Кто проверяет билеты у пассажиров профессия

Опубликовано: 04.07.2024


В транспорте работают контролёры ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок».

Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».

Действия контролера ГУП «Мосгортранс» при проверке

По первому требованию пассажиров контролер обязан предъявить для ознакомления служебное удостоверение и назвать свою фамилию.

Контролер должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами.

Проверка наличия проездных документов у пассажиров, их подлинности и срока действия осуществляется с использованием технических средств объективного контроля (переносное устройство контроля; магнитные технические тестирующие билеты).

Контролер ГУП «Мосгортранс» имеет право

Требовать у пассажиров предъявления (передачи в руки) проездных документов и документов, подтверждающих преимущество по оплате проезда.

При выявлении безбилетного пассажира обязать приобрести у него (контролера) или водителя данного транспортного средства посадочный талон в соответствии с действующим тарифом (реализация посадочных талонов по установленному тарифу контролерами осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП «О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением услуг по железнодорожным перевозкам, осуществляемым вне Малого кольца Московской железной дороги), порядке организации пересадок при проезде на метрополитене и Малом кольце Московской железной дороги в рамках совершения одной поездки и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на Малом кольце Московской железной дороги»).

Изъять у пассажира проездные документы, предъявленные для подтверждения оплаты проезда контролеру во время проведения проверки:

– нелегитимные (поддельные) проездные документы;

– социальные карты москвичей (СКМ) или социальные карты жителей Московской области (СКМО), а также иные льготные персонифицированные карты, не принадлежащих лицам, их предъявившим;

– временный единый социальный билет (ВЕСБ) у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу;

– социальную карту студента или учащегося (СКС, СКУ) у пассажира, не предъявившего студенческий билет, действительный на текущий учебный период.

Изъятие билета (документа) оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого выдается пассажиру, предъявившему указанный билет (документ).

Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве.

В случае если пассажир, нарушивший Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, отказывается оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), контролер вправе потребовать от пассажира покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.

В случае выявления грубого нарушения общественного порядка, выражающегося в явном неуважении к обществу, совершенного на транспорте общего пользования, сообщить о случившимся в правоохранительные органы.

При возникновении угрозы жизни и здоровью применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны.

Контролеру ГУП «Мосгортранс» категорически запрещено

Осуществлять контроль на маршрутах без служебного удостоверения.

Взыскивать штраф с граждан, допустивших нарушения административного законодательства РФ и города Москвы, Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве.

Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».

Изымать у пассажира проездные документы, в том числе социальную карту москвича или социальную карту жителя Московской области, а также именной студенческий проездной билет, без составления и выдачи первого экземпляра акта установленной формы.

По вопросам, связанным с деятельностью контролеров пассажирского транспорта, обращаться по телефонам:
8 (495) 950-42-93, доб. 4238, 4530.

По вопросам, связанным с порядком возврата изъятых проездных документов, обращаться в пассажирское агентство по телефону:
8 (495) 628-83-73.

Удостоверение контролера нового образца


Удостоверение контролера предыдущего образца


Удостоверение предыдущего образца действительно до замены на новое.

Кондуктор, контролер занимается продажей билетов и проверкой их наличия у пассажиров. Он может работать в автобусах, трамваях, троллейбусах, поездах. Специальное образование для этой профессии не нужно.

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.


Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Плюсы и минусы профессии кондуктор/контролер

Плюсы

  1. Стабильная работа и заработная плата.
  2. Возможность общаться с разными людьми.
  3. Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.

Минусы

  1. Не очень высокий уровень дохода.
  2. Физические нагрузки.
  3. Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.


Важные личные качества

Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.

Обучение на кондуктора/контролера

Это работа, на которую можно устроиться и без какого-либо специального образования. Главное – обладать качествами, которые были перечислены выше, и уметь быстро выполнять несложные математические подсчеты (если в обязанности входит продажа билетов за наличные). Как правило, муниципальные организации, которые нанимают таких сотрудников, быстро знакомят их со спецификой работы, и дополнительного обучения не требуется.

Место работы

Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления.

Зарплата кондуктора/контролера

Уровень доходов такого работника обычно не очень высок и сильно зависит от количества отработанных часов и дней. При регулярной занятости он может доходить до средней зарплаты по региону.

Зарплата на 25.05.2021


Карьерный рост

Эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как все устроено: Контролёр в электричке

Контролёр-кассир, продающий билеты в электричке, рассказал The Village о своём очень необычном взгляде на законы РФ, права пассажиров и о том, как должна оплачиваться его работа.

О старых порядках

Раньше контролёров уважали и сюда было очень трудно попасть. Раньше не было кассовых аппаратов. Проезд стоил 30−40 рублей, контролёры просто шли по вагону и собирали бабки в карман — не себе, всем. За целый день ты мог собрать 100 тысяч рублей, приходил на участок: 20 — начальнику, 20 — проверяющим, 20 — себе. Остальное, 10 тысяч — руководству. Это официальная сумма, которая шла в кассу, это то, что ты якобы реально собрал за день. И эта система работала годами, ничего не вскрывалось. Мы могли в день и 40 тысяч рублей положить себе в копилку. Понятно, что есть более выгодные направления, где больше людей ездит, есть менее выгодные.

Попадали на такую работу по большим связям. Старые эржэдэшники, которые сами были сначала контролёрами, становились начальниками участка, потому что у них опыт, выслуга лет, связи опять же, и своих людей тянули на освободившиеся места. Но вот появилась новая компания «ЦППК», пришло новое руководство и начались другие порядки.

О новых порядках

«ЦППК» запустила своих людей начальниками участков, они сказали контролёрам — не надо с нами делиться, такой системы больше не будет. Наняли новых контролёров. Прямо так и сказали: подайте список всех, кто раньше работал, все бывшие работники — воры. Мы набираем не воров!

Тебя уволили, ты подделываешь документы, приходишь устраиваться с чистой трудовой, но служба безопасности тебя проверяет — оп, ты — бывший работник. Свободен! Кто-то башлял бабки, чтобы остаться на хорошем месте, кто-то подделывал документы.

Альтернативу новым работникам предложили неплохую: ходите честно, не воруйте, не кладите плату за билет в карман, а мы вам дадим нормальную официальную зарплату. Вернее, официальная зарплата мизерная — 8 тысяч. Но в зависимости от того, сколько денег с пассажиров ты официально соберёшь, тебе дают хорошие бонусы. За месяц можно зарабатывать 100 тысяч рублей. Это нормальная зарплата для людей без образования. Хотя, конечно, не гигантская.

Всё делалось постепенно. Они заменяют контролёров на одном маршруте, и электричка, которая официально давала 5 тысяч рублей в день, стала приносить 50 тысяч. Они — раз — ещё несколько маршрутов обновляют. И бах — направление, которое всегда считалось самым неприбыльным, начинает приносить миллион в месяц. Начальники сами были в шоке. Сначала премиальная сетка вообще позволяла контролёрам легально заработать 150−170 тысяч рублей, потом уже они оценили собираемость денег и снизили премии.

О том, как выполнить план

Я бы не сказал, что наши деньги лёгкие: иногда я работаю 29 дней в месяц, чтобы собрать свой план. Есть маршруты, где ты ничего не собираешь: люди уже купили билет в кассе или просто очень мало народу в поезде.

Самые прибыльные — электрички, которые едут далеко. Там дело в чём? Если билет до какого-нибудь Александрова в кассе стоит 250 рублей, то мы предлагаем купить билет всего за 100. Всё официально и через кассу, просто пробиваешь ему не до конечной станции, а до ближайшей к Москве, где нет турникетов. Кто же, кроме нас, контролёров, проверит, куда человек едет и где сойдёт. Отъезжаешь 50 километров от Москвы — и турникеты прекращаются. Так зачем людям покупать в кассе задорого, если можно у меня подешевле.

Есть негласная договорённость контролёра и пассажира — если ты не знаешь, тебе кто-то подскажет: бери самый дешёвый билет за 26 рублей, чтобы пройти через турникет, и приготовь 100 рублей мне. Выгонять пассажира мне невыгодно: он перебежит в другой вагон и всё равно доедет, штраф брать с него я не могу по закону. А если я ему продам даже самый дешёвый билет, я приближаюсь к выполнению своего месячного плана, значит и к бонусам.

Но иногда кассовый аппарат вообще можно убрать. Заходишь в вагон, видишь десять человек, которые собираются бежать. Кричишь им: «Стоять! По 60 рублей!» И они сразу останавливаются: такую-то сумму они вполне могут заплатить, чтобы не бегать.

О плохих и хороших пассажирах

Сейчас что ещё неправильно? Раньше контролёр был всегда прав. А сейчас он никто: он не имеет права тебя трогать, он не имеет права тебя оскорблять. Раньше ты шёл — билета нет? — на тебе! Бил. И сейчас бью иногда.

Но сидит какой-нибудь шпингалет со смартфоном — сразу тебе камеру в лицо. Ты его руку отталкиваешь, а он сразу: «Вы нападаете на моё имущество, вы не имеете права меня трогать» — все такие шибко умные стали. А главное, ведь эти самые умные тоже часто не платят! Приходится припугнуть немного, они сразу деньги достают, расплачиваются — ну и умничка, держи билетик!

Ещё начальство придумало горячую линию, и вот все, кому не лень, звонят туда и жалуются на тебя. «Алло, это Валентина Петровна. Кассир-контролёр назвал меня сукой. Номер жетона такой-то». А ты, может, и не называл совсем, а выговор получишь, будь уверен.

Но есть и хорошие клиенты. Бывает, едешь, тебя и пирожками угостят, телефончик спросят. Едет компания, всё выпить с ними предлагает: у них якобы деньги есть, но им так взгрустнулось, что они совсем не хотят платить, а хотят напоить. На работе я не пью, но бутылку водки с собой возьму.

О тех, кто не хочет платить

Вы не думайте, что все контролёры только и ждут, где украсть, а пассажиры все законопослушные и готовы платить. У нас конфликтные ситуации каждый день: одного контролёра пытались подстрелить, женщине недавно проломили голову. Просто сидит мужчина нормального вида, не бандитского. Она к нему подходит и спрашивает: «Ваш билет?» — он ей сразу: «Пошла на хуй». Вы должны оплатить — та же реакция. Ну а потом он встал и ударил её по башке. Никто из пассажиров даже не шелохнулся. У нас же как: тебя бьют, а все сразу достают мобильные телефоны и начинают снимать.

Или сидят два ушлёпка в дредах, «поколение Next». Я спрашиваю билет, они мне: «Ты что, бык? Ты что, из 90-х?» Надо сказать, что в «ЦППК» кто-то очень умный придумал форменную одежду — малиновый пиджак. И я со своей спортивной комплекцией и малиновым пиджаком навожу страх на людей. У меня дедушка один как-то даже спросил: «Что, совсем всё плохо у братков, раз в контролёры пошли?» Но эти с дредами сами позвали меня в тамбур «поговорить». Потом, конечно, извинились, сказали, что просто обкурились.

А бывает, идёшь по составу — фанатский вагон. Есть дурачки, которые к ним подходят в своей обычной контролёрской манере и требуют оплатить проезд — так можно получить по морде. А есть такие, как я. Заходишь в вагон, оцениваешь обстановку, становишься болельщиком той команды, фанаты которой едут в электричке. Слава богу, я знаю кричалки всех команд. Правда, неприличные.

Со всеми поздороваешься: «Куда едем, кто играет?» — а тебе абсолютно по барабану, кто играет. Ты по этому вагону идёшь весёлый, но дверь их вагона закрывается, ты поправляешь пиджак и снова берёшь строгую манеру: «Билеты готовим, пожалуйста». Фанаты тебе пива дадут, сигарет, но денег — никогда.

О даче Якунина

Вот так и приходится: кого-то припугнёшь, кому-то в морду дашь. До полиции в вагоне не докричишься. Они выходят только ночью, проходят по электричке, собирают себе чурок для отчётности — и всё, им больше ничего не надо.

У меня как-то случай был. Едет пассажир, представился журналистом из какой-то газеты. Я иду по вагону, он встаёт и собирается от меня бежать. Говорит: «Не буду платить, выписывайте мне штраф». Я ему угрожаю отделением транспортной полиции, а он согласен со мной идти. Многие так говорят, но на самом деле никто со мной никогда туда не ходил. В конце концов все платят, чтобы не тратить время, не сходить с маршрута и так далее. Я сам понятия не имею, где находится транспортная полиция.

А этот упёртый. Это мы потом познакомились, он стал Ваня, а до этого был обычный Чиполлино. Он мне начинает втирать:

— Я против коррупции, почему у Якунина дача за 40 миллионов рублей!
— Ты чо, завидуешь?
— Я не могу проконтролировать, куда уйдут мои деньги!
— Ты что, дурак, что ли? Какие деньги? — но думаю про себя: — У, да ты упёртый, ну давай заплатим штраф. — Мы едем, но я параллельно пытаюсь как-то раскрутить его на билет и чтобы он пошёл уже, а от меня отстал: — Давай мне 70 рублей и вали куда хочешь!
— Не дам я тебе 70 рублей.
— Слышь, Пиноккио, я ж тебе сейчас рёбра поломаю и всё!
— Ломай, — говорит, — выполняй свою работу, как тебе положено.
— Ты что такой дурак?
— Я не дурак, я за права борюсь.

Мы пытались вызвать полицию по кнопке связи с машинистом. Никто не пришёл. Решили идти в отделение на вокзале. Ваня от меня убежать не пытается, я его подвожу к кассе, чтобы он им заплатил, а не мне, но он — ни в какую: мы все в РЖД воры.

Куда его вести? Идём в отделение полиции, в шоке оба. Выходит полицейский — здоровей меня мужик — и спрашивает: «Ну и что ты мне его привёл? Что мне с него взять? Штраф?» И на него наезжает: «Слышь, малой, если я захочу, я вызову наряд, тебя размотают на три часа, заберут бабло». Ну а Ваня скромно так ему говорит: «Выполняйте свои служебные обязанности, я готов заплатить штраф». Короче, выгнали нас из отделения. Приходим на участок к моему начальству: «Здравствуйте, коллеги! Человек хочет заплатить штраф!» — но и оттуда нас прогнали. А я не могу его отпустить просто так, у меня тоже принципы.

— Может, ты купишь мне бутылку пива и разойдёмся?
— Нет, это тоже взятка!

Когда нас послали из ещё одного отделения полиции, я просто повернулся к нему и говорю: «Пошёл вон! Видишь, какая у нас система? Не знаю, куда тебя вести. Мои возможности исчерпаны, можешь кинуть в меня пачкой сигарет». И разошлись. Это к слову о том, как работает наша полиция.

О «бурановских бабушках»

Но сейчас и контролёр не тот пошёл — какие-то стукачи, ушлёпки. Мы называем таких «бурановские бабушки». Они тебя продадут за рупь-двадцать, даже если вы вместе работаете в паре. Есть такие случаи: едет женщина и говорит, что не знала, не может заплатить и нет у неё 300 рублей. Что делать — берёшь 60, а твой напарник тут же потихоньку звонит начальству.

Но им тебя надо с поличным поймать, они посылают специальную проверку — как тайный покупатель. А я чую это дело на раз! У проверки взгляд заинтересованный, он протягивает тебе полтинник и предвкушает, что ты возьмёшь. А ты ему сразу кучу вопросов: куда, откуда едет, чтобы он растерялся. Ну и говоришь, что билет стоит на 100 рублей дороже. А в тамбуре тебя этот человек встречает и только хвалит за хорошую работу — левых денег не берёшь!

Но вот эти добросовестные контролёры нам, конечно, картину портят. Мы же маршрутами постоянно меняемся. И вот пройдёт такая бабуля по твоему вагону, со всех пассажиров возьмёт полную стоимость билета, а ты на следующий день идёшь, и твои постоянные клиенты тебе билет за 400 рублей, купленный в кассе, показывают. Потому что не хотят снова нарваться на кого-то принципиального. Это нам ломает линию, конечно.

Одну систему нашу уже развалили, и снова становится хуже и хуже. Я бы ушёл с работы, бонусы всё меньше, да только у меня высшего образования нет, где мне ещё столько платить будут. Так что пережду пока тут, может, переведутся такие люди и всё снова станет хорошо.

Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.

На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.

Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.

Что за работа

Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.

Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.

Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Разряды железнодорожных профессий

Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:

  • второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
  • третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
  • четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
  • пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.

У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.

Железнодорожные компании, зарплата и график

В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.

Зарплата в железнодорожных компаниях разная. В ТКС платят больше. Одна из причин в том, что проводники там ездят по другим, более длительным графикам. В ФПК предлагают зарплату от 25 000 до 30 000 Р в месяц, а в ТКС — 39 000 Р .

ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни

Как стать проводником

Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.

Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.

Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.

После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.

На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.

На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.

Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.

Как устроена работа в поездке

Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.

Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.

Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет в кассе. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 Р .

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.

п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено

После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.

Купе проводника

У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.

Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.

Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.

  1. Застилать постель больным, людям с ограниченными возможностями или малолетними детьми.
  2. Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
  3. Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
  4. Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
  5. Выдавать столовые приборы и стаканы.
  6. При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи, и засунула ему ложку между зубов, чтобы он не прикусил язык.
  7. Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.

Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.

Перед конечной станцией я принимаю белье и уношу бланки учета пассажиров и билеты в штабной вагон, где едет начальник поезда. Если пассажиры не сдали белье, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.

Сложности

С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.

Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.

Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.

Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.

Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.

Бонусы в работе проводника

Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.

Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.

Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.

Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.

Кратко о проводниках

  1. Работать проводником тяжело.
  2. На железную дорогу идут ради стабильного заработка и соцпакета.
  3. Обычно стать проводником несложно — достаточно трехмесячного курса. Если хочется дорасти до начальника поезда, высшее образование обязательно.
  4. Большинство пассажиров — воспитанные и адекватные люди, но всегда будут те, с кем найти общий язык сложнее. Если конфликт решить не удается, на помощь всегда придет начальник поезда.


Это замечательная и нужная профессия, однако Вам на будущее
- нельзя, совсем нельзя(. ) - засовывать эпилептику ложку в рот, чтобы он(а) не прикусил язык! Никогда больше так не делайте. Просто зафиксируйте голову человека и всё.

Ксения, поддерживаю. Специально узнавала на курсах оказания первой помощи - НЕЛЬЗЯ ничего эпилептику в рот запихивать во время припадка, и язык он не проглотит. Опасность западения языка наступает только после окончания припадка - для предотвращения этого просто положите на бок пострадавшего. Пены изо рта во время припадка можно не бояться - просто слюна, иногда с кровью.
Голову не фиксировать - скорее, подложить что-то мягкое, силой удерживать не надо и не нужно.
Бедные эпилептики без зубов остаются(

Тоже отметила эти строки - видимо, автору стоит еще раз сходить на курсы первой мед. помощи :-)


Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)

Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.


За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас

После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.

Muy, в плацкарте с женой всегда берём боковые места - каеф не зависишь от соседей. Плацкарт не боковой это жесть особенно наверху. Недавно ездили, было ужасно. Снизу сидят постоянно. Сверху невозможно ни выпрямиться ни сесть - только лежать. Вниз слезать как то не в кайф сидеть там с этими людьми, о чем то разговаривать. Им снизу жарко они хотят окно открыть а поезд несётся - на меня дует. Мест на боковые не было вот и пришлось эти взять

What, в фирменных вагонах уже есть розетки в каждом купе, кондиционер, и в купе можно нормально сидеть на верхней полке. И еще - проще найти общий язык (ну или потерпеть) троих соседей, чем сотню - кто храпит, кто бухает, кто разговаривает. Нет уж, в жизни ездил в плацкарте 2 раза, не надо больше. Хотя да, машина всегда лучше, но иногда хочется отдохнуть в пути, тогда купе или СВ.

Muy, имеется в виду купейный вагон?
Именно поэтому не езжу в купе (если бы вчетвером со своими ехали, можно было бы). Вообще не представляю как можно ехать с чужими людьми в таком закутке. Для меня это было бы подобно пытке. А в плацкарте хоть не чувствуешь так себя отделенно от мира. Там конечно свои особенности. Да и вообще ездить на поезде та ещё жесть - ни связи, ни интернета, ни телефон зарядить, ни нормально умыться и в туалет сходить. Адское выживание

What, нет, это был плацкарт. Для пытка в плацкарте ехать, лучше купе с дверями, так хотя бы никто не ходит и не пырится. Иногда зарядка для телефона есть и кондиционер.


Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.

Когда я работал проводником с нас начальник поезда собирал дань. Буквально мы платили ему за то, чтобы в рейсах не было внутренних проверок. Или они начинались и заканчивались в купе начальника поезда. Проверка - это когда специальный ревизор подсаживается на станции или в пункте оборота и проверяет чистоту вагона. Вагона на дополнительном поезде СПБ-Адлер который взяли с базы запаса. В нем текут окна потому что рассохлись, нет кондиционера, не работает электрический кипятильник и розетки. Он не может быть чистым потому что дырявый. И да, за унесенное пассажиром полотенце или весь комплект белья, ложку и подстаканник платит проводник. Это побуждает проводников брать посылки, торговать алкоголем, сдавать свое купе или служебку за деньги пассажирам. Проводник вообще материально отвечает за весь вагон пока он числится за ним. Поэтому основная задача проводника состоит в том, чтобы передавая вагон другому у тебя все имущество сошлось с описью и у тебя ее приняли подписанной. Кадровые проводники нередко воровали ложки или огнетушители с вагонов студентов чтобы укомплектовать свой вагон перед его передачей другим студентам. вот бы узнать изменилось ли что-то сейчас?

В московском транспорте до 10 мая резко усилили контроль за соблюдением масочно-перчаточного режима. В метро и наземном транспорте количество проверяющих вырастет в 2,5 раза по сравнению с обычными выходными днями. Об этом в воскресенье, 2 мая, сообщили СМИ со ссылкой на пресс-службу ГКУ «Организатор перевозок». В связи с этим NEWS.ru напоминает, чем регулируется деятельность контролёров, каковы их полномочия, на что они имеют, а на что не имеют права.

Ранее в ведомстве пояснили, что по данным ГКУ, примерно 99% пассажиров проходят турникеты метро в масках, около 70% надевают перчатки, но сразу после прохождения контроля многие из них снимают средства защиты, хотя их необходимо носить на протяжении всей поездки, о чём напоминают голосовые объявления в вестибюлях метро.

Штраф за отсутствие масок и перчаток в общественном транспорте столицы составляет пять тысяч рублей. Роспотребнадзор запретил пускать в общественный транспорт Москвы пассажиров без средств индивидуальной защиты, даже если они уже оплатили поездку, с 16 октября 2020 года.

Московский транспорт усиливает контроль соблюдения масочно-перчаточного режима в праздничные дни. Более 1,2 тыс. контролеров ГКУ «Организатор перевозок» проверяют наличие масок и перчаток у пассажиров в транспорте с 1 по 10 мая, это на 140% больше, чем в обычный выходной день. Рейды проводятся регулярно на всех участках метро (вход, перроны, вагоны поездов), на наземном и железнодорожном транспорте Москвы, — сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.

Из цифр следует, что за время пандемии коронавируса штат контролёров в московском транспорте вырос вдвое. По крайней мере ещё в 2019 году в прессе их численность указывалась примерно на уровне 600 человек, из которых больше половины работали на маршрутах автобусов и трамваев, остальные в метро.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

В начале деятельности численность сотрудников ГКУ «Организатор перевозок» составляла 300 человек. В 2016 году в учреждении работали 2042 сотрудника, из них 418 человек работали в наземном транспорте, а 234 — в метро. В 2019 году численность штата составила 600 сотрудников. И это учитывая, что с 1 января 2018 года, после демонтажа турникетов на наземном транспорте в Москве, ГКУ набирало новых сотрудников для проверок оплаты проезда.

С отменой турникетов количество безбилетников в транспорте Москвы первоначально выросло в два раза. В рамках борьбы с этим явлением служба контроля наладила плотное взаимодействие с полицией: нередко полицейский участвует в рейде и присутствует неподалёку как при проверке оплаты проезда, так и — в последний год — при контроле масочного режима. Тем самым обеспечивается быстрое задержание нарушителя в том случае, если он пытается скрыться от контролёров или отказывается оформлять штраф. Правда, на всех полицейских не хватает, поэтому контролёрам разрешено снимать пассажиров на камеру в случае, если те отказываются показывать документы, — потом их идентифицируют по фотографии.

При этом, что интересно, инспектор не имеет права предъявлять пассажиру своё удостоверение в случае, если тот пытается его сфотографировать, — это прямо запрещено должностной инструкцией.

По правилам инспекторы должны разъяснить нарушителю конституционное право не свидетельствовать против самого себя — то есть, в данном случае, не объяснять на месте, каким образом и по своей ли вине он оказался без маски и перчаток в транспорте. Обыскивать его инспектор не может. Правда, из-за того что должностная инструкция ГКУ не публикуется, до сих пор остаётся неясным, может ли контролёр самостоятельно применять к нарушителю физическую силу, блокировать его и гнаться за ним в случае неподчинения. Официальные лица ранее заявляли, что это невозможно, но судя по многочисленным наблюдениям, практика это опровергает.

Инспекторы «Организатора перевозок» имеют возможность вынести постановление об административном правонарушении за любые другие виды нарушений, не связанные с оплатой проезда, именно это позволяет им контролировать и масочный режим. При выявлении пассажира без маски и перчаток он должен потребовать документ либо вызвать полицию для задержания нарушителя и установления его личности. При этом по просьбе пассажира полиция может быть вызвана к той остановке или станции метро, где он собирался выйти.

Штрафовать безбилетных пассажиров младше 16 лет инспекторам пассажирского транспорта не разрешается, поскольку несовершеннолетние лица в этом возрасте не могут быть привлечены к административной ответственности, однако подросток в таком случае должен быть задержан — устанавливаются его родители и опекуны, и штраф накладывается уже на них. При этом сам ребёнок может быть поставлен на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних.

Читайте также: