Для профессии секретаря оптимальным по дж холланду будет тип личности

Опубликовано: 04.07.2024

34

Современный мир предлагает массу возможностей для реализации и успеха. Появляются новые профессии, требуются все новые навыки, искусство коммуникации становится все более и более важным. Подобное разнообразие может как помочь человеку устроиться в жизни, так и парализовать его способность действовать. В идеальном мире наши интересы соответствуют профессии. Но какая ситуация в реальности? Сложно провести исследования на эту тему, но вполне возможно, что большая часть населения земного шара чувствуют, что находятся не на своем месте.

В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей популярности. Рассмотрим эти типы личности.

Реалисты

Эти люди любят хорошо упорядоченную деятельность, наслаждаются работой с объектами, инструментами и машинами.

  • Хороши в обращении с техникой, но испытывают проблемы с коммуникацией.
  • Ценят конкретные и ощутимые вещи — деньги, власть, статус.
  • Избегают социальных ролей, которые требуют общения с людьми.

Распространенные черты: практичность, непреклонность, настойчивость, материалистичность.

Исследователи

Такие люди любят творчески исследовать мир или природу.

  • Являются людьми с высоким интеллектом, однако им не хватает лидерских навыков.
  • Ценят научный подход.
  • Избегают деятельность, которую считают светской, коммерческой и предприимчивой.

Распространенные черты: аналитичность, любопытство, пессимизм, интеллектуальность, точность, сдержанность.

Артисты

Артистические люди любят неструктурированную деятельность и используют самые разные материалы (реальные или нет) для создания произведений искусства.

  • Считают себя одаренными людьми.
  • Ценят эстетику.
  • Избегают традиционные виды деятельности и ситуации.

Распространенные черты: идеализм, запутанность, интроспекция, чувственность, непрактичность, инакомыслие.

Социальные люди

Такие люди любят саморазвитие, постоянную работу над собой, а также хотят просвещать других.

  • Воспринимают себя как полезных, понимающих и способных научить и помочь другим людям.
  • Ценят социальную деятельность.
  • Избегают деятельность, которая требует реалистических взглядов.

Распространенные черты: щедрость, терпеливость, эмпатия, тактичность, убедительность, желание сотрудничать с другими людьми.

Предприимчивые люди

Такие люди любят ставить перед собой организационные цели или получать экономическую выгоду.

  • Рассматривают себя как энергичных, популярных и великих лидеров и ораторов, однако им недостает научных знаний и подхода.
  • Ценят политические и экономические цели.
  • Избегают деятельности, которая требует исследовательского подхода.

Распространенные черты: экстраверсия, авантюрность, оптимизм, амбициозность, коммуникабельность, экстравагантность.

Традиционалисты

Такие люди любят вести записи, систематизировать, организовывать и анализировать информацию.

  • Рассматривают себя как людей, имеющих канцелярские и математические способности.
  • Ценят достижения в бизнесе и экономике.
  • Избегают неструктурированную и артистическую деятельность.

Распространенные черты: эффективность, практичность, сознательность, негибкость, оборонительность, систематичность.

Холланд расположил эти шесть типов в шестиугольник в зависимости от предпочтений в работе: люди, информация, объекты и идеи. Например, артисты и исследователи являются полными противоположностями предприимчивым людям и традиционалистам. Также он сделал вывод о том, что человеку будет гораздо проще найти себя в жизни и достичь успеха, если подобрать профессию по нраву.

Как использовать модель Холланда

Есть два пути правильного использования этой модели — найти профессию, соответствующую вашим предпочтениям как личности, или же изменить подход к нынешней работе для того, чтобы она полностью отвечала вашим желаниям и возможностям.

Определите свой тип личности

Пожалуй, в мире не существует людей с четким определением типа личности, однако вы можете выбрать один, к которому тяготеете больше всего. Определите, взаимодействие с кем или чем вызывает у вас неподдельную радость: с людьми, объектами, идеями или информацией.

Также можете спросить мнение близких людей: как они характеризуют вас? Иногда мнение со стороны может сильно помочь в объективной оценке.

Проанализируйте свою работу с точки зрения ваших интересов

  1. Запишите на лист бумаги, какие задания и обязанности лежат на вас в работе. Они подходят вашим интересам?
  2. В одну колонку поместите задания и обязанности, которые подходят, а в другую те, которые вам не нравятся и вызывают неудобство. Определите, подходит ли вам эта работа.
  3. Составьте список профессий, которые максимально соответствуют вашим интересам.

Установите цели для того, чтобы «выровнять» ваши интересы и обязанности

Установите временные рамки, во время которых вы либо переработаете свой подход к нынешней работе, либо разовьете навыки для будущей.

Помните, что это всего лишь модель и она не может охватить всю сложность вашей психики и мотивации. Развивайте новые навыки и занимайтесь саморазвитием, потому что лишь так вы сможете понять, каким потенциалом на самом деле обладаете. Желаем вам удачи!

Американский психолог Дж. Холланд предложил методику определения типа личности и подходящих для него профессий. Он утверждает, что успех в профессиональной деятельности зависит именно от соответствия типа личности и профессии. Не только особенности характера, но и окружение, в котором постоянно пребывает человек влияют на его поведение. И чем лучше человеку подходит его профессия, тем лучше он раскрывает свои способности.



По типологии личности Дж. Голланда есть шесть психологических типов людей, и каждый характеризуется определенными особенностями. Определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может наиболее успешно развиваться. Предлагаем вам ознакомиться с профессионально ориентированными типами личности по Дж. Холланду.

Реалистичный тип личности

Это, скорее, мужской тип. Такие люди предпочитают не романтические профессии с конкретными задачами. Личности такого типа часто работают водителями, инженерами, механиками, агрономами. Среди них практически не встретить руководителей. Несмотря на высокую степень эмоциональной зависимости, они могут добиться высот в спорте, физике и химии. Реалистичный тип личности редко задумывается о далеком будущем и строит планы, он полностью ориентируется лишь на сегодняшний день.

Интеллектуальный тип личности

Люди такого типа отличаются оригинальными аналитическими суждениями, они независимы от мнения окружающих, всегда имеют свою точку зрения. Часто выбирают для себя научную деятельность и преуспевают в ней. В частности, предпочитают заниматься географией, геологией, творческими профессиями, но и математиков среди интеллектуального типа немало. Эстетические ценности для таких людей всегда стоят выше, чем практические. Представители интеллектуального типа по Голланду – достаточно активные в повседневной жизни, но не любят чрезмерного общения с посторонними людьми, зачастую они – интроверты.

Социальный тип личности

Таких людей называют социальными консерваторами. Они обожают находиться в социуме, общаться, стремятся быть лидерами, могут похвастаться многочисленными знакомыми и друзьями. Представители социального типа достаточно просто адаптируются к жизненным обстоятельствам, но в тоже время они ранимые и чувствительные. Несмотря на общительность, социальный тип часто отталкивает окружающих людей своим стремлением поучать и воспитывать. Таким людям отлично подходят следующие сферы: педагогика, психология и медицина.

Конвенциальный тип личности

Этот тип отдает предпочтение четкому плану и алгоритму действий, пытается все структурировать и следовать инструкциям. Такие личности отлично справляются с рутинной работой. Правда, к решению вопросов они подходят шаблонно и стереотипно, подчиняются и зависимы от лидеров. Руководители и организаторы из таких людей, если и получаются, то достаточно слабые и посредственные. Предпочтительные специальности для конвенционального типа связаны со счетными способностями (финансист, экономист, секретарь, канцелярский работник).

Предприимчивый тип личности

Ему характерны импульсивность, энергичность, нежелание ждать на пути к достижению целей. Импульсивные личности активно стремятся к лидерству во всех сферах. И в профессиональной деятельности, и в общении с друзьями им важно быть признанными, слышать восхищение в свой адрес. В желании руководить и обладать высоким статусом часто становятся агрессивными. Занятия, которые требуют усидчивости и концентрации внимания, не для них. Для такого типа личности идеально подходит профессии репортера, дипломата, брокера. Многие представители предприимчивого типа становятся успешными директорами.

Артистический тип

Такие люди обладают оригинальным, нетипичным мышлением, никого не слушают в принятии важных решений, опираются лишь на свою интуицию. Как правило, представители артистического типа не живут по правилам и традициям, они устанавливают свои правила и следуют только им. Такие люди обожают все, что связано с творчеством: игра на различных музыкальных инструментах, рисование, вокал, танцы. Часто они становятся успешными в области гуманитарных наук. А вот точные предметы не для них. В тоже время благодаря отлично развитой моторике и восприятию, вербальному мышлению артистические личности часто становятся успешными. Им подходит история, разные сферы искусства, филология.

Если ваша профессия подходит вашему типу личности, то вы наверняка добьетесь успеха. Но важно знать, что для любой профессии важно иметь развитое внимание и способность концентрироваться. Если хотите стать более внимательным и научиться концентрироваться на задачах, пройдите курс Викиум «Развитие внимания».

Суть теории американского психолога Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Характеристика типов личности по Дж.Холланду

1. Реалистичный тип (Р) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности:

- механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механикой и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

- строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;

- любая деятельность, которая дает ощутимый результат; предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

- физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

- механические способности, изобретательность;

Личностные качества и ценности:

- эмоциональная стабильность, надежность;

- упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

- скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

- независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

- ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

- работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично;

- предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

- не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

- более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:




- природа, сельская местность;

- наименьшее взаимодействие с другими людьми;

- ситуации, требующие небрежной одежды;

- организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

- фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

- транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

- реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

- строительные и восстановительные работы;

- фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

- охота, рыболовство, туризм;

- управление моторными видами транспорта;

- физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

2. Интеллектуальный тип (И).

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт.

Предпочитаемые виды деятельности:

- сбор информации, ее систематизация, анализ;

- выполнение сложных или абстрактных заданий;

- решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

- независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

- выполнение научной или лабораторной работы;

- предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

- склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

- навыки письменного изложения мысли;

Личные качества и ценности:

- независимость, самостоятельность, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

- сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

- любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

- уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

- стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

- более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-тппа слишком много проблем и вопросов;

- наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

- слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

- организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

- ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

- работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает много часов в день);

- сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

- компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

Профессии И-типа:

- математик, географ, геолог;

- творческие профессии, математические и естественно-научные дисциплины, абстрактные проблемы, интеллектуальная деятельность, исследовательская работа, познание нового.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, социально ответственный. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности:

- ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

- обучение, объяснение, разъяснение;

- оказание помощи, консультирование, советование;

- организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

- навыки общения и взаимодействия с людьми;

- преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности:

- гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

- кооперативность, настроенность на других, понимание других;

- тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

- более всего не схож с Р-тнпом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

- социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

- медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические и психологические консультативные службы;

- агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

- организация развлечения других;

- посещение общественных мероприятий, собрания;

- добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор, руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, ценности.

Предпочитаемые виды деятельности:

- работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

- управление офисным оборудованием;

- ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

- написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

- ручная тонкая моторика;

- организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

- сознательность, упорство, практичность, честность;

- самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

- бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

- для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

- наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

- данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

- большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

- отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

- хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, банкир, финансист, счетовод, товаровед, экономист, секретарь, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Предпочитаемые виды деятельности:

- работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

- финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

- продажа, покупка, коммерция, предпринимательство;

- проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

- проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип:

- организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

- руководящие и лидерские способности;

- социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

- склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

- стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

- амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

- экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

- ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

- оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

- более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

- посты в государственных и политических организациях с властью, распоряжение крупными фирмами;

- промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

- членство в клубах и организациях, посещение собрании;

- спортивные состязания в качестве зрителя пли участника, богатый отдых;

- развлечения, организация вечеринок, увеселений;

Профессии П-типа: коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, дипломат, репортер, директор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности:

- художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

- игра на музыкальных инструментах;

- исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

- чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

- независимость, самостоятельность, нонконформизм;

- импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность:

- интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»;

- стремление к самовыражению, демонстративность;

- оригинальность, открытость, свобода от условностей;

- допускает альтернативные варианты решения проблем;

- более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

- фотография, рисование, живопись;

- посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

- сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

- игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа:

- артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея;

- история, филология, искусство, музицирование, рисование, гуманитарная деятельность.

Так же есть Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности в модификации Г.В.Резапкиной.

Назначения теста

Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.

Инструкция к тесту

Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".

Тестовый материал

Первый вариант

Вариант АВариант Б
1Инженер-технологИнженер-конструктор
2ВязальщикСанитарный врач
3ПоварНаборщик
4ФотографЗаведующий магазином
5ЧертежникДизайнер
6ФилософПсихиатр
7Ученый-химикБухгалтер
8Редактор научного журналаАдвокат
9ЛингвистПереводчик художественной литературы
10Врач-психиатрСтатистик
11ЗавучПредседатель профкома
12Спортивный врачФельетонист
13НотариусСнабженец
14ПерфораторКарикатурист
15Политический деятельПисатель
16СадовникМетеоролог
17Водитель троллейбусаМедсестра
18Инженер-электронщикСекретарь-машинистка
19МалярХудожник по металлу
20БиологГлазной врач
21ТелеоператорРежиссер
22ГидрологРевизор
23ЗоологГлавный зоотехник
24МатематикАрхитектор
25Работник детской комнаты милицииСчетовод
26УчительКомандир части
27ВоспитательХудожник по керамике
28ЭкономистЗаведующий отделом
29КорректорКритик
30ЗавхозДирижер
31РадиооператорСпециалист по ядерной физике
32НаладчикМонтажник
33Агроном-семеноводПредседатель колхоза
34Закройщик-модельерДекоратор
35АрхеологЭксперт
36Работник музеяКонсультант
37УченыйАктер
38ЛогопедСтенографист
39ВрачДипломат
40Главный бухгалтерДиректор
41ПоэтПсихолог
42АрхивариусСкульптор

Второй вариант

Вариант АВариант Б
1АвтомеханикАвиаконструктор
2ЕгерьИнтервьюер
3КондитерДелопроизводитель
4ПасечникАдминистратор
5РадиооператорАктер
6АстрономГид-экскурсовод
7БактериологКорректор текстов
8ЗоологБрокер
9МинерологАктер цирка
10ГувернанткаРаботник архива
11СвященникГлава администрации
12Консультант по профориентацииДраматург
13Финансовый контролерДиректор
14ШифровальщикИскусствовед
15Директор магазинаКомпозитор
16Горный инженерБиофизик
17ЖивотноводРепетитор
18МалярСоставитель каталогов
19ОхотоведДиректор рынка
20ЭлектротехникКарикатурист
21БиологСемейный врач
22ВирусологКонтролер-кассир
23ГенетикМенеджер
24ГидробиологПисатель
25Воспитатель детского садаЧертежник
26Инструктор по плаваниюНачальник отдела сбыта
27Медицинская сестраМанекенщица
28Наборщик типографииОптовый торговец
29Переписчик нотМузыкальный аранжировщик
30Начальник стройкиМузыкант-исполнитель
31Машинист тепловозаИнженер-исследователь
32ПортнойКонсультант службы знакомств
33Рулевой-мотористРегистратор
34ШтукатурПредприниматель
35СадовникТанцор
36Редактор научного журналаУчитель
37Физик-теоретикКопировальщик чертежей
38ИхтиологПрезидент банка
39Ученый-теоретикХудожник по интерьеру
40Преподаватель ин. яз.Контролер качества продукции
41Тренер по лечебной физкультуреСнабженец
42Социальный работникХудожник-мультипликатор
43Продюсер телевиденияРежиссер

Ключ к тесту

Первый вариант

Второй вариант

  1. Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
  2. Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
  3. Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
  4. Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
  5. Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
  6. Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.

Обработка результатов теста

Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

Интерпретация результатов теста

Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Тест профессиональных предпочтений Дж. Холланда

«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессиональных предпочтений (vocational choice), разработанной американским профессором Дж.Холландом (J.Holland, 1963). Теория профессиональных предпочтений объединяет теорию интересов и теорию личности.

Сущность ее можно свести к следующим основным положениям:

1. Большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: Холланд выделяет 6 типов личности и соответственно 6 типов профессионального окружения: реалистичный (R-Realist), интеллектуальный (I- Investigative), социальный (S-Social), конвенциональный (C-Conventional), предприимчивый (E-Enterprising), артистичный (A-Artistic). Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

2. Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное. В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.

3. Люди ищут соответствующее себе окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли. Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения. Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Для удобства понимания взаимодействия типа личности и ее окружения используется шестиугольник, предложенный Дж.Холландом.

На основе шестиугольной модели Дж.Холланд выдвинул дополнительные понятия, расширяющих объяснительную силу его теории.

· Типы, расположенные по смежным вершинам, более конгруэнтны друг другу, имеют часть сходных черт и интересов и легче вписываются в смежное окружение (например, реалист близок к исследовательскому типу и конвенциональному).

· Типы, находящиеся в противоположных вершинах шестиугольника, имеют наименьшее число сходных черт. Более того, они обладают прямо противоположными чертами (например, реалист и социал, предприимчивый и интеллектуальный типы).

· Некоторые личности могут быть отнесены к «чистому» типу или к «смешанному» типу. «Чистые» демонстрируют выраженную принадлежность к одному типу и слабую к другим. «Смешанные» типы могут проявлять черты 2-3 типов. Существуют также личности, в которых черты всех типов представлены примерно в равной степени.

Краткое описание типов по Холланду

Реалистический тип (R) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности

• механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты)

• строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы

• любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам

Способности, которыми обладает R-тип

• физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость

• механические способности, изобретательность

Личностные качества и ценности

• эмоциональная стабильность, надежность

• упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность

• скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность

• независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей

• ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость

• работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично

• предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать что, как и когда надо делать

• не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений

• более всего не схож с S-типом (социальным). Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к Исследовательскому и Конвенциональному типам и предпочитает работать с ними

• природа, сельская местность

• наименьшее взаимодействие с другими людьми

• ситуации, предполагающие простую, удобную одежду, например, спецодежду

• организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (вооруженные силы, УВД и т.п.)

• фирмы, производящие конкретные, осязаемые продукты

• транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия

• реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств

• строительные и восстановительные работы

• фермерство, обустройство дачи, огодничество, садоводство

• охота, рыболовство, туризм

• управление моторными видами транспорта

• физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе

Профессии и виды деятельности:

плотник, фермер, автомеханик, лесник, шофер, сварщик, радиоинженер, инженер-механик, инженер-строитель, экономист-плановик производства, инженер-технолог, ювелир, повар

Исследовательский тип (I)

Предпочитаемые виды деятельности

• сбор информации, ее систематизация, анализ

• выполнение сложных или абстрактных заданий

• решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий

• независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя

• выполнение научной или лабораторной работы

• предпочитают размышления действиям

Способности, которыми обладает И-тип

• научные склонности, склонности к рациональному логичному анализу

• навыки письменного изложения мысли

Личностные качества и ценности

• независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу

• сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность

• любознательность, интеллектуальность, новаторство, эрудированность

• уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки

• стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию

• более всего несхож с Предприимчивым типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для Исследовательского типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Реалист и Артист.

• слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях,

• организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты

• относительно замкнутый круг общения, предпочтительно профессиональная среда

• работа (И-тип часто полностью поглощен свое работой и работает по много часов в день)

• сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принци пов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.)

• компьютеры и все, что с ними связано

• чтение научной литературы

Профессии и виды деятельности:

инженер-конструктор, физик, химик, издатель научного или научно-популярного журнала, ботаник, антрополог, метеоролог, научный работник, социолог, биолог

Артистический тип (А)

Предпочитаемые виды деятельности

• художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.)

• игра на музыкальных инструментах

• исполнительская актерская деятельность

Способности, которыми обладает А-тип

• чувство гармонии, вкуса

Личностные характеристики и ценности

• независимость, самостоятельность, нонконформизм

• импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность

• интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, “правополушарность”

• стремление к самовыражению, демонстративность

• оригинальность, открытость, свобода от условностей

• допускает альтернативные варианты решения проблем

• более всего несхож с Конвенциональным типом, близок к Исследовательскому и Социальному типу

• неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.)

• организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т.п.)

• музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы

• фотография, рисование, живопись

• посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев, концертов

• сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование

• игра на музыкальных инструментах, занятие танцами

Профессии и виды деятельности:

• артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея

Социальный тип (S)

Предпочитаемые виды деятельности

• ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами

• обучение, объяснение, разъяснение

• оказание помощи, консультирование, советование

• организация групповых мероприятий, ведение дискуссий

Способности, которыми обладает S-тип

• навыки общения и взаимодействия с людьми

• преподавательские, ораторские способности

Личностные характеристики и ценности

• гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность

• кооперативность, настроенность на других, понимание других

• тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные

• более всего несхож с Реалистичным типом и близок к Артистичному и Предпринимательскому типам

•социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала

• медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы

• службы социальной защиты

• организация развлечения других

• посещение общественных мероприятий, собраний

• добровольное выполнение благотворительной и социальной работы

Профессии Социального типа

• учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель

Предпринимательский тип (Е)

Предпочитаемые виды деятельности

• работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха

• финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности

• продажа, покупка, коммерция, предпринимательство

• проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами

• проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает Е-тип

• организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения

• руководящие и лидерские способности

• социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия

• склонность к предпринимательской деятельности

Личностные качества и ценности

• стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу

• амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность

• экстравертированность, социабельность, коммуникабельность

• ориентация на деньги, власть, материальное благополучие

• оптимистичность, энергичность, любовь к популярности

• более всего затруднено взаимодействие с Исследовательским типом, лучше всего срабатывается с Социальным и Конвенциональным типами

• посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами

• промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы

• членство в клубах и организациях, посещение собраний

• спортивные состязания или в качестве зрителя или участника, богатый отдых

• развлечения, организация вечеринок, увеселений

Профессии и виды деятельности:

• руководитель, коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер

Конвенциональный тип (С)

Предпочитаемые виды деятельности

• работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности

• управление офисным оборудованием

• ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг

• написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм

Способности, которыми обладает С-тип

• ручная тонкая моторика

• организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность

Личностные качества и ценности

• сознательность, упорство, практичность, честность

• самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность

• бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии

• для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы

• наиболее несхож с Артистичным типом, ближе всего к типам Реалист и Предприимчивый

• данный тип, также как и тип Предприимчивый, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль

• большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы

• отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции

• хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой

• коллекционирование (марки, монеты и т.п.)

• проекты улучшения жилища

• участие в гражданских и общественных организациях

• игры с ясными и четкими правилами

Профессии и виды деятельности

• бухгалтер, кассир, счетовод, банковский служащий, секретарь, программист, переводчик технической литературы

Классический тест Дж.Холланда состоит из серии заданий для определения склонностей, способностей, выраженности личностных черт, предпочитаемых видов деятельности; задания в каждой серии разнесены на 6 типов.

В России (в Советском Союзе) известен опросник, который был разработан А.А.Сукамяги (Тартуский госуниверситет) в середине 80-х годов 20 века на основе теории Дж.Холланда Опросник состоит из 45 пар профессий. Каждая профессия соответствует только одному из шести типов. В каждой паре предпочтение должно быть отдано одной из профессий. В результате выявляется предпочитаемый тип (или типы) профессий и, соответственно, профессионального окружения и личностного поведения.

Опросник А.Сукамяги прошел дополнительную адаптацию в 1993 году в Лаборатории автоматизированных профориентационных систем ТУСУР.

Читайте также: