Когда учреждена должность комиссара совета европы по правам человека

Опубликовано: 03.10.2024

Резолюция (99) 50

(принята Комитетом Министров 7 мая 1999 года на 104-й сессии в Будапеште)

Управление Комиссара является внеюридическим институтом, призванным способствовать развитию понимания и уважения прав человека, в духе стандартов Совета Европы в области правах человека.
Комиссар обязан уважать компетенцию и исполнять функции, отличные от функций вышестоящих органов, созданных в рамках Европейской конвенции по правам человека или в соответствии с иными решениями Совета Европы в области прав человека. Комиссар не будет рассматривать индивидуальные обращения граждан.

Комиссар будет действовать независимо и беспристрастно.

a) способствовать развитию понимания и уважения прав человека в государствах-членах;

b) способствовать развитию эффективного соблюдения и полной реализации прав человека в государствах-членах;

с) давать рекомендации и распространять информацию по защите прав человека и предотвращению случаев ущемления прав человека. В публичной сфере Комиссар будет по возможности взаимодействовать и сотрудничать с правозащитными структурами в государствах-членах. Там же, где такие структуры отсутствуют, Комиссар будет споспешествовать их созданию;

d) поощрять деятельность национальных омбундсменов или аналогичных правозащитных институтов;

e) констатировать возможные недостатки в законодательстве и практике государств-членов, в связи с их соответствием стандартам правами человека, сформулированными в документах СЕ; способствовать внедрению этих стандартов в государствах-членах и оказание им помощи, с их согласия, в усилиях по искоренению этих недостатков.

f) подготавливать, по мере необходимости, специальный доклады, посвященные конкретным проблемам, для сведения Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров;

g) реагировать в надлежащей форме на запросы Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи, относящиеся к их компетенции по соблюдению стандартов СЕ в области прав человека;

h) представлять Комитету Министров и Парламентской Ассамблее ежегодный рапорт;

i) сотрудничать с иными международными институтами в целях содействия развитию и защиты прав человека, избегая при этом излишнего дублирования действий.

Комиссар будет принимать во внимание мнение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи, касающееся деятельности Комиссара.

1. Комиссар вправе основывать свои действия на любой доступной ему информации, имеющей прямое отношение к его компетенции. Сюда в частности может включаться информация, направляемая Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбундсменами или аналогичными правозащитными институтами, как организациями, так и частными лицами.

2. Сбор информации, имеющей отношение к деятельности Комиссара, не повлечет за собой создание в государствах-участницах специального механизма отчетности.

1. Государства-члены будут осуществлять всемерную помощь Комиссару с целью обеспечения его или ее независимой и эффективной деятельности. В частности, они будут способствовать развитию контактов Комиссара, включая поездки, прямо связанные с выполнением функций Комиссара, а также своевременно предоставлять информацию по запросу Комиссара.

2. Комиссар будет обладать в течение срока пребывания на своем посту всеми привилегиями и иммунитетом, предусмотренными Статьей 40 Статута Совета Европы и вытекающими из нее последующими соглашениями.

Комиссар вправе вступать в прямой контакт с правительствами государств-членов Совета Европы.

1. Комиссар вправе высказывать рекомендации, излагать свою точку зрения и составлять рапорты.

2. Комитет Министров может санкционировать публикацию направленных Комиссаром в его адрес рекомендаций, мнений и рапортов.

1. Комиссар избирается Парламентской Ассамблеей большинством голосов из числа трех кандидатов, отобранных Комитетом Министров.

2. Государства-члены могут представлять своих кандидатов в письме, направленном Генеральному Секретарю. Кандидаты должны быть гражданами государств-членов Совета Европы.

Кандидатами могут быть видные общественные деятели, обладающие высокими моральными достоинствами, имеющие общепризнанную компетенцию в правозащитной области и несомненные заслуги в борьбе за гуманитарные ценности Совета Европы, а также обладающие личным авторитетом, необходимым для эффективного исполнения функций Комиссара. В течение всего срока пребывания его или ее на данном посту, Комиссар не может заниматься какой-либо деятельностью, выходящей за рамки полноценного исполнения своих функций в этой должности.

Комиссар избирается на шестилетний срок без права последующего переизбрания в этой должности.

1. Канцелярия Комиссара по правам человека учреждается как подразделение канцелярии Генерального Секретаря Совета Европы.

2. Все расходы на деятельность Комиссара и Канцелярии Комиссара покрываются из бюджета Совета Европы.

В 1999 году Совет Европы учредил пост Комиссара по правам человека в качестве независимого и беспристрастного несудебного института, призванного способствовать соблюдению прав человека и распространению информацию о правах человека в 47 государствах — членах Совета Европы.

Основные задачи Комиссара по правам человека изложены в резолюции (99) 50 о Комиссаре Совета Европы по правам человека. Согласно этому документу, Комиссар уполномочен:

  • поощрять эффективное соблюдение прав человека и помогать государствам-членам в реализации стандартов Совета Европы в области прав человека;
  • способствовать просвещению и информированности в вопросах прав человека в государствах — членах Совета Европы;
  • выявлять возможные недостатки в законодательстве и практике в области прав человека;
  • содействовать работе национальных омбудсменов и других структур по правам человека;
  • консультировать и предоставлять информацию по вопросам защиты прав человека в регионе.

В соответствии с этим Комиссар занимается поощрением реформ и изменений, улучшающих продвижение и защиту прав человека. Будучи несудебным институтом, Офис Комиссара не может принимать меры в связи с индивидуальными обращениями. Тем не менее Комиссар может делать выводы и предпринимать более широкие инициативы на основе достоверной информации о нарушениях прав человека, допущенных в отношении конкретных лиц.

Комиссар сотрудничает с широким спектром международных и национальных институтов, а также с механизмами по наблюдению за положением в области прав человека. К наиболее важным межправительственным организациям — партнерам Офиса относятся ООН и ее специализированные подразделения, Европейский союз и ОБСЕ. Кроме того, Офис тесно сотрудничает с ведущими правозащитными НПО, университетами и исследовательскими центрами.

Деятельность Комиссара сосредоточена в трех основных, тесно связанных между собой областях:

  • посещение стран и диалог с национальными властями и гражданским обществом;
  • подготовка тематических докладов и консультирование по систематической реализации прав человека;
  • просветительская деятельность.

Работа по странам

Комиссар посещает все государства-члены в целях мониторинга и оценки положения с правами человека. В ходе своих визитов он встречается с высшими должностными лицами из правительства, парламента, судебной системы, с представителями гражданского общества и национальных структур по правам человека. Он также беседует с рядовыми людьми, которых беспокоят вопросы прав человека; посещает места, где особенно актуально соблюдение прав человека: тюрьмы, психиатрические больницы, центры содержания просителей убежища, школы, детские дома и поселения уязвимых социальных групп.

По итогам визита властям соответствующей страны может быть направлено письмо или доклад с оценкой положения с правами человека и рекомендациями по исправлению недостатков в законодательстве и на практике. Комиссар также может участвовать в качестве третьей стороны в разбирательстве Европейского суда по правам человека, либо предоставив свои письменные замечания, либо приняв участие в слушаниях.

Тематическая работа

Комиссар ведет тематическую работу по направлениям, важным для защиты прав человека в Европе. Он консультирует и информирует о том, как предотвращать нарушения прав человека в регионе, а также публикует свои заключения, тематические и другие доклады.

Просветительская деятельность

Комиссар содействует информированию о правах человека в государствах-членах: организует семинары и мероприятия по различным темам в области прав человека и принимает в них участие. Комиссар поддерживает непрерывный диалог с правительствами, организациями гражданского общества и образовательными учреждениями с целью повышения общественной осведомленности о стандартах в области прав человека. Кроме того, он вносит вклад в обсуждение и осмысление актуальных проблем в области прав человека, для чего контактирует со СМИ, публикует периодические статьи и тематические документы.

В рамках посещения стран, тематической работы и просветительской деятельности Комиссар уделяет особое внимание защите правозащитников и тесно сотрудничает с другими органами Совета Европы и разными международными институтами, среди которых наиболее важными являются ООН с ее специализированными подразделениями, Европейским Союзом и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кроме того, его Офис тесно взаимодействует с национальными структурами по правам человека, ведущими правозащитными НПО, университетами и исследовательскими центрами.

Совет Европы (Council of Europe) ‑ старейшая на континенте международная политическая организация.

Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.

Членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Согласно Уставу организации, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод".

Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства‑члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.

В рамках СЕ принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. Некоторые из этих договорно‑правовых актов открыты для присоединения неевропейских государств. Россия является участником (подписала и ратифицировала) 56‑ти правовых документов Совета Европы, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Структура Совета Европы:

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года - КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества - специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. "Частичные соглашения". В настоящее время Россия участвует в семи из них.

Бюджет организации формируется из взносов стран‑участниц. Регулярный бюджет Совета Европы на 2012 год составляет 240 миллионов евро. Взносы государств - 233,5 миллионов евро.

Штаб‑квартира Организации находится в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации - английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.

Пост комиссара по правам человека был учрежден Советом Европы в мае 1999 года. Тогда же была принята резолюция, очерчивающая его полномочия. Избирает комиссара Парламентская Ассамблея Совета Европы сроком на 6 лет.

Здание Совета Европы

Здание Совета Европы

Комиссар не обладает судебными полномочиями и не подменяет собой другие институты Совета Европы по правам человека, в том числе и Европейский Суд по правам человека. Соответственно, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан на нарушения их прав в круг его обязанностей не входит.

Он призван, в первую очередь, содействовать осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека в государствах-членах Совета Европы. В функции комиссара входит содействие совершенствованию законодательства в области прав человека в государствах-членах Совета Европы. Он может выявлять возможные недостатки в законодательстве, несоответствие национальных норм нормам Совета Европы, и оказывать помощь в устранении таких недостатков.

При осуществлении своих функций комиссар независим и должен быть беспристрастным. Он представляет ежегодный доклад комитету министров и Парламентской Ассамблее и может представлять свои рекомендации, заключения и доклады по конкретным вопросам, в частности, по итогам поездок в проблемные регионы.

Бюро комиссара по правам человека - это независимая структура в составе Совета Европы. Его работу финансирует Совет Европы. Однако собственным независимым бюджетом он не располагает.

Контекст

Латыш Нил Муйжниекс - новый комиссар Совета Европы по правам человека

С 1 апреля приступает к работе новый комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс. Ему 48 лет, он гражданин Латвии. Особое внимание он собирается уделить посткоммунистическим странам. (01.04.2012)

Комиссар Совета Европы призывает Россию соблюдать право на свободу собраний

С призывом к России соблюдать право на свободу собраний обратился комиссар по правам человека Совета Европы Хаммарберг. В послании властям он напомнил, что для таких мероприятий не требуется специальных разрешений. (09.09.2011)

Совет Европы: Европейские страны игнорируют приговоры Страсбургского суда

По данным Совета Европы, многие страны игнорируют вердикты Страсбургского суда. За последние семь лет число неисполненных решений суда выросло вдвое и достигло девяти тысяч. РФ и Украина - в числе злостных нарушителей. (19.07.2011)

Комиссар ЕС обеспокоен правовой ситуацией на Украине

В ходе визита в Киев комиссар ЕС по европейской политике добрососедства Штефан Фюле выразил обеспокоенность в связи с притеснением политических оппонентов украинских властей и ухудшением ситуации со свободой слова. (11.01.2011)

  • Дата 01.04.2012
  • Автор Александр Варкентин
  • ТемыСовет Европы, Deutsche Welle, Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)
  • Ключевые словасовет Европы, комиссар по правам человека, пасе, полномочия, dw
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/14VF4

Также по теме

EU-Russia Civil Society Forum in Bratislava

Россию призвали соблюдать обязательства в рамках Совета Европы 18.05.2021

Члены Гражданского форума ЕС - Россия потрясены "лавиной репрессий против протестующих, правозащитников, журналистов и адвокатов" в РФ и призывают Москву вспомнить об ответственности в рамках членства в Совете Европы.

Europarat in Straßburg

Резолюция ПАСЕ: Виновные в репрессиях в Беларуси должны ответить 21.04.2021

Если власти в Минске не освободят всех политзаключенных и не прекратят репрессии в стране, Совет Европы остановит любое техническое сотрудничество с Беларусью, отмечается в принятой ПАСЕ резолюции.

Frankreich | Parlamentarische Versammlung des Europarates PACE

Кого и как оскорбил в ПАСЕ депутат из Украины Алексей Гончаренко 29.04.2021

ПАСЕ наложила санкции на украинского парламентария Алексея Гончаренко за то, что он "запятнал имидж ассамблеи" и "навредил репутации" главы российской делегации Петра Толстого.

учитывая, что Совет Европы имеет своей целью достижение более тесного единства своих членов и что одним из способов достижения этой цели являются обеспечение и дальнейшая реализация на практике прав человека и основных свобод,

желая, по случаю 50-й годовщины Организации, и далее совершенствовать методы деятельности, осуществляемой с момента ее создания,

постановляет учредить должность Комиссара Совета Европы по правам человека (`Комиссара`) со следующим Кругом ведения:

1. Комиссар занимает несудебный пост и призван содействовать осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека и уважению прав человека в том виде, в каком они предусмотрены в документах Совета Европы по правам человека.

2. Комиссар уважает полномочия контрольных органов и выполняет функции, отличные от функций, выполняемых контрольными органами, учрежденными в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека или в соответствии с другими документами по правам человека Совета Европы. Комиссар не принимает к рассмотрению жалобы отдельных лиц.

Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве и беспристрастно.

a. Содействует осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека в государствах - членах;

b. Содействует эффективному соблюдению и реализации на практике прав человека в полном объеме в государствах - членах;

c. Консультирует и информирует по вопросам защиты прав человека и предотвращения нарушении прав человека. В своей работе с общественностью Комиссар там, где это возможно, прибегает к помощи и сотрудничает со структурами по правам человека в государствах - членах. Там, где такие структуры отсутствуют, Комиссар будет поощрять их создание;

d. Оказывает содействие деятельности национальных омбудсменов или аналогичных институтов в области прав человека;

е. Выявляет возможные недостатки в законодательстве и практике государств - членов, касающихся соблюдения прав человека, предусмотренных документами Совета Европы, содействует эффективному соблюдению государствами - членами закрепленных в этих документах стандартов и оказывает им, с их согласия, помощь в усилиях по устранению таких недостатков;

f. Представляет в соответствующих, по его мнению, случаях Комитету министров или Парламентской ассамблее и Комитету министров доклад, касающийся конкретных вопросов;

g. Реагирует соответствующим, по его мнению, образом на просьбы Комитета министров или Парламентской ассамблеи, с которыми они обращаются, в связи со своей задачей обеспечивать соблюдение стандартов Совета Европы в области прав человека;

h. Представляет Комитету министров и Парламентской ассамблее ежегодный доклад;

i. Сотрудничает с другими международными учреждениями в деле содействия соблюдению и защите прав человека, избегая при этом ненужного дублирования в работе.

Комиссар принимает во внимание мнения, высказанные Комитетом министров, Парламентской ассамблеей Совета Европы в отношении деятельности Комиссара.

1. Комиссар может принимать меры в отношении любой информации, касающейся функций Комиссара. Это, в частности, касается информации, направляемой Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или аналогичными институтами в области прав человека, а также отдельными лицами и организациями.

2. Сбор информации, касающейся функций Комиссара, не влечет за собой возложение на государства - члены обязанности вводить какую-либо общую систему отчетности.

1. Государства - участники содействуют независимому и эффективному осуществлению Комиссаром его или ее функций. В частности, они содействуют Комиссару в установлении необходимых контактов, включая его поездки, в связи с выполнением им своей миссии и своевременно предоставляют запрошенную им информацию.

2. Комиссар в ходе выполнения своих функций пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными статьей 40 Устава Совета Европы, а также в соответствии с соглашениями, которые были заключены впоследствии на его основе.

Комиссар имеет возможность обращаться непосредственно к правительствам государств - членов Совета Европы.

1. Комиссар может давать свои рекомендации, заключения и представлять доклады.

2. Комитет министров может санкционировать публикацию любой рекомендации, заключения или доклада, которые были направлены в его адрес.

1. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей большинством голосов из числа трех кандидатов, отобранных Комитетом министров.

2. Государства - члены могут представлять кандидатуры в письме на имя Генерального секретаря. Кандидаты должны быть гражданами государств - членов Совета Европы.

Кандидатами выдвигаются видные деятели с безупречной репутацией, пользующиеся признанным авторитетом в области защиты прав человека, доказавшие свою приверженность моральным ценностям Совета Европы и пользующиеся личным авторитетом, необходимым для эффективного выполнения функций Комиссара. Во время пребывания на своем посту Комиссар не может заниматься какой-либо деятельностью, не совместимой с его прямыми должностными обязанностями.

Комиссар избирается на невозобновляемый срок в шесть лет.

1. Канцелярия Комиссара по правам человека создается в рамках Генерального секретариата Совета Европы.

2. Расходы, связанные с деятельностью Комиссара и Канцелярии Комиссара, покрываются за счет Совета Европы.

Читайте также: