Кто принимает экзамен на должность судьи

Опубликовано: 16.05.2024

1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее - экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен (далее - экзамен), цель которого - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

1.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или членом экзаменационной комиссии.

2.1. Экзаменационные комиссии образуются в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) и Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" на срок полномочий соответствующих квалификационных коллегий судей.

2.2. Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые - правоведы и преподаватели юридических дисциплин.

2.3. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.

2.4. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:

а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

б) экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а в случае действия на территории субъекта Российской Федерации гарнизонного военного суда - также по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.

При отклонении внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей квалификационной коллегией судей полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура.

2.5. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии.

3.1. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Председатель экзаменационной комиссии:

- рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;

- организует проверку представленных претендентом документов;

- назначает дату и время сдачи экзамена;

- обеспечивает в соответствии со специализированными учебными программами обучения судей составление и ежегодное обновление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией;

- подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии;

- организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую квалификационную коллегию судей.

Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат.

В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта Российской Федерации включаются вопросы по законодательству субъекта Российской Федерации.

3.2. Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения.

Претенденту, представившему указанные документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.

3.3. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена.

3.4. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.

3.5. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.

4.1. Экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации принимают экзамены у претендентов на те должности, на которые указанные коллегии судей дают заключения.

4.2. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.

По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа.

4.3. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и предлагаемые для решения задачи отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем и секретарем.

4.4. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами.

4.5. По усмотрению экзаменационной комиссии претенденту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах специализированной программы обучения судей.

4.6. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".

Решение об оценках принимается экзаменационной комиссией в отсутствие претендента и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов.

4.7. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента.

Результаты экзамена объявляются в день завершения экзамена.

4.8. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня.

4.9. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца (приложение 1), а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.

5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:

- журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи (приложение 2);

- протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений (приложение 3);

- журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (приложение 4).

5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация - три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на аппарат экзаменационной комиссии, состоящий из необходимого числа сотрудников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, и контролируется секретарем экзаменационной комиссии.

6.1. Организационное, материально - техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.

6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.

Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с нормативными правовыми актами на основании договоров возмездного оказания услуг.

7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения.

7.2. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные до утверждения настоящего Положения в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным 17 января 2002 года, признаются действительными.

7.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное 17 января 2002 года.

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

2.2. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, или копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;

документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

4) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) подлинник либо заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки или подлинники либо заверенные в установленном порядке копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Абзац утратил силу с 1 сентября 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 243-ФЗ.

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 27 марта 2015 года

Одобрен Советом Федерации 1 апреля 2015 года

Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 2001, № 51, ст. 4834; 2005, № 15, ст. 1278; 2008, № 52, ст. 6229; 2011, № 49, ст. 7066; № 50, ст. 7364; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1094; № 52, ст. 7542) следующие изменения:

1) подпункт 1 пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"1) имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";";

а) пункт 2 1 изложить в следующей редакции:

"2 1 . В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;

документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.";

в) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

"4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.";

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7 1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.";

д) подпункт 3 пункта 6 изложить в следующей редакции:

"3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";".

Внести в Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 11, ст. 1022; 2011, № 49, ст. 7066; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1094) следующие изменения:

1) статью 11 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 11 1 . Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

1. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве двадцати одного члена комиссии. Члены комиссии избираются по следующим нормам представительства:

1) от Верховного Суда Российской Федерации - пять членов комиссии;

2) от судей судов общей юрисдикции - пять членов комиссии;

3) от судей арбитражных судов - пять членов комиссии;

4) от преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования и научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, - четыре члена комиссии;

5) от общероссийских общественных объединений юристов - два члена комиссии.

2. Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа:

1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом в составе соответствующей экзаменационной комиссии число судей судов общей юрисдикции должно быть равным числу судей арбитражных судов и вместе они должны составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;

2) преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

3. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии.

4. Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.

5. Члены экзаменационной комиссии - представители образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

6. Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Российской Федерации в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

7. От судей арбитражных судов члены экзаменационной комиссии города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи избираются из числа судей Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

8. Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии тайным голосованием. Избрание осуществляется:

1) в отношении судей - на раздельных собраниях делегатов от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;

2) в отношении иных членов комиссии - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое основано на поступивших ему на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

9. Делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации тайным голосованием. Избрание осуществляется:

1) в отношении судей - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

2) в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

10. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

11. Порядок представления кандидатур в состав экзаменационных комиссий устанавливается регламентами Всероссийского съезда судей и конференций судей субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, - регламентами Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации.

12. Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае прекращения полномочий судьи, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Полномочия иного члена экзаменационной комиссии могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии. Представления о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав экзаменационной комиссии другого лица в период между съездами (конференциями) судей вносятся в соответствующий совет судей председателями судов, указанными в пункте 10 настоящей статьи.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии в период между всероссийскими съездами судей принимается Советом судей Российской Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии избрание в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей осуществляется Советом судей Российской Федерации на срок до истечения полномочий Высшей экзаменационной комиссии.

Представления о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии и об избрании в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей вносятся в Совет судей Российской Федерации Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

13. Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему, по представлению соответствующей экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.";

2) в пункте 1 статьи 15 слова "и квалификационные коллегии судей" заменить словами ", квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии";

3) в статье 26 1 :

а) пункт 2 после слов "квалификационной коллегии судей" дополнить словом "данного";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Высшая экзаменационная комиссия дает разъяснения экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи.";

4) статью 26 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 26 3 . Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

1. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

2. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, кандидатов на должность судьи арбитражного суда, кандидатов на должность судьи специализированного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.

3. Теоретические вопросы в экзаменационных билетах составляются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией.

4. Для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Высшая экзаменационная комиссия составляет экзаменационные вопросы и утверждает задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации.

6. Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председательствующим на заседании экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.

7. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.

8. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается.

9. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта Российской Федерации.

10. Кандидат, приступивший к ответу и отказавшийся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидат, не сдавший квалификационного экзамена, может обратиться в эту или иную экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев со дня проведения квалификационного экзамена.

11. Кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде.";

5) в статье 26 4 :

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Решения экзаменационных комиссий могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых он не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.";

6) статью 27 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Удостоверение председателя Высшей экзаменационной комиссии подписывается председателем Совета судей Российской Федерации. Удостоверения членов Высшей экзаменационной комиссии и председателей экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателем Высшей экзаменационной комиссии. Удостоверения членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателями соответствующих экзаменационных комиссий.".

Решением Высшей экзаменационной комиссии

по приему квалификационного экзамена

на должность судьи

в ред. от 29.04.2021 г., протокол № 48

по теории права

  1. Верховенство права и правовое государство.
  2. Правовое государство: общая характеристика, основные элементы.
  3. Источники и формы российского права.
  4. Источники и формы международного права, реализующегося в России.
  5. Взаимосвязь, взаимовлияние и соотношение международного и национального права.
  6. Сущность и функции принципов национального и международного права.
  7. Правовое и индивидуальное судебное регулирование общественных отношений.
  8. Пробелы в праве.
  9. Преодоление и устранение пробелов в российском праве.
  10. Коллизии в российском праве: понятие и виды.
  11. Преодоление и устранение коллизий в российском праве.
  12. Природа и назначение судебной власти в современном государстве.
  13. Природа позиций судов.
  14. Толкование права.
  15. Конкретизация права.
  16. Сущность и дифференциация толкования и конкретизации права.
  17. Нормативные правовые акты: природа и виды.
  18. Закон как вид нормативного правового акта: понятие, основные характеристики, применение судами, возможность судебной проверки действующего закона.
  19. Нормативные правовые договоры.
  20. Обычаи права.
  21. Система права в Российской Федерации: основные элементы и характеристика.
  22. Нормы права: понятие, структура и виды. Применение норм права. Особенности применения относительно-определенных норм права.
  23. Действие российского права во времени.

по конституционному праву

  1. Абсолютный и ограниченный суверенитет государства.
  2. Государственный суверенитет Российской Федерации. Позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с понятием и содержанием государственного суверенитета Российской Федерации.
  3. Публичная власть в Российской Федерации: понятие и формы ее реализации.
  4. Предметы исключительного ведения Российской Федерации.
  5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  6. Конституционные обязанности Российской Федерации.
  7. Конституция Российской Федерации как основополагающий нормативный правовой акт.
  8. Прямое применение Конституции Российской Федерации.
  9. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации: понятие и содержание.
  10. Конституционные принципы судопроизводства в Российской Федерации.
  11. Официальное опубликование нормативных правовых актов в Российской Федерации.
  12. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина: понятие и применение российскими судами.
  13. Правовой статус и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
  14. Правовой статус и компетенция Верховного Суда Российской Федерации.
  15. Природа позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
  16. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
  17. Позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере федеративного устройства Российской Федерации и их применение российскими судами.
  18. Позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере местного самоуправления и их применение российскими судами.
  19. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.
  20. Нормы конституционного права: особенности и виды.

в области противодействия коррупции и соблюдения Кодекса судейской этики:

  1. Международное и национальное антикоррупционное законодательство.
  2. Акты Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в области противодействия коррупции.
  3. Организационно-правовые основы противодействия коррупции в судебной системе.
  4. Понятие коррупции и основные направления в области противодействия коррупции в судебной системе.
  5. Основные мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений судьями и работниками аппаратов судов.
  6. Требования к антикоррупционному поведению судьи: обязанности, ограничения, запреты.
  7. Конфликт интересов в служебной и внеслужебной деятельности судьи: понятие и особенности предупреждения. Требования о урегулированию конфликта интересов при рассмотрении дела.
  8. Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: уголовная, административная, гражданская.
  9. Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение антикоррупционного законодательства.

по гражданскому праву

  1. Предмет, метод и принципы гражданского права.
  2. Добросовестность в гражданском законодательстве. Злоупотребление правом.
  3. Способы защиты гражданских прав.
  4. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.
  5. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.
  6. Создание и порядок государственной регистрации юридических лиц.
  7. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Защита прав кредиторов.
  8. Рассмотрение дел о банкротстве. Особенности банкротства физических лиц.
  9. Правовое положение хозяйственных товариществ.
  10. Правовое положение акционерных обществ.
  11. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью.
  12. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Казенное предприятие.
  13. Правовое положение некоммерческих организаций. Осуществление некоммерческими организациями деятельности, приносящей доход.
  14. Правовое положение производственных кооперативов.
  15. Объекты гражданских прав: понятие, виды, правовой режим.
  16. Ценные бумаги как объект гражданского права: понятие, виды, порядок передачи. Документарные и бездокументарные ценные бумаги.
  17. Понятие представительства в гражданском праве, его виды. Доверенность.
  18. Понятие и виды сделок по гражданскому праву.
  19. Форма сделок. Правовые последствия несоблюдения формы сделки.
  20. Недействительная сделка: понятие, виды, правовые последствия.
  21. Решения собраний как основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
  22. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
  23. Сроки в гражданском праве: понятие, виды, порядок исчисления.
  24. Сроки исковой давности в гражданском праве. Начало течения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
  25. Понятие и содержание права собственности. Субъекты права собственности.
  26. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности в гражданском праве.
  27. Право частной собственности юридических лиц.
  28. Право государственной и муниципальной собственности.
  29. Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Особенности осуществления ими правомочий.
  30. Вещные права.
  31. Способы защиты вещных прав.
  32. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
  33. Приобретение и прекращение права собственности.
  34. Понятие и основания возникновения права общей собственности. Право общей совместной и долевой собственности.
  35. Защита права собственности.
  36. Понятие и виды обязательств из односторонних действий в гражданском праве.
  37. Понятие обязательства и основания его возникновения в гражданском праве. Виды обязательств.
  38. Договор в гражданском праве: понятие, виды, функции, содержание. Свобода договора.
  39. Заключение договора в гражданском праве. Особенности заключения договора в обязательном порядке.
  40. Изменение и расторжение договора в гражданском праве.
  41. Субъекты обязательств в гражданском праве. Множественность лиц в обязательстве. Перемена лиц в обязательстве.
  42. Надлежащее исполнение обязательств в гражданском праве.
  43. Способы обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве (значение, общая характеристика).
  44. Независимая гарантия.
  45. Понятие и виды гражданской ответственности за нарушение обязательств.
  46. Основание и условия гражданской ответственности. Основания освобождения от гражданской ответственности.
  47. Прекращение обязательств в гражданском праве.
  48. Договор купли-продажи и его виды.
  49. Договор купли-продажи недвижимости.
  50. Договор поставки. Договор контрактации.
  51. Регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  52. Договоры продажи и аренды предприятия.
  53. Договор энергоснабжения.
  54. Договор аренды.
  55. Договор аренды транспортных средств.
  56. Договор аренды зданий и сооружений. Аренда предприятий.
  57. Договор финансовой аренды (лизинга).
  58. Договор безвозмездного пользования (ссуды).
  59. Договор подряда.
  60. Права и обязанности подрядчика и заказчика по договору подряда. Распределение рисков.
  61. Договор бытового подряда.
  62. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда.
  63. Договор возмездного оказания услуг.
  64. Договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа.
  65. Ответственность по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа.
  66. Договор займа и кредитный договор.
  67. Договор мены.
  68. Товарный и коммерческий кредит.
  69. Договор финансирования под уступку денежного требования.
  70. Договор банковского вклада.
  71. Договор банковского счета.
  72. Формы безналичных расчетов.
  73. Понятие и система обязательств по страхованию.
  74. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения.
  75. Договор хранения.
  76. Договоры по оказанию посреднических услуг.
  77. Договор коммерческой концессии.
  78. Понятие и виды действий в чужом интересе в гражданском праве.
  79. Договор доверительного управления имуществом.
  80. Договор простого товарищества.

по трудовому праву

  1. Источники и формы российского трудового права.
  2. Источники и формы международного трудового права.
  3. Прямое применение Конституции РФ при рассмотрении трудовых споров.
  4. Заключение трудового договора.
  5. Рабочее время и время отдыха.
  6. Изменение и дополнение трудового договора.
  7. Оплата и нормирование труда.
  8. Трудовой распорядок, дисциплина труда.
  9. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику.
  10. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
  11. Разрешение трудовых споров.
  12. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
  13. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

по административному праву

  1. Правовое и индивидуальное регулирование административной ответственности
    в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
  2. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственности. Состав административного правонарушения.
  3. Классификация административных правонарушений.
  4. Субъекты административной ответственности.
  5. Понятие и цели административного наказания. Виды административных наказаний. Правила назначений административных наказаний.
  6. Компетенция судов общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Подсудность дел районным судам и мировым судьям.
  7. Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  8. Участники производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами общей юрисдикции.
  9. Предмет доказывания, доказательства. Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами общей юрисдикции.
  10. Возбуждение дела об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об административном правонарушении.
  11. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  12. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений в судах общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений суда по делам об административных правонарушениях.
  13. Особенности доказательств и доказывания по делам об административных правонарушениях, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

по налоговому праву

  1. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления, введения в действие, отмены.
  2. Специальные налоговые режимы: виды, плательщики, объекты, основания применения.
  3. Налоговый контроль: понятие, формы. Виды налоговых проверок, особенности проведения.
  4. Понятие налогового правонарушения. Виды налоговых правонарушений.
  5. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

по гражданскому процессу, административному судопроизводству

Квалификационный экзамен на должность судьи: как оценивают знания будущих служителей Фемиды

Квалификационный экзамен на должность судьи: как оценивают знания будущих служителей Фемиды

Экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи – одна из первых инстанций по отбору кандидатов на должности судей. В состав комиссии традиционно избираются одни из наиболее опытных и авторитетных судей, представители общественности, компетенции которых позволяют установить, обладает ли кандидат на должность судьи необходимыми знаниями и навыками в области правоприменения.

О порядке и особенностях процедуры сдачи экзамена, уровне подготовки сегодняшних кандидатов в судьи мы беседуем с председателем Экзаменационной комиссии Удмуртской Республики по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, судьёй Верховного Суда Удмуртской Республики Александром Сундуковым.

– Александр Юрьевич, расскажите, что представляет собой квалификационный экзамен и каков порядок его проведения?

– Экзамен сдаётся по билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и на должность судьи арбитражного суда. Билет включает в себя три теоретических вопроса на знание различных отраслей права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. На подготовку к устному ответу отводится не менее трёх часов. В процессе подготовки кандидатам разрешается пользоваться нормативными правовыми актами, постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Пользоваться мобильным телефоном, какими-либо другими средствами связи кандидату запрещено, в случае их обнаружения комиссия вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на этом заседании комиссии. Если же человек понимает, что не готов к сдаче экзамена, то он может прийти в другой раз.

При выставлении итоговой оценки учитывается и то, насколько хорошо претендент знает материальный и процессуальный закон, владеет темой, как справился с практической частью, его способность к аналитическому мышлению, умение владеть собой и уровень подготовки кандидата в целом.

– То есть, комиссия оценивает и то, насколько психологически кандидат подготовлен?

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трёх лет со дня его сдачи, а после назначения на должность судьи – в течение всего времени пребывания в качестве судьи и в течение трёх лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку. Если кандидат не сдал экзамен, он вправе пересдать его через полгода.

В то же время человек, который хочет стать судьёй, должен понимать, что судья всегда находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, это неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности. В силу своих должностных обязанностей, своей особой правовой позиции судья находится под давлением чужих интересов, в споре и конфликте. Он должен уметь управлять диалогом, разрешать конфликты, сглаживать эмоционально напряжённые ситуации в процессе судебного разбирательства, обеспечив состязательный характер судопроизводства. Поэтому кандидатам нужно также уделять внимание и своей психологической подготовке.

Но надо сказать, что атмосфера на сдаче экзамена у нас всегда доброжелательная, отношения абсолютно комплементарные. У членов комиссии нет какой-либо предвзятости по отношению к кандидатам.

– Многие эксперты считают, что судейскому корпусу необходимо обновление, российским судам нужны судьи из числа бывших адвокатов, прокуроров, следователей, то есть юристов с богатым практическим опытом. Вы поддерживаете это мнение?

– Я считаю, главное, чтобы судейский корпус пополнялся аналитически мыслящими специалистами, умеющими правильно толковать и применять закон, обладающими широкими познаниями в праве.

Задача экзаменационной комиссии – объективно и беспристрастно оценить знания и практические навыки кандидата, и мы относимся с одинаковой долей уважения и внимания и к работникам судебной системы, и к работникам других ведомств. Требования на экзамене предъявляются не к опыту работы, а к уровню профессиональной подготовки кандидата.

Право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи принадлежит любому гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, достигшему 25-летнего возраста и не имеющему заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Традиционно желающих стать судьёй, и, соответственно, сдающих экзамен, конечно же, больше среди помощников судей, и это вполне объяснимо. Люди, которым интересна судейская работа, изначально выбирают работу в суде. Немало среди сдающих экзамен тех, кто в суде проработал более пяти и даже десяти лет. И многие на экзамене показывают достойный уровень подготовки.

Повторюсь, что судейское сообщество должны представлять грамотные и компетентные юристы, настоящие профессионалы своего дела, от этого зависит качество отправления правосудия и доверие граждан, поэтому возможность войти в его состав есть у каждого кандидата, отвечающего соответствующим требованиям.

– Александр Юрьевич, что вы, как председатель экзаменационной комиссии и судья с большим опытом работы, посоветуете тем, кто собирается сдавать экзамен?

– Прежде всего, кандидаты должны понимать, что бояться сдавать экзамен не нужно. Если вы твёрдо решили строить карьеру судьи, к этому нужно быть готовым.

Не надо расценивать экзамен как психологический стресс, как какое-то сложное испытание, хотя это, конечно, испытание, но, в большей степени, это беседа, диалог профессионалов.

Чтобы сдать экзамен, надо не просто выучить кодекс, необходимо знать правовые позиции Конституционного суда и судебную практику высших судов Российской Федерации по применению конкретной нормы права.

Не нужно бояться отстаивать свою точку зрения, если уверены в существе вопроса, нужно уметь аргументировать, ведь в правоприменении дискуссионных вопросов немало и даже правовые позиции высших судов зачастую меняются на прямо противоположные. В некоторых случаях ответы на правовые вопросы в нормативных правовых актах, ввиду наличия в них пробелов, отсутствуют, встречаются и коллизии между различными правовыми актами. В этой ситуации важно не только знать содержание правовых актов, нужно обладать способностью к аналитическому мышлению, чтобы, став судьёй, суметь принять правильное решение в случае отсутствия однозначной регламентации в законе.

Если кандидат своё мнение обосновывает, пусть даже оно с общепринятой позицией не совпадает, если мы видим, что человек понимает суть проблемы, мотивирует свою точку зрения, мы всегда поставим ему положительную оценку.

Ну и, конечно же, нужно готовиться к экзаменам, не жалеть ни времени, ни сил. Это в любом случае принесёт человеку пользу: во-первых, всегда есть возможность сдать экзамен на положительную оценку и в итоге занять должность судьи, во-вторых, это своеобразная «шлифовка» знаний, перезагрузка, которая полезна для мышления в любом возрасте. Человек усовершенствует свои знания, приобретёт новые и, в любом случае, повысит уровень своей компетенции.

Читайте также: