Кем является по профессии рассказчик в матренином дворе

Опубликовано: 01.07.2024

Знакомство с одним из главных героев произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» Игнатичем происходит на протяжении всего рассказа. Образ раскрывается постепенно, обрастая любопытными деталями. Ему уделяется особое внимание потому, что судьба рассказчика имеет общие эпизоды с жизнью самого автора. Оба прошли боевой путь, сохранив беззаветную любовь и верность к родине.

Игнатич является участником военных действий, об этом читатель может судить из кратких фраз, связанных с упоминанием о фронте («как на фронте»). Только через 10 лет он вернулся в Россию после реабилитации. Желание найти поскорее работу, которая бы приносила не только заработок, но и удовольствие, подчеркивает его трудолюбие, стремление развиваться. При этом, после того, как Игнатич остановился у болезненной женщины по имени Матрена, стало понятно, что этот человек неравнодушен к судьбам окружающих людей. Он устроился на должность учителя, чтобы передать свой опыт и знания детям. При этом мужчина предпочел городской суете тишину, поселившись на краю глухой деревни, где «все в мире молчит».

Игнатич – ненавязчивый, скромный человек. Он не требователен, его не смущают мыши, тараканы и нищета женщины. Через отношения с Матреной в нем просматривается внимательный собеседник, мудрый, опытный человек, который испытал на своем веку немало препятствий, трудностей. Будучи любителем фотографии, он старался запечатлеть хозяйку на память. Этому человеку дороги те, у кого есть доброе сердце, душа. Скромному и честному Игнатичу под стать люди с подобными качествами.

Образ одинокого Игнатича положительный. Мужчина способен сострадать, участвовать в судьбах тех, кто оказался в беде. Он чувствителен и жалостливый. Его глазами читатель узнает в подробностях о болезни, финансовых трудностях и бедах, прошлом Матрены. При этом авторская позиция и рассказчика прозрачна. Они с огромным сочувствием относятся к героине рассказа, желая ей лишь добра, страдая от того, что женщина стала изгоем среди местных жителей. Игнатич - доброжелательный, умеет ценить заботу и доброту, самокритичен и совестлив. После гибели Матрены он укоряет себя за то, что оскорбил ее. Умеет анализировать поступки свои и посторонних людей, насквозь видит корыстные цели в приезде родственников Матрены.

Таким образом, через образ рассказчика А. И. Солженицын раскрыл драматизм, нелепость уклада того времени. Автор рассказа описал представителя из простого народа как многострадального, трудолюбивого, выносливого человека.

Вариант 2

А.И. Солженицин является автором рассказа "Матренин двор". Он передает судьбу России, судьбу ее народа через рассказчика - Игнатича.

Игнатич бывал на войне, после лагеря приехал в деревню налаживать спокойную жизнь, которую так желал. Герой был в лагере десять лет, за эти года он привык есть всего два раза в сутки, носит телогрейку и не очень любит людей в шинели.

Приехав в деревню, он селится у Матрены, которая жила одна (ее судьба также нелегка), женщина была рада принять постояльца - избавилась от одиночества, ей стало за кем ухаживать, кому готовить. Главный герой находит в ее доме то, о чем мечтал долгие годы: спокойствие, налаженный быт. У них много общего - на их судьбу выпало множество горьких испытаний. В это время в деревни было плохо с едой, но ни Игнатич, ни Матрена не думали об этом, для них главное было не материальное, а духовное. Оба остались один.

Игнатич решил не покидать родную Россию, приехал в совершенно чужую деревню, чтобы дожить свои годы в умиротворении, может даже найти счастье.

Матрена - женщина простая, поэтому главный герой так легко находит с ней общий язык. Она не пытается показать себя с лучшей стороны, не стесняется употреблять устаревшие слова, которые крепко вцепились в ее речь.

Игнатич замечает в Матрене то, что не видят ее родственники или соседи. Ее доброту, человечность и милосердие, бескорыстную помощь другим, отсутствие зависти.

После смерти Матрены главный герой чувствует вину за то, что не удалось ему раскрыть всю сущность героини. Ведь он не пытался ее ценить и уважать, только заметил ее честность и отдачу другим людям. Герой отмечает, что Матрена - праведница, на которой держалось все село, она как могла помогала окружающим, отдавая всю себя.

Игнатич - собирательный образ того времени. Его судьба типична - война, лагерь, безысходность и поиски родного уголка в России. После всех пройденных испытаний он сумел сохранить в себе любовь, человечность. Главный герой не опускает руки и продолжает жить, у него есть вера в лучшее. Игнатича не сломала суровая жизнь в лагере (не были раскрыты причины, по которым он попал в это место), жестокая война, он остался русским человеком, который и характеризует ту Россию.

Сочинение на тему Игнатич

«Матренин двор» - рассказ Александра Ивановича Солженицына, содержащий автобиографические сведения о писателе. В произведение отражены трудные 50-е годы двадцатого века, послевоенное время. Одним из главных героев рассказа является Игнатич.

Игнатич – рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он был на фронте, после войны провел около десяти лет в лагерях. Летом 1956 года Игнатич вернулся в Россию из пыльной горячей пустыни, которая стала его обителью на долгие годы. Герой мечтает о тихой спокойной жизни вдали от городской суеты где-нибудь в средней полосе страны. Сначала его направляют в местечко под название Высокое Поле. Но герою не нравится там: в избах не пекут хлеб, а все съестное жители привозят из областного города.

Дальше по распределению герой попадает в деревню Тольново, которая находится вблизи железной дороги. В здешней школе Игнатича назначают учителем математики, чему он очень рад. Рассказчику нравится местность, он становится постояльцем Матрены Васильевны Григорьевой. Большинство домов в Тальново не были разделены внутри стенами, также как и домик Матрены. Поэтому постоялец жил с женщиной в одной комнате.

Лагерное прошлое прослеживается во всех поступках и желаниях Игнатича: он стремится уйти от посторонних глаз, не терпит любого вмешательства в свою жизнь. Немногословный Игнатич и Матрена быстро поладили, да и с ней нельзя было не поладить. Она всегда и во всем стремилась помогать людям, и никогда не просила ничего взамен за свою помощь. Матрена не расспрашивала Игнатича о его прошлом, за что он был ей благодарен. Однажды он сам сказал ей, что провел много лет в тюрьме. На что Матрена ответила, что догадывалась об этом.

Игнатич, многоопытный и ученный, как и многие по-настоящему оценил Матрену только после ее смерти. Тихая и услужливая, она старалась строить со всеми хорошие отношения, не отказывала в помощи. В последний день жизни Матрены, Игнатич рассердился на нее за то, что она по ошибке надело его телогрейку. Впоследствии, когда герой понял, что никогда больше не увидит Матрену, ему сделалось очень совестно за это.

В образе Игнатича отражен характер человека, ищущего уединенности и спокойствия. Непростая жизнь научила его ценить доброту в людях, которую он и находит в Матрене.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Рассказчика в рассказе Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные

Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.

Память . Это не просто часть истории. Память ‒ это наша совесть, боль, наша гордость. А благодаря бессмертному полку мы можем узнать о неизвестных героях, внести сведения о тех, кто остался без внимания.

План был простой. Небо без луны и звёзд будет чёрным и ничто оттуда не будет освещать землю. Так и получилось.

Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.


Игнатич – рассказчик и автобиографический персонаж в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор», постоялец Матрены. Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не взяли, то теперь он пытался устроиться в любую сельскую школу учителем математики.


По характеру Игнатич – человек замкнутый и малообщительный. Однако с Матреной он сразу поладил, так как она была тихой и услужливой. Узнав о ее нелегкой доле, он жалел ее. Но по достоинству он оценил героизм этой женщины только после ее смерти. Он понял, что именно на таких как она держались села, города и вся наша земля. Именно рассказчику Игнатичу принадлежат слова: «Не стоит село без праведника».

Матрёна

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич. После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.


Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.


Фаддей

Фаддей Миронович – один из персонажей рассказа «Матренин двор», бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила. Её выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей. Он от злости чуть не зарубил топором Матрену и брата, но вовремя одумался.

Ефим хорошо относился к Матрене, никогда не бил, как другие деревенские мужики своих жен. Фаддей нашел себе жену, которую также звали Матреной. Он в отличие от брата бил жену, а та ходила жаловаться Матрене Васильевне. У Фаддея со «второй» Матреной было шесть детей, а у Ефима и «первой» Матрены дети умирали. Тогда Матрена взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Она ее растила десять лет как родную, выдала замуж за машиниста из Черусти и завещала после смерти часть своей избы.

Фаддей отличался жестокостью и горячностью. Он не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать у нее сруб для Киры с мужем. Тем как раз дали земельный участок под дом. Матрене было жаль рубить дом, в котором она прожила сорок лет, но она согласилась. Так, Фаддей спровоцировал гибель Матрены. Она умерла под колесами поезда, помогая родственникам переносить частями свой дом. Фаддей даже не явился на ее поминки.

Эпизодический персонаж, муж Матрёны, пропал без вести на войне.

Вторая Матрёна


Эпизодический персонаж, жена Фаддея и мать Антоши. Когда главная героиня Матрёна вышла за Ефима, брата Фаддея, то он решил найти себе непременно жену также по имени Матрёна, что и сделал, приведя её из Липовки.

Торговка молоком

Эпизодический персонаж, первая женщина, которую встретил Игнатич на станции Торфопродукт. Он купил у неё молока, а после разговора, она решила помочь ему найти комнату в деревне.

Григорьев Антошка

Эпизодический персонаж, сын Фаддея и второй Матрёны, ученик из 8-го "Г", учителем у которого был Игнатич. Учился очень плохо, однажды даже Фаддей пришёл за него просить у Игнатича.

Эпизодический персонаж, дочь второй Матрёны и Фаддея, которую воспитывала Матрена Григорьева. Иногда помогала Матрене Григорьеве продуктами. Именно при перевозке сруба горницы для Киры погибла Матрена Григорьева.

Эпизодический персонаж, подруга Матрены Григорьевой.

Горшков

Эпизодический персонаж, председатель колхоза, который продал много гектаров леса в Одесскую область.

Жена председателя Горшкова

Эпизодический персонаж, была решительная и с грозным взглядом. Приходила к Матрёне звать её на работу для помощи в колхоз.

В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку. Обретя свободу, стремится уехать в провинциальную глушь, где было бы не обидно жить и умереть. Он мечтает о месте, не изуродованном цивилизацией, ища покоя и тишины.

В этих поисках он устраивается на работу учителем математики в поселке Торфопродукт. Узнав название поселка, вспоминает Тургенева, который воспел великий и могучий русский язык, помогающий вынести все то, что творилось на родине. Но как ему нравится мурлычущий говор Матрены, к которой он устраивается постояльцем в соседней деревне Тальново. Его устраивает незатейливый уклад жизни его хозяйки.

Он неприхотлив в быту, привык питаться как на фронте дважды в день скудной пищей, приготовленною в печи из «картови необлупленной» или «картонного» супа. Спит на мешке, набитом соломой, укрывшись делившей его тяготы телогрейкой. Делит свое жилище с другими обитателями избы: мышами и тараканами. Их шуршание по ночам за обоями напоминает ему таинственный шум океанского прибоя. После пережитого Игнатич ценит другое: уединение и ненавязчивое присутствие Матрены, простую заботу, ее интересные, порой даже изумляющие своей трагичностью или житейской несправедливостью, рассказы, в которых он чувствует суть настоящего, народного, почти былинного. И радуется отсутствию горлопанящего о народных достижениях радио. Ему не приятно вторжение чужих в его жизнь. Оттого пугает ночной визит людей в шинелях. Игнатич понимает, что это сулит беду.

Общаясь с Матреной, не перестает удивляться ее терпению, схожему с христианским смирением, способности не таить зла, умению радоваться. Тем более, что самую большую радость ей приносила работа. Он понимает, что она удивительный человек, хотя деревенские считали ее дурочкой: хозяйством не обзаводится, денег за работу не берет. Но только после трагической гибели Матрены к нему приходит осознание праведности ее жизни, потому что грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки, которая хоть мышей давила. И винит себя за то, что укорит Матрену за свою испачканную телогрейку.

То, о чем повествует Игнатич, созвучно с творчеством многих писателей. Само имя Матрена, ее загубленная жизнь, трудолюбие, бескорыстие напоминают судьбу некрасовских героинь. Особенно красноречивы эпизоды с конем и ее поведением на пожаре.

Наблюдательность рассказчика подсказывает, что у него есть и другое предназначение, хотя по сюжету он просто учитель. Он исследователь «нутряной» России. А ночные бдения и занятия, которым старалась не мешать Матрена, подсказывают, что он еще и писатель. Это затворничество напоминает пушкинские образы: покой, уединение, ветхую избушку и старушку.

Сочинение на тему Рассказчик Игнатич

Игнатич, в произведении Солженицына «Матренин двор», является автобиографичным персонажем. Историю его жизни можно уловить из различных кусочков текста. Он постоялец Матрены, являющейся главной героиней рассказа. Мужчина одинок, и хоть в произведении не указан возраст, по его собственным цитатам можно понять, что у него была довольно насыщенная жизнь.

У главной героини он оказывается потому, что хотел затеряться на своей родине, спрятавшись от всех в какой-нибудь глуши. Когда-то, пусть указано это было лишь намеками, герой служил на фронте. От тех времен в нем остались привычка есть дважды в день и опаска людей в форме, приходящих в позднее время. На десять лет герой был сослан в солнечный, пустынный и жаркий Казахстан. После фронта мужчина долгое время сидел в тюрьме. Однако, причину рассказчик так и не назвал.

Рассказчика Игнатича, Матрена зовет его Игнатьичем, вполне устраивает быт и условия жизни главной героини. При поиске достаточно тихого места он прибыл в Торфопродукт, где милая дама подсказала ему путь к тихой деревушке под названием Тальново. Именно там Игнатич и решил обосноваться.

Он был преподавателем математики, а потому получал достаточно, чтобы снять хорошее жильё, однако сделать это было не так-то просто. Наконец, он поселился на окраине в доме милой и тихой старушки. Матрена не мешала своему квартиранту по вечерам и не донимала вопросами. Это нравилось мужчине, и привело к тому, что главные герои хорошо сдружились. Матрена стала для рассказчика родным человеком и когда ее не стало, он переживал это довольно остро.

Игнатичу пришлось переехать к ее золовке. Но он не переставал вспоминать Матрену. Как пытался сделать ее фото, а она менялась в лице. Только после того, как старушки не стало рассказчик понял, насколько она была важна для села.

Этот мужчина – человек спокойный, совестливый и чистосердечный. Игнатич не любит лгать и ответственно относится к своей работе. Любящий тишину, он сам обронил фразу о том, что хотел бы жить в деревне подальше от железной дороги, и постоянно слушать эту тишину и покой.

Вариант 3

Сам автор Солженицын видел много трагических событий, которые случились на заре 20 столетия. В качестве писателя он волновался за судьбу народа и всей России.

Чтобы изобразить влияние тоталитаризма на обычного человека, писатель написал рассказ «Матренин двор». Главным героем творения является рассказчик Игнатич. Автор не дает полного описания рассказчику. Обратив внимания на детали в рассказе, можно догадаться, что рассказчик вынес многое. Он участвовал в войне, на себе испытал пытки и жизнь в лагере. Игнатич питался всего 2 раза в день, даже после окончания войны. Он не мог терпеть ночные посещения людей в военной одежде. Рассказчик принял решение спрятаться в России и случайно попал в дом к Матрене. Игнатич искал душевную гармонию и покой. Он хотел полностью отдалиться от общества, которое исковеркало его судьбу. Он стал избегать железной дороги, отказывался слушать радио и читать новости, связанные с правительством.

У Матрены рассказчик находит то, что искал долгие годы. Он приобрел людей, родственных по душе. Герой приобрел успокоение и рассказал Матрене о жизни, проведенной в тюрьме. Их роднили трагическая судьба и нравственные отношения. Как и Матрена, Игнатич воспринимал пищу как средство существования. Он постоянно испытывал чувство одиночества как героиня.

Также рассказчик нашел общее сходство в манерах разговора и речи. Речь женщины была наполнена старыми народными словами и диалектной лексикой. Матрена была простой русской крестьянкой. Рассказчик употреблял народные слова с использованием просторечия и диалекта.

Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор

Несколько интересных сочинений

Если бы несколько лет назад кто-нибудь спросил бы: что такое социальные сети или интернет? Любой человек затруднился бы ответить на этот вопрос. Сейчас же, что такое интернет известно каждому. И я думаю, в наше время на этот вопрос любой сможет дать ответ

И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.

Сила воли – это качество характера, дающее возможность человеку достигать поставленных целей и не отступать перед трудностями. Достижение больших высот невозможно без приложения больших усилий, умения преодолевать неудобства и лишения.

Мой папа всегда говорил, что нужно трудиться, так как труд облагораживает человека. Я стараюсь не бездельничать, а всегда заниматься какими-либо делами. Сейчас все силы уходят на учебе, это очень важно

Перемены делают жизнь человека разнообразной, способствуют росту и движению вперёд. Человек не может жить без перемен. Однообразная жизнь наводит тоску и печаль.

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

П. Проверка домашнего задания.

Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» - это разные оценки. То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам , где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и , глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию- «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться : писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Игнатьич поселяется у Матрены

О нелегкой судьбе крестьянки расскажет «Матренин двор». Краткое содержание поможет погрузиться в атмосферу повествования и прочувствовать сочетание простоты и силы, которое вложил в свой рассказ Солженицын. «Матренин двор» не только реалистичен, но и актуален в наше время.

«Матренин двор»: краткое содержание

С какой историей знакомит читателя произведение «Матренин двор»? Кратко его содержание можно изложить так:

Игнатич приезжает в деревню

Игнатич, от имени которого ведется рассказ, возвращается после жизни в азиатской пустыне в один из областных центров России. Он хочет работать учителем математики и получает направление в Торфопродукт — поселок, расположенный между торфяными низинами.

По пути рассказчик встречает женщину, которая отводит его в деревню Тальново. Здесь он снимает угол в доме Матрены Васильевны.

«Юшка»: краткое содержание и анализ произведения

Несмотря на отсутствие нормального питания и наличие в доме всякой живности (кошки, мышей и тараканов), Игнатич принимает решение остаться.

Игнатич в поисках жилья и работы

Игнатич в поисках жилья и работы: YouTube/MyBook

Какой была Матрена: «Матренин двор»

Постоялец заметил, что хозяйка периодически болела. Она несколько дней лежала в постели, а подруга Маша приходила за ней присмотреть. Фельдшер наведался только один раз, но до обследования и лечения дело не дошло.

Игнатич узнал, что:

  • В молодости Матрена носила тяжелые мешки, а однажды ей довелось остановить коня на скаку. При этом ее пугал пожар, молнии и поезда.
  • Особой религиозностью женщина не отличалась, но святую воду на Крещение в церкви брала. Только в этом году ее котелок украли.
  • Долгие годы она не получала денег: жила без пенсии, а в колхозе работала за трудодни.

«Очарованный странник»: краткое содержание и анализ

Несправедливость окружала Матрену: она была больна, но не имела статуса инвалида; всю жизнь трудилась в колхозе, не могла предоставить документы о стаже мужа, который умер 15 лет тому, чтобы получить пенсию по его утрате. Огород новый председатель урезал до 15 соток неплодородной песчаной земли. Тем не менее она успевала заниматься хозяйством и своим, и соседям помогала бесплатно.

Матрене удалось оформить пенсию, и жилец принес доход. Ей удалось к зиме купить валенки и пальто, а в подкладку женщина зашила 200 рублей на организацию собственных похорон.

О молодости Матрены

Молодость Матрены

Молодость Матрены: YouTube/MyBook

Однажды Игнатича посетил Фаддей Григорьев с просьбой поставить хорошую оценку сыну — самому злостному двоечнику в классе. Учитель отказал, а вечером услышал от своей хозяйки такую историю:

«Тамань»: краткое содержание и анализ произведения

  • Матрена собиралась замуж за Фаддея, но не дождалась его после Первой мировой войны.
  • Три года он был в плену, а девушка тем временем стала женой его младшего брата Ефима. У них родилось шестеро детей, но не выжил ни один.
  • Когда Фаддей вернулся, то был в ярости, но простил брата и несостоявшуюся невесту. Он нашел девушку по имени Матрена и женился на ней.
  • Ефим пропал на фронтах Второй мировой войны.
  • Когда Матрена осталась одна, то взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. Девушка уже создала свою семью с молодым машинистом и осталась единственной родственницей, которая помогает старухе.

Трагическая развязка

По завещанию Кире принадлежала горница Матрениного дома. Когда мужу девушки выделили землю, возник вопрос о строительстве, однако не было бревен. Фаддей уговорил Матрену разобрать горницу и отдать молодым стройматериалы.

«Конь с розовой гривой»: краткое содержание и анализ

Дальше события сложились так:

  • За бревнами приехал трактор с прицепом. Все колодки на нем не поместились, поэтому соорудили сани, которые привязали к трактору.
  • Выпив самогона на дорогу, тракторист с сыновьями Фаддея отправился отвозить бревна, а Матрена решила ехать с ними.
  • На железнодорожном переезде вторые сани развалились, Матрена помогала сыновьям Фаддея их вытащить.
  • В ночной мгле суетившиеся люди, в том числе и Матрена, были раздавлены двумя сцепленными паровозами, которые ехали с выключенными фарами.

Сразу же после похорон хозяйство Матрены перешло ее сестрам, которых раньше никто никогда не видел. Фаддей забрал сарай. Пока разбирали небогатое имущество, только Кира искренне скорбела по погибшей.

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

Когда Игнатич поселился у Матрениной родственницы, то услышал о ней рассказ как о плохой и нечистоплотной хозяйке, что она бесплатно всем помогала и не знала мужниной любви.

Игнатич слушал все это, и вспоминалась ему чудесная женщина, открытая и общительная, которая думала о людях больше, чем о вещах, бесплатно помогавшая всем вокруг, потерявшая мужа, похоронившая детей.

Пословица говорит, что не стоит село без праведника. Таким праведником и была Матрена, да только никто из окружающих ее людей этого не понял.

«Матренин двор»: анализ произведения

«Матренин двор» — рассказ, в рамках которого крестьянский двор с его проблемами раздвигается до масштабов всей страны, а идеи нравственности тесно переплетаются с общечеловеческими проблемами. Анализируя произведение, обратите внимание на такие моменты:

«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

«Матренин двор»: история создания

Это автобиографический рассказ Солженицына. После ссылки писатель, как и его рассказчик, был учителем в деревне Мильцево. Он арендовал комнату у Матрены Васильевны Захаровой.

Ему довелось лично видеть все тяготы крестьянской жизни, познакомиться с бытом и несправедливостью того времени. Все увиденное и легло в основу произведения.

Судьба Матрены

Судьба Матрены: YouTube/MyBook

О жизни и труде русского народа, его отношениях с властью написал свой рассказ Солженицын:

  • Всю жизнь человек может отдать труду, не уделяя времени себе и своей личной жизни, и не получить ничего. Такой была судьба Матрены, которой оказалась не положена даже пенсия.
  • Ярко описал автор то, какой степени достигла бюрократия, как долго нужно ходить и получать разные справки по тем или иным вопросам. Равнодушные чиновники то и дело ставят не те печати, подписи, штампы, они далеки от проблем людей.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Но и жителей деревни автор изобразил вовсе не в хорошем свете. Для них на первом месте собственное обогащение, а не нравственные ценности:

  1. Таким показан Фаддей, разбирающий часть дома при жизни Матрены. Не похоронив сына (погиб вместе с героиней), отправляет людей забрать бревна с переезда.
  2. Подруга Матрены Маша приходит в дом после ее смерти за обещанной вещицей.
  3. Внезапно появившихся родственников Матрены волнует только наследство.

Пожалел ли кто-то Матрену? Нет, только посмеялись над ее добротой и праведностью. Ослепленные алчностью и жадностью односельчане не смогли понять и оценить ее чистую жизнь.

Композиция

Композиционно рассказ состоит из трех глав, события в которых описываются от лица постояльца Матрены:

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

  • Вначале он рассказывает о собственных мытарствах и поисках работы учителя, о том, как попал в деревню и нашел двор, в котором остался на постой.
  • Вторая глава посвящена нелегкой судьбе Матрены, которая даже в юности не видела счастья. Описываются тяготы ее жизни, повседневные труды и заботы. При этом показано, что, несмотря на все муки и горе, женщина не стала злой, ее душа не очерствела. Матрена осталась трудолюбивой и бескорыстной, доброжелательной и миролюбивой. Погибает она, когда пытается помочь родственникам.
  • В последней главе описаны события, которые последовали за смертью Матрены: бездушие родственников и знакомых, которые собрались, чтобы разделить имущество погибшей, да еще и осудить ее образ жизни.

«Алые паруса»: краткое содержание и анализ

«Матренин двор»: герои

Солженицын прекрасно выписал характеры, создавая «Матренин двор». Персонажи рассказа таковы:

  • Рассказчик Игнатич — мужчина средних лет, бывший заключенный, школьный учитель.
  • Одинокая женщина Матрена Васильевна Григорьева около 60 лет. Ее лицо озаряет лучезарная улыбка, она проста и честна, бескорыстна, доброжелательна, всегда готова прийти на помощь окружающим.
  • Подруга Матрены Маша. В память о детской дружбе она помогает подруге во время приступов болезни.
  • Старик Фаддей Григорьев. Высокий и черноволосый мужчина, для которого характерна жадность, вспыльчивость, жестокость.
  • Младшая дочь Фаддея Кира. Ее воспитывала Матрена, девушка выросла доброй и заботливой.

«Матренин двор»: жанр

Этот рассказ называют монументальным, так как в нем описана простая русская женщина, которая стала олицетворением общечеловеческих ценностей. Направление произведения — реализм.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Ярко и смело выразил Солженицын свои мысли в этом рассказе. «Матренин двор», краткое содержание которого знакомо всем школьникам, после выхода в свет вызвал бурные споры советских критиков.

Читайте также: