Кто делает парики название профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания "новой" шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.


Конечно, древнеегипетские "мастера париков" были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.

Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.

С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. "Завивка" волос была сделана воском.

Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали "накладные волосы" чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.

Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.


Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!

Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены "измышлением дьявола", а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…

Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.

В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и в заморскиеколонии. В жарких странах губернаторы, дворяне и офицеры снова сделали "открытие" древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…

Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.

Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.

В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.

Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.


Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…

Для изготовления же полностью искусственного парика используются волокна, полученные химическим путем. Ранее, в 60-х годах прошлого века, это были нейлон, акрил, полиамид и винил, а позднее появились канекалон и лафин. Конечно, опытный глаз вблизи легко отличит настоящие волосы от их имитации — искусственные волокна легко деформируются, электризуются и секутся. Однако такие парики наиболее активно используются там, где важно создать образ, зачастую без мелких деталей — в театре или в цирке. Перечень реквизита практически всех трупп в мире, без сомнения, содержит коллекцию париков — на все случаи жизни. Несколько иное дело — в кинематографе.

Профессия постижера — одна из самых востребованных в окологримерных кругах и в мастерских по созданию спецэффектов. Здесь важна высочайшая степень достоверности, а потому сырье применяется почти всегда натуральное. Искусство создания париков, усов и бород, например, голливудских постижеров считается лучшим в мире.

Иногда профессионалы набирают учеников и проводят мастер-классы. Есть талантливые постижеры и в нашей стране. Мастера париков часто неплохо зарабатывают — ведь их товар уникален и часто делается под конкретного клиента. Модники же поговаривают, что парики могут опять стать актуальным аксессуаром, а значит, спрос на услуги постижеров возрастет. Поживем — увидим.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Продолжаем рассказывает про необычные профессии. Постижёр — мастер, который изготавливает изделия из волос: париков, шиньонов, бород и т. д. Такие специалисты востребованы в театрах и кинематогрофе, где создают настоящие шедевры для актеров. Требуются постижеры и в обычной жизни: для тех, кто борется с последствиями химиотерапии, или стремительно лысеет — хороший парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.

Теория изготовления париков изучается на театрально-художественных отделениях колледжей и вузов, например, на специальности «Художник-гример». Работа постижера тесно переплетена с работой гримера, костюмера, художника.

Александр Звонкин, режиссер театра Дома дружбы народов: «В нашем коллективе должность постижера совмещена с гримером; мы, к сожалению, не можем себе позволить оплачивать отдельную ставку. И по той же причине — недостатка финансирования — вынуждены использовать в большинстве случаев готовые парики, уже на их основе наши мастерицы создают нужный реквизит».

Терпение, терпение и еще раз терпение — вот главные качества мастера-постижера. Создание одного парика занимает от трех недель до месяца, и большая часть времени посвящена тщательному вплетанию волосков в основу.

Еще одна немаловажная черта постижера — умение искать и работать с информацией.
Зачем? Чтобы сделать парик для исторического спектакля, нужны знания о моде и стиле соответствующей эпохи. Вот и приходится мастеру-постижеру перед изготовлением парика или шиньона искать сведения, как выглядели современники Ивана Грозного или какие прически были в моде при дворе Людовика XIV.

Каждый парик, шиньон, борода или бакенбарды индивидуальны, каждый предмет делается «под актера» или заказчика, то есть с учетом антропометрических данных человека.

Как делают парик

Создание парика — долгий и кропотливый труд. Волосы, предназначенные для изготовления парика, сначала тщательно моют, сушат и дезинфицируют. Если парик в будущем будет окрашиваться, пряди еще и обесцвечивают. Затем в дело идет карда — инструмент, чем-то похожий на щетку для волос. С помощью карды волосы выравнивают и разделяют на прядки. Готовые пряди собирают в трессы — длинные «гирлянды», которые станут основой парика. Волосы с помощью специального станка, но чаще вручную, вплетаются одним концом в синтетические нити; свободные же концы волос станут локонами парика. На один парик требуется от 12 метров такой «волосяной нити» — тресса. На плетение тресса нужной длины уходит до двух-трен недель.

Кстати, волосы не обязательно должны быть натуральными: многие театральные постановки требуют бутафорских, гротескных париков, которые изготавливаются из синтетических нитей или из шерсти животных. Натуральные волосы как правило намного дороже, но и парики из них получаются не отличимыми от оригинала.

Алина Мамаева, постижер: «С натуральным волосом работать одновременно и сложнее, и проще. Да, синтетические лучше укладываются, но из „натуралки“ парик получается естественным».

Следующий шаг — изготовление шапочки-основы. На профессиональном сленге такая шапочка называется «монтюр». Для начала постижер снимает мерки и изготавливает лекала — выкройки для шапочки, без этого шага невозможно гарантировать безупречность будущего парика. Шьется монтюр из специальной сетчатой ткани, точнее, нетканого полотна. Готовая шапочка надевается на болванку и к ней пришивается тресс — нить из волос. Для бороды или бакенбардов тоже требуется своя выкройка — и делать такие лекала едва ли не сложнее, чем для головы. Подставка-болванка для бороды называется подбородник.

И вот теперь начинается самое сложное — тамбуровка. Каждую волосинку из тресса необходимо специальным крючком продернуть в отверстие монтюра и закрепить крохотным узелочком. Закрепленными таким образом волосы выглядят «живыми», словно растущими из шапочки-основы.


Готов ли парик теперь? Еще нет: волосы необходимо подстричь, причесать и уложить. Умения постижера во многом схожи с навыками парикмахера. Ведь свежеизготовленный парик далек от нужного образа. Лохматый, с неровными торчащими прядями — и не скажешь, что спустя несколько часов из прически чудища лесного получится симпатичная и аккуратная укладка. Плойки, щипцы, бигуди, лаки, пенки, гели — в ход идет практически весь арсенал опытного парикмахера-стилиста. И неудивительно — парик нужно стричь и укладывать как и натуральные волосы.

Уход за париком тоже требует особых навыков. Как и родные волосы, накладную прическу необходимо мыть, сушить и укладывать. Этот труд тоже ложится на плечи театральных постижеров.

При всей своей «нужности» профессия постижера оплачивается довольно низко — от 6 000 до 15 000 руб. Потому большинство мастеров вынуждены совмещать две или даже три специальности — например, костюмера или гримера.

Алина Мамаева, постижер, The Hollywood’s Art School, LA: «В России заработать на изготовлении париков сложно. Я в областном театре получала 8 000 руб., при этом работала за себя и „за того парня“. Работать из любви к искусству, конечно, хорошо, но ведь нужно и детей на что-то кормить. Здесь, в Лос-Анджелесе моя профессия считается очень нужной и неплохо оплачивается. Правда, прежде чем попасть в Art School, мне долгое время пришлось перебиваться случайными заказами: я сотрудничала с салонами красоты и маленькими независимыми студиями».

Однако как в любой творческой профессии, здесь тоже важно найти свою нишу. Татьяна Леднева, владелица небольшой постижерной мастерской, изготавливает парики по индивидуальным заказам.

«У меня уже сложился круг „своих“ клиентов, и работой я обеспечена на пару месяцев вперед. Стоимость одного парика по индивидуальным меркам доходит до 40–60 000 руб. Это не так дорого, если принять во внимание не только стоимость материалов, но и сложность работы».

Клиенты Татьяны — люди, кому парик необходим не только по медицинским показателям, но и любители/любительницы менять прически, подбирая укладку к вечернему платью.

Постижеры — это настоящие волшебники, которые с помощью своих рук и всего нескольких инструментов творят чудеса, создавая новые образы для людей и помогая преодолеть возникшие сложности.

Всем известна поговорка о том, что театр начинается с вешалки. Однако в актёрской среде говорят, что театр начинается с гримёрного цеха. И работают там не только художники-гримёры, но и постижёры.

Где учат работать с волосами?

Постижёр — это специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. На сегодняшний день в России, как и во всём мире, не очень много учебных заведений, в которых готовят «специалистов по парикам». Тем не менее, это искусство передаётся из поколения в поколение, образуются даже целые династии.

Мне повезло, я познакомилась с Татьяной Александровной Бубликовой, постижёром с многолетним опытом. Работает она в Волгоградском Музыкальном Театре. Столь редкое образование Татьяна Александровна получила в Одесском Театральном Технологическом Техникуме. А прежде чем поступить туда, была ученицей заслуженного деятеля культуры З.П. Свинарёвой, которая привила ей любовь к столь необычной профессии.

Парик за две недели

Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Процесс не простой. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках — тресбанках. Затем сшивают в парик, а предварительно расчёсывают кардами (некое подобие расчёски, но острое и тяжёлое). С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань — театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Мне тоже предложили попробовать себя в этой профессии, но я не рискнула — и вязать-то не умею, а тут такие хрупкие инструменты. Их вообще особенно берегут, ведь такая утрата невосполнима. Вот, например, щипцы, сделанные во Франции в 19 веке с клеймом мастера, ну и где такие сейчас достать? Такие вещи делают исключительно на заказ и передают из поколения в поколение, либо от учителя к ученику. С крючками тоже не всё просто. Сейчас в России их делает на заказ только один специалист, имеющий свою мастерскую в Москве, да стоят они не дёшево. Кстати, со шпильками и невидимками тоже проблемы, сложно найти качественные, хорошо фиксирующие причёску. На нашу огромную страну всего три завода выпускают эту продукцию качественно, а то, что продаётся сейчас на рынках и в магазинах, выдерживает не более одной-двух театральных причёсок.

Причёски из силикона

Энтузиазму Татьяны Александровны можно только позавидовать. Да и как тут не гореть глазам, когда работа — постоянная реализация творческого потенциала, а каждый день — маленький праздник! Парики и причёски делают не только из волос. Бывали случаи, когда приходилось работать с ниткой, фольгой, латексом и силиконом! По словам Бубликовой, для неё самая любимая часть — постановка нового спектакля. Нужно придумывать новые образы, подбирать грим, парики, причёски. Иногда можно что-то придумать с теми наработками, которые остаются от уже поставленных спектаклей, но чаще всего всё создаётся с нуля. Правда бывают случаи, когда переделываются уже готовые или купленные парики. Например, к одному спектаклю была специально закуплена целая партия, из которой актрисам не подошло ничего, так что постижёрам пришлось всё создавать самостоятельно. Зато эти парики очень пригодились в другой постановке. Бывает, что на волосы пришивают специально сделанные ушки, и получаются костюмы кошек и собак.

Сейчас театр готовится к гастролям, так что постижёру предстоит много работы. На каждый парик нужно накрутить бигуди и аккуратно уложить в отдельную коробочку. С собой берут не только реквизит, но и многочисленный «дублирующий состав» париков, на случай повреждения при транспортировке или неудачного климата. Да и на каждый образ обязательно берут хотя бы один про запас. Бывали случаи, когда из-за слишком влажной погоде локоны на париках распрямлялись и образ был испорчен. Так что гримёры-постижёры, а вместе с ними и костюмеры всегда приезжают на место гастролей раньше актёров.

Постижёры на страже порядка

Однако постижёры нужны не только театру. Был случай, когда по заказу правоохранительных органов гримёры-постижёры проявили свои умения и создали новый, неузнаваемый образ одному из сотрудников, изготовив по снятым меркам парик и специальную мимическую маску, сделанную из силикона. Это волшебное преображение помогло в раскрытии преступления. Также постижёрное и гримёрное искусство пригождается при проведении частных маскарадов и корпоративных вечеринок. К их помощи также прибегли при создании исторических образов на прошлогоднем карнавале в честь празднования Дня города.

Да, действительно «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры», а также постижёры, гримёры, сценаристы и режиссёры!

Постижеров сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Их клиенты — люди со всей страны. Редко кому приходилось видеть, как по индивидуальным меркам изготавливаются парики, шиньоны, бороды, бакенбарды и другое — постижеры вручную, волосок к волоску, создают все это. Труд тяжелый: на один заказ уходит около трех недель, по 8—10 часов ежедневной скрупулезной работы. Но результат впечатляет: парики из натуральных волос тяжело отличить от настоящей шевелюры. Корреспондент «Р» провела рабочий день с кардой, трессом и чужими волосами.


Карда, тресбанк, монтюр

В прошлом веке в стране работало множество постижерных мастерских — клиенты чуть ли не ночевали под их окнами, чтобы не пропустить свою очередь и стать счастливыми обладателями модного парика. Потом на рынке появились китайские изделия по низким ценам, и парики машинной работы постепенно вытеснили хендмейд — постижерные изделия, сделанные вручную, перешли в разряд эксклюзивных.

Но ценителей качества сейчас немало, а вот квалифицированных постижеров осталось раз-два и обчелся. Чтобы разобраться в тонкостях очень редкой профессии, направляюсь на минскую улицу Котовского. «Любавушка» — с виду обычная парикмахерская, но именно там трудятся женщины, которые посвятили постижерному делу всю свою жизнь. Не хочу отрывать их от дела, поэтому разговариваем прямо за работой.

— И так тружусь уже 40 лет, — Зинаида Литвинович, имея такой огромный стаж, все же признается: что-то новое постигает до сих пор. Учится каждый день.


Труд постижеров требует усидчивости и терпения.

В профессию пришла молоденькой, сразу после окончания школы. С тех пор ежедневно окружена миллионами чужих волосков и приспособлениями с необычными названиями: карда, тресбанк, монтюр… Мастер на моих глазах тщательно и скрупулезно сортирует локоны, параллельно старается максимально просто рассказать про основные этапы работы:

— На один парик в среднем расходуем 200-граммовую копну волос. Обычно это локоны от разных людей. Перемешиваем их, расчесываем, а затем начинается самый длительный процесс — плетение тресса, — Зинаида Андреевна откладывает карду, специальную расческу, и начинает работать на необычном станке — тресбанке. С его помощью нужно получить 12-метровую ленту из волос. Готова такая будет, если работать по 8—10 часов около 8 дней.

Наблюдаю и удивляюсь: не каждый обладает таким терпением и усидчивостью, чтобы справляться с монотонной работой — плести тресс. Собеседница аккуратно складывает в пучок несколько волосинок, вплетает в туго натянутые нити и затягивает узелок. Специально для меня демонстрирует очередной этап работы: для этого берет монтюр.


Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

Кому это нужно?

Дальше не легче: предстоит одна из наиболее трудоемких операций в постижерном деле. Тамбуровку волос специальным крючком мне показывает Алла Якушева. Ловкими движениями имитирует волосы на макушке парика — это трудоемко и ответственно. С точностью ювелира забивает в монтюр по три, два, а иногда и вовсе по одному волоску. На этом работа постижера фактически заканчивается — к делу приступает специально обученный парикмахер-стилист. Он учитывает запросы клиента: красит, стрижет и укладывает волосы на парике.

— Кому это нужно? Очень многим! — уверяет Алла Евгеньевна.

В этой профессии она уже 20 лет и свое дело знает от и до. Ее талант ценят работники в кругах театра и кино, которым позарез нужны парики, шиньоны, накладные усы, бороды, бакенбарды. Так, мастерицы вручную создали шевелюры для оперных певцов, изготовили уже четыре бороды для Деда Мороза, который живет в Беловежской пуще! Даже трудились над механической головой Сократа, которая сейчас находится в Полоцком госуниверситете – она шевелится и говорит на разных языках.


Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

— Когда привезли голову, у нас был шок, — вспоминают постижеры. — Она была такая огромная, что не пролезла в дверной проем. Пришлось снимать мерки прямо на улице. Бороду и брови Сократу изготавливали целых две недели! Результат всем понравился.

К слову, работы представителей редкой профессии сегодня нарасхват и у модников, которые заказывают парики под цвет шубы, пряди для наращивания волос «холодным» методом и накладки, которые пользуются бешеной популярностью. Особенно у мужчин.

— Было время, в лихие 1990-е, что нам чуть ли не запрещали выполнять заказы мужчин. Милиция рекомендовала сразу обращаться, когда такие просьбы поступают, — опасались, что нашими клиентами могут быть преступники, которые хотят сменить внешность и избежать правосудия. Но сегодня постижерные изделия доступны всем, — смеется Алла Якушева.


Хочу прическу, как у Пьехи!

Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей. Если с ним обращаться правильно и аккуратно, прослужит десяток лет. Но, как правило, инструкцией по уходу клиенты пренебрегают — за новым изделием приходят уже через два-три года. Или попросту теряют парики, такие инциденты тоже нередко случаются.

— В основном это любители на большой скорости прокатиться на мотоцикле без шлема — парик сдувает сильным ветром. Или вот еще случай был: мужчина утопил шевелюру в водоеме. Искали всей деревней, но безуспешно.

Беседуем, но постижеры от работы не отвлекаются — от графика отставать нельзя. Парики нужны не только для красоты — изделия с нетерпением ждут и клиенты, за плечами которых печальные истории.



— Люди, пережившие химиотерапию, снова хотят стать привлекательными. Выйти на работу и чувствовать себя, как прежде, — объясняет Зинаида Литвинович. — Нужно быть немножко психологом, чтобы поговорить, постараться учесть все их пожелания. Но мы справляемся, ведь клиенты у нас постоянные! Знакомимся, а потом дружим годами. Сами судите: у нас есть заказчики, с которыми мы сотрудничаем уже более 20 лет! Ведь качественный парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.

Нотку творчества привносят и клиенты — придумывают будущие образы или вовсе просят скопировать их со знаменитых людей. Так, на столе у постижеров замечаю вырезку из журнала — на фото изображена несравненная Эдита Пьеха. Заказ такой: сделать шевелюру, точь-в-точь как у знаменитой эстрадной певицы. И они, я уверена, справятся!

Работа на дом

Постижеры сейчас — большая редкость, поэтому у профи работы очень много. Частенько приходится брать ее на дом. Алла Якушева улыбается и признается: домашние уже привыкли.



— Моя дочь тоже постижерные навыки имеет, иногда помогает мне. А внук еще маленький, только смотрит на нас с любопытством. А иногда злится, спрашивает: «Бабушка, почему ты все время работаешь?»

Коллега Зинаида Литвинович кивает: у нее такой же распорядок дня. И вообще, женщины очень похожи. Немудрено: так много времени проводят вместе! Работают бок о бок, в выходные ходят друг к другу в гости. В общем, за эти годы стали лучшими подругами.

— Есть у нас отдушина — дача, у каждой — своя. Там мы отдыхаем душой и телом. Вырастим цветы, соберем урожай — глаза радуются. Работа на грядках, кстати, и фитнес неплохой!



…За разговорами время летит незаметно. Но пора прощаться: клиенты ждут свои новые прически. Ухожу из постижерной мастерской и с интересом углубляюсь в историю этой редкой профессии. Оказывается, первые известные изображения париков относятся примерно к 2600 году до нашей эры! Но археологи высказывают предположения, что искусственные шевелюры стали носить гораздо раньше. Само же слово «постиж» с французского означает «неестественные волосы», это понятие появилось в ХVII веке. При дворе Людовика XIV работали более 5 тысяч парикмахеров, которые придумали до 45 видов париков. Аристократы меняли их в течение всего дня.

Постижеры во все времена считались единичными специалистами. Профессия и сейчас не пользуется популярностью — в эту сферу молодежь идти не стремится. Знания и навыки передаются в основном от мастера к ученику.

Всем известна поговорка о том, что театр начинается с вешалки. Однако в актёрской среде говорят, что театр начинается с гримёрного цеха. И работают там не только художники-гримёры, но и постижёры.

Где учат работать с волосами?

Постижёр — это специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. На сегодняшний день в России, как и во всём мире, не очень много учебных заведений, в которых готовят «специалистов по парикам». Тем не менее, это искусство передаётся из поколения в поколение, образуются даже целые династии.

Мне повезло, я познакомилась с Татьяной Александровной Бубликовой, постижёром с многолетним опытом. Работает она в Волгоградском Музыкальном Театре. Столь редкое образование Татьяна Александровна получила в Одесском Театральном Технологическом Техникуме. А прежде чем поступить туда, была ученицей заслуженного деятеля культуры З.П. Свинарёвой, которая привила ей любовь к столь необычной профессии.

Парик за две недели

Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Процесс не простой. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках — тресбанках. Затем сшивают в парик, а предварительно расчёсывают кардами (некое подобие расчёски, но острое и тяжёлое). С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань — театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Мне тоже предложили попробовать себя в этой профессии, но я не рискнула — и вязать-то не умею, а тут такие хрупкие инструменты. Их вообще особенно берегут, ведь такая утрата невосполнима. Вот, например, щипцы, сделанные во Франции в 19 веке с клеймом мастера, ну и где такие сейчас достать? Такие вещи делают исключительно на заказ и передают из поколения в поколение, либо от учителя к ученику. С крючками тоже не всё просто. Сейчас в России их делает на заказ только один специалист, имеющий свою мастерскую в Москве, да стоят они не дёшево. Кстати, со шпильками и невидимками тоже проблемы, сложно найти качественные, хорошо фиксирующие причёску. На нашу огромную страну всего три завода выпускают эту продукцию качественно, а то, что продаётся сейчас на рынках и в магазинах, выдерживает не более одной-двух театральных причёсок.

Причёски из силикона

Энтузиазму Татьяны Александровны можно только позавидовать. Да и как тут не гореть глазам, когда работа — постоянная реализация творческого потенциала, а каждый день — маленький праздник! Парики и причёски делают не только из волос. Бывали случаи, когда приходилось работать с ниткой, фольгой, латексом и силиконом! По словам Бубликовой, для неё самая любимая часть — постановка нового спектакля. Нужно придумывать новые образы, подбирать грим, парики, причёски. Иногда можно что-то придумать с теми наработками, которые остаются от уже поставленных спектаклей, но чаще всего всё создаётся с нуля. Правда бывают случаи, когда переделываются уже готовые или купленные парики. Например, к одному спектаклю была специально закуплена целая партия, из которой актрисам не подошло ничего, так что постижёрам пришлось всё создавать самостоятельно. Зато эти парики очень пригодились в другой постановке. Бывает, что на волосы пришивают специально сделанные ушки, и получаются костюмы кошек и собак.

Сейчас театр готовится к гастролям, так что постижёру предстоит много работы. На каждый парик нужно накрутить бигуди и аккуратно уложить в отдельную коробочку. С собой берут не только реквизит, но и многочисленный «дублирующий состав» париков, на случай повреждения при транспортировке или неудачного климата. Да и на каждый образ обязательно берут хотя бы один про запас. Бывали случаи, когда из-за слишком влажной погоде локоны на париках распрямлялись и образ был испорчен. Так что гримёры-постижёры, а вместе с ними и костюмеры всегда приезжают на место гастролей раньше актёров.

Постижёры на страже порядка

Однако постижёры нужны не только театру. Был случай, когда по заказу правоохранительных органов гримёры-постижёры проявили свои умения и создали новый, неузнаваемый образ одному из сотрудников, изготовив по снятым меркам парик и специальную мимическую маску, сделанную из силикона. Это волшебное преображение помогло в раскрытии преступления. Также постижёрное и гримёрное искусство пригождается при проведении частных маскарадов и корпоративных вечеринок. К их помощи также прибегли при создании исторических образов на прошлогоднем карнавале в честь празднования Дня города.

Да, действительно «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры», а также постижёры, гримёры, сценаристы и режиссёры!

Читайте также: