Кто работает в администрации города должности

Опубликовано: 04.07.2024

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Нет времени читать статью?

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

1. Муниципальная должность - выборная муниципальная должность, устанавливаемая в целях непосредственного осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа на постоянной основе.

Муниципальные должности включаются в Единый реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы и относятся к категории "А".

Муниципальная должность главы городского округа занимается гражданином непосредственно путем выборов жителями городского округа на муниципальных выборах.

Депутаты Совета депутатов городского округа (председатель Совета депутатов городского округа и не более двух депутатов Совета депутатов городского округа) могут быть избраны Советом депутатов городского округа из своего состава для работы на постоянной основе на муниципальных должностях категории "А".

Правовой статус лиц, занимающих муниципальные должности категории "А", определяется законами Московской области и настоящим Уставом.

2. Должность муниципальной службы - штатная должность с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа с денежным содержанием за счет средств местного бюджета, замещаемая на постоянной профессиональной основе путем заключения трудового договора, с ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Должности муниципальной службы в Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Московской области относятся к категориям "Б" и "В".

3. В соответствии с Законом Московской области "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области" устанавливаются следующие должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления городского округа и должностных лиц местного самоуправления городского округа:

а) должности категории "Б":

помощник главы городского округа;

пресс-секретарь главы городского округа;

консультант главы городского округа;

советник главы городского округа;

помощник председателя Совета депутатов городского округа.

Должности муниципальной службы категории "Б" относятся к группе ведущих должностей муниципальной службы и учреждаются для непосредственного обеспечения полномочий главы городского округа и председателя Совета депутатов городского округа. Муниципальная служба на должностях категории "Б" ограничена сроком, на который избираются глава городского округа и председатель Совета депутатов городского округа;

б) должности категории "В":

первый заместитель главы администрации городского округа;

заместитель главы администрации городского округа;

председатель комитета, начальник управления;

управляющий делами администрации муниципального образования;

главный бухгалтер администрации городского округа;

начальник (заведующий) отдела;

заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления; заместитель начальника (заведующего) отдела;

заместитель управляющего делами администрации городского округа;

заместитель главного бухгалтера администрации городского округа;

начальник (заведующий) отдела в составе управления, комитета;

начальник (заведующий) сектора в составе управления, комитета, отдела;

консультант управления, отдела, помощник заместителя главы администрации городского округа;

главный бухгалтер комитета, управления, отдела;

заместитель главного бухгалтера комитета, управления, отдела;

специалист 1 категории;

специалист 2 категории;

4. В квалификационные требования к муниципальным служащим включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы должностей муниципальной службы, стажу и опыту работы по специальности, уровню знаний Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава Московской области, законодательства Московской области, настоящего Устава и иных муниципальных правовых актов городского округа применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданам, претендующим на должности муниципальной службы, необходимо иметь:

- для высших и главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы либо по специальности "Государственное и (или) муниципальное управление" либо образование, считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет;

- для ведущих, и старших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы либо по специальности "Государственное и (или) муниципальное управление" либо образование, считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее двух лет;

- для младших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование.

Решение о признании образования равноценным указанному в квалификационных требованиях по соответствующей группе должностей муниципальной службы входит в компетенцию Управления государственной и муниципальной службы Московской области.


<< Статья 34.
Муниципальная служба

Статья 36. >>
Условия поступления на муниципальную службу и порядок ее прохождения
Содержание
Устав городского округа Электросталь Московской области (принят решением Совета депутатов города Электросталь Московской области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Трудовое законодательство распространяется на всех работников любых предприятий и учреждений. При этом в отношении отдельных категорий сотрудников действуют особые нормы. К ним в первую очередь относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Их деятельность кроме ТК регламентирует ФЗ № 25 и прочие отраслевые нормативные акты. Рассмотрим далее особенности, которыми обладают должности муниципальной службы.

должности муниципальной службы

Общая характеристика

Должности государственной и муниципальной службы предусматриваются в федеральных, региональных и местных органах власти, аппаратах избирательных комиссий. Указанные структуры формируются на основании положений уставов МО, законодательств субъектов РФ. Должности муниципальной службы устанавливаются для исполнения определенного круга обязанностей. Они связаны обеспечением реализации органами власти и избирательными комиссиями их полномочий. Основанием для введения постов выступает реестр должностей муниципальной службы. Их наименования используются при формировании штатных расписаний.

Специфика

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Классификация

В перечень должностей муниципальной службы включены:

  1. Руководители. Они формируют высший начальствующий состав. В него включены непосредственно руководители МО, органов самоуправления и прочих властных структур, а также их заместители.
  2. Советники (помощники). Эти должности муниципальных служащих учреждаются на конкретные сроки. Они совпадают с периодом исполнения обязанностей лиц, обеспечением работы которых занимаются помощники.
  3. Специалисты. Эти должности муниципальных служащих учреждаются для документационного, информационного, организационного, хозяйственного, финансово-экономического, профессионального и иного обеспечения деятельности органов самоуправления и избирательных комиссий. Специалисты назначаются без ограничения срока. Реестр должностей муниципальной службы включает в себя разделение их на старших, младших и ведущих.

требования к должности муниципальной службы

Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:

  1. Уровнем профобразования, специализацией.
  2. Опытом и стажем работы.
  3. Уровнем знаний законодательства РФ, в том числе конституционных положений, норм региональных и иных правовых актов.

замещение вакантной должности муниципальной службы

Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов – в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению "государственное и муниципальное управление". Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих – профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

должности государственной и муниципальной службы

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

перечень должностей муниципальной службы

Перевод сотрудника в другое подразделение

Принимая во внимание структуру администрации города, можно сформулировать следующий вывод. При переводе муниципального служащего из одного подразделения в другое на ту же должность в пределах единого отраслевого органа его согласие не запрашивается. В данном случае имеет место перемещение работника, о чем оформляется соответствующий приказ. Если перевод производится из одной отраслевой структуры в другую, то осуществляется расторжение договора с прежним нанимателем и заключение его с новым. Это обусловливается тем, что разные органы выступают как отдельные юрлица. Соответственно, на такие случаи распространяются положения ст. 72.1 в части 2 ТК. Перевод такого рода производится по письменному согласию или просьбе сотрудника.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

замещающие должности муниципальной службы

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Оформление документов

Для приказа о переводе предусмотрена унифицированная форма Т-5 (5а). Прочие документы – уведомление и соглашение – оформляются в произвольном виде. При этом должны учитываться требования инструкции по делопроизводству, разработанной в конкретном регионе и утвержденной уполномоченными органами власти субъекта.

должности муниципальной службы устанавливаются

Дополнительно

В законе № 25-ФЗ допускается принятие граждан на муниципальную службу для замещения соответствующих должностей по результатам конкурса. Условия их проведения определяются региональными и федеральными нормативными актами. Требования к кандидатам устанавливаются в соответствии со спецификой деятельности, категорий и групп должностей. При этом во многих нормативных актах местного уровня предусматриваются ограничения. В частности, устанавливается, что при переводе служащих на другую работу, которая связана с проведением организационно-штатных мероприятий по упразднению или ликвидации органов самоуправления, сокращению численности сотрудников, изменению штатного расписания или структуры либо в связи с состоянием здоровья, конкурс не проводится.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации. Закон указывает на то, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В случае если местную администрацию возглавляет глава муниципального образования, то структуру местной администрации представляет он. Это понятно.

Возникает вопрос, если структура местной администрации утверждена до 1 января 2006 года постановлением главы муниципального образования, и не предполагается вносить в неё изменения, нужно ли утверждать структуру местной администрации Думой муниципального образования?

Часть 3 статьи 83 Федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, указывает на то, что положения статьи 37 «Местная администрация» вступают в силу с 08.10.2003 года и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 указанного федерального закона, посвященным особенностям осуществления местного самоуправления в переходный период и обеспечению реализации положений данного закона. То есть, структура местной администрации должна быть внесена главой муниципального образования либо главой администрации на утверждение Думы.

Возникает еще один вопрос – что представляет собой структура местной администрации: перечень функциональных, отраслевых, территориальных органов местной администрации или нечто иное? Ответ на этот вопрос дает Современный энциклопедический словарь: «Структура (от лат. «structura» – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

Применительно к структуре местной администрации можно сказать, что структура местной администрации – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами местной администрации, обусловленных характером обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отраслевому, функциональному и территориальному признакам. В структуре указывается, какие подразделения администрации, какие специалисты администрации, не входящие в состав подразделений администрации, подчиняются главе администрации или главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, непосредственно, а какие через соответствующих заместителей главы администрации, которым они подчинены непосредственно.

Хочу обратить внимание на то, что если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то у него нет заместителей главы муниципального образования, есть соответствующие заместители главы администрации.

В структуре местной администрации заместители главы администрации могут быть поименованы как первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации по экономике, заместитель главы администрации по социальным вопросам, то есть с указанием сферы вопросов местного значения, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению которых они наделены согласно распределению полномочий между главой администрации (главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию) и соответствующими заместителями главы администрации. Это распределение полномочий, как правило, оформляется постановлением или распоряжением главы администрации (главы муниципального образования). Заместители главы могут быть указаны без определения их функций, так как по наименованиям управлений, отделов, комитетов местной администрации, подчиненных конкретному заместителю, ясен объем их полномочий по решению вопросов местного значения. Этот вариант в условиях, когда очень часто меняются вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, предпочтительнее, так как дает лицу, возглавляющему администрацию, возможность перераспределять полномочия без внесения изменения в структуру администрации в части переименования должностей соответствующих заместителей.

В случае, если по предложению главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, каковым он является, то в структуру местной администрации включаются эти должности. К таким муниципальным должностям муниципальной службы относятся ведущие должности: советник главы муниципального образования и пресс-секретарь главы муниципального образования и старшая должность – помощник главы муниципального образования. При этом нужно помнить, что с лицами, замещающими эти должности, заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок полномочий лица, избранного главой муниципального образования.

Если в структуре администрации существуют территориальные органы администрации, то они перечисляются в структуре все, с указанием кому непосредственно они подчиняются. Обычно они подчиняются главе муниципального образования, возглавляющему администрацию, или главе администрации. Название этих структурных подразделений могут быть самые разные: Ивановское территориальное управление или управление Ивановской сельской территорией, или Ивановская сельская администрация, или управление территорией села Ивановское и так далее и тому подобные.

Безусловно, депутаты думы муниципального образования зададут правомерный вопрос о качественном и количественном составе структурных подразделений администрации. Поэтому, готовя проект решения Думы о структуре администрации муниципального образования, соответствующие специалисты администрации должны подготовить пояснительную записку к данному проекту решения, в которой кратко указываются функции каждого структурного подразделения, должностные обязанности специалистов, не входящих в состав структурных подразделений, также указывается количество муниципальных и технических служащих, входящих в состав структурных подразделений администрации.

При утверждении структуры администрации, а также и других органов местного самоуправления, следует помнить, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а значит и местной администрации, осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Поэтому численность муниципальных служащих и технических работников должна быть оптимальной, как и должностные инструкции муниципальных служащих и технических работников местной администрации.

Не нужно говорить о том, что любая реорганизация в администрации осуществляется после принятия Думой решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования.

В каждом органе местного самоуправления должно быть составлено и утверждено штатное расписание. Для его составления необходим Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования. Он представляет собой перечень муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливаемых муниципальным правовым актом в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Свердловской области. Так как этот документ включает в себя муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа и представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования, администрации и иных органов местного самоуправления, муниципальных органов муниципального образования, то утвердить его должна Дума муниципального образования по представлению руководителей этих органов.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы должно быть столь параграфов, сколько органов местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления, утвержденную уставом муниципального образования. Если в муниципальном образовании формируется муниципальная избирательная комиссия, являющаяся муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, то в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования включается параграф, в котором указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий муниципальной избирательной комиссии.

В реестре указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий председателя, заместителя председателя Думы и Думы муниципального образования, затем главы муниципального образования, далее администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления, при этом муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий конкретного иного органа местного самоуправления посвящается отдельный параграф. Наименование иного органа местного самоуправления указывается в соответствии с наименованием, указанным в Уставе муниципального образования.

В каждом параграфе указываются муниципальные должности муниципальной службы по категориям: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие, то есть те, которые учреждаются, а не те, которые могут быть учреждены.

В случае, если местную администрацию возглавляет лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, то в параграфе, посвященном муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, среди высших должностей, указывается должность «глава администрации». Если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то среди высших должностей должность «глава администрации» не указывается.

Среди высших должностей не перечисляются должности заместителей главы администрации с указанием направления деятельности, а просто указываются должности «первый заместитель главы администрации», «заместитель главы администрации».

Главные должности перечисляются в соответствии со структурой администрации, но без указания наименования структурного подразделения администрации, например: председатель комитета, начальник отдела, заведующий отделом, глава сельской администрации, глава поселковой администрации, начальник территориального управления, начальник управления территорией поселка, начальник управления территорией села, начальник управления сельской территории.

Аналогично указываются ведущие и старшие должности. При этом должности «главный специалист» и «ведущий специалист», если они входят в состав структурного подразделения, указываются соответственно главный специалист комитета, главный специалист отдела, главный специалист управления, ведущий специалист комитета, ведущий специалист отдела, ведущий специалист управления, ведущий специалист сельской администрации, ведущий специалист управления сельской территорией и т.д.

Таким же образом указываются младшие должности, если они входят в состав структурного подразделения местной администрации.
Так подробно изложено содержание параграфа, посвященного муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, потому, что именно в этом органе местного самоуправления учреждается наибольшее количество муниципальных должностей муниципальной службы.

Несколько слов о муниципальных должностях муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования. В нашей области в большинстве муниципальных образований не учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий председателя Думы, заместителя председателя Думы. Поэтому муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения полномочий Думы муниципального образования, могут быть указаны так:

высшие должности:

- руководитель аппарата Думы;

- председатель Счетной палаты Думы (если контрольный орган не входит в структуру органов местного самоуправления);

главные должности:

- заместитель руководителя аппарата Думы;

- заместитель председателя Счетной палаты Думы;

- начальник отдела аппарата Думы;

ведущие должности:

- заместитель начальника отдела аппарата Думы;

старшие должности:

- инспектор Счетной палаты Думы;

- главный специалист отдела аппарата Думы;

- ведущий специалист отдела аппарата Думы;

- специалист 1-й категории отдела аппарата Думы;

- специалист 1-й категории аппарата Думы;

Для подготовки проектов решений Думы о структуре администрации муниципального образования и о реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования необходимо руководствоваться для муниципальных образований, соответственно, наделенных соответствующим статусом, статьями 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 17 этого же закона. Это предостережет от создания в администрации отделов с такими наименованиями, как «отдел промышленности и энергетики», «отдел управления природными ресурсами» и т.п.

Также используются Законы Свердловской области «О муниципальной службе в Свердловской области (в редакции Областного закона от 15.07.2005 года № 85-ОЗ), «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции Областного закона от 10.12.2005 №118-ОЗ).

Я уже проходился о том, сколь неумело на этом сайте сделана страница с главными символами города: как показан герб, флаг и гимн.

Сегодня мы сделаем гораздо более серьезную задачу.

Мы рассмотрим исполнительно-распорядительный орган власти города Таганрога, или, проще говоря, поговорим о том, как устроена Администрация Города.

Если вы, проходя мимо здания городской администрации задумывались о том, сколько людей там сидит и что они вообще там могут делать, то этот пост — для вас.

После прочтения будет ясно, чем занимаются 400 успешных людей.

Я сделал большой файл со структурой — посмотреть его можно по ссылке (яндекс диск) .

Мы же пройдемся сверху вниз по всей структуре подробнее:

1. Глава Администрации города Таганрога

Главу администрации назначает Городская Дума.

Есть специальная страница , где указаны задачи главы администрации, всего 37 пунктов:

Попросту говоря, это такой назначенный думой начальник города, который решает необходимые вопросы согласно федеральному закону.

Этот парень формирует структуру городской администрации (которую затем утверждает ГорДума). А затем он и его набранная команда решают вопросы города.

Сайт не дает подробную структуру администрации: однако, федеральный закон обязует чиновников отчитываться о доходах — этому посвящена целая страница — и для нас это поименный список администрации.

По этим файлам можно составить картину исполнительной власти города: если опираться на них выходит, что в администрации работает 402 человека.

Среди прочих, имеются должности "помощник главы Администрации" и " Главный специалист приемной главы".

1.0. Структуры, подчиненные лично главе Администрации

В этом блоке всего 53 человека.

Финансовое управление

Для этого сформирован целый ряд отделов:

Таким образом в финансовом управлении 34 человека.

1.0.1 Правовое управление

Задачи лаконичны, имеется документ :

Для этого сформированы два отдела:

Судя по документам работает в этом управлении 8 человек.

1.0.2. Управление муниципальной инспекции

Документ, наделяющий инспекцию смыслом — тут:

По документам, работают в этом отделе всего два человека : начальник и специалист первой категории.

1.0.3. Отдел по мобилизационной работе

Работает тут 4 человека.

1.0.4. Отдел по работе с правоохранительными органами

Документ так же не полагается, есть страница .

В отделе есть два сектора:

Работает тут 5 человек.

Заместители главы

Остальные отделы работают через заместителей.

Таких заместителей 5 человек.

  • По Экономической части (в подчинении 73 человека)
  • По вопросам городского хозяйства (в подчинении 37 человек)
  • По социальным вопросам (в подчинении 164 человека)
  • По архитектуре и градостроительству (42 человека)
  • + управляющий по делам Администрации (33 человека)

1.1. Заместитель по вопросам экономики

На сайте есть строчка « Полномочия и функции заместителя главы Администрации города Таганрога по вопросам экономики», но ссылка ведет на полномочия главы администрации, а не его заместителя.

В подчинении у заместителя по экономической части 73 человека.

1.1.1. Управление потребительского рынка товаров и услуг

Страница формирует задачи так:

В этом управлении, судя по документам, работает 10 человек.

1.1.2. Отдел ценовой политики

Страница формирует задачи так:

В отделе работает шесть человек.

1.1.3. Отдел международных связей

Умом я понимаю смысл этого отдела, но мне все равно смешно.

Работает в этом отделе 3 человека.

1.1.4. Управление закупок

Функции управления закупок перечислены тут :

Можно выделить два отдела этого управления:

1.1. 5. Управление экономического развития

В управлении числится 9 человек.

1.1.6. Комитет по управлению имуществом

Задачи комитета сформированы здесь :

Для реализации этих задач сформировано большое количество отделов:

  • Организационно-финансовый отдел (7 человек)
  • Юридический отдел (6 человек)
  • Отдел регулирования имущественных отношений (4 человека)
  • Отдел управления муниципальной собственностью и реестров (7 человек)
  • Отдел регулирования земельных отношений (7 человек)
  • Отдел муниципального земельного контроля и претезионно-исковой работы (2 человека)

Всего в комитете работает 36 человек.

1.2. Заместитель по вопросам городского хозяйства

Полномочия заместителя указаны тут . Если коротко, это крепкий хозяйственник, который контролирует ЖКХ: от водоканала и до вывоза мусора.

В подчинении у него не так много людей — по публичной информации нашлось 37 человек.

Подчиняются заместителю по городскому хозяйству следующие:

1.2.1. Территориальное управление

Для работы сформировано несколько отделов (по районам города): Центральный, Западный, Приморский, Промышленный, Северный.

Всего — 15 человек.

1.2.2. Отдел муниципального жилищного контроля

Числится работающих 5 муниципальных жилых инспектора.

1.2.3. Управление ЖКХ

Задача тут простая — оснащение города необходимым. Текст отсюда :

Для этой задачи имеется три отдела:

  • отдел развития жилищно-коммунального хозяйства
  • отдел организационно-правовой работы
  • финансово - экономический отдел

Числится тут 8 человек.


1.2.4. Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов

Да, и такое тоже есть. Документ.

Работает в этом отделе 5 человек.

1.2.5. Отдел транспорта

Работает в отделе 3 человека.

1.3. Заместитель по социальным вопросам

В подчинении — 164 человека.

1.3.1. Управление социальной защиты населения города Таганрога

Если коротко — занимается пенсиями и льготами разного профиля.

Для этого сформировано множество отделов:

  • Отдел по делам инвалидов (4 человека)
  • Отдел по делам детей, женщин и семьи (7 человек)
  • Отдел автоматизации (6 человек)
  • Планово-экономический отдела (4 человека)
  • Общий отдел (4 человека)
  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности (7 человек)
  • Юридический сектор (2 человека)

Всего в управлении работает 80 человек.

1.3.2. Управление здравоохранения

Задача управления описана тут :

По документам удалось насчитать 13 чиновников связанных с этим управлением. Шесть из них выделены в отдел учета и отчетности.

1.3.3. Управление образования

Выделены следующие отделы и секторы:

  • Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (18 человек)
  • Сектор перспективного развития и методического сопровождения (4 человека)
  • Сектор воспитательной работы и дополнительного образования (1 человек)
  • Сектор общего и специального образования (6 человек)

Всего в управлении найден 31 сотрудник.

1.3.4. Управление культуры

Работает в управлении семь человек , включая начальника и заместителя.

1.3.5. Отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Имеет личную страницу . И список функций .

В этом отделе числится 16 человек.

1.3.6. Комитет по физической культуре и спорту

Работает 7 человек.

1.3.7. Отдел молодежи

Работает 4 человека.

1.3.8. К омиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Нашлось два человека.

1.4. Заместитель по архитектуре и градостроительству

Тут все очень плохо. Вроде как главного архитектора сейчас нет, должность вакантна. Я работал со списками 2017 года.

Тогда числилось 42 человека. В том числе :

1.4.1. Комитет по архитектуре и градостроительству

Внутреннее устройство не известно, выделить удалось сектор информационных систем обеспечения.

Числится 13 человек.

1.4.2. Управление капитального строительства

Выделить удалось два отдела:

  • производственно-технический отдел
  • отдел перспективного развития и проектных работ

Всего работает 15 человек.

1.4.3. Отдел по жилищной политике и ипотеке

Всего работает 14 человек.

1.5. Управляющий делами Администрации

Функции отдельно не обозначены. По сути это действительно управляющий делами внутри администрации. Группа отделов, берущая на себя решение вопросов, связанных с существованием самой администрации.

Структура описана тут . Всего работает 33 человека, разбитые по отделам:

  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности (7 человек)
  • Отдел информационно-коммуникационных технологий (5 человек)
  • Отдел муниципальной службы и кадров (6 человек)
  • Общий отдел (5 человек)
  • Контрольно-организационный отдел (5 человек)
  • Административно-хозяйственный отдел (1 человек)
  • Пресс-служба ( 3 человека)
  • Отдел по работе с общественными объединениями (2 человека)

Таким образом оказывается, что администрация города это большое количество народа. Более 400 человек, подумайте только, работают в управлении города.

На деле, конечно, сотрудников еще больше: не все являются чиновниками, а значит не обязаны подавать отчетность. Может быть, не все обязанные её подали, может что-то не отобразил сайт.

Так или иначе, мы можем говорить о том, что в администрации работает не менее 400 человек.

Эффективно ли они работают? На мой взгляд — нет.

Можно ли организовать эту структуру лучше, понятней — на этот вопрос ответа нет. Слишком мало данных, слишком сложная и запутанная система, слишком большой объем данных.

Пока что не будем судить об этом: наша задача сейчас остается прежней — сформировать в голове представление о том, как устроен город.

Читайте также: