р.
  • Послание американцу. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Послание молодым американцам. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Предисловие к книге Энн Морроу-Линдберг «Поднимается ветер». Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Предисловие к номеру журнала «Документ», посвященному летчикам-испытателям. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Преступление и наказание. Статья. Переводы на русский язык: Кузьмин Д.
  • Среди ночи голоса врагов перекликаются из окопов. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Темы «Цитадели». Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Франция прежде всего. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Письма

  • Письма Ренэ де Соссин (1923—1930)
  • Письма матери: [1939, декабрь] [1940, апрель] [1940, июнь] [1944, 5 января] [1944, июль]
  • Письма жене, Консуэло: [1943, апрель] [1943?, без даты]
  • Письма Х. (г-же Н): [1939, 26 октября] [1939, начало ноября] [1939, середина декабря] [1939, 22 или 23 декабря] [1939, декабрь] [1939, конец декабря] [1940, январь] [1940, июль] [1940, 1 декабря] [1941, 8 сентября] [1942, февраль] [1943?, неотправленное][текст] [1943, середина ноября?] [1943, декабрь] [1944, 10 января] [1944, 30 июля]
  • Письма Леону Верту [1939?] [1940, январь] [1940, февраль] [1940, апрель]
  • Письма Льюису Галантьеру [1941, ноябрь] [1942?, без даты] [1942, январь] [1944, май]
  • Письма Ж. Пелисье. [1943, 8 июня] [1944, 10 января] [1944, 9-10 июля]
  • Письма генералу Шамбу [1943, июнь: неотправленное письмо генералу Х. (генералу Шамбу?)] [1943, 3 июля]
  • Письма Ивонне де Летранж [1944, февраль]
  • Письма г-же Франсуа де Роз [1944, май] Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Письма Пьеру Даллозу [30 или 31 июля]

Разное

(письма, телеграммы, записи…)

  • Запись в Книге почёта эскадрильи 1940
  • Запись в Книге почёта авиагруппы 2/33 1942
  • Письмо одному из противников 1942
  • Письмо неизвестному корреспонденту 1944, 6 июня
  • Телеграмма Кертису Хичкоку 1944, 15 июля
  • Пари между Сент-Эксом и его другом полковником Максом Желе.

Литературные премии

    — Фемина — за роман «Ночной полет»; — Гран-При дю Роман Французской Академии — «Ветер, песок и звезды»; — Национальная книжная премия США — «Ветер, песок и звезды».

Военные награды

В 1939 году награжден Военным Крестом Французской Республики.

Названия в честь

  • Aéroport Lyon-Saint-Exupéry в Лионе;
  • Астероид 2578 Сент-Экзюпери, открыт астрономом Татьяной Смирновой (открыт 2 ноября 1975 под номером «B612»);
  • Горная вершина в Патагонии Aguja Saint Exupery [1]

Интересные факты

  • В дилогии «Искатели неба» Сергея Лукьяненко фигурирует персонаж Антуан Лионский, совмещающий профессию лётчика с литературными опытами.
  • Потерпел аварию на самолёте Кодрон С.630 Симон (регистровый номер 7042, бортовой — F-ANRY) и совершил аварийную посадку в пустыне, что, впоследствии, привело к написанию романа «Маленький принц», действие которого также происходит в пустыне после аварийной посадки лётчика (можно сказать, что этот рассказ в какой-то степени о нём самом).
  • Потерпел аварию (был сбит) над Средиземным морем и погиб на самолёте Локхид P-38 F-4 «Лайтнинг».

Литература

  • Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. — Л.: Просвещение, 1973.
  • Нора Галь. Под звездой Сент-Экса.
  • Грачёв Р. Антуан де Сент-Экзюпери. — В кн.: Писатели Франции. Под ред. Е. Г. Эткинда. — М., Просвещение, 1964. — с. 661—667.
  • Грачёв Р. О первой книге писателя-летчика. — «Нева», 1963, № 9.
  • Губман Б. Маленький принц над цитаделью духа. — В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. — Пер. с фр. — М.: «Согласие», 1994. — Т.2, стр. 542.
  • Консуэло де Сент-Экзюпери. Воспоминания Розы. — М.: «КоЛибри»
  • Марсель Мижо. Сент-Экзюпери (перевод с французского). Серия «ЖЗЛ». — М.: «Молодая гвардия», 1965.
  • Stacy Schiff. Saint-Exupéry: A Biography. Pimlico, 1994.
  • Стейси Шифф. Сент-Экзюпери. Биография (перевод с англ.) — М.: «Эксмо», 2003.
  • Яценко Н. И. Мой Сент-Экзюпери: Записки библиофила. — Ульяновск: Симб. кн., 1995. — 184 с.: ил.
  • Bell M. Gabrielle Roy and Antoine de Saint-Exupéry: Terre Des Hommes — Self and Non-Self.
  • Capestany E.J. The Dialectic of the Little Prince.
  • Higgins J.E. The Little Prince : A Reverie of Substance.
  • Les critiques de notre temps et Saint-Exupéry. Paris, 1971.
  • Nguyen-Van-Huy P. Le Compagnon du Petit Prince: Cahier d’Exercices sur le Texte de Saint-Exupéry.
  • Nguyen-Van-Huy P. Le Devenir et la Conscience Cosmique chez Saint-Exupéry.
  • Van Den Berghe C.L. La Pensée de Saint-Exupéry.

Примечания

  1. ↑http://www.kirjasto.sci.fi/exupery.htm
  2. 12Самолет Сент-Экзюпери сбил немецкий летчик, новости на vesti.ru. 15 марта2008 г.
  3. ↑Простая разгадка давней тайны.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экзюпери" в других словарях:

Сент-Экзюпери — Сент Экзюпери, Антуан де Антуан де Сент Экзюпери Antoine de Saint Exupéry Дата рождения … Википедия

Де Сент-Экзюпери, Антуан — Антуан де Сент Экзюпери Antoine de Saint Exupéry Дата рождения: 29 июня 1900 Место рождения … Википедия

Сент-Экзюпери, Антуан — Антуан де Сент Экзюпери Antoine de Saint Exupéry Дата рождения: 29 июня 1900 Место рождения … Википедия

Сент-Экзюпери Антуан де — Антуан де Сент Экзюпери Antoine de Saint Exupéry Дата рождения: 29 июня 1900 Место рождения … Википедия

Антуан де Сент-Экзюпери — Биография Антуана де Сент Экзюпери Антуан Мари Жан Батист Рожер де Сент Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean Baptiste Roger de Saint Exupеry) родился 29 июня 1900 года в Лионе (Франция) в аристократической семье. Он был третьим ребенком графа Жана де … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пятьдесят франков Сент-Экзюпери (Франция) — Банкнота Франции Номинал: 50 франков … Википедия


Антуан де Сент-Экзюпери / Antoine de Saint-Exupery. Гении и злодеи.


АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. "Маленький принц". Библейский сюжет

Антуан де Сент-Экзюпери – французский литератор, эссеист, профессиональный летчик. Мировую известность получил после выхода его книги «Маленький принц».

В жизни Антуана де Сент-Экзюпери было две страсти – литература и авиация, и благодаря именно литературе он и прославился на весь мир. Он написал несколько произведений, но мировую популярность завоевал благодаря одному – «Маленькому принцу». В его жизни случались невероятные события и совпадения, у него была душа романтика и философа, он умел доступно рассказать об удивительных вещах и явлениях, о необходимости беречь мир, в котором мы все живем.

Детство

Будущий прославленный писатель родился 29 июня 1900 года во Франции. Родной город Экзюпери – Лион. Отец мальчика был дворянином, поэтому его полное имя звучит как Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, хотя все родные и близкие звали его просто Тони. Он стал третьим ребенком в семье, где всего воспитывалось пятеро детей. Антуану исполнилось всего четыре годика, когда от внутримозгового кровоизлияния скончался его отец. Средств для существования не стало, и мама с детьми была вынуждена поселиться у тетушки Мари Трико, которая владела замком и квартирой на площади Белькур. Жили не очень богато, зато дружно. Самым близким человеком для Тони стал его младший брат Франсуа.

Антуан де Сент-Экзюпери в детстве

Мама много занималась детьми, она научила их любить литературу и искусство. Антуан очень любил маму, став взрослым, не отдалился от нее, наоборот, постоянно писал ей письма, наполненные сыновьей нежностью и любовью, которые читаются, как литературное произведение. Кроме литературы мальчик с детства полюбил технику, поэтому всерьез задумался о выборе жизненного пути, когда пришло время что-то решать.

Авиация

Небо привлекало мальчика с ранних лет. Первый раз он поднялся ввысь в двенадцатилетнем возрасте вместе с прославленным пилотом Габриэлем Вроблевски. Тони получил такой заряд позитива и восторга, и именно в тот момент понял, что тоже посвятит свою жизнь авиации.

Летчик Антуан де Сент-Экзюпери

Судьбоносным годом в биографии будущего писателя стал 1921-й, когда его призвали в армию. Он записался на курсы пилотажа, потом попросился во 2-й полк истребительной авиации, дислоцирующийся в Страсбурге. Поначалу его не допускали к полетам, он служил в обслуге самолетов, но спустя некоторое время сдал экзамены и стал гражданским летчиком. После перевода в Марокко получил право пилотировать военные самолеты.

Затем Антуан повышал квалификацию на курсах офицеров в Истре, получил звание младший лейтенант. Служил в 34-м авиационном полку в Бурже, близ Парижа. В начале 1923-го года, во время одного из рейсов Сент-Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, которая закончилась для него черепно-мозговой травмой. В марте того же года комиссован. Антуан переехал в Париж, и решил попытать свои силы на литературном поприще. Однако на первых порах у него ничего не получалось.

Нужно было за что-то жить, и молодой человек брался за любую работу – торговал машинами, устроился на черепичный завод, продавал книги.

Постепенно приходило понимание, что дальше так продолжаться не может. И тут судьба послала ему случайного знакомого, который помог устроиться в авиакомпанию «Аэропошталь» на должность механика. Весной 1926 года он стал пилотом корабля, занимавшегося доставкой почты. Параллельно Антуан продолжает попытки писать. Первое произведение носило название «Южный почтовый». Осенью того же, 1926 года, Сент-Экзюпери назначили на должность начальника аэропорта в Кап-Джуби. Это место располагалось на краю Сахары.

Антуан де Сент-Экзюпери в творческом процессе

Небо и авиация занимают в произведениях литератора ключевое место. Он любил небо и старался показать мир с точки зрения пилота. Антуан пытался донести до читателя свою философию, свое особое видение этого мира. Многие высказывания литератора стали впоследствии цитатами.

Устроившись на работу в «Аэропошталь», Сент-Экзюпери продолжал заниматься литературным творчеством. После возвращения на родину он пришел в издание Гастона Галлимара, с которым заключил договор на написание и издание семи романов. Экзюпери-писатель не смог бы состояться без Экзюпери-летчика.

В 1931-м его произведение «Ночной полет» было отмечено премией «Фемина», спустя год на его основе сняли художественный фильм. Катастрофа над Ливийской пустыней и последующие события литератор отразил в романе под названием «Земля людей» («Планета людей»). Там писатель рассказал о своих впечатлениях от сталинского режима, с которым он столкнулся в СССР.

Антуан де Сент-Экзюпери и Луиза Вильморн

Молодой человек испытал такое разочарование, что перестал обращать внимание на женщин. Нужно отметить, что он был достаточно обаятельным и привлекательным молодым человеком, но личная жизнь его была по-прежнему неустроенной.

Внимания писателя сумела добиться Консуэло Сунсин, с которой он познакомился в Буэнос-Айресе. Консуэло была вдовой писателя Гомеса Карилло, и вскоре после смерти супруга увлеклась молодым летчиком.

Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сунсин

В 1931-м влюбленные устроили пышное свадебное торжество. Семейная жизнь складывалась тяжело. Характер супруги оказался достаточно скверным, но она располагала к себе образованностью и интеллигентностью. Писатель обожал жену, поэтому стойко терпел все ее придирки.

Смерть

Антуан де Сент-Экзюпери погиб при загадочных обстоятельствах. Когда началась Вторая мировая война, он ушел воевать. Состояние здоровья писателя не позволяло ему летать, поэтому он оказался в наземном полку. Используя свои знакомства, Антуану удалось попасть в разведывательный летный отряд.

Разбившийся самолет Антуана де Сент-Экзюпери

Он не вернулся с полета 31 июля 1944 года, и оказался в списках пропавших без вести. Только спустя более сорока лет, в 1988-м, под Марселем удалось найти его браслет, на котором имелась гравировка имени его супруги. В 2000-м разыскали остатки самолета Антуана, на котором он совершил свой последний в жизни вылет. В 2008-м появилась информация о причине гибели писателя. Оказалось, его атаковал немецкий истребитель. Фашистский летчик, находившийся в кабине этого самолета, признался в этом только спустя много лет. С момента столкновения прошло шесть десятков лет, и только после этого в прессе появились снимки того места.



Памятники Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери оставил после себя небольшую библиографию, но каждое из его произведений стало настоящим шедевром. Писатель прожил достойную жизнь, хоть и очень короткую, и умер тоже достойно, как и подобает настоящему герою. Имя Сент-Экзюпери присвоено Лионскому аэропорту.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель, а также летчик-профессионал. Обладатель трех литературных премий. Основная идея его произведений – отношение к людям, взаимопонимание и всеобщее братство. Оставил авторское наследие в виде романов, повестей, очерков, эссе, сказок.

Происхождение и ранние годы


Родовой дом Экзюпери в Лионе

Писатель родился во французском Лионе 29 июня 1900 года в семье, принадлежащей к дворянскому сословию. В 4 года он потерял отца, и семью, лишившуюся кормильца, приютили родственники. Воспитанием и образованием пятерых детей занималась мать.

Маленький Тонио (так называли Антуана в семье) был очень эмоциональным, порывистым ребенком, горячо привязанным к матери. Благодаря ей, у мальчика еще в детстве стали развиваться литературные и музыкальные способности – он неплохо играл на скрипке.

Образование

В 1908 году Антуан поступил на учебу в христианскую школу Лиона. Через год мать с детьми перебрались в Ле-Ман, и его с братом определили в иезуитский колледж, где они проходили обучение вплоть до 1914 года.


Антуан с братом и сестрами

Получать дальнейшее образование они решили в швейцарском Фрибуре. В колледже маристов они обучались до 1917 года. В том же году Антуан сдал выпускной экзамен и потерял брата Франсуа.

Уход брата стал потрясением для Антуана. На одном из экзаменов в Эколь Наваль он провалился, несмотря на то, что 2 года подряд посещал подготовительные уроки.


Любимый брат Франсуа

В октябре 1919 года его допускают к занятиям в качестве вольнослушателя отделения архитектуры Академии искусств. Не окончив академию, он уходит служить.

В 1922 году Антуан оканчивает офицерские курсы.

С 1929 года лейтенант Сент-Экзюпери – курсант авиационных курсов морского флота.

Творчество

Книги Антуана де Сент-Экзюпери обогатили Европейскую литературу прошлого столетия идеями гуманизма и нравственности. Используя метод романтического героизма, автор стремится донести идеалы доброты и справедливости.

Гражданская война, вспыхнувшая в Испании, вызывает в нем большую тревогу о судьбе Европы, лицом к лицу столкнувшейся с фашизмом. Он призывает читателя бороться с разобщенностью и созданию общества, в котором каждый несет ответственность, как за свое, так и общее будущее. Эта концепция нашла отражение во всех его произведениях.

Он считал, что достичь великой цели невозможно без сотрудничества. Этот посыл к солидарности нашел свое отражение в романе «Планета людей».

Наиболее значительные произведения

«Ночной полет» написан в Южной Америке. Книга заставляет каждого задуматься над своей жизнью, над отношением к человеку и нашей планете. За этот роман в 1930 году писатель удостоился премии Фемина.


С женой и детьми


Экзюпери и Маленький принц

«Планета людей» – сборник в жанре эссе. По словам самого Экзюпери, он написал эту книгу, чтобы показать людям, что все они – жители одной планеты. В 1939 году книга получила сразу 2 награды: Гран-При дю Роман Французской Академии и Национальную книжную премию США.

Сказка «Маленький принц» появилась незадолго до гибели автора. Иллюстрации к ней Экзюпери создал самостоятельно. Это печальная сказка, наполненная скрытым мудрым смыслом. Она заставляет и грустить, и улыбаться, но, самое главное – задуматься над вечными ценностями – дружбе, любви, долге.

Последние годы

Литературный талант Экзюпери был одобрен и признан критикой и читателями. Но, шла война, и гражданский долг не позволял ему оставаться в тылу. Минуя все препятствия, он добивается, чтобы его приняли в ВВС Франции. Ему было поставлено ограничение – не более 5 вылетов. Но он упорно добивался разрешения на новые полеты.

31 июля 1944 года самолет Антуана де Сент-Экзюпери в последний раз оторвался от земли. Это был полет без посадки. Тело пилота так и не было найдено, вследствие чего он был признан пропавшим без вести.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1900Рождение писателя
1909Поступление в колледж Нотр-Дам де Сен-Круа
1912Первый раз полетел на самолете
1914Антуан с братом поступают в колледж Монгре
1917Получение аттестата
1919Поступление в Академию искусств
1921Служба в полку истребительной авиации
1923Впервые пережил тяжелую авиационную катастрофу
1926Публикация новеллы «Летчик»
1927Заканчивает свою первую книгу «Почта на Юг»
1935Поездка в качестве журналиста в СССР
1939Выпускается «Земля людей»
1941Работа над «Военным летчиком» и «Цитаделью»
1943Публикация в США «Маленького принца»
1944Гибель Антуана де Сент-Экзюпери

Интересные факты


Скульптура Маленький принц. Абакан

  • Экзюпери совершенно не умел лгать. При попытке солгать заливался краской и путал слова. Отлично владел карточными фокусами;
  • Антуан Экзюпери пережил 15 авиакатастроф и трижды был на грани гибели;
  • его сказка «Маленький принц» переведена на 180 языков;
  • обстоятельства гибели так и не были установлены, тело не найдено. На морском дне случайно был обнаружен браслет с именем его жены.

Увековечение памяти

Аэропорт родного города Экзюпери Лиона носит его имя.

В 1975 году астроном Татьяна Смирнова открыла астероид, которому присвоили имя писателя.

29 июня 1900 года родился французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. С его самым известным произведением — «Маленьким принцем» — знакомы все. Наш блогер Оксана Данилюк рассказывает о жизни журналиста, лётчика и «приручателя» животных, который написал сказочную повесть для детей в самый разгар войны.

Мари-Мадлен, Габриэль, Франсуа, Антуан и Симона де Сент-Экзюпери

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана происходила из старинной французской семьи из Прованса. Род Сент-Экзюпери был ещё древнее — по семейному преданию, это имя носил один из рыцарей святого Грааля.

В 12 лет Антуан впервые поднялся в небо на самолете — и это определило его судьбу. Хотя сперва это было не таким уж очевидным — он то посвящал всё свое время животным, то становился конструктором-изобретателем, то гипнотизёром, то фокусником. И даже поступил в Академию изящных искусств, чтобы изучать архитектуру.

«Детство — этот огромный край, откуда приходит каждый. Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…», — напишет он позднее в письме.

Антуан де Сент-Экзюпери

В 1921 году Сент-Экзюпери был призван на военную службу, обучался на курсах пилотов, занялся журналистикой. Именно в это время рождается его первая книга «Южный почтовый». Через несколько лет Экзюпери становится пилотом французской почтовой линии «Аэропосталь», доставляет почту в Африку, руководит аэропортом Кап-Джуби на краю пустыни Сахары. Он любил повторять, что каждый должен обрести свой опыт пустыни. Ведь только оказавшись вдали от всех голосов можно расслышать истинный вечный Голос.

Слоны, шляпы, барашки и розы. Угадайте, что изображено на иллюстрациях к «Маленькому принцу»

Мавры, жившие в пустыне, за смелость и доброту прозвали Экзюпери Капитаном Птиц. Они приходили к нему как к пророку. Подолгу сидели и пили с ним чай, советовались, стоит ли жениться или начинать войну с соседями. На одном из таких чаепитий после долгих переговоров он выкупит у них старого обессилевшего раба и даст ему свободу.

К нему в окно просовывали любопытные головы газели, часто приходил в гости его друг хамелеон и пустынный лисёнок-фенек, который каждый раз садился чуть ближе. Да, именно он станет тем мудрым Лисом из «Маленького принца», который откроет читателям тайну зоркого сердца.

«Моя настоящая профессия — приручать», — писал Экзюпери из пустыни Кап-Джуби.

Антуан де Сент-Экзюпери, 1939 год.

Ненавидевший все виды тоталитаризма, а фашизм — особенно, 4 сентября 1939 года, сразу после объявления войны с Германией, он записался добровольцем во французский авиационный полк.

Друзья отговаривали его, пытаясь убедить, что как писатель он принесёт больше пользы людям. Но он не мог быть в стороне, пока гибли его соотечественники.

Антуан де Сент-Экзюпери. Париж, 1938 год.

Сознательно идя на риск, он четырнадцать раз вылетал на поиски потерпевших аварию летчиков, сам терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен. В отчаянно защищавшейся Франции Экзюпери был пилотом-разведчиком, занимался воздушной фотосъемкой и писал в письмах друзьям: «Нам, кому выпало счастье выручать товарищей в песках Сахары, всякая другая радость кажется теперь просто жалкой».

Антуан де Сент-Экзюпери на аэродроме.

В 1940 году Франция была оккупирована фашистскими войсками, Экзюпери с женой Консуэло оказывается в эмиграции в США. Именно здесь в 1942–1943 годах была написана его книга «Маленький принц» — повесть-сказка для детей и взрослых, помнящих, что и они «сначала были детьми». Помнящих, что «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Антуан де Сент-Экзюпери и его жена Консуэло Каррильо

В 1943 году Экзюпери уехал из Америки во французскую колонию Марокко и добился, несмотря на мучительные сложности здоровья, назначения в свою боевую лётную часть и разрешения выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой войск врага в районе его родного Прованса.

«Жив ты только тем, из-за чего готов умереть…», — написал он тогда в письме домой. Он появился на Земле в предпоследний день июня, а покинул её — спустя 44 года.

31 июля 1944 года в 8:30 утра он поднялся в воздух с корсиканского военного аэродрома и взял курс на Южную Францию. Запас горючего — на шесть часов. В 14.30 самолёт не вернулся.

Франция, дом семьи де Сент-Экзюпери

«Знаете, есть один образ, — писал Экзюпери в дневнике за несколько дней до последнего полёта, — мне кажется, он очень вдохновляет. Я видел в детстве — лодочники курсируют в сплошном тумане, каждый на борту своего суденышка. Каждый затерян в белой пустыне, ничего не видно за двадцать метров, можно поверить, что ты один на свете. Но время от времени кто-то из них окликает: «Эй!» И другие лодочники отвечают ему тем же. И каждый ободрен и обнадёжен живым дружеским присутствием. Нет больше одиночества.


Туве Янссон или Корней Чуковский? Угадайте знаменитого писателя по детскому фото

Эй! — летят навстречу друг другу живые оклики. Каждому лодочнику принадлежит это богатство, и когда среди них возникает, доносится откуда-то из глубины тумана новый голос. А значит — там, в тумане, рождается новое чудо человеческого присутствия, — тогда лодочник налегает на весла с сердцем, полным тепла».

Антуан де Сент-Экзюпери не дожил трёх недель до освобождения Франции. Самолёт был сбит фашистским истребителем и упал в море. Многолетние поиски ничего не обнаружили.

Антуан де Сент-Экзюпери. © Фото: Bibliotheque Nationale de France/J.P. Ziolo

26 сентября 1998 года небольшая шхуна «Горизонт» рыбачила в бухте неподалёку от берега Марселя, когда началась сильная гроза. Рыбаки срочно вытянули сети. Капитан шхуны Жан-Клод Бьянко заметил в сетях какой-то блестящий предмет. Он очистил его от наслоений и увидел серебряный браслет, почерневший от времени и морской воды. В нём не хватало нескольких звеньев, но на пластине уже проступила надпись «Антуан Сент-Экзюпери и Консуэло, 1942».

Спектакль «Маленький принц», Театр «На набережной». Режиссёр — Фёдор Сухов. Фотохудожник — Дарья Крылова.

Есть в репертуаре московского Театра «На набережной» удивительно живой и жизнеутверждающий, бережный и тонкий спектакль «Маленький принц» — история, которую по легенде играют упавший с неба лётчик и дети-актёры странствующего по планете театра.

В авторской пьесе режиссёра Фёдора Сухова возникают словно из луча света планеты и миры, пустыни и сады, невидимые всё связывающие нити. А ещё там каждый волен увидеть самое главное, то самое, что «глазами не увидишь». И позволить миру себя приручить. Пусть даже он — «самое красивое и самое печальное место на свете».

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в Лионе.

И ещё, друзья. Один секрет вам в подарок от Антуана де Сент-Экзюпери — из его повести «Цитадель»: «Если я воодушевлю мой народ любовью к морским странствиям, если их вдохновлённые любовью сердца подтолкнут их всех к единому руслу, ты увидишь, как по-разному каждый из них будет действовать в зависимости от склада своей натуры.

Один будет ткать паруса, другой — блестящим топором валить сосны. Один — ковать гвозди, другой — наблюдать за звёздами, чтобы научиться управлять кораблём. И всё-таки они будут единым целым. Корабль строится не потому, что ты научил их шить паруса, ковать гвозди, читать по звездам; корабль строится тогда, когда ты пробудил в них страсть к морю и все противоречия тонут в свете общей для всех любви.

Не прав тот, кто печётся о внешней упорядоченности и печётся о ней, потому что не может подняться на ту высоту, откуда видны храм, корабль и любовь. Я создаю корабль совсем не тем, что продумываю его во всех деталях.

Если я примусь в одиночку чертить чертежи, я упущу главное. Когда дело дойдёт до строительства, чертежи мои не понадобятся, их сделают другие. Не мне знать каждый гвоздь корабля. Мой долг разбудить в людях стремление к Морю».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: