Когда была учреждена должность уполномоченного по правам человека

Опубликовано: 12.05.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед. ombudsman - представитель чьих-либо интересов) - должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР. Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом. Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года. В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд. Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома. 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах "организационную, правовую, информационную и иную помощь".

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года. Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ. Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства "О долгосрочной государственного экономической политике" от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов. Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств. Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

В 2012 году Всероссийский студенческий форум и Министерство образования и науки выступили с инициативой учредить должность уполномоченного по правам студентов в РФ. По итогам голосования, проведенного 24-27 декабря 2013 года на сайте Всероссийского студенческого форума, Уполномоченным по правам студентов был избран глава Российского студенческого союза Артем Хромов. 24 января 2013 года он официально утвержден в должности Советом по делам молодежи Минобрнауки РФ. Студенческий омбудсмен призван представлять и защищать права учащихся, заниматься правовыми вопросами и вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде. Он имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Срок его пребывания в должности составляет не более двух лет.

В настоящее время уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей действуют и в российских регионах.

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

ГЛАВА I. Общие положения

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

(Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 06.04.2015 № 3-ФКЗ)

ГЛАВА II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Уполномоченным может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 6-ФКЗ)

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

11. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Пункт введен - Федеральный конституционный закон от 06.04.2015 № 3-ФКЗ)

12. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 6-ФКЗ)

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. (Статья введена - Федеральный конституционный закон от 23.05.2015 № 4-ФКЗ)

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

ГЛАВА III. Компетенция Уполномоченного

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.01.2016 № 1-ФКЗ)

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.03.2015 № 1-ФКЗ)

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.03.2015 № 1-ФКЗ)

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; (В редакции Федерального конституционного закона от 08.03.2015 № 1-ФКЗ)

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Административное исковое заявление или ходатайство, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.01.2016 № 1-ФКЗ)

1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». С середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​ Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Многие субъекты РФ, в том числе и Ивановская область, пошли по более понятному и привычному пути создания комиссий по правам человека при Губернаторе, копируя соответствующую структуру при Президенте РФ. В Ивановской области такая комиссия была образована в 1998 году под председательством профессора Ивановского государственного университета Э.С. Тенчова. В 2008 году в Уставе Ивановской области появилась 17-я статья «Уполномоченные органы (должности) по правам человека», которая устанавливает, что «в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина законами Ивановской области учреждаются органы (должности) по правам человека».

Региональный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» был принят в декабре 2010 г., который прошел многомесячное и серьезное общественное и депутатское обсуждение.

27 января 2011 года по представлению Губернатора Ивановской области М.А. Меня в соответствии с Законом Ивановской области от 08.12.2010 г. № 140-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» постановлением Ивановской областной Думы от 27.01.2011 № 2 на должность первого Уполномоченного по правам человека в Ивановской области был назначен Андрей Юрьевич Кабанов, проработавший до декабря 2013 г.

В целом, институт уполномоченного по правам человека служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Основные международные обязательства РФ

в области защиты прав человека

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является Организация Объединенных Наций (ООН). Союз Советских Социалистических Республик был одним из основателей Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств. В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в данной области:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 года

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, международные стандарты прав и свобод.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Это уникальный документ и по способу разработки, воплотивший все ценное, что было веками накоплено в доктрине и национальном законодательстве, и по содержанию, комплексно регламентирующий основные права и свободы, и по роли в международном нормотворчестве, являющийся фундаментом всего обширного договорного массива в области прав человека, и по степени информированности мирового сообщества (текст Декларации переведен на 370 языков).

Несмотря на то, что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, которые, как известно, носят рекомендательный характер, всеобщее признание Декларации на современном этапе не вызывает сомнений и позволяет квалифицировать ее положения как обычные нормы общего международного права.

— Пакты о правах человека 1966 года: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

  • Факультативный протокол, предусматривающий процедуру рассмотрения сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта. Принят 16 декабря 1966 года (СССР присоединился к протоколу 5 июля 1991 года). , направленный на отмену смертной казни. Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала).

Эти документы вместе с самой Декларацией получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Европейский суд по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года.

Важность Конвенции обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и особым механизмом защиты, созданным в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией – Европейским судом по правам человека.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ивановской области были подготовлены методические рекомендации «Как обратиться в Европейский суд по правам человека», в которых разъясняются компетенция Европейского суда, кто имеет право обратиться с жалобой, порядок ее подготовки, а также инструкции для лиц, заполняющих формуляр жалобы в соответствии со ст. 34 Конвенции.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека.

Так, 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.

Признавая естественный характер прав человека, Декларация в первой же статье провозглашает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах".

Кроме общечеловеческих ценностей в области прав человека, Декларация впервые закрепила конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат обязательному соблюдению и защите всеми государствами без исключения. В тридцати ее статьях в определенном порядке перечислены основные права: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире.

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. Но провозглашенные в декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.

Таким образом, Всеобщая декларация, принятая в качестве "стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства", в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений.

Так, в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан (статья 2) в соответствии с мировой практикой закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В современном мире человек, его достоинство, права и свободы признаны наивысшей ценностью и обеспечение их защиты является показателем гуманности и цивилизованности общества и государства.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним в частности относятся ,Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ,Европейская социальная хартия и ряд других.

Кроме того, в мировой практике широкое применение получило создание института уполномоченного по правам человека (более известный как омбудсман) .Родиной омбудсмана справедливо называют Швецию, в которой еще в XVI веке был учрежден пост Главного Сенешаля для осуществления от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судов и отправлением правосудия в королевстве.

Анализ правовой практики других зарубежных стран показывает, что введенные в их политические системы институты омбудсмана в основном базируются на исполнительной и парламентской моделях, апробированной в Швеции. В настоящее время в мире существует более 100 национальных омбудсманов, которые функционируют в различных странах с учетом их культурных и исторических особенностей. Создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

В мире, кроме национального, существует и международно-правовой институт омбудсмана. Так, в 1993 году учрежден пост Верховного Комиссара ООН по правам человека, а в 1999 году – пост Европейского Комиссара по правам человека. Эти примеры наглядно показывают, что воспринятое международным сообществом из национального законодательства, институт уполномоченного по правам человека становится важнейшим элементом системы международного права, средством защиты прав человека на международном уровне.

В связи с тем, что уполномоченные по правам человека (в разных странах их именуют то омбудсманы, то комиссары, защитники, медиаторы и т.д.) входят в различные правовые системы национального и международного уровней, актуализируется проблема их взаимодействия и сотрудничества.

Это обстоятельство, видимо, способствовало созданию, например, Международного института омбудсмана, объединяющего сегодня работу уполномоченных по правам человека более 50 стран мира.

Вопросы расширения правозащитной деятельности являются одним из приоритетных направлений в деятельности государства.

В соответствии с Конституциями России и Республики Башкортостан права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти фундаментальные положения отражают современный период развития нашего общества. Поэтому вполне закономерно, что правозащитной деятельности уделяется все большее внимание.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении.

17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ,4 марта 1997 года был официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации.

К настоящему моменту в 71 субъекте Российской Федерации введены должности Уполномоченного по правам человека.

Республика Башкортостан стала одним из первых субъектов Российской Федерации, в Конституции которой, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека, соблюдения и уважения его прав и достоинств была учреждена должность Уполномоченного по правам человека. В 1996 году Государственным Собранием был принят Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном по правам человека в Республики Башкортостан» и это явилось началом становления нового государственного правозащитного института.

Следует отметить, что этот правозащитный институт дополнил существующую к моменту его учреждения систему средств защиты прав и свобод человека и гражданина, и не отменило и не повлекло пересмотра компетенции иных государственных органов, т.е. должность уполномоченного не заменяет и не подменяет работу других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной сфере, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием и бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав и законных интересов граждан перед лицом бюрократических структур.

Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека» определил цели, основные направления деятельности, а также права и обязанности Уполномоченного.

Уполномоченный наделен правом рассматривать заявления и жалобы граждан на нарушения или ненадлежащее соблюдение их прав и свобод; выявлять и расследовать случаи грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, если они имеют особое общественное значение; информировать органы государственной власти республики, общественность о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан.

Поступающие к Уполномоченному письменные заявления, обращения и жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих является основным источником получения информации о нарушении прав и свобод человека. Наибольшее количество жалоб связано с уголовной проблематикой, касающихся вопросов гражданского права и жилищного законодательства, трудовых отношений, социальных и пенсионных проблем.

Кроме работы с жалобами и заявлениями граждан ,уполномоченный по правам человека по своей инициативе проводит проверки соблюдения прав человека в той или иной в сфере жизнедеятельности.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется международными стандартами прав человека, а также соответствующими нормами федерального и республиканского законодательства. При осуществлении своих полномочий он независим и не подотчетен каким-либо органам государственной власти и их должностным лицам. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что взаимодействие с ними, а также с негосударственными (некоммерческими) организациями в вопросах обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод человека является одним из принципов работы Уполномоченного.

В соответствии со ст.24 Закона Республики Башкортостан «Об Уполномоченном по правам человека в РБ» для оказания содействия в осуществлении полномочий в городах и районах с учетом мнения представительных органов муниципальных районов и городских округов Уполномоченным назначаются общественные помощники, которые также при исполнении своих обязанностей и поручений независимы и не подотчетны каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Истекший период показал, что служба Уполномоченного по правам человека состоялась. Она органично вошла в правовую систему республики, став одним из ее эффективных элементов.

В классическом виде институт омбудсмена, так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, был создан в 1809 году в Швеции. После второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днём прав человека.

Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. До принятия соответствующего закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека Сергея Адамовича Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобождён от занимаемой должности.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 17 апреля 1996 года и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено правом субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

22 мая 1998 года тайным голосованием депутатов Государственной Думы был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олег Орестович Миронов.

13 февраля 2004 года, в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олега Миронова, Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за № 1729-5 ГД Владимир Лукин назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок. Предложение о назначении Владимира Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

13 февраля 2014 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина Президентом РФ Владимиром Путиным внесено предложение в Государственную Думу Федерального собрания РФ о назначении Эллы Александровны Памфиловой на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Кандидатуру Эллы Памфиловой в качестве нового Уполномоченного по правам человека Президент ранее согласовал с правозащитниками. 18 марта 2014 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поддержала кандидатуру Эллы Памфиловой на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

После перехода Эллы Памфиловой на должность главы ЦИК и прекращения её прежних полномочий 25 марта 2016 года нового уполномоченного по правам человека должна была избрать Государственная Дума. Претендентами от фракций стали Татьяна Москалькова (выдвинута Справедливой Россией), депутат Олег Смолин (КПРФ) и сенатор Сергей Калашников (ЛДПР). Партия Единая Россия, Совет Федерации и президент РФ Владимир Путин не выдвинули собственных кандидатов. В ходе голосования 22 апреля 2016 года Татьяна Москалькова получила голоса 323 депутатов и была назначена на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», с Конституцией (Уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации работают Уполномоченные по правам человека.

Читайте также: