Кто работает в оркестре профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Психология труда оркестрового музыканта скупо освещена в литературе. Предлагаемая статья предназначена молодым музыкантам, готовящимся к работе в симфоническом оркестре, и студентам дирижёрского факультета. Однако проблемы, затронутые в этих заметках, интересны не только студенческой молодёжи, но всем, кто любит симфоническую музыку.
В статье речь идёт не об особенностях одного конкретного оркестрового коллекти-ва, а о типичных радостях и огорчениях, которые, по мнению автора, испытывают все оркестровые музыканты мира.
Для большинства артистов оркестра коллективная творческая работа смысл жизни и источник огромной радости. Однако труд оркестранта имеет ряд особенностей, которые нравятся далеко не всем музыкантам, но с которыми приходится мириться, так как они неизбежны. Впрочем, негативные стороны оркестровой работы не могут заслонить любовь музыканта к творчеству.
К сожалению, не все дирижеры нуждаются в ярком, образном мышлении музыкантов, играющих тутти. Некоторые из них превыше всего ценят не индивидуальный творческий почерк оркестранта, а точную, надежную, «безаварийную» игру и творче-ское послушание. Ратуя на словах за артистическую неповторимость личности каждого музыканта, они на деле легко обходятся без этого «сервиса».
Многие музыканты, играющие в группе, жалуются, что индивидуальный творческий почерк требуется от них лишь один раз – во время конкурса на замещение вакантного места в оркестре. Эти оркестранты, безусловно, лукавят. На самом деле они понимают, что в оркестровом исполнительстве ценится творческое своеобразие каждого музыканта, в том числе и тех, кто играет в группе.
Замысел дирижёра, как бы он ни был тщательно обдуман в домашней обстановке, – всего лишь почва, на которой в ходе работы с оркестром происходит шлифовка деталей (подчас очень важных). Каждый музыкант вносит вклад в окончательный (озвученный) вариант дирижёрских намерений.
Предлагаемая оркестром интерпретация произведения – плод усилий многих людей, а самая ответственная роль в её создании отведена дирижёру.
Дирижёрские слуховые представления, возникающие до встречи с оркестром, не-возможно реализовать в реальном звучании с абсолютной точностью. Уже первая репе-тиция вносит что-то неожиданное.
Дирижёры не любят говорить, что на их трактовку исполняемого произведения влияют оркестровые музыканты. Если же они признаются в этом, то делают вид, будто сами решают, с какими предложениями оркестра согласиться, а какие отвергнуть. Так, например, К. П. Кондрашин в книге «Мир дирижёра» пишет: «Если же предложенное оркестром отличается от того, что вы себе нафантазировали, и вы с этим миритесь вы уже не хозяин интерпретации. Вам надо заставить оркестр играть в тех тем-брах, которые вы себе представляли» .
На мой взгляд, выражение «хозяин интерпретации» здесь использовано неудачно. Ни один дирижёр мира не может быть единоличным «хозяином интерпретации», потому что исполнительская манера оркестрового коллектива накладывает печать на всё, что он делает. В процессе творческого общения маэстро с оркестром «нафантазированный» замысел меняется в деталях независимо от его воли.
Традиции, в которых воспитан оркестровый коллектив, оказывают не меньшее влияние на художественный результат, нежели дирижёрский замысел, выношенный маэстро дома. Это особенно заметно, когда гастролирующий дирижёр исполняет, к примеру, музыку Джорджа Гершвина то в России, то в Сан-Франциско. Как бы ни на-стаивал русский дирижёр на своей исполнительской концепции «Порги и Бесс», негритянские музыканты сыграют по-своему. А в случае успеха маэстро делает вид, будто он добился именно того, чего хотел.
Стать единоличным «хозяином интерпретации» можно лишь в том случае, если иг-раешь один, например, при исполнении фортепианных пьес или сонат. Дирижёр оркестра, каким бы авторитетом он ни пользовался, как бы послушен ему ни был оркестр, не вправе так себя называть.
Студентам, обучающимся на факультетах симфонического дирижирования, нельзя забывать, что, хотя дирижёру отведена руководящая роль в создании интерпретации произведения, он всё же не единственный её автор.
Иногда случается, что артисты оркестра, руководимые талантливым организатором, сплачиваются на некоторое время в монолитный коллектив единомышленников. Но невозможно представить себе оркестр, в котором все музыканты на каждой репетиции, на каждом концерте мыслят и чувствуют одинаково.
Если группа оркестра имеет свой творческий почерк, то она выступает как коллективный солист. Задача не только в том, чтобы играть вместе, но и в том, чтобы творить свободно, раскрепощённо, как это делают хорошие солисты, творить, не опасаясь выпасть из ансамбля, и не выпадая из него. Когда оркестрант озабочен лишь тем, как бы не выскочить, не выделиться из общего звучания, вся группа звучит плоско, неинтересно.
Порой приходится слышать суждение, будто оркестровый музыкант, играющий в группе, не интерпретирует музыку, а только исполняет её. Однако один из постулатов музыковедения гласит – исполнять музыку, не интерпретируя ее, невозможно.
Музыку нельзя объяснить ни жестом, ни руками. Даже очень опытному дирижёру удаётся передать руками лишь самый общий абрис своих музыкальных представлений. Относительность дирижёрского жеста и ограниченные возможности словесного языка обязывают оркестровых музыкантов к сотворческой инициативе, требуют от них конкретизации и углубления замысла дирижёра. Оставаясь в пределах дирижёрской трак-товки произведения, талантливые оркестранты предлагают дополнительные краски и детали, обогащая дирижёрский замысел своей особой исполнительской манерой и индивидуальным тембром.
Множественность прочтений дирижёрского замысла не приводит к разнобою в игре музыкантов, а образует коллективную интерпретацию, где решающее слово принадлежит дирижёру.
Особый разговор о солисте оркестра.
Творческая индивидуальность солиста оркестра, конечно же, очень высоко ценится. Но лишь в том случае, если она не выходит за рамки слуховых представлений маэстро. В любом оркестре солисту приходится постоянно усмирять свои творческие желания, чтобы не нарушать целостность художественной интерпретации, предлагаемой дирижером.
Солист оркестра интерпретирует не только сочинение, но и дирижерскую трактовку. Можно скрупулезно точно выполнять все тончайшие предписания дирижерской руки и, тем не менее, каждый раз реализовывать требования дирижера чуточку иначе. Наиболее высокие художественные результаты достигаются в тех случаях, когда все это происходит неосознанно, без целенаправленных усилий, незаметно для самого исполнителя.
Большое впечатление производят слова дирижёра Геннадия Рождественского о такой целенаправленной передаче мыслей в оркестр, «чтобы они могли быть увеличены в геометрической прогрессии музыкантами и в «озвученном» виде переданы в публику» . Но разве возможно «увеличить мысли дирижёра», не внеся в них нечто своё, не наполнив их своим личным отношением?
Благоприятный для работы оркестрового коллектива психологический микроклимат возможен лишь там, где дирижёр, требуя художественного единства, не подавляет исполнительскую индивидуальность оркестранта, а опирается на неё, используя в интересах общего дела.
Случается, что прочтение солистом оркестра музыкальной фразы так вдохновляет дирижёра, что ему кажется, будто он сам инициатор этого прочтения. Услышав в исполнении солиста оркестра интересное построение музыкальной фразы, он через некоторое время требует именно такого исполнения, причём требование преподносится им как его личная находка. Получается, что дирижёр учит музыканта тому, чему научился от него. Вероятно, в этом нет ничего плохого. Сотворчество талантливого дирижёра с хорошим оркестровым музыкантом обогащает обоих, позволяет полнее раскрыть индивидуальное дарование и того, и другого .
Ощущение творческой свободы и кажущейся независимости от дирижёра особенно необходимо солисту оркестра, исполняющему развёрнутую фразу rubato il tempo. Неко-торые дирижёры, демонстрируя мануальную технику, «поясняют» руками каждую ноту, каждый нюанс. Иногда они это делают по амбициозным соображениям: им хочется соз-дать видимость, будто все творческие удачи и находки исходят только от них, дирижёров, и ни от кого другого.
На концерте, казалось бы, всё делается правильно: выполняется всё, что было огово-рено на репетициях, и дирижёр, и солист оркестра одинаково чувствуют музыкальную фразу, а между тем исполнение не впечатляет. Причина кроется в том, что интимный характер музыки нельзя донести под диктовку. Успех достигается лишь в том случае, если дирижёр в момент tempo rubato контролирует лишь узловые моменты исполнения и дирижирует так, будто ему ничего не известно о ритмической свободе солиста внутри такта. При этом допускаемые солистом ритмические отклонения внутри такта не должны искажать темп, диктуемый дирижёром.
Великий Моцарт писал отцу: «Многие не могут понять, как в Adagio правая рука играет tempo rubato, а левая не знает об этом ничего. У других же левая рука следует за правой» . Иногда дирижёр и солист оркестра должны действовать, как руки Моцарта: согласованно, в строгом ансамбле, но как бы независимо друг от друга.
Опираясь на собственный многолетний опыт работы в оркестре, я сделал вывод: чем лучше дирижёр, тем охотнее и чаще он доверяет мастерству солиста оркестра; чем лучше музыкант, тем с большим уважением он относится к труду дирижёра и тем внимательнее к его художественному замыслу.
Хуже всего, когда гастролирующий дирижёр идёт на первую встречу с незнакомым ему коллективом с уже сложившейся психологической установкой: показать своё превосходство, «утереть нос».
Встречаются дирижёры, которые заранее обдумывают, какое замечание, в каком месте и каким тоном они сделают исполнителю. Заготовленные реплики они произносят, как творческое кредо, независимо от того, как сыграет артист оркестра.
В среде музыкантов известна шуточка:
Подслеповатый дирижёр на первой же репетиции раздражённо кричит:
– Третий тромбон, не играйте так громко, Вы же не паровоз!
– Маэстро! Партию третьего тромбона никто не играет. Музыкант болен. Придёт завтра.
– Ну так скажите ему, когда он придёт, что в этом месте он играет слишком громко!
Мечта многих дирижёров – услышать от музыканта признание: «До встречи с Ва-ми я думал, что хорошо знаю музыку, которую мы играли сегодня, но после Вашей репетиции мне стало ясно, что это не так. Вы открыли мне новые стороны в творчестве композитора». Как бы ни был лицемерен музыкант, его слова, скорее всего, будут приняты за чистую монету. Ведь в глубине души дирижёр думает так же.
Ошибка солиста оркестра дорого обходится коллективу. Неточные темпы, неудачно расставленные кульминации, искажение формы сочинения всё это отмечается не каждым слушателем, но кикс валторниста слышат все находящиеся в зале: и знатоки оркестрового искусства, и те, кто попал на концерт случайно. Людям, не слишком искушённым в музыке, кажется, будто именно валторнист повинен в том, что выступле-ние оркестра не оставило большого впечатления, и, комментируя концерт, они вспоминают только этот кикс.
Нагнетаемый некоторыми дирижёрами страх перед случайной ошибкой сковывает образное мышление музыканта, мешает ему «развернуться» в полную силу. Дирижёр Оскар Данон говорил: «Когда вы, стоя на горной вершине, любуетесь величественным пей-зажем, кучка навоза под вашими ногами не портит зрелища, но в безотрадной местно-сти, где глазу, как говорится, негде остановиться, эта кучка поневоле станет центром вашего внимания. Случайные ошибки не портят впечатления, если оркестру и дирижёру удалось глубоко раскрыть музыкальные образы произведения» (из личного дневника автора).
Данон, безусловно, прав. При неудачной дирижёрской «режиссуре» случайная ошибка духовика или кикс (непроизвольный срыв звука) обретают особое значение – кажется, что именно эта погрешность загубила творческие устремления оркестра и ди-рижёра. После концерта дирижёр гневно бранит духовика, допустившего погрешность, но он легко прощает ошибку музыканта, если исполнение в целом удалось, если он доволен своей собственной работой. В этом случае кикс духовика – незначительная случайность.
Любой дирижер, и выдающийся и посредственный, ожидает, что его художествен-ные находки неизменно вызовут у музыкантов, по крайней мере, интерес, если не восторг. Но надо обладать распахнутой, открытой для новых впечатлений восприимчиво-стью, чтобы моментально «заражаться» чужой мыслью, чужим чувством. Есть музыканты, которые не утратили этой способности до старости, остальным приходится лишь послушно выполнять дирижерские указания.
Каким бы опытом и мастерством ни обладал музыкант, ему всё равно придется выслушивать на репетиции вежливые и не очень вежливые пожелания, настойчивые предложения, а порой язвительные замечания или раздраженные окрики. Иногда это надоедает. Но такова неизбежная особенность профессии оркестранта. Другой методи-ки репетиционной работы нет. И чем ответственнее исполняемая партия, тем больше дирижерских требований к оркестранту. Музыканту надо к этому привыкнуть.
Работа оркестрового музыканта не состоит из одних только художественных достижений. Бывают и жестокие неудачи. Оркестранту, подобно боксеру, необходимо научиться «держать удар». Как бы ни было больно после исполнительской ошибки, как бы ни было обидно после язвительной дирижёрской реплики, надо все же найти в себе силы, чтобы сосредоточиться на творческих задачах. Какими бы прекрасными душевными качествами ни обладал дирижёр, он не поможет музыканту и не утешит его в минуту неудачи. Солист оркестра работает в большом коллективе, но он всегда одинок. Надо самому проанализировать причины оплошности, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Многие оркестранты помнят и переживают творческие ошибки, совершённые ими много лет назад, и никакие дирижёрские укоры, даже самые обидные, не могут сравниться с той болью, которую они долгие годы носят в своём сердце.
Дирижёры сменяют друг друга и у каждого свой стиль репетиционной работы. Не-которые настойчиво, и в то же время спокойно, добиваются поставленной цели, другие вносят в работу излишнюю нервозность. Оркестровому музыканту необходимо гибко адаптироваться к любому методу руководства и в любых ситуациях, как бы ни была накалена психологическая атмосфера, полностью использовать все свои творческие возможности, играть свою партия с полной отдачей.
На священный подиум поднимаются не только посланцы богов. Если к оркестру при-шёл дирижер, у которого не созрел творческий замысел, репетиционный процесс сводится к тому, что один человек в течение многих часов неустанно указывает на недостатки дру-гих людей. Создается видимость полезной деятельности, но на самом деле пользы от таких тоскливых репетиций никакой. В этих случаях от музыканта требуется большая выдержка и терпение.
Как бы ни старался маэстро ровно относиться ко всем артистам оркестра, ошибки одного человека раздражают больше, а ошибки другого – меньше. От этого никуда не деться, такое происходит во всех творческих коллективах мира. Если хороший музыкант чем-то раздражает хорошего дирижёра, то оба несут потери. В этом случае музыканту необходимо самому понять, какие черты его характера мешают совместной работе, и постараться освободиться от этих черт. Конечно, не легко определить, а ещё труднее устранить в себе человеческие качества, мешающие коллективному творчеству. Нужно быть человеком удобным в общении – простым, понятным, исполнительным, без амбиций. Если музыкант знает об исполняемом произведении больше дирижёра, ему не следует это подчёркивать. В тех случаях, когда дирижёр промахивается, музыканту не следует ни словом, ни мимикой, ни жестом показывать, что он это заметил. Маэстро сам исправит свою ошибку.
Трудно живётся в оркестре людям ревнивым к чужим успехам, обидчивым, легко ранимым, мнительным, тем, кто не умеет подчиняться. Если верно, что «в игре артиста отражается его личность, его психика» если верно, что «слабые стороны человеческого характера становятся слабыми сторонами творческой индивидуальности» , то придётся признать, что человеческий характер оркестранта определяет многие особенности его исполнительского таланта.
Резистентность некоторых музыкантов, болезненно реагирующих на любое заме-чание дирижёра, можно объяснить различными причинами: зазнайство, плохое воспи-тание, разочарование в профессии … От таких музыкантов приходится избавляться. Но в тех коллективах, где дирижёр умеет увлечь интересной трактовкой произведения, где замечания не обязательно облекаются в форму упрёка, где репетиция не сводится к констатации очевидных ошибок, там даже самое ожесточённое упрямство не находит повода для своего выражения.
И ещё одна негативная сторона оркестровой работы. Для музыканта оркестра не существует понятия «продвижение по службе». Став концертмейстером группы, полу-чив почетное звание, он обнаруживает, что достиг высшей точки в своей карьере и те-перь, сколько бы лет ни трудился, ему суждено изо дня в день садиться все за тот же привычный пульт, выполнять все те же привычные обязанности. Хороший музыкант, любящий свою работу, всё это делает с удовольствием.
Трудности и огорчения не могут омрачить радость от причастности к высокому искусству. Исполнять музыку великих композиторов, творчески общаться с выдающимися музыкантами мира, активно участвовать в празднике концертного выступления это счастье!
Основную задачу оркестрового музыканта можно коротко выразить так: сохраняя индивидуальность исполнительского почерка, стараться по мере возможности предельно точно реализовать замысел автора и дирижёра.
Работа с талантливым дирижером, интересной личностью не бывает принуждением. Подчинение ему не лишает артиста оркестра творческой свободы. В этом случае дирижер предстает перед оркестрантом не диктатором, а авторитетным партнером по ансамблю. Совместная работа с ним очень почетна и поучительна. Те светлые дни, ко-гда и дирижёр, и оркестр реализуют интересную интерпретацию сочинения, когда му-зыкантам хочется играть так, как дирижирует маэстро, а дирижеру хочется дирижиро-вать так, как играет оркестр, запоминаются на долгие годы.
Выпускники музыкальных вузов, собирающиеся работать в симфоническом коллективе, должны знать все тонкости избранной ими профессии и, если трудности их не пугают, если искусство оркестровой игры доставляет им радость, надо смело вступать в ряды замечательного братства, именуемого оркестр. Удачи и счастья тебе, оркестрант! Твоя профессия прекрасна!

Дирижер – не только работа, но и призвание, хобби. Профессия связана с творчеством и управлением, требует высшего образования и стартовой музыкальной подготовки. Последнюю можно получить в музыкальной школе или во время частных уроков.

Дирижер – человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами. Деятельность тесно связана с музыкальным искусством. Профессия подойдет для людей, обладающих идеальным музыкальным слухом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.


Особенности профессии

Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:

  • правильную трактовку музыкальной композиции;
  • стройность звучания;
  • громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
  • качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
  • формирование репертуара;
  • составление графика репетиций и его соблюдение;
  • распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
  • кадровые перестановки;
  • контроль творческой дисциплины.

Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа в творческой среде.
  2. Отсутствие критических физических нагрузок.
  3. Гастроли в России и за рубежом.
  4. Возможность быстро получить популярность в узких профессиональных кругах.
  5. Работа известных дирижеров хорошо оплачивается. Они могут давать частные уроки, создавать музыку, что принесет дополнительный доход.

Минусы

  1. Воздействие негативных факторов, таких как шум и другие.
  2. Дирижер много времени проводит на ногах, что чревато развитием профессиональных заболеваний.
  3. На вершину славы восходят самые талантливые и упорные специалисты.

Важные личные качества

Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, а также обладает другими важными чертами:

  • работоспособность,
  • отличная память,
  • профессиональная объективность,
  • целеустремленность,
  • коммуникабельность.

Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.


Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

дирижер управляет оркестром

Сегодня каждый знает, что оркестром руководит особый музыкальный специалист – дирижер. Но так было далеко не всегда.

Во многих оркестрах прошлого подобной должности не было и некоторые обязанности художественного руководителя объединения музыкантов исполнял кто-то из участников коллектива. Таким образом, должность дирижера как самостоятельное направление в музыке сформировалось лишь к XIX веку.

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений. Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки. Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Профессия дирижер

Источник фото: Wan San Yip/unsplash

Обязанности дирижера оркестра

В перечень обязанностей этого музыкального деятеля необходимо включить следующее:

создание графика репетиций и выступлений;

работа над составом оркестра;

проведение мероприятий по адаптации участников оркестра;

работа с музыкантами, которым необходимо повысить навыки владения музыкальным инструментом;

совместное выступление, руководство оркестром.

У любого дирижера должен быть определенный набор навыков:

особенности музыкальных инструментов;

чтение нот и другие музыкальные знания;

Требования к дирижеру оркестра

Для того, чтобы работать дирижером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

высшее музыкальное образование;

подвижность и гибкость пальцев

Комплекс профессиональных и личностных требований предъявляемых дирижеру

Источник фото: Kazuo ota/unsplash

Где могут работать дирижеры

Присутствует мнение, что дирижер может работать только в профессиональном коллективе, но на самом деле есть достаточно большое число мест, куда возможно устроиться на работу:

музыкальные школы и училища;

профессиональные и любительский оркестр.

У дирижера достаточно плотный и насыщенный график. Он проводит репетиции, индивидуальные встречи с музыкантами, разрабатывает и планирует дальнейшие выступления.

Где выучиться на дирижера?

Пусть дирижер оркестра и представляет собой творческую специальность, но для получения этой работы необходимо иметь профильное образование, которое возможно получить в музыкальных учебных заведениях.

Чаще всего будущий дирижер начинает получать профильное образование еще в детстве. Сначала он идет в детскую музыкальную школу, а после получения начального образования следует поступление в училище или высшее учебное заведение по направлению «Дирижерское искусство».

Качества дирижера оркестра

Профессиональный дирижер оркестра должен обладать следующими качествами:

Средняя зарплата дирижера

Заработная плата представителя данной творческой профессии определяет тем, насколько признан его дирижерский талант. Поэтому естественно наиболее высокий доход имеют дирижеры с громким именем в профессиональных кругах.

Таким образом, средняя заработная плата дирижера оркестра в различных регионах России составляет около 15 000 рублей. Если же брать крупные концертные площадки в мегаполисах, то заработная плата дирижера может составлять примерно 30 000 рублей.

При этом доходы известных дирижеров, которые активно гастролируют как в России, так и за рубежом, неизвестны.

В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.

На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.

Список профессий, связанных с музыкой

Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.

Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.

  • Композиторсочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.
  • Аранжировщик способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Например, из небольшой песни под гитару он способен сделать яркое выступление для большого ансамбля, прописав партии для каждого инструменталиста и вокалиста. При этом авторский замысел композитора в целом сохраняется. Нередко аранжировщики переписывают классические произведения для более современных жанров (рок, джаз), чем повышают интерес к ним.
  • Поэт-песенник. Эта профессия сейчас распространена меньше, поскольку многие исполнители (рокеры, блюзмены и джазисты) сами пишут тексты для своих треков. Однако в эстрадном и детском репертуаре обычно используются стихи профессиональных поэтов. Иногда слова пишутся под готовую мелодию, но часто бывает и наоборот.
  • Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение.
  • Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики, перкуссионисты), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты). Большое количество совместно работающих исполнителей – это оркестр.
  • Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента (acapella). Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы. Исполнители могут работать соло или в хоре, ансамбле.
  • Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Специалисту необходимо обладать организаторскими способностями, идеальным слухом и чувством ритма. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты.
  • Концертмейстер. Это слово применяется в двух значениях. Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов (скрипачей или духовиков). Кроме того, этот термин используется для обозначения музыканта, аккомпанирующего певцам во время репетиций и выступлений.
  • Учитель музыки работает в основном с детьми в школах и детских садах. Его работа носит воспитательный характер и направлена на развитие ребенка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.
  • Педагог-музыкант дает знания на профессиональном уровне. Его места работы – это музыкальные школы, училища и факультеты вузов, консерватории.
  • Продюсер находит перспективного исполнителя или группу, финансирует их и выводит на более высокий уровень с целью получения впоследствии прибыли.
  • Музыкальный агент, менеджер или импресарио – это люди, которые отлично разбираются в талантах. Они помогают исполнителям в их деятельности, решают все организационные и бытовые проблемы, чтобы музыкант думал только о своем творчестве.
  • PR-менеджер занимается созданием имиджа вокалиста или коллектива, рекламирует его, организовывает встречи с представителями СМИ, поклонниками для увеличения аудитории.

Музыканты в кино, на телевидении и радио:

  • Ведущий музыкальной передачи может представлять самые разные программы – от образовательных и культурологических до хит-парадов. К этой профессии примыкает и радиодиджей, человек, подбирающий треки и общающийся со слушателями.
  • Музыкальный обозреватель – это журналист, специализирующийся на музыке. Он может писать об особенностях разных жанров, тех или иных исполнителях, новых тенденциях в этой сфере.
  • Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Кроме понимания музыки, он должен обладать техническими знаниями.

Настройка фортепиано

Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.

Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Кому подходят

Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.

Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:

  • искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
  • талант;
  • образованность и широкий кругозор;
  • прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • напористость и лидерские качества;
  • способность работать в команде;
  • терпеливость и готовность преодолевать трудности;
  • коммуникабельность.

Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.

К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).

Как построить карьеру

В бюджетных организациях начинающие музыканты получают немного. Со временем они могут продвигаться по карьерной лестнице, участвуя во всем большем количестве произведений или постановок. Этапным в их жизни становится получение почетного звания «заслуженный» или «народный». Небольшая зарплата часто компенсируется возможностью дополнительного заработка на стороне: рестораны, свадьбы, похороны, торжества, частное преподавание.

Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.

Перспективы профессии

Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.

В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Артист оркестра, музыкант

Моя должность называется артист оркестра. Я играю на скрипке. Всего в оркестре работает около 60 человек, из которых 19, также как и я, скрипачи.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

На работе я должна понимать и выполнять указания дирижера, а также, в свободное от работы время, учить оркестровые партии.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы стать оркестрантом, пришлось много времени потратить на обучение. Сначала пришлось учиться 7 лет в музыкальной школе, затем 5 лет в музыкальном училище, и наконец, ещё 5 лет в консерватории. Иногда для работы в оркестре хватает средне-специального образования, т.е. училища.

4. Опишите свой рабочий день.

На работу я прихожу в 9.15 утра. Мне нужно подготовиться к репетиции: достать инструмент, настроить его. В 9.30 начинается репетиция с дирижером. Длится репетиция 4 академических часа (45 минут + 15 минут перерыв). Прямо как в школе! Окончание моего рабочего дня в 13.30. Конечно, иногда оркестр дает концерты или ездит на гастроли. В эти дни я могу быть занята с утра до вечера.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Мне очень нравятся мои условия работы. В перерывах можно сбегать в магазин или выпить чашечку кофе. При любой погоде оркестранты занимаются в уютном теплом помещении.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Больше всего в своей работе мне нравится распорядок дня. Рабочий день заканчивается в 13.30, а это значит, что у меня есть время заняться домашними делами.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Не очень приятно, если приходится надолго уезжать на гастроли. Не всегда бывают комфортными условия проживания в других городах.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Высокой свою зарплату я назвать не могу. Однако, если учесть свою занятость в течение рабочего дня, могу сказать, что оплата более-менее соответствует затраченным на нее силам.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

В нашем коллективе работают люди разных возрастов. Это и студенты, и люди постарше. В силу нашей профессии, люди образованные и начитанные. В такой среде всегда можно найти интересного собеседника.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

В нашем деле очень важно добросовестно выполнять указания дирижера. А такие качества как упорство и усидчивость необходимы во время обучения игры на инструменте.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

В первую очередь очень приятно, что моя работа даёт возможность побывать в других городах и даже странах. Смена обстановки благоприятно влияет на жизненный тонус.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Думаю твердая пятерка!

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Меня обучаться музыке отправили родители. Будучи ребенком, я не осознавала, что определяется моя профессия. Теперь же я очень благодарна им за этот выбор.

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

В оркестре карьерный рост заключается в месте, которое занимает музыкант. Чем ближе к дирижеру ты сидишь, тем больше оплата труда.

15. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Хотелось бы сказать всем, кто хочет выбрать для себя профессию оркестранта, что, по-моему мнению, работа хороша для женщин, которым важно иметь сводное время. Из-за непостоянного графика найти подработку будет нелегко, а оплата труда все же не большая.

Читайте также: