Кто работает в банке профессии для детей

Опубликовано: 04.07.2024

Катютина Инна Викторовна

Конспект занятия по технологии: "Встреча с интересным человеком" в старшем дошкольном возрасте.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_fktsm_v_starshey_gruppe.docx 22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ФКЦМ в старшей группе

«Встреча с интересными людьми»

- расширять и обогащать знания детей о профессии сотрудников банка,

-развивать познавательный интерес к современным профессиям, познавательную активность через совместную деятельность родителей, детей и педагогов,(логические задачи, рассказывание по картинкам, составление схематичного плана банковского зала)

-развивать любознательность, внимание, память, мышление, умение делать умозаключения, выводы;

-воспитывать уважительное отношение к деятельности взрослых людей;

-Воспитывать умение согласованно работать в группе детей, договариваться друг с другом и учитывать мнение каждого.

Чтение В.Маяковского: « Кем быть?»,А.Барто: «Маляр», Д.Родари: «Чем пахнут ремесла», стихи Б.Заходера, С.Баруздина, отгадывание загадок о профессиях, разучивание пословиц о труде , составление альбома из раскрасок с загадками о профессиях совместно детьми и воспитателем, просмотр мультфильмов о профессиях, об истории возникновения денег на Земле, составление реки времени по эволюции человека, инструментов ( орудий труда), денег; д.и: «Кому что нужно?», «Убери лишнее»( на классификацию), и.м. п.: «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем», «Найди предмет по схеме» ( ориентировка в пространстве), «Составь план группы»(мышление, внимание); просмотр альбомов об истории возникновения и эволюции денег, о профессиях сотрудников банка.

Игровая ситуация(мотивация) «Буратино прислал заказное письмо»»

В.: Ребята, давайте прочтем от кого письмо и о чем оно? (открывают письмо, читают его).

В.:( читает письмо от Буратино и приглашает детей в зал, чтобы узнать интересно подготовленное задание с флэшки) – предлагает детям сесть на стульчики.( 1 слайд)

В.: Ребята, Буратино приготовил вам загадки: ( 2 слайд)

« В кошелек мы их кладем –

С ними на базар идем…»( деньги),

« На них я куртку папе Карло куплю,

Поэтому их каждый день я коплю»( деньги).

В.: Правильно, ребята. Буратино загадки приготовил про деньги неспроста. Он очень хочет разбогатеть, и у него имеется несколько вариантов для этого, например 1 вариант: ( 3 слайд)

Что он делает в компании Лисы Алисы и Кота Базилио?

Д.: сажает денежное дерево.

Можно ли так разбогатеть? Что вы можете ему посоветовать?

Д.: Чтобы разбогатеть - надо многому научиться и затем хорошо работать, чтобы зарабатывать много денег.

В.: Совершенно верно. Мы ваши мудрые ответы напишем Буратино в письме, чтобы он понял – закапывая деньги в землю, разбогатеть нельзя. Интересно, откуда берутся деньги, кто нам сможет подсказать?

Д.: Их печатают на денежном заводе.

В.: Правильно , дети. Изготовлением бумажных купюр и монет занимаются на фабриках крупнейших городов России, таких как Москва, Санкт-Петербург .А хранятся они в банках.

Ребята, Буратино подготовил для вас следующие задания – разрезные картинки, и спрашивает, сможем ли мы их собрать. Для этого я предлагаю каждому из вас сначала выбрать разноцветную полоску и распределиться по командам (4 команды детей встают около четырех столов).

В.: Вам нужно посоветоваться и выбрать одного человека от команды, который будет отвечать. Начинаем. ..( дети выполняют задание).

В.: Что же изображено на картинках?

Д.: Компьютер, банкомат, деньги, пластиковые карты, терминал…

В.: Молодцы! Ребята, Буратино хочет знать, в какой профессии эти предметы являются необходимыми?

Д.: Для тех, кто работает в банке. ( слайд 4)

В.: Да, профессия банковского работника является широко распространенной и популярной в наши дни. И Буратино неспроста интересуется этой профессией, он думает, что это один из способов быстро разбогатеть, что банковские работники - самые богатые люди. Он думает, что если работать в банке - деньги, хранящиеся в нем – будут все его.

Дети: Нет,это не верно.

В.: А теперь Буратино просит вас выполнить еще одно задание.Согласны? (раздает детям картинки).

Задание такое: «Угадай профессию и расскажи о ней».

У вас есть время для совещанияи вам нужно выбрать того, кто будет отвечать от имени команды. Начинаем… (дети совещаются и рассказывают о профессии).

Д.: Консультант – это специалист, который с самого начала все разъяснит грамотным и понятным языком. Например, как обращаться с банкоматом. Он является большим помощником для клиентов банка.

Труд консультанта не напрасен, и потому их работа очень нравится людям.

Д.: У нас профессия – менеджер. От их хорошей работы зависит выдача кредитов для людей на удобных условиях для них.

Д.: Кассир. От того, как общается кассир с клиентами (людьми) от быстроты его обслуживания зависит очень многое. Кассир принимает и выдает деньги клиенту, работает с пластиковыми картами, определяет настоящие или поддельные деньги, передает деньги инкассатору.

Д.: Профессия инкассатор - очень серьезная. Ему нужно не только взять деньги из банка, но и доставить их по документам туда, где они нужны. Это ценный груз должен быть в целости и сохранности. Обычно вместе с инкассатором на специально инкассаторской машине ездят водитель,охранник. Им запрещено делать остановки во время перевозки денег, нельзя общаться с посторонними людьми, нельзя отклоняться от маршрута.

Инкассатор перевозит не только деньги , но и документы, банковские карты; наполняет банкоматы деньгами.

В.: Вы все молодцы! Отлично справились с заданиями. Ваши интересные рассказы о профессиях мы тоже отправим Буратино. Асейчас я предлагаю вам немного отдохнуть…( физкультминутка)

Много профессий на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар делает компот,

Самолет ведет пилот_

На посадку и на взлет.

Доктор ставит нам уколы

И охранник есть у школы.

Каменщик кладет кирпич, а охотник ловит дичь.

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо много знать. Уметь.

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

В.: (предлагает детям занять место на стульчиках) Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

« Какими качествами должны обладать сотрудники банка?»

Д.: внимательность, ответственность, вежливость , общительность, целеустремленность, хорошо знать свое дело.

В.: Правильно. Ребята, а как вы думаете, в банке есть уголок для детей? Ответьте, пожалуйста, зачем он нужен ?

Д.: Чтобы их занять чем-нибудь полезным, пока их родители находятся в банке.

В.: Ребята, Буратино предлагает вам еще одно задание, сложное- сложное. Справитесь?

В.: (предлагает детям занять место около столов по командам)

Д .игра: «Составь план банковского зала». Представьте, что вы в сбербанке. Надо расположить необходимую мебель и устройства. Попробуем?

Д.: Да.( дети командами собирают план) – слайд 5.

В.: Что ж, я вижу все справились с заданием, но узнать насколько правильно вами составлен план банковского заламы сможем только после проверки настоящего банковского работника. Что же нам делать?

Д.: Надо позвать сюда банковского работника (приход работника банка).

В.: Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что Буратино прислал сегодня письмо с заданиями для детей, с предыдущими заданиями они справились на отлично, а сейчас требуется ваша помощь в проверке выполнения одного из них.( проверка задания, советы детям).

В.: (предлагает детям сесть на стульчики, послушать рассказ Олиной мамы по презентации о профессии)…

В.: Давайте поблагодарим за интересный рассказ о своей профессии Олину маму.Мы сегодня узнали много интересного( она дарит подарок детям, прощается).

Знакомство детей с профессией банкира и особенностями его работы. Формирование у детей четкого представления о деньгах и профессии банкира.

• Формировать представление о профессии банкира, правильном отношении к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

• Развивать практические навыки управления личным денежным потоком.

• Вызвать интерес к теме денег, воспитывать бережное отношение к деньгам.

Форма проведения: мастер – класс.

Участники: дети, родители и педагоги группы.

Предварительная работа: сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Банк», «Сберкасса».

- цветная бумага для оригами, набор монет и банкнот для рассматривания, копилка, «чёрный ящик», иллюстрации с изображением героев сказок, солнышко и тучка на каждый стол, чистые листы бумаги, фломастеры, ножницы.

Повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей, индивидуальных положительных психологических качеств.

Ход мастер – класса:

- Здравствуйте, ребята, наши родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях. И сегодня мы отправимся в путешествие к изучению профессии банкира.

В кошелёк мы их кладем,

С ними на базар идем.

На них я куртку папе Карло куплю

Поэтому их каждый день я коплю.

- Правильно в загадках речь идет о деньгах. А чем же занимаются банкиры? (Ответы детей)

-Давайте вспомним с вами: Что такое деньги? Какие деньги были раньше? Какие деньги у нас в России? Зачем нам вообще нужны деньги? (Ответы детей)

- Что можно сделать с деньгами? (Копить, тратить, менять, вкладывать.)

- Можно ли обойтись без денег?

Я предлагаю вам взять листочки бумаги и нарисовать на одной стороне листа – грушу, на другой – яблоко. Все нарисовали? А теперь вырежьте их ножницами. Смотрите, мы все немножко растерялись. Что вырезать сначала? У многих при вырезании 1 фрукта был испорчен другой. Необходимо было заранее запланировать, где, в каком месте надо рисовать фрукты. Так и с деньгами – нужно обязательно планировать куда, сколько мы потратим, а сколько сбережем.

- Продолжим отгадывать наши загадки.

В этой сумочке живет

Как для денег домик звать -

Жду от вас ответа.

У меня игрушка есть

И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка свинка

Дыра у ней на спинке.

Монетки в дырку я кладу

Когда их станет много, жду.

Из какого аппарата выдается всем зарплата?

(Банкомат)

В этой фирме все бывают.

Бланк сначала заполняют.

Вносят в кассу платежи,

Что за фирма – подскажи?

С помощью загадок мы узнали, где можно хранить деньги.

-Предлагаю вам игру, которая называется «Дополни».

Монета круглая, а банкнота…

Банкнота бумажная, а монета…

Монета звенит, а банкнота…

Монета металлическая, а банкнота…

Молодцы! А сейчас наши мамы расскажут вам об оказании помощи бедным, благотворительности. (Рассказ родительницы)

Под песню лисы Алисы и кота Базилио из сказки «Буратино». (Не прячьте ваши денежки по банкам и углам.) Слова Б. Окуджавы, Музыка А. Рыбникова.

- Ребята, посмотрите на картинки. Банкир – это служащий банка. Это работник, который в основном работает с клиентами, обслуживает, консультирует по различным вопросам, помогает выбрать банковскую услугу.

Недаром люди говорят:

Пока бушует кризис лютый,

Не потеряю я ни цента.

По банкам разложу валюту.

Надежно, хоть и без процентов.

Банкир – интересная профессия. Он должен быть ответственным, внимательным, целеустремленным, инициативным, собранным, дисциплинированным, бережливым, стремящимся зарабатывать деньги, а не тратить их.

Фирмой крупной управляет

И разумно и умело.

Деньги так распределяет

Чтоб росло и крепло дело.

Он финансовый факир.

В банк к себе вас ждет… (Банкир)

- Ребята, сегодня нам из банка пришла необычная посылка – черный ящик. Как вы думаете, что там? Давайте посмотрим. Работники банка прислали вам картинки сказочных героев, и предлагают вам оценить, кто из них заработал деньги в банке, а кто нет. (Петушок и колосок, Золушка, Наф - Наф, лисичка – сестричка, Фрекен Бок, Золотая рыбка, Буратино, Стрекоза и муравей). Давайте решим, те, кто трудился хорошо, расставим их вокруг солнышек, а кто ленился – вокруг тучек. Вы справились с заданием, и ваши мамы добавляют на столы пословицы о труде и о лени. Кто их прочитает?

- Молодцы! Сегодня мы все сделаем с вами из бумаги кошелек по принципу «Оригами» и постараемся вместе с родителями беречь деньги, не тратить их попусту и если надо обращаться за помощью к банкирам.

Есть разные призвания - лечить, учить детей,

Печь пироги прекрасные, дрессировать зверей

А мы банкиры скромные, но на своих плечах

Мы держим экономику и нам не ведом страх.

Дети и родители выполняют поделку в стиле «Оригами».

- Чем занимаются банкиры? Что можно купить на деньги?

Что не купишь за деньги? (Доброту, честность, порядочность, дружбу)

1. Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.

Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.

Знакомство детей средней группы с профессией Тамбовского края «Лесник» Конспект занятия по программе «Ранняя профориентация» в средней группе Тема занятия: «Знакомство детей с профессией Тамбовского края.

Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий»
Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий» Фото отчет по профориентации для детей младшей разновозрастной группы. 3 мая в младшей разновозрастной группе «Мишутка» прошел день под названием.

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача»
Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача» Задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; - воспитывать уважительное отношение к.

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»
Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО»
Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО» «Все работы хороши, выбирай на вкус» Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов,.

НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности.

НОД по ознакомлению с окружающим «Как звери готовятся к зиме» в смешанной ранней группе (2–4 года)
НОД по ознакомлению с окружающим «Как звери готовятся к зиме» в смешанной ранней группе (2–4 года) Программное содержание: познакомить детей с понятием дикие животные; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группе
Отчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Новогодний праздник для детей смешанной ранней группы «В гости к елочке»
Новогодний праздник для детей смешанной ранней группы «В гости к елочке» (Новогодний праздник для детей смешанной ранней группы) Цель: Создать у детей радостное праздничное настроение. Действующие лица: Ведущая,.








№ 5667 Конспект НОД ФКЦМ в старшей группе «Встреча с интересными людьми». Презентация "Знакомство с профессией: банковский работник".

Маршалова Наталья Анатольевна
муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12», г.Электросталь

воспитатель
Конспект НОД ФКЦМ в старшей группе «Встреча с интересными людьми»

Презентация "Знакомство с профессией: банковский работник"

Задачи:

- расширять и обогащать знания детей о профессии сотрудников банка,

-развивать познавательный интерес к современным профессиям, познавательную активность через совместную деятельность родителей, детей и педагогов,(логические задачи, рассказывание по картинкам, составление схематичного плана банковского зала)

-развивать любознательность, внимание, память, мышление, умение делать умозаключения, выводы;

-воспитывать уважительное отношение к деятельности взрослых людей;

-Воспитывать умение согласованно работать в группе детей, договариваться друг с другом и учитывать мнение каждого.

Предварительная работа:

Чтение В.Маяковского: « Кем быть?»,А.Барто: «Маляр», Д.Родари: «Чем пахнут ремесла», стихи Б.Заходера, С.Баруздина, отгадывание загадок о профессиях, разучивание пословиц о труде , составление альбома из раскрасок с загадками о профессиях совместно детьми и воспитателем, просмотр мультфильмов о профессиях, об истории возникновения денег на Земле, составление реки времени по эволюции человека, инструментов ( орудий труда), денег; д.и: «Кому что нужно?», «Убери лишнее»( на классификацию), и.м. п.: «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем», просмотр презентации о возникновения и эволюции денег, о профессиях сотрудников банка.

Игровая ситуация(мотивация) «Буратино прислал заказное письмо»

В.: Ребята, Буратино прислал нам письмо. Давайте прочитаем! (1 слайд)

В.: Ребята, письмо оказывается в загадках: (2 слайд)

« В кошелек мы их кладем –

С ними на базар идем…»(деньги),

« На них я куртку папе Карло куплю,

Поэтому их каждый день я коплю»(деньги).

В.: Правильно, ребята. Буратино загадки приготовил про деньги неспроста. Он очень хочет разбогатеть, и у него имеется несколько вариантов для этого, например 1 вариант: (3 слайд)

Что он делает в компании Лисы Алисы и Кота Базилио?

Д.: сажает денежное дерево.

Можно ли так разбогатеть? Что вы можете ему посоветовать?

Д.: Чтобы разбогатеть - надо многому научиться и затем хорошо работать, чтобы зарабатывать много денег.

В.: Совершенно верно. Мы ваши мудрые ответы напишем Буратино в письме, чтобы он понял – закапывая деньги в землю, разбогатеть нельзя. Интересно, откуда берутся деньги, кто нам сможет подсказать?

Д.: Их печатают на денежном заводе.

В.: Правильно, дети. Изготовлением бумажных купюр и монет занимаются на фабриках крупнейших городов России, таких как Москва, Санкт-Петербург. (4 слайд) А хранятся они в банках.

Ребята, Буратино подготовил для вас следующие задания

В.: Что же изображено на картинках?

Д.: Компьютер, банкомат, деньги, пластиковые карты, терминал…

В.: Молодцы! Ребята, Буратино хочет знать, в какой профессии эти предметы являются необходимыми?

Д.: Для тех, кто работает в банке. ( слайд 5)

В.: Да, профессия банковского работника является широко распространенной и популярной в наши дни. И Буратино неспроста интересуется этой профессией, он думает, что это один из способов быстро разбогатеть, что банковские работники - самые богатые люди. Он думает, что если работать в банке - деньги, хранящиеся в нем – будут все его.

Дети: Нет, это не верно.

В.: А теперь Буратино просит вас выполнить еще одно задание. Согласны? Задание такое: «Угадай профессию и расскажи о ней».

Д.: (слайд 6) Консультант – это специалист, который с самого начала все разъяснит грамотным и понятным языком. Например, как обращаться с банкоматом. Он является большим помощником для клиентов банка.

Труд консультанта не напрасен, и потому их работа очень нравится людям.

Д.: (слайд 7) Профессия – менеджер. От их хорошей работы зависит выдача кредитов для людей на удобных условиях для них.

Д.: (слайд 8) Кассир. От того, как общается кассир с клиентами (людьми) от быстроты его обслуживания зависит очень многое. Кассир принимает и выдает деньги клиенту, работает с пластиковыми картами, определяет настоящие или поддельные деньги, передает деньги инкассатору.

Д.: (слайд 9) Профессия инкассатор - очень серьезная. Ему нужно не только взять деньги из банка, но и доставить их по документам туда, где они нужны. Это ценный груз должен быть в целости и сохранности. Обычно вместе с инкассатором на специально инкассаторской машине ездят водитель,охранник. Им запрещено делать остановки во время перевозки денег, нельзя общаться с посторонними людьми, нельзя отклоняться от маршрута.

Инкассатор перевозит не только деньги , но и документы, банковские карты; наполняет банкоматы деньгами.

В.: Вы все молодцы! Отлично справились с заданиями. Ваши интересные рассказы о профессиях мы отправим Буратино. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть…( физкультминутка)

Много профессий на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар делает компот,

Самолет ведет пилот_

На посадку и на взлет.

Доктор ставит нам уколы

И охранник есть у школы.

Каменщик кладет кирпич, а охотник ловит дичь.

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо много знать. Уметь.

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

В.: (предлагает детям занять место на стульчиках) Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

« Какими качествами должны обладать сотрудники банка?»

Д.: внимательность, ответственность, вежливость , общительность, целеустремленность, хорошо знать свое дело.

В.: Правильно. Ребята, а как вы думаете, в банке есть уголок для детей? Ответьте, пожалуйста, зачем он нужен ?

Д.: Чтобы их занять чем-нибудь полезным, пока их родители находятся в банке.

В банке есть банковские услуги:

Вклад — это копилка, которая находится в банке.(В. Показывает копилку в виде собюачки) За то, что вы храните деньги в копилке банка, он платит вам процент. Хранить деньги в банке намного удобнее и надежнее, чем дома.

Кредит - если вам нужна крупная сумма денег, чтобы, например, купить квартиру, автомобиль, вы можете взять в банке деньги взаймы или в кредит, а потом постепенно возвращать их банку.

Карточка — это кошелек: сколько денег вы туда положили, столько там и будет. Деньги, которые лежат на карточке, можно потрогать. Но для этого нужно найти банкомат.

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Итак, подведем итог:

Какое учреждение называют банком?

Где лучше хранить большие суммы денег?

Какими качествами должен обладать сотрудник банка?

А сейчас мы с вами поиграем в банк. Хотите?

Распределим роли: ……. - банковский сотрудник-менеджер, ……. - кассир, ……. – охранник, остальные ребята – посетители банка.

3. сформировать представление о классификации работ, выполняемых в банке.

Планируемые результаты:

на основе полученной информации привлечь внимание обучающихся к профессии банковского работника.

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим классный час на тему « моя профессия - лучшая» с целью знакомства с профессией банковского работника.

Без денег жить не может этот мир,

Как человек не может без надежды.

И древняя профессия – банкир

Сегодня актуальна, как и прежде.

Пройдут года, изменится наш мир,

Исчезнуть могут города и страны,

Но древняя профессия – банкир

На службе людям будет неустанно.

Еще недавно стереотип банковского работника представлялся в виде консервативно одетого спокойного мужчины, который имеет среднее образование и умеет хорошо говорить. Такой служащий приходил в банк сразу после университета и надеялся проработать там всю жизнь, дослужившись до должности руководителя.

Но сегодня такой стереотип действительности уже не соответствует. В банках работают в основном женщины и среди руководителей финансового учреждения их можно встретить все чаще. И работа банковского специалиста уже не заключается в перекладывании бумаг, больше она направлена на предложение банковских услуг.

Известного банкира Евгения Бернштама несколько лет назад в интервью спросили, кто такой банкир. Он ответил, что «банкир – это, прежде всего, вменяемый человек». Современный банкир должен иметь хорошее профильное образование, уметь разбираться не только в банковских продуктах, но и в жизни, прекрасно знать психологию людей. Ему необходимо обладать конструктивным мышлением и быть консерватором в хорошем смысле слова. Очень важное качество для банкира – умение эффективно работать в команде. Необходимо иметь собственную позицию, вести определенный стиль жизни, расширять свой кругозор, уметь заставлять себя идти к цели и самосовершенствоваться. Некоторые клиенты могут дать фору по экономической грамотности многим банкирам. И если экономически образованный клиент сталкивается с неосведомленностью сотрудника банка, он перестает уважать, но не самого сотрудника как личность, а банк, с которым этот сотрудник ассоциируется в сознании клиента. Чем профессиональнее, последовательнее и целеустремленнее сотрудники, тем успешнее банк, в котором они работают, тем динамичнее и увереннее развивается банковская структура государства.

Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Студент. Но прежде, давайте совершим небольшой экскурс в историю.

1. Слово «банк» пришло в русский язык с итальянского, где «banco» означало стол, прилавок, скамья, на которые менялы и торговцы выкладывали деньги. Предшественниками банков считаются меняльные лавки и лавки ювелиров, хранивших деньги клиентов вместе со своим золотом. С появлением в развитых европейских странах валюты возникла необходимость в регулирующем аппарате – центральном банке. Впервые банк был основан в Англии в 1694 году.

В России первый банк появился в 1754 году. Дворянский Заемный банк, созданный по указу Елизаветы I, выдавал займы представителям дворянского сословия. Со временем подобные учреждения расширили свои функции и перестали быть привилегией для отдельного слоя общества.

В 1860 году в целях лучшего устройства банковской денежной системы был организован Государственный банк. После этого открылись многочисленные частные банки, которые в 1917 году волей правительства были объявлены государственной собственностью и слиты в единый с Государственным «Народный банк» - на некоторое время единственный банк Советской республики.

Позже он снова расслоился на отдельные спецбанки, которых в конечном итоге оказалось пять: Агропромбанк, Внешэкономбанк, Жилсоцбанк, Промстройбанк и Сбербанк.

Сегодня в России работает целая плеяда коммерческих банков, однако их меньше, чем было в 90-е годы. 20-го века. Из многочисленных новых банков, открывшихся в то время, выжили далеко не все.

Функцию банка правительства в современных условиях выполняет Центральный банк РФ.

2 декабря - в 1990 г. были приняты законы "О Центральном Банке Российской Федерации" и «О банках и банковской деятельности". С этого дня началась новейшая история банковского дела в России.

2 декабря - Ассоциация российских банков объявила Днем банковского работника (с 2004 г.). К этому дню приурочено проведение ежегодного Международного финансового форума, на котором проходит обсуждение важнейших аспектов развития международной банковской системы и мировых финансовых рынков. А лучшие сотрудники банков в этот день получают Почетные нагрудные знаки Ассоциации.

Студент. Так что же такое банк?

Банк – это учреждение, юридическое лицо. Это кредитная организация, и ее исключительное право – осуществлять банковские операции:

- привлекать денежные средства в виде вкладов физических и юридических лиц;

-размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

Однако в действительности деятельность современных банков гораздо шире. Они не ограничиваются организацией денежного оборота и кредитных отношений. Через них финансируется народное хозяйство, происходят страховые операции, купля-продажа ценных бумаг. В некоторых случаях они участвуют в посреднических соглашениях, управлении имуществом и других сделках. Они консультируют, ведут статистику, взаимодействуют с другими предпринимателями.

Представители профессии банковского работника являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что ВУЗы и СПО выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные банковские работники.

Студент. Главная задача банковских работников заключается в проведении различных операций. Это может быть кредитование, оформление документов на хранение денег или продажа ценных бумаг. Характер трудовых обязанностей банковского служащего зависит от его специализации. К примеру, сотруднику, работающему в банке за кассой, необходимо, проверять подлинность документов клиента, с точностью пересчитывать выдаваемые или получаемые деньги, производить операции с ценными бумагами, пластиковыми картами, заполнять справки и другие необходимые документы. Менеджеры и агенты, в свою очередь, должны предлагать услуги, которые может оказать банк, консультировать потенциальных клиентов по интересующим их вопросам. Банковским работникам, занимающим руководящие должности, следует распределять обязанности между сотрудниками его организации, участвовать в разработке проектов, прогнозировании развития банка и его филиалов.

Студент. Профессия банковского работника относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Банковские работники отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Профессия банковского работника имеет хорошие условия для карьеры. Придя на должность простого работника в этой сфере, можно стремительно подняться по карьерной лестнице, но, конечно же, при наличии интереса и личных стараний.

Отправной точкой на карьерном пути являются такие должности, как кассир-операционист, делопроизводитель, помощник бухгалтера, сотрудник службы клиентской поддержки. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице банковскому сотруднику понадобится наличие высшего образования и профессиональных навыков. У талантливого и трудолюбивого банковского работника есть возможность дорасти до главного специалиста, начальника отдела и даже директора банка.

Каким должен быть банковский работник? Прежде всего, ему следует быть внимательным, дисциплинированным, ответственным, компетентным в области экономики. Такому специалисту не обойтись без умения быстро и точно вести математические расчёты, содержательно отвечать на вопросы клиентов. В общении с людьми он должен обладать коммуникативными качествами и быть вежливым. Ему потребуется способность полностью сосредотачиваться на своей работе, а для продвижения по карьерной лестнице будут важны целеустремлённость, инициативность и готовность к самообразованию.

Студент. Мы уже проходили практику в банке и еще будем проходить. И уже не понаслышке знаем об этой профессии. Давайте рассмотрим ключевые должности, которые есть в любом банке, познакомимся с кругом их обязанностей, и , конечно, определим, какими качествами нужно обладать, чтобы почувствовать себя на этих местах комфортно и уверенно.

Должность Кассир-операционист , либо контроллер-кассир, валютный кассир. Это одна из самых основных должностей в банке – если не по статусу, то по выполняемым обязанностям . Кассир- операционист замыкает своей работой цепочку деньги –клиент. Таким образом, он представляет собой очень важное звено. Эта должность зачастую бывает первой ступенью, с которой начинается карьера банковского работника.

Обязанности на этой должности достаточно просты:

-открытие, закрытие и ведение счетов;

-перевод денежных средств;

-операции с пластиковыми картами;

-оформление документов по кредитам;

В чем несомненные преимущества работы в качестве кассира-операциониста для новичка:

-круг его обязанностей ограничен;

-ему дают четкие инструкции и предписания о том, как выполнить каждый вид операций;

-здесь новичок может получить необходимые знания и опыт взаимодействия с клиентами и работы в банке вообще;

-он учится работать с самым простым заданием в документообороте банка;

-в ряде банков для новичков, пришедших на эту должность, проводятся поэтапные тренинги для освоения каждого вида операций;(например, чтобы работать валютным кассиром, вам скорее всего придется пройти курсы валютных кассиров, где изучаются признаки подлинности и платежеспособности банкнот и монет Банка России, а также денежных знаков иностранных государств).

Какие качества необходимы для работы кассиром-операционистом?

Поскольку кассир-операционист является «Лицом» банка, он должен всегда хорошо выглядеть, быть вежливым и приветливым в общении.

Клиенты бывают разными и к каждому нужно найти подход, поэтому совсем нелишни такие качества как выдержка, стрессоустойчивость, терпимость. Обязательно нужно быть внимательным и аккуратным. Без этого такая работа просто невозможна. Любая даже самая маленькая ошибка может привести к большим неприятностям –начиная от неправильной суммы платежа или взноса(например, просто не в том месте проставленная запятая), приема фальшивых купюр, заканчивая отправкой денег на другой счет. Важно быть на «ты» с компьютером и, конечно,необходимо знать и соблюдать инструкции и законодательство.

Студент. Специалист по привлечению клиентов.

Специалиста по привлечению клиентов можно назвать двигателем банка. Он обеспечивает пополнение клиентской базы банка, предлагает уже имеющимся клиентам новые банковские продукты и услуги. Также специалист по привлечению клиентов должен проводить презентацию услуг банка потенциальным и действующим клиентам. От качества его работы зависит конкурентоспособность банка, продвижение банковских услуг, удовлетворенность клиентов и уровень прибыли.

Преимущества работы по данной специальности:

-это работа, не требующая каких-либо специфических навыков. Достаточно обладать умением завоевывать внимание людей, чтобы быть успешным в этом деле.

-работники по этой специальности получают кредит доверия от руководства. Им предоставляется относительная свобода действий.

-данную работу не назовешь рутинной, поэтому она может привлечь желающих сменить свой профиль деятельности на более активный и творческий;

-высшее образование для этой специальности необязательно.

Специалист по привлечению клиентов должен обладать хорошими коммуникативными навыками; он должен отлично знать предлагаемые банковские продукты, знать рынок банковских услуг;

Студент. Сотрудник кредитного отдела.

Кредитование является одной из приоритетных сфер банковской деятельности. И физическим и юридическим лицам хочется «Иметь деньги прямо сейчас»- пусть даже потом их придется возвращать с процентами. Банк предоставляет им такую возможность – конечно же, не бесплатно, а получая свой законный доход.

Сотрудники кредитного отдела занимаются активным привлечением клиентов, продажей кредитных продуктов. Руководство определяет для них план продаж, который им нужно выполнить. Перевыполнение плана вознаграждается премиями.Эти специалисты занимаются операционным и информационным обслуживанием клиентов : рассказывают им, как хорошо и выгодно пользоваться кредитными услугами банка. А если какой-то клиент соглашается сотрудничать, осуществляют первичную обработку нужных документов.

Специалистам кредитного отдела необходимы следующие качества:

-аналитический склад ума, способность работать с большим объемом информации; -хорошее владение компьютером;-умение работать в команде;

Студент. Сотрудник отдела Информационных технологий.

- Сотрудник отдела Информационных технологий одна из важнейших фигур в банке. От деятельности этих людей зависит его работоспособность. Для работы в отделе иформационных технологий банка нужно иметь определённые навыки и опыт. При отборе сотрудников в этот отдел банки отдают предпочтение опытным специалистам, имеющим хорошие познания в этой сфере.

Хороший сотрудник IT-отдела – это человек с высокой степенью ответственности и исполнительности. Неудивительно, ведь ему приходится поддерживать бесперебойную работу многочисленной компьютерной техники и обширных компьютерных сетей, связывающих филиалы банка и центральный офис. Это интересная и престижная работа.

И еще : каждый сотрудник обязан помнить об основных принципах безопасности и четко соблюдать все должностные инструкции. Поэтому хороший сотрудник на этой должности должен быть аккуратен, ответствен, внимателен и гибок в мышлении.

Студент. Риск-менеджер или специалист по операционным рискам.

Это одна из самых интересных и перспективных специальностей в банковской сфере. При этом она является одной из наиболее требовательной к кандидатам.

Риск-менеджер опознает и анализирует определённые виды рисков. Это специалист призван контролировать и собирать всю необходимую информацию о рисках, находить всевозможные риски в сегодняшней и завтрашней деятельности банка, оценивать степень их опасности , размер ущерба. Его задача – находить оптимальный способ решения сложных вопросов, снижать негативные последствия произошедшего рискового случая.

Самое главное, что нужно для успешной работы в этой сфере –аналитические способности, умение работать с большим количеством информации.

Риск-менеджеру очень важно быть стрессоустойчивым. Что бы ни происходило – будь то изменеия в экономике в целом или в банке в частности, всегда необходимо трезво оценивать ситуацию и оперативно принимать взвешенные решения.

Студент. Персональный менеджер или менеджер по работе с VIP-клиентами.

Персональный менеджер –это, образно выражаясь, личный банкир клиента-владельца крупного капитала. Последний может быть как физическим, так и юридическим лицом . Менеджер выясняет потребности состоятельного клиента, презентует ему банковские услуги, помогает выбрать вид денежного вклада, подбирает программы кредитования, консультирует по правовым вопросам.

Основная задача персонального менеджера -сделать все, чтобы клиент смог извлечь из своего капитала максимум прибыли и был доволен банковским сервисом. Персональный менеджер должен иметь высшее юридическое или экономическое образование. Менеджер должен разбираться во всех юридических нюансах осуществления сделок, знать сложные экономические комбинации для успешного управления денежными ресурсами клиента.

Важное качество персонального менеджера –отличные коммуникативные навыки,так как его работа связана с постоянным общением на довольно высоком уровне. Залогом профессионализма здесь являются умение дипломатично вести переговоры, способность не только слушать, но и слышать клиента, понимать даже не высказанные им предпочтения.

Классный руководитель.

Хочу рассказать вам, ребята, о плюсах и минусах профессии банковского работника. Основным плюсом работы в банке справедливо считается стабильность. На фоне бурного и непредсказуемого рынка коммерческих предприятий, которые стихийно появляются и так же стихийно исчезают, коммерческие банки являются оплотом стабильности. В банковской системе вполне реально быстро сделать карьерный взлет. Работая в банке, специалист самостоятельно выбирает путь развития. Если менеджер хочет подняться по карьерной лестнице и достичь определенных высот, он будет использовать любую возможность: стремиться пересекаться в работе своего отдела с направлениями других банковских отделов, выполнять задания в намеченный срок, задерживаться после окончания рабочего дня, с тем чтобы начать делать намеченную на ближайшее время работу. Существует прямая зависимость между доходами и уровнем профессионализма. Чем выше должность, тем серьезнее ответственность. Степень риска прямо пропорциональна должности и величине зарплаты.

К минусам профессии можно отнести высочайшую ответственность, отсутствие права на ошибку, ненормированный рабочий день.

Банковские работники – это квалифицированные специалисты, занимающиеся выполнением финансовых операций. Они принимают вклады, выдают кредиты, делают расчеты. Какие профессии есть в банке и сколько получают их представители?

Историческая справка

Зарождение банковского дела пришлось приблизительно на вторую половину 3 тысячелетия до нашей эры. В тот период на территории древнего Вавилона появились ростовщики, которые предлагали займы под процент. Первые формы таких «кредитов» носили натуральный характер, так как денег еще не было.

Немного позднее, в 6 столетии до нашей эры, в Древней Греции начали свою банковско-кредитную деятельность трапезиты (менялы). Основной операцией, которую они проводили, был обмен валют.

Развиваясь, банковское дело пополнялось новыми видами услуг. Ссуды уже давались не просто под процент, но еще и обеспечивались залогом. В качестве последнего принимались ценные вещи и недвижимость.

Характеристика профессии

Обязанности банковского работника сводятся к проведению различных финансовых операций. Он может заниматься кредитованием, оформлением утвержденной документации для хранения денежных средств или продавать ценные бумаги.

Находясь за кассой, банковский служащий несет ответственность за материальные ценности. Он оформляет необходимую документацию, выполняет перерасчет и переводы финансовых средств, выдает деньги клиентам, приобретает и реализует валюту. Также он может давать посетителям банка консультации по разным вопросам, вместе с коллегами составлять отчетность, заниматься прогнозированием и планированием.

Финансовый аналитик

Главная обязанность финансового аналитика прописана в самом названии этой должности. Его основные задачи заключаются в том, чтобы искать и анализировать финансовую информацию, касающуюся деятельности банковского учреждения, а также его конкурентов и всего рынка. Он располагает всеми данными о состоянии дел учреждения и конкурентов.

Кроме того, финансовый аналитик отслеживает рыночные тенденции, рассчитывает важные показатели в области экономики, дает оценку рискам и на основании полученных результатов разрабатывает рекомендации для руководства. Они касаются планирования деятельности банковского учреждения, результативного вложения финансов и повышения уровня.

Личный финансовый консультант

Работа личного финансового консультанта имеет много общего с деятельностью аналитика. Единственное различие заключается в том, что консультант сотрудничает не с руководством, а с клиентурой банка.

Финконсультант оказывает информационную помощь клиентам – как физическим, так и юридическим лицам. В его обязанности входят советы по оптимальным способам управления личными средствами. Он показывает, как сделать прогноз расходов и доходов за отдельно взятый период, помогает разработать бюджет, подобрать подходящую программу инвестирования и составить отчет-статистику.

Бухгалтер

Среди банковских работников профессия бухгалтера – одна из наиболее распространенных и считается одной из самых многочисленных по количеству штатных единиц. В должностные обязанности такого сотрудника входят анализ, планирование и оценка доходов и расходов банка.

Работают бухгалтера в своем отделе, который так и называется – бухгалтерский под руководством главбуха. Он тщательно контролирует правильность ведения всех операций учета. Если где-то будет допущена ошибка, спросят в первую очередь с него. Кроме того, он следит за тем, чтобы финансовый, трудовой и материальный ресурсы банка использовались рационально и экономно.

Аудитор

Любые аудиторы могут быть внутренними и внешними. Так как мы говорим о банковских работниках, нас больше интересует состоящий в штате специалист. Он скрупулезно проверяет и анализирует финансовую, оперативную и другую информацию о работе учреждения. Результатом является совершенно беспристрастная оценка того, в каком состоянии находится банковская деятельность.

Внутренний аудитор, в частности, указывает на существующие недостатки в системе контроля и оценивает, насколько качественно сотрудники выполняют свои обязанности. Для чего все это делается? Главная цель – выявить источники потенциального убытка.

Кредитный эксперт

Когда вы захотите взять деньги в кредит на покупку какого-либо товара и пойдете за ними в банк, вас сразу направят к кредитному эксперту. Что это за профессия и чем занимается ее представитель?

Кредитный эксперт – это тот человек, от которого всецело зависит, получите вы в конце концов заем или нет. В своей работе он руководствуется внутренней политикой банка и своей оценкой платежеспособности клиента. На основе этих двух критериев он принимает решение – предоставить кредит или отказать.

Кроме того, это специалист дает подробные консультации по всем вопросам, касающимся кредитования. Подготовка необходимых для заключения договора о займе документов – тоже его обязанность.

Операционист

Профессия операциониста, как и бухгалтера, также относится к наиболее распространенным и многочисленным по количеству штатных единиц. Чаще всего клиенты банка обращаются за помощью именно к нему.

Операционист знакомит физических лиц с услугами, которые предлагает банк. Он подробно разъясняет их преимущества, так как заинтересован, чтобы клиенты ими пользовались. Также он помогает правильно составить договор, провести любую доступную операцию по банковским счетам и пластиковым карточкам. Его можно попросить совершить платеж, сделать денежный перевод, открыть вклад и так далее.

Где учиться

Что должен знать банковский работник? Естественно, банковское дело. Именно на эту специальность нужно обращать внимание в процессе поиска среднего специального или высшего учебного заведения. Также подойдет «финансы и кредит».

Подготовка по специальности «банковское дело» ведется в доброй половине ссузов и вузов России. В качестве примера приведем небольшой список:

  1. Московский городской открытый колледж.
  2. Московский финансово-юридический университет.
  3. Колледж профобразования Пермского госуниверситета.
  4. Калининградский бизнес-колледж.
  5. Российский новый университет.

Для поступления в вузы надо сдать ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. В некоторых университетах могут потребовать еще и результаты экзамена по истории и (или) английскому языку – это надо уточнять в приемной комиссии. В ссузы (колледжи и техникумы) зачисляют по конкурсу аттестатов.

Обязанности

У каждого банковского работника совой круг обязанностей, напрямую связанный с профилем его деятельности.

  • Кассир-операционист проверяет предъявленные клиентом документы на подлинность, считает деньги, которые он получает и выдает, выполняет операции с банковскими ценными бумагами и пластиковыми карточками, заполняет различные справки и оформляет прочие документы в рамках своей компетенции.
  • Банковские агенты и менеджеры активно, но ненавязчиво предлагают услуги, которые предоставляет клиентам банк. Кроме того, они дают детальные консультации по тем вопросам, которые интересуют потенциального клиента.
  • Банковские работники, которые относятся к руководящему звену, отвечают за распределение обязанностей между всеми сотрудниками, принимают участие в разработке новых продуктов и проектов, прогнозируют дальнейшее развитие банка.

Умения и личностные качества

Претендента на должность банковского работника оценивают не только по его образованию, квалификации и профессиональным достижениям. Работодатель также обращает внимание на его личностные качества. Успешный сотрудник всегда внимателен, дисциплинирован, пунктуален, ответственен и, само собой, компетентен в сфере финансов и экономики. Что еще важно для такого специалиста? Ему необходимо обладать навыком быстрого и точного ведения математических расчетов. Кроме того, он должен вежливо и доходчиво разъяснять клиентам непонятные моменты.

Для достижения карьерных высот банковскому работнику надо уметь всецело концентрироваться на работе и постоянно повышать свой уровень. Инициативность, целеустремленность и усидчивость в этом помогут.

Кроме всего перечисленного, банковскому работнику нужно владеть:

  • знанием персонального компьютера и принципов работы оргтехники;
  • коммуникативными навыками;
  • хорошо поставленной дикцией;
  • азами конфликтологии.

Уровень оплаты труда

Банковский работник может сделать карьеру достаточно быстро. Разумеется, карьерный взлет сказывается на зарплате. Новичок в среднем по России зарабатывает от 20 тысяч до 35 тысяч рублей. За полгода продуктивной работы вполне реально подняться до уровня 45 тысяч рублей.

Заработная плата на руководящих должностях среднего звена (старшего кредитного эксперта, регионального менеджера) – примерно 60–80 тысяч рублей. Сотрудники с опытом и высокой квалификацией могут получать порядка 100–130 тысяч рублей.

Карьерный рост

В качестве стартовой ступеньки можно выбрать должность делопроизводителя, помощника бухгалтера или сотрудника службы поддержки клиентов. Чтобы подняться по карьерной лестнице, потребуется высшее образование. Также немаловажно наличие профессиональных умений и навыков. Если банковский работник будет прилагать максимум усилий, он вполне может стать сначала главным специалистом, затем – начальником отдела и даже замахнуться на пост директора.

Перспективность профессии

Выбирая профессию банковского работника, вы можете не беспокоиться о сложностях трудоустройства. Финансово-кредитные учреждения сегодня растут как грибы после дождя, и все они нуждаются в хороших специалистах.

Банковские профессии пока относят к категории наиболее надежных и стабильных. Это касается ближайшего будущего. Если заглянуть чуть дальше, то в не слишком отдаленной перспективе – переход на автоматизированные интернет-системы платежных и других финансовых операций. О чем это говорит? Банковских работников будут постепенно сокращать, так как им придется обслуживать постоянно уменьшающееся количество тех, кто не сможет адаптироваться к новшествам.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия банковские работники подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: