Когда появилась профессия режиссер

Опубликовано: 03.10.2024

Режиссер-постановщик – это, прежде всего, творческий лидер! Он отвечает за художественную составляющую проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Под руководством режиссёра-постановщика трудятся актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик и другие.

Режиссёр-постановщик может сам являться автором литературной основы (сценария или пьесы), а может брать в работу произведения других авторов. Главное, что именно он, в итоге, отвечает за то, что увидит зритель. Успех или провал далее навсегда будет связан с именем режиссёра-постановщика.

Специализации: игровые или документальные фильмы, театральные спектакли, цирковые программы, музыкальные шоу, массовые мероприятия. Режиссер-постановщик выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры, сценаристы, декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.

Режиссура и коммерция

Разумеется, все эти приемы прекрасно работают и в коммерческой съёмке, поэтому для создания семейного фильма или рекламы режиссер необходим. Пожалуй, единственное отличие режиссера коммерческих продуктов в том, что он, как правило, умеет работать с заказчиком, деликатно предлагая свое видение и прислушиваясь к чужому.

К примеру, чтобы реклама сработала, она должна цеплять. Съёмка рекламы это точно такой же процесс создания фильма, но сложность в том, что основную мысль нужно уместить в 1-1,5 минуты. Режиссер подскажет, на каких словах и планах нужно точно сделать акцент, поможет с выбором актёров и раскадровкой. Это не то, чем можно пренебречь при создании рекламного ролика, а значит, лучше довериться профессионалу.

В работе над семейным фильмом также требуется организация процесса. В таком фильма задействовано большое количество людей. И нужно не только скоординировать их взаимодействие, но и при монтаже понять, в каком порядке будут рассказаны их истории. Какова будет драматургия фильма, какой будет его атмосфера. Так семейный фильм получится трогательным и запоминающимся.

Нечто среднее – это съёмка блогера, когда необходимо презентовать его деятельность, но также и не забывать, что за этой деятельностью стоит личность. К тому же, в случае с блогерами хорошо бы снимать и в статике, и в динамике, использовать при этом экшн-камеру, и чтобы продукт в итоге не получился негармоничным из-за разности планов и скоростей лучше возложить работу по созданию такого ролика на режиссера.

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Обучение

Для работы режиссером-постановщиком необходимо получить высшее профильное образование.

Обучение в Санкт-Петербурге: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

Обучение в Москве: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

Обучение в geekbrains

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Профессия режиссер.

Если разговор заходит о кино, мы все интересуемся кто режиссер, кто играет и о чем. Но знаете ли вы что это за профессия, режиссер? Начнем с того, какими качествами должен обладать человек, который хочет работать в этой профессии. Режиссура предполагает:

  • Хороший организатор
  • Коммуникабельность
  • Разносторонне развитая личность, начитанность, не мешает хорошая физическая подготовка. Режиссер с плохим здоровьем — это беда для всего коллектива.
  • Индивидуальность, не путать с самодурством и неадекватностью.

Это начальный набор для любого человека, который хочет посвятить себя этой профессии. А вот дальше начинается образование.

Невозможно представить себе человека в профессии режиссер, если он не знает основ, сценического мастерства, не имеет понятия о том, как пишется синопсис, разрабатывается сценарий, не умеет и не знает основ монтажа или мизансценирования и т. д.

Это все ремесло, без которого невозможно стать великим художником. А я так думаю, что в этой профессии должны быть только великие, ну на крайний случай выдающиеся))

Почему-то принято считать, что режиссеры, как правило — это неудавшиеся актеры. Это абсолютная чушь. Режиссер не только хороший актер, но и как правило педагог и психолог. Это входит в его профессиональный набор. Я вам все это рассказываю потому, что я сама режиссер и отработала на ТВ не один год. Имею за плечами два высших образования и стала лауреатом Всероссийского конкурса “Моя провинция” (телевизионные программы и документальное кино). Так, что эту профессию я знаю не понаслышке, а изнутри. Современный режиссёр должен разбираться в маркетинге и сейчас этому учат в первую очередь.

Какие направления в режиссуре существуют сегодня:

оператор

  1. Режиссер кино
  2. Театра
  3. Рекламы
  4. Клипмейкер
  5. Телевидения
  6. Сериалов
  7. Массовых праздников и театральных представлений
  8. Предвыборных компаний (движки), это вообще отдельная область в политологии и режиссуре, и так далее

Заканчивая академию рекламы ВГИКа, я и не предполагала, что это только начало. Режиссеры учатся всю жизнь.

В наше время не существует “чистого” направления в режиссуре, как и нет “чистого” жанра. Эклектичность (смешение жанров), зачастую дает совершенно новое направление в искусстве. Но, какой бы вы не занимались режиссурой, вам, придётся всегда работать с музыкой, звуком и изображением.

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Тема 2. Профессия режиссёра (история возникновения и становления)

Тема 1. Основные категории театральной педагогики

Театральное искусство и театральная педагогика. Принципы и функции театральной педагогики. Основные категории театральной педагогики: развитие творческой личности художника; театральное образование; обучение и воспитание (в специальном и широком смысле). Целостный педагогический процесс – основной фактор всестороннего развития будущего художника. Педагогический потенциал театра. Взаимообусловленность развития театрального коллектива и личности. Требования, предъявляемые к театральному педагогу. Государственные образовательные стандарты в области культуры и искусства.

История и традиции театральной педагогики

Актерские школы в истории мировой театральной культуры. Педагогическая наука и практика как результат многолетних исследований закономерностей воспитания и развития артиста. Организация первой школы для подготовки русских артистов (1673). А.П.Сумароков, И.А. Дмитриевский, Н.И.Гнедич и их вклад в становление театральной педагогики (конец 18 — начало 19 века). Актер – главная фигура театра. М.С.Щепкин (1788-1853) – теоретик театра и учитель актеров, его идейно-эстетические принципы и творческие открытия.

Истоки системы К.С. Станиславского. И.В.Самарин, Г.Н.Федотова, А.П.Ленский, А.И.Южин-Сумбатов – продолжатели традиций М.С.Щепкина в актерском искусстве и театральной педагогике. Психологический реализм российских писателей, художников, композиторов (конец 19 – начало 20 века).

Система К.С.Станиславского – основа современной отечественной театральной школы. Цели, принципы, компоненты системы. Ученики и последователи К.С.Станиславского — выдающиеся театральные педагоги Л.А.Сулержицкий, Е.Б.Вахтангов, М.А.Чехов, М.О.Кнебель, А.Д.Попов и др. Известные театральные вузы России. Преемственность и творческий педагогический поиск в современном театральном образовании.

Процесс воспитания и обучения актера

Общие свойства и закономерности педагогического процесса. Взаимосвязь общего и профессионального образования. Единство духовно-этического воспитания и профессионального обучения – основа целостного формирования актера. Внимание и уважение к личности будущего художника.

Критерии актерской одаренности. Содержание воспитания и самовоспитания актера. Принципы и методы артистического воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива в театральном учебном заведении.

Цели, структура и содержание процесса обучения актера. Этапы профессионального обучения. Элементы актерской техники. Методы, формы и средства обучения. Особенности теоретического обучения артиста. Психофизический тренинг и этюд в творчестве актера.

Источники и предпосылки педагогического творчества. Сотворчество театрального педагога и учащегося в процессе его подготовки.

Содержание театрального образования за рубежом.

Тема 2. Профессия режиссёра (история возникновения и становления)

Режиссура (regisseur — фр., от латинского rego — управляю) — вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства.

Режиссер — творческий работник, осуществляющий постановку спектакля (концерта, представления и т.д.) . Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения.

Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Организацией спектаклей занимались и актеры (Щепкин, Мочалов, Каратыгин), и драматурги (Островский, А. Толстой, Н. Гоголь). Что касается народных представлений, балаганов, то основная роль ложилась на самих актеров, скоморохов. Представления для знати часто ставили театральные актеры и режиссеры (вспомним коронацию Екатерины 11 – «Торжествующая Минерва» в постановке Федора Волкова). Но мы вправе говорить о режиссере этого периода не столько как о творческом работнике, сколько об организаторе. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра стали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России.

В 1898 году открылся Московский Художественный театр (руководители К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). Режиссер стал творческим работником, отвечающим за художественную целостность сценического произведения. Немирович-Данченко выделил основные функции режиссера:

Режиссёрская профессия требует: развитой наблюдательности; фантазии; способности ассоциативно мыслить; творческого воображения; образного мышления. Умение отражать на сценической площадке явления, факты жизни. Режиссер воспринимает их прежде всего в борьбе, в конфликте, как действенный процесс. При этом каждое жизненное впечатление у режиссёра обычно «перерабатывается» в образ.

Режиссер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, поскольку организационные проблемы в процессе осуществления массового праздника порой становятся одним из решающих факторов.

Режиссер должен обладать психолого-педагогическими знаниями и умениями. Работа с людьми, а в особенности, с творческими, требует от режиссера особого дара. Он должен уметь найти разные приемы, чтобы «зажечь» исполнителей, вывести на поверхность то, что спрятано у них в глубине души, для создания сценического образа.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает режиссерский сценарий, подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности

Навыки и знания

Режиссер обязан в идеале реализовывать имеющиеся теоретические знания в сфере режиссуры и актерского мастерства на практике, знать ключевые азы сценического и музыкального оформления, разбираться в канонах драматургии.

Работа режиссером невозможна без знания различных произведений в сфере драматургии и кинематографа, фактов з истории литературы, живописи, театра.


Содержание

Определение

Режиссёр драматического театра, на основе собственной интерпретации литературного первоисточника руководящий работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведение ставится на сцене, объединяющий усилия актёров, художника-декоратора, композитора и других участников спектакля, является режиссёром-постановщиком (иногда именуется просто постановщиком) [1] .

Режиссёром называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу [1] .

Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра [1] .

Роль режиссёра-постановщика в оперном театре и в балете обычно скромнее, чем в театре драматическом, поскольку интерпретатором музыкально-драматического произведения является дирижёр [2] , а балет ставит прежде всего балетмейстер [3] .

История профессии

В театре эпохи классицизма (XVII—XVIII века), с его условными декорациями, единой эстетикой и регламентированными приёмами актёрской игры, роль руководителя постановки вернулась к драматургу, который, как например Мольер, мог быть одновременно и руководителем труппы, и актёром. Сам ставил свои трагедии и Расин в парижском театре Бургундского отеля.

Во второй половине XVIII века руководителем труппы всё чаще становился ведущий актёр, не совмещавший свою деятельность с литературным творчеством. Руководитель Гамбургского театра Фридрих Шрёдер первый ввёл в практику предварительные читки пьес и регулярные репетиции. Реформатором театра в конце XVIII века стал великий французский актёр Франсуа-Жозеф Тальма, возглавлявший «Театр Революции» в Париже [6] .

Постановочное искусство в России

Рождение профессии

На протяжении XIX столетия в драматическом театре, как и на оперной сцене, царили премьеры и примадонны, спектакли ставились главным образом для них, под ведущих актёров труппы могли перекраиваться не только роли, но и пьеса в целом, демонстрация их актёрского мастерства превращалась в самоцель, всё остальное оказывалось несущественным и обрастало штампами, разные пьесы могли разыгрываться в одних и тех же условных декорациях [10] .

Режиссёр в XX веке


В западноевропейском театре были свои выдающиеся режиссёры, прежде всего Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор; режиссёр и драматург ещё раз объединились в лице Бертольта Брехта. Вместе с тем многие выдающиеся режиссёры, в том числе Б. Брехт и М. Валлентин в Германии, Луи Жуве и Жорж Питоев во Франции, испытали на себе влияние русского театра [6] .

Позже участие в создании спектакля спонсора (продюсера) могло существенно ограничить свободу режиссёра, в частности в выборе актёров; в остальных случаях назначение исполнителей также входило в компетенцию режиссёра-постановщика.

Суждения

Французский театровед Патрис Пави в «Словаре театра» [14] высказывает мнение, что оценка режиссёрской работы большей частью сводится к вопросам вкуса и идеологии, а не эстетики. Поэтому стоит констатировать, что режиссёр попросту существует (что особенно заметно в случае, когда он не на высоте своей задачи). Более того, потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального творчества. Актёр требует свободы от слишком тиранических указаний; художник сцены желает без посредника вовлечь в свое игровое устройство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать отличия в труппе, сам берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер требует связать искусство и коммерческую реализацию.

История появления профессии режиссера


В ходе разнообразных реформ и перемен в политической, культурной, социальной жизни отлаженная система театрального процесса начала давать сбои и потребовала перестройки. Разрушение началось с разлада стройности драматургического действия, в работе труппы распалась принятая иерархия. Ранее было заведено так, что все действие строилось вокруг одного из героев, один человек играл главную роль на сцене на протяжении всей пьесы. Существовала своеобразная пирамида труппы, вершиной которой были премьеры, следующей ступенью – те, кто играл роли второго плана, еще ниже в этой иерархии находились третьестепенные исполнители.

Но стали появляться пьесы, где действие охватывало не одну сюжетную линию, и существовало несколько героев, вместо одного главного. Трехступенчатую иерархию сменил ансамбль, на первый план выходил то один, то другой исполнитель в зависимости от развития пьесы. Подобная драматургия уже не позволяла осуществлять одному актеру спонтанное режиссирование, уже не создавалось ролей, вокруг которых было закручено все действие. В ходе пьесы возникало несколько центров. Драматурги также теряли свою значимость. Параллельно возрастала роль декораторов, что еще больше углубляло конфликтную ситуацию. Авторы пьес не желали сдавать позиции, свое мнение старались навязывать исполнителям и художникам через множественные ремарки и авторские указания.

Изначально режиссер появился из среды актеров, драматургов и лишь после стал автономной фигурой. Этот процесс хотя и был довольно стремительным, но обязанности представителя новой профессии постепенно менялись и сформировались не сразу.

Задачи первых режиссеров русского театра

Когда все это сосредоточилось в руках одного человека – режиссера, тогда он, а не драматург или актер, стал автором представления. Его замысел и композиция стали основой, сам спектакль от этого получался более целостным.

В Европе эта должность появились во второй половине XIX века. В России этот процесс шел в более медленном ритме, на то были свои исторические причины. Россия была юным театральным государством. Развитие этого вида искусства в обеих столицах замедлял монопольный закон Екатерины II. По нему в Москве и Санкт-Петербурге могли работать только императорские театры, тогда как в провинции существовала частная антреприза. Монополия была отменена в 1882, это послужило основанием для возникновения частных сценических площадок, но им трудно было соревноваться с действующими, поэтому они открывались и закрывались, не выдерживая конкуренции.

Московский Художественный театр как колыбель русской режиссуры

К тому времени, когда появился МХТ, публика столицы уже была готова и с нетерпением ждала рождение нового храма Мельпомены. Историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко обозначила основополагающие идеи существования нового театра. Во время их знаменитой беседы обсуждались вопросы:

  • сценической этики,
  • технической стороны дела,
  • организации процесса,
  • репертуара,
  • построения взаимоотношений в коллективе и между двумя руководителями.

Идеалом была труппа без иерархии, созданная на творческом и социальном равенстве. Весь процесс подготовки и работы над пьесой в МХТ был построен иначе, чем это было принято раньше. Большое внимание уделялось подготовительному этапу постановки: прочтению пьесы, ее разбору, многократным и генеральным репетициям. Подготовительный процесс захватил и воспитание зрителя: нельзя было ходить по залу во время действия, заходить после третьего звонка, прерывать аплодисментами действие.

Немирович большое значение уделял качеству драматургии в репертуаре. Здесь не было ничего случайного, но и не существовало ограничений по стилю или тематике. Первые десять лет в репертуаре можно было проследить несколько направлений:

общественно-политическое (Ибсен, Горький),

социально-бытовое (Гауптман, Л. Толстой),

фантастики, символизма (Островский, Метерлинк).

Первой была пьеса «Царь Федор Иоан­но­вич» А. Толстого. Драма соответствовала поставленным целям нового храма Мельпомены. Оба режиссера почерпнули вдохновение из гастролей труппы герцога Мейнингенского, оттуда они взяли стремление к исторической подлинности, гармонию в каждом элементе действия, тщательную проработку массовых сцен. Премьера состоялась 14 октября 1898 года. Постановка оказалась успешной, но Немирович говорил, что МХТ родился не с этой премьерой, а гораздо позже, в скромной череде рабочих будней.

В репертуаре были анонсированы следующие спектакли:

«Потонувший колокол», «Ганнеле» Гауптмана,

Именно «Чайка» ознаменовала рождение новой сценической площадки. Премьера, состоявшаяся 17 декабря 1898 года, не была шумной, зал был полупустой, но именно с этой пьесы начался успех. Эта и другие драмы Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» в корне поменяли драматическое искусство нового века.

МХТ сразу стал модным и любимым у интеллигенции, которая увидела в его постановках свои идеалы.

Роль и значение МХТ в развитии режиссуры России

Революционные идеи Станиславского и Немировича получили свое развитие. К 1910 году режиссерский театр разделился надвое. Первый – литературный и психологический, разграничивающий сцену и зрительный зал невидимой стеной. Второй – театр-балаган с импровизацией, по духу похожий на комедию дель арте. Одновременно существовали всевозможные виды сценического искусства обоих направлений, они взаимно влияли и дополняли друг друга.

За пятнадцать лет со дня знаменательной встречи Станиславского и Немировича-Данченко:

  • появился МХТ, он развил свое влияние на драматическое искусство начала XX века,
  • родилась новая творческая профессия режиссера,
  • свершилась смена автора спектакля,
  • рождение новой профессии помогло формированию драматической сцены как самостоятельного искусства,
  • режиссура, выросшая из мхатовского опыта, стала развиваться в разных направлениях.

Новый театр режиссера В.С.Мейерхольда

Через четыре сезона Мейерхольд, ведущий актер труппы, уйдет из нее, решив испробовать себя в новой роли режиссера. Сначала он создаст «Товарищество новой драмы», потом будет пробовать себя, работая в филиале МХТ. Он попытается освободиться от излишней натуральной правды мейнингенской школы. Его студия станет воплощением идеи условного драматического искусства.

Теория и практическое воплощение символистского театра нашло отражение в творчестве Метерлинка. Основываясь на этом и развивая идею статичного представления, Мейерхольд на исходе 1906 года в Петербурге у Комиссаржевской ставит спектакль «Балаганчик». В театре-балагане нет литературного источника. По драматургическому замыслу, актер становится центром импровизационного действия. В основе действия лежит сценарий – череда драматических ситуаций, но не с конкретными героями, а с образами-масками без индивидуальных черт, где сценическое пространство и предметный мир условны. Исполнители должны были изучить технику прошлых эпох, чтобы использовать в игре приемы гротеска и балагана.

Русская режиссура Серебряного века

Для мировой сцены Серебряный век явил миру пять великих режиссеров, каждый из которых оставил свой неповторимый след в искусстве. М. Чехов так охарактеризовал их:

  • Константин Станиславский – с преданностью правде внутренней жизни,
  • Владимир Немирович-Данченко – с точностью мышления, ощущением структуры и целостности,
  • Всеволод Мейерхольд – с демоническим воображением видеть во всем зло,
  • Евгений Вахтангов – с насыщенной театральностью,
  • Александр Таиров – со стремлением к красоте.

Эти режиссеры расширили границы драматического искусства, указали на возможность выбора в творческом методе создания спектакля, убедили, что на сцене все допустимо и все возможно. А сами остались в отечественной театральной истории как великие мастера русского режиссерского театра, став родоначальниками многих и многих последующих направлений и школ.

театральный режиссер

Режиссёр - это творческая и очень непростая профессия. Для того, чтобы им стать нужны незаурядный ум, напористость, серьёзность, грамотность, оригинальность. Режиссура театрализованных представлений и праздников - трудная задача, ведь за какой-то очень короткий промежуток времени нужно создать то, что ярким пламенем осветит души зрителей, войдет в умы и сердца людей. Они заставляют страницы нетленных книг оживать на наших глазах. Но сделать это нужно так, чтобы не опорочить известные произведения классиков, а возвысить их. А очень часто выходит так, что театральные режиссёры очень ограничены и в средствах, и возможностях.

О профессии

Профессия театрального режиссёра неотрывно связана с творчеством. Он интерпретирует произведения по-своему, проводя их через призму собственного сознания. Для этого требуется неустанное руководство коллективом актёров, работа с каждым из них в отдельности. Зачастую именно работа режиссера с актером становится основой успеха спектакля. Кроме того, театральный режиссёр контролирует и композитора, и художника-декоратора, и других косвенных участников действа. Он, также, является и режиссёром-постановщиком.

Для того чтобы поставить спектакль, нужно разработать специальный план репетиций. Это тоже входит в обязанности театрального режиссёра, причём все репетиции ведет он сам. Фактически, он является главным человеком спектакля.

Историческая справка

Профессия театрального режиссёра берет своё начала во второй половине девятнадцатого века. Но сам замысел профессии появился ещё в древнегреческом театре, хотя тогда роль учителя или дидаскала играл сам автор драматургического произведения. Во времена эпохи Возрождения всё было с точностью наоборот.

Очень часто главный член артистической труппы становился драматургом и постановщиком. Такие случаи известны в итальянских, испанских и немецких театрах.

Само зарождение театрального режиссёра, как профессии, произошло уже намного позже. В девятнадцатом веке прослеживалась следующая тенденция в театре: пьесы ставились для прим, для ведущих актёров. Для них делалось все: изменялись роли, пьесы. Основным показателем качества спектакля стало актёрское мастерство определённых артистов. Смена декораций и музыки ничего не значила, случалось такое, что некоторые пьесы исполнялись с одними и теми же декорациями.

Театральный режиссёр двадцатого века

Театральный режиссёр в наши дни является главой сцены. Все и вся подчиняется его замыслу. Даже, когда зрители начинают рассуждать о том или ином спектакле, на первое место всегда выходит работа режиссёра. Существует даже такое известное выражение: «Режиссёр умирает в актёрах». Оно означает, что за все актёрские, сценические промахи винят именно театрального режиссёра. Он должен быть не только хорошим организатором, но и психологом, ведь артисты – народ тонкий, чуткий. Кроме того, он сам должен владеть навыками актёрского мастерства, должен уметь и знать все: даже, как изготавливаются декорации.


Что делает режиссер в современном театре? Это, в первую очередь, человек, который трактует пьесу, согласно своему видению сценических образов, в которых предстают персонажи пьесы. Именно он должен найти основную сюжетную нить и построить вокруг нее все действие. При этом он должен правильно расставить акценты на те моменты, которые призваны привлечь внимание современного человека, на то что, по мнению театрального режиссера, находит отражение в современной действительности.

Театральный режиссер создает собственный мир для героев пьесы, окружает его вещами-декорациями, задает нужный ритм, подбирает необходимое музыкальное сопровождение. Все это входит в план постановки спектакля. Главная цель театрального режиссера – донести до зрителя основную мысль драматического произведения.

Задача театрального режиссера – умело реализовать свой замысел постановки драматического произведения, уже знакомого зрителям так, чтобы оно зазвучало по-новому, заинтересовало людей и заставило их вновь и вновь приходить на спектакли. Для этого он должен наиболее точно передать свои задумки актерам, декораторам, костюмерам и звукорежиссерам, чтобы они поняли и воплотили на сцене то, что от них требуется. Ведь спектакль – это огромный труд всех этих людей. И задача театрального режиссера – сплотить их вокруг единой идеи, заставить проникнуться ею и отдать все свои силы, вложить в спектакль свою душу.

Чтобы успешно решать эти задачи, театральный режиссер должен быть хорошим психологом, обладать чувством современности и высоким интеллектом, иметь хорошее воображение и широкий кругозор. Чтобы управлять другими людьми, а именно этим и занимается театральный режиссер, человек должен уметь управлять собой. Поэтому он должен обладать высоким самообладанием и самодисциплиной.

кинокамера с кинорежиссером снимают фильм

Кинорежиссером является участник процесса создания фильма, который несет ответственность за художественные, игровые и сценические элементы кинокартины.

Содержание:

История профессии

Профессия кинорежиссер появилась в начале XX столетия, что ознаменовало развитие кинематографа. Существуют 3 ключевых жанра кино, для которых предусмотрено определенное направление режиссуры.

  • игровое. Его родоначальником принято считать Жоржа Мельеса.
  • документальное. Данный кинематографический жанр возник стараниями братьев Люмьер.
  • анимационное (мультипликация). Создателем первого мультфильма в мире является Эмиль Рейно.

На смену немому кино пришли фильмы со звуковым оформлением. Использование цветной пленки сделало кинокартины более реалистичными. При этом технический прогресс неуклонно шагает вперед. Появление технологии 3D стало настоящим прорывом в развитии кино.

Особенности профессии

На сегодняшний день в кинематографе принято различать режиссерское и продюсерское кино. Причиной этому послужил тот факт, что во многих случаях именно продюсер выбирает концепцию и стилистику фильма, руководствуясь коммерческими соображениями.

Профессия кинорежиссер обладает как достоинствами, так и недостатками.

К преимуществам стоит отнести следующее:

  • востребованность;
  • возможность общаться и работать как с начинающими киноактерами, так и звездами экрана мировой величины;
  • путешествия в различные страны и города;
  • достойный заработок.

Следует учесть тот факт, что данная профессия не является массовой. Несмотря на наличие профильного образования, только единицы смогут приобрести всемирную известность.

Отрицательной стороной выступают ненормированный рабочий день и психоэмоциональная нагрузка.

Такая работа не подходит тем, кто по определенным причинам не может отправляться в поездки по различным локациям, оставаясь в другом городе или стране на время проведения съемок.

Что касается уровня дохода, то кинорежиссеры не получают зарплату ежемесячно. Их прибыль составляют гонорары за проект, сумма которых напрямую зависит от опыта и известности специалиста.

Обязанности

Основные обязанности профессии кинорежиссера:

  • Кинорежиссер сам пишет сценарий или принимает активное участие в его написании;
  • определение общего стиля фильма;
  • координация работы художников (костюмеров, декораторов и пр.);
  • присутствие на кастингах, где отбирают актеров на главную роль, а также ― роли второго плана;
  • руководство актерами с точки зрения мизансцены и манеры игры;
  • координация деятельности операторов, что присутствуют на съемочной площадке;
  • контроль над процессом монтажа фильма.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать кинорежиссер:

  • творческая фантазия;
  • любовь к кино;
  • активность;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • работоспособность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности.

Навыки и знания

Кинорежиссер ― это творческая натура, которая вдохновляет всех людей на съемочной площадке историей будущего фильма.

Он должен уметь грамотно вычленять необходимую информацию и координировать работу актерского состава и съемочной группы.

Чтобы освоить данную профессию, требуется владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, азами сценического и музыкального оформления.

Владение иностранными языками существенно увеличивает шансы на сотрудничество с зарубежными работодателями.

Перспективы и карьера

Кинорежиссер может заключить контракт с киностудией либо продюсерским центром, что обеспечивает бесперебойную работу над кинокартиной и занимается продвижением фильма на рынок.

По окончанию учебы только единицы могут приступить к съемкам собственного кино.

Чтобы совершенствовать практические навыки и получить профессиональный опыт, новички устраиваются на должность ассистента кинорежиссера.

Съемка короткометражек, рекламных роликов, клипов, телепрограмм и телесериалов позволяет сделать хорошую карьеру на телевидении, отказавшись от полнометражного художественного кино, где надо проявлять больше самостоятельности.

Обучение

Кинорежиссер ― это профессия, что предусматривает наличие высшего образования по специальности «Режиссер кино и телевидения».

Читайте также: