Кто работает на корабле профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны. Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки. Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику.

Актуальность морских профессий

Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.

Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.

Работа в море: кем можно стать и где учиться


Преимущества и недостатки работы в море

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.

Сначала поговорим о плюсах:

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход


Теперь о минусах работы в море:

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.


Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

Для тех, кто хочет ходить по морю:

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:

  1. Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. Средняя зарплата инженера-судостроителя 75 000 рублей.
  2. Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45 000 рублей.
  3. Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке. Средняя зарплата слесаря-механика – 75 000 рублей.
  4. Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100 000 рублей.

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.


Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:

Колледж Специальности
Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство


Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.

Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.


Во все времена море манило своими просторами и шумом прибоя не одно юное сердце. На смену парусным судам пришли теплоходы, пароходы, но, как и прежде, мореходные вузы и училища не остаются без студентов. Какие же морские профессии предлагает нам современность и актуальны ли они, рассмотрим в этой статье.

Парусник

Актуальность

Морское образование всегда было символом престижности и выделяло человека из сотни других. Оно не потеряло актуальности и в наше время. Эта нелегкая работа, таящая опасности, привлекает в ряды своих учреждений образования тысячи студентов.

Транспортировка грузов морем является одним из самых дешевых видов перевозки большого объема продукции. Море — также ценный экономический ресурс, поэтому государство вкладывает много средств в развитие транспортного морского комплекса страны. Следует не забывать и о стратегических преимуществах владения выходом к морю. Не даром еще Петр I так стремился «прорубить окно в Европу» с его помощью.

Востребованными являются специалисты различных направлений данной отрасли, сильные физически и морально, готовые быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.

Плюсы и минусы работы

Мореходная отрасль — одна из тех, где плюсы и минусы делятся поровну.

Приятными особенностями данной профессии являются:

  1. Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
  2. Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
  3. Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
  4. Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
  5. Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
  6. Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше.
  7. Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
  8. Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.

Плюсы морской профессии

Среди основных минусов получения мореходного образования выделяем:

  1. Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
  2. Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
  3. Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
  4. Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
  5. Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
  6. Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
  7. Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.

Морские профессии

Классификация кораблей зависит от их водоизмещения, типа вооружения и их назначения. Соответственно виду корабля меняется и состав судовой команды. Профессии морской отрасли можно разделить на несколько тематических групп:

  • корабельные профессии;
  • подводные;
  • портовые;
  • морские профессии для девушек.

На корабле

Команда корабля подразделяется на:

  • капитана и его помощников;
  • палубная команда;
  • машинная команда.

К востребованным корабельным специальностям относятся такие:

  1. Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
  2. Помощник капитана заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
  3. Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
  5. Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
  6. Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
  7. Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.

Это основные профессии в морском деле. Существует много и других, в зависимости от специфики судна.

Под водой

Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем.

Среди подводных профессий можно выделить:

  1. Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов.
  2. Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
  3. Моряк-подводник.
  4. Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
  • водолазы-строители производят ремонт трубопроводов, прокладку кабелей, поднимают суда со дна морей, возводят под водой основания для мостов;
  • водолазы-исследователи;
  • водолазы-спасатели проводят спасательные операции в местах кораблекрушений, оказывают первую медицинскую помощь потерпевшим, устраняют последствия аварийных ситуаций на воде.

Водолаз

В порту

Для тех, кто любит море, но по каким-либо причинам не может войти в состав команды корабля, существует много интересных портовых профессий.

  1. Стивидор. В его обязанности входит организация и контроль за погрузкой и разгрузкой торговых судов. Стивидор должен уметь составлять план грузовых операций, знать международную документацию.
  2. Лоцман — портовый специалист, отвечающий за безопасный проход и пришвартовку судов. В круг его навыков входит доскональное знание местного фарватера, рельефа морского дна. При подходе к порту, капитан вызывает лоцмана, который берет на себя ответственность провести к пристани судно безопасным путем. В случае аварии по вине лоцмана, порт выплачивает судовладельцу все убытки.
  3. Судовой слесарь-механик занимается ремонтом корабля во время его пребывания в доке. Зарплата такого специалиста от 75 000 рублей.
  4. Судовой электрорадиомонтажник устанавливает, настраивает и ремонтирует радиоаппаратуру на корабле. Заработная плата — от 45 000 рублей.

Порт

Так же в морских вузах можно освоить профессии инженера-судостроителя и судостроителя. Данные специалисты проектируют и строят корабли. От их профессионализма и точности в будущем зависят жизни всех моряков.

Для девушек

Долгое время существовало поверье, что женщина на борту — быть беде. В современном мире девушек стали допускать на борт в качестве работниц.

Девушки могут занимать на судах следующие должности:

  • корабельный кок;
  • помощник капитана;
  • лоцман;
  • шкипер.

Чаще все же девушки занимают должности, не связанные напрямую с морем:

  • официанты;
  • аниматоры;
  • стюарды;
  • массажистки на круизных лайнерах;
  • пекари.

Бывают редкие исключения и история знает женщин-капитанов, женщин-штурманов, женщин-механиков и женщин-электриков.

Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.

Министерство труда планирует рассмотреть проблему запрета занимать некоторые морские должности девушкам. Речь идет о таких специализациях, как: судоводители, боцманы и водолазы.

Женщина-капитан

Обучение морским профессиям

Поступление в морское учебное заведение имеет свои особенностями. Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест.

К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить:

  • сертификат прививок;
  • анализ крови на гепатит;
  • выписку из поликлиники;
  • справку от стоматолога;
  • справки от нарколога, психиатра, дерматовенеролога и из тубдиспансера.

Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз.

Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам.

Обучение морскому делу проходит в сопровождении жесткой, военной, дисциплины. Ежегодно студенты сдают нормативы по плаванию и проходят медицинскую комиссию.

Среднее морское образование можно получить в:

Морских вузов в России около 40. Это связано со спецификой обучения и сложности установления в учебных учреждениях необходимого оборудования. Обучение по морской специализации предлагают вузы:

Сухопутный сервис Феникс.Хелп предлагает свою помощь будущим «морским волкам» в учебе и освоении тяжелой науки мореплавания.

Все о морских профессиях


Особенности

Профессии, которые напрямую связаны с морем, требуют множества профессиональных навыков и определенных личных качеств. Принимать решение следует со всей серьезностью, ведь реальность сильно отличается от представлений. На корабле человек должен проявлять не только физическую силу, но и психическую устойчивость.

Перечислим плюсы работы моряка.

  1. Высокая зарплата. Моряки на отечественных судах получают большие деньги, а вот на иностранных – в разы больше. При этом во время плавания человек обеспечен всем необходимым и тратить деньги ему особо негде, разве что при коротких остановках в портах.
  2. Путешествия. В море люди работают и имеют возможность посмотреть мир. В каждом порту можно посетить интересные места, попробовать экзотические блюда, приобрести сувениры.
  3. Собственное дело. Рейсы позволяют накопить большую сумму, которой вполне достаточно для открытия личного дела. Так, моряк может заменить поездки на небольшую транспортную компанию или что-то подобное.


Работать в море сложно, это требует большой выдержки и устойчивости. Моряки долгое время не видят семью, что также откладывает свой отпечаток. Однако это не все минусы.

  1. Сложные условия труда. На судне обычно деятельность построена по принципу 6 часов работы и 6 часов отдыха. Машинистов при этом всегда сопровождает шум. Нередко морякам приходится везти опасные грузы, например, нефть или химикаты. Это несет серьезный риск для здоровья и жизни. Любой рейс сопровождается постоянной качкой. Кроме того, на корабле довольно жарко, всегда есть много неприятных запахов и сильный шум. На корабле мало развлечений, нет свежих продуктов, некачественная вода. Также моряки сталкиваются с частой сменой часовых поясов.
  2. Совмещение. В рейсе нет выходных дней. Также владельцы кораблей стараются экономить на дополнительных рабочих, перекладывая задачи на основной экипаж. Так, моряк часто занимается и погрузкой, выгрузкой товара.
  3. Изоляция. Моряки длительное время проводят вдали от цивилизации, а для этого нужно иметь достаточное самообладание. На корабле можно общаться с членами экипажа. Вот только если кто-то не сошелся с кем-то характером, то могут возникнуть сложности.
  4. Вдали от семьи. Моряки не видят, как растут их дети, не участвуют в решении бытовых домашних вопросов. Даже позвонить родственникам получается нечасто: в море нет мобильной сети.
  5. Долгие рейсы. На судне обычно нет врача. Моряк должен иметь хорошее здоровье и иммунитет. После рейса обязательно нужно восстановиться. В противном случае могут возникнуть серьезные заболевания и хронический стресс.


После рейса длительностью 9 месяцев психике не хватает 2–3 месяцев на восстановление. Врачи заметили, что такие длительные рейсы накладывают серьезный отпечаток на личность и его психическое состояние. В Великобритании моряк, который пробыл в рейсе более 100 дней, не может принимать участие в выборах до конца своей реабилитации. После длительного плавания у человека стираются границы, он воспринимает мир как одну площадку. Также моряки теряют чувство тоски, пропадает привязанность к дому и людям.

Период реабилитации после рейса очень важен. За это время моряк вновь адаптируется к социуму, привыкает к распорядку дня и ритму обычной жизни.

Все это не является поводом для отказа от профессии. Просто к выбору стоит подойти обдуманно и осторожно.

Обзор профессий

Моряками называют всех людей, чья работа связана с океанами и судами. Есть множество морских профессий и для начала стоит изучить описание обязанностей. Каждый должен для себя определить преимущества и недостатки конкретной работы. Необязательно моряку ходить в рейсы – можно работать даже на суше.

Капитан и его помощник

Самый старший на судне, он несет ответственность за все. Именно капитан планирует маршрут рейса, руководит погрузочными и разгрузочными работами. Обычно представитель профессии получает от 460 тыс. руб. в месяц. Если же на корабле есть опасный груз, то оплата увеличивается.

Помощник капитана замещает главного, если тот почему-то не может выполнять свои обязанности. Так, специалист может организовать работу команды, знает особенности движения судна. Если корабль довольно большой, то у капитана может быть несколько людей на подхвате. Каждый в таком случае имеет свою зону ответственности.

На оплату влияет ранг, в среднем помощник зарабатывает около 200 тыс. руб.


Старший механик и его помощник

Представитель профессии руководит машинным отделением. Старший организовывает работу машинистов, механиков и рядового состава. Он должен контролировать и обеспечивать постоянную работоспособность судна. Все обслуживание механизмов также на нем. Старший механик в месяц зарабатывает от 300 тыс. руб. в зависимости от рейса.

Помощник должен уметь все то же самое. Именно этот человек заменяет старшего в случае необходимости. Помощников у старшего механика может быть много в зависимости от размеров и особенностей судна. В таком случае задачи распределяются равномерно, у каждого появляется своя зона ответственности. Зарплата стартует от 200 тыс. руб. в месяц.


Боцман

Представитель младшего начальственного состава. Ему подчиняется команда по хозяйственным вопросам, а он согласовывает свои действия с капитаном. Главный на палубе, управляет работой матросов. Именно боцман должен составлять график смен и следить за его выполнением. Такая работа оплачивается от 100 тыс. руб. ежемесячно.


Матрос

Представитель младшей категории служащих, принадлежит к палубной команде. Матрос швартует корабль и выполняет задачи, которые ставят помощник капитана, боцман. Месячная плата начинается от 60 тыс. руб.

Точная сумма зависит от опыта, задач, рейса и особенностей судна.


Моторист

Работник машинного отделения, член младшего состава. Моторист должен следить за работой всех механизмов судна. Также в обязанности входит проведение профилактических работ. Зарплата практически такая же, как и у матроса.


Работа в сфере кораблестроения

Можно работать в море, но не разлучаться с родными надолго. Есть возможность быть профессиональным рыбаком или технологом в этой области, перерабатывать улов. Также ценятся специалисты, которые могут работать с вакуумным и холодильным оборудованием. Рассмотрим еще несколько специальностей.

  1. Инженер-судостроитель. Специалист занимается проектированием кораблей. Ответственность действительно большая – необходимо учитывать массу разнообразных нюансов. Средняя зарплата – 75 тыс. руб.
  2. Электрорадиомонтажник. Такой специалист устанавливает, чинит и настраивает на корабле всю аппаратуру с радиоэлементами. Работа должна быть точной, от этого зависит навигация судна в рейсе. Зарплата невысокая: в среднем – 45 тыс. руб.
  3. Слесарь-механик. Такой человек отвечает за устранение разнообразных механических неполадок. Ремонт производится в то время, пока судно находится в доке. Обычно слесарь-механик зарабатывает порядка 75 тыс. руб. в месяц.
  4. Судостроитель. Такой специалист занимается строительством кораблей. Профессия сложная и требует серьезной квалификации. На корабле есть множество деталей из различных материалов. Зарплата в среднем составляет 100 тыс. руб.


Какие морские специальности выбрать девушке?

На грузовых и военных судах обычно вся команда – мужской коллектив. Однако и девушки имеют возможность получить работу в океане. Обычно речь идет о сфере развлечения и обслуживания. Девушек можно встретить на круизных лайнерах и судах.

В современном мире женщин можно встретить и на должностях капитана, штурмана, лоцмана, шкипера, врача и т.д.

  1. Модераторы развлекательных шоу. Обычно встречаются именно на круизных лайнерах. Представители профессии составляют график шоу и следят за его выполнением.
  2. Танцоры и вокальные коллективы.
  3. Аниматоры. Обычно присутствуют в семейных круизах. Организовывают и реализуют развлекательную программу для детей.
  4. Стюарды. Также встречаются на круизных лайнерах, представители младшего состава.
  5. Специалисты ресторанного или туристического бизнеса. Обычно речь идет о поварах. Однако все зависит от владельца компании и его потребностей.

Стоит понимать, что весь экипаж должен обладать определенными знаниями и навыками. Команда должна иметь элементарные знания матроса, ориентироваться в случае затопления или возгорания судна.

Даже повар на корабле имеет элементарное понятие о конструкции судна. Поэтому девушкам в морских профессиях непросто.


Обучение

Отдать свою жизнь морю не так просто, как может показаться. Специалист должен обладать крепким здоровьем, причем и физическим, и психическим. Каждый год моряк проходит медицинскую комиссию, без которой не сможет получить доступ к рейсу. Также без справки о хорошем здоровье не получится поступить в учебное заведение на подходящую специальность.

Также все моряки должны хорошо плавать, сдать норматив. Эти два нюанса важны при поступлении. Самые популярные высшие учебные заведения:

  • АГТУ;
  • СГУВТ;
  • ДВФУ;
  • КАИ;
  • МГАВТ;
  • ГУМРФ;
  • НГТУ;
  • КАИ.

В таких вузах можно получить любую специальность, связанную с морем. Отдельно можно обучиться судовождению, кораблестроению, обращению с электрооборудованием и автоматикой. Если в институт поступить не получается, то можно пойти в колледж. Можно выбрать любое подходящее заведение в своем городе.


Именно в колледже можно получить нужные знания для работы мотористом, матросом. Там же получают специализацию для деятельности в сфере вылова рыбы. Некоторые колледжи обучают и более серьезным профессиям. Например, можно научиться разбираться в сфере кораблестроения.

Некоторые морские профессии и вовсе можно получить в специальных школах. Обычно речь идет о женских специальностях. Так, в Екатеринбурге существует «Морская школа стюардов». При этом обучение ведется дистанционно, а учебное заведение потом помогает в трудоустройстве.

При выборе формы и способа освоения профессии необходимо ориентироваться в особенностях ситуации. Так, действительно серьезную должность сможет получить выпускник университета или колледжа. Частные школы предлагают немного другой перечень профессий, которые подходят для круизных лайнеров. При этом нередко нужны дополнительные знания и навыки. Так, необходимо хорошо плавать и знать иностранные языки, хотя бы английский (для иностранных кораблей).


Количество людей в экипаже зависит от размера судна. Экипаж делится на командный состав и рядовой состав. В командный состав входят капитан, старший помощник, первый и второй помощники капитана, старший механик, электромеханик, второй и третий механики. К рядовому составу относятся матрос, боцман, моторист и обслуживающий персонал.

У каждого специалиста есть свой круг обязанностей. Капитан занимается документами, руководит всей командой, отдает приказы старшему помощнику, а тот уже следит за их выполнением и организует работу остальных помощников и боцмана.

Старший механик отвечает за работу машинного отделения, в его подчинении находятся второй и третий механики, электромеханики, мотористы. Матросы подчиняются старшему матросу, то есть боцману, который отвечает за порядок на судне и ремонтные работы.

Плюсы

  • Высокий доход


Минусы

  • График работы

  • Разлука с близкими

    Ограничения по здоровью

Обучение

Учебные заведения

Во многих портовых городах России существуют колледжи и техникумы, которые готовят будущих моряков. Среди предлагаемых ими программ можно выделить следующие: «Судовождение», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Матрос». Поступление проходит на основе конкурса аттестатов. Приведем небольшой список средних специальных учебных заведений, где есть данные программы:

  • Колледж Московской государственной академии водного транспорта;
  • Колледж Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург);
  • Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта.

В специализированных университетах и академиях для моряков есть программы бакалавриата и специалитета. Для поступления на уже названные программы обучения нужно предоставить результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и физике. Приведем в пример несколько вузов:

  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург);
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • Волжский государственный университет водного транспорта (Нижний Новгород) и его филиалы в Казани, Самаре, Перми, Рыбинске и Астрахани.

Курсы

Существуют курсы повышения квалификации плавсостава для капитанов, судоводителей и механиков, желающих подняться в должности, а также курсы подготовки рядового состава. К рядовому составу относятся вахтенный матрос и вахтенный моторист.

Поступить на курсы матросов и мотористов может кандидат, имеющий полное среднее образование и справку от медкомиссии. Обычно курсы длятся три месяца и стоят от 15 до 40 тысяч рублей. В дополнение к курсам также нужно пройти плавательную практику сроком два месяца, которую часто приходится искать и даже оплачивать самостоятельно. Список всех аккредитованных учебно-тренажерных центров можно посмотреть на сайте Росморречфлота, здесь приведем лишь некоторые из них:

  • Учебный центр дополнительного образования «МАРСТАР» (Санкт-Петербург);
  • Учебно-тренажерный Центр «ГАЛС» (Ростов-на-Дону);
  • Морской учебно-тренажерный центр «СКФ Новошип Тренинг» (Новороссийск).

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Для трудоустройства нужно сделать все необходимые документы и наработать плавательный ценз, то есть стаж. Список документов и сертификатов для каждой должности свой. Искать вакансии нужно в крюинговых компаниях в разных портовых городах, которые занимаются подбором персонала для судов.

Работа моряком предполагает возможность карьерного роста. Чтобы перейти на следующую ступень карьерной лестницы, моряку нужно проходить дополнительные курсы.

Кандидаты с высшим образованием сначала проходят практику и набираются опыта, потом устраиваются на должность помощника капитана. Проработав несколько лет на этих должностях, они могут подняться до старшего помощника, а потом и до капитана. Однако стать капитаном удается далеко не каждому.

Матросы без образования могут дорасти только до боцмана, если пройдут дополнительное обучение на курсах. Для матроса наличие другой специальности, такой как сварщик или токарь, будет преимуществом при трудоустройстве.

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

«Экспресс газета» в Google Новостях

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Читайте также: