Кем утверждается перечень должностей муниципальной службы обязанных предоставлять сведения

Опубликовано: 11.05.2024

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2012 года N 82 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.01.2012) (вступил в силу с 15 января 2011 года);

Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090035);

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2016, N 0001201612070012);

Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2017, N 0001201701250004);

Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 285 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, N 0001201706270042);

Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 448 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2017, N 0001201709280016);

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2018 года N 399 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2018, N 0001201807040031);

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 640 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310074) (вступил в силу c 1 января 2020 года);

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 803 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2020, N 0001202012210110) (вступил в силу c 1 января 2021 года).

2. Руководителям федеральных государственных органов:

а) до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

б) ознакомить заинтересованных федеральных государственных служащих с перечнями, предусмотренными подпунктом "а" настоящего пункта.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 года определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Москва, Кремль
18 мая 2009 года
N 557

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 мая 2009 года N 557

ПЕРЕЧЕНЬ
должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей *

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

Раздел I. Должности федеральной государственной гражданской службы

2. Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

3. Другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

Раздел II. Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов

1. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России):

а) заместители Министра внутренних дел Российской Федерации;

б) руководители (начальники):

подразделений центрального аппарата МВД России;

территориальных органов МВД России;

органов предварительного следствия системы МВД России и их структурных подразделений;

органов управления и подразделений Госавтоинспекции;

образовательных и научных организаций системы МВД России и их филиалов;

медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России;

окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России;

представительств МВД России за рубежом;

иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России;

г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте "б" настоящего пункта.

2. В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

а) заместители Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) руководители (начальники):

подразделений центрального аппарата МЧС России;

территориальных органов МЧС России;

Государственной противопожарной службы МЧС России;

Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России;

аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, образовательных и научных организаций, иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте "б" настоящего пункта.

3. В Министерстве обороны Российской Федерации (Минобороны России):

а) заместители Министра обороны Российской Федерации;

б) руководители (начальники):

служб Минобороны России и им равных подразделений, их структурных подразделений;

центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений, их структурных подразделений;

органов военного управления военных округов, Северного флота и их структурных подразделений;

иных органов военного управления;

территориальных органов Минобороны России (военных комиссариатов);

в) командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей;

4. В Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации (ГФС России):

а) директор ГФС России;

б) руководители (начальники):

структурных подразделений центрального аппарата ГФС России;

территориальных органов ГФС России;

организаций, подведомственных ГФС России;

5. В Службе внешней разведки Российской Федерации (СВР России):

а) директор СВР России;

б) руководители (начальники) самостоятельных подразделений СВР России;

6. В Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ФСБ России):

а) директор ФСБ России;

б) руководители (начальники):

служб, департаментов, управлений и других подразделений ФСБ России, подразделений служб ФСБ России;

управлений (отделов) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;

управлений (отделов) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, в их органах управления;

управлений (отрядов, отделов) ФСБ России по пограничной службе;

других управлений (отделов) ФСБ России;

подразделений и учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;

6_1. В Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия):

а) директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) руководители (начальники):

структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии;

органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации;

Согласно ст. 64.1 ТК РФ с 10 января 2009 г. работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Соответствующая норма содержится в ч. 4 ст. 12 Федерально­го закона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Правительство РФ постановлением от 08.09.2010 г. № 700 утвердило Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора с бывшими госслужащими.

Указанное сообщение оформляется в письменной форме.

В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо должно быть оформлено на бланке организации, подписано руководителем или уполномоченным лицом, а также заверено печатью, и направлено представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 установлено, что гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне.

Таким образом, работодатель должен сообщать о следующих бывших федеральных госслужащих, которые занимали должности:

– руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

– другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ;

– должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов.

Полный перечень должностей содержится в Указе Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557.

Указом № 925 руководителям федеральных государственных органов поручено было в 2-месячный срок принять меры по обеспечению исполнения настоящего Указа.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона «О противодействии коррупции».

Указом Губернатора Свердловской области от 11.10.2010 г. № 899-УГ утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Свердловской области, замещение которых налагает ограничения, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и влечет соблюдение запретов, установленных в п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1. Должности государственной гражданской службы Свердловской области, отнесенные главой 4 и главой 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.05.2005 г. № 281-УГ, к высшей группе должностей государственной гражданской службы Свердловской области.

– председатель территориальной комиссии Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Должности государственной гражданской службы Свердловской области, учреждаемые в целях обеспечения исполнения полномочий областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области:

3. Другие должности государственной гражданской службы Свердловской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает отдельные функции государственного управления коммерческими и (или) некоммерческими организациями.

При этом перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Свердловской области в государственных органах Свердловской области утверждаются правовыми актами Свердловской области, принимаемыми соответствующими государственными органами Свердловской области.

В Свердловской области в муниципальных образованиях приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которыми утверждены перечни должностей муниципальной службы , при увольнении с которых граждане, замещавшие должности муниципальной службы, обязаны сообщать работодателю о последнем месте службы.

Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Об утверждении перечня должностей муниципальной службы Администрации, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», Указа Президента Республики Башкортостан от 24.08.2009 № УП-500, распоряжением Администрации муниципального района Баймакский район от 17.03.2010 №24 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Республики Башкортостан в Администрации, и муниципальными служащими Администрации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», постановления Администрации муниципального района Баймакский район от 13.03.2013 №909 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности сведений о расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка»

1.Утвердить прилагаемый перечень должностей муниципальной службы Администрации муниципального района Баймакский район, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. (Приложение №1).

2.Ознакомить заинтересованных муниципальных служащих Администрации с перечнем, предусмотренным пунктом "1".

3.Признать утратившим силу распоряжение главы Администрации муниципального района Баймакский район от 27.03.2015 №25.

4.Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела информационно-аналитической и кадровой работы Администрации Ирмакову Ж.З.

Глава Администрации И.Х.Ситдиков

Приложение №1 к распоряжению главы Администрации

муниципального района Баймакский район

№ ___ от ________ года

Перечень должностей муниципальной службы Администрации муниципального района Баймакский район, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Раздел 1. Должности муниципальной службы

Должности муниципальной службы Республики Башкортостан, включенные в Реестр муниципальных служащих муниципальной службы в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» от 07.12.2012 № 617-з в пределах групп «Высшая», «Главная», «Ведущая».

1. Глава Администрации муниципального района Баймакский район.

2. Первый заместитель главы Администрации по социальной и кадровой политике.

3. Первый заместитель главы Администрации по сельскому хозяйству.

4. Заместитель главы Администрации по строительству и жилищно-коммунальному

5. Заместитель главы Администрации по экономике.

6. Заместитель главы Администрации по финансовым вопросам-начальник финансового

7. Управляющий Делами Администрации.

8. Начальник отдела образования.

9. Начальник отдела культуры.

10. Главный архитектор-начальник отдела по строительству, архитектуре и жилищной политике.

Раздел 2. Другие должности муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками

Должности муниципальной службы Администрации муниципального района Баймакский района, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

управление муниципальным имуществом;

осуществление муниципальных закупок;

хранение и распределение материально-технических ресурсов.

1. Главный бухгалтер.

2. Начальник отдела сельского хозяйства.

3. Старший бухгалтер отдела сельского хозяйства.

4.Начальник отдела промышленности, инвестиций и экономического развития.

5.Заведующий сектором по торговле и муниципальной поддержке предпринимателей.

6.Заведующий сектором по физкультуре и спорту.

7.Заместитель начальника отдела по строительству, архитектуре и жилищной политике.

СОГЛАСОВАНИЕ проекта

распоряжения главы Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы Администрации, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

№_____ от «____»_____________ 2016г.

1. Подлежит публикации в средствах массовой информации__ не_ подлежит ______(в случае, если подлежит публикации)

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее - Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

- стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

- договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее - Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Читайте также: