Кем освобождается от должности генеральный прокурор рк

Опубликовано: 13.05.2024

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.

Информация об изменениях:

Статья 15.1 дополнена пунктом 1.1 с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

1.1. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, продлению их полномочий, а также кандидатур на должности иных прокуроров см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2020 г. N 656

Информация об изменениях:

Статья 15.1 дополнена пунктом 1.2 с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

1.2. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

3. Иные прокуроры - прокурорские работники, претендующие на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров, либо замещающие такую должность, за исключением прокурорских работников, указанных в статьях 12, 12.1 и пункте 1.1 статьи 15 настоящего Федерального закона. Иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации , приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий).

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора или иного прокурора и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

1 июля 2020, 09:00

Конституция Российской Федерации

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Конституционный совет Республики Казахстан

Конституционный Совет Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики. Конституционный Совет состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

  • решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
  • рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;
  • рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан принятые Парламентом и его Палатами постановления;
  • рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;
  • дает официальное толкование норм Конституции;
  • дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

Кроме того, Конституционный Совет в соответствии с:

  • пунктом 2 статьи 72 Конституции рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции;
  • подпунктом 6) статьи 53 Конституции по результатам обобщения практики конституционного производства ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности в Республике.

Председатель - Мами Кайрат Абдразакулы

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

Прокуратура - единая централизованная и независимая от других государственных органов должностных лиц система, подотчетная лишь Президенту Республики Казахстан. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, и приравненные к ним (прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан, главные военная и транспортная прокуратуры), районные и приравненные к ним городские, межрайонные, а также специализированные прокуратуры (военные, природоохранные, транспортные, прокуратуры специальных объектов).

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом РК с согласия Сената Парламента сроком на 5 лет.

Генеральный Прокурор - Нурдаулетов Гизат Дауренбекович

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) является высшим органом государственного аудита и финансового контроля, осуществляющим в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» внешний государственный аудит и финансовый контроль, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Миссией Счетного комитета является укрепление финансовой дисциплины, повышение эффективности использования государственных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях обеспечения экономической стабильности в Республике Казахстан.

Задачи Счетного комитета - анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.

Структуру Счетного комитета образуют Председатель Счетного комитета, члены и аппарат Счетного комитета.

Председатель - Годунова Наталья Николаевна

Верховный суд Республики Казахстан

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд состоит из Председателя и судей.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

В Верховном Суде создаются судебные коллегии и специализированные составы.

Органами Верховного Суда являются:

  • пленарное и расширенное пленарное заседания;
  • судебная коллегия по гражданским делам;
  • судебная коллегия по уголовным делам;
  • специализированная судебная коллегия.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда.

При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган.

При Верховном Суде функционирует Академия правосудия.

Председатель - Асанов Жакип Кажманович


Контакты

Администрация Президента Республики Казахстан

Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, формируемым Президентом Республики Казахстан, непосредственно ему подчиненным и подотчетным.

Миссией Администрации является качественное и своевременное информационно-аналитическое, правовое, протокольно-организационное, документационное и иное обеспечение деятельности Президента.

Основными задачами Администрации являются:

  1. обеспечение реализации полномочий Президента:
  • в области внешней политики;
  • в области социально-экономической и иных направлений внутренней политики;
  • в области обороноспособности и безопасности государства;
  • в области правовой политики, законности и правопорядка;
  • в области кадровой политики;
  • в отношении Парламента Республики Казахстан;
  • в отношении Правительства Республики Казахстан и центральных исполнительных органов;
  • в отношении Конституционного Совета Республики Казахстан;
  • в отношении судов и судей;
  • в отношении Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
  • в отношении местных представительных и исполнительных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы и в сфере региональной политики;
  • в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных.
  1. обеспечение деятельности Государственного секретаря Республики Казахстан, Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета и консультативно-совещательных органов при Президенте;
  2. иные задачи, установленные законодательством Республики Казахстан и/или определяемые Президентом.

Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан - Кошанов Ерлан Жаканович

Контакты

Адрес: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, Мәңгілік Ел, 6, Дом Правительства
Для обращений физических и юридических лиц: 8 (7172) 74-55-24
По служебной корреспонденции: 8 (7172) 74-51-94
Официальный сайт: www.akorda.kz/

Виртуальная приемная Президента Республики Казахстан: www.vqb.gov.kz/ru

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере государственной службы, оценку и государственный контроль за качеством оказания государственных услуг.

Агентство имеет территориальные органы в областях, городах республиканского значения, столице. В ведении Агентства находятся 2 организации:

  1. Акционерное общество «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы».
  2. Республиканское государственное казенное предприятие «Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан».

Миссия Агентства: реализация единой государственной политики в сферах государственной службы, оценки качества оказания государственных услуг, за исключением государственных услуг, оказываемых в электронной форме, и государственного контроля за качеством оказания государственных услуг.

Основными задачами Агентства являются:

  • разработка и реализация государственной политики в сферах государственной службы, оценки качества оказания государственных услуг, за исключением государственных услуг, оказываемых в электронной форме, и государственного контроля за качеством оказания государственных услуг;
  • координация деятельности государственных органов, организаций в вопросах соблюдения законодательства о государственной службе и о государственных услугах.

Председатель - Жаилганова Анар Нуралыкызы

Контакты

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции

Агентство по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) является государственным органом по противодействию коррупции, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Агентство призвано усилить борьбу с коррупцией и повысить эффективность ее превенции.

Председатель Агентства по противодействию коррупции назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан, он имеет трех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей по его представлению Президентом Республики Казахстан.

Агентство имеет территориальные органы в областях, городах республиканского значения, и столице.

Председатель - Ахметжанов Марат Муратович

Контакты

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

Агентство является государственным органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и развитию финансового рынка, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции.

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка определено правопреемником прав и обязательств НБРК в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.

Задачи Агентства:

1) регулирование и развитие финансового рынка, в том числе установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения;

5) иные задачи в соответствии с Законом «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее - Закон), другими законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Председатель - Абылкасымова Мадина Ерасыловна

Контакты

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, а также государственный контроль и лицензирование деятельности в сфере товарных бирж.

Миссия Агентства: создание равных условий субъектам рынка путем защиты и развития конкуренции, ограничения монополистической деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции.

  1. повышение экономической эффективности и конкурентоспособности субъектов рынка;
  2. содействие развитию добросовестной конкуренции;
  3. предупреждение, выявление и расследование, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;
  4. регулирование экономической концентрации;
  5. демонополизация субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию.

Председатель - Жумангарин Серик Макашевич

Контакты

Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

Агентство по стратегическому планированию и реформам - центральное звено в системе государственного планирования. Агентство осуществляет руководство в области стратегического планирования, государственной статистической деятельности, проведения реформ.

Цель Агентства - разработка эффективных реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности страны и благосостояния народа. Агентство разрабатывает государственную политику в сфере стратегического планирования, проводит мониторинг и оценку реализации стратегических планов развития, является центральным органом, ответственным за разработку новой системы государственного управления.

Через входящее в его состав Бюро национальной статистики, Агентство выполняет также функцию формирования и реализации государственной политики в области статистики.

Агентство по стратегическому планированию и реформам непосредственно подчинено и подотчетно Президенту Республики Казахстан.

Председатель - Келимбетов Кайрат Нематович

Контакты

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции и участвующим в выполнении стратегических функций центрального исполнительного органа в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Генеральный прокурор РК: Больше не будет бесконечных проверок

На обсуждение нижней палаты Парламента поступил проект закона о прокуратуре, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. Представляя нормы законопроекта, генеральный прокурор РК Жакип Асанов акцентировал внимание на прокурорских проверках.

"Больше не будет бесконечных проверок, как ранее. Главный инструмент - это анализ. В первую очередь мы анализируем статистику, сведения, информацию в СМИ. Не надо куда-то ходить и кого-то тревожить. Сейчас IT-технологии развиваются, и посредством их можно выявить правонарушения", - отметил Жакип Асанов, подчеркнув, что для этого нужны знания и квалификация специалистов.

"Пользу от этой нормы почувствуют в первую очередь предприниматели. Теперь прокурор не сможет по своей инициативе проверить бизнес. Конечно, могут быть разные ситуации, однако если нет преступления, то прокурор не имеет права вмешиваться. Для этого как минимум нужно будет решение генерального прокурора", - заявил Жакип Асанов.

Асанов рассказал, в каких случаях прокуроры будут проверять госорганы.

"Только в двух случаях. Если какой-нибудь государственный орган нарушил права лиц, которые не могут самостоятельно защитить их. И второй случай - если это необходимо для предотвращения угрозы для большинства населения и общества. Тогда прокурор вынужден будет вмешаться", - обратился к депутатам Жакип Асанов.

"Если поступило заявление, прокурор не будет идти на проверку, как это было прежде. Он должен определить, в задачи какого органа это входит. (. ) Прокуратура идет с проверкой только тогда, когда контролирующие органы не справляются со своими обязанностями. (. ) Наши проверки будут регистрироваться в обязательном порядке. Мы этого просили сами, чтобы навести в системе порядок в рамках данного законопроекта", - отметил генеральный прокурор.

Жакип Асанов отметил, что сегодня проверки могут длиться годами. "Сейчас прокуроры проверяют столько, сколько захотят. Нет ограничений по времени. Есть проверки, которые длятся год, так как нет требований. Теперь этот срок составит до 30 дней. Только в некоторых случаях этот срок можно будет продлить лишь на месяц", - отметил генеральный прокурор.

Законопроект "О прокуратуре" разработан во исполнении указа Президента РК "О комплексе мер по реализации Закона РК от 13 марта 2017 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК".

В соответствии с обновленной редакцией пункта 1 статьи 83 Конституции проектом закона предусматриваются такие направления деятельности прокуратуры, как высший надзор за соблюдением законности на территории РК в пределах и формах, установленных законом, представление интересов государства в суде, осуществление от имени государства уголовного преследования.

В проекте закона предусмотрены следующие концептуальные нормы: определены пределы и формы высшего надзора, уточнены его основные направления, установлены границы высшего надзора за соблюдением законности в деятельности госорганов и субъектов предпринимательства.

Предельно четко изложены полномочия (права и обязанности) прокурора, его ответственность, обозначены задачи прокуратуры, установлены права и обязанности проверяемых субъектов, сокращены основания для назначения прокурорами проверок, а также основания обращения прокуроров с исками в суд.

Предусмотрены три формы надзора: проверка, анализ, оценка правовых актов, вступивших в законную силу. Скорректирована система правовых актов прокурора. Из актов прокурорского надзора (реагирования) исключены "предостережение" и "предписание".

Изменено содержание разъяснения закона. Данный правовой акт будет вноситься в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях. Определены виды правовых актов, не подлежащих опротестованию, установлены основания и последствия принятия актов прокурорского надзора. Принудительное исполнение актов надзора будет осуществляться только в судебном порядке.

Определена единая система органов прокуратуры, полномочия генерального прокурора, сфера деятельности Генеральной прокуратуры, областных, районных и приравненных к ним прокуратур.

от 13 июля 1993 года

________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 7 декабря 2000 года №112-з
___________________________________________________

I. Общие положения

Статья 1. Прокурорский надзор в Республике Башкортостан
за исполнением федеральных и республиканских
законов

Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет в соответствии с конституцией Республики Башкортостан надзор за исполнением на территории республики законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

На основе и во исполнение Договора об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства, действующего на территории Республики Башкортостан.

Статья 2. Цели и основные направления прокурорской
деятельности

1. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Республики Башкортостан, прав органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также предприятий независимо от подчиненности и форм собственности, учреждений, организаций и общественных движений, прокуратура Республики Башкортостан осуществляет надзор:

за исполнением законов местными органами представительной, исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и движениями, должностными и иными лицами, а также за соответствием законам, издаваемых указанными органами правовых актов;

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

2. Прокуроры участвуют в рассмотрении арбитражных, гражданских и уголовных дел в судах всех уровней на территории республики.

3. В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет расследование преступлений.

Статья 3. Правовые основы деятельности
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Рес-
публики Башкортостан, а также полномочия прокуроров определяются
Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими
законодательными актами, действующими на территории Республики
Башкортостан.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

1. Органы прокуратуры республики Башкортостан:

входят в систему органов прокуратуры Российской Федерации и взаимодействуют с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации;

осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, религиозных и национальных движений, в строгом соответствии с действующими на территории Республики Башкортостан законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;

информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.

2. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, если они осуществляют надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов.

3. Создание и деятельность политических партий, национальных движений и их организаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных, религиозных и национальных движений.

4. Прокуроры не вправе заниматься по совместительству предпринимательством или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Статья 5. Обязательность исполнения требований прокурора
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, пере-
численных в нормах настоящего Закона, подлежат обязательному ис-
полнению в установленный срок.
2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их
копии, необходимые при осуществлении прокурорского надзора предс-
тавляются по требованию прокурора безвозмездно.
3. Неисполнение должностными лицами и гражданами требований
прокурора влечет за собой предусмотренную настоящим Законом от-
ветственность.

Статья 6. Недопустимость вмешательства в осуществление
прокурорского надзора

1. Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, религиозных и национальных движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную настоящим Законом ответственность.

2. Запрос и иное обращение народного депутата к прокурору не должны носить характера вмешательства в разрешение конкретных дел и материалов проверок.

3. Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проводимых органами прокуратуры проверок и данные предварительного следствия до их завершения.

Статья 7. Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений
и жалоб

1. В органах прокуратуры в соответствии с ее полномочиями разрешаются не подведомственные судам заявления жалобы, содержащие сведения о нарушении законов.

2. Все поступающие в органы прокуратуры жалобы рассматриваются не позднее месячного срока.

3. Ответ на жадобу должен быть мотивирован и дан полномочным должностным лицом органов прокуратуры. В случае отказа в удовлетворении жалобы, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры к привлечению к ответственности граждан и должностных лиц, допустивших нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций, учреждений и предприятий общественных объединений и государства

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия которого принесена жалоба.

Статья 8. Участие прокурора в заседаниях органов
государственной власти и управления

1. Прокурор Республики Башкортостан вправе участвовать в заседаниях сессий Верховного Совета Республики Башкортостан, Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, Совета Министров Республики Башкортостан и его Президиума, сессий местных представительных органов власти.

2. Прокурор города Уфы, межрайонные прокуроры, прокуроры городов и районов вправе участвовать в заседаниях сессий представительных органов власти соответствующего и нижестоящего уровней, мэрий и местных администраций.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению, помощник прокурора вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями.

Статья 9 . Участие в правотворческой деятельности

1. Прокурору Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы.

2. Прокурор Республики Башкортостан вправе обратиться в Верховный Совет Республики Башкортостан по вопросам, требующим толкования законодательных актов, направлять обязательные для рассмотрения на сессиях Верховного Совета Республики Башкортостан обращения или послания по поводу устранения возникающих коллизий между республиканскими законами и федеральными законодательством.

3. Прокурор Республики Башкортостан вправе обращаться в Конституционный Суд Республики Башкортостан с ходатайством о проверке конституционности международных договоров, законов и нормативных актов, а также практики применения законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации и излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу на его заседаниях.

II. Система и организация
прокуратуры Республики Башкортостан

Статья 10. Система органов прокуратуры Республики
Башкортостан

1. Систему органов прокуратуры Республики Башкортостан составляют Прокуратура Республики Башкортостан, Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и районов, межрайонные прокуратуры, а также специализированные - Башкирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях и Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура.

2. Верховным Советом Республики Башкортостан могут быть образованы при необходимости территориальные на правах районных и городских, а также другие приравненные к ним специализированные прокуратуры, входящие в единую систему органов прокуратуры Республики Башкортостан.

Статья 11. Назначение и подотчетность Прокурора Республики
Башкортостан
1. Прокурор Республики Башкортостан назначается на должность
и освобождается от должности Верховным Советом Республики Башкор-
тостан по представлению Председателя Верховного Совета Республики
Башкортостан и по согласованию с Генеральным Прокурором Российской
Федерации и им подотчетен.
Конституционный срок полномочий Прокурора Республики Башкор-
тостан - 5 лет.
Сообщения о назначении Прокурора Республики Башкортостан на
должность и освобождении от должности публикуются в печати.

Статья 12. Назначение прокуроров на должность, их
подотчетность и основания освобождения от
должности

1. Прокуроры города Уфы, городов и районов, межрайонные, а равно приравненные к ним специализированные прокуроры, назначаются на должность сроком на 5 лет из лиц, имеющих высшее юридическое образование и проработавших в органах прокуратуры не менее 5 лет и освобождаются от должности Прокурором Республики Башкортостан, ему подчинены и подотчетны.

2 Сообщения о назначении на должность и освобождении от должности прокуроров публикуются в печати.

3. В течение конституционного срока полномочий прокурор может быть освобожден Прокурором Республики Башкортостан от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переводом на другую работу или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство прокурора, либо по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Прокурорские работники имеют право на обжалование в суд приказа об увольнении.

Статья 13. Прокуратура Республики Башкортостан

1. Прокуратуру Республики Башкортостан возглавляет Прокурор Республики Башкортостан.

2. Прокурор Республики Башкортостан имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Прокурором Республики Башкортостан.

3. В Прокуратуре Республики Башкортостан создается коллегия в составе Прокурора Республики Башкортостан председатель), его первого заместителя и заместителей, прокурора г. Уфы (по должности) и других работников органов прокуратуры Республики Башкортостан.

4. Состав коллегии Прокуратуры Республики Башкортостан утверждается Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан по представлению Прокурора Республики Башкортостан.

5. В Прокуратуре Республики Башкортостан создаются Управления и отделы, возглавляемые начальниками и заместителями начальника, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Прокурором Республики Башкортостан и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Прокурор Республики Башкортостан имеет также старших помощников и референта. В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, специалисты-консультанты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, старшие следователи. Старшие помощники Прокурора Республики Башкортостан, референт, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов специалисты-консультанты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, старшие следователи, а также начальники отделов материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта, планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности, главный бухгалтер, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Прокурором Республики Башкортостан.

Статья 14. Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и
районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, а в прокуратурах городов, крупных районов, в межрайонных прокуратурах - следователи по особо важным делам и старшие следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Прокурором Республики Башкортостан.

Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора.

Статья 15. Полномочия Прокурора Республики Башкортостан по
руководству органами прокуратуры

1. Прокурор Республики Башкортостан руководит органами прокуратуры Республики Башкортостан, издает приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры Республики Башкортостан и контролирует их деятельность.

2. По вопросам, переданным Республикой Башкортостан добровольно Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации, приказы и указания генерального прокурора Российской Федерации являются обязательными для исполнения всеми работниками Прокуратуры Республики Башкортостан.

3. Прокурор Республики Башкортостан в пределах штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру аппарата Прокуратуры Республики Башкортостан, определяет права и обязанности структурных подразделений, штаты и структуру подчиненных прокуратур.

Статья 16. Полномочия прокурора города Уфы по руководству
подчиненными прокурорами
Прокурор города Уфы руководит деятельностью аппарата прокура-
туры города, районных прокуратур, издает приказы, распоряжения,
указания, обязательные для всех подчиненных работников и контроли-
рует их деятельность, вносит вышестоящему прокурору предложения об
изменении штатной численности аппарата и подчиненных прокуратур,
расстановке кадров.
Правовой статус прокурора города Уфы определяется на основе
настоящего Закона Положением "О прокуратуре города Уфы", утверж-
денным Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.

Статья 17. Коллегия Прокуратуры Республики Башкортостан

1.Коллегия Прокуратуры Республики Башкортостан является совещательным органом. Она вырабатывает надзорную практику в масштабах республики и отдельных ее городов и районов. Коллегия рассматривает на заседаниях принципиальные вопросы, связанные, с организацией надзора и управления Для обсуждения иных вопросов используются оперативные совещания при Прокуроре Республики Башкортостан или его заместителях.

2. На заседаниях коллегий могут быть заслушаны объяснения руководителей министерств; ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, глав администраций городов и районов, а также иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.

III. Прокурорский надзор

Глава I
Надзор за исполнением законов местными представительными
органами, органами исполнительной власти, управления
и контроля, юридическими лицами, общественными
объединениями, должностными лицами, а также за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов

Статья 18. Предмет надзора

1. Предметом надзора является исполнение законов местными представительными органами власти, местной администрацией, министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления, контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчиненности и формы собственности, общественными, политическими организациями и движениями, должностными и иными лицами, а также соответствии законам издаваемых указанными органами правовых актов.

2. Прокуратура не подменяет органы государственного, хозяйственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Основаниями к проверке могут служить также и обращения, связанные с необходимостью защиты неперсонифицированного (общественного) и безгласного интереса (несовершеннолетние, престарелые и другие).

Статья 19. Полномочия прокурора

1. В процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 18 настоящего Закона, прокурор вправе:

по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений;

требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям, обращениям;

Читайте также: