Как помочь ребенку в выборе профессии родительское собрание

Опубликовано: 02.10.2024

Цель: Расширить представления 9-классников и их родителей о различных профессиях.

Оформление: мультимедийная установка, выставка сочинений "Моя будущая профессия", буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг, презентации профессий, слайды.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что через несколько месяцев девятиклассники покинут стены нашей школы. (И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить, – это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах, суворовском или нахимовском училищах и т. д.)?

Недавно девятиклассники писали сочинение на тему: “Кем я хочу стать?” Выяснилось, что многие пока не определились, в каком учебном заведении дальше будут обучаться и какую профессию хотят выбрать, т. е. они не знают, кем хотят стать. И я думаю, что это родительское собрание поможет больше узнать о мире профессий.

Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет “интересных” и “неинтересных” профессий.

Давайте подумаем: что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: “нужно”, “смогу”, “хочу”.

Мир профессий обширен и многообразен. Число профессий неодинаково в разных странах. В России согласно “Единому тарифно-квалификационному справочнику” насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор “за компанию”;
  • неумение разбираться в своих способностях.

Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей):

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

II. Информация по профориентации. Беседа с учащимися.

1. Более известные профессии.

а) В ходе беседы объяснение значений профессий: менеджер, дилер, аудитор, маркетолог, дизайнер.

2. Менее известные профессии.

Есть много других профессий, о которых слышали, но мало знаем. (Представление на мультимедийной установке названий профессий: андеррайтер, беби-ситтер, интервьюер, логистик (с рисунками) и разбор их значений.)

– Сейчас посмотрим другую презентацию “Выбор профессии”, где свои знания о профессиях можно дополнить.

III. Игра “Характеристика профессий”.

– Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зеленая профессия (садовник, лесник),
  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),
  3. самая волосатая (парикмахер),
  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя),
  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург),
  6. самая смешная (клоун),
  7. самая общительная (учитель, журналист),
  8. самая серьезная (атомщик),
  9. самая умная (ученый, профессор),
  10. самая белая (врач),
  11. самая зубастая (стоматолог),
  12. самая начитанная (библиотекарь),
  13. самая требовательная (тренер),
  14. самая высокая (монтажник-высотник),
  15. самая быстрая (гонщик),
  16. самая техническая (инженер-конструктор),
  17. самая свободная (художник),
  18. самая смелая (милиционер),
  19. самая школьная (учитель),
  20. самая опасная (пожарник, спасатель).

IV. Игра “Узнай по букве”.

– А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алена – архитектор).

А – архитектор, артист, аппаратчик, автослесарь, аудитор, агент, адвокат, аллерголог.
Н – наладчик, невропатолог, нарколог.
Л – литейщик, лесник.
С – слесарь, сварщик, сборщик, строгальщик, садовник, судья, строитель.
Г – гонщик.
К – кондитер, крановщик, клоун, кузнец.
Р – риэлтер, рабочий.

V. Заключительное слово учителя.

– Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха! На память о нашей встрече я хочу раздать родителям “Памятки родителям” и “Советы родителям”.

Цель:информирование родителей об ошибках, возникающих при профессиональном самоопределении учащихся 10-11 классов и способах их предупреждения и разрешения.

Задачи:

1) ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии;

2) ознакомление со способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при выборе учащимися будущей профессии обозначение мотивов выбора профессии обучающимися;

Время проведения: 30 минут.

Кто отвечает за выбор профессии?

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться «кем быть». Как говорил Владимир Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли старшеклассник ее освоить. Будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Ответить на этот вопрос в двух словах трудно, причем для каждого старшеклассника существует собственный ответ. Поэтому на сегодняшнем собрании мы будем говорить о том, как родитель может помочь своему ребенку, перед которым стоит проблема выбора жизненного пути, о профессиях и диагностике на профессиональную пригодность.

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик может хотеть стать музыкантом, а девочка – манекенщицей, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительноепредставление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.

Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ваш ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что юношество зачастую скептически относится к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ваш ребенок выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у ученика кроме основного варианта имеется запасной вариант. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Саша всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известныпримеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «водителем, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его/ее собственным интересам и склонностям. С другой стороны, они очень хорошо представляют данную профессию и отдают себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. При выборе профессии человек может руководствоваться разными мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Далее рассмотрим наиболее популярные мотивы выпускников в выборе будущей профессии.

Лидер списка мотивов у выпускников - престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши дни очень популярны экономические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем – можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии нужно помнить о престиже профессии, но опираться на него одного – вряд ли разумно.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. И идут едва окончившие школу девчонки работать танцовщицами или официантками, а мальчишки едут на север разнорабочими.
Но едва ли такой мотив как высокий заработок заслуживает того, чтобы при выборе профессии опираться только на него. Почему?В норме рост заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Лет через пять доходы официантки и начинающего банковского служащего сравняются, пройдет еще несколько лет – и доход банковского служащего оставит заработок официантки далеко позади.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого профессия будет в радость, работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. И как неразрывно связанное с его успешной работой, последует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный программированием паренек становится, в конце концов, изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке программного обеспечения.

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют. Например, геолог в полевой партии (палатки, тайга, постоянные командировки) и геолог на должности инженера-геолога на нефтедобывающем предприятии (город, офис, никаких командировок) – выпускники одного и того же геологического факультета.
Еще один мотив при выборе профессии – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в родном городе, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. А если живешь в селе, где из всех учебных заведений – одно профессиональное училище? Нетрудно понять, что, ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.
Если на бесплатной основе в ВУЗ поступить не удалось, то большое значение имеет высота оплаты за учебу. Конечно, и тут можно найти выход: взять кредит в банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже, - но, все-таки, получить желанную специальность.
Легко заметить, что многие мотивы выбора той или иной профессии, в конце концов, оборачиваются ошибками. Поэтому важно обсудить с детьми, что их побуждает к выбору той или иной профессии, и помочь разобраться, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Как семья влияет на отношение к работе?

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для выпускников

Восемь шагов к взвешенному решению:

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе, республике, городе и т.п. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и профессиональных образовательных учреждений, находящихся в вашем регионе, республике, районе, городе. Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, обладаете ли Вы профессионально-важными качествами, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ширлина Татьяна Васильевна

Данная разработка предназначена для проведения родительского собрания профориентационной направленности.

ВложениеРазмер
rod.sobranie.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Цель: помочь родителям найти пути взаимодействия с ребенком в вопросах профессионального самоопределения .

Ход родительского собрания

1. Мотивационный этап. Разминка. Стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

- Как вы считаете, какова тема нашего собрания?

Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для обучающихся девятых классов и их родителей. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую ,высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том , какой жизненный путь для них предпочтительнее. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.

- Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за выбор профессии?
(Ответственность- качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

- Как семья влияет на отношение к работе?

- Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

- Выбор профессии : на всю жизнь или на время ?

2. Информационный этап.
Слово классного руководителя:

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться , что наиболее правильный путь для них – самим решить , какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется , что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

- родители;
- друзья;
- СМИ;
- предпрофильное обучение;
- родственники;
- сверстники.

Для того , чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей , важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни( изменяется ситуация на рынке труда).Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  1. Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  2. Выявление способностей и склонностей.
  3. Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  4. Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  5. Окончательный выбор ( оценка собранной информации ).

Опираясь на свой родительский опыт, предложите свои шаги по оказанию помощи ребенку на каждом этапе всего процесса выбора профессии:

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь : возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами ,которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные ,определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет , когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться .Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы , кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь, как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения , наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки( плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или.

3. Беседа с родителями.

- А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Что бы Вы посоветовали своим детям?

4. Итог родительского собрания. Рефлексия

Общий вывод : Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы , порой сами того не ведая , передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения , то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вопросы для рефлексии:

- Что было самым интересным и полезным?

- Какие выводы вы сделали для себя?

На память о нашей встрече я хочу раздать родителям памятку « Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей)»:

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным, вы сможете помочь своему ребёнку определиться в будущей жизни. Желаю вам успеха!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения мероприятия

Родительское собрание ( в виде диспута) с мультимедийным сопровождением.

Просмотр содержимого документа
«родительское собрание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Чехова Московской области

Как помочь своему ребёнку в выборе профессии.

Классный руководитель 9-б класса

Зубрилина Елена Павловна


Как помочь своему ребёнку в выборе профессии

По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Выбор профессии должен быть обоснован тем, насколько человек по своим индивидуальным качествам отвечает требованиям профессии. Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для девятиклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?


Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие

Вопросы:
- Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
- Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
- Кем хочет стать Ваш ребенок?
- Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
- Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
- Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?


Стратегия выбора профессии: Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие. Стратегия выбора профессии: Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день. Стратегия выбора профессии: Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Стратегия выбора профессии: Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.

Стратегия выбора профессии:


1 . Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
2. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
3. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
4. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.


Типичные ошибки при выборе профессии:


Выбор профессии «за компанию»: Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.


Выбор престижной профессии: В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность,работоспособность).


Отождествление учебного предмета с профессией: Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится: К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии: Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.


Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.


Выбор профессии под давлением родителей: Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка. Они даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту.


НАДО ли выбирать эту профессию? Есть ли на нее спрос на рынке труда? Источники информации
ЧТО ВЫ СМОЖЕТЕ? Ваши + способности +преобладающий тип мышления, типличности +здоровье (с учетом медицинских ограничений)


ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ЧТО ВЫ ХОТИТЕ?

Ваши + желание +интересы +склонности По проведенной методике «Профиль» получены следующие результаты Физика и математика – 20% Химия и биология – 26% Радиотехника и электроника – 19%Механика и конструирование – 22% Литература и искусство – 19% История и политика – 18%

Предметно-действенное мышление. Свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают многие выдающиеся танцоры, спортсмены. Высокий показатель - 6ч. /21% Средний показатель - 19ч./ 68% Низкий показатель- 3ч./11%

Абстрактно-символическое мышление Обладают люди науки- физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя потрогать и представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез были сделаны многие открытия во всех областях науки. Высокий показатель - 4ч./14% Средний показатель - 12ч./ 43% Низкий показатель - 12/43%

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист, могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. Высокий показатель 5ч./19% Средний показатель 18ч./ 64% Низкий показатель 5ч./ 19%

Наглядно-образное мышление Обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художник, режиссер, поэты. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. Высокий показатель 2ч./ 7% Средний показатель 14ч./ 50% Низкий показатель 12ч./ 43%

Принятие решения о выборе профессии. Важнейшая задача этого этапа - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

2 этап. Выбор учебного заведения. Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

3 этап. Поступление в учебное заведение. Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов - экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период? Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п. Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход. В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, необходимо скорректировать планы? Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.


Уважаемые родители, приглашаю Вас поучаствовать в нашем собрании и поделиться своим мнением по данной теме.

Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую в будущем включит себя.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований в нашем классе, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 30-35 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 27% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 16% – по совету родителей, 7% – под влиянием средств массовой информации. Еще 11% руководствуются такими факторами, как хорошая зарплата, профессия родителей, и только 39% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в 10 – 11 классах, необходимо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует очень ответственно. Учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в профессиональных учреждениях, то в этой части выбора определяющим является фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:

  • интересы, склонности;
  • успехи в учебе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
  • на изучении своих интересов;
  • на изучении своих способностей;
  • на знании своих сильных и слабых качеств;
  • на состоянии своего здоровья;
  • на учете ситуации, на рынке труда;
  • на учете материальных условий семьи.

Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • ориентация на престижность профессии;
  • ориентация исключительно на высокую заработную плату;
  • ориентация исключительно на комфортные условия труда;
  • снижение до минимума трудностей обучения;
  • следование только указаниям родителей;
  • учеба за компанию, вместе с друзьями.

Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:

  • совет ребенку;
  • приобретение необходимых справочников;
  • сбор информации об учебных заведениях.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Читайте также: