Когда вводится должность ведущего специалиста

Опубликовано: 02.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Сотрудник занимает должность специалиста по кадрам (первая категория) в бюджетном учреждении здравоохранения. В организации он единственный специалист.
Как данному сотруднику присвоить категорию "ведущий", учитывая, что он имеет высшее юридическое образование, диплом о профессиональной переподготовке "Управление персоналом и кадровое делопроизводство", а также стаж работы по должности 17 лет?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации работодатель вправе ввести в штатное расписание должность "Ведущий специалист по кадрам" с установлением соответствующего оклада, как "ведущему" специалисту и назначить указанного в вопросе работника на эту должность.

Обоснование вывода:
Работодатели (в том числе учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании) формируют штатное расписание, устанавливая перечень должностей (профессий) работников, количество штатных единиц и функциональный состав обязанностей по ним исходя из своих потребностей (п. 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211, определение КС РФ от 29.09.2015 N 1881-О, п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, ответ 1 и ответ 2 на портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должна быть указана трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов. В остальных случаях наименования должностей (профессий) и квалификационные требования к ним, содержащиеся в профессиональных стандартах и справочниках, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253)*(1).
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом в силу указанной нормы системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов*(2).
Приказом Министерства здравоохранения Амурской области от 20.04.2015 N 418 утверждено Положение об оплате труда работников областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области" (далее - Положение).
Согласно п. 1.8 Положения системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Должность "Специалист по кадрам" содержится в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е издание, дополненное), утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник)*(3).
В п. 6 Общих положений Справочника указано, что в характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем организации с учетом степени самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения, отношения к работе, эффективности и качества труда, а также профессиональных знаний, опыта практической деятельности, определяемого стажем работы по специальности, и другое.
Должность "специалист по кадрам" не подразумевает в разделе "Требования к квалификации" возможности установления каких-либо категорий по ней. Установлено только, что у работника должно быть высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Вместе с тем, как следует из разъяснений представителей Роструда, внутридолжностное категорирование, помимо Справочника, может также регулироваться локальными нормативными актами организации, например, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением организации о должностях (ответ 3 на портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В то же время Справочник не содержит должности "ведущих", в частности, например, должность "Ведущий специалист по кадрам". Однако необходимо учитывать, что в п. 7 Общих положений Справочника указано, что в него не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.
Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются работодателем на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях, при этом требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Следовательно, трудовое законодательство допускает существование такой должности, как "ведущий специалист по кадрам" (ответ 4, ответ 5 на портале "Онлайнинспекция.РФ"). Также отметим, что и само Положение прямо предусматривает должность с наименованием "ведущий специалист по кадрам".
Соответственно, в рассматриваемой ситуации, работник может быть назначен на указанную должность, поскольку соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым Справочником к специалисту по кадрам и к "ведущим" специалистам (п. 7 Общих положений Справочника) (ответ 6 на портале Онлайнинспекция.РФ)*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

13 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из содержания нормы ст. 57 ТК РФ, у работодателя имеется право выбора того, какой именно из поименованных в ней документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
*(2) На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением (пп. "д" п. 5 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г., протокол N 11).
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений.
*(3) Трудовая функция специалиста по кадрам описана в Профессиональном стандарте "Специалист по управлению персоналом", утвержденном приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 N 691н. Среди возможных наименований должностей, профессий этот профессиональный стандарт называет такие наименования, как "специалист по кадровому делопроизводству", "специалист по документационному обеспечению работы с персоналом", "специалист по документационному обеспечению персонала", "специалист по персоналу". Схожие должности предусмотрены Профессиональным стандартом "Специалист по подбору персонала (рекрутер)", утвержденным приказом Минтруда РФ от 09.10.2015 N 717н.
*(4) При этом оклад по должности "ведущий специалист по кадрам" будет устанавливаться с отнесением данной должности уже к 4 квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н, а не к 3 уровню, как по должности специалиста по кадрам I категории (смотрите также Приложение 1 к Положению).

Штатное расписание нужно для максимально продуктивного применения человеческих ресурсов. Оно позволяет грамотно организовать работу фирмы. Чем лучше составлено расписание, тем выше будет КПД работы сотрудников штата. Расписание позволяет контролировать все трудовые процессы, определять нагрузку на работников. Оно поможет быстро получать сведения об общей численности штата, объеме работы. Это официальный документ, который может быть запрошен контролирующими структурами. А потому он должен быть составлен в соответствии с законами и сложившейся практикой. В частности, в него нужно грамотно вписать должности сотрудников.

Для чего нужно расписание

Штатное расписание обладает этими функциями:

  • Точное и быстрое установление организационной структуры фирмы.
  • Фиксация количества подразделений и число штатных единиц по каждой из должностей.
  • Удобное установление системы оплаты работы сотрудников подразделений.
  • Фиксация объемов надбавок за труд.

С помощью штатного расписания проще следить за вакансиями, подбирать соискателей на свободные должности.

Какие должности вписываются в расписание

Если это государственное предприятие, принципиален строгий контроль над штатным расписанием. В нем должны фигурировать все потенциальные должности. Также нужно зафиксировать общее количество мест, которые заняты. В штатные единицы включаются следующие должности: руководитель, юрист, охранник и прочее.

Категории должностей на основании классификатора

Не существует единого классификатора должностей. Все зависит от того, государственный это субъект или же коммерческий. Рассмотрим на примере государственного. Есть ФЗ №79 «О государственной службе» от 27 июля 2004 года, в котором должности разделены на разные категории: от высших до младших. Рассмотрим все категории подробнее:

  • Руководители. Работают на высших позициях в компании. Управляют всеми ресурсами. Руководители также подразделяются на категории: от высших до ведущих.
  • Помощники. Работают в непосредственной связке с руководителем. Они берут на себя часть функций управленца. Выполняют приказы руководителя. В эту категорию также входят советники управленца.
  • Специалисты. Это профессионалы в определенной сфере, которые выполняют конкретные задачи, определяемые руководителем.
  • Обеспечивающие работники. Специализируются на обеспечении работы предприятия. Могут работать по следующим направлениям: хозяйство, документы, организация.

В эти четыре категории входят практически все сотрудники, нужные для обеспечения работы фирмы.

Как выбрать наименование при составлении расписания

Если каким-либо работникам полагаются льготы и компенсации, нужно обратить особое внимание на название должностей. В этом случае наименования должны соответствовать статье 57 ТК РФ. Выбирать названия нужно посредством квалификационных справочников или профессиональных стандартов. Последние утверждаются Правительством РФ.

При определении наименования должности нужно основываться на этих положениях:

  • Профессиональные стандарты.
  • Отраслевые стандарты.
  • Справочники.
  • Акты, которые утверждают правила наименования должностей.

Все перечисленные бумаги размещены на сайте Минтруда.

К СВЕДЕНИЮ! Работодатель имеет право выбрать название самостоятельно. Актуально это в тех случаях, когда наименование, утвержденное актом, не совпадает с сутью исполняемой работы. К примеру, часто названия должностей подбираются работодателями в сфере IT. Наименование должно выбираться в соответствии с правилами. В частности, оно должно в полной мере отражать суть деятельности.

Коды профессий

Коды содержатся в классификаторе должностей. Нужны они для удобства использования. В документах проще указывать код, а не полное наименование. В штатном расписании также фиксируются коды. Через код можно понять, кто и кому подчиняется. Рассмотрим пример. Код должности – 03. Сотрудники, подчиненные работнику на этой должности, будут обозначаться как 03.01, 03.02.

ВАЖНО! Государственные учреждения должны иметь справочник с кодами в обязательном порядке.

Особенности ведения штатного расписания

Обычно фирмы начинают плотно заниматься штатным расписанием при увеличении штата сотрудников, оптимизации существующих процессов. Кто именно должен вести документацию? В законе не содержится никаких требований на этот счет. Все зависит от волеизъявления работодателя. К примеру, вести расписание могут представители кадрового, бухгалтерского или юридического отдела. Доверить эту работу можно рядовым сотрудникам. Но в последнем случае требуется оформить на работника доверенность.

У специалиста может возникнуть необходимость ввести новую должность. К примеру, это актуально при масштабировании бизнеса. Для введения должности нужно издать приказ о внесении изменений в документ. На нем обязательно должна быть поставлена подпись руководителя. В приказе должны быть эти положения:

  • Срок действия расписания.
  • Дата его утверждения.
  • Сотрудник, который должен исполнить положения приказа.
  • Основания для изменений.

Основаниями для введения новой должности могут быть такие процессы, как реорганизация филиала, оптимизация структуры фирмы, оптимизация управленческой деятельности. Только после издания приказа можно менять содержание расписания.

Приказ оформляется при любых изменениях, вносимых в расписание. К примеру, это может быть удаление или введение позиции, изменение названия. Если позицию никто не занимает, изменять ее можно беспрепятственно. Если же должность кто-то занимает, необходимо уведомить обо всех изменениях сотрудника. Факт изменения позиции фиксируется в приложении к трудовому договору. Изменения также отражаются во всех бумагах: контракте, трудовой книжке.

Можно ли принимать на работу сотрудника, если его должности нет в расписании?

Что делать, если должность соискателя отсутствует в штатном расписании? Рекомендуется в самое ближайшее время ввести новую позицию. В обратном случае возникают эти риски:

  • Сложности при сокращении численности сотрудников.
  • Риск того, что подобные действия будут признаны нарушением пункта 4 статьи 5.27 КоАП РФ.

Рекомендуется сначала ввести новую должность, а затем принимать специалиста на работу. Особенно это актуально для государственных учреждений, так как они подлежат более строгому контролю.

Дополнительная информация

При введении должностей нужно учитывать эти моменты:

  • Если система оплаты является тарифной, присутствуют разряды, название вакансии, на основании статьи 143 ТК РФ, устанавливается в соответствии с Квалификационными справочниками.
  • В аттестационном листе, если осуществляется аттестация, должен быть прописан код профессии. Соответствующее положение содержится в статье 18 ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года.

Во всех прочих обстоятельствах использование профессиональных стандартов носит необязательный характер.

Какие должности нельзя указывать в штатном расписании

В расписании не должны содержаться должности, которые не отражают характер работы специалиста. Как определить, отражает ли наименование особенности деятельности? Следует воспользоваться практикой и традициями, сложившимися в определенной отрасли.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет.

В соответствии со статьей 22 от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на открывающиеся вакантные должности в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) и старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) - наличие высшего профессионального образования;

- для должностей старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности

по стажу работы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) - стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

- для должностей старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) и старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) – требования по стажу работы не предъявляются.

Для участия в конкурсе кандидату необходимо представить следующие документы (в месячный срок с момента опубликования объявления)

- личное заявление (написанное от руки);

- собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с приложением фотографии;

- копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ представляется лично по прибытии на конкурс);

- документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

- копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность, заверенные организацией по месту работы;

- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

- документ об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению (медицинскую справку форма 086/у);

- копию военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву (для военнообязанных).

В соответствии с п. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Любой кадровик знает, что трудовое законодательство запрещает дискриминацию в сфере оплаты труда. Работники с одинаковой квалификацией, выполняющие идентичную трудовую функцию, должны иметь равные оклады по штатному расписанию. В то же время, если функционал сотрудников отличается по объему или сложности работ, им можно установить разные оклады, предусмотрев квалификационные категории в рамках одной должности.

Как это оформить? Обязательно ли при этом проводить аттестацию сотрудников? Нужно ли корректировать штатное расписание? Потребуется ли вносить изменения в должностные инструкции?

Что такое квалификационная категория

Если в организации принято решение дифференцировать оплату труда в зависимости от квалификации сотрудников, можно разделить ту или иную должность на категории. При этом к названию должности недостаточно просто добавить слова «старший», «младший», «ведущий». Нужно прописать для каждой категории разные требования к уровню образования, квалификации и опыту работы. Трудовой кодекс не содержит понятия квалификационная категория, и в большинстве случаев работодатель не обязан ее устанавливать. Квалификационный справочник № 37 предусматривает деление на категории для некоторых должностей специалистов.
Например, должность инженера может быть разбита на должности инженера 1-й категории, инженера 2-й категории и собственно инженера; должность юрисконсульта – на юрисконсульта 1-й категории, юрисконсульта 2-й категории, юрисконсульта и т. д.
Однако соблюдать требования квалификационных справочников необходимо лишь в двух случаях (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 143, 144 ТК РФ):

– если выполнение работы по определенной профессии или должности связано с предоставлением компенсаций, льгот или наличием ограничений (например, педагоги, медики и др.);
– если работодатель – государственное или муниципальное учреждение.

Когда к наименованию должности добавляется слово «старший», то это предполагает, что сотрудник имеет подчиненных и осуществляет руководство ими либо на него возлагается функция управления самостоятельным участком работы. Если сотрудник отвечает за направление деятельности, координирует или осуществляет методическое руководство группами исполнителей, к его должности можно добавить слово «ведущий». При этом он должен иметь
стаж работы на два-три года больше, чем специалист 1-й категории на аналогичной должности (п. 7 Общих положений Квалификационного справочника № 37).

В то же время коммерческие организации вправе самостоятельно определять наименования должностей и классов квалификации. Поэтому часто можно встретить градацию «младший – старший – ведущий», не основанную на требованиях Квалификационного справочника № 37. В каком локальном акте можно разделить должности на категории. Разбивка должностей на отдельные категории может быть отражена в любом локальном нормативном акте организации: правилах внутреннего трудового распорядка, положении о категориях должностей и т. д. (ст. 8 ТК РФ). Однако чаще всего такое разделение указывается в положении об оплате труда. Если в документе ранее не было подобной градации, в него нужно внести изменения. Для этого руководитель организации должен издать приказ. Поскольку введение категорий, как правило, влияет на размер окладов, необходимо внести изменения в штатное расписание.
Изменения оформляются приказом руководителя организации. В нем нужно отметить, какие штатные единицы исключаются из штатного расписания, а какие подлежат включению в него с указанием должностных окладов и повышающих коэффициентов.

Нужно ли проводить аттестацию, чтобы присвоить сотруднику квалификационную категорию
Формально работодатель не обязан проводить аттестацию сотрудника для того, чтобы присвоить ему категорию. Однако эта процедура позволит объективно оценить квалификацию и профессиональные навыки работника, соответствие критериям категории по занимаемой должности. Заключение аттестационной комиссии будет служить основанием для издания приказа руководителя о присвоении квалификационной категории.
Порядок аттестации должен быть закреплен в локальном нормативном акте организации. Приказ о проведении аттестации может быть составлен в произвольной форме.
Сотрудники, ответственные за исполнение приказа, должны быть ознакомлены с ним под роспись.

Заключаем дополнительные соглашения и корректируем должностные инструкции

Каждая квалификационная категория внутри базовой должности предполагает свой объем и специфику работ. Поэтому при изменении категории, как правило, меняется трудовая функция, что должно оформляться переводом (ст. 72.1 ТК РФ). Однако даже если трудовая функция не изменится, присвоение категории повлияет на размер оклада работника и наименование должности. Поэтому в любом случае нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Когда при присвоении категории меняются условия трудового
договора, работника нужно письменно уведомить об этом не менее чем за два месяца. Если он не согласится работать в новых условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, подходящую
по состоянию здоровья. При отсутствии такой работы или при отказе от нее сотрудника, его можно уволить по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса (ст. 74 ТК РФ).
На основании дополнительного соглашения при необходимости издайте приказ о переводе. Также внесите изменения в должностные инструкции. Порядок корректировки зависит от того,
является ли этот документ приложением к трудовому договору или выступает в качестве самостоятельного акта. В первом случае изменения отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору. Во втором – должностная инструкция утверждается
в новой редакции приказом руководителя организации.

Комментирует Наталья БАГРОВА, методолог, BDO Unicon Outsourcing (Москва):
- Квалификационные категории могут присваиваться сотрудникам по результатам аттестации. В этом случае нужно закрепить порядок ее проведения в локальном нормативном акте (положении или регламенте). Однако применять эту процедуру для того, чтобы присвоить категорию, не обязательно.

Ведущий и главный специалист: что такое, определение, в чем разница и кто выше

Общество

Работа на предприятии всегда предполагает разделение должностных обязанностей. Достигается успех любой компании за счет правильно подобранного персонала. Профессиональная иерархия разделяет сотрудников, чем больше ответственность, тем выше и заработная плата сотрудников.

Кого относят к специалистам

На современном рынке вакансий, предлагается большой ассортимент специальностей, выбрав которую можно иметь место работы, получать заработную плату за ее выполнение. Часто можно встретить такое объявление: «требуется специалист торговли или другой сферы деятельности». Рассмотрим, кого можно отнести к данной категории работников.

Кого относят к специалистам

Специалисты — работники, занимающиеся разработкой правил действия, подготавливают тактику сотрудничества. Практически все, они имеют возможность черпать информацию из внутренней документации предприятия. Используя их труд, можно быстро и качественно решить функциональные, управленческие или производственные вопросы. Кто и чем будет заниматься, зависит от разделения функциональных обязанностей.

Предлагается следующая квалификация:

  • различные категории и классы. Кроме того есть подразделение на главного и ведущего сотрудника;
  • профессионалами в своей сфере деятельности считают инженеров, психологов, экономистов — трудящихся занятых на государственных предприятиях.

Кроме того, может быть использована основная и вспомогательная классификация.

Основные — те, кто работает непосредственно на изготовлении продукции. Вспомогательные — работники, занятые в сфере обслуживания.

должность специалист

Экспертом может быть любой, кто имеет отношение к занятости на инженерно-техническом уровне. Ими считаются агрономы, инспекторы, художники, юристы, ревизоры, администраторы, врачи, социологи и др.

При классификации могут быть использованы различные разделения, для того чтобы понять к какому виду относится сотрудник, требуется изучить его функциональные обязанности.

Особенности разделения специалистов

В любой компании есть иерархия разделения по социальной лестнице. Согласно ей — одни могут управлять предприятием и подчиненными, а другие — подчиняться вышестоящему руководству. Те, кто плывут по течению, выполняют поставленные требования, являются большей частью коллектива и находятся в средней части иерархической лестницы предприятия.

Главный Ведущий
Наставник Обычный сотрудник
Устанавливает требования Выполняет то о чем ему сказали
Имеет дополнительные обязанности руководителя Подчиняется правилам, надиктованным вышестоящим руководством

Если на предприятии есть подобное разделение, то компания развиваться лучше и имеет четкий план улучшения работоспособности всех членов коллектива.

При определении уровня экспертности, обращают внимание на следующие аспекты:

  • наличие знаний, профессионализма, возможность развития, получения дополнительного образования;
  • накопление трудового стажа, быстрое выполнение поставленных задач.

Если работник быстро справляется с поставленной задачей, то это дает ему шанс продвижения по карьерной лестнице.

Различие в понятиях ведущий и главный специалист

Каждая занимаемая должность имеет возможность дальнейшего продвижения при выполнении прописанных правил.

кто выше старший специалист или ведущий

Различия в понятиях — минимальные, но при этом стоит о них знать:

  • «главный» — находится на вышестоящей должности, второй на нижестоящей;
  • согласно иерархии выполнения должностных обязанностей, чем больше ответственность, тем выше оплата труда. Соответственно заработная плата выше;
  • часть выполнения обязанностей руководителя лежит на главном сотруднике, в свою очередь ведущий такие требования и задачи не выполняет;
  • статус предполагает возможность выполнения поставленных задач и принятие в нужный момент решений.

Кто из специалистов выше: ведущий или главный

Тот, на ком больше обязанностей и ответственности. Но зато у «ведущего» есть шанс занять вышестоящую должность в случае, если покажет свое стремление и возможность самостоятельного решения задач.

Смотрите видео о том, как преуспеть в работе и стать специалистом в своем деле:

Читайте также: