Когда была введена должность уездного лекаря

Опубликовано: 02.10.2024

После издания законов "Учреждения для управления губерний Российской империи" (1775) в стране была создана новая система общественного призрения и медицинской помощи. Это были приказы общественного призрения, в задачу которых входило устройство и содержание народных школ, сиротских домов, богоугодных заведений, в том числе больниц, аптек, домов для неизлечимых больных и душевнобольных. При царствовании Екатерины II в 1773 году организуется в городах врачебные управы, в уездах вводится должность уездного лекаря. В 1775 г. образуются губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. Наряду с приказами общественного призрения в 1775 г. были учреждены должности уездных врачей. В 1797 г. в каждой губернии России появились врачебные управы, а в Петербурге и Москве их заменяли физикаты, созданные еще в 1739 г.

Обстоятельства вынуждали посылать исконных, "природных" россиян в иностранные училища для доучивания и достижения высших в медицине степеней знаний. В дальнейшем, с распространением медицинского персонала на местах вызовы иностранных врачей и посылка россиян для приобретения докторского звания за границу почти прекратились,

После того как были учреждены врачебные управы и определились суммы для пенсий медицинским чиновникам, а также были приняты решения о вручении им единовременной награды, это "возбудило великое рвение к изучению медицинской науки молодых людей при врачебных училищах, но и медицинских чинов проявить инициативу находящихся при войсках и по губерниям".

Уже после смерти Петра Великого в обеих столицах были созданы так называемые физикаты во главе с докторами (штадт-физиками) — это были первые органы здравоохранения в городах; были также введены должности городовых врачей. С утверждением губернских приказов общественного призрения (1775) в их ведении находились не только сиротские дома и богадельни, но и больницы, аптеки (так называемая приказная медицина). Первые крупные гражданские больницы появились в Москве (Павловская больница для бедных, затем «всесословная, общая для всех родов болезней» Екатерининская) и Петербурге (Обуховская) в 1760—1770 гг., общее число коек в них было в пределах нескольких сотен; к концу столетия было уже 30 больниц (в том числе и крупные —до 300 коек) и при них 14 отделений для умалишенных, родильный дом, венерический лазарет, «оспенный дом», дом для неизлечимых больных.

С 1797 г. медицинским делом на местах ведали губернские врачебные управы. При Екатерине II реформы перешли на путь децентрализации, в частности, здравоохранения. И все же итог века в медицинском отношении очевиден: произошло становление отечественной государственной медицины, в том числе и лечебной медицины.

Важнейшими социальными проблемами медицины оставались постоянные эпидемии инфекционных болезней, раны и другая хирургическая патология и катастрофическая младенческая смертность. Улучшение родовспоможения постоянно оставалось одной из главных задач государственной медицины. Так, по проекту Медицинской канцелярии «о бабичьем деле» (1754) в Москву было определено 15, а в Петербург 10 повивальных бабок, с предварительным специальным испытанием каждой из них; предусмотрено было создание в обеих столицах школ повивального искусства (они были организованы в 1757 г.); были открыты первые родильные приюты в.

Открытие Санкт-Петербургской Академии наук. Исследования в области медицины

Академия наук открыла новую эру – эру создания в России своей науки – выделения способных и даровитых русских людей – эру развития русской науки и завоевания ею своего авторитета. Академия состояла из трех отделений, второе отделение занималось анатомией, физиологией и химией. В числе первых академиков большинство составляли врачи.

Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук.

Одним из многих предложений Петру был поданный ему доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных ученых из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.

По проекту Петра, академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.

Лейб-медику Блюментросту было поручено составить доклад о проекте академии. Согласно этому указу «академии наук и курьезных художеств», каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр высказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Вызванные из-за границы академики уже не застали в живых императора Петра I. 20 ноября 1725 года последовал именной указ императрицыЕкатерины I «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». Академия открылась, под президентством Блюментроста, 27 декабря 1725 года.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 17

1.Тема и ее актуальность.Развитие медицины России ХVШ в.

Изучение развитие медицины России ХVШ в. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, помогает проследить развитие научной и общественной деятельности выдающихся представителей медицины России ХVШ в.

2. Цель занятия.Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в России ХVШ в.

знать:

– становление медицинского образования в России;

– научную и общественную деятельность выдающихся представителей медицины России ХVII –ХVШ вв;

уметь:

– использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

– работать с аудиторией.

владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3.Контрольные вопросы

1. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).
2. Развитие медицинской науки в России в конце XVIII века
3. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский).
4. Создание медико-хирургической Академии.
5. Создание первых акушерских школ, деятельность П.З.Кондоиди.
6. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии
7. Мероприятия по борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича и Шафонского А.Д.
4.Темы реферативных сообщений
1. Вклад Д.С.Самойловича в становление отечественной эпидемиологии.
2. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии

Информационнымй блоком

5.1. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы. После смерти Петра I развитие здравоохранения медленно, но продолжается. Вторая половина XVIII века была насыщена нововведениями в развитии медицинского образования и медицинской науки в России.

В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом – императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

М.В. Ломоносов принимал деятельное участие в развитии Московского университета: был инициатором открытия при нем медицинского факультета и автором обучения на нем, добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке.

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Набирать слушателей на медицинский факультет начали лишь в 1763 году. Преподавание вели Керстенс по физике и минералогии и Эразмус по анатомии и медицинскому «вещестсловию». Первыми русскими профессорами были Зыбелин, который читал на русском языке теорию медицины, и Вениаминов- медицинскую ботанику. В 1797 году при Московском военном госпитале была организована клиническая палата, и там проводилось клиническое преподавание. В 1791 году Московскому университету было предоставлено право присуждения степени доктора медицины.

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров, философский юридический, медицинский. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов – в 1758 г. их было лишь 100 чел. Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом об учреждении Московского университета». С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом. Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости» и первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

Академия наук открыла новую эру – эру создания в России своей науки – выделения способных и даровитых русских людей – эру развития русской науки и завоевания ею своего авторитета. Академия состояла из трех отделений, второе отделение занималось анатомией, физиологией и химией. В числе первых академиков большинство составляли врачи.

П. Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок, М. К. Кузьмин, М. М. Левит

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности. Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения.

Изучение медицины обязательно включает основательное знакомство с ее историей. В. И. Ленин призывал «…не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»[1].

История медицины делится на частную и общую. В курсе любой медицинской дисциплины содержатся отдельные сведения о ее прошлом. Но сумма этих отдельных сведений не составляет истории медицины как науки.

Требуется понять пути развития медицины в целом и связи этого развития с естествознанием, техникой, мировоззрением, общей историей человеческого общества – с ростом производительных сил и сменой производственных отношений. Необходимо уяснить связи между развитием отдельных медицинских отраслей. Это и является задачей общей истории медицины, изучающей главные закономерности и основные, узловые проблемы развития медицины в целом. Общая история медицины как особая научная дисциплина входит в систему высшего медицинского образования и составляет обязательную часть подготовки советского врача.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи исторического развития. Изучение прошлого помогает лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем.

Медицинская практика и наука развиваются исторически в тесном взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию и в то же время ставит перед ней новые задачи. В свою очередь развивающаяся медицинская наука совершенствует практику, поднимает ее на все более высокий уровень.

Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории – деление ее по общественно-экономическим формациям. Совершенно очевидно, что состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различаются. Основными формациями являются: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй, перерастающий в высшую стадию – коммунизм. Не следуя за сменами общественно-экономических формаций непосредственно и немедленно, изменения в медицинской деятельности и науке все же происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения. В каждой формации медицина имеет своеобразные черты. При этом в пределах каждой формации медицинская практика и наука менялись, иногда весьма существенно, в связи со значительными изменениями в экономике, технике, науке, культуре, имевшими место в рамках данного периода.

Указанная периодизация по основным общественно-экономическим формациям и по стадиям в пределах каждой из них касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации по общественно-экономическим формациям, следует иметь в виду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других: например, в развитии хирургии – существенные изменения в связи с введением наркоза и его усовершенствованием, введением антисептики и асептики (обеззараживания ран), в развитии гигиены – изменение ее облика в связи с появлением гигиенической лаборатории и вооружением гигиены микробиологией, биохимией и многими другими отраслями естествознания и т. п.

Особенности развития каждой медицинской дисциплины, присущие именно ей, необходимо учитывать при рассмотрении ее исторического пути в рамках общей периодизации, охватывающей развитие медицины в целом. История медицины на богатом опыте многовекового развития медицинской практики и науки предостерегает от необоснованных, поспешных суждений, от поисков «панацеи» в отдельных, хотя и значительных, открытиях, от преувеличения значения частных, хотя и важных, методов лечения и диагностики. Знание истории медицины, предостерегая от ошибок, вооружает в поисках нового, в успешном продвижении вперед.

История медицины на примерах борьбы, разыгрывавшейся вокруг великих открытий (кровообращение, рациональная перевязка ран, оспопрививание, наркоз, антисептика, открытие возбудителей болезней и путей их передачи и др.), убедительно показывает связь развития медицинской науки с общественной жизнью, классовой борьбой, воспитывает сознание необходимости бороться против рутины, косности, изжитых и отживающих представлений.

Используя зарубежные материалы по истории медицины, следует иметь в виду, что нередко в них, в том числе в трудах крупных ученых, внесших вклад в изучение прошлого медицины, находят выражение методологически неверные представления и трактовки. К числу таких относятся представления о возникновении медицины как выражения врожденного милосердия человека к ближнему, как результата влияния потусторонних сил, т. е. божества, представления о преимущественном заимствовании медицинских приемов человеком у животных, а не на основе человеческого опыта, одностороннее сведение развития медицины и ее успехов к деятельности отдельных лиц вместо учета широкого влияния многосторонних факторов общественной жизни.

Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения развития медицины имеют материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора, многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото - и кинодокументов, фонодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

В 1551 г. Церковный собор (совещание церковных иерархов с участием царя и боярской думы) утвердил Стоглавый Собор (сборник из 100 глав), в главе 73 которого «Ответ о богадельнях, и о прокаженных, и о клосных, и о престаревшихся, и по улицам в коробах лежащих, и на тележках и на санках возящих, и не имущих главы где подклонити» сказано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся описати по всем градам, опроче здравых строев, да в коем ждо граде устроити богадельни мужскии и женский, и тех прокаженных и престаревшихся не могущих нигде же главы подклонити устроити в бога­дельнях пищею и одежею. да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет посмотря по людям. чтобы жили в чис­тоте и в покаянии и во всяком благодарении». (Стоглав. Казань, 1892 г. – С. 335-336).

Стоглав (Стоглавый собор)

Первым государственным учреждением, ведавшим медицинским делом, стал Аптекарский приказ, открытый в Москве в 1581 г.

Аптекарский приказ в Кремле (здание не сохранилось)

На протяжении 120 лет существования Аптекарского приказа его возглавляли родовитые бояре: князь А. Вяземский,

Вяземский Александр Алексеевич. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. Тома I-V. С.-Петербург, Экспедиция заготовления Государственных бумаг, 1905-1909

будущий царь Борис Годунов,

Царь и Великий князь Борис Федорович. «Царский титулярник»

(«Большая государева книга или Корень российских государей»), 1672. РГАДА

представители Черкасских, Шереметевых, Милославских, Одоевских и других древних боярских родов.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта первая медицинская школа, в ней обучалось 30 учеников из стрельцов и их детей (лекарское и костоправное отделения). В последующем стали готовить лекарей чепучинного (по лечению сифилиса), очного и гортанного дела, а также аптекарей. В этот период создается и военно-медицинская служба в полках.

Бичом средневековой России, как и других стран, были «моровые по­ветрия» — эпидемии, которые тогда приходили к нам иногда с юга и вос­тока, но, как правило, из Европы. «И здесь господствуют особен­ного рода болезни, подобные заразе, состоящие в боли внутренностей и го­ловы, — свидетельствовали приезжавшие из Европы иностранцы. — Они здесь называются горячкою. Одержимые такой болезнью умирают в корот­кое время. В случае морового поветрия, которые нередко случаются в Новегороде, Смоленске и Пскове, Москвитяне, опасаясь заразиться оным, ни­кого к себе не допускают из сих мест».

Борьба с распространением эпидемий осуществлялась следующим образом: «Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказанною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товаром и лошадьми». В 1592 г. во Ржеве впервые была учреждена пограничная застава «для предохране­ния от заразных болезней». Начиная с ХIII века, устраивались «скудельницы» (общие могилы) вдали от жилья и питьевых источников, организацией которых ведали специальные люди, обычно монахи; с XIV века устраивались пограничные оцепления; использовали окуривание можжевельником и полынью. Для погребения огромного числа жертв эпидемий в 1521 году в Пскове, а потом и в других местах появились своеобразные внутренние (уличные) карантины.

Таким образом, уже в начале XVI века в России применялись все те меры борьбы с эпидемиями (главным образом карантины), которые использова­ли в европейских государствах. Подобные меры принимались в 1654-1655 и 1770-1772 гг. при борьбе с чумой.

Афанасий Филимонович Шафонский "Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год"

Эпидемия чумы сопровождалась колоссальными жертвами. Сэмюэль Коллинс,

Сэмюэл Коллинз (англ. Samuel Collins)

служивший в это время придворным врачом царя Алексея Ми­хайловича, считал, что в 1665 г. моровая язва в России унесла жизни от семи­сот до восьмисот тысяч человек. За период с 1654 г. по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия».

По сведениям доктора Коллинса, в XVII веке в Россию про­никли венерические болезни. «Завоевав Вильну и многие другие погра­ничные польские города и области, русские взяли в плен госпожу Lues Veneria и, вероятно, провладеют ею долее, нежели городами», — писал Сэ­мюэль Коллинс. Проведением основных противоэпидемических мер в XVI-XVII веках ве­дал, прежде всего, сам царь, издававший основные указы, и воеводы — представители царя на местах.

Что касается мер общественной гигиены и санитарии, то сведений о них сохранилось сравнительно мало. Известно, что в царствова­ние Михаила Федоровича в Москве был построен водопро­вод. Вот как описывал это современник, архидьякон Павел Алеппский,

Архидиакон Павел Алеппский

сын антиохийского патриарха Макария: «Внутри Кремля прежде не было воды, и для царской кухни воду до­ставляли посредством черпальных колес из упомянутой реки, но в дни нынешнего царя приехал один франк из немцев и соорудил на берегу реки огромную башню, куда провел воду посредством колеса и приспособления для того, чтобы поднимать воду ночью и днем без всякого труда и снабжать ею царский дворец для всяких потребностей. Он выкопал 45 огромных колодцев, выстроил над ними куполы, провел трубы и желоба и сделал снаружи железное колесо; если понадобится вода, повертывают колесо одной рукой, и вода течет в изобилии, когда это нуж­но».

Особое место в повседневной жизни людей и лечении болезней занимала баня. Многие иностранцы, побывавшие в России, оправданно считали баню, особенно парную, исконно русским способом ле­чения и закаливания. Например, говоря о страсти московских жителей к баням, посол королевы Елизаветы Джильс Флетчер,

Джильс Флетчер (англ. Giles Fletcher). Сочинение о России, 1643 г.

побывавший в Москве в 1586-1589 гг., более всего удивлялся нечувствительности их к жару и хо­лоду, видя, как они в жестокие морозы выбегали из бань нагие, «раска­ленные» и кидались в проруби. Иностранцев изумляло, что в Москве, как писал Ганс Мориц Айрман, посетивший ее 1669 г., «у каждого дома устро­ена баня. до чего охотно они моются, постоянно на третий или даже вто­рой день, ходят они в баню; как простые, так и знатные люди. Подобных бань я во всю свою жизнь и не видывал. Ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве». Первое описание русской бани содержится в летописи Нестора (ок.1113 г.). Спустя столетия выдающийся российский врач и акушер Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого средства, которое равнялось бы… бане».

Время реформ Петра I благотворно сказалось на российской медицине, которая в XVIII веке развивалась, как и медицина других стран Европы, на основе науки, продуманных рекомен­даций по подготовке врачей и борьбе с эпидемиями, организации деятельности военно-медицинской службы. При этом отличительной чер­той российской медицины продолжал оставаться ее государственный характер.

Портрет Петра I. Алексей Петрович Антропов. 1770

Петра I, следуя рекомендациям близких к нему медиков, таких как Николай Бидлоо,

Николай Бидлоо (нидерл. Nicolaas Bidloo)

Роберт Эрскин, Иван Блюментрост, осознал необходимость сохра­нения и создал перспективы для дальнейшего развития государственной организации медицинского дела, что выгодно отличало нашу страну от многих европейских государств того времени.

В царствование Петра I высшим государственным органом управления медициной оставался находившийся в Москве Аптекарский приказ, «разделявший власть» с действовавшей в Петербурге Аптекарской канцелярией. По предложению Ивана Блюментроста был в создан новый государственный орган — Медицинская канцелярия, что соответствовало духу петровских реформ, которая была образована Указом Сената 14 августа 1721 г.

Медицинская канцелярия стала главным органом управления медицинским делом, ей подчинялись все медицинские учреждения какому бы ведомству или частным лицам они не принадлежали. Она осуществляла высший надзор за госпиталями, аптеками, госпитальными школами, ведала всеми докторами, лекарями и аптекарями, принимала меры к прекращению эпидемий. Возглавляли Медицинскую канцелярию опытные врачи-архиатры, главные начальники всей медицинской части: И. Л. Блюмен­трост, И. X. Ригер, И. Б. Фишер, А. Лесток, К. Г. Бургаве,

Герман Бургаве (нидерл. Herman Boerhaave)

Кондоиди Павел Захарович (греч. Panaiota Condoidi)

Я. Ф. Монсей. Медицинская канцеля­рия действовала до 1762 г.

В эпоху Петра I изменение эко­номических условий, развитие промышленности в городах, в том числе металлургии, судостроения, текстильных мануфактур явились предпосылками для возникновения зачаточных элементов организации санитарного дела, оценки условий работы и службы с точки зрения гигиены. К этому времени относятся наставления о предохранении войск от болезней, «Регламент мануфактур-коллегии»(1723), «Регламент и работные регулы» (1714) и другие документы.

К числу первых научных исследований гигиенического плана следует отнести труд русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии и рудных дел» (1763), в котором он описал неблагоприятные условия труда в шахтах, предложил простые меры по вентиляции, механизации и технике безопасности, индивидуальной защите, охране труда. Большое значение для охраны здоровья населения России имел труд М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении Российского народа» (1761).

Портрет М.В. Ломоносова. Фессар, Этьен. 1757? Гравюра резцом. Государственный Эрмитаж

В 30-х годах XVIII в. (1733 г.) было решено открыть в России новые госпитальные школы: две в Петербурге и одну в Кронштадте, в 1758 г. - в г. Барнауле, в 1788 г. - в Елисаветграде, а затем на Урале, в Забайкалье и других местах. По инициативе П.З. Кондоиди (1710-1760)– архиатра и главного директора медицинской канцелярии (1753-1760) в 1756 г. была открыта медицинская библиотека «для общего просвещения обретающихся в столичных городах докторов, лекарей и аптекарей»; вскоре здесь было достаточное количество литературы по медицине на латинском, русском, немецком, голландском и других языках, сюда стали поступать научные журналы из Голландии, Германии и других стран. В 1759—1760 гг. Медицинская канцелярия намеревалась приступить к разработке отечественного медицинского законодательства.

В 1761 г. архиатром и директором медицинской канцелярии император Петр III назначил Я.Ф.Монсея (1700-1773), который хорошо знал по собственному опыту трудности нелегкой повседневной службы докторов и лекарей. В представлении 28 февраля 1762 г. императору он предлагал резко повысить престиж и, соответственно, жалование врачам и аптекарям, обеспечивать их необходимым довольствием и помощниками. Монсей и далее продолжал заботиться о нуждах медицинских чинов и предложил к утвержденному «Плану о рангах» утвердить пенсии состарившимися и отставным врачам, который был утвержден Петром III 3 июня 1763 г.

Монсей также предлагал реформировать службу городовых врачей, которые появились в России в 1737 г., ссылаясь на важность борьбы с «заразительными болезнями». Кроме того, он считал необходимым иметь в каждой губернии и провинции, помимо городовых врачей, еще и «губернских и провинциальных докторов или ланд-физиков», что должно было улучшить противоэпидемическую работу. Обо всем этом архиатр Монсей сообщил в новом докладе императору Петру III, который 3 июня 1762 года утвердил этот доклад, открыв тем самым путь к важным реформам.

30-летнее царствование Екатерины II было ознаменовано важными реформами в российской медицине, сохранив сложившийся государственный характер. В 1763 г. Указом Екатерины II

Екатерина II в виде Законодательницы в Храме богини Правосудия.

А. И. Черкасов был назначен президентом Медицинской коллегии и руководил ею до 1775 г. (вначале была введена должность президента, а затем — главного директора). Этим высшим органом правления медико-санитарным делом руководили придворные сановники — барон А.И. Черкасов, А.А. Ржевский,

Алексей Андреевич Ржевский. Репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905–1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.

В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки. В 1718 г. в Петербурге организовали «инструментальную избу» для изготовления хирургических инструментов. Стали использовать и изучать лечебное применение под минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Проводились мероприятия санитарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благоустройстве Москвы.Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины. В середине XVIII века проведены реформы в области здравоохранения: в 1763 г. была организована Медицинская коллегия, увеличено число врачей в городах, обращено большое внимание на медицинское образование и подготовку врачей-специалистов и преподавателей. В 1763—1771 гг. в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с родовспомогательными заведениями при них, служившими школами для подготовки повивальных бабок. В связи с разделением на губернии проведены преобразования во врачебном деле: созданы губернские врачебные управы, введены должности уездных лекарей. В 1775 г. в губерниях были созданы приказы общественного призрения, в ведение которых были переданы гражданские больницы.

50. История медицинского образования в России. Госпитали и госпитальные школы

На рубеже XVII—XVIII вв. в экономической, политической и культурной жизни России произошли крупные перемены. В недрах феодального общества складывались новые товарно-денежные отношения, шло формирование всероссийского рынка. На разрешение возникавших в этой связи противоречий были направлены реформы Петра I (1682—I725). В результате реформ Россия стала великой европейской державой.

Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела. Петр всегда проявлял интерес к медицине. Во время своих поездок по странам Западной Европы он познакомился с известными естествоиспытателями и врачами того времени: Г. Бурхааве, Ф. Рюйшем, А. ван Левенгуком, И. Ньютоном, и их научными достижениями.

До Петра I в России не было ни одного высшего медицинского учебного заведения. Подготовка лекарей (главным образом для армии) началась во второй половине XVII в., когда при Аптекарском приказе была открыта первая лекарская школа (1654). Существовала она недолго и выпустила лишь несколько десятков лекарей. Потребность во врачах ощущалась и некоторые русские люди направлялись для получения высшего медицинского образования в передовые университеты Западной Европы.

Так, в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича Посникова, который в 1691 г. окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Уже через два года П. В. Посников блестяще защитил докторскую диссертацию «Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок» и получил «докторский градус» в философии и медицине «с высокой похвалой». Он известен как первый русский физиолог. Однако ему так и не удалось в полной мере заняться этой наукой — большая часть его жизни была отдана дипломатической службе на благо Российского государства.

В начале XVIII в. в российской армии и во флоте служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. Экономическое и политическое развитие Российского государства требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны.

Становление высшего медицинского образования в России связано с именем Николая Ламбертовича Бидлоо. В 1702 г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал «ближним доктором» Петра I. В 1707 г. он возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I при первом военном сухопутном госпитале за рекой Яузой (ныне Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). В школу принимались «изо всех чинов люди», выпускники семинарий и Славяно-греко-латинской академии.

В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренне болезни с патолого-анатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде. Учебников не было, и Н. Л. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций». Преподавание внутренней медицины также было практическим и велось у постели больного.

Впоследствии госпитали были открыты в Петербурге (1718, 1719), Кронштадте (1720) и других городах. При них создавались госпитальные школы.

После реформы медицинского образования, которую произвел П. 3. Кондоиди — президент Медицинской канцелярии (1753), в программу медицинских школ было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установлен семилетний срок обучения и экзаменационная система. С именем П. 3. Кондоиди связано так же создание первой российской медицинской библиотеки (1756). В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке магистерской диссертации, дипломной или курсовой работу по праву (юриспруденции). Также мы поможем подготовить Вам отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скачанные из интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не "специалистами" широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а выполняем консультации исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, оказывающему консультационные услуги по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

В конечном итоге мы поможем вам подготовить авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru .

Внимание! Мы не продаем готовые работы, а оказываем консультационные услуги в данной сфере.

Мы оказываем консультационные услуги по следующим работам:

  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Гражданскому праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Гражданскому процессу;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Арбитражному процессу;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Уголовному праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Уголовному процессу;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Предпринимательскому праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Корпоративному праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Трудовому праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Семейному праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Страховому праву;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Теории государства и права;
  • магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по другим юридическим дисциплинам.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация - консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

Антиплагиат

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Гарант
КонсультантПлюс

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

На оказание наших услуг даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.

Мы делаем оказываем консультации по следующим видам работ:

  • магистерские диссертации по праву;
  • дипломные работы по юриспруденции;
  • курсовые работы по праву;
  • рефераты;
  • отчеты по практике
  • научные статьи по праву .

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Читайте также: