Когда появилась профессия психолог

Опубликовано: 04.07.2024

Древнегреческий философ Аристотель начал свой трактат «О душе» следующими словами: «. было бы правильно. отвести исследованию о душе одно из первых мест, так как это — знание о наиболее возвышенном и удивительном. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».

Прошли века, но и ныне очевидно, что психология (от греч. «психе» — «душа» и «логос» — «учение») - самая важная и самая сложная из наук. Уникальность психологии в том, что в ней сливаются познающий и познаваемое: человек открывает себя, собственные тайны. Рождение психологического знания можно назвать пробуждением самосознания человека. Люди долго направляли мысль прежде всего на внешний мир, но настал момент, и они осмелились заглянуть в глубины своего внутреннего мира. Постичь законы психики означает для человека возможность научиться управлять собой.

История профессии

Психология очень молодая наука — ей чуть больше века. Хотя за это время она накопила массу фактов, разработала методы исследования и доказала собственную практическую ценность, до сих пор ещё остаются загадкой многие проявления человеческой души, психической жизни людей.

Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественно-научного изучения психики.

Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920). В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов.

Радикальные изменения в представлениях о предмете психологии и её методах произошли с появлением бихевиоризма (от англ. behaviour — «поведение»). Его программа была заявлена американским учёным Джоном Уотсоном (1878—1958). Первая работа Уотсона «Психология глазами бихевиориста» увидела свет в 1913 г. в журнале «Психологическое обозрение». Бихевиоризм противостоял направлениям, которые опирались на субъективные методы исследования и пытались анализировать сознание путём самонаблюдений (структурализм и функционализм).

Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы.

В 60-х гг. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.

Ещё в середине XX в. психологии приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марксистской философией есть совокупность общественных отношений). Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2006 г. исполнилось только 40 лет!

Профессия в современности

Сегодня психология превратилась из Золушки в Принцессу. Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества.

По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста. Психологи трудятся в школах и детских садах, больницах и хосписах (клиниках для неизлечимо больных), на предприятиях и в фирмах, в исправительных учреждениях. Без их участия уже невозможны разработка новых средств коммуникации, менеджмент, реклама. Эффективность последней сегодня в большей мере строится на знании психологии человека, чем на качествах предлагаемой продукции. При продвижении товара или социальной идеи используется вербальная (словесная) информация в сочетании с игрой образами, цветом, формами, звуком; и всё это на неосознанном уровне формирует у человека заданные установки и желания. Такие общечеловеческие свойства, как любопытство, интерес к новизне, желание испробовать всё на собственном опыте, подталкивают купить пусть не очень нужную, но модную вещь. В последние годы получил распространение термин «пиар» (образован по первым буквам английского словосочетания puplic relations — «общественные связи»). Это понятие включает формирование общественного мнения, подготовку общества к тем или иным решениям, влияние на результаты выборов. Чёрным пиаром называют достижение тех же целей нечестными средствами, например манипуляцией массовым сознанием. Различные пиар-технологии основаны на знании психологии человека.

Современные психологи занимаются проблемами воспитания и обучения, проблемами, которые связаны с профессиональной деятельностью, а также отношениями людей в различных группах. Специалисты исследуют особенности психики в экстремальных, критических ситуациях, работают с больными, с людьми пожилого возраста.

Если в начале XX в. психотерапией (психотерапия (от греч. «психе» - «душа» и «терапия» — «лечение»; дословно «исцеление душой») — особый вид взаимодействия людей, предполагающий оказание помощи психологическими средствами) занимались прежде всего врачи-психиатры, то в конце века — в основном психологи. Сформировавшееся после появления психоанализа различение психиатрии (работы с душевнобольными людьми) и психотерапии (помощи при глубоких психологических проблемах) сегодня дополнилось понятием психологического консультирования, которое предполагает работу со здоровыми людьми, переживающими психологический кризис или стремящимися к личностному росту.

Постепенно и в России встреча с психологом перестаёт восприниматься как свидетельство «ненормальности». Квалифицированная консультация или опыт работы в группе позволяют разобраться в себе, разрешить внутренний конфликт, улучшить отношения с другими людьми.

Психолог-консультант работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, взаимоотношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

Психолог-консультант выслушивает клиента, собирает подробную информацию о каждом индивидуальном случае, устанавливает с клиентом доверительные отношения, помогающие работе. Проводит необходимую диагностику. Анализирует полученные данные и изложенную ситуацию. Обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях. Дает рекомендации на основании данных, полученных в ходе работы.

Выдающиеся люди данной профессии

  • Аристотель (384—322 до н. э.) (около 460 — около 370 до н. э.) (1839—1916)
  • Вильгельм Вундт (1832—1920)
  • Джеймс Уильям (1842—1910) (1857—1911) (1857—1927) (1896-1934) (1870-1937)
  • Фрейд Зигмунд (1856-1939) (1890-1947)
  • Хорни Карен (1885-1952) (1889-1960)
  • Юнг Карл Густав (1875-1961) (1896-1965) (1897-1967) (1902-1970)
  • Маслоу Абрахам (1908-1970)) (1892—1974) (1902-1977) (1901 — 1978) (1903-1979) (1896-1980) (1900—1980) (1895-1982) (1897— 1987) (1902 —1987) (1900-1988) (1908-1994) (1902—1994) (1905—1997) (родился в 1915 г.) (родился в 1931 г.) (родился в 1933 г.) (родился в 1933 г.)
  • Келли Джордж

Уникальные стороны профессии

Оценить продуктивность деятельности психолога довольно трудно. Результатом психологического консультирования или тренинга может быть, например, улучшение эмоционального состояния человека. В некоторых случаях это приводит к возрастанию эффективности работы, а в других — нет, но зато повышается удовлетворённость от процесса труда, улучшаются взаимоотношения с коллегами.

Иногда, обсудив с психологом свои проблемы, человек всё же уходит разочарованным, огорчённым или даже рассерженным. Лишь спустя какое-то время можно будет сказать, стала ли для него встреча с психологом импульсом к лучшему пониманию себя и преодолению возникших проблем или никаких позитивных изменений не произошло, а значит, психологом была выбрана неверная стратегия.

Эту профессию, как правило, выбирают люди, интересующиеся внутренним миром человека. Уже в юности они пытаются понять его законы, построить собственную жизненную философию, оценить истинные и мнимые ценности, часто имеют своеобразные интересы и увлечения. Тому, кто более прагматичен, их высказывания, образ жизни могут казаться странными. Нередко в подростковом возрасте, когда обостряется потребность в общении, такие люди становятся поверенными тайн и советчиками своих друзей. Они решают выбрать специальность психолога, чтобы раскрыть секреты человеческой психики и научиться профессионально решать психологические проблемы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Практическая психология сегодня в моде. Не иметь в штате организации психолога - несолидно.

Современный человек всё чаще в трудные периоды принимает решение обратиться за квалифицированной психологической помощью. В современном образовательном учреждении трудно обойтись без помощи специалиста психолога.

Профессия сегодня востребована и необходимость в данных специалистах по прогнозам ученых будет возрастать.

Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога?

В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кеггелл (1860—1944).

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной — прежде всего зарубежной — профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев), а позже — со становлением психоанализа З. Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространенной за пределы клинического материала). Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин рягстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона и французского ученого А. Бине.

4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше — в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной. Особое значение придается деятельности К. Роджерса (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А. Ф., 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально–политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее, выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1. Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека.

2. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.

3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в.

5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в.

7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета.

8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

9. Создание Общества психологов СССР.

10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах.

11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно–теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом

Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт, философ и одно­временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходит объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.

В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.

Тем не менее, нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе, его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.

В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.

Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы профессионального психологического образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологические знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.

Психологические факультеты в России растут как грибы. При этом представление о работе психоаналитика многие составляют по американским фильмам: клиенты лежат на бархатных кушетках и рассказывают врачевателю душ о своей матери. Никто толком не понимает, в чем разница между психологией и психотерапией да и есть ли она вообще. Этому занятию необходимо посвятить многие годы в университете, долго и усердно стажироваться — или каждый из нас при желании может открыть кабинет и обзавестись практикой? Большинство людей не догадывается, что научная психология изучает память, восприятие, внимание, мышление и многое-многое другое.

Психология и революция

Психология стала самостоятельной наукой в тот момент, когда немецкий физиолог Вильгельм Вундт открыл экспериментальную лабораторию в Лейпциге в 1879 году. Он сосредоточился на исследовании сознания, его содержания и состояний. Главный метод психологии того времени — интроспекция («взгляд внутрь себя»). Испытуемые в его лаборатории учились очень подробно описывать свои ощущения.


Светило русской науки Владимир Бехтерев (по легенде, он был убит Сталиным за диагноз «паранойя») долго работал и учился в европейских психиатрических клиниках. Посещал он за границей и семинары Вундта. Вернувшись в Россию, Бехтерев открыл лабораторию экспериментальной психологии в Казани, где, помимо прочего, изучал гипноз и самовнушение.

Новая наука возникла на стыке психиатрии, неврологии, физиологии и других дисциплин. Психологи обогатили существовавший в перечисленных областях исследовательский инструментарий методами эксперимента, беседы и наблюдения.

Но насчет единого предмета и методологии договориться не удалось (по поводу общих понятий представители этой науки вообще приходят к консенсусу далеко не всегда). Потому сразу возникло несколько направлений, существующих до сих пор: когнитивная, глубинная, гуманистическая психология, гештальтизм, бихевиоризм.

В революционной России 1920-х формируется собственная школа психологии. Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн, Мясищев и другие выдающиеся ученые мыслили широко, ставя свою науку на марксистские рельсы и продвигая идею развития и принцип историзма . Появляется психология нормы : возрастная, детская, педагогическая. Зарождается культурно-историческая школа, доказывающая социальную природу сознания человека . Господствовавшая ранее точка зрения, что в нас всё заложено изначально и превозмочь наследственность нельзя, уходит в прошлое. Формулируются законы развития, которое рассматривается как цепь качественных изменений, происходящих в особом ритме.

Исследователи вводят понятие «психологического возраста», отличающегося от биологического, и приходят к выводу, что обучение способствует развитию, а возрастные кризисы (до Выготского считавшиеся болезнью и нарушениями) — это неизбежные и необходимые периоды фундаментальных изменений человека.

Мечты рухнули довольно быстро: в середине 30-х начались чистки в науке. Выготский, как и положено гению, рано умер, позже его стали критиковать за «неправильный» марксизм, мистицизм и идеализм. Налетели коршуны: на печально известной Павловской сессии 1950 года подверглась обструкции культурно-историческая школа в педагогике, после чего наступает время изоляции и ее адепты вынуждены «прятаться» в клинике. Патопсихология развивается усилиями выдающихся женщин Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. К этому моменту на фоне настоящего бума психотерапии на Западе российская «наука о душе» уже давно шла своим путем.

Теория без практики

Теории не от чего было «отрываться», потому что частной практики как таковой в этой области не существовало. В СССР развивалась социальная и судебная психология (откуда к нам пришло понятие «аффекта»).


В качестве основных в психологической науке постулировались следующие принципы:

1) диалектико-материалистический детерминизм (любое психическое явление обусловлено процессами, протекающими в материальном мире);

2) единство личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна);

3) принцип отражения (все психические явления — результаты непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого определяется объективным миром);

4) принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте);

5) иерархичность (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархию, где нижние ярусы подчинены высшим и управляются ими, а высшие включают в себя низшие в измененном виде, опираются на них, но к ним не сводятся);

6) личностный подход (индивидуальный подход к человеку как к личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления);

7) единство теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю и вместе с ней подтверждается практикой как высшим критерием истины).

На Западе разрыва между теоретической и прикладной психологией не случилось. Практикующие аналитики могли возглавлять академические факультеты, лаборатории и крупные исследования.

В СССР частной практики не было, но существовали экспериментальные лаборатории (патопсихология не лечит шизофрению, зато может ее «доказать» через научный опыт).

Ставились разные задачи: в одном случае — лечить, в другом — исследовать механизмы психики объективными методами.

Сложилась традиция «автономного» обучения: клинические психологи получают знания отдельно от медиков, и отношения между ними крайне сложные. Психиатрам строго-настрого запрещают «психологизировать» еще в институте, а психологи плохо понимают психиатрию.

Также у нас в стране мало психиатров, владеющих психотерапией, более того — устоялось мнение, что один человек не может таблетки выписывать и заниматься подобной практикой. В США, однако, такое встречается довольно часто благодаря другой системе образования.

Студентов на психфаках учат проводить психологические исследования: строить гипотезы в рамках той или иной теории, выбирать объект, методы, подходящий математический аппарат для статистической обработки и т. д.

Выпускники психфаков (равно как и их преподаватели-профессора) довольно смутно представляют себе, что делать, если человек обратился с проблемой психологического характера.

Чтобы заниматься психотерапевтической практикой, необходимо пройти долгое и отдельное обучение. При этом в России оно устроено так же, как и в других странах: разные школы, несколько ступеней, длительная индивидуальная терапия, сертификация и поддержание связей в профессиональном сообществе.

Этот процесс, действительно, весьма специфичен — по сравнению, например, с той же медициной. Фактически такой специалист учится только одному — использовать свой психический аппарат для помощи другому человеку с его психическим аппаратом. Хирург, получая знания и навыки, не режет/зашивает себе руки и ноги, а психотерапевт только этим и занимается.


Почему психотерапия эффективна?

Как именно использовать свой психический аппарат для помощи другому человеку? Всё зависит от того, какую психотерапевтическую школу вы выберете и чей подход/теория/философия/методология вам кажется ближе и «научнее».

Огромное количество работ психологов посвящено изучению эффективности психотерапии: мы живем при капитализме, и прибыль — главное, что волнует индустрию. Но есть и более прозаические причины. Во многих странах решение проблем такого рода покрывается медицинской страховкой, и, соответственно, необходимо доказывать страховым компаниям, что деньги не тратятся на всякую ерунду. Психотерапия там встроилась в общую систему здравоохранения. Но в России этого пока не произошло. Зато у нас уже выросло поколение детей, у которых психолог был в школе, кое-где — в детских садах, в полиции, эпизодически — в поликлинике.

Авторы многочисленных научных работ сходятся во мнении: эффективность разных методов примерно одинакова. Другое дело, что психотерапевты когнитивного и бихевиорального направлений были более заинтересованы в исследованиях такого рода, чтобы внедриться в общую медицинскую систему, а в рамках психодинамических дисциплин этой перспективе уделялось куда меньшее внимание.

Неоспоримы основные постулаты психотерапии: регулярный доверительный личный контакт клиента с заинтересованным профессионалом, поддержка позитивных изменений дают хороший эффект.

Еженедельные беседы о происходящем в жизни и «допереживание» сопутствующих эмоций — важный фактор психогигиены и психического баланса.

Результаты исследований, в которых оценивается эффективность разных видов психотерапии, мало влияют на частную практику — намного важнее найти «своего» психолога.

Как в России появились практикующие психологи?

Как уже говорилось выше, одним из важнейших теоретических направлений в советской психологии был культурно-исторический подход Выготского. И если бы всё происходило в другой стране и в другое время, скорее всего, мы имели бы собственную школу психотерапии, основанную на этих идеях (которые популярны не только в России).

Падение империи привело к тому, что многие талантливые ученики выдающихся советских теоретиков из академической среды начали увлеченно импортировать на русскую землю разные школы психотерапии, такие как психоанализ, когнитивно-бихевиористский подход, гештальт, НЛП, психосинтез, экзистенциальные практики.

Вместе с ними мы переняли ценности индивидуализма, другой язык диалога, структуру профессионального сообщества, этику и т. д.

Причина, по которой практикующие специалисты задвинули большие советские теории в пыльный угол, проста: иностранные учителя знали, что делать, когда напротив садится живой человек, а не объект наблюдения из психологического исследования, и могли обучить этому других. У них имелась система, к тому времени достаточно отлаженная и приносящая прибыль, а в 90-е для университетских ученых проблема дохода была едва ли не самой актуальной.

Импортирование продолжается и сейчас. Приезжающие из-за рубежа психотерапевты, несмотря на почтенный возраст, собирают публику и хорошую кассу, эксплуатируя нашу неиссякаемую любовь ко всему иностранному. Секрет их популярности не только в знаниях.

Как правило, западные психотерапевты — симпатичные, улыбчивые, невысокомерные пожилые люди, каких редко встретишь в нашей стране.

И они не страшные! Вспомним для сравнения совсем другой образ из 90-х — Анатолия Кашпировского: властный, подчиняющий реальность, очень опасный маг. Так что «чужевластье мод» и отсутствие патриотизма в этой области объяснимо.

За двадцать лет рынок был поделен между основными психотерапевтическими направлениями, среди которых одни оказались более успешными, другие вынуждены довольствоваться меньшим куском общего пирога. Кто-то выбрал народность и массовость, кто-то — эксклюзивность и закрытость. Словом, в психотерапии происходило то же, что и везде в России. Официальной статистики нет, но можно сравнить численность сообществ в соцсетях и сделать выводы.


Не исключено, что когда-нибудь появится русская школа психотерапии, но пока говорить об этом слишком рано.

Импорт философии

Вместе с заимствованием психотерапевтических технологий начался импорт философских идей. Именно в кабинетах «мозгоправов» каждый может выйти за рамки навязываемых семьей и социальным кластером норм и в условиях неопределенности, свойственной той или иной эпохе, выработать свою личную философию и уверовать в нее. Западный индивидуализм здесь противостоит советскому больному коллективизму.

Психологам известно, как много у нас «слишком хороших людей» и семейных рабов. То есть тех, кто ближе к 30, а то и 40 не знают, чего хотят, боятся своих желаний, обслуживают интересы родителей или детей, не имея шанса на полноценное развитие. Мы все друг другу очень много задолжали — непонятно за что и в какой момент.

Любая психотерапия — подчеркнуто эгоистичный проект, поддерживающий в каждом отдельно взятом человеке стремление к свободе и прививающий ему умение жить. О движении к совершенству целого общества здесь речи не идет.

Выготский утверждал, что нельзя перескочить какой-то этап развития — его всё равно предстоит пройти. Так и нам необходимо «пройти» период «дикого» индивидуализма и «дикой» психотерапии, в русле которой ставятся вопросы: какой я / отдельный от других, какой я / с другими, как я хочу прожить свою жизнь? Поэтому у нас так популярна терапия разнообразных зависимых отношений и пассивной агрессии. Мучительная близость, в которой пребывают тысячи российских семей, вызывает много индивидуальных страданий, заставляя людей выбирать одиночество.

Рациональный индивидуализм, или разумный эгоизм, воспетый Айн Рэнд еще семьдесят лет назад, оказывается весьма востребован современными клиентами. Эту установку («хочу и буду!») активно поддерживают поп-психологи.

Люди стараются следовать принципам разумного эгоизма, не забывая о важности эмоциональной жизни, стремятся вступать в здоровые и добрые отношения и хотят понять закономерности развития и причины психологических травм.

Они постоянно ищут подходящую форму для своей агрессии и годами избавляются от иллюзии собственной безобидности. Вместе с тем, работая по программе «быть лучше, выше, сильнее», мы внезапно осознаем, что наши возможности ограниченны, — и испытываем огромное разочарование. «Широк русский человек» — тем и прекрасен.


Разумный эгоизм и магический реализм

В кабинетах психологов заимствованные из-за рубежа психотерапевтические практики сталкиваются с магическим реализмом отечественного разлива. Конечно, подобное встречается и на Западе — но вряд ли в таких количествах. Сглаз, семейные проклятия, защита от зависти и репрессий, обеспечиваемая культурой молчания, тема смерти и мертвых, привороты/отвороты — всё это обычная реальность современного клиента. А если речь идет о депрессивных или психотических расстройствах — градус магического реализма возрастает пропорционально их тяжести. К психологам сейчас добавились астрологи, биоэнергетики, регрессологи и еще многие, многие другие. Спрос диктует предложение. Когда человеку очень плохо, он идет во все места, где надеется найти помощь, и на научность ему плевать, ибо в XXI веке по-прежнему ни одного атеиста в окопах под огнем не сыщешь.

Маги используют массу обычных психологических техник, таких как визуализация и психодрама.

Принципиальная разница в том, что у психолога человек — субъект своей жизни, а остальные считают, что он находится во власти внешних сил — приворота, злых духов, лярв и т. д.

Психотерапия и все околопсихологические практики — продукты культурного разнообразия , поэтому они существуют и будут существовать параллельно, подвергаясь влиянию моды, времени и т. д.

В ученых кругах ведутся жаркие споры о психологии и психотерапии — но представления обычных людей и практики, к которым они прибегают, не имеют с этим ничего общего. По большому счету человеку всё равно — он просто хочет найти «хорошего» психолога.

При всей кажущейся наивности и нелепости такого запроса, поднимать на смех тех, от кого он поступает, и смотреть на них свысока — значит сильно недооценивать возможности человеческой психики. Когда нам очень плохо и боль становится непереносимой, мы включаем все доступные средства защиты от нее (лекарства разного действия). Остальное — вопрос выбора этой «микстуры». Кому-то помогает концепция вины, греха, искупления и молитвы (которая представляет собой мощное психотехническое средство). Другим — картинка, где есть зло и надо его победить (заговоры, привороты, энергетические вампиры). Эта защита прекрасно работала тысячи лет и будет работать дальше, так что не нужно ее недооценивать. Более того, специалисты в таких, «околонаучных» областях зачастую очень эмпатичны, то есть у них хорошо развита чувствительность, позволяющая «видеть» проблемы клиента. Если бы они пользовались другими системами объяснения, то были бы профессиональными психологами.

Кому-то помогает осознание своих чувств и действий (в том числе совместно с другим человеком), проговаривание их, понимание того, как всё устроено «внутри нас». Крайне важно выстроить логику психических событий: почему это со мной происходит? почему я так поступаю? Отношения клиента и психолога сами по себе обладают лечебным и развивающим эффектом.

Сарафанное радио

Истинно «хорошего психолога» ищут по рекомендации. Сарафанное радио в таких случаях считается самым надежным источником, это знак доверия к ближнему плюс надежда : если кому-то помог, значит и мне подсобит. Никого особо не интересуют дипломы и сертификаты.

Выбор психотерапевта лишь первый и не самый трудный шаг — куда важнее решиться к нему прийти. Даже в небольших городах России появились практикующие специалисты и психологические группы. Интерес к «внутреннему царству» в обществе растет год от года.

Страх перед «плохими и вредными» психологами — свидетельство наших наивных надежд на волшебство в психотерапии. Это попытка отнести ее к магическому кластеру, заставить «доктора» взять на себя избыточную ответственность (которой нам самим не хватает в жизни) и не признавать того, что признавать скучно и неудобно: психотерапия — очень интересная, но трудная и долгая работа души.

Итак, с какого же момента мы можем говорить о воз­никновении профессии психолога? Выше Вы познакоми­лись с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельно­сти психолога, ответить на-поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом осо­бой сферы человеческой деятельности,будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и мето­дам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи.

Во-вторых, необходимо существование сообщества людей,занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В-третьих, необходима система подготовки специали­стовв данной области.

В этом плане возникновение психологической про­фессии следует, вероятно, связать с выделением психоло­гии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Виль­гельмом Вундтом(1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лабора­тории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологиче­ского института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психоло­гия отделилась от философии и, впитав, помимо философ­ских идей, достижения и некоторые методы эксперимента­льной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущ­ности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев(1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологи­ческую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петер­бурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов(1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров эксперимента­льной психологии в России одесский психолог Нико­лай Николаевич Ланге(1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе(1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл(1860—1944).

Возникновение института — событие рубежное; одна­ко психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую об­ласть (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенци­ала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идео­логических и социально-политических в послереволюци­онные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, кото­рые стали принципиальными для становления россий­ской профессиональной психологии, в том числе некото­рые уже упоминавшиеся.

1.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разра­батывал науку, последовательно называвшуюся «объективная пси­хология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы.

2.

Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечествен­ной экспериментальной лаборатории при кафедре нер­вных болезней Казанского университета (и вскоре от­крытие психологических лабораторий в других кли­никах нервных и «душев­ных» болезней), через деся­тилетие — аналогичной ла­боратории в Санкт-Петер­бурге и в 1908 г. — Психо­неврологического институ­та в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире цен­тром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психо­логического института — Психологического инсти­тута при Московском университете (как уже го­ворилось, он начал работу в 1912 г:, официальное от­крытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупней­шим в мире психологиче­ским институтом.

Развитие начиная с дореволюционных времен педо­логии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое суще­ствование специальным Постановлением ЦК ВКП (б)

Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся рус­ский психолог и философ, создатель и первый директор Психологиче­ского института. В 1923 г. был осво­божден от должности директора в связи с тем, что не разделял филосо­фии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности.

как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

Становление отечественной психологии труда и пси­хотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического ин­ститута <И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеоло­гическим соображениям.

Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в.

Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факульте-

те Московского государ­ственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

Создание Общества пси­хологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психоло­гии — в Московском (первый декан — А. Н. Ле­онтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университе­тах.

Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна-

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор филосо­фии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечест­венный философ и психолог, со­здатель личностно-деятельност-ного подхода, основатель науч­ной школы.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психоло­гических наук, профессор, ака­демик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечест­венный психолог, создатель од­ной из наиболее авторитетных в отечественной психологии тео­рий — «теории деятельности».

родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изо­ляции установился се-

рьезный научный диа­лог между отечествен­ной и зарубежной пси­хологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

2. Заказ №4406.

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологи­ческих наук, профессор, член-кор­респондент АН СССР, автор фун­даментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1

13. Интенсивное развитие и организационное оформле­ние отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психоте­рапии.

В силу упомянутых причин психология в России дол­гое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но'и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская пси­хология, во многом превос­ходя зарубежную в науч­но-теоретическом плане, вынуждена временно нахо­диться отчасти в роли учени­ка в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999).

Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального инсти­тута. Специалист в области пси­хологии развития.

Позже Вы познакомитесь

с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в по­следующих разделах.

Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее системати­зации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.

Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологи­ческом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:

• Учебники и систематизирующие работы.

• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.

• История психологии и биографии.

• Сборники, ученые записки, словари, библиография.

2. Анатомия и физиология нервной системы.

• Элементы нервной системы.

• Головной мозг и его функции.

• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.

• Рефлекс и автоматические функции.

• Общие вопросы. Синестезия.

• Органы чувств — общие вопросы.

• Зрение и окуломоторные функции.

• Общая патология ощущений.

4. Характеристики сознания.

• Внимание, апперцепция, отбор.

• Привычка, приспособление, адаптация.

• Работа и утомление.

• Временные отношения в сознании, умственная хрономет­рия.

5. Познавательные процессы.

• Восприятие и представление, считывание.

• Восприятие времени, пространства и движения.

• Память и воображение.

• Суждение и вера, умозаключение.

• Рефлексия и самопознание.

• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.

• Общая патология познавательных процессов.

6. Аффективная сфера — чувства и эмоции.

• Общие вопросы, приятное и неприятное.

• Эмоции и их выражение.

• Общая патология чувств.

7. Сознательное стремление и движение.

• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).

• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).

• Общая патология моторных функций.

8. Высшие проявления разума.

• Логика и наука, методология.

• Идеалы и ценности.

9. Сон, состояние транса и патология.

• Сон и сновидения.

• Гипноз и состояние транса.

• Общие вопросы патологии.

10. Генетическая, социальная и индивидуальная пси­хология.

• Эволюция и наследственность.

• Индивидуальная психология. Психология групп.

Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в сере­дине 60-х гг'.

Теории и системы.

Обучение и подготовка психологов.

Профессиональные проблемы психологии.

Общие руководства и справочники.

Библиографии и обзоры.

2. Методология и методика.

Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психоло­гических наук, профессор, специ­алист в области истории и фило­софских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мыш­ления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий.

Модели и математические моде­ли.

Математическая статистика (схе­мы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический ана­лиз).

Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов,

Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура.

Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соот­ветственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1.

3. Экспериментальная психология.

• Восприятие (иллюзии, время).

• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).

• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).

• Биохимия органов чувств.

• Кинестезии и «общее чувство».

• Сон, утомление и сновидения.

• Гипноз и внушаемость.

• Мотивация и эмоции.

• Внимание, ожидание, установка.

• Мышление (решение задач, понятия).

• Решение и поведение в ситуации выбора.

4. Физиологическая психология.

• Поражения головного мозга.

• Стимуляция головного мозга.

• Физиология органов чувств.

• Влияние окружения (стресс).

5. Психология животных.

• Наблюдение в естественных условиях.

• Эмоция и мотивация.

• Социальное и сексуальное поведение.

6. Генетическая психология (психология развития).

7. Социальная психология.

• Культура и социальные процессы.

• Отношения и мнения.

• Групповые процессы (проблемы руководства).

• Язык и коммуникация.

9. Клиническая психология.

• Психотерапия и анализ.

• Организационные вопросы терапии и госпитализации.

• Психогигиена и реабилитация.

• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).

• Дефектология (слепота, глухота).

10. Педагогическая психология.

• Склонности и приспособление.

• Специальные виды обучения.

11. Военная психология и отбор персонала.

• Профессиональное консультирование и руководство.

• Отбор и распределение на должности.

• Анализ задания и рабочих операций.

• Выполнение работы и удовлетворенность ею.

• Руководство и организационные вопросы.

• Психология рекламы и потребления.

• Психология транспортных профессий и вопросы безопасно­сти.

Как видите, представления о структуре психологии серь­езно изменились: не столь выражен разрыв между естествен­нонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психоло­гии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

Принятый в настоящее время рубрикатор, используе­мый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.

Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г 1 .

1. История и теория.

2. Методы исследований и статистика.

3. Поведение животных.

4. Сенсорные и моторные процессы.

5. Внимание и восприятие.

8. Эмоции и мотивация.

9. Обусловливание и научение.

10. Память и познание.

11. Язык, речь и общение.

12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.

13. Человеческий фактор и эргономика.

14. Стадии развития.

15. Процессы развития.

16. Психология образования.

17. Личностные процессы и надиндивидуальные раз­личия.

18. Социальная психология.

19. Социальные проблемы.

20. Половые различия.

21. Психология и право.

22. Кросскультурная психология.

23. Политическая психология.

24. Клиническая и консультационная психология.

25. Психология здоровья.

26. Психология как научная дисциплина. •

Как видите, создание единой классификации психоло­гических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В на­шей стране чаще всего используется классификация, ори­ентированная на те отрасли, которые получили наиболь­шее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ве­дется подготовка специалистов: 1. Общая психология;

Приводится по справочному руководству: Современная психоло­гия. — М., 1999.

2. Психология личности;

3. Социальная психология;

4. Политическая психология;

5. Психология менеджмента;

6. Организационная психология;

7. Юридическая психология;

8. Психология труда и инженерная психология;

9. Клиническая (медицинская) психология;

11. Специальная психология;

12. Психология развития явозрастная психология;

13. Педагогическая психология;

14. Психологическое консультирование.

В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литерату­ры, 1959.

8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969.

9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.

10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999.

Читайте также: