Есть ли профессия бомж

Опубликовано: 02.10.2024

МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ с ними на рынках и вокзалах, отсаживаемся от них в метро и автобусах, переступаем через их тела на тротуарах и в подземных переходах. Они больны почти всеми известными науке болезнями, дерутся между собой за право контролировать близлежащие мусорные контейнеры, пахнут, как химическое оружие, и выглядят так, как будто пережили затяжную ядерную зиму. А еще, утыкаясь в нас бессмысленным взглядом, клянчат деньги "на лечение" и, получив желаемое, пропивают со скоростью света. Обычно мы называем их БОМЖАМИ - то есть лицами без определенного места жительства и занятий. Однако это верно лишь отчасти.

Люди распада

ТОЧНЫМИ данными о количестве этих горемычных скитальцев на московских улицах не располагают ни органы охраны порядка, ни общественные организации, призванные помогать им в борьбе за выживание, некоторые исследования все же позволяют понять, откуда берутся подобные пресловутые "лица без определенного места". Так, по информации, опубликованной на официальном интернет-сайте правительства Москвы, ежегодно в отделения милиции Первопрестольной по подозрению в бродяжничестве и попрошайничестве попадают примерно 60 тыс. чел. Однако, учитывая, что многие из этих людей задерживаются неоднократно, по оценкам столичного ГУВД и Комитета социальной защиты населения, к лицам бомж, постоянно находящимся в Москве, можно отнести немногим более 30 тыс. чел. При этом "анализ количественного и качественного состава", проводившийся среди бродяг, показал, что лишь около 15% из них являются бывшими жителями Москвы и Московской области (при этом 96% бывших москвичей - граждане трудоспособного возраста от 18 до 60 лет и только весьма незначительная их часть относится к пенсионерам или инвалидам). Примерно половина находящихся в Москве бомжей прибыли из различных регионов России в поисках лучшей жизни, но, не найдя в мегаполисе ни работы, ни крыши над головой, предпочли возвращению домой участь старожилов столичного дна. Всех прочих бродяг в Белокаменную занесло из государств СНГ и Балтии. По статистике, около половины всех этих персонажей имеют как минимум одну судимость.

Всего же, по различным оценкам, в России на сегодняшний день от 4,5 до 6 млн. лиц, так или иначе подпадающих под определение "бомж". При этом надо понимать, что ежегодно в эту армию нищих и убогих вливаются все новые тысячи оказавшихся "за бортом" жизни мужчин и женщин. А поскольку в небольших провинциальных городках и сельской местности найти хоть какую-нибудь приносящую достаточную прибыль работу весьма проблематично, многие из них едут искать счастья в столицу.

Алкоголики и тунеядцы

ОБЫЧНО, подавая бомжам милостыню, мы предполагаем, что скитальцами без крова и работы не становятся по доброй воле. Однако специалисты, изучавшие причины, толкающие людей к бродяжничеству и попрошайничеству, одной из наиболее многочисленных групп называют вполне трудоспособных личностей, ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ, злоупотребляющих алкоголем и утративших жилье именно благодаря пристрастию к спиртному. И если прочие бомжи, оказавшиеся на улице по стечению печальных обстоятельств (развод, длительная болезнь, освобождение из мест заключения), как правило, стараются решить свои жилищные проблемы, то алкашей и гуляк их положение в социуме и пространстве ВПОЛНЕ УСТРАИВАЕТ.

Более того, нередко именно нежелание и неумение никаким, кроме попрошайничества, способом заработать себе на кусок хлеба и становятся причиной падения на дно общества. Бытует мнение, что бомжи с удовольствием променяли бы свои помойки и тротуары на заводские станки и теплые постели. Однако многие столичные предприятия, например, такие гиганты, как АМО "ЗИЛ" и "Мосгортранс", вынуждены выписывать рабочих из провинции и даже ближнего зарубежья, обеспечивая их проживанием в Москве и области. При этом бомжи ПРЕКРАСНО ОСВЕДОМЛЕНЫ об этой и некоторых других возможностях найти хоть и не престижную и денежную, но все-таки официальную работу. Служащие органов социальной помощи утверждают, что почти всем бродягам НРАВИТСЯ существование в роли профессионального бомжа. А прилежное выпрашивание милостыни, сбор пустой тары и осмотр мусорных баков подчас дают возможность заработать гораздо более существенные деньги, чем в состоянии заплатить завод и государственная организация.

Похожая ситуация сложилась и с мифом о нехватке мест в столичных ночлежках. На сегодняшний день в Москве действует 12 учреждений социальной помощи бездомным, имеющих возможность ежедневно принимать 1600 чел. В этих местах всем желающим предоставляют первую медицинскую помощь, ночлег, возможность помыться и поесть. К тому же в столице работает несколько станций дезинфекции, сотрудники которых не только проводят санитарную обработку бомжей, но и бесплатно выдают им одежду и обувь. Однако бомжи пользуются услугами этих учреждений весьма неохотно. Нередко предпочитают с риском для жизни ночевать на лавках, в подвалах и на чердаках, спасаясь от холода с помощью спиртного, но не выполнять предельно простые правила ночлежек и социальных гостиниц. Милиционеры утверждают, что мытье и лечение также не входят в привычки бомжей, потому что грязным и больным охотнее подают милостыню. Наблюдается в столице и такое необычное явление, как бомжи - хозяева комнат и даже квартир. Этим товарищам просто скучно выпивать в одиночестве, и они спускаются в метро, приходят на вокзалы и рынки в поисках компании. Манерами и внешним видом они ничем не отличаются от своих бездомных коллег, однако фактически бомжами не являются. Ко всем перечисленным категориям остается добавить лишь беспризорников, в последние годы наводнивших столицу. Эти по разным причинам оказавшиеся на улице дети, вырастая, становятся настоящими бомжами-профи. В определенном возрасте они уже не представляют себе иного вида заработка, кроме попрошайничества и воровства. Надо сказать, что бомжи вообще не такая уж безобидная братия. По данным пресс-службы ГУВД г. Москвы, только за первую половину 2003 г. в столице ими было совершено 1040 преступлений, в том числе 36 убийств. За этот срок 797 бомжей были привлечены к ответственности.

Неприкасаемые

КАК ЭТО ни парадоксально, сегодня бомжи как социальный класс практически не интересуют милицию. По признанию самих стражей порядка, что-либо сделать с бомжом по современному российскому законодательству практически невозможно. Поскольку у нормального бродяги никогда нет денег, оштрафовать его за отсутствие документов нереально. Тащить же грязное, зловонное тело в отделение тоже не имеет смысла. А столичные СИЗО до того переполнены, что возиться еще и с бомжами, не совершавшими никаких тяжких преступлений, тамошним сотрудникам недосуг. Благодаря ратифицированной РФ медицинской конвенции, бродяг даже нельзя заставить пройти медобследование против их воли. Не говоря уже о том, чтобы насильно помыть или переодеть этакое страшилище.

Как правило, рассуждая о проблеме бомжей, представители правоохранительных органов с горечью вспоминают. советские времена, когда по знаменитой статье за бродяжничество на нары отправлялись все неприкаянные, бездомные и праздношатающиеся личности. Ну а более исторически подкованные люди в погонах вспоминают опыт фашистской Германии, где в пик безработицы было принято решение привлечь всех желающих и не желающих к строительству дорог и мостов, до сих пор считающихся лучшими в мире. Однако желание соответствовать таким достижениям мировой демократии, как свобода образа жизни и передвижения, вряд ли позволит нашим законодателям принять жесткие законы против бродяжничества и попрошайничества.

. Одно только не ясно: как властям без всяких новых законов в течение недели удалось очистить от бомжей Питер, когда перед праздниками 300-летия появилась такая необходимость?

P. S. Бомжи, бродяги, бездомные, или, как их называют во Франции, клошары, встречаются практически во всех крупных городах Европы и Америки. Наверное, их даже можно считать продуктами развития демократии, ведь ситуация, когда общество за свой счет согласно содержать людей, ведущих откровенно паразитический и даже асоциальный образ жизни, может возникнуть лишь в свободных и высокоразвитых странах. Однако в России почему-то всегда принято перенимать у Запада только наиболее извращенные проявления этой самой демократии. Я уверен, что старая формулировка о том, что свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого, позволяет мне протестовать против засилья в моем родном городе дурно пахнущих, больных и небезопасных соседей. Естественно, моя нетерпимость не распространяется на тех, кто действительно попал по воле случая в серьезную беду и всеми силами пытается стать нормальным человеком. Однако терпеть рядом постоянное присутствие оборванцев и алкашей, переловивших в московских водоемах почти всех птиц и разносящих в общественном транспорте всевозможную заразу, я не согласен. А тем более поддерживать их жизнедеятельность на уплаченные мною налоги. Да, бомжи есть во многих странах, но попробуйте в Нью-Йорке выпить на центральной улице бутылку водки или в Берлине уснуть на проезжей части. За такие проявления неуважения к согражданам вас сразу же упекут в тюрьму, где вы будете отрабатывать положенный за подобное нарушение штраф. Так, может быть, нашим властям стоит подумать о благе законопослушного и уважающего окружающих большинства и принять необходимые меры для решения проблемы бомжей в столице?

фото Другой бизнес

В 90-е годы на улицах появилось много нищих: женщины с детьми, погорельцы, инвалиды и прочие обездоленные просили денег. По словам экспертов, попрошайничать людей тогда заставляло безденежье и полное отсутствие жизненных перспектив. В сытые «нулевые» количество бездомных резко сократилось, но в 10-е мы вновь замечаем их всё чаще. В переходах метро играют музыканты, протягивают бумажный стаканчик старушки в тёплых платках, милостыню просят женщины с вечно спящими детьми.

По словам самих нищих, за час работы в переходе можно заработать 500 рублей, за день порядка 6-10 тысяч. В результате в эту «профессию» идут вполне состоявшиеся люди, которые работают «бомжом» в свободное от своей основной деятельности время.

Профессии нищих

Самые часто встречающиеся попрошайки — это люди, одетые нищими и сидящие с баночкой для подаяний. Бездомный Женька (его кличка в узких кругах — «ФСБ») организовывает работу таких нищих на площади Маркса. Его карьера началась около 5 лет назад. После выхода из мест лишения свободы он не смог найти хорошую работу и устроился «помощником дворника». Денег не хватало. Тогда он и отправился подрабатывать в переход.

— Я сел на колени возле выхода из перехода, поклонился в ноги и стал ждать, когда мне подадут, — рассказывает наш герой, — люди проходили мимо и давали деньги.

Я уже не помню, сколько я тогда заработал, но на другой день пришёл снова.

Вскоре Женька познакомился с местными профессиональными нищими, а через пару лет стал их бригадиром. Теперь он расставляет попрошаек на подконтрольной ему территории, набирает новые кадры и хранит общие деньги.

Вторая по популярности сфера работы «профессиональных нищих» — уличные музыканты. Они делятся на 3 типа: студенты музыкальных училищ, офисные сотрудники и профессионалы попрошайничества. Первый тип обычно играет на скрипках, флейтах или других сложных в освоении инструментах. Обычно студенты занимаются этим после пар, чтобы показать другим, что они при случае могут неплохо зарабатывать.

— Я играю для души, — рассказывает скрипач из метро, — учусь в музыкальном училище, сегодня в метро — завтра на сцене.

На сцене мне не дают полностью раскрыться, а здесь я могу играть то, что захочу.

Системный администратор Сергей Горбунов работает музыкантом в переходе по выходным. Он объясняет свою подработку финансовыми проблемами.


Более 15% населения НСО живут за чертой бедности

— Мне нужно снимать жильё, платить кредит, — рассказывает музыкант. — Постою в переходе час и уже заработаю 500 рублей. По-моему, это неплохой доход.

По словам Сергея, игра в переходе — это хороший заработок, творческое развитие и просто необычный отдых. Раньше наш герой играл в барах, но график работы не позволял ему стать профессиональным музыкантом. В баре нужно играть почти каждый вечер и оплата — около тысячи рублей за смену, тогда как в переходе он может заработать в среднем три тысячи ежедневно.

Третий тип музыкантов — настоящие профессиональные нищие. Они собираются группками по 3-5 человек.

В группе каждый играет свою роль: собственно, музыкант играет на гитаре, человек с шапкой (хелпер) собирает деньги, а крепкий мужчина следит, чтобы музыкантов не обижали.

— Шляпа — это 70 процентов дохода, — рассказывает хелпер Юрий, — если музыкант играет один, то редкий человек кинет деньги в чехол от гитары. Людям просто лень подойти и бросить монетки. А вот если подходить к людям и просить деньги, то заработать много — не проблема. Ведь даже ленивый прохожий кинет денег в шляпу.

Кадры

Попрошаек набирают в основном из маргинальных слоёв населения: бывшие заключённые, не устроившиеся в жизни, наркозависимые и те, кто стал жертвой мошенников, например, потеряв жилье. На площади Маркса регулярно появляются новые нищие, которые либо приходят в бригаду к Женьке, либо ищут другое место.

— Я работал с Женькой, — рассказывает бездомный, одетый старушкой, представившийся Вениамином. — Женька говорит: делай то, делай это. А я где хочу, там и стою. На площади Маркса после нашей ссоры я не появляюсь, стою на площади Калинина и всем доволен.

Зацепиться за работу нищим непросто. Нужно соблюдать правила этого бизнеса: отдавать деньги на общее дело (покупку алкоголя, продуктов питания и даже одежды) и следовать чёткому графику работы.

То есть нищие не сидят без дела: у каждого есть своё определённое место и время, в течение которого он должен там находиться.

32 доллара с мелочью собрал Джошуа Белл игрой на скрипке у метро в Вашингтоне

— Я не могу допустить, чтобы с 8:00 до 10:00 утра в переходе никого не было. Это самое выгодное время: в метро спускаются люди, которые спешат на работу. Они кидают горсти мелочи номиналом 5-10 рублей. Один человек в это время может заработать 500, а то и полторы тысячи рублей. Вечером, когда люди возвращаются с работы, столько уже не дают, — рассказывает Женька.

График музыкантов кардинально отличается от графика простых попрошаек. Они играют по вечерам. По словам музыкантов из перехода, вечером люди довольны и хотят развлечений, а музыка — отличный способ расслабиться, поэтому они жертвуют деньги музыкантам.

При этом музыкантом стать проще, чем попрошайкой. Это просто команда людей, объединённых общей целью — заработать вечером и разбежаться. Они не живут вместе, как попрошайки, а просто собираются в условном месте, зарабатывают деньги, а затем делят их.

Проблемы

— Недавно мне сломали гитару, — рассказывает музыкант. — Мы, как обычно, играли в переходе, тут подошли человек семь и начали нас бить. Потом появилась полиция, нас и нападавших задержали. Не знаю, как я буду теперь зарабатывать.


Сербский бездомный Братислав Стоянович живёт в могиле своих предков и вполне доволен жизнью

Сам музыкант не намерен писать заявление в полицию о порче его имущества, так как, по его словам, полиция всё равно не вернёт ему гитару. Участники драки с другой стороны в отделении сказали, что тоже имеют претензии. По их версии, музыканты украли у них дорогой телефон.

— Я спокойно иду по метро, никого не трогаю, тут подходит парень с шапкой и лезет обниматься, смотрю, а телефона у меня нету. Я за ним, они мне ещё куртку порвали. Буду писать заявление на них, — рассказывает другой участник конфликта. В подтверждение его слов говорит наличие у хелпера судимости за кражу. Крепкий парень, который охраняет музыкантов, задержан не был, в отделении полиции все задержанные с обеих сторон отрицали его наличие.

Как говорят профессионалы нищенского бизнеса, если играть на чужой территории, то рядом появляются незнакомые люди, которые предлагают свою помощь за вознаграждение, после чего затевают драку или дают наводку полиции. Финал предсказуем: нищий либо уходит побитый, либо уезжает в отделение и больше не появляется на этом месте.

— У нас нет такого понятия, как «крыша». Криминалом мы не занимаемся, — рассказывает Женька, — мы как семья. У нас общий бюджет, общий стол, все живут в моей квартире.

Наши двери открыты для каждого, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию.

Я считаю, что если человек живет в моём доме, то он должен жить по моим правилам. И если он с нами, то он с нами, если нет, то пусть работает в другом месте.

По словам Женьки, те, кто не хочет работать с ним, уходят мирно. Большую часть проблем создают нищие, которые остались работать в команде. Многие — выходцы из преступного мира, и они продолжают жить по понятиям и кичиться своей «авторитетной» статьёй. Иногда вновь пришедшие в этот бизнес пытаются пересмотреть сложившуюся структуру, что создаёт большие проблемы старым участникам рынка. Понять желающих переделить рынок нищих просто — здоровый человек физически сильнее профессиональных нищих, отдавших годы карьере на самом дне.

По России и не только


И потом, бомжи приносят пользу — они поддерживают порядок, тушат возгорания, находят всякую ерунду: взрывоопасные предметы, трупы

Нищие были во все времена и во всех странах. По неофициальной статистике, нищих больше всего в столицах и крупных городах. Причина проста: там, где больше людей, больше и доход. Если в Новосибирске нищие не заходят в подземку дальше переходов, то в Москве они орудуют в вагонах метро и на самих станциях, что в нашем городе наблюдается крайне редко.

С наплывом мигрантов в российских городах всё чаще нищенствуют приезжие из Средней Азии и республик Кавказа. Прожив какое-то время в России, часть из приезжих оказываются на улице, начинают попрошайничать и остаются у нас на самом дне.

Столицей попрошайничества по праву считается Нью-Йорк. «Торговый центр планеты» привлекает бездомных со всех Соединённых Штатов, соседних и дальних стран. По мнению экспертов, уровень жизни профессиональных нищих в этом городе намного выше, чем в какой-нибудь бедной африканской республике.

Несмотря на все законы против попрошайничества, нищенство процветает и будет процветать, пока есть бедные люди и мировые блага распределены неравномерно.

В 90-е годы на улицах появилосьмного нищих: женщины с детьми, погорельцы, инвалиды и прочие обездоленные просили денег.По словам экспертов, попрошайничать людей заставляло тогда безденежье и полное отсутствие перспектив на будущее.В сытые «нулевые» количество бездомных резко сократилось, но в 10-е мы вновь замечаем их всё чаще. В переходах метро играют музыканты, протягивают бумажный стаканчикстарушки в теплых платках, милостыню просят женщины свечно спящими детьми.

По словам самих нищих, за час работы в переходе можно заработать 500 рублей, которые очень помогают семейному бюджету. В результате в эту «профессию» идут вполне состоявшиеся люди, которые работают «бомжом» в свободное от своей основной деятельности время.

Профессии нищих

Самые часто встречающиеся попрошайки— это люди, одетые нищими и сидящие с баночкой для подаяний. Бездомный Женька (его кличка в узких кругах — ФСБ) организовывает работутаких нищих на площади Маркса. Его карьера началась около 5 лет назад. После выхода из мест лишения свободы он не смог найти хорошую работу и устроился «помощником дворника». Денег не хватало. Тогда он и отправился подрабатывать в переход.

— Я сел на колени возле выхода из перехода, поклонился в ноги и стал ждать, когда мне подадут, — рассказывает наш герой.— Люди проходили мимо и давали деньги. Я уже не помню,сколько я тогда заработал, но на другой день пришел снова.

Вскоре Женька познакомился с местными профессиональными нищими, а через пару лет стал их бригадиром. Теперь он расставляет попрошаек на подконтрольной ему территории, набирает новые кадры и хранит общие деньги.


Вторая по популярности сфера работы «профессиональных нищих» — уличные музыканты. Они делятся на 3 типа: студенты музыкальных училищ, офисные сотрудники и профессионалы попрошайничества. Первый тип обычно играет на скрипках, флейтах или других сложных в освоении инструментах. Обычно студенты занимаются этим после пар, чтобы показать другим, что они,при случае, могут неплохо зарабатывать.

Я играю для души, — рассказывает скрипач из метро.— Учусь в музыкальном училище, сегодня играю в метро — завтра на сцене. На сцене мне не дают полностью раскрыться, а здесь я могу играть то, что захочу.

Системный администратор Сергей Горбунов работает музыкантом в переходе по выходным. Он объясняет свою подработку финансовыми проблемами.

— Мне нужно снимать жилье, платить кредит, — рассказывает музыкант. — Постою в переходе час и уже заработаю 500 рублей. По-моему,это неплохой доход.

По словам Сергея, игра в переходе — это хороший заработок,творческое развитие и просто необычный отдых. Раньше наш герой играл в барах, но график работы не позволял ему стать профессиональным музыкантом. В баре нужно играть почти каждый вечер и оплата — около тысячи рублей за смену, тогда как в переходе ежедневно он может заработать в среднем три тысячи ежедневно.

Третий тип музыкантов — настоящие профессиональные нищие.Они собираются группками по 3–5 человек. В группе каждый играет свою роль: собственно, музыкант играет на гитаре, человек с шапкой (хелпер) собирает деньги, а крепкий мужчина следит, чтобы музыкантов не обижали.

Шляпа — это 70% дохода, — рассказывает хэлпер Юрий, — если музыкант играет один, то редкий человек кинет деньги в чехол от гитары. Людям просто лень подойти и бросить монетки. А вот если подходить к людям и просить деньги, то заработать много — не проблема. Ведь даже ленивый прохожий кинет денег в шляпу.

Кадры

Попрошаек набирают в основном из маргинальных слоев населения: бывшие заключенные, неустроившиеся в жизни, наркозависимые и те,кто стал жертвой мошенников — например, потеряв жилье. На площади Маркса регулярно появляются новые нищие, которые либо приходят в бригаду к Женьке, либо ищут другое место.


— Я работалс Женькой, — рассказывает бездомный, одетый старушкой, представившийся Вениамином, — Женька говорит: делай то, делай это. А я где хочу, там и стою. На площади Маркса после нашей ссоры я не появляюсь, стою на площади Калинина и всем доволен. Зацепиться за работу нищим непросто. Нужно соблюдать правила этого бизнеса: отдавать деньги на общее дело (покупку алкоголя, продуктов питания и даже одежды) и следовать четкому графику работы. То есть нищие не сидят без дела: у каждого есть свое определенное место и время, в течение которого он должен там находиться.

— Я не могу допустить, чтобы с 8:00 до 10:00 утра в переходе никого не было. Это самое выгодное время:в метро спускаются люди, которые спешат на работу. Они кидают горсти мелочи номиналом 5–10 рублей. Один человек в это время может заработать 500, а то и полторы тысячи рублей. Вечером, когда люди возвращаются с работы, столькоуже не дают, — рассказывает Женька.

График музыкантов кардинально отличается от графика простых попрошаек. Они играют вечером. По словам музыкантов из перехода, вечером люди довольны и хотят развлечений, а музыка — отличный способ расслабиться, поэтому они жертвуют деньги музыкантам. При этом, музыкантом стать проще, чем попрошайкой. Это просто команда людей,объединенных общей целью — заработать вечером и разбежаться. Они не живут вместе, как попрошайки, а просто собираются в условном месте, зарабатывают деньги, а затем делят их.

Проблемы

— Недавно мне сломали гитару, — рассказывает музыкант.— Мы, как обычно, играли в переходе, тут подошли человек семь и начали нас бить. Потом появилась полиция, нас и нападавших задержали. Не знаю, как я буду теперь зарабатывать. Сам музыкант не намерен писать заявление в полицию о порче его имущества, так как, по его словам, полиция всё равно не вернет ему гитару. Участники драки с другой стороны в отделении сказали, что тоже имеют претензии к музыкантам. По их версии,музыканты украли у них дорогой телефон.

— Я спокойно иду по метро, никого не трогаю, тут подходит парень с шапкой и лезет обниматься, смотрю, а телефона у меня нету. Я за ним, они мне еще куртку порвали. Буду писать заявление на них,— рассказывает другой участник конфликта.

В подтверждение его слов свидетельствует наличие у хелпера судимости за кражу. Крепкий парень, который охраняет музыкантов,задержан не был, в отделении полиции все задержанные с обеих сторон отрицали его присутствие. По словам профессионалов нищенского бизнеса, если играть на чужой территории, то рядомпоявляются незнакомые люди, которые предлагают свою помощь за вознаграждение, после чего затевают драку или дают наводку полиции. Финал предсказуем: нищий либо уходит побитый, либо уезжает в отделение и больше не появляется на этом месте.

У нас нет такого понятия, как «крыша». Криминалом мы не занимаемся, — рассказывает Женька, — мы как семья. У нас общий бюджет, общий стол, все живут в моей квартире. Наши двери открыты для каждого, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию.Я считаю, что если человек живет в моем доме, то он должен жить по моим правилам. И если он с нами, то он с нами, если нет, то пусть работает в другом месте.

По словам Женьки, те,кто не хочет работать с ним,уходят мирно. Большую часть проблем создают нищие, которые остались работать в команде. Многие — выходцы из преступного мира, и они продолжают жить по понятиям и кичиться своей «авторитетной» статьей. Многие вновь пришедшие в этот бизнес пытаютсяпересмотреть сложившуюся структуру, что создает большие проблемы старым участникам рынка. Понять желающих переделить рынок нищих просто — здоровый человек физически сильнее профессиональных нищих, отдавших годы карьере на самом дне.

По России и не только


Нищие были во все времена и во всех странах. По неофициальной статистике,нищих больше всего в столицах и крупных городах. Причина проста: там, где больше людей,больше и доход. Если в Новосибирске нищие не заходят в подземку дальше переходов, то в Москве они орудуют в вагонах метро и на самих станциях, что в нашемгороденаблюдается крайне редко.

С наплывом мигрантов в российских городах всё чаще нищенствуют приезжие из Средней Азии и республик Кавказа. Прожив какое-то время в России, часть из приезжих оказываются на улице, начинают попрошайничать и остаются у нас на самом дне.

Столицей попрошайничества по праву считается Нью-Йорк. «Торговый центрпланеты» привлекает бездомных со всех Соединенных Штатов, соседних и дальних стран. По мнению экспертов, уровень жизни профессиональных нищих в этом городе намного выше, чем в какой-нибудь бедной африканской республике.

Несмотря на все законы против попрошайничества, нищенство процветает и будет процветать, пока есть бедные люди и мировые блага распределены неравномерно.

Подавляющее большинство бездомных – мужчины, их 85%. Любопытно, что на Западе треть от общего числа бездомных составляют женщины. Вероятно, в силу меньшей по сравнению с Западом «продвинутости» наши соотечественницы более привязаны к семейной или, во всяком случае, домашней, оседлой жизни.
Возраст современного российского бездомного может быть самым разным, но больше всего (две трети) в этой категории людей в возрасте от 35 до 55 лет.
Алексей Hикифоров: «Российский бездомный – не какая-нибудь развалина. Это зрелый мужик трудоспособного возраста, не имеющий при этом возможности законно приложить свои силы».

Чем старше бездомный, тем труднее ему приходится в жизни. Люди, чей возраст перевалил за 40 лет, выросли и сформировались еще при советской власти и им трудно принять некоторые современные реалии, а бороться за существование зачастую оказывается труднее, чем 30-40-летним.

Кто им поможет?
Есть два пути: большой, государственный, и малый, посильный каждому из людей, способных к состраданию. На государственном уровне необходимы изменения в законодательстве.
Алексей Никифоров : «Во-первых, нужно наконец законодательно признать, что в России бездомные есть. Нужен закон о бездомных, в котором был бы определен их правовой статус. Во-вторых, обязательно ввести регистрацию по месту фактического проживания » .

При этом обвинить государство в полном безразличии к судьбе бездомных, конечно, нельзя. На сегодняшний день в России действуют 96 учреждений социальной помощи для бездомных, предоставляющих им 5458 коек. В наиболее густонаселенной бездомными Москве работают семь домов ночного пребывания, в просторечии именуемых ночлежками, на 750 мест. Есть надежда, что со следующего года начнет работать муниципальный медпункт для бездомных, уже построенный в районе Курского вокзала. Там смогут получить медицинскую помощь до 100 человек в сутки. И все-таки для полноценной социальной реабилитации бездомных им необходимо предоставить возможность работать. Вот только возможна ли такая социальная реабилитация?
Алексей Никифоров : «Мне кажется, здесь уместно сравнение с алкоголизмом. Да-да, бездомность – это тяжелое заболевание. Как и в случае с алкоголизмом, здесь происходит постепенное погружение на дно. Алкоголик поначалу говорит: “А что, я пью не больше, чем сосед. Нет, я не алкоголик”. А вот человек оказался на улице. Сначала ему неуютно, что он не мылся день или два. Потом планка постепенно опускается. В какой-то момент, по нашим наблюдениям от месяца до полугода, в человеке что-то переключается и он принимает новую действительность. Если “поймать” его в этот первый момент, очень велика вероятность, что он вернется к нормальной жизни. А если нет, то чем дальше, тем труднее» .

Сотрудники центра уверены: если подобную практику возьмут на вооружение в других городах России – прежде всего в областных и районных центрах – это позволит во многом решить проблему бездомности.

Заключение
Есть и еще одно непременное условие, без которого невозможно решить проблему бездомности. Речь идет об отношении к бездомным в обществе. Это уже касается всех. Чтобы помочь самой незащищенной категории населения, можно жертвовать продукты или деньги в столовые, открытые при благотворительных организациях и православных храмах. Можно приносить в специальные пункты (развернутые обычно рядом со столовыми) одежду, причем особенно важно приносить теплую одежду для бездомных зимой. Можно просто помогать отдельно взятому бездомному – той же едой, одеждой. Правда, оказывая персональную помощь, следует всякий раз задумываться, пойдет ли эта помощь ему на пользу. К примеру, многие эксперты не рекомендуют давать всем без разбора бездомным деньги.
Константин Казанцев : «Иногда бездомные пользуются этой помощью не для того, чтобы выжить, а берут потому, что им дают. Мы очень часто сталкивались с такими случаями, когда бездомные набирали продукты и вещи и тут же шли и продавали их, а деньги пропивали. Вот в таких случаях помощь является просто лишним способом найти деньги на выпивку. Когда помощь оказывается бесконтрольно, она только вредит. Сейчас часто встречаются бездомные, которые адаптировались к этим условиям, они привыкли, что в Москве десятки организаций оказывают благотворительную помощь, они знают расписание обедов, раздач одежды. У них все дни распределены. Вот в среду там-то дают вот это, в четверг где-то что-то другое. Они привыкли вести паразитический образ жизни. Поэтому неплохо было бы как-то координировать эту работу».

И последнее. Чтобы помочь бездомному, необходимо перестать смотреть на него с точки зрения милицейских протоколов и увидеть в нем не бомжа, а несчастного человека, лишенного не только крова, но и большинства прав – пусть даже и по своей собственной вине.

"В любом случае, нам дают отбросы. Заключается что-то вроде соглашения с большими продовольственными фабриками, которые за полцены отдают нам бракованные продукты, которые фабрика должна была бы выбросить. Таким образом, на вещах, за которые заплачено полцены, они получают неплохой объем прибыли. Они на нас зарабатывают! Бедность может быть бизнесом, вам это известно?" Обвинение выдвигается со стороны Карло, но это всего лишь одно из свидетельств, собранных в Риме антропологом Федерико Бонадонна (Federico Bonadonna), который год прожил среди бомжей. Опыт изложен им в книге "Имя - бомж".

-Итак, будем отталкиваться от заявления Карло. Бедность является бизнесом?

-Бывает и такое, но в первую очередь это состояние личности. Кроме бедных есть и те, кто помогает им. Есть те, кто занимается этим по зову сердца, по профессии, но есть и те, кто спекулирует на этом, как во всех других областях. Говоря это, я не верю в манихейское утверждение, что бедные - жертвы, а те, кто им помогает, - палачи. Обвинение со стороны Карло может иметь большое символическое значение, но в любом случае, продает ли фирма бракованные продукты за меньшую цену или просто дарит их, она делает социально полезную работу.

-Многие утверждают, что бомжами становятся в результате сознательного выбора. Это так?

-Марко, один из героев моей книги, говорил: "Улица - это ад. И никто не выберет жизнь в аду". Кто утверждает, что сознательно выбрал такую жизнь, делает это "пост фактум": это своеобразная попытка видоизменить, реструктурировать реальность, чтобы было легче к ней приспособиться.

-Кто он - бомж?

-Это человек, который вынужден спать, мечтать, осуществлять свои первичные надобности, заниматься любовью, в общем, жить под взглядами прохожих 24 часа в сутки. Но не всех можно определить таким образом. Бомж, которого отличает синдром накопления, - это вершина айсберга разнородного мира бродяг.

-Почему среди них увеличивается число молодежи?

-Семья (и, как следствие, ее роль как социального амортизатора) находится в кризисе. Итальянская система обеспечения благосостояния еще не выработала средств и культуры реформирования, и молодежь, не имея перспектив (причем не только в работе) и уверенности в завтрашнем дне, откалывается от общества. Некоторые из них переживают этот кризис на улице, а когда пытаются вернуться, очень часто просто не находят своей семьи - ее уже не существует.

-Увеличивается количество столовых и ночлежных. Вам это кажется хорошим выходом из ситуации?

-В данное время они могут гарантировать, по крайней мере, реализацию первичных потребностей человека. Но этого мало. Необходимы центры работы с этими людьми, рассеянные по всей территории и руководимые людьми, способными работать с маргинальными персонами, живущими не так, как остальное общество.

-В первых рядах тех, кто занимается бродягами, - церковь. Что Вы об этом думаете?

-Исторически это всегда было так. С одной стороны, этим должны заниматься государственные учреждения, но, с другой стороны, бесспорно, что именно церковь умеет это делать. Однако необходимо тесное сотрудничество между всеми, кто занимается проблемами бомжей. Органы общественной администрации должны как позаботиться о том, чтобы не было необходимости уходить на улицу, так и работать с теми, кто уже стал бомжом, преодолев все имеющиеся социальные предубеждения.

-А что может сделать обыкновенный горожанин?

-Марко говорил, что часто горожане беспокоятся о бомжах гораздо больше, чем власти. Иногда они выходят на улицу в три ночи, будят бомжа, который только что заснул, поборов доводящий до галлюцинаций холод, и предлагают кофе! Принести горячую еду и одеяло - это уже определенный шаг. Но в то же время, это весьма ограниченное представление о нуждах человека, живущего на улице. В Италии такая добровольная помощь очень распространена, но вклад горожан должен основываться на проектах, которые принимают во внимание как физические, так и психологические нужды бездомных. Нельзя ставить эксперименты на этих людях. Здесь необходимо глубокое знание этого явления и личное смирение. Считать, что бомж может довольствоваться бутербродом и одеялом - значит не уважать личность другого человека и претендовать на знание точных рецептов.

-Вы жили вместе с бродягами. Что Вы вынесли из этого опыта?

-Необычайная человечность и желание жить полностью контрастируют с деградирующим контекстом улицы. В противоположность общепринятым представлениям, и те, кто живет в подобных условиях, имеют свои чувства и свою неповторимость.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: