Кто переводит стрелки на жд название профессии

Опубликовано: 11.05.2024

Все меняется, все развивается. Сегодня железную дорогу не сравнить с тем, что было каких-то пятьдесят лет назад. Настоящие паровозы сейчас можно увидеть только в фильмах. В небытие канули и некоторые профессии, связанные с железной дорогой. На замену пришла автоматизированная система управления. К одной из вымирающих профессий относится и профессия стрелочника. Вообще-то сейчас название поменялось – называется данная специальность «оператор поста централизации». Но суть не особо изменилась – обязанности заключаются в переводе стрелок на требуемый путь при приближающемся составе, так сказать - развести составы по нужным направлениям.
Чтобы понять эту профессию изнутри, я в очередной раз меняю ремесло и становлюсь стрелочником. И сопровождать меня будет начальник службы эксплуатации железнодорожного цеха УГОК Наталья Данилова.
А начинаем мы свой маршрут с поста дежурного по станции «Комбинатская». Место особое. Именно здесь находится пульт управления всеми тепловозами. Дежурный, он же главный организатор всего движения Людмила Салаватова, не отвлекается на нас, не сводит взгляда со своего пульта управления. Впрочем, это не просто пульт, а целый комплекс со множеством кнопок.
- Видите эти красные кнопки, это вот идет состав, сейчас вот я нажала на пульт и тем самым открыла второй путь. Так задаю маршрут, - объясняет по ходу Людмила Леонидовна.
Она человек опытный, 36 лет работает на железной дороге. В свое время окончила железнодорожный техникум, где и обучают этому непростому и очень ответственному делу.
Всего пять путей, составы отправляются на станции Учалы и Межозерная.
Оказывается, только на одном посту сохранился ручной перевод стрелок, а на остальных все автоматизировано, но во всех пяти постах остались стрелочники. Всего двадцать человек, по четыре на каждый пост. А еще есть разъезд между станциями Комбинатская и Межозерная, где также стоят стрелочники, причем там имеется и охрана, в связи с отдаленностью поста. Мы же сегодня отправляемся в первый пост, охота посмотреть на перевод стрелок вручную. Но прежде нам дают специальную экипировку: ярко оранжевый жилет со светоотражающими полосками и рукавицы. Стрелочникам выдаются еще и специальные маслобензостойкие ботинки на твердых подошвах, в которых комфортно ходить и по щебеночной насыпи.
А еще происходит ознакомление с правилами промышленной безопасности, проводится инструктаж по должностным обязанностям. А вот чтобы приступить к данной профессии, устроившись на работу, необходимы предварительный медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, стажировка на рабочем месте и первичная проверка знаний требований охраны труда. Кстати, на комбинате стрелочник каждый раз перед сменой проходит медосмотр.
От инструкций голова пухнет. Требований много, причем в мелочах. Ну, например, приступать к очистке централизованных стрелок вручную разрешается только после уведомления дежурного. Получается, я должна уметь оказывать даже первую медицинскую помощь, если понадобится. Не дай Бог, конечно! А что вы хотите профессия требует предельной ответственности, исполнительности, внимательности и высокой физической выносливости. После инструктажа с забитой до отказа головой мы направляемся наконец-то на свой пост. Но, как оказалось, это не совсем близко. Пришлось протопать все 800 метров пешочком. Собралась было затянуть подходящую по случаю песенку:
«Опять от меня сбежала
Последняя электричка,
И я по шпалам, опять по шпалам
Иду домой по привычке».
Но ни по шпалам, ни по рельсам идти не дозволяется. Извольте идти по краю насыпи, по щебенке. Каюсь, это требование я проигнорировала, на что сразу же получила замечание.
Нас встречает Фануза Халфетдинова, она будет моей напарницей. Фануза Ирамальевна работает стрелочницей третий год. Для этого потребовалось пройти стажировку, обучалась непосредственно на комбинате. Вообще на данной работе в основном трудятся представительницы прекрасного пола, мужчин мало.
- В первую очередь, приступая к своей смене в 8 часов утра, я принимаю дежурство у своего сменщика и начинаю визуальный осмотр – все ли цело и на месте. Всего имеется двенадцать стрелочных переводов. Все стрелки дежурная по станции переводит сама, а одну – я, вручную, но только по ее звонку, – рассказывает Фануза.
Итак, приступаем. На перевод с 8 пути на девятый разрешение получено. Фануза мне подает ключи - самые обычные, на вид - от простого замка. Оказывается каждый раз после ручного перевода стрелочный перевод закрывается на замок в целях безопасности, чтобы не дай Бог, кто-нибудь по глупости или по злому умыслу не перевел самовольно стрелку, что может иметь катастрофические последствия. Именно стрелочник является хранителем ключей.
Потом убираем накладку, а сам перевод осуществляется с помощью специальной рукоятки.
- Спускайте рукоятку очень осторожно, аккуратно, - учит меня Фануза. Тут уж требуется немалая физическая сила.
Итак, у меня получилось перевести маршрут с 8 на 9 путь.
При этом столько всего нужно знать! Устройство стрелочных переводов, правила перевода и запирания стрелок, назначение стрелочных замков, тормозных башмаков… Также в должностные обязанности входит содержание в исправном состоянии и чистоте стрелочных переводов, инвентаря и сигнальных принадлежностей, а также закрепление ослабленных болтов и шурупов, смазка частей стрелочных переводов. А еще есть, оказывается, такая штука как курбельная рукоятка - инструмент приведения в движение электропривода в ручном режиме. То есть, если автоматика подведет при переводе стрелок, на помощь придет стрелочник со своей курбельной рукояткой. Хотя и не часто, но такое тоже бывает. Для обеспечения безопасности движения и исключения несанкционированного перевода стрелок доступ к курбелям ограничен. Он находится в будке стрелочника в опломбированном состоянии. Извлечение может быть произведено только после согласования с дежурной по станции.
Знакомимся и с бытом стрелочника. В будке уютно. Здесь топчан, правда, полежать там не получается. Какое там полежать, порою даже перекусывать приходится второпях.
Да, кстати, как же попробовать себя истинным стрелочником и «не помахать» флажками. Желтый флажок дает понять машинисту тепловоза, что на пути все в порядке, если красный – нужно остановиться, имеются неполадки. Команды машинистам стрелочники ночью подают при помощи фонарей, а если на дороге плохо видно – обязательно используют звуковые сигналы.
А еще Фанузе приходится чуть ли каждый шаг фиксировать в журналах. К примеру, журнал для … башмаков. Это не обувь, конечно, а в данный момент приспособление для торможения и закрепления рельсового подвижного состава.
- Вот смотрите 15 штук башмаков в данный момент не закреплены и находятся на стеллажах. А если используем, то мы фиксируем в журнале на каком пути находятся башмаки и в каком количестве, - объясняет Фануза.
Как часто приходится Фанузе переводить вручную стрелки? В час два-три раза. Да уж, учитывая, что это требует физических усилий, то понятно, почему наша стрелочница такая стройненькая. Жирок нагулять на такой работе не получится. Оказалось, что она еще и не по годам молодо выглядит. Видимо, действительно свежий воздух и физические нагрузки помогают держать себя в тонусе,
Но, как оказалось, дело не только в этом. Фануза - бегунья. Например, недавно 2 сентября она участвовала на международном уфимском марафоне. И пробежала 21 километр.
До окончания смены я все-таки не выдержала. Нам ведь обратно еще 800 метров протопать надо. Хотя устала, возвращалась с бодрым настроением. Все таки смена прошла хорошо.
Аниса Янбаева.

Не скажу что досконально знаю РЖД изнутри, но свои приключения имел в таком подразделении как ВОХР (ведомственная охрана).

Так вот, ты молодой, амбиционный парень, пришел из армии, либо не служил, но военник имеешь, нет судимостей и в анализах мочи нет наркоты - добро пожаловать в супер суръёзную организацию.

От тебя нужно всего то иметь мозг на уровне "понял, принял, метнулся" и умение заучить ТБ, Статьи и "правильные ответы на поставленные вопросы".

Вы же вкурсе, что парки станций - охранная территория? По уму нужно палкой гонять любителей "срезать" путь, но всем плевать ибо нет забора - иди нахер. И байками, как люди умирают под колёсами, ноги теряют, пролезая под вагонами - не испугать. А силу применять нельзя, с оговоркой.

Ну это парк, пришёл поезд - вышел, сфоткал, черканул, доложил и обратно куковать свои сутки в коморке. Либо меняясь 4/4 часа, если есть такой пост. Это кстати самый лайтовый вариант. 4 часа погулял, 4 часа поспал в штабе. Кто ушлый, на машине или живёт рядом - уходят на 4 часа домой. Ну красота же а не работа, при чем график то сутки/трое.

Там парковые были, а я был разъездным. Приходит поезд нужный - идешь, залазишь, едешь в неактивной кабине локомотива до следующей охранной локации, где тебя сменят. Направления разные были, в среднем 3 часа дорога (в идеале), ожидание, и дорога домой, но это идеал.

Вот тут начинают открываться для тебя невиданные ранее прелести РЖД.

Во первых есть программа, где показывает где какой поезд едет в реальном времени, но в ВОХРе своя программа и она сабака запаздывает на пол часа. т.е. поезд нужный пришел пол часа назад, а тебе только вот говорят что он пришел, давай быстрее дуй туда. За год работы я проипал так поезда 6. Но это не страшно, подумаешь. По бумаге ты поехал, залазь на любой кто поедет в ту сторону, спрашивай, будет ли у них остановка на нужной тебе станции и всё, коллеги прикроют. Не критично.

А еще оказывается даже машинист не знает до самого последнего момента когда поедет поезд. Ох таких ситуаций было хрелион! Конкретно: тебе говорят вот марштур, вот поезд пиздуй пыром. Ты с ломя голову несёшься 8 км до поезда. ну да, вот он стоит. но головы нету! и шо делать? Правильно - стой, охраняй. Да так, чтобы не профукать голову, т.к. тебе на нём ехать. И вот ты стоишь, наяриваешь круги. По началу прислушиваешься к громкой связи, понимаешь что нихрена не понимаешь что там говорят. По всей длине состава погулять не получится, вдруг голова приедет, а ты в хвосте и бежать до головы километр. Это уже потом узнаешь, что пересменка бригады около 30мин. А после одного профуканного поезда узнаешь что голова может приехать и через 5 мин тянуть состав. Короче ждать 5 часов и не отвертеться.

Что еще может быть не так? Ну наприпер ты должен приехать в Тобольск, а поезду остановка не положена, и ты еще 3 часа едешь Демьянки. Или ты едешь домой с Тобольска, а поезд пройдёт ходом мимо твоего города и ты едешь дальше. У меня такое было раз 8 от силы. Да, заранее не узнаешь, я же говорил, что пока кукушка не клюнет ты не узнаешь куда она клюнет. Вот и здесь так же. Мужики рассказывали, что некоторые особо везучие за смену привозили 48 часов.

Как же часто я пересирался. Сидишь такой, пялишься в темноту, а тут бах, хлобысь и искры такие смачные как из ведра льются на цистерну с бензином. Всё в порядке, просто голова с ремонта вышла, труба шалит, не дрефь.

Или стоишь ждешь за дверью, когда тебя машинист пустит и слышишь как один другому говорит "и чем блэт я их замыкать должен?" - "На скрепку". А рядом с тобой все искрит и щелкает.

Ну и на последок. Вообще спокойно можно ехать, остановиться в поле, где 3 дома и мизерная станция. Голова уедет, а ты обязан быть рядом с грузом. Гуляй Василий вокруг поезда, а если еще дежурный по станции окажется изморозью и не пустит в помещение погреться, гуляй Василий, гуляй в -30 по просторам великой и могучей, пока брошенка не поедет дальше.

Вот такие приключения. И это еще не касаясь как весело лазить по бочкам и тракторам фотографируя и записывая каждую пломбу, как класно считать течь по каплям в минуту в тот момент когда дрезина перегоняет бочку, а ты обязан посчитать и доложить, а бочка уезжает..

Есть еще и начальство, которое постоянно спрашивает статьи закона, постоянные "обучения" - бубнёж для галочки, техника безопасности, заучивание 300 вопросов чтобы сдавать проверку на оружие. и всё в духе старших классов. Заучи, расскажи, забудь. А в поле действуй по обстоятельствам.

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • "эксплуатация железных дорог",
  • "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
  • "технология транспортных процессов".

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
  • "электроснабжение",
  • "организация перевозок и управление на транспорте",
  • "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
  • "автоматика и телемеханика на транспорте".

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников. История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.

физика в профессии железнодорожника

Описание

Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.

Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.

Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование. В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.

профессия железнодорожник для детей

Особенности

Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.

Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.

Внимательность - важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение.

Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.

математика в профессии железнодорожника

Основные обязанности

Конкретный перечень зависит от выбора специальности. Однако есть некоторые общие обязанности, которые объединяют профессии железнодорожников. Надо также сказать, что уровень оплаты будет отличаться. Зависит он не только от квалификации, но и спектра выполняемых обязанностей.

Профессии железнодорожников предполагают выполнение невероятного широкого спектра работ, начиная физически тяжелым трудом, который требует соответствующей подготовки, и заканчивая выполнением умственной работы, требующей наличия высокой квалификации и соответствующих знаний.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

железнодорожные профессии

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Где работают?

Наиболее привлекательные вакансии для потенциальных соискателей, как правило, предлагает ОАО «Российские железные дороги». Это наиболее известная компания в данной сфере. Однако существуют и другие работодатели, которые набирают сотрудников с различными квалификациями.

РЖД предпочитает принимать в ряды собственных сотрудников бывших выпускников специализированных учебных заведений. Например, железнодорожных колледжей и университетов. Однако найдутся вакансии и для тех, кто оканчивает краткосрочные курсы. Если же вы готовы выполнять физически тяжелый труд, достаточно лишь обладать крепким здоровьем. Если вы планируете занять вакансию, связанную с общепитом, будьте готовы предоставить будущему работодателю санитарную книжку.

качество профессии железнодорожник

Перечень

Важно понимать, что железная дорога представляет собой колоссальную систему. Для обеспечения ее бесперебойного функционирования нужна целая команда специалистов, каждый из которых будет выполнять определенные обязанности.

Давайте перечислим основные профессии железнодорожников. Для детей они также могут представлять интерес. Ведь каждый из них рано или поздно будет выбирать будущую специальность.

  • Дежурный по станции.
  • Диспетчер.
  • Обслуживающий персонал.
  • Путевые обходчики.
  • Осмотрщики-ремонтники.
  • Электромонтер.
  • Машинист.
  • Начальник поезда.
  • Проводник.
  • Сигналист.

физика в профессии железнодорожника

Дежурный по станции

Обязанность данного специалиста состоит в составлении поминутного расписания, а также в контроле за движением пассажирских и грузовых составов. Довольно ответственная профессия, представитель которой фактически выполняет руководство всей станцией, принимая и отправляя поезда. Именно ему подчиняются остальные сотрудники, которые находятся на территории станции. Зарплата на данной позиции составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Диспетчер

Данный специалист координирует движение поездов, поддерживает связь с машинистами. Нужно обладать повышенной внимательностью, а также быть готовым к двенадцатичасовым сменам. Зарплата на данной позиции сильно зависит от региона и, как правило, варьируется от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Обслуживающий персонал

Данная категория работников включает в себя внушительное количество сотрудников, объединенных общей целью – обеспечить комфортное нахождение в здании вокзала. Это продавцы, повара, вахтеры, упаковщики и т. д. Как правило, требования к представителям данных вакансий невысоки, как и заработная плата за выполнение обязанностей.

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Осмотрщики-ремонтники

Представители данной вакансии контролируют состояние пассажирских или грузовых поездов, а также отдельных вагонов. Кроме этого, они выявляют неисправности, раздают задания ремонтным бригадам или самостоятельно ликвидируют незначительные неисправности. В среднем доход на данной позиции составляет от пятнадцати до тридцати пяти тысяч рублей.

Электромонтер

Данный сотрудник следит за исправностью светофоров и прочего оборудования. Предполагает некоторую опасность, так как работать предстоит с электричеством. Как правило, требуется наличие среднего специального образования. В среднем доход составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Машинист

Отвечает за движение железнодорожного транспорта. Машинист управляет поездок, а также следит за соответствием плану передвижения. Чтобы занимать данную вакансию, нужно пройти соответствующее обучение. Средний уровень зарплат составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

описание профессии железнодорожника

Начальник поезда

Следит за техническим состоянием и работой поезда. Если начальник работает на пассажирском поезде, помимо прочего, он должен руководить проводниками, а также контролировать безопасность и комфорт пассажиров. Уровень зарплаты, как правило, начинается от двадцати тысяч рублей.

Проводник

Зоной ответственности данного сотрудника становится пассажирский вагон. Проводник контролирует посадку и высадку пассажиров, отслеживает наличие необходимых бытовых принадлежностей, а также их предоставление пассажирам. Нередко представителями данной профессии становятся женщины. Уровень зарплаты колеблется от двадцати до сорока тысяч рублей.

Машинист тепловоза (электровоза) - это одна из самых престижных и высококвалифицированных железнодорожных профессий.

Машинист тепловоза (электровоза) - это одна из самых престижных и высококвалифицированных железнодорожных профессий.

Машинист и помощник машиниста

Машинист тепловоза (электровоза) - это одна из самых престижных и высококвалифицированных железнодорожных профессий, требующая большого объёма знаний и навыков.

Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.

Все поезда - разные. Они различаются по типам локомотива - тепловоз или электровоз, по дальности и назначению маршрутов. Так что каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Дальние маршруты поездов делятся на участки – по железнодорожному «плечи». Локомотивная бригада чаще всего работает на одном или нескольких «плечах» - и уже досконально знает особенности этого участка пути. Работа локомотивной бригады четко регламентирована: смена должна длиться не дольше 12 часов, затем бригаду сменяет другая, и уже она ведёт поезд дальше. После поездки машинист и помощник ложатся спать в комнатах отдыха, а затем едут в обратный рейс.

Каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Дорожная обстановка, приказы дежурных по станции и диспетчеров, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому чаще всего машинист работает с помощником. Прямая обязанность помощника - пристально следить за всеми действиями машиниста, фиксировать обозначения различных сигналов, команд, следить за исправностью оборудования, контролировать показания имеющихся приборов. Если упустить хотя бы одну из этих важных деталей, последствия могут быть непредсказуемыми. Так же, как и машинист, помощник несет большую нагрузку и ответственность, в том числе за жизни людей.

Бывает, что машинист работает один, без помощника, - чаще всего в маневровом или пассажирском движении.

Работа машиниста требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому чаще всего машинист работает с помощником.

Чтобы стать машинистом, кроме профессиональных знаний, нужны знания устройства локомотива, правил движения на железной дороге требуются такие качества, как ответственность, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение, в том числе цветовое, острый слух и обязательно стрессоустойчивость. Ситуации в дороге бывают разные, и от локомотивной бригады напрямую зависит безопасность грузов и здоровье пассажиров. Поэтому медицинская комиссия у машинистов и помощников – очень строгая. Ее локомотивные бригады проходят раз в год, а перед каждым рейсом – медицинский осмотр, во время которого фельдшер проверяет состояние здоровья работника: измеряет давление и температуру, убеждаясь в том, что человек абсолютно здоров и готов вести поезд.

Профессия машиниста входит в список работ с вредными и тяжелыми условиями труда: она физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с поездками в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением. Именно поэтому здесь работают только мужчины.

Чтобы стать машинистом, кроме профессиональных знаний, нужны знания устройства локомотива, правил движения на железной дороге.

Путь в профессию машиниста не близок: сначала нужно пройти обучение в одном из профессиональных учебных заведений и получить допуск к работе «помощником машиниста». Проработав несколько лет помощником, пройти повышение квалификации, сдать экзамен и получить право на управление локомотивом.

Дежурный по железнодорожной станции

Дежурный по станции — одна из самых важных профессий на железной дороге.

Он руководит движением: распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями. Чаще всего дежурные по станции работают сменами по 12 часов, хотя на малодеятельных станциях могут работать и только днем.

Приказы дежурного по железнодорожной станции должны исполнять все работники станции. В оперативном подчинении у него находятся составители поездов, сигналисты, путейцы, осмотрщики вагонов, электромеханики СЦБ, дежурный по парку, оператор при дежурном по станции, машинисты маневровых локомотивов. В некоторых случаях дежурному по станции подчиняется сам начальник станции.

Деружный по станции руководит движением: распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями.

Кстати, все вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения по железнодорожной станции только через дежурного - он является единственным полномочным командиром смены.

Дежурный по железнодорожной станции - лицо неприкосновенное. Например, в период приготовления им маршрута приёма или проследования поезда нельзя его отвлекать - это может поставить под угрозу безопасность движения поездов.

Дежурный по железнодорожной станции обязан четко знать и соблюдать большое количество нормативных документов, инструкций, правил, техническо-распорядительных актов.

Одновременно он должен быть искусным организатором: уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения, вовремя исправлять допущенные ошибки.

Место работы дежурного по железнодорожной станции оборудовано пультом-манипулятором и выносным пультом-табло. На пульте-манипуляторе находятся специальные кнопки маневровых и поездных значений, которые позволяют приготавливать маршруты движения поездов, также имеются стрелочные рукоятки, они позволяют управлять стрелочными переводами.

Место работы дежурного по железнодорожной станции оборудовано пультом-манипулятором и выносным пультом-табло.

У дежурного по станции на столе несколько телефонных аппаратов, которые предназначены для служебных переговоров по поводу движения поездов, по организации маневровой работы, кроме того у него есть громкоговорящая парковая связь.

Профессии дежурного по станции учат в техникуме железнодорожного транспорта.

Составитель поездов

Составитель поездов - профессия для настоящих мужчин, требующая четкости, аккуратности и хорошей физической подготовки.

Работая сменами по 12-часов, при любой температуре воздуха, при любом дожде или снегопаде, составители поездов решают задачу - в строго ограниченное время сформировать или расформировать поезд, не создавая помех другим участникам движения.

Надо ли говорить - от составителей во многом зависит скорость формирования поездов на каждой станции, а значит, и в целом работа железной дороги.

Составитель поездов - профессия для настоящих мужчин, требующая четкости, аккуратности и хорошей физической подготовки.

Раньше эта профессия называлась "сцепщик" - то есть специалист по сцепке и расцепке вагонов. Кстати, в биографии великого русского писателя Виктора Астафьева был такой эпизод - после войны он работал на железной дороге сцепщиком, о чем охотно указывал в своей биографии.

Составитель поездов не только отвечает за формирование поездов, он же ответственен за безопасность при производстве маневровой работы. Составитель руководит маневровой бригадой, в которую входят машинист локомотива и его помощник, дежурные стрелочных постов, регулировщики скоростей движения поездов.

Составитель поездов не только отвечает за формирование поездов, он же ответственен за безопасность при производстве маневровой работы.

Он командует маневровым локомотивом, производит расцепку и сцепку вагонов, соединяет и разъединяет тормозные рукава, закрепляет состав при его остановке. Направляя вагоны в нужном направлении, переводит нецентрализованные стрелки.

Именно составитель поездов имеет право ехать на подножке вагона - отсюда он следит за процессом и безопасностью маневров. Сам составитель поездов находится в оперативном подчинении у дежурного по станции, маневрового диспетчера, реже - дежурного по парку или дежурного по горке.

В профессию люди приходят после обучения на курсах учебного центра профессиональных квалификаций. Для претендентов - а это могут быть только мужчины - требуется высокий уровень абстрактного и логического мышления, внимательность, аккуратность, исполнительность, сила воли. И - отменное здоровье: работа на железной дороге должна вестись при любой погоде, в любое время суток.

Монтер пути

Монтер пути, путеец. Основа основ железной дороги.

Профессия монтера пути - одна из самых массовых, и, бесспорно, самых тяжелых железнодорожных профессий, требующая определенных навыков и знаний.

Содержание пути - самый затратный пункт в эксплуатации дорог. Ведь путь – это не просто рельсы и шпалы; это сложный комплекс инженерных сооружений и обустройств, в котором все жестко регламентировано и взаимосвязано; и от того, как обслуживается путь, напрямую зависит безопасность движения поездов. Только непосвященные думают, что путь неподвижен и постоянен. Специалисты же привыкли в нём видеть живой организм, который требует к себе постоянного внимания. Все сооружения находятся под открытым небом, а соответственно и расстройство пути зачастую зависит от погодных условий.

Ежедневной работой монтеров пути является текущее содержание пути и стрелочных переводов.

Еще недавно монтером пути мог стать любой человек, имеющий выносливость и физическую силу, но сейчас все изменилось: на смену простейшему и тяжелому труду с кувалдами и лопатами пришли новые инструменты и машины. Сейчас путеец это не только тот, кто может работать физически, а обученный грамотный специалист.

Ежедневной работой монтеров пути является текущее содержание пути и стрелочных переводов. Для них нет плохой погоды и выходных: ведь поезда идут постоянно. И для того, чтобы они приходили без опозданий, монтеры пути работают до полного устранения неисправностей.

Сейчас путеец это не только тот, кто может работать физически, а обученный грамотный специалист.

В летний зной и зимнюю стужу, под проливным осенним дождем и в снегопад – монтеры пути работают в любую погоду. Это дело для настоящих мужчин.

Получить профессию монтера пути можно на курсах в учебном центре профессиональных квалификаций.

Читайте также: