Какой термин определял занятие должности по знатности

Опубликовано: 02.10.2024

Этим термином называлось в московской Руси условное распределение служб между отдельными лицами, в зависимости от степени их родовитости, и стоявшее в связи с ним право отказываться от предлагаемого чина или должности. Местничество ведет свое начало, по всей вероятности, от того времени, когда главные военные и административные назначения при дворе московского князя начали распределяться между удельными князьями и их боярами, собравшимися в Москве и отличавшимися друг от друга по степени родовитости. "Посредством сочетания удельного происхождения с правительственными назначениями на московской службе, посредством соглашения удельного родословца с московским разрядом и сложилось московское М., военно-аристократический распорядок московского общества", — говорит проф. Ключевский ("Боярская Дума", 507). С другой стороны, историки школы родового быта ставят М. в связь с семейными застольными обычаями. Споры, возникавшие между отдельными лицами служилого сословия при распределении мест, носили название местнических споров. Родовитость, игравшая здесь главную роль, определялась отечеством, т. е. унаследованным от предков отношением по службе данного лица как к родичам, так и к членам других фамилий. В первом случае (при споре между родичами) отечество определялось на основании "родословца" (поколенной росписи), причем требовалось, чтобы генеалогическое расстояние между двумя лицами строго соответствовало иерархическому расстоянию между предлагаемыми им должностями. Если младшему родичу предлагалось сравнительно высшее место, чем то, которое он мог занимать по своему генеалогическому положению, то старший, назначаемый одновременно с ним, "терпел поруху своей чести"; при назначении старшего на должность дальше, чем следовало бы отстоящую от должности младшего, этот последний "нёс потерку". Более запутаны были счеты между лицами различных родов; в таких случаях прибегали, кроме родословца, к разрядным книгам и выбирали такой прецедент, когда представители тех же родов также служили вместе. Если генеалогическое расстояние спорящих от данных их предков было одинаково, то они могли занимать должности, отстоящие друг от друга на столько же ступеней, насколько отстояли должности предков, не боясь понести порухи или потерки. Терпевший поруху или несший потерку бил великому князю (или государю) челом "о бесчестии" и "местничался" со своим будущим сослуживцем. Итак, места имели относительное значение: отказавшийся от данного места при других обстоятельствах мог принять его, не боясь бесчестья. Право местничания имело некоторые ограничения: так, опала государя лишала возможности местничаться, вследствие чего в спорах о местах нельзя было ссылаться на те прецеденты, когда противник, будучи в опале, занимал должность ниже той, какая подобала ему по его родовитости. По снятии опалы можно было бить челом о нарушениях родовой чести. Местничеством московское боярство оборонялось как от произвола власти, так и от происков отдельных лиц. М., однако, сильно тормозило правильное функционирование правительственной машины, почему нередко в отдельных случаях (главным образом — при отправлении воевод на театр военных действий) боярам приказывалось "быть без мест", или же их препирательства разбирались после окончания служебных обязанностей; иногда даже воеводы сами начинали спор о местах после возвращения из похода; в крайнем случае местничавшихся сменяли, и на их места назначались другие лица. Первые следы местнических отношений восходят к середине XV в. При царе Федоре Алексеевиче, в 1681 г., выборные от служилого сословия, созванные "для устроения и управления ратного дела", высказались за уничтожение местничества, а в следующем 1682 г. состоялось и соборное деяние об уничтожении М.; книги, в которых записывались местнические дела, были сожжены, и было приказано "отныне всем быть без мест"; лишь для памяти потомства знатные рода были внесены в особые родословные книги. Проникновение в ряды старых боярских родов нового неродовитого дворянства — главная причина, почему так легко удалось упразднить местничество. Соборное деяние об уничтожении местничества близко по духу к петровской табели о рангах 1722 г. Оно уничтожало различие между отдельными дворянскими родами и тем сравнивало их при отправлении служебного тягла, подобно тому как табель о рангах, связывая получение дворянского достоинства с получением чина, открывала более широкий доступ в дворянство для других сословий и тем ослабляла, до известной степени, его замкнутость. В связи с уничтожением М. некоторые исследователи (проф. Ключевский) ставят проект о "великородных вечных наместниках", учреждавший вечные наместничества в государстве (новгородское, владимирское и др.) с соблюдением строгого старшинства одного наместника над другим и устанавливавший разделение между военной и гражданской властью; проект этот, однако, не был приведен в осуществление.

Ср. предисловие А. Валуева к "Разрядным книгам 1559—1602 гг." ("Симбирский Сборник", 1844); С. М. Соловьев, "О местничестве" ("Московский Сборник", 1847); А. И. Маркевич, "О местничестве" (1879); "Местнические дела 1563—1605 гг." (собраны и изданы Н. П. Лихачевым; отдельный оттиск из VI тома "Сборника Археологического Института", СПб., 1894).

Появление термина «местничество» неразрывно связано с польско-литовским законодательством, в котором одним из главных принципов являлось понятие наследственной передачи власти и занятие служебной должности в соответствии с иерархией рода. При этом, как утверждают историки, распределение было таким запутанным и сложным, что нередко возникали скандалы даже между самими родственниками. Чтобы утихомирить враждующих членов одной семьи, приходилось обращаться к царю, который решал вопрос при участии одного из чиновников из разрядного приказа.

Появлению местничества в истории предшествовали определенные события. Рюриковичи направились в столицу после потери власти над удельными княжествами. Там они намеревались занять хорошее положение при дворе. Вслед за ними прибыли из разных мест и бояре. Такая ситуация абсолютно не устроила представителей московской аристократии, которая была всегда на выгодных положениях возле самого князя. Никто не хотел уступать свои места, и система до определенного времени ограждала их от выдвинутых претензий со стороны более низких сословий.

По мнению историков, одной из главных причин появления местничества можно считать слабую привязанность знати к конкретным территориям, чего нельзя было сказать о западноевропейских аристократах.

В конце XV века начали отчетливо формироваться принципы функционирования государственного аппарата. Местничество постепенно приобретало большой влияние в разных сферах. Выбор должностного лица определялся исключительно семейным положением, с учетом родовитости и в зависимости от знатности. Не имели значения личные качества, способности, таланты. Кроме того, важными считались следующие критерии:

  • возраст — приоритет был у самого старшего брата или сестры;
  • способность показать себя на служебной должности (если кто-либо из семьи проявлял себя в армии с хорошей стороны, то мог получить более солидное место);
  • фамилия — если один из членов династии уже занимал престижное положение, то это давало возможность распределить другие лучшие места среди остальной родни.

При создании такой системы управление и контроль над государством стали абсолютно неэффективными. В России возникли сложности и постоянные распри, отсутствовало чувство общности и сплоченности для реализации каких-либо общих дел. Ярким примером тому можно считать Смутное время, период перехода боярской элиты на путь предательства.

Положительные и отрицательные стороны

Принятый механизм назначений позволил боярам пользоваться значимостью своих фамилий при занятии государственных должностей. Местничество в Древней Руси достигло своего расцвета в конце XV-начале XVI века. Чем лучше место было у предка в госаппарате, тем больше возможностей появлялось у представителей его рода.

В истории система толкуется неоднозначно. Ее введение, по мнению специалистов, сильно ослабляло возможности царя. С другой стороны, считалось, что местничество как раз стало эффективным оружием в царских руках, чтобы разобщить класс аристократии, который на тот момент был представлен:

  • татарскими царевичами;
  • беглыми литовскими боярами;
  • русскими князьями.

В попытках занять лучшие должности, особенно при распределении их среди воевод, армия сильно снижала свою боеспособность. Царь Иван Грозный стал первым, кто оценил потенциальную опасность всех последствий местничества. Именно по его приказанию в воинстве было запрещено оспаривать чины воевод во время военного похода.

Большинство историков все же сходится во мнении, что без местничества представители знати регулярно бы устраивали перевороты и междоусобицы, стараясь отвоевать себе место в государственном аппарате. Это могло бы очень негативно отражаться на обороноспособности и безопасности Руси. Таким образом, это был временный механизм защиты от внутренних войн и разногласий.

Историки выделяют и ряд других положительных сторон устоявшейся системы:

  • появилась возможность наладить и стабилизировать отношения между аристократическими слоями, так как занимаемые ими должности передавались по наследству;
  • исключались все конфликты и скандалы, связанные с делением людей по менталитету или национальному признаку;
  • появившаяся гарантия занятия высокого положения заранее стимулировала к старательному обучению и предварительному определению политики управления государством.

Кроме явных плюсов, по мнению других историков, есть и существенные недостатки введения на Руси местничества. Отменить его, несмотря на это, долго не хотели. Прежде всего, наблюдалось ухудшение кадровой политики, а принятые решения в большинстве своем были неэффективными и даже безграмотными. Отмечался застой в формировании системы, основанной на назначении должностей в соответствии с происхождением.

Причины отмены

Местничество ставило перед собой конкретную цель — распределить должности среди знати в соответствии с родовым положением. Это создавало определенные трудности, регулировать общественные отношения становилось все сложнее, а при формировании Боярской Думы существовали строгие ограничения. В нее имели право входить только избранные представители. Это превращало орган государственного управления в полную замкнутую систему.

В 1682 году при царе Федоре Алексеевиче был созван Земский Собор для решения вопросов о модернизации вооруженных сил, принадлежавших Московскому царству. На этот же год приходится и ликвидация местничества, что позволило сделать огромный шаг на пути демократизации и улучшить российские войска. Принятые изменения стали предвестниками знаменитых реформ Петра I. Суть указа сводилась к упразднению и искоренению принципа родовитости и знатности при устройстве на службу. Вместо этого должны были оцениваться в первую очередь личные заслуги и таланты.

Главными причинами отмены местничества стали:

  • потребность в организации более мобильной, адаптированной и эффективной административной структуры;
  • желание царского правительства привлечь на высокие должности действительно грамотных и талантливых людей.

Реформу также можно оценивать как продолжение уже начатой ранее московскими правителями политики (в частности, Михаилом Федоровичем), подразумевающей формирование полков так называемого нового строя. Все это подтверждало острую необходимость реформирования существующей, устаревшей системы формирования кадров. К власти должны были прийти действительно толковые руководители.

Одним из главных последствий Земского Собора стало принятие решения об отмене местников. Хотя первоначально он был посвящен совершенно другим вопросам: религиозным моментам, продолжению церковных преобразований, устройству епархий и внесению правок в Чиновную книгу.

Сегодня термин продолжает использоваться в разговорной, неофициальной речи. Местником называется чиновник, который, придя к власти, старается решать только узко ограниченные вопросы и проблемы местного характера, не задумываясь о важных общегосударственных делах.

Что такое местничество? Описание и определение понятия.
Местничество – на Руси в средние века так назывался порядок распределения служебных мест, когда принималось во внимание служебное положение и происхождение предков. Местничество способствовало монополизации князьями и боярами власти и мешало выдвижению поместного дворянства, невзирая на то, что именно поместное дворянство было опорой московских государей в укреплении и создании централизованного государства.

Рассмотрим, более детально, что значит местничество.

История появления местничества

Ме́стничество является системой распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

Местничество-280x210

К появлению местничества были некоторые исторические предпосылки. Образование государственного аппарата с конца пятнадцатого века производилось по принципу местничества, воспринятому в значительной степени из польско-литовского законодательства. Система местничества основывается на критериях знатности происхождения (чем выше были предки претендента, тем более высокий пост он мог занять в государственной иерархии). Эта практика боярство превращала в замкнутую корпорацию, подменяла сословными общесоциальные интересы. Кроме знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента в своем роде. Старшие в роду имели преимущество. Значение имели заслуги предков — сын боярина, который проявил себя на службе, имел перед своим же двоюродным братом приоритет, чей отец не прославил себя никаким образом. Даже бояре, которые приглашены к царскому столу, сидели соответственно со своими титулами. Между аристократами зачастую появлялись «местнические споры» — кто имеет право на должность, кто знатнее. Эти споры разрешал обычно сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

Система местничества в 1682 году отменялась приговором Земского Собора, для укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Недостатки и достоинства

111gres
Оценки местнической системы у историков обычно негативные, так как подбор служилых людей по знатности, а не по личным талантам и способностям, значительно ухудшал эффективность кадровых решений.

Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.

Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.

Суть местничества

Под этим определением следует понимать порядок служебных отношений, который в пятнадцатом и шестнадцатом веке сложился между родословными фамилиями в Московском государстве.

В период правления Ивана Грозного были осуществлены военные реформы, по этой причине достаточно весомо ограничили и местничество. Получение поста в армии 11es
предопределялось местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри фамилий бояр— взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Это считалось привилегией, поэтому понятное дело, что знать феодалов поступаться этим не хотела.

Следовательно, командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, так как на посты назначались не политическими соображениями, а местнической иерархией. В такой ситуации трудно было надеяться на успех. В силу этого, царь Иван Грозный приказал изменить этот порядок: «во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было».Видя в этом явную проблему, такое распоряженеии было своевременным. Но отменено местничество было решением Земского Собора лишь более сто лет спустя, 12 января 1682 года. И сделано это было с целью укрепить вооружённые силы при правлении царя Фёдора Алексеевича. Местнические книги были сожены в 1682 году по приказу этого русского царя.

333res

Местничество превращало бояр в закрытую корпорацию. Бояре, как правило, больше тратили времени и сил не на продвижение дел государя и государства, а на выяснение своего положения перед царём, в глазах друг друга. Например приглашённые к царскому столу бояре, сидели последовательно и соответственно своим титулам. И известно, что между этими аристократами давольно часто возникали «местнические споры» — допустим, кто знатнее или кто имеет право на ту или иную почетную должность. Возникающие споры приходилось решать, как правило, самому царю, привлекая для этого чиновников Разрядного приказа. Проходят века, а атмосфера в высших эшелонах власти остаётся неизменной.

3333es

Известно, что некоторые историки выступают за положительные моменты в проявлении местничества при дворе. В так называемую знать Русского государства входили старомосковские аристократы, княжеские роды из присоединённых русских земель, беглые литовско-русские князья и те, кто служили татарским царевичам. Понятно, что такое положение вещей соответственно не устраивало местную аристократию, которая привыкла к своему исключительному положению вокруг великого московского князя. Жители Москвы всячески пытались оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. По правде говоря в полной мере осуществить им это не удалось, однако со временем появляется система родовых счетов, а это способствовало установлению относительного равновесия среди семей, которые теперь входят в состав знати. Помимо этого такая система могла защитить их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия. Так например историк Дмитрий Володихин, считает что такое положение примеряло аристократию, и уберегало государство от тяжёлых междуусобных войн. А вот другой русский историк С.М. Соловьёв отметил, что ещё одной весомой причиной появления местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Так как у западной аристократии к их именам присоединялось название территории, а на Руси имена предков. Вот как историк это комментирует: «Каким был действительно главный интерес боярина на Руси, так это было выражено в его имени: к имени, полученному при рождении или на момент крещения, он прибавлял имена своих отца деда и прадеда, он носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб его роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества -родовой интерес господствует». Очевидна крайне запутанная и сложная система, которая постоянно приводила к частым спорам и распрям. Местничество само по себе делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Вот лишь один пример: во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Русь, е если бы не помощь из Нижнего Новгорода, то не было бы спасения. Конечно по этому вопросу спорят уже давно, но очевидны два момента: во-первых то, что царям было это невыгодно, так как не позволяло им контролировать власть в полной мере, но в то же время во-вторых это позволяло им ослаблять и разобщать аристократию. Истина, вероятно, где -то посередине. Даже спустя годы после отмены местничества не прекращались столкновения на почве родовой чести. С проявлением этого зла приходилось бороться и Петру I, который был вынужден часто напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», и он угрожал ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».

Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня

Конечно, ни одно государство не будет отказываться от рычагов управления и регулирования, так как важнее всего их умелое использование.

В настоящее время для управления государством характерны следующие способы:

  1. общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе законодательства, приходит на смену командному и оперативному воздействию;
  2. использование методов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
  3. введение лицензирования субъектов и их деятельности;
  4. установление порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
  5. налогообложение;
  6. введение стандартизации продукции, работ и услуг;
  7. поддержка и стимулирование предпринимательства;
  8. проведение надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве должны быть закреплены правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.

Для примера основных методов государственного управления и применения их на практике можно использовать Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. В этом положении указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством государства и подчинено непосредственно Правительству.

В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности – сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

  • обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
  • подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
  • содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
  • развитие разнообразных форм хозяйствования и пр. управление сегодня связано с работой профессионального персонала.

Перспективы улучшения государственного контроля

im4res

Соответственно важным и актуальным является регулирование государственной службы и борьба с коррупцией и бюрократией. Такое управление является целенаправленным воздействием, и рассчитано на получение результатов. Для того чтобы иметь управлению контроль, важна такая ориентация. Данное назначение является гарантией целостностной мощи страны. Наше государство в настоящее время переживает момент, когда разрабатывается новое направление развития, но усилия и действия по его реализации крайне неэффективны. Набирающие силу сепаратизм и местничество с одной стороны, потом дурные традиции “командовать сверху” – с другой, всё это усугубляют эти тенденции. Следствие таких проявлений – неизбежное ослабевание государственности. Вот почему контроль, является мощным средством в преодолении указанных выше кризисных явлений и соответственно способствует укреплению государства. Важно отметить, что государственный контроль нельзя назвать атрибутом лишь одного политического режима. Контроль всегда присущ любому государству, которое стремится обеспечить реализацию политики, законодательства, защиту интересов государства.

Контроль в нашей стране рассматривается как одна из основных функций государства.

во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;

в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;

в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;

в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Есть ли местничество сегодня?

Обсуждая перспективы улучшения государственного контроля, можно сделать логический вывод, что государственный контроль будет эффективным только тогда, когда в его системе начнут трудиться высококвалифицированные специалисты и его защитят мощной правовой основой. К тому же, вышеупомянутые формы и методы государственного управления станут более совершенными, если будут основываться на глубоком и систематическом изучении ситуации. По этой причине отметим, что сегодняшнее государственное управление имеет потребность не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .

Конечно, в силу современной демократизации общества, о проблемах российской экономики говорят открыто. В целом отмечают и непрозрачность, и местничество, и неэффективность судебной системы, но, увы, пока это только лишь разговоры.

Мы коротко рассмотрели местничество и его историю возникновения, суть, а также достоинства и недостатки.

Значение слова «Местничество» в Историческом словаре. Что такое местничество? Узнайте, что означает слово mestnichestvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Местничество

1. Местничество – — система распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве с XIV— XV вв. при их назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено а 1682 г. В современном значении М. — выдвижение на первый план узковедомственных интересов, наносящих ущерб общему делу, протекционизм.

2. Местничество - особый порядок назначения на государственные должности в зависимости от происхождения, знатности, когда то или иное положение в государственной иерархии рассматривалось как наследственное право . В случае нарушения этого права бояре вступали в споры, тяжбы, добивались безусловного следования традиции. Отменено в конце XVII в.

3. Местничество - порядок назначения должностных лиц на Руси по знатности рода. Ограничен Иваном Грозным, который заставил знатных бояр начинать службу не с высоких, а с низких должностей. Ликвидировано при Федоре Алексеевиче .

4. Местничество - система распределения служебных мест по знатности рода. Был ликвидирована в 1682 Федором Алексеевичем.

5. Местничество - система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве XIV - XVI вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков, приближенности к власти, часто без учета способностей, личных качеств. Местничество было отменено в 1682 г.

6. Местничество - система распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве с XIV - XV вв. при их назначении на воен., адм., придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Ограничено Иваном Грозным в период военных походов. Окончательно отменено в 1682 г.

7. Местничество – порядок служебных отношений боярских фамилий, установившийся в Московском государстве в XV в. под влиянием наплыва в Москву бывших удельных князей и их бояр из Руси и Литвы, вследствие чего явилась необходимость установить определенные отношения этих пришлых бояр к старому московскому боярству и друг к другу. Этот порядок был основан на "отчестве", т.е. на унаследованных от предков отношениях представителя известного рода к представителям других родов. Получая новое назначение по службе, каждый боярин заботился, чтобы не стать в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому, так как это бесчестило его род и являлось прецедентом для решения вопроса о служебных отношениях его потомков к потомкам других родов. От назначения, бесчестящего его род, боярин мог отказаться. Вследствие существования местничества московские боярские роды разместились в строго иерархическом порядке. Для решения вопроса о старшинстве рода справлялись в "разрядах", выискивая случаи, когда представители ссорящихся родов служили вместе. Представители одного и того же рода могли занимать служебное положение только сообразно генеалогическому старшинству, которое определялось на основании "родословца". Местничество порождало бесконечные челобитья о бесчестии и сильно затрудняло правительство при служебных назначениях, почему в некоторых случаях предписывалось "быть без мест". В к. 1681 комиссия выборных "для устроения и управления разного дела" подала царю Феодору Алексеевичу челобитную об уничтожении местничества. 12 янв. 1682 в собрании духовенства, думы и выборных придворных чинов обсуждался этот вопрос. Патриарх одобрил намерение царя, бояре также просили уничтожить " места ". Царь указал сжечь разрядные книги , в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. Таким образом, боярство легко отказалось от местничества, за которое стояло так крепко раньше. Объясняется это распадением старого боярства, представители которого к к. XVII в. или повымирали, или захудали. Новое же дворянство считало для себя более выгодным возможность повышения путем выслуги. С. Ю.

8. Местничество - порядок замещения должностей в зависимости от знатности, служебной карьеры феодала и его предков. Система действовала при назначении членов Государева двора на военную, административную и придворную службу, а также - при их размещении за великокняжеским (царским) столом и на придворных светских и церковных церемониях. Сложилась в XIV - середине XVI вв. Отменена в 1682 г. Местничеством называли и систему разрешения возникавших в связи с назначениями конфликтов.

9. Местничество – система феодальной иерархии в Русском государстве XV – XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную административную и придворную службу в зависимости от происхождения, служебного положения, личных заслуг и службы предков у московского князя. Отменено в 1682 г.

10. Местничество – система распределения служебных мест в Русском государстве. Складывалась с 14-15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682.

Местничество – система распределения должностей в России, которая просуществовала около 200 лет, с конца XV до конца XVII века. Служилые люди занимали какую-либо должность, например, воеводы, в зависимости не от личных своих заслуг, а от знатности своих предков. Этот порядок просуществовал до 1682 году.

История появления местничества

К моменту завершения феодальной раздробленности и освобождению от ордынского ига (конец XV века) знатные люди Русского государства имели различное происхождение. Среди них были бывшие удельные князья, татарские царевичи и московское боярство. Молодому государству требовалось создать систему замещения должностей, которая, с одной стороны, устраивала бы аристократию, а с другой – гарантировала бы государству внутренний порядок и отсутствие конфликтов между знатью. Такой системой стало местничество. Его оформление происходило в период с 1475 по 1556 год. К 1556 году была составлена разрядная книга (“Государев разряд”) за срок в 80 лет. Её использовали в местническом счёте.

Суть системы

Местничество было сложной и запутанной системой и относилось к сфере, которую сейчас можно назвать “кадровая политика власти”. В XVI веке при назначении человека на высшую должность учитывали не его личные качества, успешность прежней службы и какую-либо подготовку. Решающими критериями были:

Значение на службе боярского или княжеского семейства.

Генеалогическое положение боярина или князя в своей семье. Ведь на службе могли находиться его родственники. Например, в годы Смуты воеводами были родственники из семьи Шуйских – М. В. Скопин-Шуйский и Дмитрий Шуйский.

В результате, княжеский род Одоевских иерархически соотносится с родом Бутурлиных таким образом, что по своему ведомству они на службе стояли выше и получали преимущество. Однако, старшие представители рода Бутурлиных могли приблизиться к младшим представителям рода Одоевских. Фамильное значение представителя знати по отношению к чужой династии называлось “отечество”. Его приобретал один из представителей рода. С этого момента оно представляло собой наследственное достояние.

Порядок определения отечества действовал с математической точностью, его можно было высчитать по определённым правилам. Местнический счёт мог быть:

  • Согласно родословцу или по лествице, то есть простым.
  • По родословцу и по разрядам – росписям назначений на различные должности (придворные, воеводские).

Порядок по родословцу учитывал, что старший сын в иерархии занимал четвертое место после отца и двух его младших братьев. Своеобразной единицей счёта в этой системе было “место” – положение в родословной относительно общего предка. На практике местничество особенно хорошо заметно при назначении воевод во время похода. Войско, как правило, делилось на полки: большой, правый, левый, передовой, сторожевой. Должности командующих распределялись согласно установленной иерархии. То есть, первое место оставалось за первым воеводой большого полка, а четвёртое – за первым воеводой полка левой руки.

Влияние на государственные дела

Подобная запутанная систем усложняла кадровую политику, особенно, в военное время. При составлении полковых росписей начинались жалобы друг на друга. Следовательно, власть в лице царя Ивана IV и Боярской Думы начала наводить порядок. В 1550 году, накануне похода на Казань, ряд должностей командиров полков оказались исключены из местнического счёта.

Основные проблемы системы

Сам замысел местничества был консервативным и аристократическим. Оно устанавливало порядок наследования служебных отношений среди аристократических родов. Конкретная должность была не столь важна, просто более знатный боярин следил в каждом конкретном случае, чтобы представитель другого рода стоял ниже в служебной иерархии. Местничество также исключало соперничество на службе. Однако, у неё был недостаток. Породистый и бестолковый боярин при такой системе мог оказаться выше способного.

Отмена местничества

Отмена местничества происходила в период с ноября 1681 по январь 1682 года при молодом царе Фёдора Алексеевиче. Поводом была военная реформа, а причиной – военные неудачи из-за устаревшей системы назначения на должности. Местнические книги были сожжены. Этот шаг означал невозможность возвращения к прежней системе.

Читайте также: