Кто проверяет билеты в театре профессия

Опубликовано: 25.09.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


«Театр начинается с вешалки» – это изречение, приписываемое Константину Сергеевичу Станиславскому, мы позволим себе перефразировать. «Театр начинается с билетера» – будет более точным. Ведь когда мы приходим в театр, первыми нас встречают именно они! Об этой профессии и пойдет сегодня речь. А расскажут нам о ней молодые билетеры РАМТа Яна Ленкова и Надежда Панкова.

Для начала разберемся в терминологии. «Контролеры билетов» – так люди этой профессии называются правильно. Но в обиходе их принято называть билетерами или капельдинерами. При этом, если вы думаете, что единственная обязанность контролера – это проверка билетов, то глубоко ошибаетесь. В его функции входит подготовка зала к спектаклю, встреча зрителей при входе в театр, продажа программок, рассаживание их в зале и даже консультирование по поводу репертуара.

На страже РАМТа


«Ворота» театра

Вы хотите стоять на страже высокого искусства? Тогда вам в контролеры билетов. Ведь они превращаются в «стражников» каждый день, когда в театре идет спектакль. У них нет щитов и копий, но они добросовестно стоят на «воротах» РАМТа. «Воротами» называется тот вход в театр, где у зрителей проверяют билеты.

Казалось бы, что за мелочь – проверить у человека маленький бумажный квиток? Однако, не все так просто. Сложности проверки театральных билетов реально существуют.


Руслан Шарахутдинов – «на страже»: «С цветами? Точно к нам»

Во-первых, жизнь билетерам РАМТа существенно осложняет соседство Большого театра. Поскольку Большой переживает длительный ремонт, и спектакли идут на новой сцене, находящейся в соседнем здании, многие его зрители зачастую не доходят до нее и заходят в РАМТ, искренне полагая, что это и есть конечный пункт их прибытия. Здесь основная задача контролеров билетов – вовремя заметить такого зрителя и «наставить его на путь истинный». В общении со зрителями Большого билетерам часто пригождается знание иностранного языка. «Go out, to left and to the next building», – таким образом они объясняют иностранцам, как пройти в Большой театр.

Более того, в РАМТ по ошибке приходят не только зрители Большого, но и Малого театра и даже ТЮЗа, хотя он и находится в совершенно другом месте города.

Билеты других театров принципиально отличаются от РАМТовских. Но когда они распечатаны из Интернета, отличить их сложнее. И если билетер отрывает корешки «на автомате», не вчитываясь, да еще и названия спектаклей в этот день похожи (например, состоят из слов, одинаковых по длине) то зритель рискует попасть не на тот спектакль. Вся надежда на бдительность контролера.

Случалось, что в РАМТ приходили зрители с РАМТовскими билетами, у которых были оторваны корешки. На вопрос: «Где вы уже прошли контроль?» – люди отвечали: «Мы в Большой случайно попали. Они вам просили передать, что вы тоже так отрываете…».

Стало быть, главная задача стоящих на «воротах», – внимательно проверять на билетах дату и время, название спектакля и театра.


Администратор зала Елена Яворская сегодня тоже на ответственном посту

Бывает, что в РАМТе идут два одинаковых детских спектакля в один день – в 11 и 14 часов и зрители приходят на спектакль не в свое время. И если билет оказался «просрочен», то таких зрителей капельдинеры отправляют к администратору и, если бывает возможность, тот сажает их на свободные места.

На «воротах» билетеры дежурят с момента запуска людей в театр и до последнего зрителя. Вместе с охраной они проверяют состояние нижнего фойе и закрывают театр на ночь.

Театральный «разгон»


«Разгон» - самое бойкое место

Ну а мы поднимаемся на следующий ответственный пост, который называется «разгон». Это площадка в середине центральной лестницы РАМТа, где продаются программки и другая печатная продукция. Этот пост не минует ни один посетитель театра – так как он находится на пути из гардероба в верхнее зрительское фойе. И так же, как и на «воротах», здесь дежурят два капельдинера.

– Пожалуй, это самая сложная «точка» в нашей работе, – рассказывает Надежда. – Потому что люди постоянно подходят, спрашивают, где что в театре находится, как и куда пройти, сколько стоит программка.


На «разгоне»

Бывает, что на «разгоне» остается всего один билетер – допустим, напарник ушел выключить свет в фойе после второго звонка (тоже обязанность капельдинеров на «разгоне»прим. ред.). И все зрители устремляются на тебя толпой, их становится очень много! В это время самое главное – не растеряться и быстро всем ответить.

– Некоторые пытаются взять контролера билетов «на измор», – говорит Яна. – Пока ты отвечаешь кому-нибудь одному, тебя дергают за рукав, хлопают по плечу и твердят: «Девушка, девушка!» Тут важно не потерять такт и уделить внимание всем.

После третьего звонка билетеры на «разгоне» собирают программки, афиши и журналы и спускаются вниз, где встречают опоздавших зрителей и провожают их в зал.


После третьего звонка «разгон» встречает опоздавших

– Как правило, в партер опоздавших мы уже не пускаем, – рассказывает Яна. –Иногда люди опаздывают на 15–20 минут, а у них билеты, допустим, в середину четвертого ряда партера. Провести их на эти места, подняв половину ряда, как минимум, проблематично, а как максимум, просто некрасиво и неуважительно по отношению к актерам. А бывают спектакли, где партер – игровой, актеры стоят в кулуарах, и мы не можем вести зрителей мимо артистов. Поэтому обычно мы рассаживаем таких зрителей на свободные места бельэтажа и балкона. А в антракте они проходят на свои места.

При этом в случае возникновения конфликта (многие опоздавшие настойчиво требуют посадить их на места согласно билетам) капельдинер должен найти соответствующие слова, чтобы мирно и компромиссно разрешить ситуацию.

В конце спектакля, когда артисты выходят на поклон, два билетера подходят к сцене и до определенного момента не пускают к ней зрителей, желающих преподнести актерам цветы и подарки. Почему?

– Поклон – это тоже часть спектакля, – говорит Надежда. – Нужно вовремя выйти с цветами, чтобы не сорвать эту последнюю часть, чтобы все прошло красиво. Бывает, мы репетируем «выход на цветы», а иногда действуем по сигналу помощника режиссера.

На детских спектаклях, когда маленькие зрители поднимаются с цветами на сцену, важно следить за тем, чтобы дети не угодили в оркестровую яму, если она «играет» в спектакле. На спектакле «Чисто английское привидение» контролер билетов даже выходит на сцену вместе с маленькими зрителями, за руку проводит их к актерам, а потом – уводит обратно.


Когда спектакль завершается, дежурные на «разгоне» сопровождают зрителей, спускающихся в нижнее фойе, следят за тем, чтобы никто не поднялся обратно в верхней одежде.

– Бывает, что, одевшись, люди бегут наверх, чтобы купить в ларьке книгу или забрать забытую в зале вещь, – рассказывает Яна. – У нас частенько забывают зонты, мобильные телефоны, смартфоны, фотоаппараты. Однажды на бельэтаже оставили ноутбук! Если хозяин сразу не находится, относим забытые вещи к администратору.

«Семеро смелых»


Предварительное расписание дежурства капельдинеров на спектакле. К началу сезона еще не все вернулись из отпуск и на «Эрасте Фандрорине» справляются вшестером

Сегодня в РАМТе служат 15 контролеров билетов. Конечно, на спектакль они выходят не полным составом. Если представление идет на Маленькой сцене, для его сопровождения достаточно четырех-пяти человек. Если на Большой – то одиннадцати. Футбольная команда, да и только! Двое – на «воротах», двое – на «разгоне»… А что же делают еще семь человек?

Остальные капельдинеры дежурят в зале: трое в партере и по двое на бельэтаже и первом ярусе балкона – по одному человеку на каждой двери.

До первого звонка эти билетеры дежурят в фойе и их задача – объяснить, где находится партер, бельэтаж или балкон, с какой стороны лучше войти в зал. А потом переместиться на свое рабочее место, указать нужный ряд, продать программку, рассадить зрителей по местам. Если случаются накладки и встречаются дублирующиеся билеты, то билетер должен пригласить дежурного администратора, а тот пересадить людей на свободные, но равнозначные места.

Контролер билетов должен быть также готов ответить зрителям на вопросы о репертуаре театра.


– К нам часто подходят люди и говорят, что им понравился какой-то спектакль, спрашивают, что еще можно посмотреть в РАМТе, например, этого же жанра, – рассказывает Яна. – Если человеку понравился «Эраст Фандорин», советуем ему «Инь и Ян» – тоже детектив по Борису Акунину. А если зритель в восторге от «Алых парусов», рекомендуем другой спектакль мелодраматического характера – «Таня». Он очень нравится девушкам. Многие подходят к нам говорят: «А мы вас помним! Вы нам посоветовали и мы пришли». С некоторыми зрителями общаемся уже, как с друзьями.


Юлия Аксенова рассаживает зрителей на левой стороне бельэтажа

Капельдинер также поддерживает в зале дисциплину: смотрит, чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не разговаривали и не нарушали тишину, не портили и не пачкали кресел (встречаются такие «театралы», которые проходят к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды и наступая на сидения ногами).


Включать и выключать свет в фойе и кулуарах – тоже в обязанностях билетеров

Перед тем, как закрыть зал после спектакля, билетеры проверяют его состояние. Одна из главных бед, с которыми приходится сталкиваться, – жевательные резинки.

– Если к креслам прилеплена жвачка, мы «вооружаемся» строительным мастерком и отскребаем ее, – говорит Надя. – А еще у нас есть тряпочки, которыми мы протираем кресла от пыли. Если обнаруживаем поломки, сообщаем администратору, а он, в свою очередь, извещает мебельщиков и другие цеха. У охраны есть журнал неполадок, где фиксируются все неисправности. На следующий день дежурные ремонтники просматривают его и устраняют неполадки.

Контроль за поведением зрителей – тема отдельная. Девчонки рассказывают, что встречаются и случаи, когда в зал проносят алкогольные напитки, грубят, ведут себя непочтительно даже во время спектакля. И все же они считают, что театр обладает огромной перевоспитывающей силой.

– Однажды на спектакль «Принц и нищий», – рассказывает Яна, – пришли школьники. Смотрю на трех ребят и думаю: с этими точно будут проблемы – сели отдельно, наверняка будут болтать, есть. В итоге весь класс шуршал шоколадками, а эта троица восторженно смотрела спектакль, громадными от восхищения глазами.

А бывали случаи, когда на постановку «А зори здесь тихие…» приходила молодежь, которая до спектакля вела себя вызывающе, а уходила со слезами на глазах. А после «Сотворившей чудо» плачут многие – и школьники, и женщины, и даже мужчины.


На «воротах», «разгоне» и в зале билетеры дежурят по очереди – по расписанию. То есть постоянные посты ни за кем не закреплены. Но ребята иногда меняются друг с другом. Например, если кто-то любит какой-то конкретный спектакль, ему дают возможность поработать в зале. А кому-то, к примеру, нужно подготовиться к завтрашнему экзамену (многие капельдинеры РАМТа – студенты). Тогда ему лучше подежурить на «воротах» – здесь во время спектакля можно почитать лекции.

Билетер – работа временная…


Билетеры – ответственные за все двери, через которые проходят зрители. Главное перед дежурством не забыть разобрать ключи

Рабочий день билетера начинается за полтора часа до спектакля. Капельдинеры проверяют свои рабочие места, в случае необходимости вешают номерки на сидения (если спектакль идет в малом формате и зрители сидят на скамейках или стульях), отмечают в программках играющий сегодня состав и переодеваются в рабочую одежду – белый верх, темный низ и зеленый жилет с бейджиком на груди. За полчаса до начала спектакля в театре зажигают люстры, все занимают свои места и начинается запуск зрителей.

График работы билетеров бывает весьма напряженным. Например, во время школьных каникул приезжают в театр к 10 утра и уходят в половине одиннадцатого вечера. Уйти в отпуск всей службой тоже невозможно – даже летом, когда труппа РАМТа в отпуске. В это время на нашей сцене идут спектакли гастролирующих театров и проходят Балетные сезоны.


За 45 минут до спектакля нужно быть уже в форме и хорошем настроении. Яна Ленкова сегодня на «разгоне»

… но стать билетером не так-то просто


Главный администратор театра Анна Красник

Но так ли легко попасть в службу капельдинеров РАМТа? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность контролера билетов? С этими вопросами мы обратились к главному администратору театра Анне Красник:

– Билетер должен быть вежливым, терпимым, неконфликтным, стрессоустойчивым, иметь опрятный внешний вид, – рассказала нам Анна. – Когда я принимаю его на работу, провожу небольшое собеседование – задаю самые простые вопросы о жизни. Как правило, сразу видно, что человек из себя представляет. Если он ведет себя нахально у меня в кабинете, то зрителям будет откровенно хамить. С другой стороны, если человек заторможенный – это тоже плохо. Очень боимся театральных фанаток. Часто принимаем на работу по рекомендациям – больше вероятности, что человек окажется надежным.
Прежде, чем стать билетером в полном смысле этого слова, кандидат должен пройти двухмесячный испытательный срок. Как правило, большинству это удается. Некоторым – даже очень. Был, например, случай, когда молодой билетер не пустил в зал директора РАМТа, который не предъявил ему ни билет, ни пригласительный.
А вот если человек регулярно прогуливает часы работы, постоянно опаздывает и совершает другие грубые нарушения рабочего распорядка, в рядах билетеров РАМТа он вряд ли задержится.


Вернемся же в заключении к знаменитому «Театр начинается с вешалки» и сообщим еще один интересный факт. Гардеробщики РАМТа также относятся к службе капельдинеров. И потому наше первоначальное утверждение оказывается верным вдвойне. Билетеры – люди, встречающие зрителя самыми первыми. Они проверяют ваши билеты, предлагают вам раздеться, взять бинокль и даже поставить принесенные вами цветы в воду, чтобы во время спектакля они не завяли. Они помогают вам сориентироваться в театре, найти свои места, и… самыми последними провожают вас домой. Их служба – одна из самых ответственных и нужных, они – лицо РАМТа. И потому не только театр, но и каждый, пришедший на работу капельдинером, должен понимать всю ответственность, которую он берет за себя, надевая элегантную зеленую жилетку с бейджиком на груди.

Волшебный мир театра наполнен удивительными эмоциями. Чарующая атмосфера создает ощущение волшебства. Но кто стоит за яркими переживаниями и волнующей аурой?

Театральные специальности – какие они бывают? Первая мысль, которая приходит в голову, конечно же, актеры. Позже вспоминаются гардеробщики, швеи, режиссеры. На самом деле над реализацией идей одного спектакля, даже без учета автора пьесы, трудится множество людей. Но приходя в театр зритель видит исключительно игру актеров. Именно им достаются все лавры: цветы, аплодисменты, зрительская любовь. Но что там, за кулисами? Кого именно они скрывают? Кто эти невидимки, которые обеспечивают слаженную работу всех механизмов сцены – от звука и освещения до перемещения декораций и смены нарядов?

Помощник зрителей

Вы знаете, где находится бельэтаж? А портер? Сможете быстро сориентироваться, как пройти к гардеробу или буфету? Конечно, если вы завсегдатай и регулярно бываете в театре, то ответы на эти вопросы будут утвердительными. Но большинство людей приходят на представление редко или вовсе впервые. Именно для такой категории существует профессия помощник зрителей. Его задача – сориентировать гостей, помочь купить билеты, найти свои места. К нему можно обратиться, чтобы задать вопросы про антракт или буфет.

Позиция помощник зрителей – слишком емкое понятие. Традиционно, должность включает 3 категории:

  1. Гардеробщик
  2. Кассир
  3. Капельдинер

Главная задача специалистов – сделать пребывание в театре комфортным и приятным.

Капельдинер

За необычным словом капельдинер скрывается администратор. В его обязанности входит:

  1. Проверка и прием билетов.
  2. Сопровождение к месту (опционально).
  3. Контроль за порядком и тишиной.
  4. Решение конфликтных ситуаций.
  5. Ответы по репертуару, актерскому составу.
  6. Подготовка программок.

Чтобы занять должность, необходимо обладать хорошей, грамотной речью, любить театр. В столице среди капельдинеров можно встретить студентов театральных вузов и других молодых людей. А в провинции на позицию чаще претендуют пенсионеры.

Кассир

Вопреки расхожему мнению о том, что спектакль начинается с вешалки, на самом деле театр начинается с билетов. Конечно, их можно купить посредством интернета. Но до сих пор очень часто за билетом обращаются к кассиру. Они трудятся непосредственно на территории театра, а также в киосках, специализированных павильонах.

Несмотря на цифровую эпоху, должность кассира остается актуальной и по сей день. Для работы не требуются специальные знания. Чаще всего достаточно базового владения ПК, знания репертуара и дислокации кресел в зале.

Гардеробщик

Чтобы работать гардеробщиком нет нужды получать специальное образование. Однако для этой должности важен склад характера и личные качества. Сотрудник обязательно должен быть аккуратным и внимательным, так как постоянно взаимодействует с одеждой посетителей и ошибка чревата последствиями. Поэтому, гардеробщик должен уметь быстро принимать одежду, точно фиксировать номерные знаки.

Помните! Гардеробщик несет материальную ответственность за вещи, которые у него оставили.

Многие посетители приходят в театр в довольно дорогих нарядах: шубы из натурального меха у женщин, кожаные куртки у мужчин. Поэтому, претендуя на эту должность, необходимо взвешивать свои силы и быть готовым соблюдать театральный этикет в течение 6 дней в неделю.

Руководящий состав (организаторы)

К управленческим позициям в театре причисляют два направления:

  1. Художественный руководитель.
  2. Заведующий сектором.

К перечню их задача относятся организационные вопросы:

  1. Контроль за выполнением должностных обязанностей коллективом театра.
  2. Подготовка и согласование репертуара на квартал, год.
  3. Планирование гастролей и выездных мероприятий.
  4. Организация маркетинговой стратегии – где и когда проводить рекламные акции.
  5. Контроль за творческими процессами и подготовкой спектаклей.

Ведущий художественный руководитель

В крошечных театрах, что находятся в регионах, должность худрука может совмещать ведущий (главный) режиссер. Но такой тандем возможен только при минимальной загрузке специалистов. В крупных же театрах, где нагрузка намного больше, художественный руководитель – полноценная должность. Из-за большой ответственности совмещение не эффективно.

В его обязанности входит управление и контроль за результатом творческой деятельности:

  1. Подготовка репертуара.
  2. Согласование спектаклей.
  3. Переговоры со спонсорами и партнерами.
  4. Решение кадровых вопросов.

Кроме того, вместе с директором худрук принимает решения касательно финансирования и формирует годовой бюджет театра.

Заведующий труппой

Эта специальность – связующий сегмент между творческим коллективом и руководителем. В его зоне ответственности график репетиций, решение спорных, конфликтных ситуаций в штате, рекомендации по замене, вводу и выводу артистов из различных спектаклей. Такая профессия хорошо подходит коммуникабельным и общительным людям с хорошим уровнем эмпатии и навыками психолога.

Трудоустройство заведующим труппой происходит на конкурсной основе. Чтобы занять вакансию необходимо профильное образование и опыт работы ассистентом или на аналогичной позиции.

Заведующий литчастью

До цифровой эры специалист этой категории занимался поиском и подбором пьес, спектаклей. Сейчас круг обязанностей расширился. Заведующий также отвечает за пиар отдел, взаимодействие с журналистами, рекламодателями, критиками. Заведующему литчастью не обязательно иметь театральное образование. Вполне подойдет диплом лингвиста, учителя русского языка, филолога.

Заведующие мастерской

Высший эшелон театральной карьеры среди рабочих специальностей – управляющие мастерской и постановочным блоком. Их основная сфера деятельности сводится к бюрократии:

  1. Решение технических вопросов по обустройству театра.
  2. Внедрение и применение новых технологий.
  3. Материально-техническое обеспечение.
  4. Подбор кадров для работы в мастерских.
  5. Ремонт костюмов, декораций и реквизита.

Заведующий костюмерной

Его зона ответственности – одежда. Специалист отвечает за то, чтобы у всех артистов было нужное количество комплектов одежды, в том числе запасной гардероб в соответствии с программой выступлений. Заведующий костюмерной обязан знать работу рядового костюмера:

  1. Ремонт и подгонка размера.
  2. Помощь в переодевании.
  3. Срочная починка аксессуаров.

Во время спектакля специалист находится за кулисами для оказания экспресс помощи с гардеробом.

Режиссеры

Режиссер-постановщик обязан иметь профильное образование и опыт работы в сегменте. Вместе с художественным руководителем режиссер подбирает актуальные пьесы для спектаклей, отвечают за подготовку репертуара. Кроме того, он обязан участвовать в репетициях, отрабатывать с актерским составом сложные для понимания участки пьесы. Режиссер выбирает артистов на роли, а также контролирует подготовку нарядов, реквизита, декораций.

В театре есть 2 режиссера:

  1. Специалист, который руководит подготовкой спектакля и вместе с ассистентом и худруком полностью отвечает за постановку: от выбора актеров до выдачи раздаточного материала со словами пьесы.
  2. Звукорежиссер – еще один специалист, работающий в театре. Перечень его обязанностей меньше. Он отвечает за звуковое сопровождение театральных постановок. Звукорежиссер следит за тем, чтобы музыка соответствовала концепции, может писать ее самостоятельно или предлагать из известных вариантов. Для замещения вакансии требуется отличный слух и соответствующее образование.

Особенностью работы режиссера является возможность получать внушительные гранты, премии и награды в случае, если спектакль пользуется успехом.

Актер

Пожалуй, самая желанная и главная профессия театра – актер. Для работы необходимо профильное образование. Во многих городах есть театральные факультеты и специализированные вузы.

Зарплата у актера театра редко бывает большой. Но нужно понимать, что артисты служат не только в театрах, но и работают в коммерческих проектах. Съемка в кино или в рекламе, выступление на корпоративах может приносить доход в несколько раз больше.

Можно ли стать актером без образования? Да, но это крайне сложно. Даже самородок с ярким и самобытным талантом нуждается в грамотной подготовке: постановка речи, движения, пластика, способность перевоплощаться и раскованно себя чувствовать перед камерой, на сцене. Без диплома устроиться на работу можно только в провинции, но и там придется поступить на заочный факультет.

Суфлер

В крошечной будочке в центре сцены или глубоко за кулисами прячется человек, который знает реплики каждого актера во всех пьесах. Профессия суфлер удивительно редкая. В России их всего 30 человек. При этом, они работают лишь в 3 театрах:

  1. Московский художественный театр им. А. Чехова.
  2. Малый.
  3. Большой.

Зрители не видят специалиста, суть его работы заключается в том, чтобы шепотом подсказывать актерам их речь, если вдруг кто-то забыл фразу или реплику.

На должность суфлера чаще всего берут бывших актеров, а также людей, которые закончили актерский факультет, но по состоянию здоровья или из-за возраста не могут продолжать работать исполнителем ролей.

Может показаться, что работа легкая и простая. Но это не так. Суфлер обязан знать каждую фразу, понимать, когда пауза нужна по сюжету, а когда актер забыл слова.

Технические работники

Отдельным рабочим кластером выступают специалисты технических профессий:

  1. Осветители.
  2. Механики сцены.
  3. Изготовители декораций.
  4. Художники по свету.
  5. Реквизиторы.

Доход у них невысокий, кто трудится вдали от столицы и крупных городов, получают еще меньше. В некоторых театрах сотрудники могут рассчитывать на бонусы и премиальные выплаты.

Осветители, художники по свету

Они выполняют творческую работу. Главная задача художника – создать цветовую партитуру. Специалист обязан знать, когда и какой свет должен светить, какие оттенки лучше выбрать, когда освещение мигающее, когда яркое, а когда гаснет совсем.

Зона ответственности осветителя – световые эффекты. Он не разрабатывает эскиз и панораму света. Его задача – следить за тем, чтобы софиты, лампы и другая аппаратура запускалась своевременно и работала стабильно. Для этой позиции важно понимать принципы цветообразования, особенности работы света, а также уметь оперативно принимать решения и действовать в форс-мажорных ситуациях.

Механик сцены

Все механические элементы на сцене, которые должны как-либо двигаться: летать, подать или, наоборот, подниматься, зависят от работы механика. Кроме организации движущихся элементов, в зоне его ответственности также ремонтные работы и сборка, разборка всех движимых частей сцены. Специалист этой профессии должен быть физически крепким и неплохо разбираться в технических аспектах.

Реквизитор

Виртуозная подмена вина соком, а джина – минералкой? Легко! Реквизитор, подобно фокуснику, создает видимость, когда нужно. К примеру, если по сюжету актеры пью спиртное, то он заменяет его похожими напитками без спирта так, чтобы это было не заметно публике. Его задача подобрать оружие и другие аксессуары, чтобы заменить реальные предметы незаметно для зрителя. Кажется, что работа совсем простая, но нет. Реквизитор в театре очень важен, без его труда ни одна пьеса не будет поставлена правильно.

Дизайнеры и художники

Чтобы подготовить актеров к выходу на сцену используется работа многих людей:

  1. Бутафоры, которые подбирают реквизит.
  2. Гримеры, наносящие макияж в соответствии с образом.
  3. Модельеры, их задача – подобрать наряд в соответствии.

А также множество других специалистов: парикмахеры, постижеры. Все они относятся к общей категории – дизайнеры и художники. Для работы нужно иметь или талант или профильное образование. Чаще всего – и то, и другое

Постижер и гример

В чем заключается работа гримера, известно большинству. Этот специалист подбирает грим к образу в соответствии сюжету, наносит косметику. Вроде, простая работа? Не совсем так. Гример должен не просто наносить грим на лицо, но и учитывать массу факторов:

  1. Типаж актера.
  2. Освещение сцены.
  3. Одежду.
  4. Особенности исполнения роли (есть ли трюки, касания, удары).

Бутафор

Работа бутафора – удивительный тандем творчества и ручного труда. Новичок в профессии работает по готовым эскизам, занимается подготовкой клея, бумаги, замешивает клейстер или глину, окрашивает и соединяет различные элементы для декораций. А вот опытный специалист может заниматься разработкой реквизита и декораций самостоятельно. Создает собственные эскизы, а потом согласовывает их с режиссером и ответственным за постановку спектакля.

Чтобы занимать должность бутафора необходимо профильное образование. Чаще всего мастера заканчивают художественные высшие учебные заведения

Модельер-художник (изготовление театрального костюма)

Для полноценной работы в этом направления нужно образование и опыт. Модельеру необходимо знать историю костюма, символическое значение различных орнаментов и цветовой гаммы, уметь сочетать ткани и фасоны с учетом специфики театра. В рамках сотрудничества, специалист выполняет работу на основании эскизов от режиссера или художника. Если театр большой, то под его руководством трудится штат швей и закройщиков. Если же театральное заведение небольшое, то отшивать костюмы он может самостоятельно.

Другие специальности в театре

Чтобы создать праздничную атмосферу театра задействовано множество специалистов разного профиля. Это и музыканты для популярных инструментов: барабанщики и гитаристы, саксофонисты и мастера по фортепиано. Также в театре много обслуживающего персонала:

  1. Буфетчики.
  2. Уборщики.
  3. Охрана.
  4. Финансовый и юридический отдел.
  5. Пиар-отдел.

В крупных театрах есть собственные узконаправленные цеха по изготовлению реквизита, мягких декораций, различного трикотажа, а также столярных изделий. Иногда приглашают и других специалистов: балетмейстеров, драматургов, композиторов.

Если вы решили связать свою жизнь с театральным миром, то не обязательно становиться актером. Профессий довольно много и есть из чего выбрать. Для начала важно найти то, что близко и интересно, а потом развиваться в выбранном направлении.


— Скажите, капельдинер, сейчас начало?

— Сюда, пожалуйста, — любезно указывает нам капельдинер на ближайшую дверь в зрительный зал» (конец цитаты).

Сегодня у них совсем не простая и не столь красивая, как может показаться, жизнь. Новое время, новая публика и интернет-реальность требуют от капельдинера новых знаний, временами ему надо быть психологом, если не психиатром. С современным зрителем, говорят они, держи ухо востро и не расслабляйся. Почему?


Старейший капельдинер «Театриума» — Зинаида Гавриловна. Фото: Елена Маряшина

«А я все равно сяду куда хочу»

Действительно, сегодня редкий спектакль обходится без билетов-двойников (ошибка кассира или сбой на билетном сайте), значит, надо как-то уговорить зрителей разойтись с миром. Кому-то позарез надо войти в зал с бутербродом или бутылкой пепси. А мобильные телефоны, которые, несмотря на предупреждения записанными или живыми голосами, все равно сверкают вспышками в самый неподходящий момент действия? Но есть пострашнее беда, рядом с которой мобильники покажутся детской забавой, — страсть некоторых обладателей дешевых билетов усесться на дорогие места. И такое сегодня в театре, как я выяснила, сплошь и рядом. А значит, конфликт, скандал и головная боль любого капельдинера.

Сначала отправляюсь во взрослый и самый сегодня успешный театр — в Вахтанговский. Капельдинеры здесь — только женщины и не молодые. Моя добрая знакомая Лариса Матвеевна (маленькая, с аккуратной стрижкой) — сама учтивость и мастер разрешать трудные ситуации, но и она порой теряется.

— Помню, 9 Мая один ветеран пришел с барышней в партер, а у него билеты — сторублевые. Я его не пускаю (ведь зрители с билетами не все пришли), а он орет на меня как резаный: «Вы еще узнаете, кто я! Я найду на вас управу. ». Я ему вежливо: «У вас же билеты на балкон». — «А я все равно сяду куда хочу».

— И часто вам с такими приходится сталкиваться? Статистику не ведете?

— Хамье обязательно попадается: примерно на тысячу человек один раз в неделю да будет. С такими все бесполезно, хоть охрану, хоть директора зови: скандалить нарочно будет громко, знает, что спектакль не сможем начать. И еще потом напишет начальству, что участника войны не пустили в театр Вот и изгаляешься как только можешь перед ними, лишь бы утихомирить, и чтобы они другим не мешали.

В «Театриуме на Серпуховке» от старейшего капельдинера Зинаиды Гавриловны (уложенная прическа, лицо ухожено) узнаю способ, как без скандала занять чужое место. Ловкие граждане покупают два билета: дорогой — в партер, дешевый — на балкон. Складывают их как бы в один и, толкая перед собой ребенка, предъявляют капельдинеру партерной стороной. Так ловкачи попадают в зал, и оттуда их уже не выкурить. «Как? — возмущается мать. — Я что, ребенка одного тут оставлю?!» И начинается: родители скандалят, соседи возмущаются, ребенок рыдает, спектакль задерживают, пока бедный, весь в мыле и в стрессе капельдинер всем не угодит. Что интересно, наглецов и любителей халявы из партера уже не выведут, (целый ряд надо поднимать, а спектакль-то уже начался), усадят на свободное место, потому что он — потребитель, а тот всегда прав.

Я много наблюдаю за служителями театров и могу подтвердить, что среди капельдинеров есть фанаты своего дела, есть достаточно формальные, встречаются, но изредка, равнодушные, считающие, что «за такие деньги нечего убиваться», но хамоватых и агрессивных точно нет. Каким бы ты ни был по характеру, но первое профессиональное требование к капельдинеру — вежливость и умение работать с публикой.


Юные капельдинеры Михайловского театра. Фото: пресс-служба Михайловского театра

В Театре Образцова включаю агрессивную торговлю

Так, разговоры разговорами, но пока не испытаешь на себе, не поймешь чужие проблемы, не увидишь «ручейки/пригорки» профессии. Поэтому в главном кукольном театре страны — имени Сергея Образцова — две милые администраторши, Катя и Кристина, смеясь, выдают мне форменный костюмчик — красно-коричневого цвета юбку ниже колен (мне это, увы, не идет), жилет и светлую блузку в тонкую полоску. Юбку Кристина подхватывает ремешком — агент-капельдинер к работе готов! Поскольку мне достался шедевр самого Образцова 1940 года — «Волшебная лампа Аладдина», так и хочется сказать публике: «Слушаюсь и повинуюсь!»

И вот я с веером программок уже занимаю исходную позицию аккурат напротив входа, за спиной у меня — музей, основанный великим Образцовым. Мария Николаевна — мой инструктор (седая, рассудительная) — предупреждает, что молодые родители не очень-то покупают программки.

— Спрашивают: «А зачем?» — «Ну как же, — отвечаю, — вам будет что с детьми вспомнить», — а они: «А содержание там напечатано?»

Пошла публика. Когда ты среди нее и сам — зритель, особо никем не интересуешься. А вот с позиции капельдинера она выглядит совсем иначе. Так вот, редкий зритель входит в театр спокойно и радостно (все-таки искусство — другая реальность). В основном зритель врывается в театр заполошенный, озабоченный, глаза в разные стороны, пытается с ходу понять все и сразу — где туалет (а ребенок в театре непременно захочет писать), где буфет (он и пить захочет) и в какой зал бежать? А тут уже третий звонок, а ребенок канючит: «Хочу мороженого». На 12-часовом спектакле я насчитала, может, с десятка три зрителей, которые пришли на «Волшебную лампу» без суеты, с пониманием, куда и зачем ведут ребенка.

Права Мария Николаевна — программки не берут… Включаю агрессивную торговлю с нарочито громким голосом (до чего ж он у меня противный!). А что делать? Надо продать: 12 процентов с продажи — все ж таки небольшая, но прибавка к жалованью.

За семь минут до начала меняем с Марией Николаевной дислокацию — уже стоим на втором этаже, проверяем билеты и ловим опоздавших — у тех совсем обезумевший вид. Про себя думаю: «Родители, ну придите в театр на полчаса раньше — сделайте ребенку праздник: тут музей с уникальными куклами, мороженое, зимний сад». Но при этом я не должна спускать глаз с барьера, чтобы какой-нибудь гиперактивный проказник не перевесился и не грохнулся вниз.

Надо сказать, агрессивная торговля результат принесла: 10 программок продано — и мой скромный вклад внесен в пользу профсоюза капельдинеров. А они сказали, что сегодня мне повезло — обошлось без хамства со стороны публики. Все хорошо в Доме у дедушки Образцова, но вот что бы я поменяла в Образцовском театре — это костюмчик. У современных капельдинеров другой тренд, о чем рассказ впереди.


Театр кукол Образцова: агент-капельдинер Райкина к работе готова.

Дешевле стоил только прокат студенческого сюртука

Кстати, за какие деньги служит капельдинер и за какие суммы на рабочем месте испытывает уважение или терпит унижение? Деньги за работу со зрителем, прямо скажем, платят небольшие. Да и в старину труд капельдинера ценился невысоко. В архивах Бахрушинского музея в приходно-расходной книге Казимира Викентьевича Бравича на 96 листах упоминаются все расходы за осень 1903-го и весну 1904 года по гастрольным поездкам частной труппы великой актрисы Веры Комиссаржевской.

Читаю: «Чистка ковров — 8 рублей и еще что кому причитается в качестве задатка. А именно: портному Илье — 50 рублей, парикмахеру — 175. Телеграмма в Пермь и Екатеринбург — 8». А вот какие в начале века были заработки у артистов: самый большой аванс — премьеру А.А.Мирскому — 475 при жалованье 550 в месяц. А вот артистка Кондратьева имела всего 15. Видимо, из начинающих и, как Нина Заречная из «Чайки», ездила с купцами в вагоне третьего класса.

Заработок капельдинеров первой четверти XXI века во многом зависит от финансового положения театра и уважения дирекции к своим служащим. Но в среднем по Москве капельдинеры получают в месяц от 20 до 50 тысяч. А вот в парижском Theatre des Champs Ekysee капельдинеры не получают зарплату. Заработок состоит из театральных «чаевых», которые капельдинеры имеют, провожая зрителя на его место, — 1 или 2 евро. Не знаю, делится ли вечерний заработок между всеми или каждый получает свое, но, говорят, что у капельдинеров выходит неплохой навар. Если зритель иностранец и не знает правил «игры», сами капельдинеры дадут ему понять — просто вежливо протянут ладонь.


Юные капельдинеры из «Театра Наций».

Где у вас маленький домик для мальчиков?

И все же капельдинер — это тоже лицо театрального быта, его имидж. А «лицо» должно выделяться, запоминаться и отличаться от других. Как? Например, в капельдинерах, как в джазе, числятся только почтенные дамы или девушки. Только юноши или зрелые мужи. Почтенного возраста господа с пышными усами стоят в Петербурге в Александринском театре, где до сих пор строго соблюдают правила, введенные еще в царские времена. Согласно им в партере, в царской ложе и в бельэтаже работают капельдинеры-мужчины, а выше первого яруса капельдинерши, но молодые. В «Геликон-опере» у Дмитрия Бертмана публику встречают и весь вечер сопровождают юноши.

— Мы их называем стюардами, — объясняет мне худрук «Геликона». — В 1996 году в Ирландии на фестивале я впервые увидел капельдинеров-мужчин. Странно, подумал тогда, мы-то в России привыкли больше к бабушкам. Стал наблюдать за ними и понял, что капельдинеры там, если надо, могут эвакуировать публику во время пожара. И когда вернулся в Москву, мы сделали первый набор стюардов.

— А бабушек куда дели?

— Ни одну не уволили, всех перевели на другую работу. Конкурса тогда еще не было, но из того первого набора впоследствии выросли замечательный художник по свету Денис Енюков, мой заместитель Володя Горохов. Многие администраторы вышли из стюардов. Сейчас уже конкурс — 15 человек на место, но берем мы только студентов: кто-то учится на врача, а значит, может оказать первую медицинскую помощь, кто-то физкультурник — может, если потребуется, декорации помочь двигать. Помимо основных обязанностей стюарды у нас часто выполняют и другую работу. Я не говорю про то, что в обязательном порядке они владеют информацией о здании, спектакле, артистах.

В Петербурге в Михайловском театре в капельдинерах — студенты только 3–5-х курсов — смешанный состав (13 девочек и 7 мальчиков). Предпочтение здесь отдают только тем, кто владеет иностранным языком. Обязательное требование к внешнему виду — отсутствие яркого макияжа, аккуратно убранные волосы. Капельдинеры-студенты много чего должны делать (в специальной книжке прописаны их обязанности), но не должны одного — произносить фразу «этого я не знаю». Поэтому капельдинеры Михайловского готовы ответить на вопросы творческие (скажем, кто худрук балетной или оперной труппы, кто солист и так далее), экономические (цены на билеты, льготы и пр.). А зритель пошел продвинутый, любит поговорить и поставить капельдинера в тупик своими вопросами.

— У меня вот один раз спросили: «А вас правда зовут Капельдинер или это ваша фамилия?» — рассказывает Матвей Гопоченко, (учится в архитектурно-строительном университете). А у его коллеги в антракте на балете «Спартак» поинтересовались: «Тигр живой? Или это голограмма?»

Но удивляет и даже смущает капельдинеров в современной, казалось бы, свободной публике ее зажим: отчего-то многие стесняются спросить про туалет. Понизив голос, они спрашивают: «Где у вас тут дама в шляпке», «тайный уголок». Топ возглавляет «Маленький домик для мальчиков?».


Илья из СТИ с верными зрителями.

Главное, чтобы костюмчик сидел

В Михайловском театре модель разрабатывала известный дизайнер Ася Когель. Кстати, здесь к элегантным серым у девушек костюмам с вензелями театра добавлены кожаные сумочки с несколькими карманами — для денег и рации, которая есть у каждого из 20 капельдинеров. А для тех, кто встречает публику в кассовом зале, где в холодную погоду совсем не жарко, пошиты стильные черные пальто. Если б не золотой росшив по вороту — сама носила бы. Кстати, в Театре Образцова для капельдинеров тоже теперь разработали новую, более современную форму.

Молодежный прикид у персонала в «Гоголь-Центре», у Сергея Женовача в СТИ — черно-белая классика, в Театре Наций к костюму добавлен трикотажный свитер. А в Европе самый эффектный костюм я наблюдала в Ла Скала: на молодых женщинах (возраст от 20 до 40) — брюки, хорошего сукна френч-пиджак чуть выше колен и большая золотая цепь с медалью.

Мой старый приятель — меломан Ренато, объездивший много оперных театров мира, рассказывает:

— Просто так в зал в Ла Скала ты не войдешь. Нужно ждать, пока до тебя дойдет очередь и важного вида капельдинер тебя персонально проведет до места. То же самое в «Опера Гарнье» в Париже. А у нас самые вежливые капельдинеры в Большом: если ты опоздал, тебя все равно проведут на твое законное место и, не дожидаясь конца балетной вариации или оперной арии, запустят на законное место.

Меломан со стажем уверяет, что в работе капельдинеров наших и их европейских коллег есть кое-какие отличия — там капельдинер никогда не посадит без денег своих знакомых или знакомых начальства — это категорически запрещено.

— У нас же бывает, что сажают, и даже в Большом театре, по поводу чего случаются скандалы: скажем, люди заплатили по 6–8 тысяч за билеты, а тут перед тобой ставят стул в проходе. Все конфликты происходят именно из-за желания сесть на дорогие места с дешевыми билетами. Хотя существуют цивилизованные способы: в Венской опере, например, минут за двадцать до начала спектакля капельдинеры быстро переписывают все свободные места в партере и на каждом этаже, а за пять минут до начала спектакля отдают их малоимущим, студентам, инвалидам.

Опоздавшие и плачут, и даже бьют нас

Сегодня цех капельдинеров резко обновляется. Профессия помолодела и рассматривается не как основной заработок, а скорее своего рода приработок для студентов. Небольшой, разумеется, но в качестве бонуса к нему прилагается театр как место культурное, с интересными людьми. В Студии театрального искусства Сергея Женовача я нашла капельдинера даже с актерским образованием. Илья — выпускник Щепки, в СТИ трудится уже три с половиной года.

— После выпуска я не нашел себя в актерской профессии, решил пойти в театр работать хоть кем-то. Был уверен, что временно, но… я не ухожу. Знаете почему? Таких театров, как наш, мало, а может, и вообще нет.

— За эти годы вы узнали тонкости и секреты работы капельдинера?

— Нашу работу в первую очередь можно назвать общением со зрителем. Ты не только с ними общаешься, а начинаешь дружить по жизни. Есть, например, такая замечательная тетя Роза, она называет себя моей бабушкой. Я к ней в гости езжу, мы вместе блины печем, чай пьем, я ей советую, какие фильмы посмотреть. Мне многие зрители пишут на FB, спрашивают, «как прошел спектакль» или «почему у вас была замена актера?» Сейчас, знаете, зрители все хотят знать. Когда человек попадает в театр и ему нужно что-то узнать, к кому он обращается? К билетеру. Хотя мне больше нравится название капельдинер.

Кстати, именно у Сергея Женовача капельдинер может почувствовать себя человеком, то есть артистом. Большой режиссер, мастер точного прочтения классики нередко свои спектакли начинает буквально с порога: так, на «Мастере и Маргарите» билеты у публики проверяют санитары из сумасшедшего дома, куда, как известно, помещен поэт Бездомный. А на «Трех сестрах» именно Илья со товарищи приглашает зрителей на именины к Ирине.

— Мне в других театрах ваши коллеги рассказывали, что часто приходится сталкиваться с хамством. У вас как с этим?

— Бывает, к сожалению, даже у нас. Как-то на входе одна женщина не смогла сразу в телефоне открыть электронный билет. Я корректно объяснил ей, как зайти в почту, но у нее не получилось. И тогда она стала в лицо мне тыкать телефоном, как будто я был виноват в ее неумении. Подошла ее дочь, все сделала и спрашивает у меня: «Сколько идет спектакль?». Так мать ее грубо оттолкнула: «Ты у него ничего не спрашивай. Он здесь для мебели стоит». Я на такие вещи не обижаюсь и про себя думаю: «У нас в фойе такая мебель дорогая, Александр Давидович Боровский ее долго собирал по антикварным магазинам. И раз я — мебель, значит, чего-то да значу». Очень зрители обижаются, что мы не пускаем в зал после третьего звонка, а мы не можем пустить, у нас же нет балконов, ярусов. И еще к тому же такие у нас спектакли, что если войдут во время действия, нарушится его целостность. А опоздавшие и плачут, и даже бьют нас.

— Вы это серьезно — рукоприкладство? С билетерами?

— Да, были такие истории. Или на «Мастере и Маргарите» опоздавшие так разозлились, что включили пожарную сигнализацию. Пришлось начинать спектакль заново, а Сергей Васильевич потом извинялся перед зрителями. Я общаюсь с коллегами из других театров, и они рассказывают, что зрители и ручки ломают у дверей, когда их в зал не пускают, и толкают билетеров, а те падают с лестниц. У нас все-таки приличная публика, и если мы с этим сталкиваемся, то это скорее исключение, чем правило.

работа реквизитором фото

Мало кто задумывается, посещая театр или кинотеатр, что постановка во многом зависит от антуража. Окружающее пространство не менее важно, чем актерская игра и звуковое сопровождение. Вдвойне важно – если речь идет о съемках исторического фильма. Здесь все предметы, мебель, малейшие детали интерьера должны соответствовать эпохе. Поэтому в любой съемочной команде так важно иметь хорошего реквизитора.

Особенности профессии реквизитор

Изначально профессия реквизитора была чисто театральной. В обязанности этого специалиста входили поиск и хранение различных предметов интерьера для спектаклей.

Но с течением времени возникли новые направления искусства и способы творческой реализации. Так, реквизиторы стали работать в кинематографе, потом на телевидении, а сейчас без них не могут пройти масштабные концерты.

Таким образом, изначально весьма узкопрофильная специальность стала весьма востребованной во многих областях деятельности. При этом реквизитор может также работать и в сфере проведения мероприятий. Многие ивент-агентства охотно набирают таких специалистов для создания реквизитного фонда, благодаря которому компания существенно экономит на декоре и реквизите. Навыки реквизитора позволяют находить применение одному и тому же элементу в разных вариациях.

Обязанности профессии реквизитор

В перечень обязанностей данного специалиста можно включить следующее:

проверка используемого реквизита, его целостности, исправности;

подбор и хранение соответствующего реквизита;

при необходимости фото-, видеосъемки спектакля, кино;

создание реквизитного фонда;

Для того, чтобы работать реквизитором, необходимо быть достаточно эрудированным во многих областях: истории костюма, мебели, искусстве. Он должен понимать суть театрального искусства, принципы построения композиций и кадров.

Реквизитору регулярно приходится вникать в новые для себя сферы деятельности. К примеру, если есть необходимость воссоздать интерьеры больницы, он должен понимать, какое оборудование может находиться в помещениях, какие предметы характерны для данной обстановки.

Реквизитор тесно взаимодействует с режиссером и еще до выбора актеров и начала репетиций он знакомится со сценарием и начинает поиск необходимо реквизита. Если речь идет об опытном специалисте, то он может также активно работать с художниками-постановщиками, самостоятельно создавать эскизы и схемы расположения предметов.

Перечень необходимых знаний можно включить следующее:

понимание схем расстановки реквизита на сцене или съемочной площадке;

умение создавать подобные схемы и чертежи;

создание необходимого реквизита;

понимание различных стилистик и направлений.

Место работы и условия труда

Как ранее уже упоминалось, реквизитор может работать как в театре, так и в кино, и на телевидении. Поэтому он может как иметь постоянное место работы – служить в театре, например. Так и приглашаться на определенные проекты: съемки рекламы, сериалов и т.д. В связи с этим достаточно сложно определить график его работы.

Условия же труда реквизитора зависят от того, занимается ли он каким-либо проектом или же следит и проверяет текущее состояние реквизитного фонда. В одном случае он регулярно будет находиться на съемочной или репетиционной площадке, чтобы при необходимости заменить какой-либо реквизит. А в другом – будет на месте хранения реквизита.

Еще одной особенностью современного реквизитора можно считать то, что он может работать в ивент-агентстве. В данной отрасли он незаменимый специалист, поскольку закупает все необходимые материалы и элементы декора для проведения тематических вечеринок и других мероприятий.

Где выучиться профессии реквизитор?

Для работы в данной профессии нет необходимости получать профильное образование. Хотя в учебных заведениях, где активно представлены творческие профессии есть направление «Художник-бутафор», на котором и готовят необходимых специалистов.

Но все-таки полностью постичь данную профессию невозможно без активной практики. В связи с этим чаще всего реквизиторами становятся люди без специального образования. Они работают с более опытными специалистами, узнают нюансы и секреты данного ремесла, после чего постепенно начинают самостоятельную работу.

Разряды профессии реквизитор

Уровень квалификации специалиста определяет, какие именно обязанности он будет выполнять.

Реквизитор 2 разряда

Работает помощником у более опытного специалиста.

Реквизитор 3 разряда

Снабжает различные съемки и спектакли простым, современным реквизитом.

Реквизитор 4 разряда

Задействован при средней сложности работ, когда необходим реквизит для фантастических, сказочных картин.

Реквизитор 5 разряда

Привлекается к крупномасштабным съемкам.

Реквизитор 6 разряда

Должен уметь работать в любой тематике и масштабах. Кроме того, ему чаще всего необходимо отслеживать деятельность в нескольких съемочных площадок.

Личностные качества профессии реквизитор

Необходимыми качествами для работы в качестве реставратора можно считать следующее:

внимательность к деталям;

Уровень заработной платы профессии реквизитора

Пусть данный специалист и незаменим при съемках или создании спектаклей, реквизитор не имеет большую заработную плату. В среднем подобный профессионал получает около 30 000 рублей в месяц.

Читайте также: