Кто лепит из пластилина профессия

Опубликовано: 02.07.2024

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский)

С ранних лет я очень люблю лепить из пластилина. Мне казалось, что нет ничего интереснее на свете как лепить пластилиновый фигурки животных, сказочных героев, героев мультфильмов смешариков, посудку для кукол и т.д.(см. Приложение 2)

На уроке окружающего мира учительница нам рассказала, о том что люди с древних времен занимаются лепкой и показала рисунки, фотографии с фигурками животных, людей, детскими игрушками и посудой. Я поняла, что данное занятие очень древнее и мне захотелось изучить историю возникновения лепки подробнее.

Обучаясь в школе я заметила, что не все ребята нашего класса любят заниматься лепкой.

И у меня возник вопрос: Почему у некоторых детей не получается лепить так хорошо, как у меня и насколько важны навыки лепки?

И я решила исследовать данное явление. Для этого я запланировала провести анкетирование и узнать, как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина. А так же изучить пользу данного занятия для развития детей и в какой профессии пригодятся навыки лепки.

Цель: изучить роль лепки в развитии детей.

- исследовать отношение учащихся класса к лепке;

- изучить историю лепки с древности и до наших дней;

- исследовать пластилин, которым пользуются ученики, его пластичность, удобство в использовании;

- изучить пользу лепки из пластилина для развития детей;

- изучить профессию связанную с лепкой- скульптор;

- рассказать своим одноклассникам о возможностях пластилина, его пользы для их развития.

Объект исследования: учащиеся 3 «б» класса.

Предмет исследования: лепка как искусство развивающее детей.

Гипотеза: Я думаю, что изучив причины по которым дети не любят лепить. А так же исследовав роль лепки в развитии детей. Я смогу доказать своим одноклассникам, что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

План работы:

-найти информацию о лепке в различных источниках информации (книги, интернет, родители, учителя);

-проанализировать полученную информацию;

-провести анкетирование среди одноклассников;

Источники идей для моих работ: природа, предметы из быта, энциклопедии, мультики, книги и Интернет.

Методы и приемы работы:

Этапы исследования:

Исследования проводились с 3 сентября 2017 г по 25 октября 2018 г

1. Выбор проблемы, постановка целей и задач.

2. Изучение литературы по данной проблеме.

3. Изучить историю лепки с древности и до наших дней. А так же информацию о пользе лепки для ребенка.

5. Анализ полученных результатов и их оформление.

6. Написание научной статьи.

7. Подготовка презентации.

Материалы, информация моей работы имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках , но и во внеклассных занятиях. Я думаю, что они будут интересны не только сверстникам, но учителям

Основная часть

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования учащихся 3 «б» класса.(см. Приложение 1)

Как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина?

В своём классе я провела небольшое анкетирование:

1. Любите ли вы лепить?

да) 89% не очень) - нет) 11%

2. Если вы не любите лепить, то почему?

-пачкаются руки- 5%

-не получаются поделки- 10 %

-не получается т.к. пластилин ломается, плохо разминается- 5%

-считаю бесполезным занятием- 5%

3.Посещали ли вы кружок лепки когда-нибудь?

да ) 33% нет) 67%

4. Ходили бы вы на кружок лепки, если бы он в данное время проводился?

да) 55% нет) 45%

5.Что вы любите лепить?

а) животных- 55%

б) природу – 33%

г) героев мультфильмов- 0

д) все выше перечисленное – 12%

е) свой вариант- подводный мир- 5%

6. Как вы думаете пригодится ли в жизни умение лепить?

б) нет – 17 %

7.Приносит ли пользу лепка человеку?

да) 72 % нет) 28 %

По результатам тестирования можно сделать вывод:

- 89 % учащиеся нашего класса любят лепить.

- 55% детей посещали бы кружок лепки, если бы он в данное время проводился.

- большинство одноклассников любят лепить животных (55%) и многие из них не только животных, но и природу.(33%)

- 83 % учащихся считают, что умение лепить пригодится в жизни.

- 72 % считают, что лепка приносит пользу человеку. Некоторые из них знают, что лепка развивает мелкую моторику рук.

Исходя из результатов анкетирования я прихожу к выводу,что большинство детей класса любят заниматься лепкой и немного знают о ее пользе.

Но есть учащиеся (11%), которые не любят лепить т.к. испытывают затруднения при лепке(не получается изделие, не разминается пластилин) и считают данное занятие бесполезным. 28 % детей не знают о пользе лепки для развития ребенка.

II . История лепки с древности и до наших дней

Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Изучив историю возникновения лепки можно сделать вывод о том, что лепка это один из древних видов искусства дошедший до наших дней. Который развивается и совершенствуется с каждым годом.

III . Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна!

Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие ребенка на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, дети лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения в конечном счете придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Изучив данный материал я прихожу к выводу, что занятия лепкой развивают все познавательные процессы ребенка, воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

IV . Какой пластилин лучше?

Изучив пластилин одноклассников я поняла, что на желание заниматься лепкой влияет и качество пластилина.И поэтому если пластилин слишком твердый или липнет к рукам и пачкает руки, то желание лепить быстро пропадает.

Поэтому я пришла к выводу, что пластилин нужно выбирать хорошего качества;

он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

V . Какую профессию выбрать если вы увлекаетесь лепкой?

Если вы в душе художник и любите работать с природными материалами, ваш выбор профессии - скульптор.

Скульпторы – это художники, делающие объемные произведения искусства. Название происходит от латинского sculpture, sculpo – вырезаю, высекаю. Это неудивительно, ведь первые мастера работали с природными материалами вроде камня (мрамора) или дерева.

Работы скульпторов не только объемны, но и осязаемы, большинство из них можно потрогать. Некоторые скульптурные произведения даже имеют приметные потертости, ведь зачастую знаменитые или оригинальные памятники обрастают легендами и приметами, и множество людей приходит не только посмотреть, но и потрогать, потереть или обнять на удачу.

Что же касается самих скульпторов, то этот творческий народ – и «свободные художники», и специалисты, работающие в реставрационных мастерских при музеях либо в архитектурных бюро, а иногда и в дизайнерских отделах автоконцернов, на киностудиях и даже в бюро ритуальных услуг.

Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.

В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.

Как уже упоминалось выше, область применения своего мастерства у современных скульпторов значительно расширилась, и все же условно можно выделить следующие направления:

создание высокохудожественных авторских работ как для участия в выставках, так и под заказ для частных или муниципальных организаций;

создание ювелирных изделий или статуэток из ценных пород дерева, камня, керамики (малахита, мрамора, фарфора);

преподавательская работа в сфере общего художественного образования и подготовки профессионалов;

дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;

реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах;

разработка и изготовление архитектурных конструкций, театральных декораций, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов.

Изучив профессию скульптора я пришла к выводу,что его деятельность связанна не только с лепкой из природных материалов, но и с созданием, рестоврацией различных изделий; разработкой и изготовлением архитектурных конструкций и т.д.Это поистине интересная и творческая профессия!

Из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение.

Целью моей работы было изучить роль лепки в развитии детей.

В процессе данной работы была проанализирована и проработана литература. Мною была изучена история возниковения лепки, влияние лепки на развитие ребенка.

Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы:

Я смогла доказать , что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

Результаты исследовательской работы подтвердились, так как я уже долгое время занимаюсь лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.

Для развития с психологической точки зрения

развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза;

повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук.

Для эстетического развития:

Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Для развития художественных способностей:

способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение;

формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции;

формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;

формирует чувство пропорций и чувство пластики.

лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах;

в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов).

Для решения воспитательных задач:

бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей - к труду своего ребёнка;

трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В дальнейшем я хочу выступить в классе по результатам исследовательской работы, тем самым показав одноклассникам огромную роль лепки в развитии детей. А так же на уроке окружающего мира рассказать о такой уникальной профессии, как скульптор.

Планирую изучить приемы лепки, виды пластилина и возможности его применения. А также профессии в которых еще пригодятся навыки лепки.

Возможно одну из них я выберу для себя в будущем.

Занятие лепкой мне очень хорошо помогают в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишу в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.

Список литературы

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.

Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.

« Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.

Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.

Сухомлинский В. А «Педагогика»

«Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация.

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный»для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его.Спешу Вас разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом - лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.

Какой пластилин лучше?

Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.

Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный - клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускают в баночках или коробках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.

Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.

Глина - является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

Тесто для лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т. к. очень мягкое и безвредное.

Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим.

Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.

Стека: для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук.

Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Значение театра в жизни ребенка» Консультация для родителей детей первой младшей группы. "ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА". Скорова Р. Я. МАОУ ДС № 80 "Песенка" г. Тольятти.

Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка»
Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни вашего ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад третьей категории №14 "Росинка" Выполнила:.

Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка раннего возраста» Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие.

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка» Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» Консультация для родителей «Значение развивающих игр в жизни ребенка» В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.

Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем,.

Консультация «Сказка в жизни ребенка. Воспитательное значение сказки» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Значение режима дня в жизни ребенка Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня в жизни ребёнка» Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха,.


Старый черный паровоз уже подает сигналы, пассажиры торопятся занять места. Вот девушка машет платочком – на перроне новобранцы, стриженые, уже в форме, с вещмешками, скоро отправляться… Супружеская пара с собачкой важно идет вдоль вагонов, носильщик везет чьи-то чемоданы, машинист выглядывает из окна – все ли сели?

Весь этот шумный многоголосый вокзал – в квартире старого дома в центре Москвы. Мы в гостях у Алексея Микулина. Это пластилиновый вокзал. Несколько лет назад Алексей вернулся к своему детскому увлечению – лепке из пластилина, теперь он создает уникальные работы.

«Если кукла выйдет плохо – назову ее Бедняжка!»


Алексей Микулин

На недавнем Балу фонда «Детские сердца» Алексей выставил свои работы и провел мастер-класс. Кстати, это полезно и интересно не только для детей, но и для взрослых. Вернуться в детство – кому этого не хочется! К тому же через родителей проще вовлечь в процесс ребенка.

Правда, Алексей замечает, что работа с пластилином – дело кропотливое. К своему творчеству относится очень трепетно и полагает, что и за один мастер-класс постигнуть искусство работы с пластилином невозможно. «Сначала в голове должна созреть идея, какой-то план, что ты хочешь делать. Затем ты принимаешься за эскиз», – рассказывает Алексей.

Эскиз – это работа в миниатюре. 3D модель будущей большой работы. На картоне размером примерно 10 на 10 сантиметров – крохотные паровозики, маленькие фигурки, – и вот все то же самое, только на огромной платформе под колпаком из оргстекла – подлинник! Работа «На перроне». Кстати, все работы Алексей заботливо накрывает такими коробами-колпаками: пыль – враг пластилина, сядет на работу, и уже ничем ее не убрать.

Что это за существа? Алексей предполагал, что это львы. Кому-то они кажутся мышками, кому-то – ежами.


Эти условные животные, считает мастер, отлично передают мимику: на лицах маленьких человечков труднее продемонстрировать эмоции.

Кстати, на мысль сделать героями работ таких забавных существ Алексея натолкнул его сын Миша. Михаил перенял от папы интерес к лепке и уже в 8 лет начал создавать свои первые работы, а героями у него были пингвины – и каждый со своим выражением «лица».

Алексей поддержал интерес сына и даже опубликовал небольшой тираж двух книжек про пластилиновых пингвинов. Это было совместное творчество: Миша придумывал сюжет и лепил, Алексей пересказывал историю литературным языком, и рождалась книжка. Мама Миши, Алла, тоже приложила руку к семейной работе: вычитывала и редактировала текст. «Это часть воспитательного процесса», – замечает Алексей. И действительно, такая совместная работа, вдохновение, рождение идей очень сближают.

Алексей предпочитает лепить из нашего самого обычного пластилина, из которого мы с вами лепили в детстве. «Отечественный пластилин никак не изменился, появился даже плюс – теперь гамма цветов гораздо разнообразнее, и сами цвета стали ярче, это очень интересно – сюжеты можно придумывать самые разные», – замечает Алексей. А вот импортные аналоги мастеру не очень нравятся: европейский пластилин более жирный, имеет химический «мыльный» запах и плохо крепится между собой, детали не лепятся.

«Лего мешает креативить»


Алексей – инженер по профессии. Интерес к пластилину у него появился с самого детства. Наш герой отчетливо помнит такую историю: мама (кстати, архитектор, и, возможно, такая любовь к масштабности и при этом умение создавать прекрасные макеты с мельчайшими деталями – наследственные черты характера Алексея) как-то собиралась в гости к подруге – тоже архитектору, и решила придумать необычный подарок, все же люди креативные! «Мама взяла кирпич, облепила его пластилином, получился торт, а на нем она налепила массу розочек, листочков и так далее. В праздничной коробке мама понесла “торт” на праздник», – вспоминает Алексей. Мальчик увидел, как из обычных предметов с помощью фантазии, умелых рук и пластилина можно создавать шедевры!


Алексей убежден: в наших детских садах и кружках для юных талантов лепку преподают неправильно. «Детей учат просто лепить. Колобка или козу… Наверное, это развивает мелкую моторику. Но никак не развивает фантазию! – поясняет мастер. – Ведь пластилин – это прекрасная возможность для проявления творческого мышления и для игры! Девочки любят куклы, мальчики машинки, игру в солдатиков… Так почему бы именно это и не лепить, а главное – надо создавать из пластилиновых фигурок “истории”, “сюжеты”! Вот почему детям скучно лепить пластилиновых колобков. Они не видят смысла в этом занятии. Но они бы были в восторге, если бы узнали, что в пластилин можно играть!»



Конечно, дети не всегда усидчивы и им трудно долго выполнять кропотливую мелкую работу. Поэтому чаще они упрощают – делают фигурки не такими сложными, например. В доме Алексея – два верстака: один его, другой – сына Миши.


У Миши на верстаке тоже развернутый сюжет: в данный момент мальчик работает над крепостью. Здесь есть и поле, и холмистый ландшафт, и деревья, и крепостная стена, пушки, человечки… Войнушка, как любят мальчишки. Но детали проще, зато не уходит интерес к предмету. Например, если присмотреться, то видно – у человечков нет рук и ног, но, как ни странно, переданы их движения, мы понимаем, кто что делает или собирается сделать.

Ребенок не просто лепит статичные предметы – он играет в свою пластилиновую армию! Здесь явно кипит жизнь.


Правда, серьезную конкуренцию пластилину сегодня создает конструктор лего. Миша им тоже очень увлечен. Но Алексей все равно голосует за пластилин: «Лего – тупиковый путь. В лего есть инструкция. Или ты делаешь по инструкции – и у тебя получаются замечательные вещи, или не следуешь ей, и тогда у тебя или деталей не хватает на твою поделку, или, наоборот, остаются лишние, да и собранный предмет не так впечатляет, как работа, задуманная по инструкции. А вот в пластилине ты можешь делать что угодно, а еще и менять формы, образы, сюжеты. Пластилин так же пластичен, как наша фантазия. Лего же убивает креативность».

Пластилиновый мир


Работы Алексея – модульные, «многоэтажные» и «густонаселенные». Вот одна из старых работ Алексея – рынок в Венеции. Лавка мясная и рыбная, а вот Алексей внезапно поднимает крышу дома – оказывается, она снимается! А внутри – кипит жизнь! Мясник разделывает тушу, рядом эпидемстанция, проверяющая качество товара, директор рынка выписывает справки торговцам, в соседнем ряду – продажа овощей, хлеба, молочных продуктов. Поднимаем крыши домиков, заглядывая внутрь, потом снимаем верхние этажи – и на нижних, и даже в подвалах что-то происходит! Чувствую себя Гулливером в стране лилипутов!

Алексей убежден, что именно такие игры рождают творческие идеи. Когда ребенок – или взрослый! – сам придумывает сюжет, населяет этот пластилиновый мир всевозможными героями, мини-историями.


Здесь нет ограничения в виде инструкций или определенного количества деталей, как в конструкторах типа лего, здесь ты все создаешь сам!

А вот коммунальная квартира. Алексей Микулин 30 лет прожил в коммуналке на Мясницкой, поэтому детали такого быта знает в деталях. Вот холл, анфилада парадных комнат и спальни на задках. «Вот общая кухня с несколькими плитами, здесь – ванная комната, где уже кто-то моется, а кто-то ждет очереди. Туалет – с висящими на крючках разными сиденьями, как это практиковалось в коммуналке, – показывает мастер детали этой работы, и тут действительно изображена каждая мелочь! – В комнатах у каждого свой стиль. Здесь живет старушка, которая еще помнит стиль прошлых лет и даже пользуется ночным горшком. Вот комната скульптора – человек он творческий, так что все, что ему нужно, это колбаса, водка и глыба глины, из которой он вырубает фигуру. Здесь живет милиционер, – временно, поэтому телевизор у него стоит на чемодане, обустраиваться нет смысла. И милиционер пьет кефир – ведь он же «правильный парень». По соседству – чья-то комната-кабинет, с письменным столом, как обычно, с зеленым сукном и зеленой лампой…». На каждом сантиметре работы – свой насыщенный сюжет.


Алексей очень любит Москву, и у мастера немало работ, посвященных городской жизни. Например, «Окраина», где изображена, условно, жизнь какого-то отдаленного столичного района, может быть, Марьиной рощи. А вот работа «Лубянская площадь» – только совсем вне политики: здесь снуют туда-сюда старые московские трамваи, все точно передает атмосферу Москвы 1930-х годов, когда трамваи были основным и популярным видом транспорта. Но есть и работы других жанров: вот военная крепость, вот парижские дворики с мушкетерами, на другой полке – морской сюжет…

В коробке с карандашами цирк, как обычно, полон,
Идет по канату клоун, жонглируя обручами.
В коробке с карандашами
Дети спешат на площадь,
И на ветру полощат
Флаги над малышами…

Помните эту детскую песенку? Коробка с пластилином – точно такой же волшебный источник вдохновения! Алексей Микулин замечает, что пластилиновые работы – это как картина в 3D формате. Только это не просто статичные сюжеты.


«Пластилин надо трогать. С ним надо играть», – убежден мастер. И рекомендует такую игру как полезное и интересное семейное времяпрепровождение. Сесть всей семьей за стол, придумать интересный сюжет и слепить общими усилиями множество героев и превратиться в жителей этой пластилиновой страны – это захватывает!


Пластилин ждет возрождение: лепка может стать современной актуальной настольной игрой, вытеснив уже ставшие привычными «монополии» и импортные конструкторы. Не бойтесь творить!

Фото: Павел Смертин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Пластилинография - как один из методов арт - терапии.

Арт-терапия одна из самых познавательных и полезных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Ее разнообразные методики служат способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для многих людей это направление может стать хобби.

Название «арт - терапия» означает лечение искусством. Только это лечение не подразумевает использование каких-либо медикаментов и уколов. Все это заменяют бумага, карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным мостиком между сознанием и подсознанием человека, разумом и душой. А главная идея в том, что основная часть проблем человека находится на подсознательном уровне. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, и ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с ее помощью можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Наверняка многих интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Что касается детей, то с помощью различных методик арт-терапевты развивают мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

раскрытие и развитие творческого начала;

помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;

установление или восстановление контакта с окружающими людьми;

расслабление и релаксация ;

помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;

коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;

помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;

снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;

формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

Диагностика . Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.

Коррекция . Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.

Развитие . Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.

Удовольствие . Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.

Психотерапия . Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Сегодня, мы поговорим о таком арт-терапевтическом методе работы с детьми, как лепка из пластилина.

Хотелось бы привести немного фактов научных исследований. Учёные филадельфийского Детского центра задались целью найти лучшую развивающую игрушку для детишек в возрасте от 3 до 5 лет. Выяснилось, что это не дорогостоящие модные машинки на радиоуправлении, и даже не летающие вертолеты. Оказалось, что это… пластилин!

Эксперимент проводился в течение пяти лет. С 2005 по 2010 год группа учёных, детских психологов и мастеров лепки занималась с детьми, несколько отстающими в развитии от своих сверстников. С каждым ребёнком занимались около часа в день, и подобный игровой познавательный метод обучения оказался весьма эффективен, о чем красноречиво свидетельствовали статистические данные. Около 70% детей из группы, состоящей из 215 человек, научились не только узнавать буквы, но даже строить из них целые предложения. Кроме того, практически треть малышей усовершенствовали свою речь, стали говорить больше и лучше. У четырёх участников эксперимента мастера лепки обнаружили художественный талант.

Как объясняют результаты исследования специалисты Детского центра в Филадельфии, США, лепка пластилином не только позволяет в игровой форме воплощать детские фантазии и мысли в творчестве, но также активизирует работу различных механизмов центральной нервной системы, развивает мелкую моторику рук. Занятия с пластилином способны доставить ребенку немало радости и веселья, кроме того, помогают учиться и развиваться, играя.

Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Не маловажным является и то, какого цвета пластилин выбирает ребенок. Этот параметр может много рассказать о его настроении и внутреннем эмоциональном состоянии. Так же пластилин служит для развития мелкой моторики и является увлекательным занятием, на которое ребята всегда откликаются с удовольствием и интересом.

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

Во-первых, необходимо выбрать тот материал, из которого будет выполнен продукт. Для маленьких детей больше подходит пластилин, которые не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений. Подростками и взрослыми может использоваться любой доступный материал (глина, скульптурный пластилин, полимерные массы для лепки, тесто). Рука младшего школьника, особенно тех, кто ещё только пришёл в первый класс, часто слаба, поэтому пластилин или соленое тесто для лепки должны быть мягкими, но не текучими. Текучий пластилин быстро тает, что не даёт нужной формы, портит общий вид работы. Даже для работы с аппликацией или рисунком, такой пластилин не очень удобен. Скульптурный пластилин для младших школьников тоже не подходит, так как он обладает высокой плотностью и работать с ним детям с плохо развитой рукой сложно. Поэтому предпочтительнее обычный пластилин, который легко позволяет работать в разных техниках. Ещё одним вариантом пластилиновой лепки может служить шариковый пластилин. Его особенность заключается в том, что он в отличие от обычного пластилина, который приедается многим детям, является чем-то необычным, позволяющим делать различные поделки и аппликации, он более лёгкий в объёме, он застывает на воздухе и не даёт поделке видоизменяться в процессе хранения под изменением температур, как это свойственно обычному пластилину. При работе с ним можно использовать дополнительные средства, которые будут придавать форму, легко к ней крепиться, не требует раскатывания по форме, как обычный пластилин и наносится равномерно. С этим видом пластилина можно работать с самого маленького возраста. Ещё одним видом является масса для лепки, которая так же хорошо сочетается с шариковым пластилином, легко мнётся в руках и при нанесении на дополнительный материал (бумагу, стакан, фоторамки и т.д.) наносится более равномерно, а при засыхании выглядит как пластмассовая масса. Но выбор материала для лепки зависит всё же от социального и материального положения родителей, которые поддерживают занятия своего ребёнка. В массовой школе социально – экономическое положение детей очень различно. Поэтому основным материалом для лепки будет являться обычный пластилин, который могут позволить приобрести родители с любым материальным достатком, что не вызовет зависти и чувства разочарования у ребёнка. Для индивидуальных занятий, или занятий, где в группе у всех будет одинаковый материал, возможна работа с любым видом пластилина.

Во-вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Взрослым цели ставят более прозрачные, так как абстрактное мышление у них развито настолько хорошо, что не требует специальных дополнительных условий. Для маленьких детей важен образец к которому они будут стремиться. У младших школьников ещё нет развитого абстрактного мышления, преобладающим в их мышлении всё ещё остаётся трансдукция, которая зачастую приводит к ошибкам. Поэтому, при выполнении задания необходим какой - то образец, на который младшие школьники будут опираться. Арт-терапевтическое занятие, это не урок труда, где мы даём чёткий образец, к которому ребёнку необходимо стремится, наша цель – дать определённую задачу и несколько вариантов её решения. Например, техника размазывания пластилина по картону на который нанесён контур. Нам не важен цвет, его выбирает сам ребёнок, не важна толщина слоя, её мы не будем оценивать, мы всего лишь увидим, насколько развита моторика руки и в зависимости от поставленной себе цели, толщину размазываемого слоя можем корректировать. Важно то, чтобы ребёнок сам находил подходящие для себя варианты при выполнении задания. Давая разные варианты выполнения поставленной цели, мы тем самым подготавливаем почву для развития творческого и абстрактно-логического мышления ребёнка. Младший школьник сам, опираясь на цель, ставит задачи для её решения.

В-третьих, это те задачи, которые реализовываются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина:

Развитие восприятия цвета;

Умение смешивать различные цвета;

Развитие умения работать с геометрическими фигурами;

Формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;

Развитие абстрактно-логических операций;

Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)

Техники работы с пластилином:

Создание мозаик, витражей

Работа со стеклом и стеклотарой

Работа с дополнительными материалами (проволоки, нитки, крупы, природные материалы и т.д.)

Для развития моторики подойдут раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры из отдельных заранее подготовленных геометрических фигур, рисование пластилином. Для детей более старшего школьного возраста можно использовать в работе с пластилином дополнительные материалы, которые требуют развитой кисти руку и определённого навыка. Тема занятий выбирается в зависимости от поставленной психологом задачи, от ситуации, которая привела именно к работе с пластилином, а не с другими видами изобразительных средств. Если наша задача развить моторику руки, научить работать с формой и цветом, то тематика выбирается одна, для работы с агрессией, стрессами, тревогой темы могут быть совершенно другими, или перекликаться, дополняя друг друга.

Подводя итог выше сказанному можно сказать, что в лепке весомое количество плюсов. Любой арт - метод и лепка не исключение позволяет работать с бессознательным. Т.е. те чувства и переживания, которые ребенок не выражает вербально, и соответственно родитель не имеет к ним доступа, арт-терапия делает осознанными и поддающимися коррекции.
Развитие творческого воображения на занятиях лепкой во многом реализуется в процессе выполнения малых круглых скульптур. Организация таких уроков предполагает ряд важных общеобразовательных, общеразвивающих компонентов. Один из них – организация на занятиях комплексного восприятия изучаемого объекта, включающего в себя целенаправленное рассматривание, обсуждение аналогов с опорой на образы памяти. Конечная цель такого урока не только в выразительной передаче конструктивной формы, но и передача в скульптурной форме художественного образа. Реализация творческого замысла при выполнении задания на воображение, характеризуется способностью синтезировать знания, такие процессы можно охарактеризовать как психические процессы создания нового в форме образа, представления, идеи. Причем базовым, первичным уровнем здесь выступает система мышления. Всякое мышление, как известно, – это интеллектуальный процесс и деятельность, направленная на решение теоретических и практических задач. Уроки лепки обязательно включают организацию восприятия аналогов в виде рисунков, иллюстраций, образцов, обеспечивающих ориентировку детей в поставленных творческих задачах. Восприятие необходимо в развитии творческого мышления ребенка, так как в основе его лежат активный поиск признаков, необходимых для формирования образа. Для результативного процесса творческого мышления в процессе формирования художественного образа необходимо также включение внимания к вызванным ощущения прошлого опыта детей в виде знаний и представлений. Полнота и прочность восприятия зависят не только от врожденных психологических структур, но также и от структур, сформированных предыдущем опытом. Причем детское воображение способно воспринимать не отдельные виды спереди, сзади и т.д. представляемого объекта, но и в целом схватывать образ, что очень важно для передачи образа в материале. При рассматривании, анализе аналогов возникает также и ассоциативное мышление, которое оперирует «…ассоциативными блоками, репродуктивными по своей природе». Формирование художественного образа требует подкре- пления к вызванным ассоциациям мысленного образного представления. На рефлективном уровне происходит осознание исходных ассоциативных предпосылок, которые впоследствии перерабатываются и превращаются в осознанные представления. Развивая воображение детей, педагог сталкивается с тем, что проведенные анализ, наблюдения аналогов позволяют установить связи с ассоциативным и рациональным мышлением, выстроить мысленно образ. Благодаря сформированному образу, приступая к лепке, дети легко могут использовать полученные знания при создании общей формы в материале, применить нужные приемы лепки при передаче характерных черт (создать художественный образ).

Список использованной литературы

1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в

работе учителя". М., 2003.-120 с.

2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.- 85 с.

3."Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.- 30 с.

4. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001. – 95 с.

1.Бабаева А.С, Основы лепки. / А.С. Бабаева. - М.: «Академия», 2011.- 87 с.

2.Беляев Т.Ф, Упражнения по развитию творческих способностей у учащихся. / Т.Ф. Беляев. - М.: «Искусство», 2008. – 154 с.

8. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.- 111 с.
9. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005. – 58 с.

10. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001. – 70 с.

3.Васильева Т.Л, Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Т.Л.Васильева.- М.: Педагогика, 2008. -136 с.

4.Васильева Т.Л, Детское творчество [Текст] / Т.Л.Васильева. - М.: Педагогика, 2009. – 98 с.

5.Косогорова Л.В, Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства [Текст] / Л.В.Косогорова // Начальная школа. - 2009. - №4. - 65 с.

Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

6.Конышева Н.М, Лепка в начальных классах [Текст] / Н.М.Конышева - М.: Педагогика , 2008.– 88с.

Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь - 2001. – 78 с.

34. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003. – 50 с.

35. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000. – с. 80.
36. Малкиоди Кати "Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию". София, 2004.- 25 с.

37. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001.- 140 с.

78.Немов Р.С, Психология [Текст] / Р.С.Немов.- М.: Владос , 1998. – 394 с.

9.Нечаева Т.А, Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.А.Нечаева // Декоративно-прикладное искусство. – 2010. - № 7. – 115 с.

10.Плюхин В.С, Развитие творческой активности учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] / В.С.Плюхин // Начальная школа. – 2009. - №6. - 111 с.

11.Пономарев Я.А, Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А.Пономарев.-М.: Педагогика ,2008. – 132 с.

12.Пригодин А.О, Психология одаренности детей и подростков [Текст] / А.О. Пригодин. – М.: Педагогика, 2007. – 152 с.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

Дети работают с пластилином

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

    Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Цветы

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
А ромашки, незабудки, лютики-малютки
Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков,
Сплющили их с боков.
Тут же получился блин,
Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина
Шарик, мячик и пингвина.
А вот это - бегемотик
У него большой животик.
Пластилиновые ушки
Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

Дети занимаются пластилинографией

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Девочка лепит из пластилина объемные формы

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

фактурная пластилинография - самая сложная техника

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

Читайте также: