Регент это что за профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Название «регент» происходит от латинского слова regere (управлять, царствовать). Сначала этот термин относился к опекунам малолетних государей, которые до их совершеннолетия управляли страной. Например, во Франции известны королевы-регентши Анна Австрийская и Мария Медичи, а также уроженка Киевской Руси Анна Ярославна.

В середине XIX века под влиянием западного латинства регентами стали называть певчих с большим опытом или дирижёров церковного хора в Русской православной церкви.

Вероисповедание и образ жизни

Любой церковный работник со стажем согласится, что долго и успешно выполнять обязанности церковнослужителя невозможно без твёрдой веры в Бога. Ценности православной культуры и христианского вероучения должны руководить каждым поступком на ниве служения в церкви.

Советский период в истории Русской православной церкви знает много случаев, когда на должности регентов и певчих назначались неверующие люди. Настоятели больших городских храмов вынуждены были идти на жертвы, чтобы сохранить благолепие богослужения в стеснённых атеистической пропагандой условиях. Прихожане того времени отмечают, что внешне красивое пение было лишено молитвенного духа.

Неверующему музыканту сложно понять смысл богослужения и внутрицерковных отношений. Регентство в храме становится неприятным бременем, приводит к частым конфликтам.

Сегодня требования к внешнему виду и нравственной чистоте служителей Церкви существенно повысились. Регент должен быть крещённым, регулярно причащаться и не совмещать церковную работу с порочащими имя христианина занятиями.

Руководители городских хоров стараются освободить для работы как можно больше времени. Праздничные службы не всегда совпадают с государственными выходными, а в некоторых храмах приходится петь ежедневно.

Образование и учебные заведения

В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:

  • архиерейские;
  • праздничные или «концертные»;
  • будничные или «клирос»;
  • монастырские.

Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.

Для управления таким хором необходимо иметь музыкальное образование (училище или консерватория), по дирижёрско-хоровому классу.

Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.

Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.

На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.

Срок обучения от 3 до 5 лет:

  • Регентская школа при МДАиС (г. Сергиев Посад).
  • Регентское отделение при СПДА (г. Санкт-Петербург).
  • Факультет церковного пения при Свято-Тихоновском Богословском Университете (г. Москва).

При поступлении в школы Сергиева Посада и Санкт-Петербурга требуется музыкальное образование не ниже начального, выпускники имеют квалификацию «регент церковного хора».

Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.

Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.

Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.

Говоря кратко, во многих случаях диплом имеет второстепенное значение или вовсе игнорируется.

Профессиональные обязанности

На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми. Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.

Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.

Сложность песнопений должна соответствовать уровню певческого состава. При необходимости регент проводит спевки. Внешний вид и поведение руководителя хора служит примером для певчих и прихожан.

Начисление зарплаты

Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».

Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.

Трудоустройство регента может быть оформлено по трудовой книжке или договору.

По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.

Смена деятельности

Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.

В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.

Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.

Главной заботой любого церковнослужителя остаётся сохранять христианские ценности и не терять связи с Богом и церковными Таинствами.

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens

— правитель, властелин, или
regere
— управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Регенты при монархии

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Регенты-верховники

Овдовев после кончины Петра Великого, Екатерина Первая была вынуждена заняться государственными делами. Опыта у нее не хватало, страну и даже русский язык она знала на тот момент недостаточно хорошо. Но, будучи женщиной неглупой, она сообразила, что дело пойдет неплохо, если обратиться к некоему консультативному органу, с помощью которого можно было бы принимать решения, взвешенные и мудрые, учитывающие все стороны возникающих проблем. Один регент — это хорошо, но где гарантия, что он проявит должную компетентность во всех вопросах? Нет, орган должен быть коллективным, состоящим из тех государственных деятелей, которые хорошо проявили себя при покойном государе. Взяв в этот совет (верховный и тайный) своего зятя, Карла Голштинского, императрица не забыла Апраксина, Головкина, Остермана, Голицына, Толстого и, конечно же, Меньшикова. Эти семь человек давали Екатерине, а позже и Анне Иоанновне ценные советы до тех пор, пока нужда в них не исчерпалась, а именно до 1830 года. При всей своей полезности, его члены посягнули на главную монархическую привилегию — самодержавие. Они осмелились предложить императрице подписать некие «кондиции», согласно которым она становилась фактически безвластной, за что и поплатились. Всех сослали, и далеко.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.


/ Программа» data-image_id=»18545″>

Регенты всех стран

И в Европе, и в Азии традиции регентства также имеют долгую и полную драматизма историю. Екатерина и Мария Медичи в разное время исполняли эти трудные, но сладостные для них обязанности в период малолетства своих сыновей, Карла IX и Людовика XIII соответственно. Анна Австрийская также коротала время, регентствуя в ожидании зрелости Людовика XIV. Были и другие примеры.

В Европе XX века скандально отличился венгерский регент. Это был союзник Гитлера во Второй мировой войне — Хорти, воспользовавшийся отсутствием короля (его просто вообще не было в королевстве), и ставший диктатором крайнего националистического толка. Продолжалось это 24 года, до прихода советских войск в 1944-м.

Зато гражданам Сиама повезло. Много сделала для народного образования и женщин (ранее почти бесправных) незаконнорожденная дочь Рамы IV, Салвабха, сама мать девятерых детей, первая в истории этой страны королева-регент. Это была талантливая, мудрая и добрая правительница.

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Едиными усты, единым сердцем…

Под этой красивой фразой (или точнее выдержкой из молитвы) кроется в сущности простая и жестокая правда жизни. Большинство регентов НЕ СООТВЕТСТВУЮТ своему званию и попросту называются не своим именем. И вообще, выбрали не ту профессию. Вот как вы думаете, что такое «едиными усты, единым сердцем»? О, ну…меня многие тут же с легкостью надоумят…»как, мол…тебе не понятен смысл этой фразы»? Я парирую…большинству регентов не понятен смысл этой фразы. Во всяком случае, есть такое ощущение…
Исходная мысль проста, как камилавка. На клиросе должна быть такая обстановка, когда у всех буквально одно сердце на всех, певчие живут одной семьей, дыша лишь хвалой Богу. Что же…Это красивые слова, но они предполагают коллективную ответственность, окей? Если певчие отдают себя служению, было бы здорово, если бы регент взамен ну как минимум вникал в беды и трудности своего коллектива, не так ли? А иначе встает вопрос о неверной работе «единого сердца», ибо оно работает как-то удивительно однобоко — только на имидж регента/его статус/зарплату.

Если вы регент, как хорошо вы знаете трудности своих певчих в жизни? Что они любят, чем они болеют, чему радуются и от чего печалятся? Истина проста — вы должны, обязаны, как регент, интересоваться жизнью своего коллектива. Конечно, встает вопрос «а зачем регенту это нужно»?

Ответ очевиден — чтобы помогать и поддерживать своих хористов словом и делом. Вы как регент обязаны общаться с настоятелем и работать с ним на предмет материальной помощи тому или иному певчему, или на предмет нахождения идеальной ставки, поиска разных материальных стимулов. Если регент способен выбить хорошему певцу хорошую зарплату — это по определению хороший регент, ибо он не ставит певца в неловкое положение униженного просителя, а позволяет сосредоточиться на работе.
Тут хотелось бы пояснить такой момент. Работа регента в данном вопросе должна быть двухсторонней и относится и к коллективу. Например, очень уместно заранее, до возникновения проблем и пресловутых искушений, демонстрировать тому или иному певчему свою заботу, мол «ходила к настоятелю, пыталась выбить тебе премию, но пока премию на приходе никому не дают, ибо трудности такого то порядка». Этот процесс напоминает общение с ребенком, которому мама объясняет, почему она не может купить ту или иную игрушку. О да, правильный регент в моих мечтах весьма напоминает опытного психолога-воспитателя с большим авторитетом на приходе.

Далеко не всегда поддержка может и должна выражаться материально. Очень часто важно просто доброе слово, теплый жест, благодарный взгляд. Люди искусства часто на удивление идейны и готовы работать за копейки при должной моральной мотивации. Фразы, обращенные к певчему типа «мне очень радостно с тобой работать, ты очень ценный член нашего коллектива» — работают на ура. Но регенты часто весьма скупы на подобные слова.

Дорогие регенты. Вам ничего не стоит произнести похвалу. Да, не сразу и не в первый день работы такая похвала будет рождаться естественным образом. Возможно, молодой регент будет испытывать некоторую скованность, пытаясь следовать моим рекомендациям, но — путь осилит идущий. Начав сегодня, через несколько лет вы будете мастером церковной политики и специалистом по решению любых конфликтных ситуаций.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Профессия: регент

Есть профессия, которая требует от человека совмещения таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — регент, начальник церковного хора. О том, от чего зависит красота богослужения и как можно превратить разнобой индивидуальностей в слаженный хор, нам согласился рассказать известный в Москве регент Евгений КУСТОВСКИЙ


Евгений Сергеевич Кустовский — регент московского храма Трех святителей на Кулишках. Окончил Хоровое училище имени Свешникова («Я всю жизнь свешниковец — ведь теперь я регент у о. Владислава Свешникова», — говорит он), а потом дирижерско-хоровой факультет Консерватории. После Консерватории несколько лет работал в Союзе композиторов РСФСР, занимался исследованиями фольклора. Потом поступил в аспирантуру в Гнесинский институт. Сейчас ведет широкую преподавательскую деятельность — руководит Московскими регентскими курсами. По всей стране также известны многочисленные богослужебные сборники, подготовленные Е.С. Кустовским и изданные под его редакцией.

Фото Андрея РАДКЕВИЧА

Версия для печати

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Первый Международный съезд регентов и певчих Русской Православной .

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens — правитель, властелин, или regere — управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.


/ Программа" data-image_id="18545">

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Видео

Смотрите короткий фильм-презентацию Регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии


Искусство дирижирования уходит своими корнями в глубину веков. Еще в древнеегипетских рисунках присутствует некий человек с жезлом в руке, который стоит напротив музыкантов и певцов и руководит их действиями. В качестве отдельной профессии дирижирование стало известно с начала XIX века.

Дирижер хора – одна из самых сложных и интересных среди музыкальных профессий. Поэтому к дирижеру предъявляют самые высокие профессиональные требования. Этот вид искусства не похож ни на один другой, так как «музыкальным инструментом» дирижера являются сами люди – исполнители. От мастерства дирижера зависит как будет звучать хор и как его будут воспринимать слушатели.

В основе качественного звучания хора лежит тонкая психология и талант руководителя. Вот почему одно и то же произведение у разных дирижеров может звучать по-разному и производить совершенно разное впечатление.

Дирижер хора еще больше, чем любой исполнитель, должен быть высокообразованной, высокодуховной и творчески интересной личностью. Талантливость дирижера хора зависит от глубины и серьезности его моральных воззрений, богатства эмоциональной жизни, широты кругозора.


В нашем колледже помимо профессии дирижера хора, студенты также получают профессию регента церковного хора. На первый взгляд может показаться, что дирижер и регент одно и то же, однако это не совсем так.

10 ВОПРОСОВ О ПРОФЕССИИ РЕГЕНТ

  1. Кто такой регент?

Регентом называется дирижер православного церковного хора. От обычного хорового дирижера (хормейстера) его отличают знание порядка, духа и смысла Богослужения, умение через свое православное творческое мироощущение помочь находящимся в храме людям молиться.

  1. Какие качества нужны будущему регенту?

Для успешного освоения профессии регента необходимо:

— музыкальный слух, чувство ритма, начальная музыкальная подготовка

— организаторские и педагогические способности

— настойчивость и целеустремленность в обучении

  1. Чем профессия регента отличается от профессии хормейстера (дирижера хора)?

С точки зрения профессиональной компетентности они могут делают много общего. Например, дирижировать хором, преподавать музыкальные дисциплины, работать с репертуаром, проводить репетиции, создавать красивое звучание хора и т.д.

Принципиальное отличие регента от хормейстера в том, что каждый регент – это православный хормейстер, который имеет знание ряда церковных дисциплин и может вести Богослужение. Более того, «хормейстер» — это профессия ради искусства, а «регент» — это духовное творчество.

  1. Какая польза в профессии регента?

Всем известно, что в России идет повсеместное возрождение традиций, люди приобщаются к духовным ценностям, открываются новые приходы, монастыри, воскресные школы и духовные заведения. Сейчас Церковь ощущает острую нехватку кадров. Особенно — регентов. В условиях высокого спроса на эту профессию, регент имеет обилие возможностей для трудоустройства в соответствии со своей квалификацией в любых приходах, монастырях и учебных заведениях.

  1. Что получают будущие регенты от данного курса?
  1. Как проходит обучение и какие знания даются?

Выпускницы 9-х классов средней школы кроме специальных дисциплин проходят обучение по программе 10-ого и 11-ого классов школы.

Имеющие аттестат средней школы получают профессиональное музыкальное образование.

Все студентки могут посещать монастырские мастерские по выбору и помогают сестрам на различных послушаниях. Таким образом в колледже можно очень многому научиться помимо своей профкссии.

Кроме светских дисциплин по специальности будущие регенты изучают:

Форма обучения — очная. Занятия индивидуальные и групповые.

  1. Кому будет полезно поступить на отделение регентов?
  1. Как проходит обучение?

Весь курс обучения проходит в колледже «Добрая школа на Сольбе» при Николо-Сольбинском женском монастыре. Это дает уникальную возможность объединить образование и духовную пользу.

Студентки колледжа проживают в удобных комнатах, обучаются в хорошо оборудованных классах. С первых дней занятий имеют возможность применять свои знания на практике. Распорядок дня и план занятий соответствует стандартам среднего специального учебного заведения.

  1. Чему обучают педагоги и чем помогают наставники?

Педагогический коллектив колледжа состоит из высококвалифицированных преподавателей, которые дают полный объем профессиональных знаний.

В дополнение к музыкальным предметам и общим дисциплинам регенты получают углубленные знания о церковных правилах, этикете и традициях непосредственно в монастырской жизни.

Наставница – сестра монастыря, которая помогает в формировании духовно-нравственных качеств, необходимых будущим регентам, учит быть организованными и создаёт дружный коллектив.

  1. Какие мечты и желания может реализовать данный курс?

Евгений Сергеевич Кустовский — регент московского храма Трех святителей на Кулишках. Окончил Хоровое училище имени Свешникова («Я всю жизнь свешниковец — ведь теперь я регент у о. Владислава Свешникова», — говорит он), а потом дирижерско-хоровой факультет Консерватории. После Консерватории несколько лет работал в Союзе композиторов РСФСР, занимался исследованиями фольклора. Потом поступил в аспирантуру в Гнесинский институт. Сейчас ведет широкую преподавательскую деятельность — руководит Московскими регентскими курсами. По всей стране также известны многочисленные богослужебные сборники, подготовленные Е.С. Кустовским и изданные под его редакцией.

— Евгений Сергеевич, когда, почему и как решили стать регентом?

— Я уже был на четвертом курсе аспирантуры, диссертация была практически готова. И в это время я познакомился с отцом Владиславом Свешниковым. Когда отец Владислав меня увидел, он сказал: «Хватит тебе ерундой заниматься, надо заниматься делом!» Заниматься делом означало то, что музыкант должен быть на клиросе. Я пытался возражать, что я, мол, уже состоялся как музыковед, фольклорист. А он напомнил мне притчу о талантах и сказал: «Все твои способности были тебе даны просто так, „за здорово живешь“, пора отдавать».
И я пришел на клирос.

— Как певчий или уже как регент?

— Да что вы! Сначала, конечно, как певчий. Причем даже просто как человек, заменяющий ушедшего в отпуск певчего. А вот когда я оказался на клиросе, я понял: все, что я делал в жизни до этого, было лишь подготовкой.

— Вы пришли на клирос уже воцерковленным человеком?

— В общем, да, но все-таки я считаю, что настоящее воцерковление произошло только на клиросе. Потому что воцерковление, какое получал среднестатистический прихожанин конца 80-х годов, часто ограничивалось лишь общими представлениями о вере и Церкви. А также всевозможными заблуждениями — типа того, что нельзя через левое плечо передавать свечу или что на Иоанна Предтечу нельзя есть круглое… А логика, красота, гармония богослужения может открыться мирянину именно на клиросе. Ведь это непосредственное участие в богослужении.

— Какие требования вы предъявляете певчим?

— Прежде всего, чтобы у человека был слух, без этого на клиросе, как ни крути, делать нечего. Потом — чтобы у человека было чувство ансамбля, способность петь вместе с другими, чувствовать и слышать других. И еще — чтобы была способность реагировать на руку регента.

— А как вы относитесь к певцам, что называется, с вокально «поставленными» голосами?

— Дело в том, что ансамблевый и сольный вокал — это совершенно разные технологии. Зачастую на клирос приходят не хоровики, а вокалисты, и если я вижу, что человеку есть над чем работать, то я предпочту сам с ним заняться. А беда многих профессиональных певцов с «поставленными» голосами заключается в том, что их готовили к сольному пению, и они часто совершенно не в состоянии петь в хоре, не выделяясь из него.

— Какие хоры вам кажутся более успешными: мужские, женские, смешанные?

— Здесь можно посмотреть с двух точек зрения: музыканта и регента. Эти точки зрения очень разные. Как музыкант я могу посмотреть на этот вопрос с позиций эстетизма, с позиций вкусовщины, которая во всех нас есть, и сказать, что мне больше нравятся однородные хоры. Но рассуждать так — это все равно что сказать: мне больше нравится, когда у священника седая борода, чем когда черная. Я же предпочитаю рассуждать как регент, и в этом смысле мне все равно, какой по составу хор. Какой есть, такой и хорошо.

Хотя, конечно, объективно говоря, однородные хоры звучат значительно монолитнее, слаженнее, чем смешанные. Ведь церковное пение изначально монастырское, а монастырь — явление все же «однополое». И конечно, более традиционным в нашей церкви является мужской хор. Женские однородные хоры до сих пор занимаются поисками того, как передать средствами женского голоса музыкальные традиции, рожденные в мужских хорах.

— Как вы относитесь к «народному хору» — когда песнопения исполняются всеми молящимися?

— Прежде всего необходимо определиться, о каких песнопениях мы говорим. Ведь есть изменяемые песнопения, а есть неизменяемые. От этого многое зависит. С неизменяемыми песнопениями все просто. Есть множество храмов, где их поют все прихожане, например, в нашем храме тоже так. Я очень это приветствую. Я даже выступал на первом регентском съезде, прошедшем три года назад, с докладом «Воспитание поющего прихода».

— А как быть с прихожанами, не имеющими слуха? Ведь бывает, что кто-то поет фа-диез в то время, как все поют соль…

— А вас это смущает? Меня нет. Во-первых, я умею изменять свою требовательность к певчему в зависимости от удаленности его от клироса. На клиросе я могу всячески «снимать стружку» с певчих. Но человек, поющий где-то в храме, мне не мешает. Во-вторых, человеку, если он поет уверенно и свободно, вообще-то не естественно петь фа-диез в то время, как рядом звучит соль. Это просто неудобно, это акустический закон. Поверьте мне, я говорю это как специалист по народному пению! Здесь очень многое зависит от регента: он должен уметь в какой-то момент перестать быть профессиональным музыкантом и превратиться в запевалу. Ведь так и в фольклоре: есть мастера, ведущие хор, а все остальные подтягивают. Кроме того, когда люди в храме понимают, что регент не оценивает их пение, а просто предлагает петь, все выстраивается очень даже неплохо. А если прихожанин боится спеть что-то не так — вот тут-то он и поет не так. В пользу всенародного пения мы решили и такую известную всем православным проблему, как заполнение паузы перед причастием. Где-то в этот момент поют так называемые «концерты», где-то читают молитвы перед причастием, где-то поют стихиры дня или праздника. А мы на каждой Литургии поем с прихожанами стихи ко причащению: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне…» — и так далее, вплоть до «Вечери Твоея тайныя…».

— А как быть с изменяемыми песнопениями?

— Это, конечно, другое дело. Всенародно такие песнопения петь очень и очень трудно. Но все-таки возможно, и я знаю храмы, где такие песнопения поют все прихожане. Делаются такие попытки и у нас: в нашем храме есть «приходские аналои». Мы заказали нашему приходскому столяру сделать широкие, пологие и невысокие аналои — такие, чтобы на них можно было положить последование вечерни, утрени, литургии, тексты различных служб. Лет сто назад это было бы просто невозможно: было по одному-два экземпляра богослужебных книг на весь приход. Сейчас же я могу — например, на Троицу — разложить публикации текстов на эти аналои для всех прихожан, и все поют.

— Сохранились ли дореволюционные грамзаписи обыкновенных приходских хоров, на которые можно было бы равняться современным регентам?

— Очень мало. Сохранились пластинки, записанные в 1912 году в Париже монахами Киево-Печерской лавры. Или фрагменты служб, записанные в храме Христа Спасителя. Разница между прошлыми записями и современным звучанием в том, что наше дореволюционное церковное пение было испорчено целым веком страстных интонаций, подвываний, подъездов — такая манера была присуща пению в церкви в XIX веке. И только в ХХ веке начались поиски НЕ-страстной церковной музыки, которые ведутся до сих пор.

— Еще не так давно в репертуаре церковных хоров было много сложной авторской музыки, часто напоминавшей не песнопения, а итальянские оперы. Сейчас этого меньше. А как вы видите перспективу развития духовной музыки?

— Сейчас страстная музыка постепенно уходит с клироса, все больше становится анахронизмом. Многие образцы европеизированного музыкального творчества XVIII и XIX веков сегодня просто неприемлемы в контексте богослужения. Зато все большее применение получает обиход — то есть пение на гласы. Надо сказать, что обиход — это богатейший язык, богатейший материал. При этом разработан он очень мало, и знаем мы его крайне плохо. Навыки настоящего «полногласия» — то есть владения не только всеми гласами, но всеми разновидностями каждого из них — мы во многом утеряли. Чтобы вернуться к ним, нужно много работать и очень этого хотеть. На своем клиросе мы поем практически все на гласы. Например, за всенощной мои певчие раскрывают ноты только один раз — на предначинательном псалме, да и то скорее для напоминания, так как мы его поем всегда на один и тот же мотив.

— А разве не нужно, чтобы пение было разнообразным?

— Да зачем? Я лично считаю, что на разные мотивы должны исполняться изменяемые песнопения. Мы никогда не поем разные «Свете тихий», никогда не поем разные «Ныне отпущаеши». Зачем вносить разнообразие в неизменяемые песнопения, если наибольшей значимостью и выразительностью обладают изменяемые?

— Как вы относитесь к увлечению знаменным пением, которое сейчас можно слышать со многих клиросов?

— Я думаю, для многих это именно так, как вы сказали: увлечение. Зачастую древний распев вставляется в службу как некое декоративное явление, такой экзотический номер, выпирающий из совокупности остальных песнопений, как гвоздь из ровной поверхности. Делать такие украшения несложно, гораздо труднее выдержать всю службу в знаменном стиле, особенно изменяемые песнопения.

— Согласитесь, слух современного человека вос питан на гармонической, я бы сказал, европейской музыке: на Бетховене, на Чайковском, на «Битлах», если хотите…

— Да, есть такое мнение, что мы стали жертвами европейского засилья в музыке. Но на самом деле я, как бывший фольклорист, могу сказать вам, что в русском фольклоре переход от одноголосия к многоголосию происходит в том же XVII веке, что и в церковной музыке. Это произошло практически одновременно и независимо.

— Выбор стиля — обиход, авторские сочинения, знаменное пение, — наверное, еще зависит от традиций храма и привычек прихожан. Вы, как регент, прислушиваетесь к мнению прихожан?

— Вы знаете, мне никогда не бывает важно, как оценивается прихожанами само по себе пение хора. Мне это все равно. Гораздо важнее другое — поняли ли прихожане службу, знают ли они, о чем она была, чувствуют ли они ее. Если это так, то значит, служба прошла нормально.

— Мы подошли к теме человеческих отношений в храме. Регент — не только музыкант, но и начальник над людьми, певчими. Как вы добиваетесь послушания на клиросе? Вы строги? Певчие вас боятся?

— Да, я строг. Да, певчие меня боятся. Я могу рассердиться, могу «по стенке размазать». Но могу и, наоборот, жилетку подставить. Конечно, брань и строгость — это не самоцель. Главное, чтобы пели хорошо и чувствовали себя спокойно и уверенно. Хотя иногда окрик тоже может быть полезен, если он содержит в себе некий энергетический допинг, который заставляет собраться человека, находящегося или в харизматической отрешенности, или просто в нерабочем состоянии. А вообще, одно из самых трудных умений регента — это что-то сделать или сказать по сути жестко, а по форме мягко. Это умение приходит к регентам далеко не сразу.

— А еще на клиросе часто бывают такие проблемы, как болтовня и смех. Как вы с этим боретесь?

— Я иногда сам становлюсь как бы возбудителем смешка — для того, чтобы вовремя его и прекратить. Иногда остроумное слово разряжает обстановку и снимает усталость. Таким образом мне удается как бы взять ситуацию в свои руки. Важно, чтобы все понимали: чуть-чуть посмеялись — и все, пошли дальше. Если на клиросе есть понимание службы как службы, ничто не страшно. А болтовня на клиросе — этого, сказать честно, у нас почти не бывает. Если и бывает, то в основном как проявление усталости, вымотанности. А для меня это всегда сигнал, что я что-то упустил, что-то не так делаю: ведь болтовня означает, что человек вышел из службы, отключился. Это вина регента — значит, не может удержать.

— Еще одна клиросная проблема — опоздания…

— У нас на клиросе люди поют только ради пения на клиросе, ради участия в службе, служения Богу. Есть хоры, где люди поют ради заработка, но у нас это не так: платят у нас мало. Люди у нас поют просто потому, что любят служить. И если человек опоздал на службу, это воспринимается с сочувствием: жалко, что он опоздал. Жалко, что он хотел прийти вовремя и не смог. Но опоздания у нас — не повод для каких-то разборок.

— Коснемся состава клироса. Бывают хоры из наемных певцов, для которых церковное пение — работа. А бывают хоры, состоящие только из прихожан. Как это в вашем храме?

— Сейчас все больше становится исключительно общинных хоров, и это, я уверен, очень правильно. У нас на клиросе могут петь только члены нашей общины, которые исповедуются у наших священников, причащаются в нашем храме. У нас нет такого: пришел, спел, ушел. У нас так: пришел, спел… и остался в нашей общине. Многие и помимо пения находят для себя работу в храме. У нас вот так, и во многих храмах так же, но я знаю и очень многие храмы, где до сих пор сохраняются наемные хоры. Эти хоры отличаются прежде всего денежными приоритетами. Я же считаю, что приоритеты клирошанина должны быть другими.

— Последний вопрос касается певческого воспитания детей. Как оно должно производиться?

— Клиросное воспитание детей — это одна из самых важных наших задач. Есть различные приемы обучения. Можно ставить детей на клирос вместе со взрослыми, можно организовывать «детские богослужения». Но нужно учитывать и некоторые особенности. На взрослый клирос можно ставить детей только с определенного возраста, когда чувствуется, что ребенок может выдержать режим службы. А чисто детские хоры могут быть самого разного возраста. Понятно, что навыки чтения слов и нот у детей вырабатываются очень постепенно. Поэтому к службам с детьми приходится специально готовиться. Детские службы у нас бывают примерно раз в месяц, и перед каждой службой бывают спевки. Я, впрочем, не люблю заниматься с детьми концертными программами, разучивать сложные партии. Я предпочитаю делать из детей «обиходный клирос». Я даю им понять, что они готовят службу, а не концерт. И между прочим, я сторонник подготовки с детьми не только литургий, но и вечерних служб, где много изменяемых песнопений. Очень важно приучать детей читать тексты. И надо сказать, дети гораздо лучше, чем взрослые, схватывают это умение. Для детей особенно важно, что у них перед глазами. Они когда поют по словам — поют слова, а когда по нотам — ноты, а это совершенно разное восприятие. Лучше всего они поют наизусть. При пении с детьми изменяемых песнопений очень помогает прием, заимствованный из монастырской практики: пение с канонархом. Канонарх читает один стих, хор поет его, потом другой стих и так далее. Впрочем, со взрослыми это тоже достаточно эффективный прием заставить их понимать смысл того, что они поют.

Читайте также: