Кого назначили на должность стратега народное собрание в афинах

Опубликовано: 04.07.2024

Общеизвестно, что демократия зародилась в Древней Греции, а классические формы обрела в Афинах. "Власть народа" придумали, чтобы минимизировать появление разного рода авторитарных выскочек, которых греки именовали тиранами, а также, чтобы ограничить власть аристократии. Не всё, конечно, получилось, но многое даже сейчас заслуживает внимания и уважения.

Политическая система в Афинах зиждилась на нескольких ключевых институтах. Основной из них - народное собрание, экклесия . Каждый гражданин Афин, которому исполнилось 20 лет и он провел два года в действующей армии, имел право голоса. Путем прямого голосования народное собрание выбирало исполнительную власть полиса. Главным действующими лицами здесь выступали архонты. Их было несколько, как правило, девять. Один отвечал за финансы, второй за внешнюю политику, третий - за внутреннюю и так далее. Не всех архонтов выбирали, некоторые получали свой пост с помощью жеребьевки. В разные периоды истории кто-то из архонтов имел больше власти, чем остальные (например, по время войны в наибольшем авторитете был полемарх - "военный архонт"). После реформ законодателя Клисфена появилась новая выборная должность - стратег, который со временем подмял под себя основные рычаги управления - в первую очередь, экономические и военные.

Кроме избрания архонтов и стратегов, народное собрание решало ключевые вопросы жизни государства: объявление войны и мира, принятие новых законов и введение новых религиозных культов, изгнание из государства проштрафившихся и подвергнутых остракизму политиков.

Долгое время наибольшим весом в народном собрании (как и в целом в государстве) обладала аристократия (олигархия). Укоротил посягательства знати знаменитый мудрец Солон. Он ввел четырехступенчатый ценз на занятие ключевых должностей в государстве, где не было ни слова о знатности рода, а было деление по имущественному признаку. Например, на должность главного финансиста мог быть избран человек только из первой категории - самых богатых. На должности других архонтов могли претендовать представители самых богатых и просто богатых. На долю среднего класса оставалась власть в филах, то есть, условно говоря, муниципалитетах. Бедняки не на что не претендовали, они могли просто голосовать.

Реформа Солона подорвала вес знати, но не до конца. Позднее Клисфен провел административно-территориальную реформу, распылив знатные роды по множеству разных демов (что-то вроде церковных приходов в более поздние времена). Еще один удар по аристократии был нанесен в эпоху Перикла, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Сам он, кстати, был представителем знатного и богатого рода, но выступал всегда за демократию в противовес аристократии, за что и переизбирался на должность стратега несколько раз подряд.

Рабочим органом народного собрания был придуманный Солоном Совет четырехсот (затем Совет пятисот ), куда избирались самые достойные члены народного собрания. Этот орган занимался разработкой законов, которые позже выносились на обсуждение экклесии.

Еще один ключевой орган афинской демократии - гилиэя , которую можно условно назвать судом присяжных. В него с помощью жеребьевки назначались граждане, представлявшие все 10 фил Афинской республики. От каждой филы назначались по 600 человек. То есть народное представительство в этом общественном суде было весьма масштабным. В компетенции гилиэи были почти все судебные споры, но не только они. Афинские присяжные следили за соблюдением конституции и законодательства в целом.

Наконец, рассказ о политической системе Афин будет неполным без упоминания самого древнего политического института - ареопага. Он зародился еще во время родоплеменных отношений, а в классическую эпоху стал больше декоративным органом, чем реальным. Ареопаг можно сравнить с советом старейшин, в него входили отслужившие свое архонты. Вероятно, ареопаг решал вопрос об архонтах и стратегах до вынесения кандидатур на народное собрание, а также занимался самыми вопиющими уголовными делами. Например, предумышленными убийствами и насилием над детьми.

Политическая система Афин была передовой, но, конечно, далеко не совершенной. Да, каждый гражданин имел право голоса, имел право выступить со своей проблемой в народном собрании и его обязаны были услышать и принять меры. Но! Граждане в Афинской республике составляли около трети населения (примерно 60 тысяч человек во времена Клисфена). Остальные - женщины, рабы и метэки (переселенцы из других полисов) - политических прав не имели.

Тема ареопага, я считаю, прекрасно раскрыта в романе Хосе Карлоса Самосы "Афинские убийства, или Пещера идей" . Рекомендую: вначале несколько монотонно, но затягивает в итоге так, что порой ты не вполне понимаешь, в России ты или же в Афинах эпохи Платона и его Академии.

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором — рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.


Остатки с именами Фемистокла и Кимона

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой — крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, — решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Писистрат в Афинах

Писистрат в Афинах В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ Изложено по поэме Гомера «Илиада».Безмятежно спали на светлом Олимпе бессмертные боги. Погружен был в глубокий сон и стан греков, и великая Троя. Но Зевс-громовержец не смыкал своих очей, — он помышлял о том, как отомстить за оскорбление Ахилла.

Жизнь в Афинах

Жизнь в Афинах Акрополь. Религия. Театр. Демократия. МедицинаВ классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен.

А между тем в Афинах…

А между тем в Афинах… Спустя назначенный срок Солон вернулся в родной город, но, к своему глубокому сожалению, не нашел там мира и согласия. В Афинах происходили смуты, и хотя еще действовали законы Солона, но все ожидали переворота и желали другого государственного строя.

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла)

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла) В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках

4. Олигархия в Афинах

4. Олигархия в Афинах Последовательные неудачи демократии, завершившиеся катастрофой в Сиракузах, посеяли во всех слоях народа недоверие к демократическим институтам. Активные противники демократии происходили главным образом из высшего и среднего классов, которые

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов Как мы уже отмечали, войско хана Мамая, выступившее против Дмитрия Донского, БЫЛО БОЛЬШИМ И

Народное собрание

Народное собрание Независимый и полномочный орган, принимавший в Древних Афинах все наиболее важные государственные решения, назывался Народным собранием (древнегреч. «ekklesia» — буквально «те, которые закричали»). Много позже этот термин стал общецерковным. Правом

§ 1. Государство в Афинах

§ 1. Государство в Афинах Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного

ЖИЗНЬ В АФИНАХ

ЖИЗНЬ В АФИНАХ Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических

Тирания Писистрата в Афинах

Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

§ 27. Утверждение демократии в Афинах

§ 27. Утверждение демократии в Афинах Реформы Солона Солон. Древнегреческая скульптураАфинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения

Акрополь в Афинах

Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обя­занности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Предпо­ложите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Перикл заслуженно гордился тем, что ему удалось создать систему, в которой участвовать в управлении государством действительно мог каждый гражданин. Речь идет о введении оплаты труда при исполнении гражданами государственных функций на выборных должностях. Ранее многие бедные граждане уклонялись от участия в жеребьевке на выборные должности, поскольку эта работа не оплачивалась, а им необходимо было кормить семью, а следовательно выполнять ту работу, за которую платили деньги. Таким образом Перикл мог смело говорить о демократической форме правления, что, действительно, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Среди наиболее известных древнегреческих драматургов можно назвать Эсхила, Софокла и Аристофана. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Цель урока : ознакомить учащихся с особенностями афинской демократии, с личностью и деятельностью Пе рикла.

Уяснить основы демократии в Афинах при Перикле.

Развить навыки работы с иллюстрациями, сравнения и обобщения

Воспитать чувство гражданственности, ответственности за свои действия.

Основные понятия : оратор, народное собрание, стратег.

Оборудование урока : . Сд-древний мир, карточки с фрагментами текста « Жизнеописания Перикла» Плутарх, рабочие листы с заданиями.

Проверка дом. работы.

I . Афинское Народное собрание.

II. Избрание на государственные должности.

III. Перикл во главе Афин.

Ознакомление с целями и задачами урока.

Где расположены Афины?

Что вы можете сказать о жителях Афин.

Как называется гос. Устройство, существовавшее в Афинах.

Что означает слова «демос», демократия?

Какая часть населения входила в «демос»?

5.Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон стал архонтом 594г днэ)

6.Как изменилось управление при Солоне.

Какие изменения произошли в 5 в. В управлении Афинами, какие вопросы решало народное собрание, вы узнаете прочитав пункт 1 § 40 с. 182.

Задание — определить, какие вопросы решало Народное собрание. Как называлось в Афинах место проведения Народного собрания? Агора

Народное собрание

Граждане муж.с 20л

Собиралось 3-4р в месяц

Выбирало стратега

Объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Все это делалось посредством тайного голосования -подачей черных и белых камешек.

Управляло полисом.

Утверждало расходы , распоряжалось казной.

Могла ли сцена, описанная в учебнике (об обвинениях

выдвинутых Народным собранием против Перикла) про изойти в Египте? Ролевое чтение .

Кому принадлежала высшая власть в Афинском госу дарстве?

Кому в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии?

Десять раз в течение года перед Народным собранием от читывались должностные лица, в том числе и стратег. По афинским законам Народное собрание могло досрочно снять с должности любого гражданина, если он не справлялся со своими обязанностями. Перед кем отчитывался египетский вельможа? Какой порядок — в Афинах или в Египте — был более справедливым? В чем?

II. Последние два вопроса позволят перейти к следующе му пункту плана урока.

В Афинах кроме стратегов, существовало много других должностей: судьи, сборщики налогов и т. д на одну и туже должность было много желающих. Кого из них следовало предпочесть?

Рассмотрим способы выборов на должности. Компьютерная вставка номер № 9

Каким способом выбирали на должности? Посредством жребия

Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук? Рис. 182

Когда Перикла первый раз выбрали на эту должность?( 443-428г)

Сколько лет назад это произошло? Компьютерная вставка номер №11

Реформы :по предложению Перикла середине V в. до н.э. афинское Народное собрание при няло закон, по которому за службу государству ежедневно выдавали небольшие деньги. жалование за гос. Службу.

Кому был выгоден этот закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки принимать участие в управлении государством, ес ли бы за должности не платили?

Построил много храмов, портиков .

Он стремился чтобы все граждане участвовали в управлении государством.

Работа в группах.

III. В дополнение к фактам, которые изложены в учебнике, учитель при характеристике личности Перикла может воспользоваться книгой «Знаменитые греки. Жизне описания выдающихся деятелей Древней Греции, состав ленные по Плутарху». Некоторые эпизоды биографии Перикла полезно предложить учащимся в виде познава тельных задач .

Однажды какой-то человек рассердился за что-то на Пе рикла и стал при всех ругать и оскорблять его. Хотя крик и проклятия не прекращались целый день, Перикл ничего не отвечал обидчику. Однако тот не успокаивался. Когда вече ром Перикл шел домой, этот человек отправился за ним следом, всю дорогу продолжая громко выкрикивать оскор бительные слова. Перикл подошел к дому, когда было уже темно. Он приказал рабу взять факел и проводить его до дома.

Что приказал Пе рикл своему рабу.

Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке?

Однажды спартанский царь спросил знаменитого -борца Фукидида, кто сильнее — он или Перикл. Фукидид ответил: «Если даже я положу Перикла на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден я, и народ ему поверит!»

О каких качествах Перикла это говорит? Кто такой оратор? Где

Периклу могло пригодится красноречие?

Женой Перикла была Аспасия — умная и красивая жен щина родом из Милета.

Имел ли сын Перикла и Аспасии права афинского гражданина?

Лишь только в конце жизни Перикла из уважения к его заслугам перед афинским демо сом Народное собрание приняло постановление о предостав лении прав молодому человеку. Как этот случай характери зует власть Народного собрания и власть стратега

Отрывки из жизнеописаний Перикла.

Рабочий лист № 1

Фрагменты из текста из « Жизнеописания Перикла». Плутарх.

А) Перикл настраивал свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его прозвище — Олимпиец. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван Олимпийцем за те сооружения, которыми украсил свой город, другие — что за его ус пехи в государственной деятельности и командовании войском. В одной из комедий было сказано, что это прозвище было дано ему, главным образом, за его дар слова: как говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом.

Б). По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали слу чаи, когда народ выражал недовольство; тог да Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной переменчивой болезни по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные настроения. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя руля ми: то он сдерживал его дерзкую самоуверен ность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, из кото рых иные заключили договоры с ним, обяза тельные даже для их сыновей, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

в) . Такое положение Перикла не было счастливой случайностью, не было высшей точкой какой-то мимолетной блестящей го сударственной деятельности или милостью народа за нее, — нет, он сорок лет первен ствовал. он не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега дается всего на один год. При такой власти он остался неподкупным, несмотря на то, что был близок к деньгам. Как стратег Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальни кам, которые рискованным путем получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подра жал и не ставил их себе в образец; он неиз менно говорил согражданам, что, насколько от него зависит, они навсегда останутся бес смертны.

Какие черты личности Перикла выделяет Плутарх?

В чем причины популярности Перикла, по мнению Плутарха и по вашему мнению?

Третья группа. Друзья Перикла.

Напоминает ли современная демократия афинскую во времена Перикла? Вставка 8

Закрепление. Задания на кп и листе. Вставка 13

Народное собрание обычно проводилось:

В. на холме Ареса

2. В древних Афинах мужчины, родители которых были афинянами, становились гражданами этого города при достижении:

А. 18 лет Б. 20 лет в. 30 лет

3. Заполните пропуски.

1. Во времена Перикла назначения на государственные посты проводились при помощи ______________.

2. Слово « демократия» по гречески означает

3. Благодаря Периклу политикам, судьям, должностным лицам стали выплачивать _____________.

4. Подготовкой решения Народного собрания занимался Совет ________.

Таким образом, в Афинах власть принадлежала народному собранию, которое решало вашнейшие вопросы государства, управляло полисом. Самым знаменитым стратегом Афин был Перикл.

В начале V-го века до нашей эры над Элладой нависла угроза уничтожения. В Грецию дважды вторгались персы. Их вторжение остановили двое афинских стратегов Фемистокл и Аристид, которые долго враждовали, но в критический момент неожиданно объединили усилия.

О неожиданном альянсе нечеловеческой справедливости с лисьей хитростью.

Честный мздоимец

Фемистокл не был полководцем, ибо был политиком, не был воином, ибо был оратором, не был командиром, ибо был дипломатом. Он реализовывал свой длинный и многоходовый план по превращению Афин в ведущий город Эллады.

Он построил Афинам флот и убедил сограждан, что именно корабли спасут город в критический момент. План удался, но Фемистоклу не пришлось уже пожать плоды успеха. Аристид был героем битвы при Марафоне, в которой греки впервые разбили персов.

Он отличался необыкновенным стремлением к справедливости, будто Станнис Баратеон из «Игры престолов». Именно поэтому, находясь на пике своей политической карьеры, Аристил, внезапно, вышел из числа сторонников влиятельного рода Алкмеонидов и стал тем, что сегодня назвали бы «внеблоковым политиком». Он ставил интересы государства выше собственных, не гнался за славой и заметно уступал Фемистоклу в искусстве произносить речи.

Фемистокл был человеком хитрым, красноречивым и, до известной степени, коварным. Хотя коварство его не было безграничным. Фемистокл проявлял вероломство, когда речь заходила о личном величии или о пользе Афин. Он умел разрешал споры, но всякое дело мог обратить себе на выгоду.

Когда Аристид, проверяя городские финансы, обнаружил за Фемистоклом немалые хищения, того обвинили в растрате. Фемистокл убедил суд в своей невиновности, обвинил, в свою очередь, Аристида в клевете, а затем выиграл дело против него. Он умело выворачивался в сложных ситуациях, что сослужила его родным Афинам добрую службу.

Аристид принадлежал к афинским аристократам, ему на роду было написано воевать и заниматься политикой. Он не хитрил и всегда стремился быть честным. Говорил прямо, камень за пазухой не держал. Обстоятельства сложились так, что именно он пожал плоды успехов Фемистокла. Аристид завершил изгнание персов из Европы, а позже создал Делосский союз, своеобразное НАТО Древней Греции.

Фемистокл происходил из нижних слоев. Отец его не состоял с матерью в законном браке, что делало их сына незаконнорожденным ребенком. С клеймом бастарда Фемистокл не продвинулся бы далеко в сложной афинской политической иерархии, но как раз во времена его юности в городе произошли важные политические перемены.

Афиняне, после пятидесяти лет тирании, пришли к демократическим реформам. С 560-го по 509-й год до нашей эры, городом единолично правил тиран Писистрат, а затем его сыновья Гиппарх и Гиппий. Последнего изгнали Алкмеониды, а к власти пришел представитель этого рода Клисфен. Теперь практически каждый афинян получил шанс быть избранным на высший административный пост полиса — пост архонта.

Кроме того, Клисфен передал военное управление в руки стратегов, которые были выделены из коллеги архонтов. Наконец, третьим важнейшим преобразованием Клисфена стало введение процедуры остракизма — изгнания на срок до десяти лет видного гражданин, если его деятельность угрожала демократии.

По иронии судьбы, именно Клисфен стал первым человеком, которого подвергли остракизму. Но его реформы открыли Фемистоклу путь наверх.

Фемистокл VS Аристид

Противостояние Фемистокла и Аристида началось еще в их молодости. Плутарх пишет, что причиной всему были дела любовные. Взаимная неприязнь, однако, не мешала им объединяться, когда этого требовало общее дело. В 490-м году Аристид и Фемистокл вместе сражались против персов в Марафонской битве, которая закончилась победой Афин.

Правда Аристид, который был на шесть лет старше, занимал в армии более высокое положение. Он был одним из стратегов, наряду с Мильтиадом. Мильтиад, проведший молодость в Азии, был хорошо осведомлен об устройстве войск царя Дария и их тактике. Тем не менее, остальные стратеги не доверяли ему, и приняли решение командовать армией Афин по очереди.

Аристид пошел вразрез с общим мнением и отдал Мильтиаду свой день командования. Его примеру, затем, последовали и другие стратеги. Мильтиад привел афинян к победе, а Аристид стал одним из героев города. После Марафона за ним закрепилось прозвище «Справедливый». Судя по описаниям, оставленным Геродотом и Плутрахом, Аристид действительно был человеком справедливым, причем до фанатизма.

Образ этого политика и стратега, составленный древними историками, однозначно положительный. Аристид лишен каких-либо отрицательных черт, являясь при этом человеком твердым, щедрым и милостивым. Тяга к справедливости, зачастую, приводит к тому, что он принимает решения в ущерб себе.

Плутрах описывает такой случай: когда афиняне голосовали по вопросу об изгнании Аристида, какой-то неграмотный крестьянин, не знавший кто он, протянул ему свой черепок и попросил написать имя Аристида. Аристид, не называя своего имени, спросил крестьянина, не обидел ли он его чем-то. Крестьянин ответил, что даже не знает, кто такой Аристид, но ему надоело слышать, как все называют его «Справедливым». Аристид не стал разубеждать собеседника, он молча написал свое имя на черепке, добавив лишний голос за свое изгнание.

Фемистокл был ярым противником афинской знати. По крайней мере на словах. Он уверял сограждан, что каждая аристократическая семья, имеющая торговые или политические связи с другими городами, будет лоббировать на собраниях интересы соседей.

Сам же Фемистокл, коренной афинянин невысокого происхождения, будет отстаивать исключительно интересы своего города. Эта тактика, вкупе с яростным обличением соперников, не раз приносила Фемистоклу победы. В конце концов он был избран архонтом-эпонимом — главой исполнительной власти. Так началась новая волна преобразований.

Фемистокл ввел голосование по жребию, предоставив возможность занимать должность архонта нескольким сословиям, которые ранее были этой возможности лишены. Впрочем, главные его помыслы были связаны с ростом военного могущества Афин, а также их влияния на другие греческие полисы.

Будучи человеком амбициозным, Фемистокл жаждал военных побед. Ему не давали покои лавры Мильтиада. Триумфатор Марафонской битвы умер через год после своей знаменитый победы, находясь в изгнании. Фемистокл еще и не догадывался, что однажды повторит его судьбу.

В 488-м Афины приступили к строительству нового большого порта в Пирее, здесь предполагалось заложить новый флот, увеличив численность кораблей почти втрое: с 70 до 200 триер. Это план разработал Фемистокл. Популярности он ему не прибавил. Даже наоборот. Фемистокл нажил себе немало врагов, пожертвовав ради нового флота своей популярностью.

На собраниях ему противостоял Аристид. Развитие флота он считал пустой затеей, полагая, что Афинам нужно наращивать мощь своих сухопутных сил. Что любопытно, и Геродот и Плутарх подчеркивают, что Аристид искренне полагал так. То есть, он не использовал непопулярную историю, связанную с Фемистоклом, чтобы навредить ему.

Споры двух политиков не прекращались ни на минуту. Апогея они достигли после того, как Фемистокл предложил отдать на строительство кораблей доходы от серебряных рудников. Эти деньги шли на то, что мы назвали бы социальным пособием. Собственниками рудников считались все граждане Афин. Доходы делили поровну, так что каждый житель города получал небольшую пенсию.

Фемистокл предлагал афинянам отказаться от этих пенсий ради кораблей. Этим он едва не вызвал бунт. Афиняне потребовали изгнать Фемистокла, но тот снова повернул дело в свою пользу. До изгнания дело не дошло. Зато остракизму, одного за другим, стали подвергать сторонников Аристида. В конце концов, очередь добралась и до него.

Аристида изгнали, но не с позором, а в профилактических целях. Уехал он недалеко, поселившись на острове Эгина, с одной из вершин которого можно было видеть афинский Акрополь. Фемистокл же довел свой план до ума. Афины обзавелись мощным флотом и новым портом с верфями. Для защиты Пирея вокруг него возвели мощные укрепления.

Фемистокл настаивал на строительстве Длинных стен, то есть на продлении крепостных стен, защищавших Афины, до самого Пирея. Этому совету жители города последовали много позже. Возведение Длинных стен началось только в 460-м году.

Враг у ворот

Фемистокл много говорил о том, что персы не смиряться с поражением у Марафона и однажды вернутся в Грецию, чтобы захватить ее. Его упрекали в том, что он использует идею о «потенциальном враге» для укрепления своего влияния. Но Фемистокл оказался прав.

Эллинские города на скорую руку создали союз. Правда, в нем было много разногласий. Спартанцы приняли решение оборонять Фермопильское ущелье, чтобы не дать персам продвинуться вглубь полуострова. Фемистокл настаивал на морской кампании. Он твердил, что, уничтожив флот Ксеркса, греки уничтожат всю его армию. В конце концов, к нему прислушались. Афинский флот занял узкий пролив между материковой Грецией и островом Эвбея.

Здесь, в августе 480-го года до нашей эры, произошла первая морская битва греков с персами. Сражение у Артемиссии завершилось боевой ничьей. Фемистокл внезапно напал не превосходящий его по численности флот Ксеркса, нанеся тому серьезный ущерб. Однако в том бою молодой афинский флот лишь чудом избежал разгрома. Фемистокл не знал, что Ксеркс отправил 200 кораблей в обход Эвбеи, чтобы ударить противнику в тыл.

200 кораблей — это, напомним, численность всего афинского флота. Фемистоклу сопутствовала удача. Персидские суда попали в шторм и разбились о скалы. Почти одновременно спартанцы потерпели героическое поражение при Фермопилах. Флот Афин отступил для защиты своего города.

Вот только защищать Афины собирался один лишь Фемистокл. Все прочие архонты и стратеги планировали отступать, оставив город на разграбление врагу. И тут Фемистокл проявил лисью хитрость. Исказил пророчество дельфийского оракула, ясно предсказавшего поражение, таким образом, что выходило, что он предрек победу. Писал послания ионянам, чтобы те разорвали союз с Ксерксом. На последних этапах Фемистокл получил помощь оттуда, откуда не ждал.

В Афины прибыл Аристид. То ли его простили, то ли он сам прервал свое изгнание, ибо хотел помочь отечеству в трудный час. Так или иначе, Аристид, как человек истинно справедливый и совершенно незлопамятный, принял сторону Фемистокла. Он тоже говорил соотечественникам, что нужно дать бой. Умереть, но спасти Афины. Вот только Фемистокл умирать не планировал.

В его планы входила блестящая победа над флотом Ксеркса, значительно превосходившим афинский по численности. Фемистокл даже нашел удачное место для этого сражения — узкий салминский пролив, вход в который был разделен островом. Здесь персы не смогли бы окружить греков. Афиняне, впрочем, решительно намеревались отступить. Тогда Фемистокл прибег к последней хитрости.

Согласно Геродоту, он отправил к Ксерксу посла. Тот сообщил царю, что Фемистокл намерен перейти на его сторону и советует тому немедленно напасть на паникующих афинян и сжечь их флот. Полководцы Ксеркса купились и флот перешел в наступление. После того, как корабли персидского царя блокировали Саламинский пролив, бегство стало невозможным. Афиняне вынуждены были принять бой.

Когда Флот Ксеркса вошел в пролив, его строй нарушился. Фемистокл приказал отступить дальше, заманив врага в ловушку за мысом. Тут узкие афинские триеры окружили крупные и неповоротливые суда Ксеркса. Персы потеряли в том бою двести кораблей, греки — менее 40. Это была полная и разгромная победа.

Аристид тоже принял участие в битве. Он честно и добросовестно исполнял приказы Фемистолка, совершенно этим не смущаясь. Его отряд занял остров Пситталею, перебил расположенный там гарнизон персов, а затем занялся очень интересным делом. Аристид вылавливал тонущих персов и брал их в плен.

Слава и остракизм

Ксеркс впал в панику. Фемистокл предлагал погоню. Настаивал на том, что нужно атаковать плавучий мост, построенный персами в Геллеспонте. Уничтожив это сооружение из кораблей, греки заперли бы Ксеркса на своей территории. Однако Аристид выступил против. Он убедил афинян в том, что лишенный возможности бежать Ксеркс, станет подобен раненному зверю и будет бороться за спасение не на жизнь, а насмерть.

Тогда Фемистокл отправил к Ксерксу посла, который сообщил тому, что афинский флот идет к Геллеспонту, чтобы уничтожить мост. Испуганный Ксеркс поспешно бежал в Азию. В Греции он оставил часть войск во главе с Мардонием — своим лучшим полководцем. Мардоний был разбит при Платеях объединенным войском Афин и Спарты, которым командовал Аристид. Фемистокл же был объявлен спасителем и героем Эллады.

Причем почести ему оказали не только в Афинах, но и в Спарте. Фемистоклу подарили венок из маслин и колесницу. Спартанцы редко оказывали такие почести не спартанцам. Еще сложнее было удостоится подобных наград тому, кто не являлся воином. Фемистокл, наконец, реализовал свои гигантские амбиции, но, как известно, чем выше заберешься, тем больнее упадешь.

Победа отнюдь не убавила числа недоброжелателей Фемистокла. Напротив, она умножила их. У жителей Афин всегда был повод для недовольства им. Во-первых, всем было известно, что Фемистокл не чист на руку. Руководя городским строительством, он запускал руку в казну, распоряжаясь судами, брал взятки. Во-вторых, стратег зазнался. Фемистокл слишком часто напоминал афинянам о своих заслугах перед ними.

В конце концов стратег доигрался. Он был подвергнут остракизму и изгнан из Афина на долгий десятилетний срок. В ссылке хитрый Фемистокл усугубил свое положение. Очевидно, он вступил в сговор с Павсанием — спартанским полководцем, который собрался перейти на сторону Персии. Когда заговор Павсания был раскрыт, афиняне узнали об участии в нем Фемистокла.

Спаситель Эллады был приговорен к смертной казни. Кто-то из друзей (возможно даже, что это был не в меру справедливый Аристид), предупредил Фемистокла, и тот поспешил покинуть Грецию. Его скитания длились восемь лет, пока стареющих политик не решился на отчаянный шаг.

Он отправился в Сузы — столицу державы Ахеменидов. Персией уже правил сын Ксеркса Артаксеркс. Тот немало удивился, когда увидел пред собой того, кто уничтожил флот его отца. Дело в том, что в Персии Фемистокл был объявлен врагом государства. Тому, кто приведет его живым или мертвым, еще Ксеркс обещал награду в 200 талантов, Артаксеркс увеличил эту сумму вдвое. Фемистокл, однако, убедил царя простить его.

Артаксеркс решил, что Фемистокл будет ему полезен. Греческий стратег получил в управление несколько городов в Малой Азии при условии, что построит для Персии новый флот, столь же мощный, что был у Афин в битве при Саламине. По легенде, он принял яд, когда узнал, что Персия готовится к новой войне с Грецией.

Аристид умер своей смертью в Афинах через несколько лет после опалы Фемистокла. Он не был изгнан, но от дел его удалили против его же воли. Тем не менее, афиняне высоко ценили его заслуги, продолжали называть его «справедливым» и оказали ему массу почестей.

Незадолго до смерти Аристила Эсхил представил свою новую трагедию «Семеро против Фив». Считается, что образ Амифарая — одного из важнейших персонажей этого произведения — был вдохновлен Аристидом. Во всяком случае фразу «Он справедливым быть желает, а не слыть» принято трактовать как отсылку к Аристиду и его безупречной репутации честного и прямого политика.

Читайте также: