Круглый стол каким профессиям отдают предпочтение белорусские юноши и девушки

Опубликовано: 16.05.2024

Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору

Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;

Формировать позитивное отношение к труду;

Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;

Развивать умение работать в группе;

Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.

Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, тестирование, групповая работа, круглый стол.

Ход классного часа

Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. На классном часе мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий.

Если человек не знает, к какой пристани он

держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека, древнеримский философ.

Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?

Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Тестирование с геометрическими фигурами.

Используя геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. На выполнение дается 30 секунд. Подсчитать количество треугольников.

1 тип. 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству.

2 тип. 5 треугольников – хорошие организаторские способности, ответственный исполнитель.

3 тип 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов, склонность к индивидуальной работе.

4 тип. 3 треугольника – тип ученого, объективен, рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

5 тип. 2 треугольника – интерес к искусству и человеку, тонко чувствует все новое и необычное.

6 тип.1 треугольника – изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым воображением.

Отношение к профессии и выбору её

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Как вы думаете, почему?

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

«Закончить предложения»:

Люди работают ради… (удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".)

Настоящий труд – это… (это самоотдача и творчество.)

При выборе профессии люди часто не учитывают… (понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. Хочу - своё желание. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. Надо - потребности рынка труда.)

В любом профессиональном труде самое важное… (знания, и умение их применять на практике.)

Счастье – это… (Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком)

Классификация профессий

В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1 тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с объектами, явлениями живой и неживой природы.

Профессии: селекционер, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

2 тип: человек-техника . Это профессии, связанные с использованием технических устройств.

Профессии: столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

3 тип: человек-человек. Для этих профессий предметом является другой человек, а деятельностью - необходимость общения с другими людьми.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

4 тип: человек - знаковая система. У людей этих профессий должно быть хорошо развито абстрактное мышление. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, экономист, топограф, секретарь-машинистка, программист, бухгалтер, ученые, лаборанты и др.

5 тип: человек - художественный образ. Это люди живого образного мышления, имеют художественную фантазию.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, дизайнеры, литературный работник.

Тест «Профпригодность»

Итак, с профессиями мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы набрали от 8 до 12 очков , то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков , снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Мотивы выбора профессии

Вопросы, для организации беседы с учащимися:

Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной и пользовалась признанием в обществе?

Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

Вы выбираете профессию по совету или примеру других людей?

Легко ли будет найти себе работу по этой специальности?

Соответствует ли выбранная профессия вашим возможностям?

Знаете ли вы, что такое профессиональная пригодность?

Ну что же, давайте сделаем вывод. Чтобы правильно выбрать профессию, надо сориентироваться в трех вещах: я хочу, я могу, надо.

Выражением «я хочу» условно обозначают склонности человека. Определите свои желания, потребности в определенных видах деятельности, от этого зависит интерес к работе.

Выражением «я могу» условно выражают способности человека. Оцените свои наклонности, свойства характера, состояние здоровья, темперамент.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким из них можно найти работу. Иначе говоря, определите, что в ближайшее время «надо».

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая привлекательна для вас, соответствует вашим способностям и пользуется спросом на рынке труда.

Заключительное слово

Народная мудрость гласит: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Ошибайтесь, но не теряйтесь, пусть ваши ошибки всегда приносят вам положительный опыт!

Список используемой литературы:

Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов “Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников”; М., “Новая школа”, 2004 г.

Работники Республиканского центра проблем человека, который действует при Белорусском государственном университете, считают, что молодые люди, выбирая профессию, в первую очередь должны учитывать свои врожденные психофизиологические данные.

В помощь определяющимся в центре разработан диагностический комплекс «Психоэрготест». Он выявляет личностные задатки, а потом старшекласснику даются соответствующие рекомендации. Комплекс создан почти 15 лет назад. В 2000–2003 гг. он был успешно апробирован в нескольких учебных заведениях страны, после чего рекомендован Министерством образования к использованию в процессе профориентационной работы со школьниками.

Около 80 % тестов, включенных в эту методику, хорошо известны психологам. Работники центра перевели их на язык компьютерных технологий и модернизировали.

«Психоэрготест» испробовали на себе не только старшеклассники, ищущие ответ на вопрос, кем быть, но и люди разных возрастов, желающие сменить профессию. Постоянные клиенты центра проблем человека – кадровые агентства, руководители трудовых коллективов, спортивные тренеры. Свои задатки особенно важно знать тем, кто имеет дело с экстремальными психофизическими нагрузками: спортсменам, судебным работникам, хирургам, военным, сотрудникам милиции и МЧС…

– Нужно понимать разницу между задатками, склонностями и способностями, – отмечает руководитель Республиканского центра проблем человека кандидат физико-математических наук Дмитрий Сагайдак. – Задатки – это врожденные особенности нервной системы, которые под влиянием среды и приобретенного уровня культуры воплощаются в склонности, а уже на их основе развиваются интересы и способности.

Самый простой пример: если у человека есть музыкальные задатки, он быстрее освоит нотную грамоту, чем тот, кому, как говорят, медведь на ухо наступил. Первый будет легко учиться, получая от процесса удовлетворение. Велика вероятность того, что в профессии ему будет сопутствовать успех.

Познай самого себя

Сегодня сотрудники центра работают над еще одним экспериментальным проектом – создают аппаратно-программный комплекс ранней профориентации детей 12 лет и старше. Методика основана на выявлении врожденных задатков и обучении востребованным профессиям, в первую очередь рабочим специальностям. В проекте задействованы ученики трех школ Фрунзенского района: № 7, 99 и 136. Ознакомившись с обнадеживающими результатами исследований, Министерство образования приняло решение продолжить работу над проектом в нынешнем учебном году.

– Человеку важно узнать самого себя. Тогда ему легче будет сделать выбор, – говорит руководитель проекта заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии кандидат психологических наук Светлана Сагайдак. – Дети восприимчивы ко всему новому, им понравились наши тесты, с интересом отнеслись к рекомендациям насчет того, как развить имеющиеся задатки. Если человек начинает познавать себя в раннем возрасте, у него формируется собственное представление о своем будущем, что очень важно. К сожалению, родители и школа часто программируют ребенка на определенную профессию, не учитывая его индивидуальные данные.

Личный интерес

«Психоэрготест» могут пройти ребята, которым уже исполнилось 16 лет. Комплексная диагностика природных задатков и развитых на их основе способностей к определенным профессиям основана на 11 тестах. При этом в первую очередь используются базовые психофизиологические методики, которые определяют, как функционируют полушария головного мозга, насколько вынослива нервная система, уровень функциональной подвижности.

Вторая группа тестов связана с исследованием когнитивных способностей: умственной активности, особенностей мышления, памяти на числа и образы, умения концентрировать и переключать внимание.

Третья определяет, к какому типу личности принадлежит испытуемый: он экстраверт, интроверт или находится где-то в золотой середине.

– Определяя личные предпочтения юношей и девушек, мы сталкиваемся с тем, что многие из них не владеют информацией о профессиях и даже не имеют желания интересоваться ими, – отмечает психолог центра Светлана Белявская. – Поэтому 16–17-летним подросткам сложно определиться с профессиональными предпочтениями. Некоторые папы и мамы приходят к нам и просят: скажите, чем наш ребенок интересуется. Круг интересов у детей таких родителей, как правило, весьма ограничен. Так и хочется у них спросить: а где вы были все 17 лет, когда подрастало ваше чадо? Дети не думают о своей будущей профессии, потому что об этом не думают их родители. Мы же выясняем способности школьника к той или иной деятельности, подсказываем ему, в какой сфере он сможет лучше проявить себя. Ну а конкретную специальность молодой человек должен выбрать сам.

Выверенный совет

У Антона впереди год, чтобы окончательно определиться с главным делом своей жизни: юноша перешел в 11-й класс. Он серьезно относится к профессиональному выбору, родители в этом его поддерживают. Пройдя «Психоэрготест», юноша поделился с нами наблюдениями.

Готовиться к прохождению тестов специально не нужно. Но, как выяснил старшеклассник, достоверность полученных данных зависит не только от старательности и точности выполнения инструкций при тестировании, но и от того, насколько хорошо испытуемый выспался, какое у него настроение.

Вначале Антон немного нервничал, полагая, что придется отвечать на сложные вопросы по математике, языку. Но «Психоэрготест» таких задач не предлагает. Нужно запоминать цифры, слова, выбирать понравившиеся цвета, следить за движущимися геометрическими фигурами.

Парень признался, что через два часа работа с тестами начала казаться ему скучной и однообразной. Однако Антон старался выполнить все задания наилучшим образом, так как был заинтересован в достоверных показателях. Он даже придумал оригинальные способы выполнения:

– В одном из тестов нужно было сложить два числа, и если получалась четная сумма, то следовало быстро нажать правую клавишу CTRL, а если нечетная – левую. Я заранее продумал схему быстрого принятия решения.

В детстве Антон мечтал исследовать космос. Но зная, что дорога к звездам открыта только людям с богатырским здоровьем, профессию летчика-космонавта не рассматривает в качестве варианта для своей будущей деятельности. Ему нравится то, чем занимается отец – и менеджер, и консультант, и продавец, и начальник в одном лице. По окончании испытания Антон получил распечатку результатов тестов на пяти листах, свой психофизиологический паспорт и рекомендации по выбору профессии.

Антон сможет добиться успеха в деятельности, связанной с образным мышлением, способностью объединять имеющиеся факты в целостную картину, а также с творчеством, экспериментами, умением находить практическое применение своим знаниям. Юноше предпочтительнее работать с людьми, а не с документами, так как он творческая и эмоциональная натура. Список профессий, которые ему подойдут, довольно разнообразен: повар, адвокат, архитектор, стоматолог, переводчик, актер, политик.

– Теперь я точно знаю, на что нужно сделать упор, чтобы развить свои сильные стороны, а от каких профессий лучше отказаться, – заметил юноша. – Кроме того, понял, что нужно чаще исследовать самого себя. Это реально помогает.

Свои задатки особенно важно знать тем, кто имеет дело с экстремальными психофизическими нагрузками: спортсменам, судебным работникам, хирургам, военным, сотрудникам милиции и МЧС…

Давайте отбросим пережитки прошлого в сторону и поговорим о том, какую профессию выбрать девушке в соответствии с её желаниями, стремлениями и способностями.

Чем руководствоваться при выборе профессии.

Своими желаниями, подлинными сведениями о профессии и реалиями окружающей действительности. Если вы действительно что-то любите и хотите посвятить этому жизнь, если вы уверены, что не «перегорите» через пару лет – действуйте. При наличии сомнений постарайтесь выбрать 4-5 профессий, которые вам более всего интересны. Отбросьте стереотипы, наставления родителей и педагогов – это только ваш выбор и вам нести за него ответственность.

Постарайтесь собрать как можно больше информации о каждой выбранной профессии. Уточните круг обязанностей специалиста, почитайте отзывы людей, которые уже работают – узнайте о реальных плюсах и минусах.

Далее примерьте эту профессию на регион, в котором вы собираетесь проживать. Поищите учебные заведения, в которых можно получить специальность, обратите внимание на потенциальные учреждения и компании, в которых вы хотели бы работать. Рассмотрите выбор со всех точек зрения – только в этом случае он будет взвешенным и, возможно, верным.

Список лучших специальностей – ТОП-30.

Самые востребованные специальности для девушек – ТОП-10.

Помните, что неквалифицированный труд всегда востребован. Но для него не требуется высшего образования и особых амбиций. Поэтому постарайтесь обратить внимание на более сложные специальности, предполагающие высокие зарплаты сотрудников уже на старте карьеры.

  • Менеджер по продажам . Если вы не страдаете избыточной стеснительностью и хотите совершать крупные сделки, если вы коммуникабельны и обладаете достаточно развитым интеллектом – эта профессия наверняка вам подойдет. Абсолютно все компании, которые что-то производят или предлагают какие-либо услуги нуждаются в повышении продаж. И они готовы платить огромные деньги за ваше умение продавать. Средняя зарплата опытного менеджера по продажам в Москве – 110 тыс. рублей, в регионах – 65 тыс. рублей.

2. Стилист . Главный по красоте, имиджу и созданию индивидуального стиля. Иногда под специалистом понимают парикмахеров-стилистов, но обычно круг обязанностей существенно шире. Он создает концепцию имиджа человека, его визуального позиционирования, и помогает воплотить ее в жизнь. Для стилиста важно не только мастерство и опыт, но и персональный бренд. Его необходимо зарабатывать на выставках, профессиональных конкурсах. Средняя зарплата специалиста в столице – 60 тыс. рублей, в регионах – 38 тыс. рублей.

3. Веб-дизайнер . Современная и крайне востребованная профессия. Одновременно с этим сложная, с не всегда понятными алгоритмами получения образования и достижения успеха. Веб-дизайнер создает макеты архитектуры и визуальные оболочки для сайтов, веб-сервисов, мобильных приложений и компьютерных игр. Залог успеха специалиста – идеальное портфолио, опыт и умение адаптировать дизайн для дальнейшей разработки. Средняя зарплата веб-дизайнера в Москве – 75 тыс. рублей, по России – 40 тыс. рублей.

4. Маркетолог . В задачи маркетолога входит создание концепции продукта или услуги, их позиционирование и продвижение, изучение аудитории покупателей и заказчиков, организация выгодной коммуникации с целевой аудиторией и постоянными клиентами. Ключевая цель специалиста – увеличить прибыль компании, повысить узнаваемость ее бренда и расширить аудиторию, реализуя маркетинговые кампании внутри организации и выстраивая коммуникацию с потребителями. Средняя зарплата маркетолога в Москве – 64 тыс. рублей, в регионах – 35 тыс. рублей.

5. Косметолог . Оптимальная специальность – врач-косметолог. Проще всего получить ее на базе медицинского образования, пройдя профильные курсы в аккредитованной организации. Тогда вы сможете устроиться на работу в одну из косметологических клиник сразу после получения диплома. Интерес к профессии не иссякнет до тех пор, пока наука и робототехника не сделают резких скачков вперед. Сегодня люди все чаще проявляют интерес к косметологии, видя в ней альтернативу пластической хирургии, потому спрос на квалифицированных специалистов крайне высок. В столице врачи-косметологи в среднем получают 93 тыс. рублей, по России – 48 тыс. рублей.

7. Стоматолог . Профессия, которая не теряет актуальности и является одной из самых высокооплачиваемых в медицинской сфере. Не секрет, что стоматологические услуги в частных клиниках стоят довольно дорого. Это не может не сказываться на доходах специалистов. Опытные стоматологи неплохо зарабатывают, особенно если со временем открывают собственные клиники. Профессия сложная, необходимо долго учиться и набираться опыта. Но это крайне важная, респектабельная работа с достойной оплатой. Средняя зарплата московских стоматологов – 92 тыс. рублей, в регионах – порядка 70 тыс. рублей.

8. Копирайтер . Относительно новая специальность. Раньше под копирайтерами понимали только создателей рекламных текстов, сегодня – практически всех, кто пишет для интернет-ресурсов. Несмотря на высокую конкуренцию, хороший копирайтер всегда добьется успеха и сможет претендовать на максимальную оплату труда. Главное – получить качественное образование (филолог, журналист, маркетолог и т.д.), и постоянно развиваться. Московские копирайтеры в среднем зарабатывают 55 тыс. рублей в месяц, сотрудники компаний из регионов – 38 тыс. рублей. Многие специалисты работают на удаленных биржах и в режиме фриланса.

9. Специалист по кредитам . Кредиты становятся основным направлением работы банков, и большинство организаций испытывают недостаток специалистов, работающих в сфере кредитования. Это касается не только менеджеров, умеющих работать с клиентами, но и профессионалов, способных разрабатывать кредитные программы и контролировать их реализацию на глобальном уровне. Средняя зарплата специалиста по кредитам в Москве – 73 тыс. рублей, по России – 45 тыс. рублей.

10. Секретарь-референт . Стереотипные представления о недалеких секретаршах не должны формировать образ профессии в вашем восприятии. На самом деле секретарь-референт – это правая рука руководителя. Специалист работает в условиях постоянного напряжения и многозадачности, часто координирует работу нескольких структур, разрабатывает ежедневные графики, работает с архивом, следит за множеством процессов. Работа квалифицированных секретарей-референтов хорошо оплачивается – средняя московская зарплата составляет 67 тыс. рублей, у специалистов из регионов она ниже – 37 тыс. рублей.

Самые перспективные специальности для девушек.

К самым перспективным стоит отнести профессии, которые точно не утратят актуальности в ближайшие 50-70 лет. По мнению экспертов, они будут становиться все более востребованными с течением времени. Каждая из этих специальностей идеально подходит для девушек, как бы сложно не звучало их название.

Дизайнер интерфейсов

Дизайнер интерфейсов – самая оплачиваемая профессия в отрасли, уже сегодня московские специалисты в среднем зарабатывают 110 тыс. рублей, а сотрудники из регионов – 80 тыс. рублей. С каждым годом человечество проводит все больше времени в онлайне, а потому интерес к специальности будет только расти.

Программный инженер

Сложная профессия, сочетающая техническое программирование и творческую разработку инновационных решений. Престижная и хорошо оплачиваемая профессия. Согласно неофициальной статистике, лишь 20% выпускников ВУЗов с этой специальностью – девушки. Однако почти все они работают по профессии и добиваются успеха. В Москве опытные программные инженеры в среднем зарабатывают 125 тыс. рублей, в регионах – 65 тыс. рублей.

Робототехник

Думаете, что эта профессия не для девушек? Едва ли. Сотни студенток ВУЗов со всего мира ежегодно презентуют концепты и прототипы роботов, которые могут изменить нашу жизнь уже завтра.

Промышленность, производство автоматизируются, роботов внедряют в медицину и даже в привычный быт. Эта специальность одна из самых перспективных и достойно оплачиваемых – в Москве средняя зарплата робототехника превышает 120 тыс. рублей, в регионах – 90 тыс. рублей.

Биотехнолог

Эта отрасль науки и одно из ключевых ее направлений, генная инженерия, стремительно развиваются. Во многом благодаря женщинам-ученым. Возможно, именно вам удастся осуществить первое клонирование человека. Пока биотехнологи в Москве получают порядка 60 тыс. рублей, в регионах – 45 тыс. рублей. Однако эти цифры наверняка будут расти.

Архитектор

Профессия максимально востребована уже сейчас и не утратит своей актуальности в будущем. Города перестраиваются, постоянно создаются новые объекты, которые нуждаются в современном архитектурном проектировании. Работа сложная, требующая профессиональных навыков и длительного обучения, но и оплачивается она соответствующе: средняя зарплата архитекторов в России – 70 тысяч рублей.

Специалист по блокчейну

Может ли девушка разбираться в блокчейне? Практика показывает, что да. На это указывает опыт многих проектов, которые находятся в стадии ICO и заявляют в качестве членов команд множество представительниц прекрасной половины человечества. Статистика по средним зарплатам в этом сегменте отсутствует, но очевидно, что они существенно выше средних.

Не умаляя значения опытных специалистов, важно отметить необходимость поэтапного обновления штата медицинского персонала. Технологии стремительно развиваются, и освоить их в рамках повышения квалификации не так просто. Появляются новые направления, требующие работы профильных специалистов. Но с зарплатами все не так радужно – пока средняя зарплата врачей в России составляет – 33 тыс. рублей.

Менеджер в IT

Преимущественно это тимлиды, на плечи которых возложено управление проектами и коммуникация с клиентами. Работа требует не только управленческих навыков, но и знания отрасли, в которой работает компания. Московские специалисты в среднем получают 102 тыс. рублей, средняя зарплата по России – 55 тыс. рублей

Специалист по рекламе

Реклама видоизменяется, кампании все чаще реализуются в Интернете. Поэтому рекламодатели нуждаются в специалистах, идущих в ногу со временем. Сегодня специалисты по рекламе из Москвы получают порядка 70 тыс. рублей, средняя зарплата по стране – 39 тыс. рублей.

Финансист

Специалист отвечает за инвестиции, привлечение капиталов, выпуск и продажу акций, иногда за бухгалтерию и финансовый аудит. Компании всегда будут нуждаться в деньгах инвесторов, а значит, эта специальность никогда не утратит актуальности. Средняя зарплата финансиста в Москве – 80 тыс. рублей, в регионах России – 55 тыс. рублей.

Самые высокооплачиваемые профессии для девушек.

Оговоримся, что мы говорим именно о средних показателях. Стилист высочайшего уровня может получать в 10-20 раз больше, чем опытный хирург. Но это исключение, которое подтверждает правило. Если сравнивать средние зарплаты, то выше всего они в IT-отрасли. Здесь самыми востребованными профессиями у девушек являются следующие специальности:

· Менеджер по продажам.

Работу с хорошей зарплатой можно найти и в сфере косметологии, в рекламе и маркетинге, в медицине и фармацевтике. Огромные деньги вращаются в индустрии красоты, но здесь наблюдается крайне неравномерное распределение. Два стилиста с одинаковой квалификацией могут получать кардинально разные зарплаты, например, 25 и 250 тыс. рублей в месяц – многое зависит от профессионального бренда, региона и места работы, от позиционирования своего труда. Ключевые составляющие высокой зарплаты – правильный выбор, хорошее образование и опыт.

В выбор постарайтесь вложить не только рассуждения о перспективах, но и собственные желания.

Одинаково тяжело заниматься низкооплачиваемой любимой работой и высокооплачиваемым нелюбимым делом.

Профессии для девушек после 9 класса.

После 9 класса можно поступить в среднее специальное учебное заведение (училище, колледж, техникум), либо в лицей (или тот же колледж) при каком-либо ВУЗе. Во втором случае будет проще продолжить образование, получив определенные льготы при поступлении. Однако сам факт ухода из школы после 9 класса часто связан с желанием получить среднее образование. Наиболее востребованными специальностями среди девушек являются:

Можно рассмотреть и другие варианты. Например, поступить в педагогический колледж по направлению «физическая культура», далее пройти специализированную подготовку и получить квалификацию фитнес-тренера – востребованная, актуальная и часто хорошо оплачиваемая профессия. Вы также можете продолжить образование, какое бы учебное заведение вы не окончили. Если после выпуска из колледжа или техникума вы понимаете, что выбрали не ту профессию или хотите получить высшее образование – смело поступайте в ВУЗ. Однако помните, что вам будут доступны не все ускоренные программы – только профильные.

Профессии для девушек после 11 класса.

После 11 класса вы можете поступить на программу высшего или среднего специального образования в любое учебное заведение, критериям которого вы соответствуете. При достаточном владении языком можно попробовать подать документы и в зарубежные вузы, однако на практике поступить туда проще на программы магистратуры, после завершения 4-х лет обучения в российском учебном заведении.

Что же касается профессии, то вы можете выбрать любую специальность из приведенного выше списка или обратить внимание на традиционные «решения»: юрист, экономист, психолог, бухгалтер и так далее. Все чаще девушки выбирают профессию управленцев и HR-менеджеров, которые до последнего времени даже не всегда присутствовали в крупных компаниях. Сегодня все солидные организации осознают необходимость обеспечения ответственного подбора персонала и предлагают вакансии с достойными зарплатами и большим объемом работы.

Резюме.

При выборе профессии девушки часто руководствуются стереотипами. Малопонятные «традиции» заставляют их выбирать между парикмахером, визажистом, стюардессой и продавцом консультантом. Отлично, если вы всегда мечтали именно об одной из этих профессий. А если нет? Тогда обратите внимание на девушек, которые проводят успешные испытания новейших машин, разрабатывают уникальные формулы лекарств, создают роботов и управляют истребителями.

Не существует «мужских» и «женских» профессий. Существуют специальности, с которыми мужчинам легче справляться ввиду гендерных отличий. Но это не значит, что вы должны беспокоиться о том, что ваша профессия недостаточно женская, слишком сложная или опасная. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом – прислушивайтесь к своим желаниям и делайте все возможное, чтобы выбрать работу по душе.

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом помочь?

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.rar 6.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Выбирая профессию, я выбираю будущее!»

Цель : Способствовать объединению усилий школы, родителей и детей в сознательном профессиональном определении как важнейшем акте жизненного самоопределения.

Родители и учащиеся 9-1 класса

2) памятки для родителей и детей «Типичные ошибки родителей и детей при выборе профессии».

2)создание памятки для участников круглого стола

1.Вступительное слово классного руководителя:

А детство пело и звенело

Подсолнух рыжий умилял.

Катился гром, луна летела,

А день почти не убывал.

А жизнь? Да что там! Что такое!

Все впереди что не сбылось!

Придет все самое большое,

Найдется все, что не нашлось!

А сердце было легким – легким!

Дышалось так легко – легко!

…Все это кажется далеким…

А так ли это далеко?

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором : манят и, в тоже время, страшат десятки специальностей. Но надо выбрать одну, ту, которая бы максимально соответствовала склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: «Лишь бы получить диплом!». В стремлении к получению высшего образования есть свой утилитарный смысл. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижение на руководящую работу и т.д. Поэтому часть молодых людей стремится в ВУЗ не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы, хотя бы формально, приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие

обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, человек считает себя неудачником и теряет самоуважение, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

Наша - родителей и школы задача, состоит в том, чтобы способствовать вашему правильному профессиональному выбору, наши дорогие дети, чтобы вы стали самодостаточными, полностью реализовавшими свои возможности людьми, профессионалами, получающими удовлетворение от своей работы и приносящими пользу не только себе, но и нашей великой Родине!

Итак, цель нашего «Круглого стола» - объединить наши усилия (детей, родителей, школы) в сознательном профессиональном определении как важнейшем акте жизненного самоопределения.

-Обсуждали ли вы со своим ребенком проблему выбора профессии?

-Какую профессию/профессии выбирает ваш ребенок?

-Как вы считаете, почему ваш ребенок отдает предпочтение именно этой профессии?

-Считаете ли вы выбор вашего ребенка правильным, почему?

-Если ваш ребенок еще не имеет представления о том, кем он хочет быть, каким образом вы, родители, можете ему помочь?

3.Результаты анкетирования детей.

Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы (показывается слайд 1):

Анкета для учащихся:

1.Назовите 3 наиболее привлекательных для вас профессии (расположите их по степени значимости для вас).

2.Назовите преимущества вашей профессии.

3.Назовите минусы вашей профессии.

4.Назовите качества, необходимые для того, чтобы состояться в данной профессии.

5.Что или кто может повлиять на выбор вашей будущей профессии?

6.Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать приобрести желаемую вами профессию.

PR менеджер актриса зубной врач

Эколог фармацевт атомный ученый

Провизор прокурор фармацевт

Менеджер промоутер маркетолог

Режиссер журналист менеджер

Водитель автослесарь программист

Гонщик летчик военный

Таксист менеджер частный предприниматель

Журналист юрист психолог

Нефтехимик медик фармацевт

Экономист слесарь водитель

Врач биолог программист

Шеф-повар спортсмен космонавт

Дизайнер журналист продавец

Юрист предприниматель ветеринар

Дизайнер врач/биолог милиционер

Аниматор актриса частный предприниматель

Итак, смогли ли вы определить, какие профессии выбрал ваш ребенок? (Далее учитель кратко анализирует ответы, сделав акцент на том, что большинство детей, отвечая на вопрос, кто или что может повлиять на выбор будущей профессии, на первом месте называют родителей)

4.Вопросы для обсуждения родителями и детьми:

-Что является главным аргументом в выборе профессии?

-Что делать если ваши мнения не совпадают?

-Как вы относитесь к семейным династиям? Почему?

5.Работа в смешанных группах (родители и дети)

-Все присутствующие делятся на группы и составляют рекомендации по выбору профессии.

-Обмен информацией, создание единого варианта рекомендации.

-Анализ памятки, созданной психологами «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии» (слайд 3)

«Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»

-ориентация семьей ребенка сразу на профессию высшей квалификации

-пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни

-отсутствие у ребенка своего мнения о выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей

-перенос отношений к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию

-увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии

-перенос отношений к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом

-выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями

-отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии

-выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка

-завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.

  1. Дать учащимся представление об ориентациях и ценностях.
  2. Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.
  3. Показать, какие профессии являются перспективными в настоящее время в нашем городе.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Перспективные профессии и ориентации учащихся»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №26 имени А.С. Пушкина» г. Рубцовска

Круглый стол

«Перспективные профессии и ориентации учащихся»

Составила учитель математики

город Рубцовск 2018 год

Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.

Дать учащимся представление об ориентациях и ценностях.

Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.

Показать, какие профессии являются перспективными в настоящее время в нашем городе.

Предварительная подготовка

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает свое задание.

«Психологи» изучают ценности учащихся класса по методике «Мои ценности».

У каждого подростка будет листок, на котором напечатаны инструкция и список ценностей.

Инструкция для учащихся.

На листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.

Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.

Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.

В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.

Хорошая работа и карьера

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Уверенность в себе и самоуважение

Красивая одежда и ювелирные украшения

Власть и положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.

Номер ценности в ответах детей

Сумма номеров (ранг)

Хорошая работа и карьера

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Уверенность в себе и самоуважение

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети. В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера, на которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для учащихся класса.

Чтобы результаты были более наглядными, можно еще раз написать список ценностей, поставив их по порядку по количеству номеров.

«Журналисты» предлагают учащимся ответить на следующие вопросы (можно заснять на видео).

-Какие профессии ты считаешь сегодня самыми престижными?

-Какую профессию ты хочешь получить?

-С кем в первую очередь ты посоветуешься при выборе профессии?

«Социологи» готовят информацию по теме «Качества профессионала и современная социальная ситуация».

«Специалисты центра занятости» готовят информацию о современной ситуации с занятостью населения в городе Рубцовске.

Ход мероприятия

1.Вводное слово классного руководителя.

- Сегодняшний круглый стол посвящен проблеме: наши дети уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представлений о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошее образование и профессию. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. К кому обратиться за помощью в таком серьезном вопросе, как выбор профессии. Давайте попытаемся найти ответы на эти вопросы.

2. Методика «Мои ценности»

- Реальные жизненные ценности – опора и основа для того, чтобы человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.

- Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. С нами поработает группа психологов.

Психологи работают с классом по методике «Мои ценности», а затем анализируют результаты.

3. Методика «Престижные профессии».

- Пока психологи анализируют ваши ответы, перед нами со своим интервью выступят журналисты. Они попросили своих одноклассников ответить на некоторые вопросы.

4. Анализ результатов методики «Мои ценности».

- Ответы учащихся показывают, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье. Далее идут счастливая семья, хорошее образование, дружба, хорошая работа, счастье близких людей. Абсолютное большинство молодежи мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей.

В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры.

5. Информация «Качества профессионала и современная социальная ситуация»

- Какие же качества личности требуются человеку, чтобы найти себя в сложном современном мире. Об этом нам расскажут социологи.

- Хочется обратиться к своим одноклассникам с интересной информацией, какую нам удалось найти. Почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует сделать вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у себя такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Так же желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Психолог Л.М.Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

- динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными профессиями.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.

Такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, заинтересованность, потребность в самоизменении вам пригодятся всегда.

6. Информация о современной ситуации с занятость населения в городе Рубцовске.

Выступает группа «Специалистов центра занятости».

- На регистрируемом рынке труда спрос на рабочую силу превысил ее предложение по профессиям:

Фрезеровщик, токарь, слесари различных квалификаций, электрогазосварщик, рабочие строительных специальностей, продавец, пекарь, повар, официант, рабочие специальности. По должностям: врач, агент страховой, военнослужащий и инспектор

УВД, УФСИН, Военный комиссариат, бухгалтер, менеджер, психолог, электрик. При этом уровень предлагаемой заработной платы, как правило, зависит от стажа работы, разряда (категории) и формы собственности организации.

Предложение превысило спрос по профессиям: инженеры различной специализации, техник, механик, экономист, оператор связи, машинист крана – в городе; бухгалтер, водитель автомобиля, животновод, дояр, машинист котельной (кочегар), чабан, продавец продовольственных товаров – в районе.

В течение года банк вакансий периодически меняется, как в качественном, так и в количественном отношении. Одна из причин – сезонность. С началом весны увеличивается число заявленных вакансий за счет организации сезонных, временных, в том числе общественных работ и летней занятости школьников (уборка и благоустройство территорий, строительные и сельскохозяйственные работы). Кроме того, наблюдается значительный рост потребности в работниках в отраслях: торговля и общественное питание (летние кафе, выездная торговля, рекламные акции). Открытие парка культуры и отдыха, детского парка, летних аттракционов, детских оздоровительных лагерей, дач и баз отдыха также влияет на рост вакансий в банке данных (подсобные рабочие, сторожа, повара, мойщики посуды, кухонные рабочие, кладовщики, воспитатели, вожатые, методисты по культурно-массовой работе.

С наступлением осенне-зимнего периода возрастает потребность в кочегарах, истопниках, дворниках, рабочих по уборке территорий.

7.Беседа с учениками.

-Ребята, чем поможет вам эта информация? (Дискуссия)

-В нашей жизни может случиться всякое: нет средств для поступления в престижный ВУЗ, не получается найти работу и другое. Как решить эти проблемы, кто нам поможет в этом? Предлагаю несколько проблемных ситуаций для обсуждения.

Инна закончила 11 классов. Она очень хотела поступить в институт, но у нее не получилось. А денег на платное обучение простой рабочей семье не было. Идти учиться в техникум или в училище она не хотела, считала это не престижным. Что вы посоветуете Инне?

Галя закончила училище по специальности секретарь-референт. Она очень хотела найти высокооплачиваемую работу. Она мечтала получать большую зарплату, чтобы красиво одеваться, ходить в рестораны, ездить отдыхать. Но в маленьком городке она не могла найти такую работу. И вот уже который месяц сидела дома. Что же делать Гале?

Игорь поступил в техникум учиться на электрика за компанию со своим другом. Проучившись несколько лет, Игорь понял, что ему не нравиться эта профессия. Бросать техникум или учиться дальше? Что вы посоветуете Игорю?

-А сейчас минута отдыха. От серьезной и полезной информации о современном мире профессий, предлагаю перейти к творчеству наших предков. Предлагаю вам для обсуждения пословицы и поговорки русского народа. Только они потеряли начало и конец, составьте их сами и постарайтесь побыстрее.

Бог дал здоровье в дар, а деньги сам достань!

Без дела жить – только небо коптить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

Муравей не велик, а горы копает.

Кто рано встает, тому бог дает.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Терпение и труд – все перетрут.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки!

Работа черна, да денежка бела.

Я еще в пеленках, а лень моя была с теленка.

- Скажите, какая пословица могла бы стать нашим девизом при выборе профессии? (Вешаю на доску эти пословицы)

8. Заключительное слово классного руководителя.

- Мне хочется, чтобы вы, ребята, взяли для себя много полезного, узнали много нового. Желаю вам выбрать профессию себе по душе. Чтобы учиться вам было трудно, но интересно. Советуйтесь с родителями, обращайтесь за помощью к учителям. Но главное, все зависит от вас! Успеха вам!

Читайте также: