Кто пишет шутки профессия

Опубликовано: 15.05.2024

На днях я встретился с Анастасией Шмеркиной, автором юмористических сценариев для кинокомедий и для КВН. Свое творчество она начинала, как автор команды КВН «Вятка» и до сих пор зарабатывает деньги на написании юмора.

- Здравствуйте, Анастасия. Одной из идей создания сайта был девиз «Как писать юмор и зарабатывать на этом». Однажды я прочитал статью, там американский автор расписывал, как писать и зарабатывать на юморе. Он, например, пишет тексты для ведущих телешоу. А начинал он так: Писал шутки для «Stand up Comedy». Он приходил на выступления местных артистов и говорил: «Здравствуйте! Мне очень нравятся ваши выступления, я сам придумываю шутки, у меня для вас есть вот такие материалы. Посмотрите, что из этого вам нравится». Люди читали и покупали у него. Скажите, а как в России можно заработать на написании юмора?

Какие есть подходы? Допустим, человек сделал интересный прикольный сценарий. Куда его можно предложить?

- Здравствуйте, Алексей. Есть море продакшнов, которые занимаются и телевизионными проектами, и киношными проектами, и анимационными проектами. Только в одной Москве, даже пост КВН-овских этих продакшнов минимум штук 10-15.

- А что за продакшны, как их найти, как с ними связаться? Кстати, давай на "ты"

- Давай на ты. Смотри, даже по базовым, кто сейчас работает на телевидении. Это «Comedy Club Продакшн», естественно "YBW GROUP", это 7 ART (это из таких самых топовых). Есть всякие более мелкие продакшны, их надо отдельно вылавливать в интернете, смотреть, кто что производит.

- Там же, наверное, есть какие-то редакторы, которые отбирают материалы? А они покупают материалы на стороне?

- Да, есть. И они заинтересованы в покупке качественных материалов.

- Допустим, человек у меня на сайте написал смешной стенд-ап сценарий или миниатюру. И он думает, куда ее, в принципе, можно продать.

- Можно просто сделать базу людей, которые заинтересованы в покупке и людей, которые заинтересованы в продаже. Я, в принципе, могу дать контакты людей, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы покупать сценарии.

- Хорошо, давай. Мы тогда их не будем на сайт выкладывать, ты мне их дашь, а пользователь, если что могут у меня спросить.

- С ними просто надо связаться, переговорить. Многие из них находятся в поиске новых авторов, потому что ни для кого не секрет (хотя, может, для кого-то и секрет), что в России, да и в мире, в принципе, уже лет пять, наверное, кризис сценариев очень большой. Кризис сценариев очень большой, но по факту пробиваются, как правило, либо через знакомых, либо через всякие сайты типа Сценарист.ру, даже обычного Хэдхантера, на котором просто выкладываются вакансии сценариста. Если это все свести в одну структуру, в принципе, из этого может получится что-то стоящее. Даже вот если говорить о таких порядках, я сама же в студии Антимульт была непосредственно сценаристом. Был у нас проект «Кризис-шмизис», который выпускали, он считался тоже вроде как юмористическим. Но он скорее считался юмористическим, чем им был. Я сидела на кастинге сценариев, то есть, я непосредственно перерывала 300 писем в день для того, чтобы выбрать те три, которые пишут более-менее адекватный юмор.

А что касается продакшнов, то все они имеют очень сильные авторские коллективы, и любой молодой мозг, который более-менее адекватен, они очень сильно оттягивают их на себя, то есть сразу пытаются выловить.

- Переманивают, да?

- Если умеешь писать – да, не так сложно на этом заработать. Если умеешь писать, если довольно упорный для того, чтобы достучаться до тех, кто что-то решает, то есть, чтобы эти люди прочитали то, что ты пишешь.

Но главное - это уметь писать. Потому что, какой бы ты ни был настырный, если ты не умеешь писать, бесполезно даже пытаться. Плюс надо учитывать, что КВН-овский юмор и юмор непосредственно на диалогах, на ситкомах (комедиях положений) – он немножко разный. Он разный, потому что КВН, как правило, не персонифицированный по сценарию. Там почти не работает тот закон драматургии, что вот этот персонаж может сказать эту фразу, а этот не может ее сказать. Там, если фраза смешная, если ее просто нормально подать, ее может сказать почти любой персонаж. Вплоть до абсурда. А если мы говорим про ситком, например… Понимаешь тему ситкома, нет? Ситком – это …

- Сколько это по времени?

- Ну, ситком – это как раз «Интерны», все это ближе к ситкомам. А есть еще скетчкомы. Это «Даешь, молодежь»», «Одна за всех», «Наша Раша» - это скетчкомы.

- А «6 кадров?»

- «6 кадров» - вообще отдельная история. Вот там как раз очень потоковая система авторства.

- Потоковая?

- Там скетчи очень коротенькие, они не сильно привязаны к персонажам, это тоже скетчком. Поэтому, в принципе, они ближе всего к КВН-овской схеме по написанию, это, по сути, КВН-овские миниатюры, вот так вот выстроенные и перенесенные на экран. Их пишут довольно много людей, и вот туда в штат попасть, я думаю, вполне реально, если ты пишешь что-то адекватное. Если у тебя есть просто светлые мысли, определенные ходы используешь, когда пишешь, вполне реально в эту историю попасть, в поток. И просто есть ситкомы (и скетчкомы), которые завязаны на персонажах, потому что очень часто бывает так, что если шутка написана не «в образ», то есть, просто взяли: о, у нас в архивах была смешная шутка, а давайте-ка мы ее сюда вот в монолог к этому персонажу как зафигачим, как все заржут! А никто не заржет, потому что: ну не может этот персонаж сказать эту фразу, ну никаким образом. Потому что у него есть свой характер, своя судьба, своя история, которую знают все прекрасно уже, потому что этот персонаж кочует из скетча в скетч. А если этот персонаж не кочует из скетча в скетч, а вот он только сейчас появился, и его образ не до конца понятен, в принципе, он может говорить более широкий диапазон фраз, шуток, реприз и всего этого.

- Еще интересно, где пройти обучение всему этому делу? Есть школа КВН, есть тренинг по чувству юмора, который проводит humorlab.ru. Есть у Евгения Бурякова обучающие материалы по юмору. «Школа остроумия» называется. Знаешь такое?

- Слышала, слышала, но думаю, что вести такие занятия должны люди, которые связаны с КВН и занимаются этим всю жизнь.

Если интересует непосредственно КВН-овская история, то это должны быть люди, которые прошли КВН от самого низа до самого верха, до пост КВН-овских проектов, которые действительно знают, о чем говорят, действительно сами и проигрывали, и выигрывали, и были буквально на всех стадиях, знают не понаслышке то, о чем говорят. Я говорю, сейчас проблема немножко в другом. Проблема в том, что люди, как правило, которые в КВН более-менее что-то сделали, они уходят в пост КВН-овские проекты, у них начинается запарка коммерческая в плане времени, в плане зарабатывания…

- Слушай, а вот такой вопрос: сколько, в принципе (ты говоришь, командой работают авторов), людей пишут одну серию «Интернов»?

- Ох, по-разному… По «Интернам», честно, я не в курсе, я могу сказать примерно сколько людей пишут один из тысячи «6 кадров».

- Один скетч - наверное один человек?

- Нет, как правило, пишут два человека, потому что сначала пишет человек, у которого есть идея, потом ее отсматривает человек более опытный, это все приходит на экран. Там вот такая схема. Как правило, набор людей, которые пишут базу, он очень такой… стабильный. То есть, человек приходит на проект работать с каким-то бэкграундом, закрепляется там за первые несколько месяцев, вплоть до того, что у него может появиться даже оклад, то есть, фиксированная сумма, которую он получает поверх скетча просто за то, что работает на этот продакшн. То есть, это абсолютно такая система, в которую если ты попал с головой, то ты попал с головой. В нее можно попасть с головой, можно попасть левым локтем, писать один скетч в месяц и так далее.

- А еще вот такой тогда момент. Рекламные агентства, допустим, готовы платить за какие-то смешные, креативные идеи для рекламы?

- Рекламные агентства, как правило, ищут себе постоянного копирайтера. Кто-то работает в комичном стиле. Заказчики всегда вообще индивидуальные. Кому-то нужна смешная реклама, кому-то нужна не смешная реклама.

- А если кто-то скажет, что придумывает прикольные смешные сценарии рекламы и напишет (позвонит) в рекламное агентство, как ты думаешь, они заинтересуются?

- Если на данный момент основной креативщик сильно загружен или идея будет просто отличной и очень смешной – они заинтересуются.

«Воздух» поговорил с людьми, которые писали (и пишут) шутки для передач «Comedy Club», «Прожекторперисхилтон», «Мульт личности» и других, — об их работе, цензуре и будущем юмора на телевидении.

О «Прожектореперисхилтон» и приторности ТВ

Саша Филипенко Саша Филипенко писатель, телеведущий, сценарист «Прожекторперисхилтон»


«Я работал в отделе спецпроектов Первого канала (который отвечал за программы «Прожекторперисхилтон», «Мульт личности», новогодние передачи). Все люди попадали в отдел через КВН. У нас только двое — я и еще один парень — никогда в нем не играли. Я обедал в Питере со своим другом и его знакомым и шутил как из ведра. Я знал, что знакомый друга — автор Первого канала, и в конце обеда он спросил, для какой команды КВН я пишу, а когда узнал, что ни для какой, предложил попробовать себя на ТВ. Я начал писать скетчи для «Мульта личности», а потом меня пригласили в отдел.

Сейчас у меня КВН вызывает чувство неловкости, но в конце 90-х это была огромная школа — случалось, что люди за ночь переписывали по несколько номеров, получали огромный опыт. На ТВ просто не было других таких людей, которые умели бы так хорошо и так быстро работать, как кавээновские сценаристы. Я когда пришел в отдел, первую неделю думал, что умру от смеха, потому что ребята впроброс спокойно рассказывали миллиард ужасно смешных шуток, это был сумасшедший уровень совершенно. Сначала ты думаешь, что это такая работа мечты — приходишь, ничего не делаешь и только шутишь. Но на самом деле на выходе — это обычный офис, просто там производятся шутки. Ни фига все не добряки, это большая иллюзия, что все друг с другом дружат, — плетутся такие же интриги, как везде, даже, наверное, еще и больше. Не самое приятное место, многие, уходя оттуда, выдыхали.

Нас было около 15 человек, все работали по группам, только я был один, как говно в проруби. Во-первых, две головы лучше, чем одна, а три лучше, чем две. Я мог написать, но не умел продать шутку — правильно прочитать и потом еще поржать, чтобы все думали, что это смешно. У сценаристов есть кодекс — если ты написал что-то несмешное или плохое, тебе скажут: «Ну покрути в другую сторону». А иногда бывают ситуации, когда человека начинают уничтожать и говорить, что «все говно». Ты засыпаешь и просыпаешься с мыслью написать шутку, которая всем понравится. Это многих губило. То, что я никогда не играл в КВН, было проблемой, ко мне вообще не очень серьезно относились. Сейчас я понимаю, что по сравнению с другими чуваками я объективно был довольно слабым автором. Это ремесло, когда ты должен выдавать шутки каждый день. Как написать шутку? Никто не скажет, как это сделать, это не передать, только на личном опыте можешь к этому прийти. Со сценаристами-кавээнщиками в жизни невозможно общаться — ты ему что-то говоришь, он сразу лупит шутку в ответ. У него мозг заточен на то, чтобы все время шутить. Я тоже за собой замечаю, что иногда впадаю в такой транс и начинаю шутить без остановки — люди начинают теряться, потому что ты жонглируешь никому не нужными шутками в беседе.

Одна из многочисленных подборок лучших шуток «Прожекторперисхилтон»

Мы не сочиняли шутки все время: играли в гольф в редакции, валялись на диванах. В понедельник и вторник мы изображали работу, ни хрена не делали. В среду начинали читать новости, выбирали штук пять, делились на группы и придумывали шутки. В четверг приезжали ведущие, им давали несколько листов шуток, и они накидывали еще. В пятницу записывалась программа, которая выходила как бы в прямом эфире в субботу. Процент соотношения авторских шуток и шуток ведущих — вопрос, который волновал всегда зрителей, — был очень разный. У ведущих был фундамент, были шутки, написанные заранее. Но программа писалась 2–3 часа, из которых потом нарезали самые ударные полчаса, на съемках всегда был живой зритель. Ведущие «продавали» написанные шутки, но при этом начинали за столом дальше разгоняться, и это давало эффект импровизации. Светлаков и Мартиросян, например, сами очень сильные авторы были, они понимали, что смешно, что не смешно. Иногда какие-то вещи им не нравились, и они просили их переделать или докрутить. Иногда ведущие могли завалить шутку. Могли интонационно неправильно ее подать или кто-то перехватывал ее за столом: один начал говорить, дальше должно было идти развитие, а другой сразу ляпнул конец, и шутка погибала.

Платили там очень хорошо. Это тоже влияло на представление о том, что ты занимаешься работой мечты: Первый канал, бешеная зарплата. Самые сильные авторы получали до 10 тысяч евро в месяц. И это все равно для сценариста не основной заработок, главные деньги — это халтуры, когда ты пишешь сценарии дней рождения, церемоний и т.д. Там за один вечер можно было месячный заработок поднять.

На Первом, конечно, ты не мог шутить про понятные вещи. Но это и хорошо, с другой стороны, когда у тебя есть такая цензура, — обходя ее, придумывая двухэтажные шутки, получается гораздо тоньше и круче, чем когда шутишь просто в лоб. К тебе никто не приходит и не говорит: так нельзя. Вся цензура в тебе происходит, ты сам понимаешь, что такую-то шутку можно не сдавать, потому что ее не утвердят или потом вырежут. Нет никаких партсобраний, где говорят: «Ребята, давайте хорошо пошутим про Путина». В России 91 процент населения черпает информацию из федеральных каналов. Я вообще не представляю, какой была бы программа «Прожектор», если бы она выходила сейчас, во время Крыма и Украины. Это был бы … [крах]. Ну или она бы не выходила из-за траурных мероприятий. Так что хорошо, что ее не стало.

Ведущие «Прожекторперисхилтон» шутят про Путина

Конечно, каждый из авторов хотел сделать свою программу. И это было бы 18 разных программ. У меня бы был такой «Монти Пайтон», мешки бы проползали во время шуток, в таком духе. Но, чтобы делать то, что тебе хочется, нужен собственный канал. Или ты можешь предложить себя какому-то маргинальному медиа — я вот уходил с Первого на «Дождь», который смотрят 16 с половиной человек, делал свою передачу «Вечерний Герасимец», там можно было шутить про Путина и делать все что угодно. Только один раз у нас был случай, когда Синдеева (гендиректор «Дождя». — Прим. ред.) сказала: «Нет, парни, так нельзя, это станет последней каплей». Но в итоге этой каплей стал опрос про блокаду.

На ТВ сейчас все немного приторное. Я не знаю ни одной комедийной программы, которую мне хотелось бы смотреть, потому что все это делается, чтобы тупо бабки заработать. Когда делали «Прожектор», была идея запустить такую якобы интеллигентскую кухню, на которой все сидят и шутят. А сейчас это никому на хрен не нужно. Тебе не надо писать шутки, ты, главное, троллейбусы обклей головами, и программа у тебя пройдет, покажет долю 10–12. Зачем утруждать себя непонятно ради чего? Все равно все будут смотреть сериалы. «Вечерний Ургант» тот же в первый сезон выходил не по законам рынка, а потому что это любовь Эрнста, имиджевая игрушка. Сейчас у них все хорошо с цифрами, правда.

Надо понимать, что в стране, которая радуется аннексии Крыма, у людей очень специфическое чувство юмора. Вот «Уральские пельмени» — это юмор современной России. Цифры все равно дают регионы. А Москва? Шутить для ребят, которые ходят на «Стрелку» или в «Симачев»? Ну и сколько их там?»


О переменах в «Comedy Club» и невероятной конкуренции
Гавриил Гордеев Гавриил Гордеев комик, директор департамента эфирного промоушена ТНТ


«Чем ценен «Comedy Club»? Мы независимы от авторов. Нет деления на группу сценаристов и группу актеров: сам что написал, то и показал, ничего не написал — ничего не показал. Не показал — не попал в эфир, не попал в эфир — не заработал денег. Обычная работа. Просто к ней надо было прийти, опыта набрать — лет десять КВН, например. Невозможно за год научить человека писать юмор, тем более — писать и показывать. Есть люди, которые не умеют писать, но прекрасно показывают. В «Comedy Club», правда, я не могу назвать человека, который не мог бы себе сам написать номер. А авторы — это вспомогательная история, у передачи нет 50 авторов, которые писали бы для 15 выступающих на сцене. Но вспомогательная авторская группа у «Comedy Club» есть — под руководством Алексея Ляпорова и Гарика Мартиросяна. А вот у «Comedy Club Production» уже максимальное количество сценаристов в России, большей авторской группы ни у кого нет. Мы считали — 1,5 тыс. м авторов. Это серьезная машина.

Сейчас уже есть самородки, которые не играли в КВН, один раз выиграли в «Comedy Баттл», а через год работали в продакшене «Comedy Club» и писали для разных проектов. Но они все равно не такие прокачанные, как те, кто начинал «Comedy Club». Потому что опыт, собака, очень важен, особенно сценический. Мы на ТВ и пошли, потому что все это через себя пропустили в КВН: выйти и обосраться перед огромным залом, почувствовать, почему ты обосрался, переписать, выйти и обосраться еще раз — до тех пор, пока не будет качественного результата. Все наше развлекательное ТВ держится на том прорыве, который произошел с 1995 по 2005 год в КВН. Это как 90-е в креативе: кто в эту десятилетку успел отжать медиа, тот потом и рулил.

Так выглядел первый выпуск «Comedy Club»

Мы твари, мы роботы, у нас измененное сознание. Юмор закаляет. В «Comedy Club» мы, конечно, не с 8 утра работали, но с часа, с двух и в ночь, каждый день, без выходных. Плюс корпоративные выступления, которыми ты в итоге живешь и зарабатываешь. Мы, обсирая шоу-бизнес, влезли в него с корнями. Влезли в него по уши, самые топовые сейчас ведущие развлекательного жанра — из «Comedy Club». Я вот два года уже не выступаю в «Comedy Club», сижу в офисе, но мне при этом иногда звонят и просят свадьбу провести. Честно говоря, периодически соглашаюсь.

Я не считаю, что время «Comedy Club» как-то резко уйдет. Нас постоянно спрашивают: «Когда это закончится, это же должно прекратиться?» Оно не пройдет, мы и так уже растворились в огромной куче проектов, наш продак

Каждый день мы смотрим видео в YouTube, посты и сториз в Instagram, программы на TV. Часто мы это делаем, чтобы отвлечься, расслабиться и посмеяться. Но почти никогда не задумываемся о том, кто эти люди, которые смешат нас каждый день. Мы разберем самые распространенные профессии в юморе и расскажем, как выучиться этому.

В этой статье:

Почему профессии в юморе нужны?

Профессии в юморе: как стать комиком и не только

Стендап-комики (раньше — юмористы)

Стендап — это вам не шутки шутить! Хотя… всё именно так. И всё же в стендап часто приходят для того, чтобы рассказать о наболевшем, но ещё и насмешив при этом зрителей.

  • Где и как работать: чтобы работать стендап-комиком, нужно уметь шутить со сцены. Выступать можно в барах, специализированных клубах или концертных залах, также можно записывать свои выступления на видео и выкладывать в интернет или участвовать в ТВ-проектах. Обычному зрителю может показаться, что это одна из самых простых работ в мире, но всё не так: комику нужно ежедневно (зачастую по несколько раз в день) проверять свои шутки на разных аудиториях и регулярно переписывать и дописывать свой материал. Так, один часовой концерт может создаваться около года.
  • Кому подходит: человеку, который не боится сцены, умеет импровизировать, любит работать на публику.
  • Средний заработок: 0-600+ тыс. рублей за выступление. Стоит понимать, что средний ценник за выступление зависит от популярности комика, а проверять свои шутки зачастую придётся бесплатно.
  • Как выучиться: на данный момент специальных факультетов и школ не существует. Есть разные курсы, но их прохождение не гарантирует успеха в профессии. Чтобы отработать навыки, всё равно придётся ходить на открытые микрофоны (где в течение короткого времени может выступить любой желающий), самостоятельно писать шутки, а иногда даже проходить кастинги и отборы. И стоит сказать, что комику недостаточно иметь хорошее чувство юмора. Здесь необходимы артистичность, насмотренность, владение ораторским мастерством и умение замечать детали в обыденных вещах и рассказывать о них в смешной манере.

Писатель-сатирик и сценарист комедии

Обе профессии схожи. Такие люди остаются за кадром и редко выходят на публику.

  • Где и как работать: писателю-сатирику можно писать для журналов и газет (иногда даже выпускать свои книги и статьи), а сценарист-комедии создает сценарии для шоу, комедийных сериалов, возможно, для каких-то театральных проектов. Необходимо создать свое портфолио текстов для того, чтобы устроиться в какой-то проект. Так потенциальный работодатель будет знать, кого берет на работу и какие у соискателя потенциал и навыки. Работать можно в медиа, кино, театре.
  • Кому подходит: тем, кто любит писать тексты, подмечать забавное, но не хочет при этом «светиться».
  • Средний заработок: 40 тыс. рублей в месяц. Профессия писателя-сатирика сейчас встречается редко, в то время как сценарист комедии набирает популярность. Это связано с тем, что люди сейчас реже читают и чаще смотрят сериалы и фильмы на больших и маленьких экранах. Средний заработок зависит не только от количества написанных сценариев, но и от популярности проекта/компании, где работает сценарист/писатель-сатирик. Чтобы увеличить свой доход, такие люди могут взять подработку или изначально работать над несколькими проектами. Писатель-сатирик может написать небольшие произведения для ежедневной рубрики, к примеру, в газете. Сценарист комедии может писать не только для TV или кино, но и для театра, частных мероприятий.
  • Как выучиться: как и любой другой профессии, связанной с написанием текстов, стоит идти на журналистский, филологический факультеты, а также на сценарное дело. В таких профессиях помогает не столько теория, сколько практика. Чем больше пишешь, тем больше вероятность успеха.

Ведущий

Здесь стоит уточнить, что профессия ведущего может быть в совершенно разных сфера: от ведущего развлекательных и культурных мероприятий до ведущего на радио и TV.

  • Где и как работать: работа ведущего очень обширна. В самом простом понимании это проведение мероприятий, на которых ведущий — капитан корабля (управляет всем процессом, развлекает гостей, справляется в нестандартных ситуациях так, чтобы гости не поняли, что что-то идет не по плану). Работать можно на частных вечеринках, на массовых мероприятиях, на телевидении, в шоу-бизнесе.
  • Кому подходит: тем, кто не боится выступлений на публику, любит импровизации и взаимодействие с людьми.
  • Средний заработок: 60 тыс. рублей в месяц. Доход может исчисляться не месячной зарплатой, а единоразовыми выплатами за выступление или за проект.
  • Как выучиться: чтобы узнать все нюансы профессии, лучше всего получить специализированное образование. Начать стоит с факультетов, связанных с кино, телевидением и радио, а ещё можно рассмотреть школы/курсы ведущих.

Блогер/тиктокер/вайнер

Еще недавно никто бы не подумал назвать это профессиями, хотя сейчас именно они набирают популярность не только среди молодежи, но и среди старшего поколения.

Профессий, связанных с юмором, довольно много. Хотелось бы отметить, что почти все из них довольно прибыльные и дают возможность развиваться и строить свою карьеру, совмещая с другими специальностями.

Когда-нибудь так скажут о нашем времени, потому что воспринимать со всей серьезностью то, что происходит на отечественном телевидении, невозможно. Кто пишет шутки на ТВ и помогает нам уцелеть, в этом разбирались обозреватели "РГ", побывав "за кадром" любимых юмористических передач.

"Прожекторперисхилтон"

К чести продвинутой четверки - Александра Цекало, Ивана Урганта, Сергея Светлакова и Гарика Мартиросяна - шутки им никто не пишет. В передаче существует рабочая группа, которая в течение недели исправно шерстит подборки газет и журналов и отбирает самые острые новости, статьи и даже заголовки. Непосредственно перед съемкой рабочая группа отсматривает отобранный материал вместе с ведущими. Потом ведущие садятся в кадр и старательно так шутят часа два, а то и больше. Как получится. Разумеется, у них есть свои штампы и наработки.

В студии находятся гости - человек от 50 до 100. И за кадром не звучит накладной смех - это они смеются (кстати, попасть на съемки можно благодаря сайту Первого канала). Но это невидимые зрителям люди. А вот один - главный гость вечера - попадает в кадр. И тут ему уже придется подумать, как себя вести, главное - не пытаться соревноваться в юморе с ведущими. Это заведомо проигрышный путь.

Когда шутки нашучены, режиссер программы вместе с ее продюсером Марией Даниэлян и рабочей группой отсматривают и монтируют материал, оставляя самые сильные куски. Сами ведущие в этом процессе участия, как правило, почти не принимают.

- Как происходит отбор тех шуток, которые из студийной импровизации в итоге остаются в программе "Прожекторперисхилтон", - спросила в свое время обозреватель "РГ" у Ивана Урганта:

- Огромное количество людей работают над этим, - ответил Иван. - Дело в том, что когда мы работаем над программой, то отпускаем мозг. Как в 1861 году отпустили всех крестьян на волю, так же и мы поступаем с нашим мозгом. И не всегда то, что вследствие этого происходит, можно оставлять в эфире.

Но есть в творческой группе юмористов-сценаристов СТС и старожилы. Виталий Шляппо, продюсер развлекательных программ СТС, пришел в команду еще в 2005 году. До этого выходец из Белоруссии (Виталий окончил Витебский государственный университет) успел поработать сценаристом на передаче "Тушите свет" (Пилот-ТВ), сценаристом на РЕН ТВ.

Алексей Троцюк тоже ветеран шуточного движения. На СТС он занимается генерированием веселых историй уже пять лет, в настоящее время Алексей - продюсер развлекательных сериалов.

Алексей Троцюк: Наш творческий коллектив сценаристов СТС практически весь родом из КВН. Писать шутки для меня - это работа. Думаю, сам процесс ничем не отличается от того, как журналисты пишут свои статьи. Мы садимся за компьютер и пишем шутки. Мы наблюдаем за жизнью и шутим про то, что нас окружает. Пытаемся посмотреть на привычные вещи новым взглядом.

Российская газета: Бывает так, что артисты вам подсказывают какие-то шутки, сюжетные ходы?

Троцюк: Телевидение - это вообще коллективное, многоуровневое производство. Пишется сценарий, потом ищут место, где скетч будет разыгран, режиссер начинает настраивать актеров. Если команда хорошая, как у нас на СТС, то на каждом этапе каждый участник добавляет в общую копилку что-то хорошее. Как из чертежа рождается готовая деталь, так из шутки на бумаге рождается шутка на ТВ.

На вопросы по поводу шоу пародий ответил креативный продюсер и руководитель программы "Большая разница" Руслан Сорокин.

Российская газета: Как рождаются шутки и темы пародий для "Большой разницы"? Я видела на съемках, как какую-то шутку вы придумали по ходу действия. Что-то от себя привносили актеры.

Руслан Сорокин: Вообще-то школа КВН за плечами. Она сформировала определенный способ мышления - быстро и нестандартно реагировать на разные ситуации. Да и природное чувство юмора не дает покоя. А придумывать что-то на площадке - это вообще дело чести. Тридцать процентов смешного всегда рождается во время постановки.

РГ: Большая ли у вас команда авторов и сколько из них пришло с канала СТС (если пришло).

Сорокин: Основных авторов - шесть. Они не пришли с СТС (если не считать меня - я являюсь главным автором, и все гневные письма стоит направлять в мой адрес), команду мы формировали уже на Первом.

РГ: Почему именно эта актерская группа. Вы ее набирали? Как определяется, кто кого будет изображать? Какой критерий - внешнее сходство?

Сорокин: "Кастинговали" людей вместе с Сашей Цекало. Не только в России. Искали и в Украине, и в Молдавии, даже в Ирландии. Критерий один - умение наблюдать и перевоплощаться. Сергей Бурунов может делать пародию без слов. Просто как-то сведет глаза, и это - Гордон, наморщит лоб - и Познер, прищурится - и Бондарчук. Некоторые артисты на нас выходят сами. Так было с Димой Малашенко. Он меня нашел в "Одноклассниках". Я посмотрел фото и чуть не упал - это же Галкин! Оказалось, что Дима, кроме внешнего сходства, еще и потрясающий артист. Вот и сработались.

РГ: Какие из пародий вы считаете наиболее удачными, любимыми?

Сорокин: Классика проекта: "Ликвидация", "Детали", "Что? Где? Когда?", КВН, "Камеди Клаб", "Умники и умницы". Да, много скетчей, которыми можно гордиться. Много фраз из пародий стали уже афоризмами и анекдотами. Например, "У нее есть родственники? У нее трехкомнатная квартира в Москве, у нее конкурс в родственники выше, чем в МГИМО".

РГ: Вы не боитесь, что перепародируете все возможные передачи на ТВ и останетесь без исходного материала в будущем?

Сорокин: Повторюсь. Мы ищем. Ищем новые формы, новые жанры и темы. Есть кино. Сериалы. Музыка. К тому же "Большая разница" стимулирует каналы на создание новых программ.

РГ: Не собираетесь ли в будущем сделать шоу телепародий и гастролировать с ним по стране (как "Ледниковый период")?

Сорокин: Это в планах. Уже разрабатываем постановочное шоу "Большая разница".

РГ: Кто пишет шутки ведущим Урганту и Цекало? Или они их придумывают сами?

Сорокин: Пишут тоже авторы программы. А также шутят сами Иван и Александр, - сами понимаете.

Comedy Club

Телеканал ТНТ сотрудничает с компанией Comedy Club Production, которая производит для них шесть программ: Comedy Woman, скетчком "Наша Russia", Comedy Club, "Убойная лига", "Смех без правил" и "Убойной ночи".

Поскольку объемы производства довольно большие, существует штатная креативная группа - так называемый авторский отдел. В него входят более 50 авторов, не считая региональных . Но, как это обычно бывает, во время репетиций актеры сами что-то додумывают.

Если говорить о шоу Comedy Woman, то все номера пишет специально созданная авторская группа под руководством Вячеслава Дусмухаметова. Сценарии для скетчкома ТНТ "Наша Russia" в основном пишут Гарик Мартиросян, Семен Слепаков и Алексей Ляпоров. Однако народные любимцы Михаил Галустян и Сергей Светлаков - полноправные участники творческого процесса.

Практически все номера Comedy Club резиденты придумывают сами. В этом и заключается особенность жанра stand-up comedy: артист может придумывать шутки мгновенно, импровизируя на сцене. Часто репетиции резидентов проходят вместе с штатными креативщиками. Так появляются новые, более смешные варианты шуток. Практически все авторы шуток дружат еще со времен КВН.

Многих интересует вопрос: а кто придумал творческие псевдонимы резидентов, например, Паша - Воля, а Гарик - Бульдог. Воля - не поверите - настоящая фамилия Павла. Его полный творческий псевдоним - Павел Снежок Воля. Свои сценические имена ребята придумали сами. Произошло это, когда они готовились к одной из самых первых вечеринок в одном из московских клубов.

В мире на сегодня существует около 1400 резидентов из разных городов России и стран СНГ. В основной резидентский состав Comedy Club входят 17 человек, а в Comedy Woman, помимо ведущего Дмитрия Хрусталева, заняты 10 девушек.


Заставлять людей смеяться – весьма полезное и благодарное дело. А судя по гонорарам отечественных комиков, которые существенно выше артистов других более серьезных жанров, еще и весьма доходное. И в этом нет ничего странного – юмор помогает развеяться, переносить трудности, а также самокритично смотреть на свои недостатки. Именно поэтому профессия комика была востребована во все времена и остается, как никогда актуальной и сегодня. Специально ко всемирному Дню смеха, Карьерист.ру расскажет о современных российских реалиях и актуальном формате данной творческой профессии, как ранее о дне театра.

Изначально, упоминание о комиках, как об исполнителях комических, смешных ролей, встречается в нескольких древних языках – старонемецком, древнегреческом и латыни. Еще с тех времен те, кто умели дарить улыбки, были в почете. Особенный рост значения комиков наблюдался в период появления площадных театров, где они становились основным объектом сатиры. В отличие от других актеров, комики часто бывали некрасивыми и имели какие-либо изъяны фигуры или лица – полноту, шрамы, косоглазие и т.д. Однако своих внешних дефектов комедианты не стеснялись, а даже наоборот, выдавали в качестве своих достоинств и всячески высмеивали их.

Принципиально новый подход к народному юмору начал появляться в эпоху Возрождения, когда простоватые шутки начали нести философский подтекст, однако к 17 веку сатира снова обретает клеймо «низкого» жанра. Восстановление так называемой социальной сатиры, имело место начиная с 19 века, а вот уже к 20 веку, комическое амплуа становится как никогда разнообразным, аккумулируя в себе опыт и традиции всех прошедших периодов.

Сегодня, юмор стал, как никогда актуален. Широкая аудитория, развитие социальных сетей, телевидения и массовых коммуникаций определяют спрос практически на все его жанры – начиная от «туалетных» шуток и черного юмора, и заканчивая развлекательным и общительным Stand-upом.

И тут многие могут сослаться на развитие, взросление современного зрителя и цикличность поколений – что смешно нам, не будет смешно нашим детям и т.д. И действительно, с этим довольно сложно поспорить, формат современных комедийных шоу соответствует требованиям и настроениям их целевой аудитории – нынче в моде пошлость, хамство, чернуха и нецензурщина. И в этом совсем не стоит обвинять передовиков современного российского юмора – они лишь делают свою работу и дают народным массам те зрелища, которые последние хотят внимать…тем более что это может приносить сотни миллионов американских рублей в год.

В общем, можно было бы констатировать некую деградацию российского зрителя и существенное падение уровня морали. И хотя это и прискорбно, но сегодня не об этом.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что профессия комика в России популярна как никогда. И кроме высоких гонораров, она имеет массу плюсов – не нужно получать образование, достаточно быть находчивым и умным «остряком» и подобрать качественную шутку для кастинга, появляется масса времени для развития своего таланта, появляется дополнительный заработок в виде корпоративов, ведения свадеб и прочего «левака».

Если вы считаете, что обладаете необходимым обаянием, остроумием, находчивостью и соответствующим талантом, возможно, хватит искать «человеческую» работу и пора задуматься о звездном часе?

Для тех, кто всерьез задумывается о карьере комика, Карьерист.ру собрал 10 самых популярных и актуальных среди россиян тем для шуток, которые можно использовать при подготовке для кастинга:

Самые популярные жанры юмора

Твердо решив стать российским комиком, нужно определиться со стилем, в котором вы планируете выступать. Благо, российская камеди-индустрия и отдельные артисты позволяют сделать выбор, походящий каждому потенциальному юмористу. В качестве самых популярных среди россиян поджанров юмора, мы выделили:

  • Stand up . Наверное, самый популярный нынче вид сольного выступления среди артистов разговорного жанра. Выступая перед живой аудиторией, комик использует заготовленный монолог на остросоциальные или иные актуальные темы, общается и остро шутит со зрителями.
  • Комедийные миниатюры . Не менее популярный вид развлечения публики, используемый как перед живой аудиторией, так и в развлекательных программах. Как правило, это небольшая сценка (до 5 мин), в которой 2-3 комика обыгрывают смешную жизненную ситуацию.
  • Пародии . Уже давно популярный поджанр. Пародисты должны обладать особенным талантом и способностью к копированию отличительных разговорных и поведенческих черт пародируемых персонажей. При наличии таких качеств – пародист обречен на успех.
  • Скетч-шоу. Небольшая телевизионная остросоциальная и одновременно смешная «зарисовка», в которой участвуют 2-3 актера. На российском телевидении это «Наша Раша», «6 кадров», «Даёшь Молодежь» и известный всем «Городок».
  • Ситкомы . Разновидность коротких и смешных сериалов, с неизменным местом действия и кругом актеров. Удачным примером ситкома будет «Универ», «Друзья» и многие другие сериалы.
  • Пранки. Ставшие последнее время популярными телефонные провокационные розыгрыши от анонимных или ложных адресатов, призванные вызвать острую ответную реакцию у разыгрываемого. Наиболее актуальны сегодня розыгрыши известных актеров, певцов, политиков и общественных деятелей.
  • Сатира . Форма разговорного жанра и живого общения с развлекаемой аудиторией, характеризующаяся обличительными и язвительными приемами для достижения желаемого результата – смеха зрителей. Самыми известными сатириками являются Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, Семен Альтов и т.д.

К сожалению, мы не можем помочь вам стать удачными комиками – для этого, вам нужно иметь талант, природную харизму, актерские задатки и много-много практики. Однако мы можем дать несколько советов о том, как не «перегнуть палку» и не облажать с шутками на кастинге или просто в коллективе на 1 апреля. При подготовке своей шутки, помните:

  • Нельзя высмеивать конкретного человека из числа людей, находящихся перед вами. Это может не только сильно обидеть их, но и вызвать негативную реакцию окружающих, что обречет вас на провал.
  • Старайтесь не использовать чрезмерно оскорбительные шутки , например, с долей расизма. В этом деле нужно знать грань, переступив которую вместо признания, вы получите негодование аудитории. Исключением станут расистские шутки, если вы принадлежите к конкретной расе или религии, и они будут относиться к вам, о чем зрители должны понимать.
  • Не стоит шутить о терроризме . Как ни странно, но более 30% россиян считают такие шутки неуместными, так как эта тема не вызывает у них ничего, кроме скорби.
  • Не заходите далеко в шутках о политике. В стране имеет место напряженная политическая ситуация и далеко не все будут придерживаться ваших взглядов.
  • Учитывайте состав аудитории – шутки про Бритни Спирс перед ветеранами афганской войны будут неуместны.
  • Не копируйте шутки других комиков – если в зале найдется хоть один человек, который это заметит – вы обречены на провал.
  • Избегайте шуток, содержащих малоизвестные факты или требующих длительного объяснения – так вы потеряете внимание аудитории.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим, что профессия комика в России востребована как никогда. При этом интеллектуальный уровень шуток остается довольно низким – история, как известно, циклична, и мы снова возвращается в поствозрожденческую эпоху, где юмор не отличался интеллектуальностью. Возможно, именно вам предстоит возродить жанр социальной, мудрой сатиры – в ситуации острой нехватки такого юмора, в ней любой комик найдет свою аудиторию и лавры почитания.

Читайте также: