Кто перевозит деньги из банка в банк профессия

Опубликовано: 15.05.2024

Некоторые эксперты уверены, что быстрый рост безналичных расчетов в итоге приведет к полной отмене «кэша» (наличности) и, соответственно, исчезновению ряда секторов финансового рынка. Например, услуг по хранению и перевозке наличности. Однако сами игроки этого рынка чувствуют себя более чем уверенно и, наоборот, расширяют зону влияния. Например, в августе во Владимире открылся операционный офис одной из крупнейших компаний России, специализирующихся на хранении и перевозке денег и ценностей. Выходит, в регионе-33 есть что хранить и перевозить.

- Рост безналичных платежей действительно значителен, но при этом снижения объемов перевозимой наличности не наблюдается. За последние 6 лет ее общий объем составляет порядка 30 трлн рублей, - говорит Наталья Шишкина, управляющая Владимирским операционным офисом компании «ИНКАХРАН» - Сильных скачков за все эти годы не было — при всем росте «цифры». Я думаю, нужно учитывать консерватизм большой прослойки населения, его доверие именно к наличным деньгам. Эта тенденция не изменится ни сегодня, ни завтра.

В России сейчас на рынке перевозки наличности с общей долей в 90% работают четыре крупных игрока, три из них - компании с госучастием. Остальные - это в основном банки с собственными службами инкассации, поясняет эксперт. Однако даже банки все чаще предпочитают передавать инкассаторские услуги на аутсорсинг - это дешевле.

Впрочем, дешевизна не должна быть главным критерием выбора перевозчика, уверены специалисты, поскольку самые низкие тарифы у так называемых «серых» и «черных» инкассаторов. Чаще всего это чоповцы с лицензиями, которые сопровождают людей с деньгами. Но есть и просто невооруженные курьеры, которые фактически «на авось» передвигаются с ценным грузом на машинах без спецраскраски.

Шишкина говорит, что услуги «серых» и «черных» инкассаторов несут большие риски:

- Такие компании не лицензируются, не регулируются, у них нет страхования перевозки, не говоря уже о кассовом центре или расчетно-кассовом обслуживании.

Это значит: если машину ограбят, вернуть свои деньги будет крайне проблематично.

По мнению президента - председателя правления объединения РОСИНКАС Олега Крылова, которое он озвучил ресурсу www.dp.ru, «серые» и «черные» инкассаторы особенно популярны у части бизнесменов, которые не только экономят, но и не хотят светить оборотку.

Все свое везу с собой

Частный рынок страхуемой перевозки денег в нашей стране стал формироваться в так называемые «лихие девяностые». Этот бизнес тогда был очень опасным, но зато перспективным ввиду почти полного отсутствия официальной (не теневой) конкуренции. Тогда же Минюст принял положение, утвердившее правила совершения банковских операций, касающихся организации кассовой работы и инкассации.

- Сейчас уже сложно поднять данные о количестве игроков в то время и их правовом статусе, - говорит Наталья Шишкина. - Но вспоминается профессиональный анекдот: «Как же вы живете на такие деньги?» — спрашивали у жены инкассатора, имея в виду низкую зарплату. «По вечерам машину мужа подметаю… Нам хватает», — отвечала та. С тех пор, конечно, все кардинально изменилось.

У легальных компаний сейчас даже свой профессиональный альянс есть - Ассоциация организаций в сфере наличного денежного обращения, инкассации и перевозки ценностей (АНДО). Шишкина называет Ассоциацию «местом коммуникаций ведущих управленцев отрасли наличного денежного обращения», а ее основной задачей — диалог с регулятором. Всего в АНДО более 140 участников. Но расширить взаимодействие членов Ассоциации до уровня, например, авиационного Sky Team, в рамках которого пассажиров одной авиакомпании может «подбросить» другая компания-партнер, не получится: с деньгами этот номер не пройдет.

- У нас приехать обязан именно тот партнер, который зафиксирован в договоре, - говорит Шишкина. - Сфера инкассаторских услуг лицензируется и контролируется Центробанком, поэтому все операции регламентированы. Тут дело не в инкассации как таковой, а в юридических взаимоотношениях сторон. Как у агрегаторов такси - это вопрос безопасности, ответственности и регулируемости. Хотя некоторые игроки кооперируются. Это позволяет им в рамках договорных отношений оказывать услуги и друг другу, и клиентам на основании трехсторонних соглашений.

Маржа невелика

Наталья Шишкина говорит, что «бизнес инкассации высокозатратный, при этом низкомаржинальный из-за конкуренции и вызванных ею низких тарифов». При этом все серьезные компании практикуют скидки «в зависимости от клиентов».

Затратно ли сейчас войти в этот рынок? Безусловно. Во-первых, надо купить лицензию у Банка России. Госпошлина за нее - это 0,1% от заявленного уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. А минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 90 млн рублей. Во-вторых, потребуются затраты на сам расчетно-кассовый центр, его оборудование, помещение, которое должно соответствовать требованиям, специальный автопарк из бронемашин, обучение и зарплату экипажей (каждый по три человека). Кстати, во Владимирской области инкассаторы в среднем зарабатывают по 32 тысячи рублей в месяц.

- Это затратный бизнес. Выгодным он становится только при достижении определенных объемов. Именно поэтому в последние годы наблюдается явная тенденция к отказу банков от собственных служб инкассации в пользу услуг специализированных компаний, - говорит эксперт.

От страховки до «спецконтейнеров»

Что касается безопасности ценных грузов, то в этом главная прелесть специализированных компаний с лицензиями - все, что везут, они стопроцентно страхуют. А при поддержке регулятора даже, можно сказать, перестраховываются. По словам эксперта, как раз сейчас активно тестируется проект так называемых «спецконтейнеров» с защитой от взлома. Если их целостность нарушить, все банкноты внутри окрашиваются несмываемой краской. Таким образом, нападение на бронеавтомобиль теряет смысл в принципе.

Экспансия крупнейших игроков рынка перевозки наличности в регионы сейчас в самом разгаре. Один только ИНКАХРАН, у которого 2,5 тысячи сотрудников в штате и больше 500 броневиков в автопарке, до конца года собрался открыть еще семь филиалов и довести число регионов присутствия до 32.

Попадание конкретно Владимирской области в зону интересов компании там объясняют нашим динамичным развитием:

- Достаточно посмотреть на показатели ВРП, инвестиций, кредитования бизнеса, - поясняет Наталья Шишкина. - Все это, безусловно означает хороший товарооборот, потребление, расчеты как безналичными платежами, так и наличными деньгами. Область демонстрирует хорошую динамику роста по торговым площадям: только в 2017-м появилось более 150 новых торговых точек, включая общепит. При этом Владимирская область растет не с чистого листа – обеспеченность торговыми площадями и так превышает среднероссийские показатели. Решая, заходить ли в регион, мы всегда ориентируемся на комплекс показателей (от товарооборота до социалки). Но это такой взгляд «извне». К нему мы всегда добавляем экспертизу непосредственно в регионе. Так вот, Владимирская область по всем параметрам выглядит очень перспективно.


Инкассатор — это человек, который перевозит наличные деньги или же ценности. Из банка в банк, из магазинов, учреждений, предприятий в банк. Инкассацией может заниматься любой человек, но при условии прохождения службы в армии, отсутствии судимости и крепкого здоровья.

Работа инкассатором РФ

Особенности профессии

Работа эта довольно ответственная и требует от исполнителя ее в России следующего:

  • отличной физической подготовки, выносливости, стрессовой устойчивости;
  • хороших стрелковых навыков;
  • внимательности, быстрой реакции;
  • знание психологии людей;
  • умение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение.

У инкассаторов наличие всех этих качеств обязательно. Помимо этого, желательно иметь права на вождение автомобилем категории В, так как инкассаторы должны нередко выполняют роль водителя.

Как правило, в эту профессию приходят люди, которые уже имеют достаточный опыт работы охранником. Однако инкассаторская должность требует прохождения дополнительных курсов и получения свидетельства о том, что они пройдены.

Далее в видео о том, как работают инкассаторы:

Следует указать и на то, что входит в обязанности инкассатора и, какая на них лежит ответственность исходя из этих обязанностей:

  • в целости и сохранности доставить деньги из одного пункта в другой, обычно конечным пунктом доставки денег является банк или магазин, банкомат;
  • кассир вместе с инкассатором проверяет упаковываемые деньги, поэтому тому, кто перевозит их желательно разбираться в бухгалтерии;
  • проверяет документацию финансовую, прежде чем принять деньги или драгоценности;
  • осуществлять охрану во время перевозки, чтобы доставить к месту хранения денег или драгоценностей.
  • Это общие обязанности человека, который сопровождает деньги, но в зависимости от местных условий, ситуаций и желаний клиента они могут отличаться в разных областях России.

Риски профессии и как стать инкассатором

Человек, желающий занять вакансию инкассатора, должен иметь удостоверение охранника и пройти специальные курсы подготовки. Такие курсы можно пройти в учебном центре Росинкас. Это учреждение создано Центральным банком и является крупнейшим поставщиком услуг по инкассации.

Это не единственное учреждение, занимающееся инкассацией. Есть еще и коммерческие структуры, самое крупное из них «Инкахран». Помимо этих организаций, такие услуги оказывают и частные охранные предприятия, если у них есть на то лицензия.

По всей стране Российское объединение инкассации имеет 77 представительств и предоставляет услуги по обучению. В течение месяца осваивается теоретический курс, включающий в себя подготовку:

  • специальную;
  • физическую;
  • техническую;
  • медицинскую;
  • психологическую

И также изучается основы законодательства и права. После чего сдается экзамен, и учебный центр Росинкас выдает соответствующее удостоверение. Немало времени уделяется и практической части — выездам на маршруты сопровождения ценностей, оформление всех сопроводительных документов. Тренинг по отработке действий инкассатора в разных ситуациях.

Еще одно полезное видео про профессию инкассатора в РФ:

Профессия инкассатора входит в десятку самых опасных в мире. Так как не так уж редки случаи нападения на людей, перевозящих деньги. Инкассатор не имеет никаких льгот по выслуге лет или по вредности работы. Пенсионный возраст у него такой же, как и у рядовых граждан. Но при этом его работа тяжелее, чем у простого охранника, так как приходится целый день находиться в машине и носить тяжести.

Вакансии в РФ Инкассатора

Диаграмма вакансий инкассаторов по областям РФ

Зарплата инкассатора в Сбербанке

Сбербанк один из крупнейших банков в России, поэтому желающие устроится инкассатором, стремятся попасть именно в этот банк. Сколько же зарабатывает на самом деле работник, перевозящий деньги и другие ценности в Сбербанке.


Уровень заработной платы инкассаторов в крупных городах России

Средняя зарплата составляет 53 тыс. рублей, однако многое зависит от региона. В Москве зарплата приближается к этим показателям, но в провинции все далеко не так:

  • в Москве 40000–53000 руб. в месяц;
  • Санкт-Петербург 30000–35000 руб.;
  • Екатеринбург 25000–30000 руб.;
  • Самара 20000–25000 руб.;
  • Томск 18000–20000 руб.

Из приведенных данных видно, что в России, чем провинциальней город, тем меньше зарплаты. И это понятно, ведь зарплата инкассатора зависит от условий работы. Крупный город требует гораздо больше усилий, в нем много маршрутов перемещений, и большая вероятность нападения на машину с деньгами.

Надо также учитывать, что объем ежедневно перевозимых денег по весу в разы превосходит те объемы, которые существуют в областных городах России. Поэтому плата инкассатора Москвы и Санкт-Петербурга выше.


Уровень средней зарплаты за последние 12 месяцев: Инкассатор в России

Зарплата инкассатора за границей

Для сравнения можно привести данные, сколько зарабатывают в месяц инкассаторы за рубежом в переводе на российские рубли по текущему курсу:

  • Казахстан 15 000–29 000 руб.;
  • Украина 8 500–25 000 руб.;
  • Латвия в среднем 34 000 руб.;
  • Великобритания 240 000–320 000 руб.;
  • США 340000 руб.;
  • Германия 225 000–280 000 руб.;
  • Австралия 395 000 руб.

Из представленных данных работа инкассатора наиболее ценима в Австралии. Здесь человек в бронежилете и пистолетом, постоянно переносящий тяжелые тюки с деньгами заработал за месяц солидную сумму по меркам России. Причем это средняя зарплата, а есть варианты, когда получают австралийцы-инкассаторы гораздо больше.

Хотя условия работы в этих странах, обязанности инкассаторов мало чем отличаются от тех, что существую в Российской Федерации или же в странах Содружества. Те же риски, постоянные физические нагрузки и стрессы. Но работодатели понимают, чтобы человек, ежедневно перевозящий крупные суммы денег должен и получать хорошие деньги, чтобы не подвергаться соблазну взять недостающее нарушая закон.

Зарплата инкассатора в Республика Беларусь

В Беларуси в настоящее время осуществляет инкассацию Национальный банк, а также «Белинвестбанк», «АСБ Беларусбанк», «БПС-Банк», «Белагропромбанк». Еще у 14 банков есть ограниченные права на осуществление инкассации.

Зарплата инкассатора в различных финансовых организациях Беларуси и банках выглядит так:

  • «Беларусбанк», Минск 14 500 руб.;
  • «Белагропромбанк», Минск 10 000 руб.;
  • «Белгазпромбанк», Минск 20 000 руб.

Таким образом, зарплата инкассатора в Беларуси сравнима с той, что получают их коллеги из России в провинциальных городах. Она не очень высокая и людей, каждый день держащих в своих руках миллионы рублей или иностранной валюты, нельзя назвать полностью материально обеспеченными.

Вопрос, поручить перевозку средств сотрудникам собственного предприятия или обратиться к услугам профессиональных организаций, возникает практически перед каждой фирмой. На одной чаше весов стоит безопасность, а на другой – желание сократить свои расходы.

Заплатить или сэкономить?

Сегодня в большинстве организаций основная масса денежных расчетов происходит в безналичной форме. С этим утверждением согласна и главный бухгалтер ФГУП «Санаторий “Энергия”» Ирина Ефремова, отметившая, что с наличными деньгами ее организация практически не работает. Тем не менее совсем отказаться от наличности не получилось пока ни у кого. Но как не потерять с трудом добытые средства по дороге из банка на фирму или наоборот? Как правило, выбор схемы перевозки средств остается за руководителем предприятия. Принимая решение, следует соотнести затраты на безопасность суммы с ее величиной. Если компания вынуждена регулярно доставлять деньги в банк (например выручку магазина) и работает с крупными платежами, ей целесообразно воспользоваться услугами по инкассации. Но такой способ довольно дорог, когда перевозки происходят нечасто (например дважды в месяц при выплате заработной платы персоналу).

Практика показывает, что подавляющее большинство предприятий на свой страх и риск перевозит деньги, прибегая для этого к услугам своих работников (бухгалтера, курьера). В лучшем случае ответственное лицо сопровождает офисный охранник. Однако гарантирует ли такой способ сохранность купюр и тем более безопасность сотрудника?

«Бесценные» кадры

Руководитель может назначить ответственного работника для перевозки денег. Все зависит от суммы выручки, периодичности поездок и личных качеств сотрудника. Назначенным лицам следует обращать внимание на рекомендации по обеспечению сохранности денег при их транспортировке. К примеру, кассиру и сопровождающим запрещено разглашать маршрут движения и размер суммы средств, следовать пешком или общественным транспортом, а также отвлекаться от доставки денег и ценностей не по назначению. Любопытно, но нередки случаи, когда клиенты поручают своим секретарям перевозить очень крупные суммы на метро или автобусе, не используя охрану. Это очень рискованно, отмечает руководитель юридического центра «Базальт» Василий Неделько.

Круг лиц, которые могут нести полную личную материальную ответственность, утвержден постановлением Минтруда от 31 декабря 2002 г. № 85. Их перечень достаточно широк: это кассиры, контролеры, руководители и заместители подразделений, связанных с осуществлением финансовой деятельности, и другие лица. Каковы их обязанности? В частности, сотрудник, подписавший договор о полной индивидуальной материальной ответственности, отвечает за сохранность всех принятых им ценностей и за возможный ущерб, причиненный предприятию.

Урон может быть нанесен как в результате умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Поэтому если у руководителя возникнет желание, по закону, в случае недостачи потребовать возмещения убытка, то не стоит доверять транспортировку третьим лицам, подчеркивает юрист.

Финансы – в чужие руки

При перевозке средств фирмы можно обратиться к организациям, которые предоставляют услуги по эскорту подобных грузов на профессиональной основе. Следует учитывать, что «инкассация денежных средств» и «сопровождение материальных ценностей» – это разные вещи. Услуги по транспортировке денег можно причислить к компетенции как кредитных организаций, так и охранных фирм, рассказывает генеральный директор частного охранного предприятия «Баярд» Николай Краюшенко:

– Инкассация относится к банковским операциям (ст. 5 закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1), и оказывать соответствующие услуги могут только их подразделения. Либо это вправе делать специализированные предприятия. При инкассации сотрудники службы выполняют не только охранные функции, но и занимаются оформлением необходимых документов. Таким образом, у руководителя организации нет необходимости отправлять вместе с инкассаторами своих сотрудников.

Тем не менее сопровождать денежные средства при транспортировке законодательство разрешает ЧОПам (ст. 3 закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1). В этом случае агентство бережет только «дипломат с деньгами», а оформлением всех сопроводительных документов должен заниматься кассир или бухгалтер предприятия либо уполномоченный сотрудник заказчика.

При заключении договора на перевозку денег следует обратить внимание на то, чтобы документ предусматривал полную материальную ответственность перевозчика за доверенное ему имущество, отмечает Василий Неделько:

– Как правило, можно воспользоваться вариантом, предложенным самой инкассаторской службой.

Сегодня услуги по транспортировке денег очень востребованы. За ними еженедельно обращаются порядка 2—3 фирм, осуществляющих свою деятельность в различных сферах. На стоимость услуги существенно влияет количество задействованных сотрудников ЧОПа и время использования автомобиля, говорит Николай Краюшенко:

– Сопровождение при перевозке материальных ценностей и денежных средств обойдется в 400 рублей в час без учета НДС за одного предоставленного охранника. Минимальная стоимость транспортировки средств на бронеавтомобиле с охраной составляет 6,8 тысяч рублей.

Как перевозить – подскажет закон

Удивительно, но в законодательстве оговорен порядок передачи и транспортировки денежных средств. В частности, раздел Положения о порядке ведения кассовых операций в банках регулирует действия инкассаторов при доставке и перевозке наличности и других ценностей (утвержден ЦБ 9 октября 2002 г. № 199-П). Еще одним документом, расписывающим организацию транзита денег, является Порядок ведения кассовых операций (утвержден письмом ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18).

По существующим правилам, руководитель предприятия отвечает за сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в него. В тех случаях, когда по вине начальника не были созданы надлежащие условия, обеспечивающие целостность средств фирмы при перевозке, он несет за это ответственность. В частности, в рекомендациях по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке говорится, что руководитель организации должен обеспечить кассира (ответственного сотрудника) охраной. Кроме того, в случае необходимости глава фирмы обязан предоставить ему автомобиль.

Если лицо, перевозящее денежные средства, сообщит о своем ограблении, ответственность будет нести руководитель предприятия, потому что не обеспечил надлежащие условия для транспортировки. Стоит отметить, что «обеспечение сохранности денег при перевозке» – понятие очень неопределенное, подчеркивает Василий Неделько:

– Средства массовой информации регулярно сообщают об очередных налетах на инкассаторов. Если нападениям подвергаются специально подготовленные машины, то что можно говорить о безопасности денег и бухгалтера в такси или в общественном транспорте.

Таким образом, вопрос, перевозить деньги силами фирмы или заплатить немалые средства за специализированные услуги, – дело каждой компании. Здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Но главное, что следует помнить руководителю: вряд ли курьер сможет самостоятельно защитить «фирменную» наличность от грабителей.

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



  1. История возникновения профессии
  2. Что делает инкассатор
  3. Профессиональные обязанности
  4. Особенности работы
  5. Где учат на инкассатора
  6. Карьера инкассатора
  7. Заключение

Инкассатором является тот человек, что перевозит в банк выручку из супермаркета, торгового центра, заправочное станции и т. д.; и тот, кто осуществляет привоз и заполнение банкомата тоже является инкассатором.

История возникновения профессии

Инкассатор — производное слово от incassare — класть в хранилище, пришедшее из итальянского языка.

Однако, инкассатор, — как отдельная специальность — появилась совсем недавно, всего 25 лет назад, до этого обязанности инкассатора по охране и перевозке крупных сумм денежных средств выполняли полицейские. А еще раньше — многие века назад, — золото и драгоценности в больших количествах провозили караваны купцов с большим количеством охраны.


Постепенно такая традиция переросла в отдельную профессию — функции охраны денежных средств, перевозимых из банков и в банки, — стал выполнять специально обученный человек в составе охранной группы, что благотворно сказалось на системе перевозок, поскольку работа поручена людям, знающим на что они идут, зачем они это делают и что их работа сопряжена с рисками.

Что делает инкассатор

Говоря простым языком, инкассатор занимается перевозкой денежных средств особо крупных размеров в специально-оборудованной машине в составе инкассаторской бригады.

  1. Инкассатор перевозит деньги из главного банка в его подразделение или наоборот.
  2. Инкассатор отвозит выручку организации в банк, либо, напротив, перевозит денежные средства из банка в организацию для выдачи сотрудникам заработной платы.
  3. Инкассатор занимается загрузкой денежных средств в банкомат и соответственно съемом средств с ленты. И так далее.

Профессиональные обязанности

Вся суть работы инкассатора заключается в сборе и перевозке денег. Поэтому все его рабочие обязанности можно разделить на следующие категории:

  1. Проверка и подсчет ценностей перед загрузкой их в машину.
  2. Заполнение и проверка правильности заполнения документов.
  3. Непосредственно загрузка ценностей в машину. Сопровождение и обеспечение безопасности ценностей при перевозке, и последующая передача по месту требования.

Стоит отметить, что в зависимости от учреждения, в котором работает инкассатор различаются его рабочие обязанности и требования.

Особенности работы

Инкассатор работает в качестве составляющего звена в инкассаторской бригаде. Бригада состоит из непосредственно инкассатора, охранников и водителя (иногда эту должность занимает инкассатор). Из-за того, что инкассация — это работа с высоким профессиональным риском, связанным с попытками ограбления и угона, — несмотря на наличие охранников, инкассатор сам обязан поддерживать превосходную форму и высококлассно владеть оружием.


Работа инкассатора весьма трудная и опасная, так как связана с постоянным риском для жизни и регулярными физическими нагрузками. Однако в психологическом аспекте данная профессия наиболее тяжела из-за постоянной работы с очень крупными денежными суммами и обязательным присутствием огнестрельного оружия. Как следствие, работать на должности инкассатора могут только стрессоустойчивые люди со стабильной психикой, и то — работодатель обеспечивает сотрудников инкассаторской службы регулярной работой с психологом.

Где учат на инкассатора

Для того, чтобы работать инкассатором не требуется высшего либо средне-специального образования — для профессии инкассатора, как таковой, не существует учебной дисциплины. Однако определенные требования для работы в этой сфере имеются.

Карьера инкассатора

Возможности карьерного роста инкассатора невелики, так как его профессиональные обязанности связаны только с получением и перевозкой ценностей, — работник не получает опыта и знаний требующихся для понимания банковского дела и умения ориентироваться в торговле.

Это говорит о том, что карьеры в банковском деле, работая инкассатором не построить, но инкассатор вполне может дорасти до начальника инкассаторской службы или (реже) начальника охраны предприятия. Так что выбор невелик, в силу достаточно узкой специализации.

Заключение

Инкассатор — низкооплачиваемая должность, которая не предъявляет требований к образованию и опыту работы соискателя — является одной из основных средств обеспечения безопасности при перевозке денежных средств.

Профессия инкассатора, как и любая другая имеет свои плюсы и минусы.

Основной плюс — реальная возможность трудоустройства с относительно неплохой заработной платой людям, не имеющим специализированного образования и опыта работы.


Резюмируя, хотелось бы отметить, что профессия инкассатора обеспечивает работника непропорционально высокими рисками, как и психо-физическими нагрузками за невысокую заработную плату, которая в России составляет в среднем от 20000 до 40000 рублей в месяц. Конечно, эта работа зачастую кажется привлекательной и перспективной для бывших военнослужащих-срочников, молодых людей, не имеющих никакого образования.

Однако это палка о двух концах. Та легкость, с которым молодой и выносливый человек может устроиться на работу и заработная плата не окупается, при учете рисков. Хотя это нужная профессия, и она хороша как стартовая страница для молодых людей.

Парламентарии считают, что нужен закон, который обеспечит социальные гарантии инкассаторам

«Каждый день от кассы к кассе перевозит денег массу…»

Служба инкассации в нашей стране в этом году отметит свое 81-летие, а работники отрасли в день ее создания — 1 августа 1939 года — свой профессиональный праздник.

«Три в одном»: кассир, охранник, грузчик

Инкассация, если попросту, — это упорядоченная сдача и приемка денежных средств. Люди, принимающие ценности в любом эквиваленте (наличные деньги, золото в слитках, картины и т.д.) в магазинах, предприятиях и организациях и доставляют их в банки, и есть инкассаторы. Только вместо бухгалтерских ретро-нарукавников они носят бронежилет с обозначенной сверху группой крови.

Их работа, отмечают эксперты, требует мужества, хладнокровия, психологической устойчивости и хорошей физической подготовки. Как поется в самодеятельной песне: «Мороз минус 20, 6.30 утра. В опасный путь собираться пора. Бронежилет застегнут на ходу. И каждый из них готов к внезапному бою…»

Об инкассаторах снимают фильмы и пишут книги, но жизнь самой отрасли освещается мало. Это — один из наиболее закрытых сегментов банковского рынка, что объясняется «склонностью безопасников больше молчать, чем говорить». Вот и витает вокруг них ореол секретности, хоть они и не сотрудники спецслужб…

С момента появления денег встала задача их транспортировки и охраны. В Киевской Руси князья и бояре силами своих дружин обеспечивали защиту торговых караванов. Но до 1917 года Россия обходилась без специальных служб инкассации. Ее функции в отношении госсредств поручались воинским командам, госпочте и фельдъегерям. Частные лица и банки решали проблему самостоятельно. После революции инкассацию вменили в обязанность органам ЧК-ОГПУ-НКВД и службе фельдъегерской связи СССР.

Современная служба берет начало с 1988 года — даты образования Российского объединения инкассации. Ныне это объединение «РОСИНКАС» — подразделение Банка России (БР), крупнейший в стране перевозчик денежной наличности и других ценностей. Кроме того, есть специальные службы в коммерческих банках, небанковских кредитных организациях, среди которых самая большая — «Инкахран», созданная в 1990 году.

«Инкассаторские службы — значимое звено в системе наличного денежного обращения в стране, — рассказал «РФ сегодня» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Оно выполняет важнейшие публичные функции в сфере обеспечения эмиссии национальной денежной единицы и поддерживает надежный и бесперебойный транзит денег от печатного станка до конечного потребителя».


Отрасль выдержала удар пандемии

«Инфраструктура инкассации доказала свою устойчивость и функциональность в условиях Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, кризисных явлений рыночной экономики. Да и сегодня организационный и кадровый потенциал ведущих участников отрасли оказался на высоте, — констатировал депутат. — А также проверку беспрецедентными ограничительными мерами периода острой фазы пандемии коронавируса и совпавшими с ними по времени экономическими последствиями мирового кризиса. Резко возрос объем назначенных государством адресных социальных выплат и пособий, экстренных мер финансовой поддержки хозяйствующим субъектам пострадавших отраслей. И ни граждане, ни организации не ощутили перебоев в снабжении наличными деньгами. Запрос на них полностью удовлетворен».

Так, «РОСИНКАС» за период пандемии совершило более 1200 перевозок автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, привел пример Анатолий Аксаков. Объем транспортировки — около 3-х триллионов рублей из основных фондов Банка России. Своевременное и без срывов перемещение по всей территории нашей необъятной страны такого объема ценностей — результат слаженной работы всех звеньев системы наличного денежного обращения.

Впрочем, рынок инкассаторских услуг сужается и уже не первый год. На нем все меньше перевозчиков ценных грузов, сокращается клиентская база. Банковский бизнес укрупняется, а уровень маржинальности падает с ростом объема безналичных платежей, набирает темпы цифровизация. Причем львиную долю рынка, по некоторым оценкам, более 80 процентов, держат всего пять крупнейших участников.

Главные клиенты — банки

Анатолий Аксаков полагает, что конкуренция все равно есть, и достаточно острая. На конкурсах, где разыгрываются крупнейшие контракты, идет нешуточная борьба. Если посмотреть на опыт других стран, то и там основные игроки рынка — крупные ТНК с диверсифицированным бизнесом, изначально занимавшиеся перевозками, почтовыми отправлениями и охраной.

У председателя Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (ОП НСБ) Дмитрия Галочкина иное мнение. «Рынок деградирует, — говорит он. — И не только из-за взрывного развития карточной системы платежей и перехода на безнал, что уменьшает количество выручки и способствует минимизации перевозок денег. И не потому, что снижается число банков. Но и в результате излишней монополизации рынка. Предприниматели предпочитают перевозить деньги курьерами едва ли не в метро, а не на инкассаторских машинах, в условиях безопасности. Малые же и средние фирмы нередко решают вопрос схемами нал — безнал».

Более оптимистичен первый зампред Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов: «Конечно, в отрасли есть беспокойство по поводу тенденции снижения потребности в инкассаторских услугах, но об отмене денежного обращения наличности, которую надо хранить и перевозить, речи не идет».

Каршеринг подсказал идею

Наряду со специализированными инкассаторскими компаниями, как уже сказано, есть на рынке и инкассаторские службы самих банков, но для них это непрофильная деятельность, отмечает депутат Анатолий Аксаков.

Злые языки говорят, что свою инкассацию банки создают для занятий «черным налом». Тут всплывает тема «серых» и «черных» инкассаторов. Первые — это демпингующие за счет экономии на перевозке ценностей ЧОПы, вторые — вообще люди без лицензии, оружия и спецтранспорта. Эта проблема не инкассации, считает Артем Кирьянов, а существования черного нала, то есть компетенции МВД. В условиях пандемии в погоне за дешевизной многие организации закрывают глаза на обеспечение безопасности и сохранность своей выручки, поручая инкассацию кому попало.


С серьезными вызовами рынок столкнулся еще до пандемии, констатирует Аксаков. Пандемия усилила их. Банки кварцевали наличку, потребитель наращивал безконтакт-платежи. А тут еще ростки технологий пробивают асфальт консерватизма больших наличных денег. Самоинкассация (когда юрлицо вносит выручку через банкомат), банкоматы-ресайклеры (когда клиент может снять и внести наличность на счет в обход услуг банка). Автоматизированные депозитные машины (устройство для онлайн-инкассации)… Новшества внедряются в банках и крупных ритейлерах. В 2017 году Сбербанк впервые доставил наличность дроном. Конкуренция со смежными сервисами возрастает.

«Популярность каршеринга подсказывает модель развития банковской инфраструктуры по обслуживанию оборота наличных — содержание собственных банкоматных сетей, инкассаторских служб, мощных кассовых центров, — продолжает глава думского комитета. — В совокупности это уже не конкурентное преимущество, а значительное обременение. Назрела необходимость в создании принципиально новой межбанковской платформы по организации обеспечения и управления наличными, перевозке ценностей и полного цикла обслуживания сетей банкоматов и терминалов самообслуживания».

Вопрос с соцгарантиями не решен

Сегодня перевозка денег курьерами в метро — не разовые эпизоды. Траты на инкассатора — вычет из оборота. Предприниматель уповает на видеонаблюдение в метро, опорные пункты полиции, визуальный контроль улиц, маршрутов. Хотя при наводке это вряд ли поможет, говорят эксперты. Львиная доля нападений падает на неохраняемые транспортировки денег.

В 2000-х годах только в Москве за год происходило по нескольку десятков нападений на инкассаторов. За последние десять лет число агрессий, особенно если говорить о столице, резко снизилось, особенно дерзких преступлений, утверждает лидер профсоюза НСБ. Появились системы видеонаблюдения, маршрутизации, распознавания лиц, машин и т.п. Да и раскрываемость высокая. Все, что попадает в поле зрения камеры и на видеозаписи, как ни маскируйся, будет расшифровано. Технологический прогресс способствует декриминализации данной сферы.


Артем Кирьянов считает, что профильный закон нужен. Инкассация — достаточно опасная сфера, где есть преступные посягательства на жизнь работников, и сами они имеют право применять оружие и другие средства для сохранения грузов и отражения агрессии. Это часть мер безопасности, которые государство несколько выпустило из виду. Думаю, можно было бы пойти по отраслевому принципу и сформулировать положения отдельного федерального закона об инкассаторской деятельности.

Очень остро стоит вопрос о социальных гарантиях работников, подчеркивает он. Как быть семьям погибших? Кто возьмет на себя реализацию социальных гарантий для их родных, или же тяжело пострадавших, заболевших инкассаторов? Государство? Но есть ведь и негосударственные служащие. Если поручить это частным компаниям, то не исключена коллизия, что к моменту инвалидизации инкассатора бизнес обанкротится, закроется, перестанет существовать.

Профстандарты и льготы

По мнению Артема Кирьянова, можно пойти по пути создания некоего фонда, куда инкассаторские организации станут отчислять на постоянной основе средства, из которых будет оказываться определённая поддержка семьям погибших и пострадавших.

Более широкий взгляд у Анатолия Аксакова. «Такой закон мог бы урегулировать вопросы конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения, введения стандартов оказания профессиональных услуг по инкассации, лицензирования и возможности использования специального оборудования, — считает депутат. — Правомерно и мнение о необходимости закрепления в документе условий труда инкассаторов как опасных для жизни и здоровья, наряду с такими структурами, как полиция и вневедомственная охрана. Сотрудники инкассации так же рискуют жизнью и должны иметь соответствующие права и льготы».

Конечно, при этом нужно действовать в соответствии с «золотым правилом медицины» — не навреди. Подготовка и рассмотрение изменений в действующее законодательство об инкассации затрагивает компетенцию, функции и сформированную модель правоотношений в сфере наличного денежного обращения. Требуется комплексный подход, который бы учел сложившуюся систему взаимосвязей между Банком России и всеми участниками инкассаторской деятельности, а также угрозы нацбезопасности в данной сфере на федеральном и региональном уровнях.

К слову, принцип «не навреди» приостановил принятый в сентябре 2017 года в первом чтении правительственный законопроект об акционировании «РОСИНКАСа». Анатолий Аксаков мотивировал это сложностью вопроса. Сейчас «РОСИНКАС» согласно ФЗ-86 обеспечивает перевозку денежных средств и ценностей, безопасность объектов Банка России, охрану мест хранения денежных средств, ценностей и драгметаллов. Он — единственный перевозчик ценностей резервных фондов БР! Этот «эксклюзив» не доверяется коммерческим перевозчикам. Объединение транспортирует деньги с фабрик Гознака по всей стране, обслуживает более 99 процентов сети расчетно-кассовых центров БР и свыше половины сети российских кредитных организаций и их филиалов.

Выделение «РОСИНКАС» в АО связано с множеством процедурных и организационных сложностей. Все риски должны быть учтены, подчеркивает депутат. К тому же, затрагивается комплекс вопросов об оружии, регулируемых ФЗ-150 и другими нормативными актами. Главное же — эффективно обеспечить безопасность потребителей услуг инкассации, защитить их от мошеннических действий и злоупотреблений, в том числе в особых и чрезвычайных условиях. Пока документ отложен.

Читайте также: