Кто играет на органе профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Органист кто это

Среди множества музыкальных профессиональных направлений существует такое, о котором в современном мире остается очень много неизведанного. Органист кто это такой ответим в этой статье. Так же нам предстоит разобраться, что за профессия это, чем занимается такой специалист, выполняя свое призвание и насколько актуален этот вид деятельности в настоящее время.

Обратимся к википедии и дадим максимально полное определение профессии.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Органист – это человек, имеющий музыкальное образование и умеющий виртуозно исполнять музыкальные произведения на органе.

Факты о профессии

Музыканты могут быть разнообразными, но органист это особый специалист. Игра на органе не может быть массовым развлечением, это музыка для избранных.

Место работы таких музыкантов – это органные залы консерваторий, костелы или организованные органные выступления.

Личностные качества органиста

Так как органист – это особый музыкант, то для того, чтобы быть совершенным, он должен обладать набором личностных качеств.

К ним относятся:

  1. Отличный музыкальный слух;
  2. Творческое начало;
  3. Умение строить личные творческие цели;
  4. Иметь лидерские качества;
  5. Желание постигать неизведанное;
  6. Обладать умением одновременно работать руками и ногами при игре на инструменте;
  7. Уметь вкладывать в игру свое личное состояние;
  8. Отличным навыком будет умение писать собственную музыку для органа.

Из чего состоит орган

Орган состоит из следующих элементов:

  • Регистры- это как отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием, состоящий из нескольких труб. В органе может быть до 86 регистров.
  • Клавиатура. В органе их пять. Четыре ручные, которые состоят из 61 клавиши и одна ножная.
  • Компьютерное управление. Несмотря на то, что орган выглядит как стандартный клавишный инструмент, на самом деле частично управление происходит благодаря компьютеру.
  • Вентиляторы. Они предназначены для подачи воздуха в органную установку.

Квалифицированный музыкант должен знать устройство своего инструмента и уметь пользоваться всеми тонкостями этого прибора. Дело в том, что каждому музыканту приходится импровизировать в игре на органе, так как, имея перед глазами ноты, они не имеют информации о переключении клавиатуры в тот или иной момент произведения.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Как стать органистом?

Не каждому дано научиться играть на органе, а к этому добавляется еще дна трудность. А именно, что в нашей стране не так много музыкальных школ, которые имеют в своем арсенале такой величественный инструмент.

Такие школы расположены в крупнейших городах, поэтому жителям небольших населенных пунктов в большинстве случаев недоступно подобное обучение.

Однако, если существует возможность отдать ребенка в школу, где обучают игре на органе, то можно быть уверенным, что при наличии таланта и усердия имеется возможность построить прекрасную карьеру не только в России, но и за рубежом.

«За» и «против» органной карьеры

Разберем, какие плюсы и минусы присущи профессии органиста.

Вначале поговорим о том, что хорошего в этом музыкальном направлении.

  • Развивает духовность и внутренний рост;
  • Вызывает неподдельный интерес у поклонников;
  • Частые гастроли и знакомство с интересными людьми;
  • Возможность играть на самых разных инструментах во время посещения различных городов и стран;
  • Хорошая оплата труда.
  • Малая доступность обучения;
  • Сложно стать настоящим виртуозом;
  • В современном мире падает число поклонников органной музыки.

Подведем итоги

В данной статье мы максимально кратко, но информативно раскрыли тему профессии органист. Подробно рассказали, что за профессия это, как стать таким специалистом и с какими плюсами и минусами придется столкнуться в ходе своей деятельности профессионалам.

Мы обсудили все сложности получения органного образования, с которым приходится сталкиваться при возникновении желания обучиться этому мастерству.

После концерта наш корреспондент побеседовал с Тарасом об органной жизни России, о проблемах обучения юных органистов и о том, как стать органистом в нашей стране.


Путь к органу и обретение профессии.

Когда мы с мамой первый раз пошли на органный концерт, я вообще заснул – исполняли Церковные сонаты Моцарта и, наверное, этот репертуар был слишком сложен для 11-летнего мальчишки. Но зато второй раз мне повезло, и я вместе со всем своим школьным классом попал на программу из популярных сочинений И.С. Баха, С.Франка, Л. Боёльмана. Исполнитель – а это был харьковский, а ныне израильский органист, Роман Красновский – играл эмоционально, вдохновенно и меня это увлекло.

Точно так же, как многие, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и затем продолжил обучение в Харьковском музыкальном училище. Как-то поздно вечером, сидя за роялем в кафедральном классе, я увидел в углу простенький электронный орган: маленький, с двумя мануалами. Я очень заинтересовался, что же это за инструмент такой, как он звучит. Возникло непреодолимое желание поиграть на нем, что я и сделал. Спустя некоторое время специально для меня и моего товарища в училище открыли факультатив органа. С этого всё и началось.

Моим первым педагогом стал солист Московской и Харьковской филармоний Николай Олегович Григоров. Благодарен этому человеку за то, что он увлек, дал мне первые знания, умения, поставил первоначальный органный аппарат, допустил к настоящему органу, наконец. Мой консерваторский педагог Сергей Юрьевич Юшкевич – выпускник класса В.К. Мержанова в Московской консерватории, лауреат Международного конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1975 году. Я занимался у него и как пианист, и как органист. Он исключительно тонкий и искусный музыкант, замечательный педагог и, что немаловажно, сам концертирующий пианист. Он учил меня главному – музыке. Именно Сергей Юрьевич дал мне основательную фортепианную подготовку, консультировал меня при подготовке к органным концертам. Ведь для того, чтобы понимать музыку совершенно необязательно отдавать предпочтение какому-то конкретному инструменту. Везде действуют одни и те же музыкальные законы, логика. Я и сейчас не считаю зазорным иной раз обратиться к нему за консультацией, прошу кое-что послушать и дать совет.

Что касается собственно «игры на органе», то этому я научился уже сам, имея базовую школу от Николая Григорова. Могу сказать, что не я первый, не я последний, кто обучался таким образом. К тому же, в тот период я не упускал случая посетить органные мастер-классы, курсы и частные занятия.

Свой первый сольный органный концерт я дал, будучи студентом второго курса консерватории. Тогда же, в 1996-м, я стал солистом Харьковской филармонии. К моменту окончания консерватории у меня в репертуаре было немалое количество различных произведений, так что сформировать программу выпускного экзамена не составило никакого труда. По окончании консерватории я занял должность штатного органиста филармонии и проработал в Харькове солистом Дома Органной и Камерной музыки до 2002 года. В 2002 года меня пригласили в Свердловскую государственную академическую филармонию. Я принял предложение и переехал в столицу Урала. Сейчас играю примерно до 50 концертов в сезоне.

Проблема репертуара.

У органистов «нотный вопрос» стоит особенно остро, но с появлением интернета он стал более разрешим. Благодаря всемирной сети практически любые ноты можно заказать и получить по почте или взять у издательства на прокат, что гораздо дешевле.

Любимый композитор.

Я бы сказал иначе – не конкретный автор, а репертуар, который удается лучше. Конечно, здесь многое определяет темперамент исполнителя, его мироустройство. Для меня, как для исполнителя, скорее ближе немецкая музыка, особенно сочинения И.С. Баха и его предшественников. А вот французскую органную музыку я больше люблю уже как слушатель.

Фанатизм – главное качество настоящего органиста.

Настоящий органист должен быть, прежде всего, фанатиком своего инструмента. Жизнь органиста часто складывается так, что единственный орган, на котором он может заниматься, стоит в концертном зале, время в котором расписано по минутам. В дневное время в нем репетирует и выступает сразу несколько коллективов, готовятся к выступлению солисты, а по вечерам проходят концерты. Поэтому с самого начала профессионального обучения органисты, как правило, работают в не совсем традиционное для занятий время. Активное время для органиста – либо раннее утро, либо поздний вечер, а то и ночь. Других вариантов часто просто не бывает. Постоянно жить в таком режиме без фанатизма невозможно! Это одна из причин того, что в органной музыке до вершин добираются лишь музыканты бесконечно влюбленные в орган, в музыку, в своих слушателей.

Специфика обучения детей игре на органе в России.

В России путь начинающих органистов лежит через занятия в фортепианных классах музыкальной школы. И только потом, уже при поступлении в училище, они встречаются с органом. В Европе – ситуация иная. Там органистом становятся уже на начальном этапе. Конечно, и у нас случаются исключения, но даже в этом случае, методика обучения игре на органе очень приближена к фортепианной. Разнятся и учебные программы: в России распространено «концертное исполнительство», Европе не меньшее внимание уделяется исполнительству церковному. Обучаются не только солировать на концерте, но и вести службы. Будущие органисты изучают Мессу, получают навыки аккомпанемента по генерал-басу и основы импровизации.
Проблема вторая – нехватка инструментов в России. В консерваториях количество доступных органов ограничено. В музыкальных школах, в лучшем случае, имеется один орган, да и тот – электронный. В Европе ситуация немного иная. Органы есть в любой церкви, и даже в небольших городах в музыкальных заведениях стоят несколько инструментов, не говоря уже о консерваториях и академиях. И эти органы трубные, духовые, а не их электронные эрзацы. Некоторые состоятельные родители ставят своим детям маленькие органы дома. В России это просто невозможно. Дети могут заниматься только в школе или в училище и далеко не на самых лучших инструментах. А ведь именно к органу, на мой взгляд, в большей мере подходит высказывание: «Играть концерты можно на любом инструменте, но учиться и совершенствоваться – только на самом лучшем!»

Как распознать в ребёнке будущего органиста.

Главное, почувствовать в ребёнке будущего музыканта. А будет ли он потом пианистом, органистом или гитаристом – второй вопрос. У нас нет дефицита органистов. Есть дефицит музыкантов. Настоящих музыкантов.

Русская и Западно-европейская органная школа.

Вся история органной музыки до ХХ века связана с протестантской и католической культурой. Существуют шесть наиболее мощных национальных органных школ: немецкая, французская, итальянская, английская, испанская и нидерландская. Русская органная школа, на мой взгляд, наиболее близка немецкой. Между Россией и Германией давно сложились тесные культурные и исторические связи. Ещё с петровско-екатерининских времен в России жили немцы, которые несли в страну свою культуру. Большинство органов в России сделано немецкими мастерами. Родоначальник Советской органной школы Александр Гедике – немец по происхождению. И его российские предшественники – Хандшин, Хомилиус и многие другие – не без немецких корней. Долгое время немецкое влияние на российскую органную культуру превалировало над влиянием других европейских культур. Но на рубеже 19-20 веков сенсацией в органной жизни России стала установка французского органа «Кавайе-Коль» в Большом зале Московской консерватории. Казалось, первоначально, все вело к тому, что в консерватории появится инструмент превосходной немецкой фирмы «Walker», построившей немало потрясающих органов (один из них до сих пор радует прихожан Рижского Домского Собора). Но в последний момент все изменилось: тогдашний ректор консерватории Сафонов познакомился с блистательным французским виртуозом, композитором и органистом Шарлем-Мари Видором и тот убедил ректора сделать выбор в пользу симфонического органа французской фирмы «Кавайе-Колль». В результате, один из лучших и наиболее интересных органов России – орган Большого зала Московской консерватории – оказался «французом».

Отличие российского органного искусства от западноевропейского в том, что у нас орган, прежде всего, светский музыкальный инструмент. Отношение к органу, и к органной музыке в России и странах бывшего СНГ совсем иное, нежели за рубежом. В Европе человек постоянно слышит орган в церкви, его музыкальный язык ему хорошо знаком и понятен, полки магазинов переполнены записями органной музыки. В России для тех, кто пришел на органный концерт впервые (а это и сейчас иной раз до половины посетителей концертов), многое не понятно, музыка оказывает только эмоциональное, эмпирическое воздействие. Преодолеть этот барьер можно исполнением органных программ, в которых совмещены просветительская и развлекательная стороны.

Концертная жизнь и поиск нестандартных решений.

На сегодняшний день в России более 30 концертных органов, а всего органов в стране около 100. Концерты органной музыки пользуются огромной популярностью. В России играют многие замечательные европейские органисты, мастера высочайшего уровня. До недавнего времени география концертов у многих ограничивалась Москвой и Санкт-Петербургом, некоторые органисты приезжали в Екатеринбург, Челябинск и Самару. Но как привлечь их, как сделать доступным их искусство слушателям российской провинции: Урала, Сибири, Дальнего Востока?

Существуют различные стимулы, привлекающие органистов (да и всех артистов) в отдаленные российские города. И это не всегда вопрос высоких гонораров. Например, я знаю, что Иркутская филармония иногда устраивает иностранным музыкантам небольшую экскурсию на озеро Байкал - это ведь совсем недалеко от города, зато у музыкантов море впечатлений и удовольствия от поездки, а не только работа в концертном зале. Поиск нестандартных решений, организация пребывания музыканта в городе - это тоже часть работы филармонии, способная в значительной мере компенсировать недостаток размеров гонораров.

Орган – детям

В этом году Свердловская филармония представляет юным поклонникам органа два детских абонемента (разделенных по возрастам). Младшим детишкам играет Владимир Игнатенко, старшим – играю я. В моём абонементе четыре концерта. Считаю, что самое главное заинтересовать ребёнка, иными словами: поучая – развлекать, а развлекая – поучать. Мы используем современные технологии: экран, на котором с помощью компьютера показываются картины старинных мастеров, портреты композиторов, чья музыка звучит со сцены. Получается своеобразный органный урок с видео иллюстрациями для детей и любознательных подростков: музыка в синтезе с видео-рядом и занимательными комментариями ведущей. Иногда после концерта-урока проводится специальная экскурсия «К органу». Это небольшое путешествие в мир инструмента, который занимает целых четыре этажа и может заменить своим звучанием целый оркестр.

Душа органа

Где у человека душа? В какой она оболочке? Разве можно сказать определенно? Так же и у органа. Каждый инструмент – индивидуальность, со своим особым голосом, характером звучания. Чтобы понять «душу органа», надо его прочувствовать, посвятив ему много часов. Говоря словами известного кино-героя Глеба Жеглова: «Для того чтобы хорошо узнать человека, надо понять, чем он живет, что чувствует. Это трудно, конечно, и попотеть придется. Но зато если ты это сделаешь – он тебе всё расскажет!». Тоже самое можно сказать и про орган…

Орган — довольно экзотический для России музыкальный инструмент, а органист в нашей стране — штучная профессия. Громадный «король инструментов» с множеством клавиатур, многометровых труб и инфернальным звучанием ассоциируется у многих с католическими соборами и музыкой к фильмам ужасов. Да и играть на нём надо не только руками, но и ногами.

Самый известный нижегородский орган из большого зала Нижегородской консерватории

Самый известный нижегородский орган из большого зала Нижегородской консерватории

Наши герои — трое молодых выпускников Нижегородской консерватории. Все они учились у именитых профессоров: Заряны Скульской, Татьяны Бочковой и Даниэля Зарецкого, — и продолжают их дело.

Александра Косицкая, 36 лет. Преподаватель Нижегородского музыкального колледжа по классу органа. Считает, что все органисты — фанатики своего дела.

Александра Косицкая

Ольга Бестужева, 32 года. Старший преподаватель секции органа и клавесина Нижегородской консерватории. Рисковый человек: играла на органе ночью в пустой церкви.

Ольга Бестужева

Александр Новоселов, 35 лет. Солист-органист Карельской государственной филармонии. Наблюдательный гастролер.

Александр Новоселов

Органистами работают обычно мужчины или женщины?

Александр Н.: Органист — профессия универсальная, на этом инструменте играют как мужчины, так и женщины. При этом в США это скорее мужская профессия. А в России, наоборот, женщин-органисток больше, по крайней мере среди студентов.

Ольга Б.: Мне кажется, сейчас примерно в равной степени среди органистов-исполнителей встречаются представители обоих полов. Но более известны, наверное, все-таки мужчины.

Как вы пришли в профессию?

Александр Н.: В моём случае был осознанный приход к этому инструменту: во время учёбы в Кировском колледже искусств я часто посещал органные концерты и решил, что при поступлении в консерваторию начну осваивать этот инструмент. Сейчас в некоторых музыкальных школах можно сразу начинать заниматься на органе, но в наше время такой возможности не было.

Ольга Б.: Орган я вживую услышала первый раз, находясь в творческой школе для юных одаренных пианистов: в качестве экскурсионной программы нас возили на органный концерт и, честно сказать, мои ожидания какого-то чуда не оправдались. Мне понравилось необычное звучание инструмента, но не манера исполнителя. Уже учась в консерватории на фортепианном факультете, с подачи моего педагога Беллы Абрамовны Альтерман я пошла на орган больше ради интереса. Ну, а дальше, когда ты сам «распробуешь» инструмент и что-то начинает получаться, остановиться уже сложно.

Александра К.: Меня привели мои друзья по консерватории. В то время на старших курсах учились такие известные сейчас в России и за рубежом органисты как Мария Мохова, Юлия Юферева, Наталья Рябкова, Александр Новоселов. Будучи студенткой фортепианного факультета, я слушала их зачеты и экзамены и мне самой захотелось приобщиться к органному искусству.

Какая разница между духовыми и электронными органами?

Духовой орган, Музыкальный колледж им. Балакирева
Духовой орган, Музыкальный колледж им. Балакирева Орган в Детская школе искусств №18
Орган в Детская школе искусств №18

Духовые органы бывают разных типов: на универсальном современном органе с двумя-тремя клавиатурами можно сыграть практически всё, если же орган барочный, то на нём не исполнишь позднюю романтику, например. А на электронных органах можно сыграть всё что угодно. Там даже есть функции, меняющие тип и строй органа: барочный, романтический, симфонический. Конечно, духовые органы до сих пор продолжают строить, существует много больших и не очень фирм, которые передают это ремесло по наследству. Но сейчас многие церкви отказываются содержать духовые органы и заменяют их электронными, что всегда намного дешевле. Особенно такая тенденция наблюдается в небольших приходах.

Духовой орган значительно дороже обходится при покупке и содержании, у каждой фирмы своя цена. Самый дорогой электронный орган будет стоить около 90-100 тысяч евро, в то время как средний духовой орган — 1,5-2 млн. евро и выше. В нашей стране за органами обычно следят органные мастера, работающие при филармонии, а за границей — фирмы-изготовители органов. Обычно перед каждым концертом мастер настраивает определённые группы регистров, проверяет разные механизмы и детали. Раз в 10-20 лет может проходить капитальный ремонт инструмента. Главное, чтобы в помещении, где находится орган, поддерживалась нужная температура и уровень влажности. Духовой орган нуждается в специальной акустике зала, сначала приезжают специалисты и изучают помещение на предмет акустики, а потом составляют проект органа. На электронном органе есть функция реверберации и её можно регулировать, так что в маленьком помещении будет казаться, что находишься в большом соборе.

Как играют на органе?

Александр Н.: С первого взгляда кажется невероятно сложно играть на нескольких клавиатурах и ещё ногами, но как и на фортепиано сначала бывает сложно соединить две руки, также и на органе постепенно входит в привычку игра на ножной клавиатуре. Орган очень сложен для координации, особенно когда нужно играть на незнакомом инструменте. Например, ножная клавиатура может быть на одном органе прямая, а на другом радиальная. Переключает регистры обычно помощник-ассистент, хотя иногда органисты пытаются всё делать сами.

Ольга Б.: Координацию органист нарабатывает постепенно, от репетиции к репетиции, доводя какие-то навыки до автоматизма, например, тренируясь не смотреть на педальную клавиатуру во время игры. А основной секрет, наверное, в большой любви к своему делу.

Александра К.: Освоение органа — долгий и упорный труд, приспособленность к инструменту, выработка координации и огромная концентрация внимания во время исполнения, умение не упустить ни одной задачи, это все тренируется.

Евангелическо-лютеранский приход города Нижнего Новгорода (электронный орган)

Евангелическо-лютеранский приход города Нижнего Новгорода (электронный орган)

Расскажите о сложностях учебы

Александр Н.: Купить орган для занятий дома — дело дорогое. В основном приобретают, конечно, электронные органы, которые занимают мало места и значительно дешевле. Органные произведения можно учить и на фортепиано, но только на первоначальном этапе, и то только руки. Конечно, для студентов-органистов тяжело не иметь своего инструмента: нужно постоянно вставать очень рано, чтобы сделать в классе домашнее задание, а уходить позже всех, потому что органный класс расписан буквально по минутам. Во время моей учёбы в Нижегородской консерватории у каждого студента было не более 5-6 часов для самостоятельных занятий в неделю, это конечно, очень мало. Процент соотношения жертвенности и раздолбайства в учебе это конечно вопрос индивидуальный: зависит от личностных целей. Но «раздолбайство» в хорошем смысле иногда должно присутствовать, иначе в таком режиме долго не протянешь. Может быть 10-15 % можно себе позволить.

Александра К.: А я не знаю ни одного органиста-раздолбая. По-моему, в этой профессии вообще нет случайных людей. Органисты все до единого люди, мягко говоря, помешанные на своем деле, фанатично преданные. Даже студенты колледжа, которые впоследствии не выбирают орган как специальность, занимаются с полной отдачей, несмотря на множество проблем, связанных с нехваткой репетиционного времени в зале и делают все возможное в этих условиях. Органов у нас мало, в отличие от Европы, студенты имеют катастрофически мало времени для самостоятельных занятий, поэтому нужно владеть фортепиано, чтобы решать на нем какие-то задачи.

Есть ли разница в профессии органиста в России и за границей?

Александр Н.: Профессия органиста достаточно редкая, особенно в нашей стране. В Европе и Америке, где орган традиционно связан с церковью, органистов и рабочих мест значительно больше, но у нас есть хорошая тенденция строительства новых залов и органов. По крайней мере, раз в год-два в России где-нибудь да появляется новый орган, духовой или электронный. За рубежом органисты, как правило, большей частью работают в церкви и /или преподают, а у нас в основном работают в филармониях, преподают лишь немногие. Церковные органисты у нас тоже есть, но это либо волонтёрство, либо незначительный дополнительный заработок. Обучение в России и за рубежом тоже устроено по-разному: у нас это — освоение концертного органа, а на Западе в первую очередь обучение церковного музыканта, когда органист должен помимо игры уметь дирижировать, петь, работать с хором или небольшим оркестром.

Расскажите профессиональные мифы о работе органистов

Александра К.: Некоторые говорят, что пианистам вредно играть на органе, якобы испортишь фортепианное туше, но это не так. На самом деле задействованы разные мышцы рук, разные принципы звукоизвлечения, нужно просто перестроить мозг и свой аппарат.

мифы о работе органистов

Истории из жизни: немного мистики и хоррора

Ольга Б.: Я помню, на мастер-курсах в Бозау (Германия) нам давали возможность по очереди заниматься ночью в церкви, на тихой звучности, чтобы не тревожить сон обывателей, и оставляли огромный ключ от собора с условием, чтобы мы его не теряли (а ключ действительно был внушительных размеров, так что потерять его трудно). Но это все-таки обязательно происходило. Причем знакомые органисты, которые ездили на эти же мастер-курсы годом раньше или позже, снова рассказывали увлекательные истории про потерю этого ключа. Иной раз органист может заниматься по ночам в большом, пустом и полутемном, освещенном лишь лампой на пульте органа, зале. И лучше в этот момент не подходить к нему со спины!

Орган — это старомодный инструмент, на котором можно играть только церковную музыку, или его репертуар гораздо шире?

Александр Н.: Орган достаточно современен в наше время. На нем исполняют абсолютно любую музыку: и переложения оркестровых произведений, и саундтреки к кинофильмам, и даже джаз и попсу. Многие органисты не одобряют этого, но иногда нужно привлекать новую публику на концерты. Главное, делать это дозированно и грамотно составлять программы. Человек, услышавший знакомую музыку на концерте, вероятнее всего придёт ещё раз. Работа филармонического органиста требует разнообразного репертуара, поэтому мне приходилось делать для детских и вечерних концертов органные переложения музыки Чайковского, Грига, Сен-Санса.

Ольга Б.: Сольно я предпочитаю играть сочинения, написанные именно для органа. Хотя время от времени приходится делать переложения ансамблевой музыки (вокальной или инструментальной) для органа. Хотя сейчас жанр транскрипции очень популярен, наверное, ради привлечения внимания публики. Я слышала в записи органную транскрипцию сонаты си-минор Ференца Листа и «Весны Священной» Игоря Стравинского – когда это интересно сделано и сыграно на органе соответствующего типа, звучит очень впечатляюще!

Александра К.: Нередко доводится перекладывать партию оркестра для органа. Так как он имеет большое количество тембров, красок, то это дает возможность приблизить звучание к оркестровому. А еще в некоторых произведениях эпохи барокко приходится импровизировать, так как партию органа в то время композиторы не записывали полностью .

Сколько зарабатывают органисты?

Александр Н.: Зарплата концертирующего органиста во многом зависит и от региона, и от статуса филармонии и её финансирования. В среднем по российским филармониям органисты получают тысяч 30-40, есть, конечно, меньше и больше. Но кроме основной работы, органисты часто организуют концерты в других местах, что тоже приносит дополнительный заработок, позволяющий более-менее нормально жить. За рубежом ситуация тоже везде разная, но в странах Северной Европы, Германии, Швейцарии, США органисты получают достойные зарплаты, конечно не сопоставимые с заработком в сфере культуры в нашей стране.

Александра К.: Заработок преподавателя органа такой же, как преподавателя фортепиано или любого другого инструмента, но количество студентов и учеников, естественно, не такое большое, как студентов других специальностей. Поэтому количество часов очень ограничено. Я совмещаю преподавание органа в музыкальном колледже им. Балакирева с работой концертмейстером в Нижегородской консерватории.

Кого из органистов послушать?

Александр Н.: Из зарубежных органистов мне очень нравится Ханс Фагиус, Даниэль Рот. Из отчественных — Даниэль Зарецкий, Константин Волостнов, Алексей Шмитов.

Ольга Б.: Чем перечислять фамилии органистов, я лучше посоветую ходить на органные концерты цикла B-A-C-H в консерваторию (афиши есть на сайте Нижегородской консерватории). Конечно, к нам приезжает меньше исполнителей, чем в Москву, Санкт-Петербург, но все достойные: и русские, и иностранцы, и молодые, и заслуженные.

Органная музыка в кино

Александр Н.: Из наших советских фильмов, где звучит орган, можно назвать «Солярис» Тарковского. В этом фильме использована хоральная прелюдия И. С. Баха в обработке Э. Артемьева. Правда, там звучит электроорган. Из популярных зарубежных фильмов орган звучит в «Пиратах Карибского моря». Есть и художественное кино про органистов, например «Органист собора Святого Вита» (Чехия, 1929), «Полонез Огинского» (СССР), «Орган» (Чехословакия).

Александра К.: Мне вспоминается советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры», «Сталкер» и «Зеркало» Тарковского, «Древо жизни» Терренса Малика, «Интерстеллар» Кристофера Нолана, «Великий Гэтсби» База Лурмана.

О проблемах с органами в Нижнем

Ольга Б.: Концерты органной музыки популярны у нижегородской публики. Но чтобы органист, получивший профессиональное образование, был востребован, необходимо, чтобы были сами инструменты. А в Нижнем Новгороде с этим большая проблема. Органисту здесь особо негде развернуться. На данный момент, концертный духовой инструмент в городе только один — в Большом зале Нижегородской консерватории. Есть еще несколько небольших учебных инструментов: так же в консерватории, в музыкальном училище им. М. А. Балакирева (там тоже иногда силами преподавателей организуются небольшие концерты), и в Детской школе искусств им. А. И. Хачатуряна (инструмент органного мастера Ю. Патрушева). Есть еще несколько электронных инструментов. Конечно, в таком большом городе концертных инструментов должно быть больше. И, кстати, проблема не только в инструменте, но и в концертном зале – с хорошей акустикой, высокими потолками, куда бы можно было поставить орган.

О преподавании.

Ольга Б.: Я замечаю, что работая с другими, ты сам становишься более зрелым музыкантом: во-первых, учишься слышать более тонко, замечая больше нюансов, подробностей, во-вторых, формулируя задачу для студента, ты лишний раз напоминаешь ее себе, вырабатывая свои исполнительские принципы. Кстати, удивительно, но практически все органные педагоги, профессора, что мне приходят на ум, сами ведут активную исполнительскую деятельность.

Фотографии органов: Александра Косицкая
Татьяна Демидова
6+

Самым древним инструментов орган можно назвать, конечно, с натяжкой. Всякие дудочки и свирели - самые примитивные духовые инструменты - появились раньше. Но удивительно то, что этот принцип - продувание воздуха через трубочки разной длины - был очень быстро реализован в статическом виде с созданием огромных конструкций со сложной механикой.

Итак, прообраз органа это так называемая Флейта Пана из добиблейских времён - несколько трубочек разной длины, соединённых друг с другом параллельно - довольно простой музыкальный инструмент, который и сейчас существует исторически на разных континентах. Оно и понятно, принцип лежит на поверхности

Однако светлые головы из Древней Греции во время механического бума в изобретениях придумали продувать воздух через трубочки с помощью гидравлического механизма. Так в IV веке до нашей эры в Александрии Египетской появился гидравлос - гидравлический орган и вообще первый орган в статичном виде. Придумал его греческий изобретатель Ктесибий , который конкретно занимался физикой сжатого воздуха и даже писал трактаты на эту тему. Схема действия гидравлоса проста и остроумна - ветряная мельница качает насос, накачивая воздух в металлический шар, погружённый в воду, с усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Диапазон такого органа уже составлял четыре регистра, в каждом из которых было до 18 труб - получается уже больше 60 нот

Расцвет органного строения был не в Риме или Германии, как можно подумать, а в Византийской Империи. Там органостроение достигло расцвета настолько, что именно оттуда органы поставлялись в ту же Европу. Византийские императоры дарили по торжественным случаям органы европейским самодержцам. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти. Так Византийская Императрица Ирина подарила 774 году орган Карлу Великому. королю франков, на коронацию. Это уже органы практически такие, как и сейчас, за исключением незначительных деталей

В эпоху Возрождения начали наконец строить органы и в Европе. Правда клавиши тогда были широкие, находились на расстоянии друг от друга били по ним кулаками, а не пальцами - в общем конструкция была грубовата. В XVII веке центр органостроения переместился из Италии в Германию, там органы стали строить сотнями. К тому времени и клавиши стали поменьше, и количество регистров определилось, и техника игры устаканилась.

Это уже времена Иоганна Себастьяна Баха , когда орган стал обязательным атрибутом религиозных богослужений. Музыка к этому времени уже оформилась для того, чтобы сделать последний шаг к классической музыке в той форме, которую мы сейчас имеем. Практически все композиторы того времени, включая И .С. Баха, были одновременно и мастерами по настройке органов и консультантами при их постройке - работы у них было много.

Наконец в XIX веке, благодаря французскому мастеру Кавайе-Коллю орган достиг своего законченного развития, став симфоническим органом - то есть своим диапазоном он мог соперницать с целым симфоническим оркестром. Такой орган имел семь клавиатур, 500 клавиш и 30 000 труб, включая вспомогательные. Это уже целый город, а не инструмент

Искусство игры на органе в разы сложнее, чем искусство игры на остальных музыкальных инструментах. Это уже практически работа, а не музицирование. Ведь помимо кучи клавиатур существует переключение регистров специальными затворами, существует педальная клавиатура с тремя десятками ножных педалей, существует так называемая трактура - система передаточных устройств, сконструированная таким образом, что у органа имеется своего рода "память" - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа — готовые, фиксированные комбинации. Каждая из которых имеет название. Целая наука

Два самых больших органа в мире находятся в США, они любят всё самое большое (7 клавиатур, 455 регистров, 33 000 труб). В Европе самый большой орган - в Соборе Святого Стефана в Баварии (5 клавиатур, 277 клавиш, 18 000 труб).

У нас самый большой орган находится не в Московской Консерватории, как можно подумать, а в Кафедральном Соборе города Калининграда, в Восточной Пруссии. Кафедральный Собор этот только недавно был восстановлен после англо-американских бомбёжек 1945 года и мне посчастливилось недавно послушать там орган, когда я ездил на матч Чемпионата Мира по футболу. Орган там, конечно, исключительный, хоть и скромнее по сравнению с самыми большими - 4 клавиатуры. 90 регистров, 6 500 труб. В частности я услышал, органист Юсупов играл на нём кантату «Carmina Burana» Карла Орфа, которая вообще-то исполняется обычно симфоническим оркестром

Можете на видео наглядно оценить насколько сложно играть на органе эту кантату - там видно, как ходят клавиши и ручные, и ножные

Орган слывет королем инструментов, поэтому, когда им обзаводится очередной зал, событие называют инаугурацией (логичнее было бы коронацией). Обычно она представляет собой торжественный концерт с VIP-знаменитостями, в ходе которого ведущие органисты мира исполняют эффектные произведения, демонстрируя ширь и мощь возможностей инструмента. На недавней памяти именно так открывались органы в Доме музыки (2004) и Большом театре (2013).

Високосная дата

Команда зала «Зарядье» изобрела совсем иной сценарий: публика получила возможность купить билет на любой из свыше 100 сеансов, длившихся по 10 минут и проходивших в течение полных суток 29 февраля. Високосная дата придала исключительность событию, которому и без того едва ли нашлась бы аналогия в концертной практике. Сеансы проходили нон-стоп с 0 часов 29 февраля по 0 часов 1 марта. Орган в России любят: до последних минут свободные билеты оставались в продаже лишь на самые глухие ночные часы; но те посетители, кто выбрал именно эти сеансы, смогли насладиться атмосферой действа не в толпе, а в привольной пустоте огромного зала.

Режиссером его выступил Даниэле Финци Паска, известный и театральными спектаклями, и постановками Cirque du Soleil ; вместе с ним работала команда, умудренная опытом организации всевозможных шоу. Зрители не занимали места в зале, а шли гуськом по заданному маршруту, напоминавшему лабиринт. Границы дорожек были выложены нотными листами – причем не с абы какой музыкой, а именно с органной. Сверху в публику свисали таинственные огоньки. А в центре иммерсивного действия сидел освещенный мягким светом органист, и на определенном этапе прохождения лабиринта к нему можно было подойти на расстояние вытянутой руки.

Мастера регистровки

Орган на протяжении суток не выключался ни на минуту. Исполнители сменяли друга, их было 24 органиста, авторитетных во всем мире – к примеру, органист Собора Нотр-Дам в Париже Оливье Латри, его коллега из Церкви св. Маргариты в Вестминстере Томас Троттер и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин.

Широкой публике эти имена, возможно, мало что говорят: среди органистов нет звезд, сравнимых по популярности с певцами, дирижерами, пианистами, скрипачами и даже виолончелистами. Этому есть логичное объяснение. Певец – сам себе инструмент. Если говорят о дирижерах, никто не обсуждает их палочки – только искусство управления оркестром. В случае с пианистом или скрипачом ситуация уже не столь определенная: иногда половину успеха можно приписать «Стейнвею» под его пальцами или «Страдивари» в его руках. А вот инструмент орган – основной герой события, и лишь в его тени находится играющий на нем органист. В Домский собор в Риге мы приходили послушать орган, а кто на нем играет – какая разница?

В этом есть несправедливость: исполнительской ловкостью органисты превосходят коллег, играющих на прочих инструментах. Если у пианиста всего две или три ножные педали, из которых в ходу обычно одна, то у органиста – целая педальная клавиатура. Композиторы предусмотрели в своих опусах эффектные каденции, исполняемые одними ногами, – но это как раз не самые сложные места, потому что во время их исполнения органист может свободными руками держаться за лавку. Гораздо труднее играть всеми четырьмя конечностями одновременно, при том что клавиатур (мануалов) на органе несколько – к примеру, в «Зарядье» их четыре. Так что по владению координацией органисты стоят где-то близко к артистам Cirque du Soleil.

Конечно, искусство музыкальной интерпретации у органистов тоже обсуждается. Но по большей части оно выражается не в самой игре, а в регистровке – то есть в том, как интерпретатор распределит тембровые краски на протяжении выбранного произведения, что достигается включением и выключением в нужные моменты разных групп труб (регистров). Раньше во время игры переключение регистров производилось вручную; для этого рядом с органистом стоял ассистент, а то и два. На современных органах комбинации заносятся в память компьютера, поэтому для переключения всей картины звука достаточно вовремя коснуться кнопки next. Говорят, что иногда руки и ноги органиста настолько заняты, что ассистент требуется даже и для такого ничтожного дела, а современные композиторы, бывает, пишут для ассистента отдельную партию. Поэтому, пожалуй, рано говорить о том, что профессия ассистента канула в Лету, как в нее канула миссия подмастерья, качавшего в трубы воздух мехами, – его давно уже заменил электромотор.

Француз и немец

Так или иначе, а старинные традиции и новые технологии в органном искусстве встретились нимало не противоречиво. Собственный орган – неотъемлемая часть и гордость каждого классического зала. В зале «Зарядье» место ему было отведено с самого начала. Стройка зала и сборка органа начались одновременно, а закончились с интервалом в полтора сезона, и это не накладка: органостроение объективно более скрупулезный процесс. Акустику зала спроектировал Ясухиса Тойота, орган изготовила французская фирма Muhleisen – тем же тандемом люди сделали акустику и орган в Концертном зале Мариинского театра. К примеру, органы в Доме музыки и в Большом театре делал немецкий консорциум органостроительных фирм Glatter-Götz – это разные традиции, которые идут из глубин европейской культуры, при этом влияя друг на друга. В разговоре с «Ведомостями» главный органист и хранитель органа в «Зарядье» Лада Лабзина сказала, что ее новый питомец соединил в себе традиции французской и немецкой школ, поскольку территория, на которой формировалась эта культура органостроения, исторически переходила от Франции к Германии и обратно.

В российском зале Muhleisen звучит вполне органично – и смотрится тоже. Если в Доме музыки орган визуально доминирует, празднично топорщась горизонтальными трубами, а в Большом театре он и вовсе скрыт за одной из кулис, откуда тихо попискивает, то в «Зарядье» фасад органа естественно вписан в интерьер. Генеральный директор «Зарядья» Ольга Жукова обращает наше внимание, что и архитектура зала, и фасад органа подчиняются идее изогнутых линий, что корреспондирует с локальными красотами холмов парка «Зарядье».

Больше труб

На фасаде органа всего 135 труб, но за ними – невидимый трехэтажный дом со своим внутренним устройством: по внутренностям, обещают, будут водить малые экскурсионные группы. Всего же в органе 5872 трубы размером от 6 метров до 3 сантиметров; их доставили из Франции в Москву семь грузовых трейлеров. Я поднял архивы по Дому музыки: там 5582 трубы размером от 12 метров до 10 сантиметров; их доставили из Германии в Москву шесть грузовых трейлеров. Цифры не столь уж разнятся: прогресс не в количестве и размерах, а скорее наоборот – в технологической экономии, если из трубы длиной 6 метров удается извлечь столь же низкий звук, что и из трубы длиной 12 метров (если я правильно понял Ладу Лабзину, секрет – в применении крышечки).

Очевидно, экстенсивность в органостроении уже не на повестке дня, и профессионалы подтверждают: количество труб – далеко не первая вещь. Органистка Евгения Кривицкая говорит, что главное – как орган взаимодействует с исполнителем. Например, бывает, что консоль, на которой играет органист (по советским привычкам она у нас называется кафедрой), не привинчена непосредственно к органу, а дистанционно вынесена на сцену – тогда может возникнуть эффект запаздывания звука, отчего играть становится несколько напряженно. Лабзина утверждает, что все ОК и орган очень дружески приветлив. А вот главный органный мастер Мариинского театра, интонировщик органов Елена Загоруйко в интервью журналу «Музыкальная жизнь» подтверждает, что на какой консоли играть – разницы нет: если играешь на удаленной, то на встроенной клавиши нажимаются сами. Более того, можно играть хоть вдвоем на разных консолях одновременно.

Из слов органистов я сделал вывод, что новый орган отличается должной приемистостью. Если бы меня пустили на нем поиграть (я, правда, не просил), я бы написал репортаж в жанре тест-драйва. Сходство есть – как водитель не обязан знать, куда тянутся тросики, так и органист может иметь слабое представление об акустически-механических последствиях, которыми отзываются в органе толчки его рук и ног. И все же есть самое существенное отличие органостроения от автопрома – принципиальное отсутствие конвейерной сборки. Каждый орган уникален и во всех деталях изготовлен вручную: каждая труба, огромная или крошечная, изготовленная из сплава олова и свинца или выпиленная из дерева, лабиальная или язычковая – продукт дотошной ручной работы органного мастера. Все тонкости создания и настройки этих труб сложатся в звуковой узор, которым наши уши смогут радоваться в «Зарядье» в течение предстоящих сезонов.

Читайте также: