Кто играет на фаготе профессия

Опубликовано: 06.07.2024

Фагот (итал. fagotto, буквально - "узел, связка") - духовой инструмент самого низкого звука. Фаготу немецкой фирмы, на котором играет Александр Гурьянов, 60 лет. Стоимость такого инструмента - 6 тысяч долларов.

Во Владивосток по приглашению дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра Сергея Примака приехал один из лучших российских фаготистов Александр Гурьянов. Концерт для фагота с оркестром последний раз исполнялся у нас лет шесть назад итальянским музыкантом Оскаром Локателли, работавшим тогда с Тихоокеанским симфоническим. На этот раз, выступая в краевом центре народной культуры, Александр Гурьянов сыграл концерт для фагота с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта.

- Александр, как это обычно бывает у музыкантов, - вы выбрали инструмент или он вас?

- Начну с того, что родился я в глухой деревне Тюменской области. С двух лет была у меня игрушка - гармошка, мой первый инструмент. В шесть лет отец подарил мне баян. Совершенно не зная нот, я неплохо выучился играть. После школы решил поступать в Тюменское училище искусств. Там мне сказали: "Нот не знаешь, на баян не возьмем. Выбирай либо фагот, либо тубу - у нас недобор по этим специальностям". Первый раз слыша о таких инструментах, решил выбрать фагот - слово больше понравилось. Думал, годик отучусь, ноты узнаю и переведусь на баян. Такая наивность деревенская была. Интересно, куда бы я сейчас пошел с этим баяном? Разве что в самодеятельность. К счастью, игра на фаготе меня затянула. На госэкзамене присутствовал начальник военно-оркестровой службы округа. Указав на меня, он сказал: "Вот этого - ко мне в оркестр". А я мечтал совсем о другом.

- Пришлось идти на службу?

- Сразу после экзаменов меня вызвали в военкомат и заставили писать подписку о невыезде из Тюмени. А я это проигнорировал, собрал чемодан и рванул поступать в Московскую консерваторию. Приехал в Москву, бреду куда глаза глядят и вдруг выхожу прямо к консерватории. Тем временем военкомат повсюду разослал телеграммы: "У Александра Гурьянова документы ни в коем случае не принимать". Поначалу мне повезло - в приемной комиссии оказалась добрая секретарша, приняла документы, познакомила с преподавателями. Они сказали: "Сдавай экзамены, будем учиться". Но, видимо, не судьба была. Остается два дня до экзаменов, как вдруг в Москву приехал отец и забрал меня, сказав, что иначе посадят на пять лет за уклонение от армии. Пришлось уехать.

- Штурм Московской консерватории был первой, но не единственной попыткой получить образование в столице?

- После армии поступил в симфонической оркестр под управлением дирижера Каца в Новосибирске. В 1983 поехал на Первый Всероссийский конкурс исполнителей на духовых инструментах в Ленинграде и взял там вторую премию. Устраивая соревнования для московских и питерских музыкантов, организаторы моей победы не ожидали. В результате меня пригласили на заочное обучение в Институт им. Гнесиных. Во время очередной сессии, в 1985 году, был объявлен конкурс фаготистов для Академического симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой в Москве. Я его выиграл, стал работать, перевелся на очное отделение и получил временную прописку. Правда, потом пришлось уехать в Новосибирск - там была семья, а устроиться на работу с временной пропиской в Москве по моей специальности было сложно.

- В вашей жизни было немало конкурсов, какой из них запомнился больше других?

- Для исполнителей на духовых инструментах один из самых престижных конкурсов в мире проходит в Женеве. В 1987 году я занял на нем второе место среди фаготистов - там было 48 человек из разных стран.

- Ваш инструмент довольно-таки большой, тяжелый. С какого возраста можно обучать игре на фаготе? Это больше мужской инструмент?

- Сейчас нет мужских инструментов, девочки и на тубах играют. Мальчика можно обучать лет с 12-ти, если он рослый, руки у него большие. Девочка должна быть на несколько лет старше.

- Какую музыку больше нравится исполнять?

- Для фагота больше всего написано европейской музыки, особенно старинной - Марчелло, Телеманна, Девьенна, Буамортье. Старинные мелодии требуют более тонкого исполнения от музыканта и высочайшего мастерства, поэтому я их и предпочитаю.

- Вы первый раз во Владивостоке. Ваши впечатления?

- Я мечтал попасть в этот город, посмотреть на океан. Постараюсь запечатлеть Владивосток навечно - вооружился видеокамерой и фотоаппаратом. Сегодня прогулялся по холмистым улицам, спустился на берег, посмотрел на чаек. Хорошие фотографии должны получиться, я вам пришлю.

Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.

Что такое фагот

Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя – итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью.

Музыкальный инструмент фагот

Тембр фагота считается экспрессивным, обогащенным обертонами на всем диапазоне. Чаще применимы 2 регистра – нижний, средний (верхний менее востребован: ноты звучат вымученно, напряженно, гнусаво).

Длина обычного фагота -2,5 метра, вес – приблизительно 3 кг. Материал изготовления – дерево, причем не любое, а исключительно клен.

Строение фагота

Состоит конструкция из 4 основных частей:

  • нижнего колена, называемого также «сапогом», «стволом»;
  • малого колена;
  • большого колена;
  • раструба.

Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.

Инструмент фагот вблизи

Звучание

Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.

В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.

Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.

История инструмента

Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.

Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).

Фагот в футляре

Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.

Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.

Интересный факт: первоначально материалом служила древесина клена, эта традиция неизменна до сегодняшних дней. Считается, что изготовленный из клена фагот является лучшим по звучанию. Исключение – учебные модели музыкальных школ, сделанные из пластика.

В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.

Разновидности фагота

Существовало 3 разновидности, но лишь один вид является востребованным современными музыкантами.

  1. Квартфагот. Отличался увеличенными размерами. Ноты для него писались, как для обычного фагота, но звучали квартой выше написанного.
  2. Квинт-фагот (фаготино). Обладал малым размером, звучал квинтой выше написанных нот. . Вариант, используемый современными меломанами.

Контрафагот

Техника игры

Играть на фаготе непросто: музыкант задействует обе руки, все пальцы – такого не требует ни один другой оркестровый инструмент. Также потребуется работа над дыханием: чередование гаммобразных пассажей, применение разнообразных скачков, арпеджио, мелодичных фраз среднего дыхания.

ХХ век обогатил технику игры новыми приёмами:

  • двойное стокатто;
  • тройное стокатто;
  • фрулатто;
  • тремоло;
  • третитоновая, четвертитоновая интонации;
  • мультифоника.

В музыке появились сольные композиции, написанные специально для фаготистов.

Игра на фаготе

Известные исполнители

Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.

  1. В.С. Попов. Профессор, искусствовед, мастер виртуозной игры. Работал с ведущими оркестрами мира, камерными ансамблями. Воспитал следующее поколение фаготистов, добившихся выдающихся успехов. Является автором научных статей, методических указаний, посвященных игре на духовых инструментах.
  2. К. Тунеманн. Немецкий фаготист. Долгое время изучал игру на фортепиано, затем заинтересовался фаготом. Являлся главным фаготистом Симфонического оркестра Гамбурга. Сегодня активно преподает, ведет концертную деятельность, выступает сольно, дает мастер-классы.
  3. М. Туркович. Австрийский музыкант. Достиг высот мастерства, был принят в Венский симфонический оркестр. Владеет современными и старинными моделями инструмента. Преподает, гастролирует, делает записи концертов.
  4. Л. Шарроу. Американец, главный фаготист Чикагского, затем Питтсбургского симфонического оркестров.

Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.

О музыкантах оркестра. Фагот. Симфонический оркестр, Музыкальные инструменты, Фагот, Текст, Длиннопост, Видео

Фагот - самый большой и низкий среди деревянных духовых инструментов.

Есть даже такой анекдот:

- Чем фаготист отличается от бога?

- Бог не считает себя фаготистом.

По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.

Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.

И, как обычно, немножко интересных фактов:

- Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец правой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки нажимает на 4 клапана.

- Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.

- Стоимость фаготов может доходить до 30 000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.

Найдены возможные дубликаты

Ставите минус - напишите, пожалуйста, почему, исправлюсь :-)))

Ты только по духовым собираешься посты делать?

Я уже спрашивал, но почему классическая гитара была, не очень популярна у минувших композиторов?

Есть достаточно много инструментов, которые не входят в состав классического симфонического оркестра. И дело не в инструменте, просто так сложилось, что большинство произведений написаны именно для такого состава. Логики нет. Просто примите как факт.

В случае с гитарой есть и логика и исторический и функциональный контекст. Но в общем и целом вы правы.

Жду про саксофон.

Интересно, блин. Пишите ещё.

Я когда то оканчивал муз училище по классу фагота, сначала играл на совеццком "дубовом", потом на иностранном, но он был старый и потасканный, я даже марки не знаю, шильдики все стёрты были, Соноре какой-нибудь, такой был ещё один в училище, даже в оркестре губернаторском играл, были времена. А сейчас я программист, куда я скатился, во что превратился.

Левая рука вверху, там 8-9 (зависит от производителя) клапанов, на большом пальце; внизу для большого пальца правой руки – 4: си-бемоль, ми, фа-диез и соль-диез. Все, кроме ми, дублирующие.

Что-то ностальгия, надо завтра поиграть)

Иллюстрация к комментарию

О музыкантах оркестра. Скрипка.

А теперь о струнной группе инструментов.

В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.

Переходим к самой многочисленной группе - струнные

Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Разрешите представить, его величество скрипка:

О музыкантах оркестра. Скрипка. Симфонический оркестр, Музыкальные инструменты, Скрипка, Текст, Видео, Длиннопост

- Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?

- Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.

Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка "поёт" или "плачет". И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.

В современном симфоническом оркестре скрипке по праву отдана роль "королевы", а скрипачи и скрипачки, конечно, занимают почти треть состава, и делятся на 2 группы: первые скрипки, которые чаше всего играют верхний голос или мелодию, и вторые скрипки исполняющие нижний голос. А ещё в оркестре скрипки делятся по пультам: 1-й пульт первых скрипок, 2-й, 3-й и так далее. Ну и самый важный, конечно концертмейстер, это первая скрипка на первом пульте. Он же исполняет все сольные партии, он же проводит групповые репетиции со скрипачами, он же первым встаёт после приветствия оркестра, он же, он же, он же. короче, самый главный, после дирижера. Чем дальше пульт, тем меньше ответственности, за четвертым пультом можно вовсе делать вид, что играешь, главное красиво махать смычком со всеми вместе:-))). Конечно, это шутка. А Вы должны понимать, каких усилий требует от каждого скрипача в группе синхронное исполнение одной и той же мелодии, одним и тем же штрихом, в одинаковом темпе и желательно не фальшиво. Только в таком случае струнная группа сливается в единый инструмент, обогащенный множеством обертонов и струн каждого музыканта. И заметьте, в разные стороны смычками скрипачи не машут. А это все результат огромного труда, как на репетициях, так и дома. Да, да! Вы отработали смену, и , купив пивка оттягиваетесь на диване, а музыканты репетируют, репетируют, репетируют. Поэтому их так часто ненавидят соседи. Вот почему я просто дико ржу над песенкой "В нашем доме поселился замечательный сосед".

Мне кажется, что человеку, научившемуся играть на скрипке, подвластно если не всё, то очень многое. Вы не поверите, какой это ад обучать и учится играть на скрипке. Наверно поэтому учить начинают в очень юном возрасте, чтоб не сопротивлялись, на маленькой скрипочке, которую называют 1/32 и скрипка "растет" вместе с учеником. Представьте себе, струны на скрипке надо настраивать при помощи колков. Ну ладно, в начале это может делать учитель, но, в конечном итоге, придется делать самому. Далее, относительно чисто извлечь можно только четыре ноты на "открытой" струне, но, пока смычок ещё не "поставлен", даже эти ноты звучат весьма гаденько. А дальше - как в сказке, надо пальчиком зажать на грифе струну в нужном месте, чтобы получилась требуемая нота. И никаких тебе ладов как на гитаре, и пометок. Только глазки и ушки. А пальчики ещё не слушаются, а ушки пока слышат плохенько, да и смычком надо правильно работать. Короче, мартовское завывание котов - это ангельское пение по сравнению с первыми уроками на скрипке. Да ещё и подбородок болит, держать скрипку, и на пальчиках очень больные мозоли от струн. Так что анекдот про вылетающую в форточку скрипку очень даже из жизни.

Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку "петь" и "плакать", скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.

Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.

Ну и как обычно, немножко интересных фактов:

- Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.

- Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.

- Самыми ценными и дорогими в мире считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.

- Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.

- На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.

- Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.

Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.

В этой статье мы рассмотрим значение слова фагот. Это музыкальный инструмент, история которого входит в глубь веков. Он представляет собой инструмент максимально низкого звучания деревянной группы. Фагот – инструмент достаточно интересный. В его регистры могут входить теноровые, басовые и альтовые звуки. Подобно гобою, он имеет двойную трость. Данная деталь надета на изогнутую металлическую трубку. Это крайне отличает фагот от многих других музыкальных инструментов данной группы. Но давайте обо всем подробнее.

Особенности конструкции фагота

фагот это

Фагот имеет интересную особенность. Его корпус, как бы сложен вдвое. Этим отличается он от гобоя. Если бы его корпус не был сложен вдвое, то сам инструмент был бы слишком длинным. Фагот – музыкальный инструмент, который разбирается по частям. Это необходимо для удобства переноски.

Из истории фагота

Из-за того что он сложен в несколько частей, музыкальный инструмент напоминает вязанку дров. Собственно говоря, именно это и послужило поводом для того, чтобы он получил данное название. В переводе с итальянского слово «фагот» означает вязанка.

Фагот – музыкальный инструмент, который ведет свою родословную с шестнадцатого века. Материалом для изготовления данного инструмента изначально служил клен. Эта особенность сохранилась до сих пор. В нижнем регистре фагот звучит более совершенно. В то время как в верхнем он имеет некоторую гнусавость, сдавленность. Это является его отличительной тембровой особенностью.

фагот музыкальный инструмент

Необычный звук фагота

Сам по себе тембр фагота представляет собой очень красивый и легко различаемый звук. Это очень нежный тембр. За данное качество этот инструмент носил необычное название «дульциан». Это произошло из-за того, что в итальянском языке слово dolce означает «нежный».

Нюансы строения фагота

На корпусе фагота имеется около тридцати отверстий. При этом только малая их часть прикрывается пальцами. Главным образом же, используется система клапанов. Этот музыкальный инструмент используют в духовом и в симфоническом оркестрах. Тем не менее на нем вполне можно играть сольные номера и использовать в ансамблях.

Как и многие другие музыкальные инструменты данной группы, фагот претерпевал эволюцию в процессе своего развития. Как и многие духовые, он приобрел наибольшую популярность в девятнадцатом веке, благодаря немецкой фирме «Геккель».

Использование в оркестре

фагот инструмент

Начиная со второй половины этого века фагот – инструмент, которому поручают большие сольные эпизоды в оркестровых партиях. Это в условиях того, что изначально данный инструмент всего-навсего дублировал линию басов в оркестре. Поскольку по технике игры фагот схож с гобоем, то он обладает, разумеется, и некоторым различием. Фагот – музыкальный инструмент, в процессе игры на котором, дыхание расходуется менее экономно. Это происходит из-за того, что здесь длинный столб воздуха. В результате вы легко можете заметить скачки. При этом смена регистров практически незаметна, а штрих стаккато получается достаточно острым. Если мы рассмотрим современную музыку, то обнаружим использование фагота в интонациях меньше, чем полутон. Обычно это четверть или треть тона. Как правило, ноты для данного инструмента пишутся в басовом и теноровом ключах. Хотя надо сказать, что изредка используются и скрипичный.

Кроме того, во многих оркестрах, случается, используется контрафагот – это вариант инструмента, который звучит на октаву ниже. Кроме того, с ним отлично сочетается кларнет. Фагот – достаточно классический инструмент для использования в оркестрах.

фагот музыкальный

Фагот в музыке

С начала восемнадцатого, вплоть до середины девятнадцатого века, фагот начал крайне быстро приобретать популярность в разных музыкальных жанрах и, конечно же, композициях. Одно из самых первых сольных музыкальных выступлений было прописано фаготу в сборнике, созданном Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Это работа была впервые представлена в самой Венеции, где фаготу была дана одна из самых сложных партий. В частности, нужно учитывать то, что на нем в то время было всего два клапана. При этом ему нужно было сыграть в особенно большом диапазоне. Этот диапазон был расширен несколько вниз до контроктавы «си-бемоль».

кларнет фагот

Где-то с восемнадцатого столетия улучшенный по своему строению фагот стали особенно часто использовать в составе оперных оркестров. Глинка использовал данный музыкальный инструмент в своей знаменитой опере "Руслан и Людмила". Он сделал это из-за того, что звучание отрывистых нот фагота было очень задорным и юмористическим. Он сумел очень чувственно показать при помощи этого инструмента трусливый характер Фарлафа. Два перекликающихся фагота сыграли очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. Кроме того, фагот мог, на удивление, звучать очень трагически. Таким образом, у Чайковского в достаточно знаменитой Шестой симфонии играет очень скорбное, тяжелое соло, которое исполняет фагот. Его звучание сопровождается контрабасом.

А вот во многих симфониях Шостаковича фагот звучит двояко. Он приобретает то драматичность и динамичность, то звучит совершенно грустно. Фагот – это инструмент, который звучал у зарубежных авторов. Бах, Гайдн, Мютель, Граун, Граупнер – все эти композиторы неоднократно писали концерты для данного инструмента. В них полностью мог раскрыться весь потенциал, который заложен в фагот. Концерт Моцарта (си-мажор) стал одним из самых часто играемых произведений.

Фагот в композициях Вивальди

Одними из самых важных составляющих истории данного инструмента, являются тридцать девять концертов, которые написал Антонио Вивальди. В этих концертах Вивальди создал для инструмента сольные партии, которые удивляют своими быстрыми скачками и переходами из одного регистра в другой. Здесь присутствуют длинные эпизоды и виртуозные пассажи. Неудивительно, что такие приемы вошли в достаточно широкое употребление только со временем. Только в процессе эволюции технологической составляющей инструмента его стало возможно использовать столь обширно и виртуозно.

фагот отзывы

Можно ли научиться играть на фаготе?

Задаваясь этим вопросом, вы должны понимать, что нет ничего невыполнимого. Человек способен крайне на многое, и люди зачастую ограничены самооценкой и своим собственным мнением о себе. Так насколько же трудно научиться играть на таком музыкальном инструменте как фагот? Самое трудное в данном процессе – это встать с дивана и купить инструмент, поскольку, как было упомянуто выше, фагот – это оркестровый инструмент, исходя из этого, мы понимаем, что он не настолько универсален, как, например, фортепиано или же гитара. Тем не менее, этот инструмент имеет множество знаменитых сонат и симфоний от огромного количества авторов. Вам нужно обязательно найти себе преподавателя, который мог бы стать вашим путеводителем на протяжении всего вашего непосредственного обучения. Это может быть какой-то человек из музыкальной школы или же какой-то частный преподаватель. Говоря серьезным языком, фагот не является самым легким для обучения инструментом, и поэтому многие сразу бросают это дело, едва попробовав. Однако если вы зададитесь вопросом о том, что же в нашей жизни дается легко, то поймете, что обучение и старание в избранном пути позволят вам в очень скором времени вкусить сладкие плоды результатов.

значение слова фагот

Нюансы игры на фаготе

Обычный фагот – это инструмент, который имеет три с небольшим октавы. И хоть количество нот достаточно мало, но все же музыканты умудряются извлекать необходимые для них звучания. Хоть это и может быть опасно для инструмента во время концерта, само звучание, которое получают из данных октав, глухое и, в некоторой степени, не всегда приятное. Сам тембр звучания фагота непосредственно напрямую зависит от того, в каком регистре вы воспроизводите звук. В тот момент, когда появился такой духовой любопытный музыкальный инструмент, как фагот, классическая музыка сразу же приобрела больше экспрессивности, и стала несколько более богатой обертонами. Сам тембр фагота весьма насыщен обертонами. Именно таков в своём звучании необычный фагот.

Отзывы слушателей восемнадцатого и девятнадцатого веков в отношении этого музыкального инструмента были весьма благосклонны. Немало было истинных ценителей, которые восторгались его звучанием. И хоть фагот – это инструмент без изобретателя, поскольку имя подлинного автора данной конструкции остается неизвестным, но тем не менее инструмент был оценен в полную силу многими композиторами. Звучание фагота весьма узнаваемо, и вы сможете легко вычленить его из оркестровой партии. К сведению, в общих чертах техника исполнения музыкальных произведений на фаготе напоминает технику исполнения на гобое. Частотный диапазон фагота – от 58 Гц до 698 Гц, а спектр – до семи кГц. Его звук направлен вверх, назад и вперед.

Что ж, вот вы и узнали о таком замечательном инструменте, как фагот. Желаем вам успехов на музыкальном поприще. А в том случае, если вам по душе такой класс инструментов, как духовые, то присмотритесь и к фаготу, но не ограничивайте себя рамками. Экспериментируйте!

фаг о т, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. «Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались.» Пушкин .

Словарь Ожегова

ФАГОТ, а, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

| прил. фаготный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Деревянный музыкальный духовой инструмент тенорово-басового диапазона с
коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. франц. духовое музыкальное орудие, состоящ. из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящ. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;

фаготчик, фаготный мастер.

Энциклопедический словарь

(итал. fagotto, букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Большая Советская Энциклопедия

(итал. fagotto, буквально √ узел, связка), духовой инструмент. Имеет конический ствол в форме лат. U (как бы сложен пополам) с раструбом, состоящий из 4 частей. Звук извлекается при помощи двойной трости , надеваемой на S-oбразную металлическую трубку, которая соединяет её со стволом. В стволе 25√30 боковых отверстий (5√6 закрываются пальцами, остальные √ клапанами). Диапазон √ B1 √ d2, иногда f2. Создан в 20√30-е гг. 16 в. в Италии, в середине 18 в. введён в симфонисекий оркестр. Используется в симфоническом (2√3, иногда 4 Ф.), в духовом оркестрах, ансамбле и как сольный инструмент. Нотируется преимущественно в басовом и теноровом ключах. Из многих разновидностей практически распространён лишь контрафагот . Лит.: Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Heckel W., Der Fagott, Lpz., 193

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Fagotto или Bassone — итал., Basson — франц., Fagott — нем.) — духовой деревянный инструмент, басовой гобой, длинная трубка которого согнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф. (fagot по-франц. — связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Ф. изобретен в 1539 г. каноником Aфpaниo в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI стол. инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, Ф. получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Ф. имеет важное значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Партия Ф. пишется в басовом ключе для низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат, как пишутся. Объем — от contra В до H в первой октаве. Лучшие регистры — низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника Ф. схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. В оркестре пишут две партии Ф. на одной системе. Ф. весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло. Квартфагот — увеличенный Ф. — имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писанной ноты. С введением контрафагота (см.), в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, квартфагот вышел из употребления.

Н. С.

Словарь музыкальных терминов

(ит. fagotto — буквально: узел, связка) — духовой де­ревянный музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью. Звук фагота сильный, несколько гнусавого тембра. Диапазон: b1 — d2 (е2). Разновидности фагота: контра­фагот (см.) и субконтрафагот, звучащий на октаву ниже контрафагота. Используется в симфоническом оркестре.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Музыкальный духовой инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы.

* ► Последние слова понравились Манилову, но в толк самого дела он все таки никак не вник и вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. // Гоголь. Мертвые души //; [Чацкий.] Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. // Грибоедов. Горе от ума //. *

Читайте также: