Кто кулибин по профессии

Опубликовано: 03.07.2024


21 апреля 1735 года родился механик-самоучка Иван Петрович Кулибин — знаменитый русский изобретатель и техник-новатор, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.

Не получив систематического образования, мастерством механика Иван Кулибин овладевал самостоятельно, читая популярные петербургские научно-технические издания, в частности приложение к “Санкт-Петербургским ведомостям” и “Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества” Г. В. Крафта.

Таланты будущего великого механика стали проявляться рано. В юношеском возрасте Иван Кулибин освоил слесарное, токарное и часовое дело. В 13 лет он создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.

Постоянно изучая физику и математику, изобретатель совершенствовал своё мастерство. В 1764–1766 годах Кулибин работал над громадными телескопами и электрической машиной. Не будучи знакомым даже с азами профессии шлифовальщика, своим умом он дошёл до определения фокусных расстояний. Своими руками собрал станок для шлифовки и полировки линз и зеркал. За два года Кулибин смастерил два телескопа и один микроскоп. В телескопы "видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотой, но чисто". (Город Балахна находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода, так что увеличение кулибинских телескопов было довольно большим). Он разработал новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. Кулибин продолжал уделять особое внимание изучению и конструированию часовых механизмов.

Впечатляет перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина в петербургский период его жизни: проекты мостов, разнообразные приборы, паровые машины, фейерверки, лифты, знаменитый “кулибинский фонарь”, электрические машины, протезы и многое другое. Целый ряд его технических решений намного опередили свое время.

И. П. Кулибин - символ русского изобретательства, не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные идеи.

Предлагаем Вашему вниманию обзор, посвященный главным изобретениям знаменитого русского изобретателя - Ивана Петровича Кулибина.

Изобретения Ивана Петровича Кулибина

Золотые механические часы


В 1769 году Иван Кулибин преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет.

В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм — всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление "Воскресение Христа", которое давали крошечные фигурки. Когда створки открывались, миниатюрный механический ангел отодвигал камень от Гроба Господня, стоящие с двух сторон от него стражники падали ниц, появлялись две мироносицы, и начинала играть музыка.

Устройство могло воспроизводить несколько мелодий. Утром и днем часы три раза играли молитву «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». С пяти вечера до восьми утра звучал стих «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В полдень устройство проигрывало мелодию, которую Кулибин сочинил к приезду императрицы в Нижний Новгород в 1769 году.

В связи с этим удивительным изобретением 28 апреля 1769 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» впервые упомянула имя нижегородского часовщика Ивана Кулибина. Сегодня эти часы – достойный экспонат Государственного Эрмитажа.

Одноарочный мост через Неву


В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору).

Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. Модель первого из них была изготовлена из связанных веревками липовых брусков и выдержала груз, в 15 раз превышающий ее собственный вес, но Академия наук проект забраковала.

Второй, улучшенный вариант моста предусматривал возведение пролета из шести самостоятельных решетчатых ферм. К 1774 году был разработан третий вариант проекта, в котором вес центральной части моста был значительно облегчен, а количество решеток увеличено. Он был признан оптимальным, и в мае следующего года началось строительство модели в масштабе 1:10, которое длилось до октября 1776 года. Комиссия Академии наук осмотрела модель и осталась очень довольна, работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.

Модель 17 лет стояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Однако по непонятным причинам проект моста так и остался проектом.

Позднее неутомимый Иван Петрович занимался принципиально новым видом мостов – металлическим. Полностью технически обоснованные его проекты всё равно были отклонены.

Фонарь-прожектор со светоотражателями


Известие об очередном изобретении Кулибина было помещено в номере 15 от 19 февраля 1779 года «Санкт-Петербургских Ведомостей», газеты, основанной Петром I. В разделе «Разные известия» писалось: «Санкт-Петербургской Академии Наук механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать некоторою особою вогнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного света и более, смотря по мере числа зеркальных частиц, в оном вмещенных. Оно может поставляться и на чистом воздухе в фонаре: тогда может давать от себя свет, даже на несколько верст, также по мере величины его. То же зеркало весьма способно к представлению разных огненных фигур, когда сии на каком-либо плане будут вырезаны и когда сим планом зеркало заставится. Лучи тогда, проходя только в вырезанные скважины непрозрачного тела, представят весьма блестящую иллюминацию, если не превосходящую, то не уступающую фитильной, в фейерверках употребляемой… ".

" Кулибинский фонарь", как видно из приведенного текста, представлял собою прожектор особой конструкции, дающий, несмотря на слабый источник света (свеча), большой световой эффект.

Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы; одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие — меньших размеров — годились для карет.

"Повозка-самокатка"


В 1784 году И. П. Кулибину пришла в голову идея создания повозки-самокатки, на осуществление которой у него ушло семь лет.

Сначала Кулибин пытался сконструировать четырехколесную «самокатку», однако для облегчения веса машины от одного колеса пришлось отказаться. В результате работы у Кулибина получился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. В конструкции механической "повозки-самокатки" он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения.

В 1791 году проехался по улицам Петербурга на своей трехколесной повозке. Задние колеса повозки были большего диаметра, чем единственное переднее. Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение. Плавный ход машины обеспечивал маховик. На подъемах и так довольно медленная скорость самокатки падала в 2–3 раза, чтобы слуге не приходилось тратить больше усилий. Эта медлительность сделала невозможным широкое использование повозки.

Модель «самокатки» не сохранилась, её удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть как она работала.

Конструкция "механической ноги"


Иван Петрович Кулибин первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. В 1791 году он разработал конструкцию «механических ног» — протезов. Такой протез Иван Петрович создал для героя Очаковского сражения, артиллерийского офицера С.В. Непейцына, потерявшего на поле боя ногу. Конечно, задолго до Кулибина предпринимались попытки создать удобный, качественный протез, но нашему изобретателю удалось создать нечто более совершенное по сравнению с предыдущими образцами.

Механическая нога, как назвал её сам Кулибин, имела форму человеческой ноги.

Вот описание протеза Кулибина из журнала «Москвитянин» 1854 года: «Сделал ногу из тонкого металла, в вид натуральной; обложил ее пробочною корою, обтянул замшею, привинтил к ней плоский из крепкого дерева костыль, досягающий до пазухи, на который бы можно было опираться; приставил её вместо безобразной деревяшки, а костыль пропустил под мундир, обвязал, где следует, широкими бинтами и утвердил так крепко, что г. Непейцын мог ходить очень легко без палки, садиться и вставать, не касаясь до нее руками. Эта машинная нога сама собою в плюсне и колене сгибалась и разгибалась, согласно с движением другой ноги его натуральной. Он мог надевать шелковые чулки, башмаки и даже танцевать польский».

Протез был настолько хорош, что офицер Сергей Непейцын с этим протезом прошёл всю войну 1812 года, сражался в партизанских отрядах и потом брал Париж..

После войны 1812 года очень похожие механические протезы начали производить во Франции.

Первый в мире лифт

В 1793 году Екатерине II исполнилось 64 года, и ей было сложно подниматься по многочисленным лестницам Зимнего дворца. Специально для своей покровительницы Иван Петрович Кулибин сконструировал кресло-подъемник, которое стало прообразом лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу «по перпендикулярной линии, но безо всякого опасного воображения» с помощью винтового механизма на паровом приводе. Кресло активно помогало императрице перемещаться между этажами Зимнего дворца на протяжении трех лет.

На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. Архиве хранятся двадцать два листка с чертежами разного формата, с текстом и без текста, заключенные в обложку с надписью: «Подъемное кресло».

Водоход

Это изобретение И. П. Кулибина должно было облегчить тяжелый труд бурлаков. В 1782 году он изобрел «для водоходства машинные суда: «судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы…».

Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.

Испытание второго варианта машины состоялось в Нижнем Новгороде только 22 года спустя в 1804 г. Водоход двигался очень медленно, со скоростью всего в одну версту в час, при этом за его движением постоянно должен был следить механик. В 1807 году появилась третья усовершенствованная версия судна, скорость которого должна была.

Однако, хотя испытания доказали пригодность и экономичность этой разновидности судна, изобретение не было использовано.

Оптический телеграф


В 1794 году И. П. Кулибиным была изобретена и построена «дальнеизвещающая машина», представлявшая собой оптический семафор, в котором он, помимо зеркал, использовал изобретённый им фонарь с отражающим зеркалом. Это позволяло строить промежуточные станции на больших расстояниях и использовать телеграф и днём, и ночью даже в небольшой туман. Рама семафора Кулибиным была использована Т-образная, французская, но им был придуман остроумный приводной механизм, двигавший раму, и новый упрощенный код. Кулибинский код сводился в таблицу, с помощью которой ускорялись передача и расшифровка сигналов. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось». После демонстрации «дальнеизвещающая машина» Кулибина была сдана на хранение в Кунсткамеру.

Иван Кулибин

Иван Кулибин родился 10 (21) апреля 1735 года в Подновье Нижегородского уезда.

Отец был мелким торговцем.

С ранних лет проявил себя как очень смышленый и способный к обучению юноша. Особенно он удивлял окружающих своими механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые.

Отметив талант сына, отец отдал его на обучение слесарному, токарному и часовому ремеслу, в которых Иван Кулибин быстро достиг большого мастерства. Талантливого юношу заметили и пригласили в Нижний Новгород. Там у него была часовая мастерская. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов.

Узнав о том, что город должна посетить императрица, он решил удивить ее своими часами, которые в то время были только у богатых людей и стоили очень дорого. Заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы. Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат с подвижными фигурками, воспроизводивший несколько мелодий.

Свои уникальные часы Кулибин преподнес императрице Екатерине II, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.

Часы Ивана Кулибина

Часы Ивана Кулибина

Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций.

Одноарочный мост Ивана Кулибина

Одноарочный мост Ивана Кулибина

В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь - так обеспечивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал - якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование - водоходы так и не получили распространение.

Построил механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов.

В 1773-1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера - Фусса.

В 1791 изготовил самокатную повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм.

Самокатная повозка Ивана Кулибина

Самокатная повозка Ивана Кулибина

Также разработал конструкцию «механических ног» - протезов.

В середине 1790-х годов стареющая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Дважды, в 1792 и в 1799 году, Кулибин монтировал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Иван Кулибин 2

В 1801 был уволен из Академии и вернулся в Нижний Новгород, где продолжал изобретательскую работу.

Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками. Подтверждением тому может служить «Отрывок из письма к Русскому Художнику Гладкову (Из Нижнего)», опубликованный в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год, где Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкого, с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «жаль, что я так стар! а то поехал бы в Москву обнять моего собрата».

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников. Широкую известность Кулибин получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».

Его фамилия стала в русском языке нарицательной: кулибиными называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России.

Умер 30 июля (11) августа 1818 года в Нижнем Новгороде.

Иван Петрович Кулибин

Личная жизнь Ивана Кулибина:

Трижды был женат.

В третий раз женился в возрасте 70 лет. Третья жена родила ему трёх дочерей.

Всего имел 12 детей - 5 сыновей и 7 дочерей. Всем своим сыновьям он дал образование. Известны его сыновья: Александр Кулибин (1798-1837; русский горный инженер, краевед, поэт, историк Алтайских заводов), Пётр Кулибин, Семён Кулибин.

В домашнем быту Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой, Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.
«Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года по старому стилю в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем и воспитывал сына в строгости, с ранних лет приучая к труду. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек — «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин-старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

После смерти отца 23-летний Иван Кулибин открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. И с тех пор, как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» губернатору Аршеневскому, пошла народная молва о необыкновенном умельце. Нижегородская знать, дворяне, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.

В 1767 году, во время поездки Екатерины II по волжским городам, представленный губернатором Иван Кулибин продемонстрировал государыне свои изобретения, а также рассказал о часах, которые замыслил смастерить в ее честь.
Часы.

Через два года он привез царице телескоп, микроскоп, электрическую машину и уникальные часы размером с гусиное яйцо, которые в полдень исполняли музыку, сочиненную Кулибиным в честь приезда императрицы Екатерины II в Нижний Новгород. Государыню поразил встроенный механизм театра-автомата: «В нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, по сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», и двери затворялись».

Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин принял предложение. Так начался новый, самый яркий, этап в жизни и творчестве «нижегородского посадского, вельми прилежного до всякого сотворения премудростей диковинных».

Однако часы оставались самой большой страстью «главного механикуса отечества», он создавал проекты разнообразных часовых механизмов от «часов в перстне» до башенных гигантов. Карманные «планетные» часы Кулибина, кроме указания на время, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны.

Изобретательство к этому времени стало неотъемлемой частью жизни Ивана Петровича. Одним из первых он обратил внимание на необходимость мостостроительства. В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал первый однопролетный деревянный мост через реку Неву, а в конце 1776 года успешно прошли испытания 14-саженной модели этого моста.

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Также Кулибин создал карманные электрофоры. С тех пор, как при помощи обыкновенных зеркал Кулибин осветил темные переходы Царскосельского дворца, он неизменно участвовал в оформлении различных карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов, устраивая всевозможные фейерверки, «световые шутихи», оптические забавы, аттракционы.

Самобеглая коляска и другие истории.

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков.

Протез ноги.

На рубеже XVIII—XIX вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Подъемное кресло —

первый в мире лифт — стало одним из любимейших развлечений высших сановников и дворцовой челяди.

Мосты
В 1770-х годах Иван Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через реку Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул. Однако проект не был осуществлен, хотя мост облегчил бы жизнь петербуржцев в периоды наводнений. С 1891 года Кулибин работал над вариантами металлического моста, но проект, несмотря на полную техническую обоснованность, был отклонен правительством.

Оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, даже фортепиано и многое другое — вот многообразное наследие Ивана Петровича, который был награжден Екатериной II специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».

Гениальный изобретатель, конструктор и ученый не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные догадки, не вполне еще оцененные. Как сказал великий математик Эйлер Ивану Кулибину: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо».

Геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы — таков далеко не полный перечень сделанного в мастерских под руководством Кулибина. Поле деятельности его необозримо. Особенно удивляет обилие оставленных им чертежей — около 2000 штук, от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов и зданий

Черты личности Кулибина

Неутомимый новатор, Иван Петрович был консервативен в привычках и домашнем быту. Никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Иван Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике

Семейная жизнь
Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей самого разного возраста: и бородатые мужчины и малолетние девочки. Всем своим сыновьям он дал образование.

Последний период жизни.

Последние десять лет своей жизни Кулибин провел в большой нужде, и в день его смерти в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, например, на изобретенном им протезе — каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем. Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой. «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются» (1817).

Ива́н Петро́вич Кули́бин (10 (21 апреля) 1735 г., Подновье, Нижегородский уезд — 30 июля (11 августа) 1818 г., Нижний Новгород) — выдающийся русский механик-изобретатель.

Содержание

Биография

«Все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин».

Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж). Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.

С 1769 и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.


К 1772 Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (см. Водоход), механический экипаж с педальным приводом.

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

Память

В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным прозвищем. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах. Слово может приобретать и отрицательный оттенок, когда речь идёт о стремлении отечественных специалистов что-то поменять в существующей проверенной технологии, возможны фразы вроде «не подпускать Кулибиных». [1]

Улицы и переулки, названные в честь Кулибина


Другие объекты, названные в честь Кулибина

    в Нижнем Новгороде
  • Горьковское речное училище имени И. П. Кулибина
  • Экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде
  • Круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина

Ссылки

Примечания

  1. ↑[1] «Что-то слышится родное…» Авто-Ревю, №12 за 2008 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кулибин, Иван" в других словарях:

Кулибин, Иван Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кулибин. Иван Петрович Кулибин … Википедия

Кулибин, Иван Петрович — механик Императорской Академии Наук, член Императорского Вольного экономического общества. Сын мещанина Нижнего Новгорода, род. в Нижнем Новгороде 10 апреля 1735 г., ум. там же 30 июля 1818 г. Кулибин предназначался отцом торговать мукой, но он с … Большая биографическая энциклопедия


285 лет назад, 21 апреля 1735 года, родился Иван Петрович Кулибин. Его имя стало нарицательным. Теперь уже точно можно сказать – навсегда. Им называем умельцев-самоучек, талантливых инженеров-самородков – пояснения не требуются. Слава Кулибина остаётся непреложной. Хотя кто-то и считает его просто легендой, чуть ли не сказочным персонажем – наравне с Аникой-воином или Василисой Премудрой. А ведь он немало сделал и для Академии наук, и для русского экономического общества, и для речного транспорта, и для военной хирургии и в целом – для нашей инженерной мысли, закладывая традиции смелого изобретательства…

Он многое доказал современникам и потомкам. Доказал, что и русский мужик может изобретать хитрые машины не хуже немцев и англичан. Слава славой, но как мало мы знаем о настоящем Иване Петровиче Кулибине, о его судьбе, полной драматических поворотов.

Он родился в нижегородской слободе Подновье. Его отец был торговцем, человеком сравнительно состоятельным, принадлежавшем к городскому посадскому сословию. Скорее всего, придерживался старой веры и уж точно бороды не брил. В его доме и помыслить не могли о табаке, о пьянстве. Дьячок обучил Ивана грамоте по Псалтыри, а к школам Кулибин-старший относился презрительно. Вскоре совсем еще юный сын торговца встал за прилавок. Пока родитель не умер – Иван Петрович так и вынужден был заниматься нелюбимым делом. Не смел ослушаться.

Первой загадкой, пробудившей пытливый ум Кулибина еще в юности, оказались для него часы, которые показывали не только время, но и течение солнца и фазы луны. Он приметил их на колокольне Рождественской Строгановской церкви, которая и ныне стоит на высоком берегу Оки. Как работает этот мудрёный, компактный механизм? Ответ Кулибин искал в книгах. Наиболее дельным оказалось учебное переводное издание Георга Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества».

Механика пленила его. Он знал о судьбе Ломоносова – крестьянского сына, который вырвался в первые академики и достиг высоких степеней. Подобно Ломоносову, он не только постигал тайную механизмов, но и слагал стихи.

В самых первых, ещё наивных, юный Кулибин жаловался на горькую судьбину «торговца поневоле»:

Ах, о радости я беспрестанно вздыхаю,

Радости же я совсем не знаю.

И к любви я стремлюсь душою,

Ах, кому же я печаль свою открою.

Раскрыть тайну часового механизма он сумел только в Москве. Там он оказался ненадолго, по торговым делам, и на Никольской улице нашел своего первого учителя – известного часовщика Лобкова. Но после недолгого путешествия пришлось возвращаться домой. Кулибин стал первым мастером на все руки в Нижнем, но, вплоть до смерти отца, ему приходилось еще и торговать мукой… «Не мука, а просто мУка…»

Когда в 1767 году в Нижний прибыла императрица – старшего Кулибина уже не было в живых. Ивану Петровичу покровительствовал местный купец Костромин. В купеческом доме, на деньги Костромина, Кулибин создал изящный подарок для Екатерины – часы в форме крупного гусиного яйца, в котором изящные фигурки разыгрывали пьесы. Часы раскрывались, играли гимн. Позолоченный корпус мастер украсил затейливым орнаментом. Но, когда мастера представили императрице, он не только преподнес ей эту диковину, но и продекламировал оду собственного сочинения:

Простру в том руки к щедрому богу,

Что дал науки и милость многу,

Сердце царицы его десницы

Храним всегда.

За преблагие твоя доброты,

И все драгие ко всем щедроты,

Свыше правитель и покровитель

Твой зиждитель всех.

Получилось эффектно. «Русская Семирамида» тут же пригласила в Петербург и его, и Костромина.

Он стал диковинкой при дворе Екатерины Великой. Императрица доверила ему руководство механической мастерской Академии наук. Предоставила казенный дом для семейной жизни и работы.

Ещё в апреле 1765 года, до екатерининского путешествия по Волге, не стало Ломоносова. Увы, они с Кулибиным так и не встретились…

Обживаясь на берегах Невы, Кулибин нипочем не согласился бриться, хотя этот шаг сулил ему чины и дворянство. Долгобородый, он всюду появлялся в добротном русской кафтане. Не считая духовных лиц, никто в окрестностях Эрмитажа и Царского Села так не выглядел. То было время трагического раскола между «благородным» и «мужицким» сословиями. Они жили как будто в разных мирах, по-разному говорили, одевались и обедали. Появление Кулибина в дворцовых и академических залах стало первой попыткой сгладить это противоречие. Щеголи и остряки – как будто по ошибке – просили у него благословения, как у священника. Кулибин с достоинством отвечал, что к духовному сословию отношения не имеет.

При дворе его, конечно, больше всего ценили за пиротехнические чудеса, за умение устраивать уникальные фейерверки и расставлять по садам волшебные фонари. Слухи о них передавались из уст в уста, поэты посвящали пиротехническим зрелищам восторженные оды. А сам мастер даже написал трактат «О фейерверках». Ведь он много лет познавал тайны огня. Изучал, как разные вещества влияют на его окрас. Создавал прихотливые хлопушки и ракеты. Главный секрет состоял в том, что, отгремев и отмерцав, кулибинские фейерверки не оставляли следов. К Кулибину относились с почтением: по крайней мере, каждый знал, что именно он разработал столь замечательную огненную потеху. Двор ценил марку мастера, а имя Кулибина повышало престиж праздничного зрелища.

Вообще-то Екатерина не выносила многолюдных, пышных празднеств в стиле недавно отгремевшего в России елизаветинского царствования. «Премудрая Фике» пыталась завести свои порядки, и придворным ритуалам придать больше простоты и душевности. Но к фейерверкам императрица питала особое пристрастие. Видела в них торжество человеческого ума, познавшего и подчинившего себе одно из таинственных явлений природы. Ведь она – дочь своего века – более всего ценила в мире знания и умения.

Кулибин, несмотря на внешнюю простоту и отсутствие не то что университетского, а любого образования, многое знал и умел. Екатерина с удовольствием демонстрировала иностранным монархам и послам его чудо-изделия – часы и механические игрушки.

Для праздничных потех он создал и первый в мире прожектор – кулибинский фонарь колокольной формы. Зеркала преумножали силу света. Достаточно было одной свечки, чтобы заработал маяк, чтобы осветить празднество, чтобы распространить яркий свет от дворца к площади. В главной газете империи появилось сообщение: «Механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать некоторою особою вогнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного света и более, смотря по мере числа зеркальных частиц, в оном вмещенных. Лучи тогда, проходя только в вырезанные скважины непрозрачного тела, представят весьма блестящую иллюминацию, если не превосходящую, то не уступающую фитильной, в фейерверках употребляемой». И морские офицеры, и архиереи, и разнообразные князья заказывали у Кулибина это восьмое чудо света.

Когда после взятия Измаила Григорий Потёмкин решил с небывалым размахом отметить эту победу над турками в петербургском Таврическом дворце, Кулибин получил самое непростое задание: он должен был превзойти себя, удивить и Екатерину, и её вельмож. И он не подвел. Устроил в саду золоченую пирамиду, все заполнил кристальными шарами и светящимися звездами. А в зале стоял огромный автоматический, украшенный драгоценными каменьями от щедрот князя Таврического… слон. На слоне восседал персиянин – совсем как живой. Слон покачивал хоботом, а персиянин (вместо сердца у него имелся прихотливый механизм) ударял в колокол. Это был, пожалуй, самый яркий праздник екатерининских времён!

Придворная жизнь всегда чревата подводными камнями. Кулибин оказался не в чести у Екатерины Дашковой – дамы весьма влиятельной, в особенности в вопросах, имеющих отношение к искусствам и науке. Однажды Кулибин израсходовал собственные деньги на починку драгоценных часов с павлином, принадлежавших Потёмкину. Мастера решил поддержать Гавриил Державин – в то время секретарь императрицы. Он выхлопотал у Екатерины солидную прибавку к жалованью для Кулибина – 900 рублей в год. Узнав об этом, Дашкова, возглавлявшая Академию, пришла в ярость. Ведь Державин обратился к императрице «через ее голову». После этого навсегда прервалась давняя дружба Дашковой с Державиным, а Кулибина спасло только то, что сама императрица тогда не благоволила своей бывшей подруге, и влияние Дашковой ослабевало.

Екатерина наградила механика особой медалью – с аннинской лентой. На главной ее стороне располагался портрет царицы, а на оборотной – изображение богинь, символизирующих науки и искусства. Они держали над именем Кулибина лавровый венок. На одной стороне медали было написано: «Достойному», а на другой: «Академия Наук – механику Кулибину».

Сам фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский трижды кланялся бородатому механику на глазах у изумлённых придворных. «Вашей милости, вашей чести, вашей премудрости – моё почтение!». Поклонился по-русски, в пояс. А потом добавил: «Помилуй Бог, скоро он изобретёт нам ковёр-самолёт!». Нет, до летающих чудес Кулибин не поднялся, но в создании новых видов транспорта достиг немалого успеха.

В 1791 году Кулибин сконструировал экипаж оригинальной конструкции – самокатку с маховым колесом на педалях-«туфлях» – нечто среднее между велосипедом и дрезиной, еще не изобретенными. Чтобы прокатиться на «самокатке» – лошади не требовались. «Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно, без всякого почти усилия и одноколка катилась довольно быстро», – так рассказывал современник об этой кулибинской модели. Есть даже сведения, что самокатка могла лететь со скоростью 30 км/ч. Хотя, это, скорее всего, преувеличение раза в два. Истина же в том, что Кулибину удалось создать один их самых надежных и скоростных самокатных экипажей XVIII века с равномерным ходом. И его самокатка легко выдерживала двоих пассажиров, слугу-«рикшу» и сундучок с провизией.

Кулибин предлагал конструкцию и четырехколесной, и трехколесной повозки. Внедрить удалось последнюю, более легкую. Ездоки удивлялись, что под гору самокатка шла медленнее, чем в горы. А Кулибин специально добивался этого, разработав прихотливое тормозное устройство, позволявшее добиться равномерного хода и варьировать скорость. Самокатки изготавливались в механических мастерских Петербургской академии наук, которыми руководил Кулибин. Аристократы екатерининского времени полюбили их – и для развлечений, и для доставки грузов. В ХХ веке по сохранившимся старинным чертежам создали реплику кулибинской самокатки. Ее можно увидеть в московском Политехническом музее.

Сама императрица поручила Кулибину изобрести особый телеграф, передающий информацию с помощью световых сигналов, в которых он так глубоко разбирался. Он же предложил модель «дальнеизвещающей машины» – оптический семафор, который, с помощью системы зеркал и отраженных фонарей передавал словесные коды. Таблица кодов Кулибина была проще и удобнее в оперативной работе, чем тогдашние французские аналоги, но средств в казне на постройку такого телеграфа не хватило. Семафор отправился в кунсткамеру…

Первые телеграфные линии заработали в России только в 1835 году. И построили их, увы, на основе иностранных технологий, забыв о предложениях Кулибина.

После смерти Екатерины о Кулибине при дворе вспоминали всё реже. К тому же он постарел. Седобородого изобретателя отныне сильнее всего занимала загадка вечного двигателя – этот камень преткновения всех пытливых умов.

В 1801 году Кулибина (скорее всего – по его просьбе) уволили из Академии и послали на родину, в Нижний, где он тут же занялся «усовершенствованием пробного машинного судна». Император Александр I назначил ему недурной пенсион: 3000 рублей в год и выдал из казны 6 тысяч для отдачи долгов, которые изобретатель наделал не из собственной прихоти, а работая над проектами, необходимыми для государства. Кроме того, ему добавили еще 6000 – на будущие расходы во время «опытов на Волге».

Но в жизни великого самоучки наступили черные дни. Не успел он устроиться в Нижнем, как умерла его жена, Авдотья Васильевна. Скончалась при родах. На несколько месяцев он впал в меланхолию, но вскоре деятельный характер взял верх над грустью и Кулибин снова вовсю занялся «водоходным судном», а заодно и привел в дом новую хозяйку, которая вскоре родила ему – семидесятилетнему – троих дочерей.

Что же касается судоходства, после многих опытов он предложил заменить бурлаков и лошадей устройством на берегу своеобразных механических канатных тягачей, которые тянули бы судна по рекам, учитывая особенности течений. Кулибин несколько раз испытал свои экспериментальные, небольшие машинные судна на Волге. Водоходное судно, по сравнению с «бурлацкими», было признано более экономичным.

В 1804 году Кулибину удалось построить большой «водоход». Государственная комиссия признала «великую выгоду» этого нового транспорта – и вручила Кулибину свидетельство об изобретении.

Но… этим всё и завершилось. Купечество своей выгоды не увидело и, на этот раз, не поддержало изобретение своими капиталами. В итоге первое чудо-судно так и осталось последним.

Очередным изобретением Кулибина стали усовершенствованные «механические ноги», над которыми он работал с 1790 года, с турецкой войны. С помощью его протеза много лет передвигался даже знаменитый генерал Валериан Зубов, брат всесильного екатерининского фаворита. Кулибин еще раз усовершенствовал свою модель искусственных ног во время Наполеоновских войн.

Военные хирурги признали кулибинский протез самым совершенным из всех, тогда существовавших. Десятки инвалидов, живших в окрестностях Нижнего, воспользовались деревянными конструкциями старого мастера.

Кулибин не прерывал связей со столицей. Несколько раз писал графу Аракчееву о возможностях «вечного двигателя». Эта идея, соблазнявшая многих одержимых гениев механики, оказалась для него роковой. Она почти разорила Кулибина. Но, с другой стороны, возможно, именно эта страсть держала его на Земле в последние годы.

Нижегородский учитель рисования Павел Веденецкий создал портрет старика-Кулибина с циркулем в руках, с екатерининской медалью на груди. Потом этот образ степенного бородача интерпретировали на разные лады – уже через много лет после смерти Ивана Петровича.

Последние годы изобретателя прошли в бедности. Ведь ему постоянно требовались деньги для воплощения новых технических замыслов. А еще нужно было кормить молодую жену и детей. Он умер в 1818 году почти безвестным, а точнее – забытым, на середине девятого десятка жизни, состоявшей из трудов и замыслов.

Воскресил память о Кулибине писатель Павел Петрович Тугой-Свиньин. В 1819 году он выпустил книгу «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» – восторженную, но и весьма содержательную. Новый виток интереса к личности великого механика екатерининской эпохи начался после 1861 года, на волне отмены крепостного права. Именно тогда русским людям было важно осознать, что и «среди простого звания» у нас бывают герои и таланты. Сын простого торговца, мещанина, считался близким к крестьянскому сословию и делал ему честь.

Писатель Владимир Короленко, много размышлявший над феноменом Кулибина, сетовал, что великий изобретатель «поторопился родиться на свет», ведь в XIX веке ему нашли бы более серьезное применение. Думаю, это спорное предположение. Екатерина смело выдвигала талантливых русских людей, помогала им раскрыться, любовалось ими. Этого у неё отнять нельзя. Как правило, это относилось к аристократам, но, подобно Петру Великому, она старалась демонстрировать и сословный демократизм.

В чем-то судьба Кулибина грустна: большинство его изобретений так и остались в единственном виде, в виде диковинок для кунсткамеры – на потеху публике. Но и стать «именем нарицательным» удается немногим.

Его образ навсегда сохранился в исторической памяти нашего народа. С придворного мастера Кулибина начинался и первый искусственный спутник Земли, и наши глубоководные аппараты «Мир», и атомные ледоколы, и многие другие отечественные изобретения, удивлявшие белый свет. С Кулибина начиналось в России, в ее высшем свете, и уважение к мужику, которое оказалось сильнее сословных предрассудков. Можно ли забыть такого мастера? Так поклонимся ему трижды – по-суворовски!

Читайте также: