Какую бы профессию в своей жизни вы не избрали словари во что бы то

Опубликовано: 14.05.2024

Отрицательные частицы.
Различение не ни
Цель урока: закрепить сведения об употреблении и написании частиц не ни; отработка умения различать и употреблять отрицательные частицы.
Работа по развитию речи: конструирование предложений; определение основной мысли высказывания. Повторение: написание частицы не с различными частями речи.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись слов в словарик.
пиши ни в усилительных оборотах, имеющих обобщающий характер, входящих в состав сложного предложения: что ни кто ни куда ни где ни сколько ни
III. Придумайте предложения с сочетаниями где только не бывал, где ни бывал; кто не читал, кто ни читал; кто не смотрел, кто ни смотрел.
IV. Объяснительный диктант.
В сорок втором году, несмотря на жестокие обстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах не было ни одного стекла: они были выбиты при бомбежке. Одно окно было затянуто одеялом, и в класс едва проникал неяркий свет. Ребята, не имеющие возможности ни обогреться, ни поесть досыта, выводили формулы, писали диктанты.
Как ни старались фашисты, они не смогли сломить духа ленинградцев.
V. Диктант «Проверь себя».
Учитель читает текст. Определяется его основная мысль. Школьники называют известные им словари, говорят об их назначении. Затем текст записывается.
О СЛОВАРЯХ
Какую бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во что бы то ни стало должны стать вашими постоянными помощниками. Ведь ни одна книга не несет в себе столько новых сведений, как словари. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства. Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.
А какие словари вам известны?
Домашнее задание: упр. 392; выучить слова из словарика.

Различение не ни
(продолжение темы)
Цель урока: закрепление сведений об отрицательных частицах; формирование умения правильно писать не ни. Работа по развитию речи: конструирование предложений. Повторение: написание не с различными частями речи.
I. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из упр. 392, а также ряд слов из ученического словарика, записанных на предыдущих уроках: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря.
С любыми двумя словосочетаниями учащиеся должны придумать и записать предложения.
II. Запишите предложения, объяснив, почему наличие союзов а, но не обеспечивает раздельного написания не.
1) Материал недорогой, но красивый. 2) Пруд неглубокий, а рыбный. 3) Река неширокая, но глубокая. 4) Книга небольшая, а интересная.
Приведите и запишите два примера, когда указанные союзы обеспечивают раздельное написание не с именами прилагательными.
III. Запишите предложения, объяснив написание не и ни.
1) Не раз говорил мне отец о своем желании поехать в город. 2) Я ни разу не был в горах. 3) Что бы вы ни делали, делайте добросовестно.
IV. Диктант «Проверь себя».
Где только не бывали наши спортсмены, завоевывая трудные медали победы! В каких только широтах не звучал наш гимн в честь победителей! Но сколько бы мы ни узнавали новых имен, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной не может не вызывать у нас чувства уважения и восхищения. Никто другой не смог завоевать столько олимпийских медалей. Сколько бы ни писали о ней журналисты, каждый раз хочется узнать что-то новое из спортивной биографии Ирины. Не можем не верить, что скоро мы узнаем новых чемпионов фигурного катания, а среди них воспитанников тренера Родниной.
(Из газет.)
Домашнее задание: упр. 391.

Приставка не- и частица не с различными частями речи
Цель урока: закрепление правила написания не с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание не, выделение значимых частей слова).
Работа по развитию речи: конструирование предложений по схемам.
Повторение: написание не с различными частями речи; знаки препинания при причастном обороте.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись в словарь слов ориентир, ориентироваться, впечатление. С этими словами устно составляются словосочетания.
III. Запись данных слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Обозначьте часть речи и часть слова с орфограммой.
Расписка, столпиться, увлекаться, отразить, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, напряженный, наслаждение, речонка, обнажать.
IV. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
V. Тренировочные упражнения.
1. Прослушайте четверостишие.
Не с глаголами не дружит И частицей только служит: Не пошел, не взял, не пел Вот у не как много дел.
Есть ли в нем условие, обозначающее написание не с глаголами?
(В четверостишии указывается на то, что не в написании с глаголом является частицей.)
Запишите глаголы с не. Приведите примеры, где не с глаголами пишется слитно. Чем в таком случае будет не? (Частью корня или приставкой, а может быть и частью приставки. Например: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть и т.д.)
Какое значение придает эта частица глаголам? (Отрицательное.)
Всегда ли частица не выражает отрицание? (Нет, например: не мог не вспомнить, не мог не сориентироваться, не мог не приехать.)
2. Определите, чем является не в следующих словах. Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал недавно.
Вывод: не может быть приставкой, частью приставки, частицей, частью корня.
Учащиеся должны твердо усвоить, что главное условие правильного выбора написания не определение части речи. Только после этого можно применять правило о написании не, то есть определение того, чем она является: если приставкой пишется слитно, частью корня слитно, частицей раздельно.
3. Запись под диктовку с объяснением, почему наличие союза а не обеспечивает раздельного написания прилагательных с не.
Небольшая, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.
Приведите и запишите 3 примера, где союз а (но) обеспечивает раздельное написание не с прилагательными.
4. Придумайте и запишите по 3 слова различных частей речи, чтобы не было приставкой, частицей, частью корня, частью приставки. Укажите часть речи. Например: не приставка: говорил неправду (сущ.), книга неинтересная (прил.), ушел недалеко (нареч.); не часть корня: негодовать (глаг.), невежество (сущ.), нехотя (нареч.); не частица: не прикасаешься (глаг.), не пререкаясь (дееприч.), не пять человек (числ.); не часть приставки: недосыпать (глаг.), недобор (сущ.).
Вывод о написании не с существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями.
Домашнее задание: упр. 344; повторить слова из словарика, записанные при изучении темы «Частицы».
15

Цель урока: познакомить учащихся с порядком разбора частиц; формировать умение определять грамматические признаки частиц. Работа по развитию речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему (рассказ о смысловых частицах); развитие языкового кругозора за счет знакомства с этимологией слова.

Повторение: морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола.

1. К доске вызываются три ученика. В три столбика из домашнего упражнения выписываются слова с орфограммой-дефисом

в местоимениях в наречиях в прилагательных

2. В это время у доски ученик рассказывает о частицах по плану.

3. Проверка выполнения упр. 381 проводится путем диктанта, состоящего из слов данного упражнения. В него также включаются слова из словарика: юннат, блокада, старательно, все-таки, вряд ли, едва ли, вариант, будущий, следующий.

II. Разбор морфологически (по рядам) слов деревьев, замазывали, знаменитых (садов).

I V . Закрепление материала.

1. Упр. 383 (морфологический разбор частиц).

2. История выражения. Учитель читает текст.

И з ж и з н и с л о в

Заметать за собой следы, подобно тому, как делают некоторые рыбы, когда, спасаясь от преследования, поднимают ударами плавников и хвоста облачка песка или ила, ослепляющие врага. Вот поэтому выражение «мутить воду» означает то же, что и «хитрить», «сбивать с толку окружающих».

(Э. В а р т а н ь я н.)

— Придумайте предложения с данным выражением.

Из текста выпишите частицы, сделайте их морфологический разбор.

V . Комментированное письмо.

Учащиеся записывают предложения, определяют значения частиц.

1) Внизу огни дозорные лишь на мосту горят. 2) Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? 3) Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 4) Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие.

(М. Л е р м о н т о в.)

Домашнее задание: упр. 384; разобрать морфологически две частицы.

У р о к 138. Отрицательные частицы

Цель урока: дать понятие о роли отрицательной частицы не ; формирование умения определять смысловое значение частицы не , писать не с различными частями речи.

Работа по развитию речи: конструирование предложений, обогащение речи учащихся словами-синонимами

Повторение: написание не с прилагательными, местоимениями, глаголами, деепричастиями; знаки препинания при прямой речи.

1. Запись в словарик слов дисциплина, не раз (много раз), ни разу (никогда), не один (много), ни один (никто).

далеко не. в этих сочетаниях не пишется раздельно с

вовсе не. прилагательными, причастиями, наречиями

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 384 проверяется фронтально.

Отвечающим даются дополнительные вопросы:

— Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница? Назовите разряды частиц, для чего служат формообразующие частицы? В каких стилях речи они употребляются? Приведите примеры.

III. Словарно-орфографическая диктовка.

Не знал ничего, ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был.

I V . Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается сравнить предложения: Я был в школе. Я не был в школе. Я был не в школе. Не бывать этому! Анализируя их, семиклассники делают вывод о том, что частица не может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Сообщаем школьникам, что частица не может придавать предложению и утвердительный смысл. Например: Я не мог не быть в школе (учащиеся записывают его в тетради). В нем две частицы не . Одна из них стоит перед глаголом мочь , вторая — перед неопределенной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.

V . Закрепление материала проводится путем выполнения следующих упражнений.

1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не . Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.

1) Я забыл (не помню) его фамилию. 2) Дождь шел (не переставал) всю ночь.

(Школьники делают вывод о том, что частица не придает предложению отрицательный смысл.)

2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел.— Не дождавшись брата, я ушел.

1) Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. 2) Стена не застал товарища и возвратился к себе.

Объясните графически пунктуацию предложений.

3. Упр. 386 (устно).

4. Учитель сообщает учащимся, что в восклицательных и вопросительных предложениях обобщающего характера пишется частица не .

Часто в таких предложениях употребляется слово только : Кто не знает русского балета! (Все знают.) Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали.)

5. Предупредительный диктант.

1) В каких только углах не побывал я за эти годы! (Г. Федосеев.) 2) Широта его интересов не могла не изумлять меня. 3) Собеседник не мог не согласиться с моим мнением. 4) С кем только не состязались наши спортсмены! 5) Кто не знает стихов Пушкина! 6) И какой же русский не любит быстрой езды. (Н. Гоголь.) 7) Кто не знаком с вестником тепла — деревенской ласточкой! (Е. Спангенберг.) 8) Где наша не пропадала! (Поговорка.)

Домашнее задание: § 67 (с. 175—176); упр. 385; составить с записанными в словарик словами словосочетания.

У р о к 139. Отрицательные частицы

Цель урока: расширить сведения об отрицательных частицах; познакомить школьников со значением частицы ни ; формирование умения осознавать значение и употребление частицы ни .

Работа по развитию речи: конструирование предложений.

Повторение: не с причастиями, прилагательными, наречиями.

I. Запись в словари: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

ни жив ни мертв устойчивые сочетания, которые

ни стать ни сесть пишутся с ни и не разделяются

ни свет ни заря запятыми

ни рыба ни мясо

ни пуха ни пера

II . Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают предложения упр. 385, в которых не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; объясняют условия выбора слитного и раздельного написания на месте скобок.

III . Словарно-орфографическая диктовка.

Вовсе не интересный фильм; неинтересный рассказ; отнюдь не весело; было невесело; далеко не случайный ответ; неслучайный ответ; нераспечатанный пакет; еще не оттаявшая земля; необдуманное решение.

I V . Объяснение нового материала.

Работа с правилом о значении частицы ни (с. 140). Анализ предложений параграфа дает возможность выявить функции этой частицы — выражает отрицание в предложениях без подлежащего с дополнением в родительном падеже ( Кругом ни деревца ); усиливает отрицание ( Я не слышал ни звука ); придает обобщающее значение местоимениям и наречиям, с помощью которых простое предложение присоединяется к другому в сложном.

Говоря об усилении отрицания частицей ни , школьникам можно дать правило-помощник: если опустить частицу ни , смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления (в отличие от частицы не , которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл). Ср.: У меня не было ни минуты свободного времени.— У меня не было минуты свободного времени.

При анализе примеров параграфа надо обратить внимание учащихся на то, что в предложениях может отсутствовать слово-отрицание, но оно ясно подразумевается. Ср.: Кругом нет ни деревца.— Кругом ни деревца.

Частицу ни можно опустить в предложении, если она придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям ( где ни, куда ни, кто ни, что ни, сколько ни и т. д.). С их помощью простое предложение присоединяется к сложному. Ср.: Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. (Книга нравилась всем, кто ее читал.) — Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать.

V . Закрепление материала.

1. Устно выполняется упр. 388. Указывается значение частицы ни, объясняется ее написание.

2. Комментированное письмо.

1. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К. Паустовский.) 2. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки. (Н. Рыленков.) 3. Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. (К. Паустовский.) 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица.) 5. Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К. Паустовский.) 6. Путешественники не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.

3. Закончите предложения.

I. 1. Кто ни прочитает эту книгу, …

2. Кто не прочитает эту книгу, …

II. 1. Когда ни придешь к подруге (другу), …

2. Когда не придешь к подруге (другу), …

4. Составьте предложения.

Домашнее задание: упр. 390; § 67.

У р о к 140. Различение не — ни

Цель урока: закрепить сведения об употреблении и написании частиц не — ни ; отработка умения различать и употреблять отрицательные частицы.

Работа по развитию речи: конструирование предложений; определение основной мысли высказывания.

Повторение: написание частицы не с различными частями речи.

I . Проверка домашнего задания.

II . Запись слов в словарик.

что ни пиши ни в усилительных оборотах, имеющих

кто ни обобщающий характер, входящих в состав

куда ни сложного предложения

III. Придумайте предложения с сочетаниями где только не бывал, где ни бывал; кто не читал, кто ни читал; кто не смотрел, кто ни смотрел.

I V . Объяснительный диктант.

В сорок втором году, несмотря на жестокие обстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах не было ни одного стекла: они были выбиты при бомбежке. Одно окно было затянуто одеялом, и в класс едва проникал не яркий свет. Ребята, не имеющие возможности ни обогреться, ни поесть досыта, выводили формулы, писали диктанты.

Как ни старались фашисты, они не смогли сломить духа ленинградцев

V . Диктант «Проверь себя».

Учитель читает текст. Определяется его основная мысль. Школьники называют известные им словари, говорят об их назначении. Затем текст записывается.

Какую бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во что бы то ни стало должны стать вашими постоянными помощниками. Ведь ни одна книга не несет в себе столько новых сведений, как словари. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства. Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

А какие словари вам известны?

Домашнее задание: упр. 392; выучить слова из словарика.

У р о к 141. Различение не — ни

Цель урока: закрепление сведений об отрицательных частицах; формирование умения правильно писать не — ни .

Работа по развитию речи : конструирование предложений.

Повторение: написание не с различными частями речи.

I . Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из упр. 392, а также ряд слов из ученического словарика, записанных на предыдущих уроках: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря.

С любыми двумя словосочетаниями учащиеся должны придумать и записать предложения.

II. Запишите предложения, объяснив, почему наличие союзов а, но не обеспечивает раздельного написания не .

1) Материал недорогой, но красивый. 2) Пруд неглубокий, а рыбный. 3) Река неширокая, но глубокая. 4) Книга небольшая, а интересная.

Приведите и запишите два примера, когда указанные союзы обеспечивают раздельное написание не с именами прилагательными.

III. Запишите предложения, объяснив написание не и ни .

1) Не раз говорил мне отец о своем желании поехать в город. 2) Я ни разу не был в горах. 3) Что бы вы ни делали, делайте добросовестно.

I V . Диктант «Проверь себя».

Где только не бывали наши спортсмены, завоевывая трудные медали победы! В каких только широтах не звучал наш гимн в честь победителей! Но сколько бы мы ни узнавали новых имен, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной не может не вызывать у нас чувства уважения и восхищения. Никто другой не смог завоевать столько олимпийских медалей. Сколько бы ни писали о ней журналисты, каждый раз хочется узнать что-то новое из спортивной биографии Ирины. Не можем не верить, что скоро мы узнаем новых чемпионов фигурного катания, а среди них — воспитанников тренера Родниной.

Какую бы профессию в своей жизни вы (н…)избрали, словари (во)что(бы)то(ни)стало должны стать вашими постоянными помощниками.

Ведь (н…)одна книга (н…)несёт в себе столько новых сведений, как словари.

Составьте и запишите предложения : Где не Где ни Допишите предложения : Пруд нешорокий, а Пруд не широкий, а Закончите предложения : Когда не придёшь к подруге, Когда ни придёшь к подруге,.

Какую бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во чтобы то ни стало должны стать вашими постоянными помощниками.

Ведь ни одна книга не несёт в себе столько новых сведений, как словари.

Пруд неширокий, а глубокий.

Пруд не широкий, а узкий.

Когда ни придешь к подруге, никогда ее нет.

Когда не придешь к подруге, она обижается.

Предложение с фразеологизмом пруд пруди?

Предложение с фразеологизмом пруд пруди.

Составьте и запишите предложения?

Составьте и запишите предложения.

1. Где ни______ 2.

Где не______ Допишите предложения.

Пруд не широкий, а_____ Пруд неширокий , а _____.

Какую бы профессию в своей жизни вы н?

Какую бы профессию в своей жизни вы н.

Избрали, словари во что бы то н.

Стало должны стать вашими постоянными помощниками.

Одна книга не несёт в себе столько новых сведений, как словари.

Только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства.

Оказать влияния на расширение вашего кругозора.

И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

Куда не пойдёшь, всё равно не придёшь иликуда ни пойдёшь, всё равно не придёшь?

Куда не пойдёшь, всё равно не придёшь или

куда ни пойдёшь, всё равно не придёшь.

1) Закончите предложение : Кто ни прочитает эту книгу, Кто не прочитает эту книгу, 2) Составьте и запешите предложения : Куда не Куда ни 3)Допишите предложения : Материал не дорогой, а Материал недоро?

1) Закончите предложение : Кто ни прочитает эту книгу, Кто не прочитает эту книгу, 2) Составьте и запешите предложения : Куда не Куда ни 3)Допишите предложения : Материал не дорогой, а Материал недорогой, а.

Составьте предложения со словами Стал - сталь, пруты - пруды?

Составьте предложения со словами Стал - сталь, пруты - пруды.

Составить предложение из слов : словарь, помощник, при, лучший, письме?

Составить предложение из слов : словарь, помощник, при, лучший, письме.

Закончить предложение?

Словарь, где можно посмотреть произношение слов называется .

Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках?

Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках.

Как при этом изменяется смысл предложения?

Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.

Придумайте предложение с фразеологизмом пруд пруди?

Придумайте предложение с фразеологизмом пруд пруди.

Вопрос Какую бы профессию в своей жизни вы (н…)избрали, словари (во)что(бы)то(ни)стало должны стать вашими постоянными помощниками?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Разряд этих прилагательных - качественный. Красив, добр, далек, близок, свеж, просторен, широк. Красива, красивы, красиво Добра, добры, добро Далека, далеки, далеко Близка, близки, близко Свежа, свежи, свежо Просторна, просторны, просторно Широка, ..

ЕжевиЧНика, земляниЧНика, земляниЧНое, привыЧНое, непривыЧНое, ежевиЧНое. КрышеЧКой, крышеЧКа с шишеЧКой, шишеЧКа с дыроЧКой, а дыроЧКе 1). Крышечкой, крышечка 2). Шишечкой, шишечка. 3). Дырочкой, дырочке.

Ответ : В домишке мещанина.

Ответ : в домишке мещанина.

Пропущены слова "друг другу", под буквой Д) они стоят в необычном порядке - "другу друг". А)друг другу повторив, что это лишь обряд. Б)все пустыни друг другу от века родны. В)дворяне - все родня друг другу. Г)друг другу нам нельзя помочь Д)Икажды..

Выяснилось от выясниться с помощью суффикса Л - суффиксальный способ.

Выяснилось - выяснить - суффиксиальный способ.

В оболочке заготавливает запас белков и жиров для образования . В земле оболочка размягчается от . Росток выбирается наружную из оболочки, которая стала для него тесной тюрьмой. И да, я делала троеточие потому что там слова были не полные, и я их ..

Подлежащее. Потому что остальные слова - части речи, а это слово часть предложения.

несёт в себе столько новых сведений, как словари. Они н.. только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства.

Словари н.. могут н.. оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

По порядку: не, ни, ни, не, не, не,

Другие вопросы из категории

1)1,2,3; 2)1,2;
3)1,2,3,4;
4)2,3

калиф на час , бить баклуши , работать не покаладая рук , капли в рот не брать, не гнаться за длинным рублём , потерпеть фиаско , вернуться на круги своя , суета сует.

Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несет в себе столько сведений, как они.

пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Есть де­та­ли,(1) ко­то­рые за­по­ми­на­ют­ся на всю жизнь. И не толь­ко за­по­ми­на­ют­ся. Ма­лень­кие,(2) как будто не­зна­чи­тель­ные,(3) они въеда­ют­ся,(4) впи­ты­ва­ют­ся как-то в тебя,(5) на­чи­на­ют про­рас­тать,(6) вы­рас­та­ют во что-то боль­шое,(7) зна­чи­тель­ное,(8) вби­ра­ют в себя всю сущ­ность про­ис­хо­дя­ще­го, (9) ста­но­вят­ся как бы сим­во­лом.

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Еще в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени. (4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое. (8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несется во весь опор к самолету, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и теплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться! (12)Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним. (14)0днажды летним утром пожилой человек в железных очках принес ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке. — (15)Ну, в добрый час, — сказал старый мастер. (16)Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж. (17)Добравпшсь до койки, он повалился на нее грудью, не имея сил даже повернуться на спину. — (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, бормотал Алексей. (19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперед, по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днем удлиняя путь. (20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!» . (22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своем истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует ее всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешел эту черту и теперь легко, без напряжения дожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. (25)Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал.

жизнь. Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. Трудно. По традиции, надо бы начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. Допустим, поломав голову, вы все же справитесь с задачей и составите список. Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда «действительным»? Наверное, нет. Жизнь готовит нам много неожиданного. Могут происходить такие сближения и отталкивания, которые не раз переиначат все наши построения. Иногда достаточно появиться одному человеку, чтобы все остальные — пусть на время — отступили на задний план. Всё может произойти. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь. Мать — вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей — профессиональных, дружеских и тому подобное. И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека. Мать создает новые жизни и тем самым передает эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями. Она, можно сказать, источник возобновляемых сил природы. Случайно ли, что ребенок, еще не умеющий говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовано самими детьми еще на стадии лепета удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском. Но если даже оно звучит и по-другому, все равно в нём чаще всего есть опорный открытый звук «а». Тот же звук доминирует в ласковых напевах колыбельной песни — «Баю-баюшки-баю». Очевидно, мать инстинктивно чувствует, как лучше, естественнее обратиться ей к ребенку, чтобы перелить в него свои любовь и нежность. Материнство — это жизнетворчество, это миссия от рождения данная женщине! Мать находит себя — должна находить! — в беззаветной посвященности детям. А дети отвечают ей — должны отвечать! — любовью, вниманием, заботой. Это идеал, истинная «норма», в которой воплощается замысел природы и общества, их гармония.

1. Повторить сведения об отрицательных частицах и закрепить умение различать и правильно писать частицы не, ни.

2. Воспитывать стремление к самосовершенствованию культуры речевого общения.

3. Формировать умение анализировать, сравнивать.

Оборудование:

1. Карточки с заданиями разных уровней.

2. Выставка словарей

Мобилизация на урок.

Когда Ваня пришёл домой, то увидел на столе записку, оставленную сестрой Верой. «Сегодня у Наташи не буду. Как к ней ни придёшь, она недовольна. Сходи ты». «Наверно, девчонки поссорились»,- подумал Ваня. Но, навестив заболевшую одноклассницу, мальчик узнал, что никакой ссоры между Верой и Наташей не было.

Подумайте и скажите, в чём состояла ошибка Веры.

Наташа сердится, когда её не навещают. Следовательно, Вера неправильно употребила частицу перед глаголом придёшь.

Чтобы избежать подобных ошибок, определим цели урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и проговаривание детьми целей урока по опорным словам, записанным на доске:

совершенствовать

  • Повторить сведения об отрицательных частицах.
  • Закрепить умение различать и правильно писать частицы не, ни.
  • Совершенствовать свою речевую культуру.

2. Опрос.

Два ученика записывают предложения на доске для подтверждения теоретического материала параграфа 152. Один ученик за доской готовит защиту домашнего задания: упражнение 414. Два ученика выполняют работу над ошибками по карточкам «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Но только ли в придаточных предложениях употребляется частица ни и как её отличить от частицы не? Об этом нам расскажут учащиеся(работа в паре).

Класс слушает сообщения двух учеников и готовит рецензию по плану:

1. Обо всём сказано? Что опущено?

2. Всё правильно? Есть ли неточность, ошибки?

3. Всё ли было последовательно?

4. Насколько удачно примеры иллюстрировали теоретические положения?

5. Разъяснились ли приведённые примеры? Насколько точно и понятно?

Рецензия в форме устного высказывания.

Выборочная проверка домашнего упражнения.

Защита проводится одним учеником.

Домашнее задание (дифференцированное) к следующему уроку.

Составить предложения с фразеологизмами, в которых употребляются частицы не – ни или составить текст с такими фразеологизмами.

3. Самостоятельная работа с текстом по группам. Задания разноуровневые.

Какую бы профессию в своей жизни вы н.. избрали, словари во что бы то н.. стало должны стать вашими постоянными помощниками. Ведь н.. одна книга не несёт в себе столько новых сведений, как словари. Они н.. только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства.

Словари н.. могут н.. оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

Основной уровень

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Укажите отрицательные частицы

Продвинутый уровень

  • Определите типы предложений.
  • Вставьте пропущенные буквы.Объясните их написание.

Высокий уровень

  • Определите стиль и тип речи.
  • Определите структуру текста.
  • Как вы думаете, связано ли строение предложения с употреблением частицы ни?

4. Анализ текста по плану:

1) цель высказывания

2) сфера применения

3) средства языка, характерные для стиля

К какому стилю речи относится сообщение учащейся?

Вывод: для публицистического стиля характерны сложные синтаксические конструкции. Частица ни в придаточном предложении находится перед глаголом и придаёт слову в данном тексте оттенок эмоциональности. Частица не, употреблённая в предложении Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора имеет значение усилительного утверждения.

Следовательно, отрицательные частицы необходимы в нашей речи и надо умело ими пользоваться, так как благодаря им наша речь становится выразительнее.

5.Словарно-лексическая работа

Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная публицистика.

6. Сообшение учащегося о толковых словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля с демонстрацией их.

Примечательно, что в четвёртом издании словаря С.И. Ожегова дана подробная характеристика частицам не и ни на страницах 400 и 416.

Читайте также: