Кто делает мумии профессия

Опубликовано: 23.04.2024

Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с "памяткой" — настоящее сокровище для египтологов.

<p>Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel</p>

Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel

Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.

Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen

Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen

Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.

Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen

Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen

— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.

Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.

Фото © gettyimages

— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.

Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео

Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.

Мумия для бедных

Вот самый простой и недорогой способ: "В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным". Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой "Истории" ("Книга вторая. Эвтерпа", она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.

Мумия для среднего класса

Фото © gettyimages

Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества "высушивали" тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.

Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.

Мумия фараона

Фото © Getty Images / Chesnot

Фото © Getty Images / Chesnot

Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.

Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.

Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.

Фото © Wikipedia

Этот молодой человек прожил, по разным оценкам, от 17 до 23 лет и умер более трёх тысячелетий назад. Вот уже почти столетие эта смерть не даёт покоя египтологам: учёные всеми силами пытаются понять, что именно произошло с юношей. Дело в том, что это сам Тутанхамон. И с его мумией всё весьма странно.

Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся "рецептах" тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.

мумификация 10 интересных фактов

Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти

Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически будет возвращаться к останкам, и для успешного воссоединения тело должно быть целым. Это воссоединение станет началом путешествия в загробную жизнь, которая будет наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что приводило к естественному мумификации. Намеренная мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры и со временем были разработаны сложные методы мумификации.

дух смерти "Ба" мумификация

Первым шагом в мумификации было удаление внутренних органов

Благодаря методам изучения в течение многих десятилетий, современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте. Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших по мере их быстрого разложения. Это было чрезвычайно важно для остановки процесса разложения. Во-первых, специальные нанизанные инструменты вставлялись через ноздри в мозг. Оттуда мозг разбивался на мелкие кусочки и извлекался наружу через нос. Это была деликатная операция, во время которой лицо могло быть изуродовано и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали разрез на животе, обычно с левой стороны. Через него удалялись все органы тела, кроме сердца. Сердце оставалось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела.

мумификация, удаление органов

мумификация, удаление органов

Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле

Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.

банки с канопой мумификация

банки с канопой

Мумификация требовала высушивания мертвого тела с помощью соли, называемой натрон

После удаления внутренних органов следующим шагом было удаление всей влаги из организма. Это делалось путем покрытия тела натроном, типом соли, которая обладает великолепными свойствами сушки. Дополнительные натронные пакеты также размещали внутри тела. Когда тело полностью высыхало, внутренние пакеты удалялись, а натрон слегка смывался с тела. Этот процесс обычно занимал около 40 дней и приводил к очень высохшей, но узнаваемой человеческой форме. Чтобы мумия выглядела более реалистично, участки тела заполнялись льном и другими материалами. Также добавлялись ложные глаза с целью улучшить внешний вид мумии.

высушивание тела с помощью соли мумификация

высушивание тела с помощью соли

Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья

Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.

обертывание полосками белья при мумификации

обертывание полосками белья при мумификации

Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных

После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до пятиметрового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как эти животные считались священными в египетской религии.

мумификация животных

Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения

Эффективность мумификации заключается в том, что бактерии не размножаются

Вторая стадия разложения называется гниением. В нем бактерии расщепляют оставшееся органическое вещество. Бактерии паразитируют и процветают во влажных условиях разлагающейся плоти. Тем не менее, бактериям требуются вода или влага, чтобы жить и функционировать. При отсутствии влаги бактерии не размножаются. Технология мумификации напоминает сушку продуктов для сохранения их в течение более длительного времени. Таким образом, цель мумификации состоит в том, чтобы вытеснить всю влагу из мертвого тела как изнутри, так и снаружи. Процесс осуществлялся с помощью натрона, как упоминалось выше. Затем тело оборачивали в несколько слоёв белья, чтобы поглотить остаточную влагу. Смола, липкое органическое вещество помещалось между слоями, чтобы они плотно упаковывались, предотвращая попадание влажного воздуха в мумию. Для большей герметичности смолу также наносили на гроб, чтобы запечатать его. Все это обеспечило эффективность процесса мумификации.

мумия Древнего Египта

мумия Древнего Египта

Непреднамеренная мумификация может быть вызвана естественными условиями

ледяная мумия Отзи

ледяная мумия Отзи

Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро

Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовали другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили кожу и дополняли, при необходимости, кожей морского льва или пеликана. Мумификация осуществлялась ​​несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявших Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.

Как создавали мумии в древнем Египте?

Когда говорят о Древнем Египте, то всегда упоминают пирамиды, в особенности Великую пирамиду Гизы, на переднем плане которой находится Сфинкс. Также люди вспоминают погребальную маску фараона Тутанхамона и, конечно же, мумии. Но что вы знаете о мумиях? Почему древнеегипетских людей так хоронили? При раскопках были обнаружены тела, завёрнутые в льняную ткань со скрещенными на груди руками. В этой статье вы узнаете несколько фактов о мумиях Древнего Египта.

Древний грек, путешествуя по древнему Египту в 60 году до нашей эры в своих записках упоминает, что самое дорогое изготовление мумии в Египте имело стоимость одного талана серебром, весом примерно тридцать килограммов. Столько платили во времена Птолемеев в Египте. В эти годы в стране была инфляция, произошедшая из-за вражды в династии.

Мумии в средневековом мире использовались в качестве лекарства. Это было с 400 года по XIX век. Люди думали, что египтяне используют природный битум для мумификации и применяли его в лечебных целях. Но это был не битум, а смола, имитирующая его. Не так давно битум признали вредным для здоровья из-за его канцерогенности. В средние века богатые европейцы покупали мумии, считая, что они обладают лечебными свойствами. Если же мумию не удавалось приобрести, то на лекарства шли высушенные тела преступников.

Как создавали мумии в древнем Египте?

Чтобы приготовить снадобье, части мумии измельчались и смешивались с мёдом и в таком виде применялись для лечения. Они утверждали, что такое лекарство способно вылечить любое заболевание. В некоторых странах для мумификации применяли мёд. Им заливались гробы умерших священников и политических лидеров, но это не предполагало, что от этого мумифицированное тело станет снадобьем.

Мумификация животных

Существует мнение, что египтяне специально разводили животных, чтобы потом сделать из них мумии. Жители Египта мумифицировали своих домашних любимцев. Это были специальные религиозные жертвы. Боги египтян имели тесную связь с представителями животного мира и носили их облик. Они думали, что животные являются воплощением богов. Египетская богиня Бастет имела тесную связь с кошачьими.

Очень много мумий этих животных было обнаружено в египетских гробницах. Но животных в Древнем Египте мумифицировали не так как людей. Процесс мумификации человека был необычайно сложным процессом. Люди приносили в храмы своих животных и за небольшую плату жрецы изготавливали их мумии, которые затем хоронились на кладбище рядом с храмом. Животные приносились в жертву определённому божеству. При раскопках археологи находили мумии не только кошек, среди них были обезьяны, некоторые рыбы, рептилии, быки. Этих животных чаще всего мумифицировали.

Мумификация очень важна для жизни египтян

Изготовление мумий для древних египтян было очень важным аспектом в их жизни, тесно связанным с религией. Через этот процесс человек получал возможность попасть в загробный мир. Жители Египта верили, что после смерти человек может использовать свою плоть, поэтому они старались сохранить тело в лучшем виде. Для этого и применялась мумификация. В этом теле человек должен был совершить переход в страну мёртвых, а помочь ему в данном переходе должен Анубис. Душа тоже совершает путешествие с Ра в загробный мир.

Вся культура и религиозные верования в Древнем Египте основывались на смерти и жизни после неё. Поэтому процесс мумификации был очень значимым и доходным для экономической сферы древней страны фараонов. Мумиям требовались работы многих специалистов: изготовителей париков, художников, раскрашивающих лица умерших, жрецов, мастеров, делающих саркофаги, и это помимо постройки и обслуживания пирамид, являющихся сложными гробницами.

Внешний вид мумий должен быть красивым

Мумии должны походить на живых людей, и это помимо того, что они должны быть сохранены. Когда изготавливали мумии, то умерших мужчин окрашивали красной краской, а женщин – жёлтой. Это было во времена третьего промежуточного периода. У покойника вынимали глазные яблоки, а вместо них в глазницы вставляли прозрачные камни. Ранее этого периода вместо глаз клали небольшие луковицы. Волосы мумий были красиво заплетены, или для этого использовались парики из нитей.

В более позднем периоде мумии знатных людей были украшены сусальным золотом, которое наносилось на кожу покойника. Для подводки глаз использовался угольный карандаш. Ногти мумий тоже были покрашены хной. Это они делали раньше индусов. У Рамсеса I ногти были рыжие. Косметический уход и раскраска были очень важны в процессе мумификации в Древнем Египте и была частью его культуры. Это была дань уважения богине Хатор. Также были очень важны и парики. Они были неотъемлемой частью процесса.

Парики в Древнем Египте делали только для мёртвых, потому что у многих египтян были побриты головы. Сложные процессы мумификации в Древнем Египте стали развиваться совместно с его цивилизацией. Ранние мумии делали естественным путём, засыпая их песком в пустыне. В сухом горячем песке тела хорошо сохранялись. Их можно было узнать спустя много лет. Это минимальное разложение демонстрировало египтянам, что мумии имеют вечную жизнь. 800 лет в Древнем Египте совершенствовался процесс мумификации. Чтобы предотвратить процесс гниения, у мертвецов стали извлекать внутренности. До этого, в 3400 году до нашей эры, мумии уже заворачивались в льняные ткани. А в 2600 году до нашей эры у мумий стали доставать часть внутренних органов. А ещё, спустя какое-то время, мумии стали помещать в гробницах и саркофагах.

Руки мумии говорят о многом

Для египтян очень важным было расположение рук мумии. Скрещенные на груди руки были принадлежностью семьи фараона. В пред династические времена лица мумий закрывали руками, которые были согнуты. А во времена Среднего и Старого царства мумий хоронили с вытянутыми по бокам руками, иногда они скрещивались через таз. В годы правления Рамсеса II мумифицированные тела были со скрещенными внизу туловища руками. Сгибать руки стали в более поздние времена. Такое положение рук применялось только для фараонов мужчин.

Представители бедных слоёв населения в Древнем Египте могли оплатить лишь частичную мумификацию. Она состояла только из гроба или саркофага. Тело покойника только обезвоживали и вынимали не все органы. Самым бесполезным органом у египтян считался мозг, поэтому его редко вынимали. Самых бедных покойников просто оборачивали в дешёвую ткань и закапывали в песок пустыни. Там тело находилось несколько дней, пока не высыхало. Затем мумию промывали изнутри и хоронили на общем кладбище. Могилы богатых и знатных граждан Египта расписывались. На них были надписи из Книги Мёртвых и других религиозных текстов. Неравенство между слоями населения Древнего Египта хорошо заметно по их погребению.

Внутренние органы находились в сосудах

Самыми важными органами человеческого тела египтяне считали лёгкие, печень, желудок и кишечник. Их доставали из тел и хранили в глиняных сосудах с канопами, которые основывались на древнеегипетских богах. Эти внутренние части тела охраняли четыре сына Гора. У каждого сосуда имелась своя голова: бабуина, шакала, человека, сокола. В более раннем периоде органы удалялись у мертвеца с целью замедления разложения, но позднее такая практика стала носить религиозный характер. Люди объясняли это тем, что вынутые части тела будут нужны усопшему в загробном мире.

На многих могилах и саркофагах были написаны проклятия. Они содержали грозное предупреждение нарушившим покой мёртвого. Это делалось с целью напугать расхитителей могил. Все идеи проклятий фараонов лишь художественный вымысел.

Многих из нас занимают такие явления, которые сочетают в себе привлекательное и отталкивающее. Взять, к примеру, мумию: она притягивает своей таинственностью, но в то же время напоминает нам о смерти. Мумия — это и человек, и карикатура на него, она страшна и комична, а потому неотразима. Еще Геродот писал, что персидский царь Камбис, покорив Египет, повелел поскорее открыть для себя древние гробницы, чтобы рассмотреть уцелевшие останки фараонов и вельмож.


История искусственного сохранения тел уходит в глубокую древность. Семь тысяч лет назад на берегу Тихого океана, куда выходит южноамериканская пустыня Атакама, жили оседлые рыболовы. Ученые называют их «чинчорро» по месту первой находки на пляже Чинчорро возле чилийского города Арики. Скромные рыболовы разработали сложнейшую технику для сохранения тел своих покойников.

Процесс состоял из 13 этапов, включавших в себя отрезание и пришивание конечностей и кожи, набивание тела сухими травами и пеплом, сооружение маски и парика.

Собственно, о чинчорро почти ничего больше и не известно: от них остался скромный хозяйственный инвентарь и несколько десятков ни на что не похожих мумий.

В других уголках земного шара человеческие тела высыхали без всякого специального участия. Еще в начале XX века на западе Китая в Таримской впадине, крайне засушливом регионе, исследователи обнаружили могильники с телами, погребенными между XVIII веком до н. э. и II веком н. э. Их сохранность оказалась феноменальной: уцелела и плоть, и одежда. Людей, погребенных в таримских некрополях, никто специально не готовил к загробной жизни (в отличие от чинчорро), но природные условия в этом регионе таковы, что мумии получаются сами собой.

Для сохранения тел как мумий годятся не только жаркие низины, но и холодные горные плато, такие как Улаган и Укок на Алтае. Кочевые скотоводы, жившие в этих краях в VI–III веках до н. э., хоронили с большими почестями своих покойников в курганах. Благодаря редкому сочетанию погодных и почвенных условий от этих кочевников, представителей пазырыкской культуры, до нас дошли не только удивительные украшения, оружие и повозки, но также ковры (в том числе древнейший в мире!) и татуировки. И конечно, собственно мумии, в том числе знаменитая Принцесса Укока.

И все же когда мы говорим о мумиях, то чаще всего имеем в виду египетские. Геродот произвел неизгладимое впечатление на своих современников сообщениями о погребальных обычаях египтян. Строго говоря, отец истории описал процесс бальзамирования, то есть подготовки останков к захоронению, причем выделил три разных способа: для очень богатых людей, для зажиточных и для бедняков.

Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности у покойника, и в веществах, которые заливали в полости тела: если для богачей использовалась смесь благовоний, то для крестьян — редечный сок.


При этом бальзамировщики укладывали всех, независимо от уровня достатка, в натровый щелок на 70 дней, а потом возвращали родным — кого обернутым в ткань, а кого просто так. (Эти и другие увлекательные подробности можно прочитать во второй книге «Истории», главки 85–90.)

Геродотовы сведения о бальзамировании наравне с более поздними сообщениями путешественников, видевших мумии в Египте своими глазами, не были забыты в Европе. К ним — в узких кругах, конечно, — относились со вниманием и почтением, но в силу разных причин методику пришлось модифицировать. И цели у исследователей, живших в поздних Средних веках и в эпоху Ренессанса, были иными: их интересовало устройство тела и его физиология — словом, наука. В числе тех, кто экспериментировал с бальзамированием, был, например, Леонардо да Винчи, разработавший собственный рецепт сохранения трупов, в который среди прочего входили скипидар, канифоль, камфора, киноварь и лаванда.

Настоящие успехи в бальзамировании все же были достигнуты в XVII веке, причем в основном в Голландии. Удачливый экспериментатор Фредерик Рюйш изобрел оригинальный рецепт liquor balsamicum, бальзамировочной жидкости, позволивший ему не только хранить, но и экспонировать большую коллекцию анатомических курьезов. Значительное число своих «натуралий» Рюйш продал Петру I, и они стали частью собрания петербургской Кунсткамеры.


К началу XVIII века благодаря скорее химикам, нежели анатомам, бальзамирование в Европе поднялось на новые высоты, и его стали применять не только в научных, но и в ритуальных целях: например, для долгих церемоний прощания с умершими монархами, а к середине следующего столетия — уже и для подготовки к похоронам всех желающих. Но бальзамирование и мумифицирование — это все же разные процессы, и наибольшие успехи в мумификации были достигнуты вновь анатомом, а не химиком. Сицилиец по имени Джузеппе Транкина разработал оригинальный метод сохранения трупов, не требовавший извлечения внутренностей.

Палермский анатом закачивал в сонную артерию растворы соединений мышьяка и киновари. Через семь месяцев в его распоряжении была готовая мумия.

Способ Транкины был опробован Раймондо Барсанти в Ливорно на трупе заключенного городской тюрьмы по имени Гаэтано Арриги, и опыт завершился успешно. Мумия до 2005 года использовалась на лекциях по анатомии в стенах ливорнского госпиталя, а сейчас она — экспонат анатомического музея в Пизе.

Рецепт Джузеппе Транкины заинтересовал еще одного жителя Палермо — химика и бальзамировщика Альфредо Салафию. Но Салафия улучшил технику своего предшественника, и, хотя секрет его состава долго оставался неизвестен, широкой публике хорошо знаком результат экспериментов — мумия маленькой девочки по имени Розалия Ломбардо. Она умерла от воспаления легких в 1920 году, и безутешный отец обратился к Салафии с просьбой сохранить ее тело.


«Самая красивая мумия» и по сей день находится в катакомбах капуцинов в Палермо.

Это место замечательно тем, что тела умерших неплохо сохраняются там сами из-за удачного сочетания сухости и температуры. Но еще в XVII веке монахи-капуцины разработали собственную методику подготовки тел, и в результате в катакомбах можно своими глазами видеть сто- и двухсотлетние останки палермских дворян, клира и видных горожан.

Новые и новейшие методы мумифицирования — это, конечно, хорошо, но изучение старых тоже никто не отменял. Британский химик Стивен Бакли, изучавший в начале 2000-х останки представителей египетской XVIII династии (то есть Тутанхамона и его родственников), обнаружил на рентгеновских снимках нескольких мумий необычные отложения солей в виде снежинок. Бакли предположил, что это — результат бальзамирования в ванне с соляным раствором определенного состава и концентрации. Он провел несколько десятков успешных экспериментов с тушами свиней, добившись роста кристаллических «снежинок» внутри тканей.

В 2009 году группа исследователей дала объявление в британских газетах. Желающим предлагали завещать свои тела науке, чтобы ученые мумифицировали их по древнеегипетскому методу, восстановленному Стивеном Бакли. Желающий нашелся ровно один: его звали Алан Биллис, он работал таксистом в городке Торки в графстве Девон, и у него был рак легких.

Биллис умер в январе 2011 года, и его бренное тело преодолело все стадии подготовки к загробной жизни, которые проходили три с половиной тысячи лет почившие египетские фараоны.

Процесс был снят на камеру, впоследствии вышел документальный фильм под названием «Мумификация Алана: последняя тайна Египта». Картину показали на канале Channel 4, а мумия находится теперь в медицинском музее Королевского колледжа Лондона.

История Алана Биллиса — это уникальный эксперимент, выполненный ради науки.

В США, в Юте, есть организация, которая предлагает коммерческую мумификацию в древнеегипетском стиле всем желающим достичь некоего возвышенного духовного состояния.


Организация называется Summum (от лат. summum bonum — «высшее благо»). Это современная эзотерическая группа, заимствующая принципы у древних гностиков и новых герменевтиков, вроде авторов «Кибалиона». В Summum используют современные технологии, включая полимеризацию, и не скрывают стоимость процесса — 67 000 долларов. Мумифицировать можно и любимое домашнее животное, если что. Сколько человек уже воспользовалось этими услугами, неизвестно.

Напоследок нельзя не вспомнить о самомумификации. Ее практиковали японские монахи-аскеты в XI–XIX веках. Их целью было умерщвление не только духа, но и плоти: монахи отказывались от злаков, бобов и мяса, переходили на орехи, коренья, листья, хвойные иголки и древесную кору. Постепенно они прекращали есть и то немногое, что позволялось обетами, и в конце концов умирали от истощения.

Благодаря специфической диете с большим количеством дубильных веществ, а также напитку из ядовитого сока лакового дерева тела монахов не только усыхали, но и мумифицировались изнутри.

Найдены 24 такие мумии, некоторые из них до сих пор показывают в монастырях. И все же не пытайтесь повторить это дома.

Саркофаг Тутанхамона, Египет

Саркофаг Тутанхамона, Египет

Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения Долина Царей и Долина Цариц.

Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта.

Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году.

Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум.

Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных.

Музеи мумий Древнего Египта

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в районе Саккара Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Мумия Древнего Египта

Мумия Древнего Египта

Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным. Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта.

Читайте также: