Естественно научный профиль какие профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах. Одним из профилей является естественно-научное направление, ориентированное на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии.

Естественно-научный профиль способствует развитию исследовательского интереса и формированию основ математического мышления. Даёт комплексное представление о современном состоянии естествознания и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, связанные с изучением наук о жизни.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» естественно-научный профиль доступен уже с пятого класса.

Какие предметы входят в естественно-научный профиль

Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение:

  • химии,
  • биологии,
  • математики,
  • иногда физики или информатики.

В текущих ФГОС на этот счёт нет строгих указаний, даны лишь рекомендации. Школы самостоятельно формируют учебные планы и перечни дисциплин. Например, поскольку физика необходима для поступления на химические факультеты, в некоторых образовательных организациях она включается в естественно-научный профиль.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» существует шесть образовательных маршрутов. Они позволяют изучать не только базовые школьные предметы, но и профильные, а также готовиться к олимпиадам и экзаменам.


В нашем естественно-научном маршруте упор делается на биологию, химию, физику и математику. Если в пятом классе в программу входит только биология, математика и физика, то уже с седьмого класса добавляется химия. А в старших классах — ещё и подготовка к Всероссу, вузовским олимпиадам, «Физтеху», «Росатому», «Ломоносову», «Покори Воробьёвы горы!» и другим топовым конкурсам.

Кому подходит естественно-научный профиль

Если школьник с детства интересуется природой и медициной, лечит кошек и собак, то естественно-научный профиль для него.

Естественно-научный профиль подойдёт школьнику, который:

  • Обладает исследовательским интересом. Если ребёнок любит докапываться до сути, узнавать новое и находить взаимосвязи — это поможет в учёбе.
  • Любит читать и способен запоминать большое количество информации. Это нужно на любой специальности. Но в химии, биологии, физике и математике — особое количество формул и терминов. Без умения обрабатывать массивы информации будет сложнее.
  • Обладает аналитическим складом ума. Часто больным местом становятся задачи и подсчёты. Если у ребёнка математическое мышление — это плюс.
  • Любитучиться на практике, а не только за партой. На университетском уровне студента ждут полевые практики, многочасовая работа с оптикой и химическими веществами на практикумах.


Куда можно поступить

Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях.

Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:

  • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Маша Журавлёва недавно делилась опытом подготовки.
  • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты.
  • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей.
  • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки.
  • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН.
  • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков.

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике;
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий;
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий.


Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы;
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота.

Что в итоге

Естественно-научные специальности продолжат быть востребованными — познание окружающего мира не прекратится никогда. Уверенное знание химии и биологии открывает многие двери — от ветеринарного дела до ландшафтной архитектуры.

  • химия,
  • биология,
  • математика,
  • физика.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» делать упор на эти дисциплины можно уже с пятого класса. Ребёнок, погружённый в специальность со средней школы, будет конкурентоспособнее и уверенней сверстников.

Словосочетание «науки о Земле» звучит как что-то очень масштабное. Так и есть: у любителей естественных наук есть много вариантов для будущих профессий. На какие естественно-научные специальности можно поступить и в какие вузы?

В этой статье:

Какие науки называют естественными?

Это те науки, которые изучают природу. К ним относят физику, химию, географию, геологию, экологию и астрономию. С течением времени образовались смежные науки, сочетающие в себе две или три: астро-, био-, геофизика, био- и геохимия, почвоведение и другие. Таких наук на данный момент огромное множество.

Именно естественные науки позволяют применить на практике все те знания, которые мы получаем на школьных уроках физики, биологии, географии и химии. И никто не сможет сказать, что они были бесполезными.

Естественно-научные специальности в вузах

Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?

В приказе о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат:

Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят:

  • Прикладные математика и физика (03.03.01)
  • Физика (03.03.02)
  • Радиофизика (03.03.03)

В этом же разделе есть химия, куда входят:

  • Химия (04.03.01)
  • Химия, физика и механика материалов (04.03.02)

Здесь же находятся и науки о земле:

  • Геология (05.03.01)
  • География (05.03.02)
  • Картография и геоинформатика (05.03.03)
  • Гидрометеорология (05.03.04)
  • Прикладная гидрометеорология (05.03.05)
  • Экология и природопользование (05.03.06)

Биологические науки:

  • Биология (06.03.01)
  • Почвоведение (06.03.02)

Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:

  • Лесное дело (35.03.01)
  • Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (35.03.02)
  • Агрохимия и агропочвоведение (35.03.03)
  • Агрономия (35.03.04)
  • Садоводство (35.03.05)
  • Агроинженерия (35.03.06)
  • Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (35.03.07)
  • Водные биоресурсы и аквакультура (35.03.08)
  • Промышленное рыболовство (35.03.09)
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10)
  • Гидромелиорация (35.03.11)

Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:

  • Ветеринарно-санитарная экспертиза (36.03.01)
  • Зоотехния (36.03.02)

На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:

Электроника, радиотехника и системы связи:

  • Радиотехника (11.03.01)
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02)
  • Конструирование и технология электронных средств (11.03.03)
  • Электроника и наноэлектроника (11.03.04)

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:

  • Приборостроение (12.03.01)
  • Оптотехника (12.03.02)
  • Фотоника и оптоинформатика (12.03.03)
  • Биотехнические системы и технологии (12.03.04)
  • Лазерная техника и лазерные технологии (12.03.05)

Ядерная энергетика и технологии:

  • Ядерная энергетика и теплофизика (14.03.01)
  • Ядерные физика и технологии (14.03.02)

Физико-технические науки и технологии:

  • Техническая физика (16.03.01)
  • Высокотехнологические плазменные и энергетические установки (16.03.02)
  • Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (16.03.03)

Химические технологии:

  • Химическая технология (18.03.01)
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (18.03.02)

Промышленная экология и биотехнологии:

  • Биотехнология (19.03.01)
  • Продукты питания из растительного сырья (19.03.02)
  • Продукты питания животного происхождения (19.03.03)
  • Технология продукции и организация общественного питания (19.03.04)

Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

В каких вузах лучше всего изучать естественные науки?

Рейтинговое агентство RUR начиная с 2017 года публикует список лучших вузов. Мы выбрали топ-10 вузов из области естественных наук за 2020 год:

Естественно-научные специальности целесообразно разделить на два больших раздела:

  • химические и биомедицинские науки;
  • науки о Земле.

Химические технологии

Химия в чистом виде – это скорее теоретическая дисциплина. Если же говорить о более востребованном рынком труда прикладном значении, то речь пойдет о химических технологиях, которые лежат на стыке физики, химии и математики. Главная цель – это превращение химического сырья или материала в более удобные для использования формы. Химические технологии также нацелены на открытие и создание новых ценных материалов и методов. Люди, работающие в этой сфере, называются химиками-инженерами или химиками-технологами.

Химики-инженеры создают то, чем мы пользуемся в обычной жизни. Спектр отраслей, в которых можно работать, окончив соответствующую специальность, таков:

  • Очистка воды и сточных вод;
  • Нефтепереработка и производство нефтепродуктов;
  • Производство электроэнергии;
  • Производство напитков и продуктов питания;
  • Производство косметики и текстиля.

Химическая и биофармацевтическая отрасли относятся к числу наиболее бурно растущих во всем мире.

Биомедицинские технологии

Биомедицину можно определить как прикладное направление, в котором инженерные принципы и технологии применяются к медицине. Чтобы добиться успеха в этом направлении, специалист должен быть хорошим инженером, который к тому же прекрасно разбирается в медицинских и биологических науках.

Это довольно молодая область знаний, поэтому большая часть работы биомедицинского инженера (или биоинженера) заключается в научных исследованиях и развитии в таких областях, как биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование и т.д. В качестве примера результатов такой работы можно привести разработку и создание биосовместимых протезов, диагностического и медицинского оборудования и новых лекарственных средств.

Фармацевтика

Отдельно стоит сказать о фармацевтике, которая направлена на открытие, разработку, создание и продажу медикаментов. Крупные фармацевтические компании нанимают на работу людей с самыми разными качествами и образованием, но чаще всего это биологи и химики. Прекрасным кандидатом будет человек с двумя образованиями – первым биологическим или химическим, а вторым – в области менеджмента, маркетинга, юриспруденции, финансов и т.д. Новому медицинскому препарату необходимо в среднем 12 лет, чтобы пройти все тесты и испытания и выйти на рынок – можно себе представить, сколько самых разных специалистов задействовано в этом.

Науки о Земле

Науки о Земле охватывают очень большое количество самых разных специальностей, которые изучают историю и будущее Земли, климатические изменения, экологические проблемы, обеспечение населения продуктами, водой и энергией, сохранение природных ресурсов и многое другое.

Самыми динамично развивающимися направлениями здесь являются менеджмент в энергетике и утилизации отходов, а также устойчивое развитие. Перечисление отраслей, в которых могут работать геологи, географы, экологи и другие смежные специалисты, отнимет немало времени. Достаточно лишь сказать, что такой список начинается авиацией и археологией и заканчивается ядерной физикой.
Можно также перечислить наиболее важные задачи, которые сегодня решают специалисты в области наук о Земле:

  • развитие использования возобновляемых источников энергии – Солнца, ветра, воды и др.
  • прогноз развития планетарных систем;
  • поиск новых месторождений природных ресурсов (вода, нефть и металлы);
  • сохранение почв и сельскохозяйственной продуктивности;
  • сохранение качества водных ресурсов;
  • уменьшение последствий природных катастроф (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы, сели и цунами);
  • определение баланса между общественными нуждами и сохранением экосистем;
  • понимание и предсказание поведения климатических систем.

Геология

Геология – одна из основных наук о Земле. Геологи работают с материалами, из которых состоит наша планета, изучают ее структуру и процессы. Геологи также изучают изменения, происходившие на Земле в разные эпохи. Геологи занимаются поиском природных ресурсов, изучают катастрофические явления.

Метеорология

Метеорологи изучают атмосферу и влияние процессов в ней на изменение погоды и климата. Это сугубо практическая наука, изучающая также влияние деятельности человека на климат.

Океанология

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане. Океаны покрывают большую часть планеты и являются источником многих ресурсов, в том числе и энергетических. Океаны также оказывают решающее влияние на климат.

Отдельным направлением наук о Земле являются экологические специальности, лежащие на стыке многих дисциплин и переживающие сегодня небывалый подъем. Хороший эколог должен разбираться в химии, физике, биологии и геологии, а часто также и в экономике, социальных и политических науках.

Узнайте больше информации от представителей вузов лично

Как видно, специализаций по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.


Естественные науки переживают масштабный этап своего развития. Спасибо достижениям прошлого века. Хорошее знание биологии или химии сейчас — это отличный шанс получить востребованную специальность. Агентство STAR Academy составило список профессий, которые нам понадобятся в уже наступившем будущем.

1. Биохимик и биофизик

В сфере биотехнологии и биомедицине можно заниматься фундаментальными или прикладными исследованиями. Первые проводятся не для какого-либо применения, основная цель — расширение человеческих знаний.

Прикладные исследования направлены на решение конкретной проблемы: разработку продуктов или процессов, которые улучшат жизнь людей. Здесь впечатляющий разброс тем и 101 перспектива найти интересную сферу.

Например, в медицине биохимики и биофизики готовят тесты, используемые для выявления инфекций, генетических расстройств и других заболеваний. В сельском хозяйстве они исследуют пути генетического проектирования сельскохозяйственных культур, чтобы те были устойчивы к засухе, болезням, насекомым и другим бедствиям. Можно также углубиться в изучение альтернативных видов топлива, таких как биотопливо, например.

Где учиться: The University of New Hampshire, США.

2. Генетический консультант


Это достаточно молодая профессия с захватывающими перспективами. Генетические консультанты оценивают геном своих клиентов и сообщают им о риске передачи генетического заболевания или передачи инвалидности потомкам. Они могут также работать со взрослыми, которые обеспокоены возможностью получить болезни родителей.

Генетические консультации пока по-прежнему недёшевы и не везде проводятся. Но технологии ДНК-анализа становятся всё более доступными, а возможности трудоустройства растут, особенно быстрыми темпами в Америке и странах Европы. Хорошие консультанты должны уметь количественно мыслить, чтобы оценить вероятность различных исходов, основанных на генетической предрасположенности пациентов.

Где учиться: La Trobe University, Австралия.

3. Аналитик по изменению климата

Аналитики по изменению климата оценивают научные данные и исследования климата. Это информация об атмосферной температуре, состояниях океана, ледовых массивов и парниковых газах. Они используют данные о климате для создания математических моделей и прогнозирования того, что будет происходить с климатом Земли в будущем. И какими от этого будут экономические и физические последствия в ближайшие 50 лет для природных экосистем и цивилизаций.

Можно сказать, что учёные-климатологи — это такие невидимые Бэтмены, которые своими графиками и презентациями информируют общественность о грядущих глобальных изменениях. Как связаны между собой парниковые газы и температура? Что станет с мировым сельским хозяйством? Население Земли становится всё больше, а природных ресурсов всё меньше.

Будет ли через несколько десятилетий нас ждать голод? Если школьника интересуют такие вопросы, это хорошая причина присмотреться к данной специальности.

Где учиться: Thompson Rivers University, Канада.

4. Биоэтик


Вопросы, касающиеся этических, правовых и социальных последствий достижений в области биотехнологии и биомедицины, всё чаще звучат в развитых странах мира. Это настоящие дилеммы, связанные с правом, обществом, культурой, государственной политикой, философией, религией, экономикой и историей.

Учёные, поставщики медицинских услуг и разработчики сталкиваются с тем, что просто не знают, с какой стороны подобраться к вопросам трансплантологии, клонирования, искусственного интеллекта, генных модификаций. Научно-технические достижения намного опережают нашу способность понимать или принимать ключевые решения по этим вопросам. Так что очень скоро без биоэтика не обойдётся ни одно медицинское учреждение.

Где учиться: University of Toronto, Канада.

5. Иммунолог

Иммунология изучает иммунитет. Недавние исследования показали, что наша иммунная система играет важную роль в развитии многих распространённых расстройств и болезней.

Эта дисциплина традиционно сосредоточена на наблюдении за ответными реакциями организма на инфекционные микроорганизмы с целью разработки эффективных вакцин. Но современная иммунология теперь охватывает больше аспектов, включая трансплантацию органов, опухолевую иммунологию и аутоиммунные заболевания.

Понимание роли иммунитета в профилактике заболеваний человека и того, какие недостатки иммунной системы могут привести к восприимчивости болезней, — залог успешной работы иммунолога. А в ближайшее время работы у него будет очень много.

Где учиться: Royal Holloway University of London, Великобритания.

6. Ботаник


Зачем сохранять тропические дождевые леса? Что можно сделать для улучшения устойчивого производства продуктов питания? Безопасно ли использовать генетически модифицированные культуры? Какие растения важны для медицины? Важные вопросы нашего времени.

Новые технологии расширяют использование растительных материалов для структурных целей, новых лекарств и видов топлива. Наука о растениях находится в приоритетных исследованиях, касающихся природы и последствий глобальных климатических изменений. И, к сожалению, с самой актуальной проблемой — как не утратить биоразнообразие земли.

Где учиться: Trinity College Dublin, Ирландия.

7. Химик-технолог

Чтобы понять масштабность этой специальности, можно просто перечислить, в каких областях они трудятся. Химики-технологи работают в фармацевтике, здравоохранении, строительстве, целлюлозно-бумажной, нефтехимической, пищевой, электронной промышленности. И это далеко не полный список.

Они улучшают методы обработки пищевых продуктов и методы производства удобрений, чтобы увеличить количество и качество доступных продуктов питания.

Они также создают синтетические волокна, которые делают нашу одежду более комфортной и водостойкой; разрабатывают методы массового производства лекарств, чтобы сделать их более доступными. И они создают более безопасные и эффективные методы переработки нефтепродуктов, делая энергетические и химические источники намного производительнее и экономически выгоднее.

В общем, если у ботаников что-то пойдёт не так, человечеству помогут химики.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:

  1. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования.
  2. Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных учебных планов.
  3. Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
  4. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:

  • профильные — предметы углубленного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
  • общеобразовательные базовые — предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения;
  • элективные — курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения в старшей школе.

Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • физика

Индивидуальный учебный проект

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

  • отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

  • по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Элективные курсы

  1. Дополнение содержания профильного курса;
  2. Развитие содержания одного из учебных предметов;
  3. Удовлетворение познавательных интересов школьников.

Отличие элективных курсов от факультативных

Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Читайте также: