Кого избирают на должность

Опубликовано: 02.10.2024

Избрание на должность подразумевает выбор подходящего кандидата.

Существует много должностей, для замещения которых предусматривается избрание одного претендента из нескольких. И чаще всего такие должности являются руководящими, то есть в обязанность работника входит управление большим количеством людей. А значит, предполагают большую ответственность. И трудовые отношения, возникающие между сотрудником и работодателем, имеют свою специфику.

Что такое «выборные должности»

Избрание на должность подразумевает выбор подходящего кандидата из числа претендентов. При этом претендент может быть только один. В результате этого происходит замещение должностей в государственных или частных организациях. Трудовые отношения таких работников регулируются не только трудовым законодательством или учредительными документами организаций, но и трудовым договором.

Должность, которая предоставляется в результате выборов, часто требует от кандидата профессионализма и других личностных качеств, с помощью которых он способен справится со своими обязанностями.

Дело в том, что «выборные должности» – это обычно руководящие должности, в том числе и в государственных структурах. Тем не менее, трудовое законодательство не делает особой разницы между правами и обязанностями работников, которые получили свою должность в результате выборов или в общем порядке. Но некоторые нюансы все же существуют.

Избрание на должность и трудовой договор

Согласно законодательству трудовые отношения на основании избрания сотрудника на определенную должность возникают при условии, что он будет выполнять необходимые трудовые функции. В первую очередь этот порядок предусмотрен для работников, которые являются руководителями или замещают руководителей юридических лиц всех форм хозяйствования. К примеру, существуют должности, при которых руководитель выступает как единоличный исполнительный орган.

Таким образом замещаются руководители акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, народных предприятий, производственных кооперативов и т. д. Избрание на должность происходит с помощью голосования. В результате этого издается приказ о назначении выбранного лица на должность.

В приказе указывается дата, с которой работник может получать заработную плату.

Вступление в должность руководителя происходит автоматически, когда сотрудник издает приказ. В нем обязательно должна быть указана ссылка на протокол собрания, на котором были проведены выборы. В приказе руководителя государственного учреждения должны быть указаны реквизиты исполнительного органа власти.

В акционерных обществах руководитель организации избирается на общем собрании. Иногда эта процедура может находиться в компетенции совета директоров.

Порядок избрания на выборную должность в обществе с ограниченной ответственностью практически ничем не отличается.

Трудовой кодекс содержит нормы, в соответствии с которыми избрание претендента на должность на определенный срок невозможно без заключения срочного трудового договора. Естественно, что данный трудовой договор имеет срок действия, который предусматривает устав организации или соглашение между сторонами.

Оформление трудового договора

Трудовой договор – это соглашение между сторонами, одна из которых гарантирует предоставление работы и достойные условия для ее осуществления, а вторая соглашается выполнять определенные трудовые обязанности.

Этот документ имеет установленную законом форму, в которую работодателям нельзя вносить серьезные изменения. Тем не менее, содержание трудового договора в первую очередь зависит от учредительных документов, правил трудового распорядка и специфики работы. При составлении этого документа работодатель обязан учитывать все права работника, предусмотренные законом.

Сотрудник, который был избран на конкретную должность, обязан предоставить:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • трудовую книжку;
  • документы, подтверждающие получение соответствующего образования;
  • свидетельство о страховании;
  • справку о наличии или отсутствии судимости.

Этот перечень не является полным, поэтому работодатель имеет право потребовать дополнительные документы, связанные со спецификой работы. Если работник, избранный на должность в результате голосования, не имеет трудовой книжки, работодатель обязан оформить новую.

Трудовой договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде. Кроме этого, документ составляется в нескольких экземплярах, которые подписываются обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора остается у работодателя, а второй передается работнику. Договор необходимо заключать также с избранными руководителями, кроме тех случаев, когда они являются единственными учредителями организации.

Этот документ обязательно содержит права и обязанности сторон, условия расторжения договора и т. д. Также трудовой договор, заключаемый с сотрудником, претендующим на руководящую должность, может иметь некоторые отличия.

К примеру, срок действия документа не может превышать 5 лет. Если срок закончился, а соглашение не продлено и новый сотрудник не выбран, то должностное лицо обязано выполнять свои обязанности до принятия решения. Договор в этом случае становится бессрочным. В него могут быть внесены и дополнительные условия об испытательном сроке и основания расторжения договора.

В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью трудовой договор с сотрудником, избранным на должность в результате выборов, подписывает председатель собрания или совет. Если договор заключается в государственном учреждении, то право подписи имеет руководитель исполнительного органа организации. Также вносится запись в трудовую книжку. Обычно пишут, что владелец документа был избран на должность руководителя или его заместителя.

Расторжение трудового договора

Замещение должности в результате выборов подразумевает и особый порядок расторжения договора. Обычно его действие прекращается из-за инициативы работодателя, сотрудника или по причинам, которые от сторон не зависят. Таким же образом может быть расторгнут и трудовой договор с сотрудником, избранным на должность.

Выборный сотрудник не имеет права самостоятельно отказаться от своих обязанностей и расторгнуть договор, так как порядок его избрания подразумевает, что он будет осуществлять свои обязанности в течение определенного времени. Тем не менее, трудовое законодательство разрешает таким работникам увольняться по собственному желанию. Для этого необходимо обосновать свое решение органу, который избрал его на эту должность.

Если он примет причину как уважительную, то трудовой договор будет расторгнут.

Также договор может быть расторгнут при досрочном освобождении от полномочий. И основания для этого могут быть самыми разнообразными. К примеру, если выборный сотрудник не справляется со своими обязанностями или использует свое положение для действий, запрещенных законодательством. В этом случае расторжение договора, то есть увольнение работника, происходит с помощью голосования. В трудовой книжке при этом причина увольнения не указывается. Могут написать только, что полномочия лица были отозваны.

Трудовые функции

Работник может быть избран на должность, если способен выполнять соответствующие трудовые функции. Но что законодатель подразумевает под понятием «трудовые функции»?

В первую очередь это выполнение работы в соответствии с занимаемой должностью, профессией, правилами внутреннего распорядка организации и т. д. Кроме этого, трудовой функцией называют выполнение конкретного вида работы, которую поручают сотруднику. Такая работа может иметь свою специфику и выходить за рамки обычных обязанностей сотрудника, находящегося на определенной должности.

Трудовые отношения подразумевают, что работа носит достаточно личный характер.

В отличие от гражданско-правовых отношений, где сотрудник имеет право на совмещение определенных полномочий от лица другого сотрудника. Кроме того, трудовой договор регулирует не только выполнение прямых профессиональных обязанностей, но и их связь с правилами внутреннего распорядка.

Статья 17 ТК РФ не называет конкретные случаи, при которых для возникновения трудовых отношений необходим сложный фактический состав - трудовой договор и акт избрания на должность. Главное условие для возникновения трудовых отношений в этом случае - это возможность выполнения определенной трудовой функции лишь на основе избрания на соответствующую должность. Такому избранию обычно предшествует согласие гражданина выставить свою кандидатуру на выборах.

Случаи и порядок возникновения трудовых отношений на основании трудового договора в результате избрания на должность могут быть установлены нормативными правовыми актами самого различного уровня - законом, иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации, в которых предусматриваются соответствующие выборные должности.

Так, согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция), исполнительные органы избираются общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не будет отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Акт избрания является юридическим фактом, а затем с избранными лицами заключается трудовой договор. От имени общества трудовой договор подписывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) или лицо, уполномоченное на то советом.

Статьей 17 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" предусмотрено положение, согласно которому текущее управление производственным кооперативом осуществляет председатель кооператива, который избирается на общем собрании членов кооператива.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент) избирается общим собранием участников общества на тот срок, который определен его уставом. Затем между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, заключается трудовой договор. От имени общества он подписывается председательствующим на общем собрании участников общества или тем участником общества, который уполномочен на это решением общего собрания.

В силу ст. 20 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон от 22.08.96 № 125-ФЗ) заключению трудового договора с деканами факультетов, заведующими кафедрами образовательного учреждения высшего профессионального образования предшествует избрание их на соответствующую вакантную должность.

В соответствии с уставами высших учебных заведений выборы ректора проводятся на общем собрании (конференции) работников, а затем Министерство образования и науки заключает с ним трудовой договор на указанный срок.

Избрание на должность служит основанием для занятия должности в руководстве профсоюзных организаций разного уровня с освобождением от основной работы. Круг должностей и порядок избрания определяется уставом профсоюза (объединения профсоюзов), положением о первичной профсоюзной организации.

На основании ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, которые предшествуют заключению трудового договора с руководителем организации: проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия предшествует прохождение конкурса.

Условие о проведении конкурса и избрания на должность, предшествующих заключению трудового договора с руководителем, может быть предусмотрено также региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, такое условие может быть закреплено в учредительных документах организации. От имени работодателя трудовой договор заключают:

  • с руководителем казенного предприятия - федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления;
  • с руководителем унитарного предприятия - собственник имущества унитарного предприятия;
  • с руководителем иной коммерческой организации, а также некоммерческой организации - высший орган управления этой организации.

категории работников и должности, подлежащие замещению в порядке избрания по конкурсу

Эффективная оценка трудовой деятельности работников является основой целого ряда процедур: приема на работу, перевода внутри организации, увольнения, зачисления в состав резерва на выдвижение, морального и материального стимулирования, применения санкций, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации труда, приемов и методов работы, улучшения структуры управленческого аппарата организации.

Одним из центральных вопросов при проведении различных видов оценки работников (испытание при приеме на работу, аттестация, конкурсный отбор, квалификационный экзамен и др.) считается вопрос о том, что оценивать. Иначе говоря, необходимо определить круг критериев и качеств, подлежащих оценке для каждого работника. Первое, на что следует обратить внимание, - это качества работника, подлежащие оценке (профессиональные, деловые).

Один из видов оценки работников связан с конкурсом. Конкурс есть не что иное, как соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшую работу (ее показатели, результаты). Конкурс является особым порядком подбора работников на определенные должности согласно решению соответствующего коллегиального органа (ученого совета, конкурсной комиссии и т. п.). Решение данного органа об избрании на должность по результатам конкурса обязательно для исполнения работодателем и является основанием для заключения трудового договора.

В соответствии со ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. При этом рецшаются вопросы о процедуре создания конкурсной комиссии, процедуре голосования и др. Следовательно, избрание по конкурсу служит основанием возникновения трудового отношения, когда работник претендует на занятие должности, подлежащей замещению в таком порядке.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности предусмотрено в отношении:

  • научно-преподавательских работников высших учебных заведений (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой) (ст. 332 ТК РФ; ст. 20 Закона от 22.08.96 № 125-ФЗ);
  • руководителей федерального государственного унитарного предприятия;
  • заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, старших и младших научных сотрудников в научно-исследовательских учреждениях Российской академии наук (приказ Минвуза СССР от 08.01.63 № 14 "О порядке замещения должностей научных работников и об аттестации старших инженеров научно-исследовательских учреждений высших учебных заведений");
  • должностей государственной гражданской службы (Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 01.02.05 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации");
  • должностей в таможенных органах РФ (ст. 11 Федерального закона от 21.07.97 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; приказ ГТК РФ от 28.11.97 № 707 "О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должностей в таможенных органах Российской Федерации, занимаемых на конкурсной основе").

Указанный перечень не является исчерпывающим. Существуют иные федеральные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок избрания на должности отдельных категорий работников, принимаемые субъектами РФ. Эти нормативные правовые акты предусматривают категории работников и должности, которые подлежат замещению в порядке избрания по конкурсу, а также процедуру проведения самого конкурса.

Уставами (положениями) организаций (ст. 18 ТК РФ), как правило, предусматривается избрание по конкурсу руководителей, так как именно на них возлагается ответственность за результаты работы организации в целом.

общие правила избрания по конкурсу

На основе анализа действующих нормативных правовых актов сегодня можно выделить следующие общие черты избрания по конкурсу:
1. Решение об избрании по конкурсу и оценка кандидатов на соответствие предъявляемым требованиям осуществляется коллегиальным органом. В качестве такого органа может выступать конкурсная комиссия, ученый, научно-технический, художественный или иной совет.

Так, согласно п. 6 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. приказом Минобразования России от 26.11.02 № 4114, обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводится на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

2. Решение, принятое коллегиальным органом, является для работодателя обязательным, и он на основании данного решения должен заключить с избранным кандидатом трудовой договор.

4. К участию в конкурсе допускаются только лица, прошедшие предварительный отбор. Требования к тем, кто может быть допущен к участию в конкурсе, определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими соответствующий вид деятельности. Если в ходе предварительного этапа конкурса будет обнаружено несоотстветствие лица предъявляемым требованиям, то его к участию в конкурсе не допускают. Лица, прошедшие предварительный этап и допущенные к участию в конкурсе, становятся кандидатами на замещение вакантной должности.

5. Должность, на замещение которой проводится конкурс, должна быть вакантной, т. е. никем не занята, или срок полномочий по ней истекает.

К примеру, Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (пп. 3, 11) устанавливает одинаковые требования при объявлении конкурса на вакантные должности, а также на должности, по которым истекает срок трудового договора (не позднее чем за два месяца до начала проведения конкурса и не менее чем за два месяца до окончания срока трудового договора). Это позволяет отнести должности, по которым истекает срок, к вакантным.

6. Оценка кандидатов носит формализованный характер, т. е. форма оценки осуществляется на основе представленных кандидатом на замещаемую должность документов.

Так, Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (пп. 12, 13) предусмотрено представление на конкурс программы деятельности предприятия и прохождение тестового испытания.

Обратите внимание! В большинстве нормативных правовых актов общение кандидата с конкурсной комиссией не предусмотрено

Конкурсная комиссия, следовательно, принимает решение о соответствии кандидата на основании формализованных признаков: документов, представленных на конкурс, результатов тестирования, представленной программы деятельности предприятия. В основе оценки лежат такие критерии, как опыт работы, знания, образование, квалификация.

повышенные требования к работникам, занятым общественно значимым трудом. критерии оценки

Трудовой кодекс РФ не содержит ни определения понятия "избрание по конкурсу", ни процедуры его проведения. Более того, не определен круг лиц, в отношении которых конкурс может проводиться, и круг лиц, которые могут быть не допущены к участию в конкурсе. Из статьи 18 ТК РФ только следует, что избрание по конкурсу является основанием для возникновения трудового правоотношения и предшествует заключению трудового договора.

Исходя из действующих отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения по проведению конкурса, становится очевидным, что он проводится в отношении должностей работников, к которым предъявляются повышенные требования при их замещении. Именно сам вид трудовой деятельности предопределяет повышенные требования к кандидатам на замещение соответствующей должности. Научно-педагогическая деятельность, руководство государственным унитарным предприятиям, работа в таможенных органах и т. п. - все эти виды трудовой деятельности, на которых предусмотрено избрание по конкурсу, признаются общественно значимыми для государства и общества. Следовательно, к кандидатам на замещение таких должностей вполне справедливо и законно предъявляются повышенные требования, которые предполагают наличие повышенной ответственности за выполнение должностных обязанностей, ибо неквалифицированное и непрофессиональное осуществление трудовых обязанностей и принимаемые решения могут иметь негативные последствия для работодателя, государства и общества в целом.

Исходя из сказанного выше, определение "избрание по конкурсу" можно сформулировать так: "Избрание по конкурсу - это предшествующая заключению трудового договора организационно-правовая процедура, предусматривающая порядок оценки коллегиальным органом на предмет соответствия определенным требованиям профессиональных и иных качеств кандидата на замещение вакантной должности или должности, по которой истекает срок полномочий".

При избрании по конкурсу целесообразно определять (оценивать) деловую квалификацию (уровень профессиональной подготовки: компетентность и профессионализм, стремление к повышению квалификации) работника. Качества, требуемые от работника, должны определяться с учетом сферы конкретного вида выполняемой работы и соответствующих трудовых обязанностей работника по должности, на которую он претендует.

В Положении о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должностей в таможенных органах РФ, занимаемых на конкурсной основе (п. 2), указывается, что целью конкурса является отбор лиц, способных по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья к службе в системе таможенных органов. Следовательно, появляется еще одно качество - физическая подготовка.

В соответствии с названным актом под "деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Представляется целесообразным при оценке личности кандидата, участвующего в конкурсе на замещение соответствующей должности, рассматривать не его отдельно взятые качества (деловые, в определенных случаях состояние здоровья), а в совокупности. Наличие и преобладание тех или иных качеств при оценке лица в зависимости от должности, на которую оно претендует, будут меняться, но неизменным остается то, что они будут в каждом конкретном случае относиться к категории профессионально важных качеств, т. е. к определенному набору свойств кандидатов на занимаемую должность в порядке конкурсного отбора, обусловленных трудовой функцией по этой должности и необходимых ему для успешного выполнения будущей работы по определенной профессии, специальности, квалификации, должности.

заключение трудового договора с победителем конкурса

С лицом, победившим в конкурсе, работодатель заключает трудовой договор не позднее одного месяца со дня объявления конкурсной комиссией результатов конкурса. Такой договор заключается на определенный срок в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор, заключенный в результате избрания на должность, носит, как правило, срочный характер (не более пяти лет). Следовательно, прекращение такого договора может осуществляться по правилам ст. 79 ТК РФ. Эти правила сводятся, главным образом, к следующему: работник должен быть предупрежден работодателем о прекращении срочного трудового договора письменно не менее чем за три дня до увольнения.

Прекращение действия трудового договора в связи с истечением его срока не влечет применения каких-либо дополнительных гарантий для работника. Следовательно, расторгнуть такой договор возможно в любое время, в т. ч. и в период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске или в период его временной нетрудоспособности.

Прекращение трудового договора в связи с неизбранием на должность (п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) как одно из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон этого договора, применяется при увольнении работника, занимавшего выборную должность, в случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации. При этом следует полагать, что термин "неизбрание" относится к двум предусмотренным ТК РФ случаям, когда трудовые отношения возникают на основании трудового договора:
1) избрание на должность (ст. 17 ТК РФ);
2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ).

Таким образом, основание увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ применяется к выборным работникам, которые не были избраны (по итогам выборов или по конкурсу) вторично на занимаемую ими должность, хотя и претендовали на нее (подавали заявление). Если же выборный работник не подавал заявление для избрания его на занимаемую должность, он увольняется в силу истечения срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон этого договора не потребовала их прекращения.

Увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно только в тех случаях, когда перевыборы проводятся до истечения полномочий (т. е. до истечения срока трудового договора) или после истечения срока трудового договора, когда трудовые отношения с работником фактически продолжались, а в результате проведенных выборов он не был избран на новый срок. При этом должны соблюдаться правила расторжения таких договоров, установленные ст. 79 ТК РФ.

Выборная должность работник получает в результате избрания или по конкурсу.

На выборную должность работника может избрать коллектив организации, население, представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.16 ТК РФ трудовые отношения могут возникать в результате избрания на должность в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, или уставом организации.

В ст.17 ТК РФ указано, что трудовые отношения в результате избрания могут возникать в результате выполнения работником определенной трудовой функции.

Особым видом избрания является конкурс на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ). Трудовые отношения в результате избрания по конкурсу возникают, если законодательством РФ, нормативно-правовыми актами или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания (ст. 18 ТК РФ).

Трудовые отношения в результате избрания на должность возникают с: генеральными директорами (ООО, ОАО), руководителями профсоюзной организации, деканами факультетов, и т.д.

Порядок приема на выборную должность

При оформлении приема на выборную должность трудовой договор с работником заключается на определенный срок (срочный трудовой договор) (ч.2 ст.59 ТК РФ).

Договор должен быть составлен в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч.1 ст. 67 ТК РФ).

После заключения срочного трудового договора работодатель должен издать приказ о приеме на работу. Приказ о приеме работника на работу оформляется по унифицированной форме Т-1 утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. №1.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ТК РФ с приказом работодатель должен ознакомить работника под роспись.

По требованию работника работодатель должен выдать и заверенную копию приказа.

Процедура приема на выборную должность завершается, внесением в трудовую книжку записи (сведения о трудовой деятельности) о приеме на работу и оформлением личной карточки.

С этим шаблоном часто используют:

Популярные документы и процедуры:

Прием на работу в результате избрания на выборную должность

Среди должностей, по которым выполняется работа (трудовая функция), законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организаций предусматривают выборные должности: единоличный исполнительный орган или члены коллегиального исполнительного органа акционерного общества, исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью, председатель производственного кооператива, декан факультета, заведующий кафедрой образовательного учреждения высшего профессионального образования и т.д.

Для того, чтобы получить подробную инструкцию по приему сотрудника на выборную должность, выберите подходящие пункты опросного листа (в левой части страницы). Исходя из выбранных параметров, сервис автоматически сформирует для Вас оптимальный порядок действий, необходимый для трудоустройства сотрудника, а также полный пакет документов, которые Вам потребуются.

Основные настройки процедуры:

- Избирается ли работник на должность единоличного исполнительного органа или на иную должность;

- Установление факта замещения работником должностей государственной или муниципальной службы до приема на работу;

- Особенности работы в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

- Тип занятости работника.

Основные документы процедуры:

- Личная карточка работника;

- Приказ о приеме на работу.

Порядок действий работодателя

Избрание руководителя (единоличного исполнительного органа) акционерного общества осуществляется в порядке, предусмотренном уставом общества, по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Получить информацию о дисквалификации работника, избираемого на должность руководителя организации

До заключения трудового договора с руководителем организации лицо, уполномоченное заключать данный договор, обязано запросить в Федеральной налоговой службе России информацию о том, применялась ли в отношении кандидата на должность руководителя дисквалификация. Такая информация имеется в реестре дисквалифицированных лиц (далее - реестр) и предоставляется в виде выписки, содержащей сведения о дисквалифицированном лице, либо в виде справки об отсутствии информации.

Дисквалифицированный руководитель на срок от шести месяцев до трех лет лишен права, в частности (ч. 1, 2 ст. 3.11 КоАП РФ):

- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

- входить в совет директоров (наблюдательный совет);

- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

О том, что в отношении кандидата на должность руководителя не применялась дисквалификация, можно узнать следующими способами:

Сведения в виде выписки из реестра либо справки предоставляются за плату в размере 100 руб. (Информацию о банковских реквизитах для перечисления указанной платы можно получить в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), а также на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС России по субъектам РФ в сети Интернет).

Запрос представляется одним из следующих способов по выбору заявителя:

- на бумажном носителе - непосредственно заявителем (его уполномоченным представителем) или с помощью почтового отправления (с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении)в территориальный налоговый орган либо через МФЦ.

- в электронной форме - заявителем в уполномоченную организацию через официальный сайт ФНС России (управлений ФНС России по субъектам РФ) или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал). При представлении запроса в электронной форме необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

Срок подготовки ответа о наличии (отсутствии) дисквалификации: 5 дней со дня получения запроса органом ФНС.

Ознакомиться с документами, необходимыми для приема на работу

Документы, необходимые для приема на работу:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;

- документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

- справка о наличии (отсутствии) судимости (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию);

- справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (для последующего начисления пособия по временной нетрудоспособности).

Ознакомить работника под роспись с локальными нормативными актами, связанными с работой

Факт ознакомления с локальными нормативными актами подтверждается подписью работника на листе ознакомления с указанием фамилии, имени, отчества, даты ознакомления и проставления личной подписи. Кроме того, отметку об ознакомлении можно сделать и в трудовом договоре с указанием наименования каждого документа.

Ознакомление с локальными нормативными актами должно быть осуществлено до подписания работником трудового договора.

Трудовой договор с руководителем организации, по условиям которого размер заработной платы за период его действия, компенсации при увольнении и (или) иных выплат составит 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, может быть квалифицирован как крупная сделка (абз. 2 пп. 1 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28) либо как сделка с заинтересованностью . В этом случае, чтобы заключить трудовой договор, необходимо получить согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров в порядке, установленном ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

Заключить с работником (руководителем) письменный  трудовой договор

В случае избрания в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях, с работником заключается срочный трудовой договор.

При приеме на основную работу в трудовом договоре с руководителем необходимо отразить, разрешено ли руководителю работать по совместительству у другого работодателя.

Ознакомить работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу

Сдавать в ПФР новую форму отчетности

Форму нужно подавать на каждого работника, который был принят, уволен, переведен на другую постоянную работу, а также на того, кто подал заявление о переходе на ЭТК или о сохранении бумажной книжки.

При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.

Форма содержит сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности.

Документ можно представлять на бумаге или в электронном виде.

Форму нужно будет заверять подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при ее наличии).

Бумажный вариант смогут выбрать только работодатели, у которых за отчетный период числилось менее 25 работников. Остальные будут подавать сведения в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Необходимо заполнить первую и вторую страницы личной карточки и ознакомить работника с внесенными сведениями под роспись.

У вас остались вопросы по этой процедуре?

Посмотрите ответы на Часто задаваемые вопросы.

Задайте свой вопрос в обсуждении процедуры.

Либо обращайтесь в службу поддержки по телефону 8 800 333 14 84

Нормативная документация

- Приказ ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ "Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации"

- Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации"

- ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

- ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"

Трудовой договор (отношения)

при избрании на должность

В ряде случаев, предусмотренных законом (иным нормативным правовым актом) либо уставом (положением) организации, трудовые отношения между работником и работодателем возникают в результате избрания (выборов) на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.

В данной статье рассмотрим трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного в результате избрания работника на должность.

Итак, трудовые отношения между работником и работодателем в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность.

При этом трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. На это указывает статья 17 ТК РФ.

Следует сказать, что действующим законодательством предусмотрено заключение трудового договора в результате избрания на должность.

Например, согласно статье 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

На основании статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган акционерного общества (директор, генеральный директор) и (или) и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) избираются общим собранием акционерного общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В силу статьи 17 Федерального закона от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" председатель производственного кооператива избирается на должность на общем собрании членов кооператива (за исключением случая, когда в кооперативе создан наблюдательный совет) на срок, установленный его уставом.

Статьей 26 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" определено, что председатель сельскохозяйственного кооператива и правление указанного кооператива избираются общим собранием его членов на срок не более чем пять лет.

Выборный порядок применяется и для замещения должностей декана факультета и заведующего кафедрой образовательной организации высшего образования, то есть заключение трудового договора с деканами факультетов, заведующими кафедрами образовательных организаций высшего образования осуществляется только после избрания их на соответствующую вакантную должность. Такие требования установлены статьей 332 ТК РФ.

В соответствии со статьей 59 ТК РФ в случае избрания работника на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу с ним заключается срочный трудовой договор. Срок действия срочного трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

При заключении трудового договора в нем обязательно нужно указать срок его действия, условия оплаты труда, режим рабочего времени и ряд других условий, перечисленных в статье 57 ТК РФ.

Согласно статье 65 ТК РФ при заключении трудового договора работник обязан предъявить работодателю следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Отметим, что указанная справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 1121. Форма, по которой выдается справка, приведена в указанном регламенте.

В отдельных случаях с учетом специфики работы на основании ТК РФ, иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации работник должен предъявить работодателю при заключении трудового договора дополнительные документы.

Обратите внимание, что в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Согласно статье 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Приведем образец трудового договора, заключаемого с работником, избранным на должность.

Решением совета директоров Открытого акционерного общества "А" Иванов Иван Иванович избран на должность генерального директора. С работником заключен срочный трудовой договор.

г. Москва "13" апреля 2015 года

Открытое акционерное общество "А", именуемое в дальнейшем "Общество", в лице председателя совета директоров Петрова Александра Ивановича, действующего на основании устава и решения совета директоров (протокол № 3 от "30" марта 2015 года), с одной стороны, и господин Иванов Иван Иванович, назначенный указанным решением на должность генерального директора Общества, именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ и иным действующим российским законодательством, уставом и внутренними документами Общества заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Общие положения.

1.1. Настоящий Договор регулирует отношения между Обществом и Работником в связи с исполнением последним возложенных на него обязанностей по руководству текущей деятельностью Общества, расположенного по адресу: 124003, г. Москва, ул. Алексеева, д.20.

1.2. Общество предоставляет Работнику работу в должности генерального директора Общества.

1.3. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение 5 лет.

1.4. Условия труда на рабочем месте Работника по степени вредности и (или) опасности являются оптимальными (1 класс) (по результатам проведения специальной оценки условий труда от 06.03.2015 г.)

1.5. Работник руководит деятельностью Общества в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, уставом и внутренними документами Общества, а также настоящим Договором.

1.6. Целью деятельности Работника является обеспечение прибыльности и конкурентоспособности Общества, его финансово-экономической устойчивости, обеспечение прав и законных интересов акционеров и социальных гарантий работников.

1.7. В период деятельности в должности генерального директора господин Иванов Иван Иванович не имеет права занимать должности, учреждать или принимать участие в любых коммерческих организациях.

2. Обязанности и полномочия Работника.

2.1. В должностные обязанности Работника входит осуществление всех полномочий Общества как коммерческой организации, прав и обязанностей Общества по отношению к акционерам и другим работникам, органам государственной и местной власти и управления, кроме полномочий, отнесенных уставом к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров Общества.

2.2. Работник имеет следующие обязанности:

– организует выполнение решений общего собрания акционеров, совета директоров Общества;

– обеспечивает подготовку и представляет совету директоров годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о финансовых результатах, а также предложения по распределению прибыли; информирует общее собрание и совет директоров о текущей производственно-хозяйственной деятельности Общества;

– обеспечивает защиту собственности Общества, контролирует целесообразность расходов Общества;

– осуществляет контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

– обеспечивает правовую защиту интересов Общества в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

– обеспечивает подбор, расстановку, обучение, аттестацию, повышение квалификации персонала Общества и рациональное использование работников;

– обеспечивает соблюдение в Обществе внутренних документов Общества;

– способствует созданию нормального психологического климата в коллективе;

– обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия труда;

– организует учет, обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества соответственно в налоговые органы и органы государственной статистики, а также осуществляет иные обязанности, которые возложены или будут возложены на Работника уставом, внутренними документами Общества и действующим российским законодательством.

Работник не вправе разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, составляющие коммерческую тайну, и конфиденциальную информацию о деятельности Общества, разглашение которых может причинить Обществу ущерб.

2.3. Работник имеет право:

– формировать состав и возглавлять деятельность правления Общества, в том числе созывать заседания правления, определять их повестку дня и председательствовать на заседаниях правления, а также голосовать по всем вопросам повестки дня заседания правления, за исключением тех вопросов, которые персонально затрагивают деятельность Работника или в которых имеется его заинтересованность;

– быть избранным в установленном порядке в состав совета директоров Общества и участвовать в его деятельности со всеми правами, предоставленными уставом Общества членам совета;

– представлять интересы Общества без доверенности во всех органах государственной и муниципальной власти и управления, отечественных и иностранных организациях и учреждениях;

– подписывать от имени Общества доверенности, предпринимательские договоры и трудовые договоры;

– самостоятельно, в пределах своей компетенции, решать все вопросы производственно-хозяйственной деятельности Общества;

– в пределах своей компетенции принимать решения о расходовании создаваемых Обществом фондов и резервов;

– распоряжаться любым имуществом Общества, кроме случаев, когда решение подобных вопросов относится к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров Общества, быть распорядителем кредитов;

– открывать расчетные и иные счета в российских и иностранных банках, подписывать платежные документы;

– в пределах своей компетенции утверждать внутренние документы Общества;

– утверждать организационную структуру, штатное расписание, должностные инструкции работников Общества;

– принимать на работу и увольнять с работы работников Общества, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания в соответствии с действующим законодательством;

– в соответствии с действующим законодательством определять сведения, составляющие коммерческую тайну, и конфиденциальную информацию о деятельности Общества;

– издавать обязательные к исполнению всеми работниками Общества приказы и распоряжения, давать указания по всем вопросам текущей деятельности Общества, осуществлять контроль за их исполнением.

3. Обязанности Общества

2.4. Общество принимает на себя следующие обязательства:

– соблюдать в отношении Работника Общества условия настоящего Договора, устава и внутренних документов Общества;

– для обеспечения нормальных условий работы Работника предоставить ему: рабочий офис, телефон, факс и другие услуги оперативной связи, служебную автомашину;

– возмещать Работнику представительские расходы в размере, утвержденном решением совета директоров Общества;

– оплачивать деятельность Работника в порядке, размерах и в сроки, определенные настоящим Договором;

– осуществлять в отношении Работника все предусмотренные действующим законодательством виды обязательного социального страхования и обеспечивать ему выплату соответствующих пособий;

– предоставлять Работнику социальные льготы и гарантии, предусмотренные для работников Общества коллективным договором, внутренними документами Общества.

4. Рабочее время и время отдыха

4.1 Работнику устанавливается ненормированный режим рабочего времени. Время присутствия на работе, необходимость убытия в командировки определяются Работником самостоятельно, исходя из производственной необходимости стоящих перед Обществом текущих задач и необходимости исполнения возложенных на него настоящим Договором обязанностей.

4.2 Работник определяет перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня самостоятельно, в удобное для себя время.

4.3. Работнику предоставляется два выходных дня в неделю (суббота и воскресенье).

4.4 Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный режим рабочего времени 5 календарных дней.

4.4. Основной и дополнительный оплачиваемые отпуска предоставляются Работнику в течение рабочего года в сроки, устанавливаемые им самостоятельно с учетом текущей производственно-хозяйственной деятельности Общества.

5.1. Оплата труда Работника складывается из должностного оклада и премиальных выплат, определяемых п. 5.3 настоящего Договора как объективный показатель эффективности его работы.

5.2. Должностной оклад Работника устанавливается в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в месяц.

5.3. Работник при условии достаточной прибыли ежемесячно получает денежное вознаграждение в размере 2% процентов от объема продаж Общества за истекший месяц.

5.4. Работнику выплачивается к ежегодному отпуску отпускное вознаграждение в размере средней месячной заработной платы при условии выполнения бизнес-плана Общества и возложенных на него настоящим Договором обязанностей. Решение о выплате отпускного вознаграждения принимает совет директоров.

5.5 Заработная плата выплачивается 15 и 30 числа каждого месяца.

5.6. Вознаграждение, указанное в пункте 5.3 настоящего Договора, выплачивается 15 числа месяца, следующего за тем, в котором получена прибыль от продаж.

6. Ответственность сторон

6.1. Работник в порядке, установленном законодательством РФ, несет ответственность, в том числе материальную, за:

– неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по руководству текущей деятельностью Общества, установленных Уставом, внутренними документами Общества, настоящим Договором;

– убытки, причиненные Обществу виновными действиями (бездействием) в процессе исполнения Работником функций по осуществлению руководства текущей деятельностью Общества.

6.2 Общество несет ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством РФ, за:

– невыплату в установленном порядке и (или) размере Работнику заработной платы, вознаграждения и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ и настоящим договором;

– другие случаи, предусмотренные законодательством РФ.

7. Порядок изменения условий договора

7.1. Условия настоящего Договора могут быть изменены по взаимному соглашению Работника и совета директоров Общества.

8. Порядок расторжения договора

8.1. Настоящий Договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Договор может быть прекращен досрочно:

– по инициативе Работника, если он подал соответствующее заявление о досрочном прекращении Договора. Заявление Работника должно быть подано не позднее чем за 1 месяц до расторжения Договора;

– по решению совета директоров Общества, принятому в связи с ненадлежащим исполнением Работником возложенных на него настоящим Договором обязанностей.

9. Разрешение разногласий при исполнении договора

9.1. В случае возникновения разногласий при исполнении Договора они подлежат урегулированию путем переговоров между Работником и советом директоров Общества. При несогласии с решением совета директоров Общества Работник обязан подчиниться решению совета, но может в установленном порядке обжаловать его в суде.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится у Работника, другой – в документах совета директоров Общества.

10.2. Любые изменения Договора имеют юридическую силу только в случае их письменного оформления в виде дополнительных соглашений, которые после подписания сторонами становятся неотъемлемой частью Договора.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: