Будет ли востребована профессия дизайнера в будущем

Опубликовано: 03.10.2024

UX, 3D, моушн, веб-дизайн, кинетическая типографика. Рассказываем о направлениях, которые популярны сегодня и, по мнению преподавателей Bang Bang Education — ведущих дизайн-студий и дизайн-лидов российских и зарубежных компаний, — будут востребованы в ближайшем будущем.

Диджитал — наша вторая среда обитания. Она должна быть удобной, этичной, красивой, эффективной. В этой сфере работает множество разных специалистов — исследователи, проектировщики, дизайн-менеджеры, дизайнеры. У всех крупных компаний есть онлайн-сервисы и цифровые продукты той или иной сложности. Здесь дизайн часто касается бизнеса — он влияет на модели и механики взаимодействия с потребителем. Продуктовый дизайнер формирует концепцию продукта, определяет, как с помощью дизайна решать проблемы бизнеса и достигать поставленных целей, и вместе с менеджером ведет команду к воплощению стратегии.

Кроме того, диджитал — универсальный мировой язык. Хороший интерфейс должен быть понятен пользователям на интуитивном уровне. Поэтому важно исследовать человека, его привычки и поведение, лучшие мировые практики. Разрабатывать информационную инфраструктуру и проектировать комфортный опыт пользователя — очень важная задача, за которую отвечает UX-дизайнер.

«Сегодня UX-дизайн — это необходимые и достаточные навыки для успешного профессионального существования. Объясняется это тем, что это не столько работа с инструментами, вещами или объектами, сколько со взаимодействием, без которого любая функция будет пассивной и невостребованной. Эти знания являются базой, на основе которой дизайнер сможет найти себе применение сегодня и в будущем с появлением новых технологий и цифровых форматов», — Сергей Гуров, арт-директор школы и один из преподавателей годовой программы, посвященной этой профессии.

3D — мощный инструмент коммуникации и визуализации. Это направление позволяет реализовывать самые невероятные идеи и создавать то, чего нет в реальности. Не только фантастические объекты, но и миры. А также идеальные копии объектов реального мира.

3D-художники часто работают независимо, при этом сотрудничают с мировыми брендами и участвуют в интересных коллаборациях. Отличный пример — наш кумир и преподаватель курса по Cinema 4D — Саша Кац. Она создавала коллаборации с Burberry и Converse, а также стала одним из восьми иллюстраторов со всего мира, выбранных Vogue для их проекта Talents.

Начать освоение профессии можно с изучения инструментов и приемов. Но не менее важно сформировать свой узнаваемый стиль, определиться с кругом тем и сюжетов. Многие 3D-художники работают в сфере кино и видеоигр, — создают анимированную иллюстрацию и визуальные эффекты — поэтому очень важны навыки сторителлинга.

Основа основ, поэтому направление предлагает очень большой спектр возможностей. Графический дизайнер решает самые разные задачи, связанные с визуальной частью продукта, и создает концепции, которые их обслуживают. Отвечает за эстетику, визуальную коммуникацию, донесение смыслов, определенных концепцией. Освоение профессии стоит начать с выбора ниши, развития вкуса и насмотренности.

Можно посвятить карьеру оформлению книг — создавать лаконичный удобный для чтения дизайн или провокационный, как, например, у Стефана Загмайстера.

Можно разрабатывать фирменные стили и айдентику для брендов, продуктов, культурных центров, мероприятий — это целые экосистемы со множеством форматов и носителей. У графических дизайнеров есть возможность уезжать и работать в культовых мировых студиях.

У дизайнеров, которые владеют инструментами анимации, большие возможности для выбора. Бродкасты, параллакс-эффект, композитинг, анимация форм — моушн востребован на телевидении и в кино, в дизайн-студиях и рекламе. «Классный моушн, умение работать в 3D на высоком уровне — все еще редкий и сильный скилл, благодаря которому ты будешь включен в большое кол-во проектов», — говорит Свят Вишняков.

Как правило, моушн-дизайнеры работают в связке с командой, помогая реализовывать и — буквально — оживлять концепции.

Другая модная сейчас специальность, связанная с анимацией, — кинетическая типографика. По сути, комбинация двух направлений, поэтому понадобится не только владение софтом и приемами анимации, но также понимание шрифтов и принципов типографики. «Кинетическая типографика расширяет инструментарий современного дизайнера, дает возможность легче доносить смыслы и выполнять свои задачи по-новому», — говорит наш креативный директор и преподаватель направления Дима Родионов.

Если вы решили прочесть данную статью, значит, вы подумываете о том, чтобы стать веб-дизайнером, и задаетесь вопросом, разумно ли это сделать.

Честно говоря, нет ничего необычного в том, что нас терзают сомнения и вопросы «что если?», когда мы планируем кардинальные перемены в своей карьере, особенно сейчас, учитывая всю неопределенность, с которой мы столкнулись за последний год.

Хорошие новости: не существует неподходящего момента, чтобы стать веб-дизайнером, поэтому 2021 год — идеальное время превратить свою страсть в карьеру! И вот вам восемь причин, почему:

1. Люди проводят в интернете больше времени, чем когда-либо прежде

Излишне говорить, что веб-дизайнеры пользуются большим спросом, поскольку компании спешат предстать во всей своей онлайн-красе перед этими потребителями.

2. Мы живем в эпоху большого фрилансерского бума

Исследование Upwork, проведенное в конце 2020 года, показывает, что с 2019 года количество фрилансеров выросло на 22% (около 2 миллионов сотрудников). Этот популярный на сегодняшний день карьерный ход — отличный вариант для всех — от выпускников университетов, впервые попадающих на рынок труда, до тех, кто был недавно уволен. Черт возьми, да если вы просто недовольны тем, как движется ваша карьера и хотите встряхнуть ситуацию, фриланс может стать для вас глотком свежего воздуха.

3. Это перспективная область

В эти нестабильные времена вы правы, если опасаетесь прыгать во что-то новое. Но веб-дизайн — это карьера, которая будет существовать еще долго. Дело не только в том, что нам всегда будут нужны люди для создания веб-сайтов, что делает данную область перспективной. Вы можете создавать… сайты, мобильные приложения, веб-приложения, прогрессивные веб-приложения. Вы могли бы выбрать как специализацию… графический дизайн, UX-дизайн, веб-разработку. А еще вы могли бы работать на себя, создать собственное агентство или же работать на кого-нибудь другого.

Существует тонна гибкости в том, чтобы зарабатывать на жизнь как дизайнер. Так что, если ваши интересы изменятся или ваша отрасль пострадает, не переживайте. Просто перенаправьте свои навыки в другое русло!

4. Вы можете делать это откуда угодно и когда угодно

Когда люди нервничают из-за путешествий или жизни в густонаселенных городах, это не то, что должно беспокоить вас как веб-дизайнера. Одним из преимуществ работы веб-дизайнером является то, что вы можете делать это в любом месте и по своему собственному расписанию.

Это особенно хорошо для тех, у кого есть семья и кому нужен более эффективный способ управлять всем сразу, даже когда дети не ходят в школу или работа в физическом мире уменьшается.

5. Вы рулите

Посмотрим правде в глаза, это может быть действительно стрессом, когда работаешь на компанию, где вам практически не дают возможность сказать, как все должно происходить и сколько денег вы должны получить за все свои усилия. Это одна из причин, почему фриланс является таким привлекательным вариантом для многих. Вы сами решаете, как создавать веб-сайты. Сами решаете, с кем работать. Вы можете установить свои часы доступности, а также собственные правила. И знаете, что? Вы можете изменить их в любой момент. Все зависит от вас.

6. Это может быть очень весело

В цифровом дизайне есть несколько увлекательных вещей. Например, дополненная и виртуальная реальности действительно начинают набирать популярность, поскольку компаниям электронной коммерции нужен лучший способ, позволяющий клиентам делать покупки в витринах и пробовать вещи в цифровом виде.

Искусственный интеллект также вносит много изменений в пространство. Машинное обучение и языковая обработка могут не только улучшить работу компаний в Интернете, но и работу веб-дизайнеров в целом.

7. Это также может быть чем-то действительно полезным

Поскольку вы контролируете свою карьеру веб-дизайнера, вы сами решаете, для кого создавать веб-сайты. Итак, какими целями вы увлечены? С какой отраслью вы тесно связаны и хотите в ней развиваться? Речь идет не о бесплатной работе. Речь идет о том, чтобы предлагать свои профессиональные дизайнерские услуги людям, в которых вы инвестируете, и проекты, которые вас вдохновляют.

С такими клиентами не только будет легче работать, но и вам это понравится гораздо больше.

8. Чтобы стать дизайнером, не нужно ходить в школу

Это частый вопрос для людей, которые хотят погрузиться в веб-дизайн. Хотя для начала работы вы должны иметь некоторые базовые знания и навыки, вам не нужен диплом в области дизайна или разработки, чтобы начать зарабатывать деньги.

Одна из прекрасных вещей в карьере веб-дизайнера заключается в том, что вы можете учиться на ходу. Например, вы можете начать как фрилансер, создавая веб-сайты из готовых шаблонов или тем. По мере того, как вы набираетесь опыта и приобретаете передовые навыки проектирования и кодирования, вы можете перейти к специализированным нишам или областям знаний.

И 7 профессий, которые сохранятся, согласно дизайн лидерам из Frog, Ideo, Artefact, Teague, и др.

Дизайнеры органов, главные дизайнеры по опыту с дронами, глава отдела кибернетики. Это некоторые из новых причудливых ролей, которые могут быть созданы глобальной дизайнерской индустрией в следующие несколько лет.

Но что же станет с теми профессиями, которые есть сейчас? Что станет с ними за следующие 15 лет? Будет ли к 2030 году в каждой компании присутствовать главный дизайнер, или все они исчезнут? Должно ли наше поколение творческих людей продолжать вкладывать свои силы в промышленный дизайн?

Мы поговорили с десятками дизайн лидеров и мыслителей из таких компаний, как Frog, Artefact, и Ideo, чтобы понять, какие дизайнерские профессии могут исчезнуть, а какие будут процветать на протяжении следующих 15 лет. Эта подборка не подкреплена никакими эмпирическими доказательствами, так что ее не стоит воспринимать слишком серьезно. Но все-таки она представляет собой мнение людей, которым платят за то, чтобы они думали о будущем.

3063318-inline-i-1-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Дизайнерские профессии, которые исчезнут

UX дизайнеры

Дизайнеры пользовательского опыта на данный момент являются самыми востребованными дизайнерами. Так с какой же стати эта профессия исчезнет? Согласно дизайнерам из Teague, UX дизайн стал слишком широким и запутанным понятием. «дизайнерское сообщество слишком двусмысленно применяло термин “UX дизайнер”, пишут они в своем письме. «От работы к работе, из года в год, этот термин скачет между разрозненными обязанностями, инструментами и дисциплинами. В настоящее время он вроде как остановился на представлении навыков демократизированного дизайна, при помощи которых создаются дружественные GUI». Они предсказывают, что в будущем UX дизайн углубится в более специализированные области. «Расширяющаяся область пользовательского опыта, и мириады ее дисциплин, подтолкнет термин «UX дизайнер» к краю, разделяя их обязанности на обязанности узконаправленных специалистов.

Визуальные дизайнеры

Визуальные дизайнеры – это те люди, которые ответственны за то, как выглядит приложение. Между тем, UX дизайнеры сконцентрированы на том, как приложение чувствуется. Часто, дизайнеры занимаются и тем, и тем, но со временем, профессии, которые требуют только навыков визуального дизайна, вымрут. Это согласно исполнительному творческому директору компании Elephant, Чарльзу Фалфорду. «Прошло то время, когда UX дизайнеры, сбрасывали на визуальных дизайнеров тонны ваерфрэймов», «дни, когда визуальные дизайнеры не смыслили в юзабилити.» Нам нужны дизайнеры, которые не только смогут обрисовать свою идею, но и воплотить ее в жизнь, дизайнеры, владеющие навыками программирования, и прототипирования.

Роб Гёрлинг, соучредитель дизайнерского консалтингового агентства Artefact, соглашается. «в следующие 10 лет, все профессии, связанные с визуальным дизайном, станут дополняться алгоритмическими визуальными подходами». В конце концов, чтобы создавать невозможные ранее алгоритмические дизайны, дизайнерские компании всё чаще обращаются к искусственному интеллекту. «Инструмент, управляемый AI, может автоматически предоставить дизайнеру 100 вариантов разметки, основанных на каком-нибудь высокоуровневом шаблоне, или на определении стиля… Мы уже видим ранние версии алгоритмических, процедурно сгенерированных инструментов на вооружении у игровых дизайнеров.» Например, вселенная, с 17 миллиардами планет, из недавно вышедшей игры No Man’s Sky, была сгенерирована алгоритмически.

Вкратце? Если вы визуальный дизайнер, то вам пора диверсифицироваться.

Исследователи дизайна

«Когда этнографическое исследование было новинкой в дизайне, были дизайнеры, которые специализировались в области исследований», объясняет Гарри Уэст, главный исполнительный директор Frog. «Сейчас, роль исследователя дизайна превращается в фундаментальный навык, необходимый во всех областях дизайна. Сегодня, во всех дизайнерских проектах, сначала вы должны определить, чего клиент хочет; каждый дизайнер должен знать, как организовать исследование. «Следовательно, уже никому не нужны конкретно сами исследователи. Эта роль настолько фундаментальна, что каждый дизайнер должен знать, как проводить исследование.»

Джон Руссо, исполнительный директор в Artefact, указывает на это: «новые технологии, такие, как машинное обучение, и виртуальная реальность, убивают дизайнерское исследование.» «Дизайнерское исследование, каким мы его знаем, может прекратить свое существование, по крайней мере, что касается видов этнографической полевой работы, которой мы сегодня занимаемся». «Исследование и исследователи, скорее всего будут маргинализированы новыми формами генерирования автоматических данных, скомпилированных посредством удаленного управления, и представленными через такие технологии, как виртуальная реальность.»

3063318-inline-i-3-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Традиционные промышленные дизайнеры

Большинство опрошенных нами дизайнеров, предсказуемо, рисовали именно своей области цветущие перспективы. Но не Markus Wierzoch, директор отдела промышленного дизайна в Artefact. Он говорит, что классически обученные промышленные дизайнеры, которые слишком привязаны к «промышленной» части своей профессии – другими словами, слишком сфокусированные на скульптурном виде своих продуктов – станут, как он выразился, «дизайнозаврами».

«Еще больше, чем раньше, промышленный дизайн не может существовать в вакууме», говорит он. Проблема в том, что форма, уже не следует за функцией – это касается и программного обеспечения. Это значит, что в будущем, промышленные дизайнеры должны будут думать о непрерывном пользовательском опыте. Wierzoch называет таких дизайнеров «пост-промышленными дизайнерами».

Дорин Лорензо, глава отдела интегрированного дизайна в UT Austin, также считает, что классически обученные промышленные дизайнеры скоро исчезнут. «В будущем все дизайнеры станут гибридами», говорит она.

3063318-inline-i-5-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Главные дизайнеры

«Наличие высокоуровневого дизайнера – это тренд из недавних», говорит Шерил Кабаба, заместитель директора по дизайну в Artifact. И эта роль может, и должна исчезнуть. «Хороший дизайн – это комплексная наука, а это значит, что в ориентированной на дизайн компании, все руководители будут практиковать дизайн, а, следовательно, должность главного дизайнера исчезнет так же быстро, как и появилась».

Главный исполнительный директор Тим Браун повторяет идею о том, что дизайн будет закреплен на уровне руководителей, но он не думает, что исчезнут сами руководители. «Бизнес идет от длительного периода, где аналитические навыки очень ценились, поскольку несли с собой эффективность, к периоду, в котором при работе со сложностями, переменами, и требованием постоянных инноваций очень важны творческие и дизайнерские навыки… Руководящему звену придется стать дизайнерами, чтобы быть успешными.»

Профессии дизайна, которые будут процветать

3063318-inline-i-6-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Дизайнеры виртуальных взаимодействий

К 2020 году, виртуальная и улучшенная реальность станет $150 миллиардной индустрией, которая покроет всё, от здравоохранения, до архитектуры. Дорин Лорензо думает, что всё больше UI дизайнеров начнут связывать себя с Oculus Rift, и становиться VI дизайнерами. «Поскольку всё больше и больше продуктов становится полностью виртуальными – от чат ботов, до 3D проекций – мы увидим новое поколение дизайнеров виртуальных взаимодействий, которые будут создавать опыт, ведомый диалогом, жестом и светом», говорит она.

Специалисты по материальному дизайну

Ивонн Лин, из 4B Collective, верит, что в ближайшем будущем появится растущая потребность в дизайнерах, умеющих работать с разными типами материалов. Например, она считает, что будет расти бамбуковая архитектура, поскольку западный мир осознает «перспективы прочного материала, который может за 24 часа вырасти на 3 фута, будет очень гибким, его можно будет ламинировать, соединять, и разрезать».

Она также говорит, что дизайнеры, умеющие шить, скоро будут очень востребованы для создания структурных мягких товаров. Что такое мягкие структурные товары? Что-то вродедизайнов Нери Оксмана из MIT, смесь печатных плат и ткани, вроде Google’s Project Jacquard.

Специалисты по алгоритмическому/AI дизайну

На протяжении 15 лет, некоторые дизайнеры, из тех, с которыми мы общались, боялись того, что их место займут машины. И хотя «прикладное творчество фундаментально сложно запрограммировать», как говорит Роб Гёрлинг ил Artifact, искусственный интеллект создаст новые возможности в дизайне, создаст так много этих возможностей, что Гёрлинг, и другие дизайнеры, с которыми мы разговаривали, считают, что AI, и алгоритмы представляют собой растущую область.

«Дизайн, концентрирующийся на людях, расширился из дизайна объектов (промышленного дизайна), к дизайну опыта (добавление интерактивного дизайна, визуального дизайна, и дизайна пространств), а следующим шагом будет дизайн системного поведения: проектирование алгоритмов, которые определяют поведение автоматических систем.»

3063318-inline-i-4-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Пост-промышленные дизайнеры

«Поскольку все объекты начинают соединяться – от вашего дивана, связанного с фитнес-браслетом, до больничной комнаты, связанной с вашим кошельком – мы должны начать думать о опыте соединения, говорит Markus Wierzoch из Artifact. Такой опыт предлагает более широкое предложение ценности, что значит, что нам нужно менять процессы дизайна, которые определяли объекты вне их текущей формы и функции».

Пост-промышленные дизайнеры должны будут продумывать весь пользовательский опыт продукта, чтобы создавать осязаемый опыт, который соединяет физический и цифровой миры»

Например, дизайнер будущего, которому нужно будет спроектировать электрическую зубную щетку, должен будет убедиться, что она может подключаться к приложению, выдавать настройки чистки, и подключаться к будущим умным домам. Уже недостаточно просто спроектировать что-то что чистит зубы. «Кто-то должен быть ответственным за соединение сложных опытов», говорит Марк Ролстон, из Agrodesign.

3063318-inline-i-2-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Стратеги дизайна

Возможно, у исследователей и поубавится работы в следующие 15 лет, но Джон Руссо, из Artifact, думает, что стратеги дизайна будут незаменимыми. «Важность стратегии дизайна будет расти», говорит он. «Будущим стратегам дизайна понадобится навык понимать и моделировать всё более сложные системы» — например, социальные сети, или цепочки поставок – «они будут создавать новые продукты и услуги в непостоянной среде, характеризующейся высоким уровнем неопределенности».

Организационные дизайнеры

Организационные диаграммы будущего будут отличаться от тех, что есть сейчас. Вот почему Браян Уокер, партнер Ideo, считает, что организационные дизайнеры пригодятся, когда надо будет делать компании более «адаптивными, креативными, и прибыльными». Эти дизайнеры, как он говорит, «помогут переосмыслить все аспекты организации, начиная с ее основной структуры, стимулов, процессов, и заканчивая рабочими местами, инструментами цифрового сотрудничества, и общением».

Фриланс дизайнеры

Привыкайте работать в пижамах. Согласно дизайнерам из Teague, будущее дизайна – это фриланс. Креативный AI, и глобальные творческие рынки предоставят частным дизайнерам непосредственный доступ к навыкам, которые ранее были доступны только большим командам. Результатом будет быстрый рост специализации, эффективности, и независимости дизайнеров. Они считают, что фрилансеры не станут маяться одиночеством, а создадут сеть направленных микро-консультаций, которые составят конкуренцию более традиционным компаниям.

«Дизайн — это то слово, которое обозначает так много и в то же время не обозначает ровным счётом ничего» — знаменитое высказывание Джона Айва отлично передаёт суть того, что происходит с дизайном сегодня. Без дополнительного контекста профессия дизайнера приобретает значение, слишком широкое для мира, в котором все заточено на выполнение конкретных задач.

Мы составили список профессий, которые появились в мире дизайна недавно, но однозначно собираются в нем задержаться. Высокий уровень заработной платы и растущая востребованность на рынке — этим специальностям есть чем заинтересовать молодое поколение.

Моушн-дизайнер

Моушн-дизайнер занимается созданием motion-графики — анимационного оформления изображения, которое изначально статично. Специалист объединяет жанры аудио, видео и текста в единый интерактивный сюжет.

Почему моушн-дизайн?

Время, когда мы с упоением разглядывали плоские картинки (иначе 2D), осталось в прошлом — сегодня изображение должно быть не просто ярким, но и крайне правдоподобным, вовлекающим, с чем отлично справляется моушн-графика. Большинство современных пользователей предпочтут видео-картинки (вайны, скетчи, гифки) тексту — уже по этой причине востребованность профессии моушн-дизайнера в дополнительном объяснении не нуждается.

Какие задачи?

Создавать моушн-графику под конкретную аудиторию, понимая цели и стилистику проекта. Конечный результат — передача основной мысли — концепции — и, конечно, выгодная презентация продукта заказчика.

Где учиться?

Если вы молоды, неопытны и полны сил, то можно получить высшее образование по специальности. Например, в рамках программы «Анимация и иллюстрация» Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В качестве дополнительного образования подойдёт трёхмесячный курс 2D и 3D Motion Design от Британской высшей школы дизайна или рассчитанный на два года «Моушн-дизайн» от Scream School. Если вы живете или гостите в северной столице, присмотритесь к годовому курсу по моушн-дизайну от Международной Школы Дизайна в Санкт-Петербурге. Краткосрочные курсы по направлению также предлагают такие онлайн-школы, как Skillbox, Bang Bang Education, Нетология.

Сколько платят?

В Москве начинающий моушн-дизайнер может рассчитывать на месячную зарплату в 60 000 рублей. Средний заработок опытного специалиста — 80 000, конечно, он может быть больше.

Здесь важно отметить, что это две разные профессии, которые в вакансиях на российском рынке часто пишутся через дробь (дизайнер продукта/UX-дизайнер). UX-дизайнер (дословно — дизайнер впечатления пользователя) разрабатывает интерфейс продукта, на основе исследования пользовательского опыта и поведения. Дизайнер продукта отвечает за больший круг задач — он участвует во всех этапах создания продукта, продумывает схему продвижения товара на рынке и его взаимодействия с аудиторией.

Почему продукт/UX-дизайн?

В эпоху перенасыщения рынка товаров путь к сердцу потребителя лежит через построение личных связей — дешевые трюки, рассчитанные на неопределенную аудиторию из серии «Каждый уважающий себя человек должен иметь это дома», уже слабо эффективны. Лишь изучая привычки, цели и желания своих покупателей, пытаясь найти эмоциональный подход к каждому из них, компании-производители имеют шансы на успех. И речь не только о построении бренд-стратегии, но и о том, как отразить все важные факторы, выявленные в результате исследований, во внешнем виде продукции — здесь мы говорим о продукт-дизайне.

Какие задачи?

Полный круг обязанностей, ровно как и понимание работодателя, что он хочет поручить сотруднику — дизайн продукта или пользовательского впечатления, будет зависеть от конкретной позиции.

Где учиться?

Полное высшее образование (бакалавриат + магистратура) можно получить в рамках программы «Дизайн и продвижение цифрового продукта» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Годовой курс по UX/UI дизайну предлагает БВШД, а вот вариант для тех, кто уже обладает некоторыми знаниями в области: на платформе uideo.net желающие смогут найти более 550 видеолекций, посвящённых теме дизайна интерфейса или пользовательского опыта. Материалом для записей послужили выступления дизайнеров на конференциях (доступ бесплатный).

Сколько платят?

Заработную плату дизайнеров продукта/UX-дизайнеров можно без преувеличения назвать высокой. В Москве в среднем, специалисты могут рассчитывать на 100-120 000 рублей в месяц.

Архитектор-дизайнер
Архитектор-дизайнер

Архитектор-дизайнер занимается проектированием окружающей среды — это может быть жилое здание, деловой центр или парк. Особенность и конкурентное преимущество профессии — универсальный характер, ведь на данной позиции приходится заниматься как внутренним, так и внешним обустройством пространств, сочетать конструкторскую и аналитическую мысль с эстетическим видением.

Почему два в одном — дизайн и архитектура?

Потому что в век высоких технологий человеку приходится с этими же технологиями конкурировать. С одной стороны, сохраняется спрос на узких специалистов, которые могут гарантировать выполнение четко определенных задач, с другой — не менее привлекательно выглядят люди-оркестры, успешно применяющие в своей деятельности самые разные навыки. К тому же всё большую популярность набирает тема урбанистики — взаимодействия людей с городской средой: спрос на проектирование общественных пространств растёт, архитекторы-дизайнеры не сидят без работы.

Какие задачи?

Детальное продумывание проекта совместно с другими специалистами — инженерами-проектировщиками, экономистами: от создания идеи объекта до воплощения её в макете. В отдельных случаях — осуществление контроля в процессе строительных работ.

Где учиться?

Получить высшее образование по специальности «Дизайн архитектурной среды» в Москве можно в МАрхИ и РГГУ. В Международной Школе Дизайна есть очная программа «Дизайн интерьера жилых и общественных помещений». В архитектурной школе МАРШ можно пройти трехлетнее обучение по программе «Архитектура и урбанизм» и получить британский диплом (программа разработана в сотрудничестве с London Metropolitan University).

Сколько платят?

У архитекторов-дизайнеров в принципе не встречаются низкие зарплаты (что вполне эквивалентно сложности выполняемой работы). Вилка з/п для этой профессии в Москве приблизительно составляет от 60 000 до 150 000 рублей.

Графический дизайнер
Графический дизайнер

Графический дизайнер занимается разработкой дизайна медиа-ресурсов: веб-сайтов, журналов (печатных и онлайн), книг, рекламы. Многие графические дизайнеры совмещают свою профессию с увлечением иллюстрацией, ведь для того, чтобы стать специалистом в этом деле, важно уметь хорошо рисовать и иметь богатую фантазию.

Почему графический дизайн?

Даже те медиа, которые не перешли из бумажного формата в digital, сегодня как никогда нуждаются в ярком оформлении. Будь то леттеринг, обилие иллюстраций в издании или красивая обложка — речь о презентации идеи, о создании эстетического впечатления — в этом весь графический дизайн.

Какие задачи?

Направлений в графическом дизайне очень много. Однако чем бы вы не занимались, важно учитывать бриф (задание), понимать, для кого создаётся изображение, согласовывать промежуточные результаты или хотя бы видение концепции с заказчиком. Что ни говори, дизайнер может не уступать художнику в таланте, но первый всегда зависит от клиента.

Где учиться?

Проблем с поиском подходящей образовательной программы в области графического дизайна в Москве точно не будет, ибо есть из чего выбрать: кроме упомянутых выше Школы дизайна НИУ ВШЭ и Британской высшей школы дизайна, есть курсы у Skillbox, Bang Bang Education, Geekbrains, МШД. Если хочется получить именно высшее образование по направлению, есть смысл обратить внимание на программу при Институте графики и искусства имени Фаворского (Московский Политех) и профиль «Графический дизайн» на Факультете дизайна в МГХПА имени Строганова.

Привет, меня зовут Даша Почекуева. Я работаю дизайнером и арт-директором, в профессии 8 лет. За это время изменились требования к дизайнеру, инструментарий, порог вхождения в профессию и границы возможностей, а теперь меняется и специфика работы.

Я слышу много разговоров о том, что скоро нас всех заменят нейросети, и этот коллективный страх не лишен смысла. Программы для дизайнеров в 2019 году берут на себя очень многое – автоматически генерируют стили и лица людей, собирают UI-киты. Теперь уже возникают нейросети, которые могут и лендинги собрать под задачу.

Будущее дизайнеров?

Кажется, что в скором времени за условным интернет-магазином, промо-страницей или несложным сервисом проще будет пойти к нейросети, а не к дизайнеру. И все, что понадобится – как можно более четкий запрос. Означает ли это, что тысячи дизайнеров останутся без работы?

Два подхода к автоматизации

Представим себе двух дизайнеров – Васю и Петю. Они работают в небольшой студии: каждое утро, приходя на работу, включают компьютер, наливают кофе и берутся за задачи.

Задачи бывают разные: иногда ребята рисуют новые макеты в стиле уже существующих сайтов, иногда придумывают новые стили, а иногда просто подготавливают для верстки иконки.

80 % задач – рутина. День за днем они совершают однообразные действия: передвинуть, обрезать, выставить значение, сохранить, выгрузить в сеть. Но есть важное отличие в подходе: Вася и Петя по-разному ведут себя, сталкиваясь с типовыми задачами.

Вася и Петя работают вместе, но ведут себя по-разному

Как ведет себя Вася. Если вдруг появляется задача «Подготовить сто планов этажей для сайта», Вася мучается месяц, кропотливо рисуя каждую полосочку. Раз за разом повторяя одно и то же, он раздражается, утомляется и ищет способы избавиться от монотонной работы.

Конечно, прогресс не стоит на месте, и Вася тоже. Он читает статьи о том, какие программы лучше подходят для упрощения рутины, перелезает с «Фотошопа» на «Скетч», со «Скетча» на «Фигму». С каждым годом у Васи все меньше терпимости к рутине, и производители софта об этом знают.

Где-то за океаном аналитики и продукт-оунеры программ, которыми пользуются Вася, наблюдают за статистикой использования, делают выводы и соревнуются с конкурентами, кто быстрее внедрит фичу, упрощающую Васину работу. Так со временем ежедневная рутина Васи и тысяч других дизайнеров по чуть-чуть упрощается, но до идеала еще очень далеко.

Как ведет себя Петя. Петя – дизайнер, чуть более прошаренный в технологиях. В отличие от Васи, Петя не ждет, когда производители софта обновят свой продукт и автоматизируют его работу, а сам пытается обуздать технологию. Если Пете поставят задачу «Нарисовать сто планов этажей для сайта», он пойдет и напишет несколько скриптов, которые будут делать работу за него, а себе оставит роль проверяющего.

Помимо скриптов, Петя генерит сетки, создает плагины и плотно работает с фронтендерами, изучает JS и смежные дисциплины. Он не так уж много рисует руками и может иногда быть невнимательным к мелким деталям, но зато способен выдать жизнеспособное решение очень быстро. За него потеет машина.

Идеальная стратегия

Вася для генерации решений использует свои руки, а Петя – машину. Первый – кропотливый ремесленник, второй – оператор скриптов. Оба могут сделать классный дизайн, оба сильны в своей сфере, но в то же время каждому недостает важных навыков: Вася недостаточно разбирается в технологиях, а у Пети мало мастерства и красоты в деталях.

Вася + Петя = ?

Идеальная стратегия для дизайнера будущего – стать кем-то третьим. Научиться совмещать оба подхода: генерить решения с помощью машины, а потом смотреть на них критическим взглядом и обтачивать в деталях.

Генерация и отбор

Цифровой дизайн всегда был междисциплинарной профессией на стыке технологий, эстетики, эргономики, бизнес-требований и (отчасти) менеджмента. Главным навыком дизайнера было и остается не рисование картинок (нарисовать смог бы любой человек, владеющий инструментарием), а способность делать осмысленные интерфейсные гипотезы.

Дизайнер заточен на то, чтобы придумывать жизнеспособные и эстетичные решения, проверять их на практике, вносить изменения и снова проверять. Таков зрелый цикл дизайна в разработке любого, хоть сколько-нибудь успешного цифрового продукта.

Генерация и отбор

Внимательно посмотрим на первые шаги цикла. Больше всего времени занимают внедрение и генерация вариантов. Ключевая деталь: дизайнер не просто генерит решения. Он отбирает те, которые наилучшим образом решают задачу, подходят под условия, соответствуют контексту, удовлетворяют команду и клиента.

Иными словами, если стоит задача «Сделать кнопку заметнее», мало придумать пятьдесят вариантов цвета, размера и положения кнопки. Надо выбрать из этих вариантов самый удачный, а потом согласовать и скорректировать под уточненные условия.

При всем желании эту работу нельзя целиком переложить на нейросеть. Под управлением человека она быстро нагенерит решения, но не сумеет отобрать из них те, что точно подходят под задачу. Не потому, что машина плохая, а задача часто неопределенная, неясно сформулированная и может измениться прямо в процессе работы.

Кроме того, нейросеть ничего не изобретает – просто компилирует результат из массива просмотренных данных. Изобретением нового и поиском направлений развития, как и прежде, будет занят человек.

Роль дизайнера в мире нейросетей

Дизайнер обладает навыками, которые пока невозможно автоматизировать. Например, он может сделать дизайн даже тогда, когда у бизнеса нет внятно сформулированного запроса. Дизайнер может работать с трудными клиентами, может учитывать контекст – тонкости переговоров, проблемы внедрения, личные отношения и предпочтения команды, накопленный невербализованный опыт работы.

Нейросеть не сумеет работать в условиях неопределенности, уточняющихся требований, смены сроков и русской модели управления, где часто кавардак, много лиц принимают решения. А человек – сможет. И вряд ли этот расклад изменится в ближайшие годы.

Таким образом, в обозримом будущем главной задачей дизайнера становится функция отбора, а генерация решений происходит полуавтоматически.

Новая схема

С этой точки зрения, дизайн-цикл будущего строится уже по другому принципу. На первом шаге дизайнер не будет генерить решения самостоятельно, а задаст нейросети набор требований и условий, по которым машина сама быстро их нагенерит. Дальше дизайнер, как и прежде, будет вычленять подходящие варианты, дорабатывать их и тестировать.

Что в итоге?

Дизайнер будущего – это профессионал, управляющий процессом автоматизации. Прогресс в технологиях изменит первый шаг его работы и повысит требования к навыкам программирования, но сама профессия и ее суть сохранятся.

Мир, как и прежде, будет испытывать необходимость в творцах, способных разбираться в контексте, вычленять жизнеспособные идеи и принимать решения. Дизайнер станет человеком, который все меньше «рисует картинки», но все больше предугадывает проблемы бизнеса, вычленяет внятный запрос там, где этот запрос даже не сформулирован, и скармливает его машине, а затем обрабатывает результаты.

Мы уже сейчас видим зачатки этого процесса, и в нем нет никакого баттла «дизайнер vs нейросеть»: практика показывает, что в мире спокойно может жить и то, и другое.

Читайте также: