Кто работает в порту профессии 4 класс

Опубликовано: 03.07.2024

И как же такая махина заходит в порт? Ведь одно неловкое движение гигантской кормой и половина причала может рухнуть прямо в море. Не беспокойтесь, такого не случится. За прибытием судов следит армия диспетчеров, как в аэропорту и назначает им время причаливания и разгрузки. По правилам судоходства, корабль не имеет права самостоятельно войти в порт или покинуть его, ему помогает буксир – маленький катер на котором на корабль приезжает человек особой профессии – лоцман. Он знает порт как свои пять пальцев и без проблем может отбуксировать любой корабль прямо к причалу. Лоцман встает на капитанский мостик и руководит процессом, словно он сейчас капитан данного корабля. Это очень удобно, поскольку капитан может не знать особенностей расположения нужных кранов, складов или причалов. Может быть, он вообще здесь впервые? Поэтому капитанам не нужно запоминать схемы всех портов, в которые они попадают.

Итак, лоцман направляет корабль на свою точку. Швартовщики хватают крепкие канаты «швартовы», тросы «шпринги» и закрепляют судно у берега, наматывая петли на «кнехты» – большие железные тумбы.

Теперь отряд техники начинает свою работу - разгрузку морских контейнеров. У них в распоряжении несколько часов, потому что в порт постоянно прибывают новые суда, которые не намерены долго стоять в очереди. Разгрузка контейнеров происходит с помощью высокотехнологичных машин и различных кранов с интересными названиями. Кран – аист напоминает птицу с длинным клювом, кран-слон получил свое название, оттого что крепко стоит на четырех толстых опорах, а кран-трамвай ездит по рельсам. Каждый из них может поднять груз весом около 40 тонн.

Постойте, а как же быть, если во время пребывания в порту на море разыгрался шторм? Неужели груз рискует упасть в воду? Благодаря некоторым хитростям при строительстве портов, шторм практически не вредит работе персонала или причаливанию кораблей. Издревле и по сей день для местоположения порта выбирают тихие бухты, которые защищены от штормовых волн естественным ограждением, например скалами или валунами. Либо такие гидротехнические сооружения настраивают специально. Они называются волнозащитными молами и представляют собой бетонные дорожки на металлических сваях, которые укрепляются в дне моря на глубине до 20 метров. Дело в том, что волна имеет огромную силу удара и если сваи вкопать не очень глубоко, то волны их просто разрушат. Так же за погодой следит целая команда синоптиков, которые могут точно предсказать непогоду и предупредить команду по разгрузочным работам, чтобы те поторопились.

Разновидностей грузовых судов предостаточно и все они предназначены для своего типа груза. Танкеры возят наливные грузы, попросту говоря – жидкости, которые наливают в «танки» - большие баки-резервуары. Ролкеры чаще всего используются для перевозки автомобилей и другой колёсной техники. Балкер (навалочник) служит для перевозки сыпучих грузов прямо в трюме, то есть без тары: руды, угля, цемента. Сухогруз — общее название судов, предназначенных для перевозки твёрдых, жидких или сыпучих материалов.

Осталось лишь добавить, что водная поверхность на территории порта называется - акватория. В состав акватории порта входят водные подходы к нему, внутренняя гавань, в пределах которой размещены причалы и происходят разгрузка и погрузка судов.

Акватории портов служат для стоянки, постройки и ремонта, взлёта и посадки гидрасамолетов и даже для испытания военных кораблей.

Морской транспорт является самым удобным и дешевым видом транспорта в международной торговле. Благодаря сухогрузам мы быстро получаем посылки, стройматериалы, продукты, новые автомобили и многое другое.


  • Порт в городе Новороссийск на берегу Черного моря - это единственный незамерзающий глубоководный порт, где навигация происходит круглый год.
  • В городе Усть-Луга в Балтийском море могут принимать суда с очень тяжелым грузом. Под тяжестью 160 тонн корабль может сильно проседать в воде и по неосторожности сесть у берега на мель. Однако именно в этом порту для таких “тружеников” подходящая глубина акватории, которая составляет 17,5 метров.
  • Большой порт Санкт-Петербурга тоже круглый год принимает корабли, но из-за большого притока пресной воды в зимнее время Финский залив замерзает, тогда пришвартоваться к берегу помогают ледоколы, которые пробивают дорогу к причалам.

Сейчас в нашей большой стране есть 67 морских портов, которые расположены на берегах 13 морей и 3 океанов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Порт. »

Урок 24. Порт

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с работой порта, с профессиями людей, работающих в порту; рассказать об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; учить анализировать готовое изделие, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы, составлять рассказ для презентации изделия; воспитывать интерес к предмету

Освоение нового материала, решение практических задач

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач; порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел

Образовательные
ресурсы

Наглядно-демонстрационный
материал

 мультимедийная презентация по теме; образцы узлов; аудиозапись песни из мультфильма «В порту» (слова С. Козлова, музыка М. Минкова).

Оборудование

учебник, рабочая тетрадь; веревка или шнур

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с работой порта, профессиями людей, работающих в порту; узнают об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; научатся

анализировать готовое изделие, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценивать работу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя
и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду людей, работающих в порту; имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и моти-

вационная подготовка
к усвоению материала.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Тихо звучит песня из мультфильма «В порту» (слова
С.
Козлова, музыка М. Минкова).

– А знаете ли вы, как называется место на берегу моря

или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания?

это порт. Сегодня вы познакомитесь с его работой и научитесь завязывать морские узлы

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы

Личностные: имеют
мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

организует проверку и обсуждение выполнения домашнего задания. Заслушивает сочиненные сказки

Участвуют
в коллективной беседе

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

III. Изучение нового материала

люстративный рассказ
с элементами беседы «Порт».

Просмотр мультимедийной презентации

– По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

Транспортные порты предназначены для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой. Они могут быть разделены на порты торговые и пассажирские, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.).

Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания военно-морского флота.

Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия.

Слушают
учителя, смотрят
презентацию; анализируют ин-

формацию, отвечают
на вопросы, выполняют задание

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные:

умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, устного ответа товарища, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение
задания-теста «Работа в порту» (рабочая тетрадь,

Организует работу над заданием 1, контролирует правильность выполнения

Познавательные: логические – осуществляют поиск нужной информации
из разных источников.

Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: умеют оценивать работу по заданным критериям

Работа
с учебником
(с. 103): как разгружают суда

– Рассмотрите слайды или рисунки в учебнике (с. 103)
с изображением организации процесса разгрузки судов
и расскажите о нем по вопросам:

– С помощью чего разгружаются суда?

– Похожи ли портовые краны на строительные?

– Куда перегружают грузы в порту?

Слушают
учителя,
выполняют задание,
описывают процесс разгрузки

Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание устного ответа товарища; умеют задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы. Выполнение задания

Работа
с учебником

работает в порту?

– В порту работает очень много людей. И профессии
у них самые разные. Там работают и водители, и машинисты, и крановщики. С этими профессиями вы уже знакомы. Давайте познакомимся с новыми профессиями.

прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 102–103).

Посмотрите слайды с изображением работающих людей
и определите, какая у них профессия

Слушают
учителя,
рассматривают слайды; анализируют информацию, делают выводы

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации

Выполнение задания в рабочей тетради
(с. 63)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении заданий 2, 3

Познавательные: умеют делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебных пособиях

Проводит физкультминутку

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

IV. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

ские узлы». Просмотр слайдов или рассматривание иллюстраций
в учебнике

– Завязывание узлов на веревках и их использование в самых разнообразных сферах можно назвать одним из древнейших умений человечества. Особым образом завязанные узлы применялись в повседневной жизни, в самых разных ее сферах: от скрепления между собой частей механизмов, изготовления сетей и ловушек до пошива одежды. Одним из применений мастерства завязывания узлов

стало морское дело. В далеком прошлом во времена зарождения, развития и расцвета парусного флота вместе
с ним развивалось и искусство вязания морских узлов. Первые морские узлы использовались еще в Древнем Египте. Изобретенный ими прямой узел широко использовался в дальнейшем греками и римлянами. Финикийцы, великолепные мореходы, развили это искусство и распространили по свету вместе с другими своими достижениями. Неудивительно, что максимального разнообразия узлы достигли именно в морской сфере, ведь морякам приходится иметь дело с огромным количеством сложной системы снастей и такелажа. На парусном судне умение закрепить особым образом снасть, да еще и в шторм на высокой мачте в темноте было не просто полезным, но зачастую жизненно необходимым. От правильно завязанных узлов на такелаже зависела безопасность плавания на парусном судне. В период расцвета парусного флота морских узлов насчитывалось более пятисот. Сейчас это умение утратило первостепенную важность для моряков, но и до сих пор мастерство правильно вязать такелаж используется поклонниками парусного спорта

рассматривают слайды
или иллюстрации; анализируют ин-

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные:

умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя

Беседа «Что мы будем делать?».

Работа
с учебником

(с. 105–107)
и рабочей тетрадью
(с. 64)

помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы понадобятся для работы над изделием, способ крепления изделия. Демонстрирует приемы вязания морских узлов. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 105–107), затем

предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 64)

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; работают

с учебником; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: общеучебные – умеют производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты с целью использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия

– выполните технический рисунок в рабочей тетради
(с. 64) и изготовление канатной лестницы.

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы над изделием. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Изготовление канатной лестни-

пользованием способа крепления морскими узлами

V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д.

Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Доступ к видеоуроку ограничен

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами побываем в морском порту и узнаем, для чего порт предназначен и как в нём организована работа.

– А что такое порт?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать, что Россию омывают моря Тихого океана, Северного Ледовитого океана и Атлантического океана. Всего наша страна имеет выход к 12 морям. Также Россия омывается с юга Каспийским морем, которое не относится ни к одному из океанов. А ещё по территории нашей родины протекает много судоходных рек. Поэтому водное пространство используется для перевозки пассажиров и грузов.

Для стоянки судов (кораблей), погрузки и разгрузки грузов строятся порты.

Порт – это участок берега моря, озера или реки, который специально оборудован для стоянки и обслуживания судов.

Порты бывают морские и речные, гражданские (к ним относятся пассажирские, торговые, судоремонтные, рыбные) и военные.

Порты для военных кораблей являются частью военно-морских баз.

– А что представляет собой маяк?

Маяк – это высокая башня с сигнальными огнями и сиреной на берегу моря или на острове для указания пути судам.

Важно, чтобы свет маяка можно было увидеть в любую погоду и в любое время суток.

В порту может быть несколько причалов. Они оборудованы для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки кораблей топливом, пресной водой и продовольствием.

Высадка пассажиров производится на пассажирском причале.

Как правило, в состав порта входят вокзалы для обслуживания пассажиров. В зависимости от того, где находится порт, вокзалы бывают морские и речные.

А ещё в порту бывают гостиницы, где туристы могут остановиться.

Грузовой причал находится рядом со складскими помещениями и площадками для хранения грузов. Такой причал оборудован кранами.

– Что за краны?

Кран (подъёмный) – это грузоподъёмная машина. Она служит для подъёма и перемещения груза.

Кроме того, рядом с грузовым причалом обычно проложен железнодорожный путь. Он служит для доставки грузов на судна. И наоборот, для отправки с судна грузов в разные места страны.

А вот судоремонтный причал находится на территории судоремонтного завода.

В порту может быть и зерновой причал (такой причал в старые времена называли хлебным), нефтяной причал, угольный причал, цементный причал.

Уже сами названия причалов говорят о том, какие грузы на них разгружают, или, наоборот, загружают.

В крупных портах причалам присваивают номера. Это облегчает работу.

Причал должен быть оборудован специальными тумбами для крепления швартовых тросов (канатов судна). Эти тумбы также называют причальными пушками.

Закрепляет судно на берегу швартовщик.

В порту есть различные служебные здания.

В каждом порту обязательно есть доки.

Корабельный док (или судовой док) – это специальное сооружение, которое предназначено для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна либо для постройки судов.

Доки бывают сухие и плавучие.

Док может быть изготовлен из металла, железобетона или дерева.

Отметим, что из дерева доки изготавливали на заре судостроения.

В международных портах имеются карантины. Карантин представляет собой часть порта для стоянки прибывших судов. Там отстаиваются суда, на которых, возможно есть вредители или возбудители инфекций.

– А кто работает в порту?

В порту работают люди разных профессий.


– Как много разных действий выполняется в порту!

Действительно так. Сейчас давайте немного поговорим о том, как разгружают причалившие суда.

Следует отметить, что разгрузка причаливших судов – это довольно сложный процесс.

Здесь на помощь рабочим порта приходит специальная техника. Это подъёмные краны, электрокары, транспортёры.

Для того чтобы грузы можно было без опаски поднимать и переставлять, их нужно очень хорошо закрепить. И здесь используются морские узлы, с которыми мы с вами познакомимся на нашем следующем занятии.

Крупные порты в нашей стране находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Туапсе, Мурманске, Владивостоке.

Я думаю, что некоторые из вас уже совершали морские путешествия и были в морских портах. А если нет – это тоже замечательно! Ведь вам в будущем удастся увидеть эти удивительные сооружения.

На этом мы закончим наш урок. В следующий раз мы с вами будем знакомиться с морскими узлами. А сейчас нам пора прощаться. До скорой встречи, мальчики и девочки.


По мере развития портов и портовых мощностей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, все более востребованными специалистами становятся стивидоры, докеры-механизаторы, операторы погрузо-разгрузочных работ (ПРР). В чем же особенности этих специальностей? Насколько они могут быть интересны молодым специалистам с точки зрения оплаты труда и социальных гарантий?

Среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов на Северо-Западе составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей. Обучение по специальности докер-механизатор, при наличии среднего общего образования, можно пройти за 2-3 месяца в специализированном учебном центре, например в «Морском кадровом агентстве» (входит в группу компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»).

В обязанности старшего стивидора входят планирование и руководство обработкой судна, координация работы с администрацией судна, оформление соответствующих документов. У старшего стивидора в подчинении находятся сменные стивидоры, которые непосредственно руководят бригадами докеров, операторов ПРР при производстве грузовых работ.

Для успешной работы стивидорам необходимо обладать хорошими знаниями и практическими навыками. Профессионализм этих специалистов, грамотное составление плана грузовых операций, знание необходимых международных документов и требований позволяют избегать непроизводительных потерь времени и претензий, а, следовательно, убытков порта. Для этого необходимы: грамотное обучение, постоянное обновление знаний, обмен опытом.

Обучение стивидоры, докеры и операторы ПРР зачастую проходят непосредственно в порту, а также в специализированных тренажерных центрах. Организацию обучения и переподготовки специалистов обычно берет на себя администрация порта, которая больше всех заинтересована в грамотных, квалифицированных кадрах.



О том, насколько хорошо оплачивается труд этой категории работников порта, где обучаются и в каких условиях работают специалисты, какие имеют социальные гарантии, мы побеседовали с представителями группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (ГК МП СПб) и «Национальной Контейнерной Компании» (НКК).

- Расскажите о приеме на работу стивидоров, докеров и операторов ПРР. Проводится ли в Вашей компании обучение таких специалистов?

ГК МП СПб – На позицию стивидора принимаются работники, имеющие среднее специальное или высшее образование в области эксплуатации водного транспорта. Обучиться профессии докер-механизатор можно в «Морском кадровом агентстве», которое входит в ГК МП СПб.

НКК – При подборе специалистов для «Первого Контейнерного Терминала» (ПКТ) мы сотрудничаем с двумя специализированными морскими кадровыми агентствами. Обучение докеров в обязательном порядке проводится при поступлении, поскольку работа на контейнерном терминале требует особой квалификации. В дальнейшем сотрудники терминала проходят повышение квалификации в связи с регулярной модернизацией оборудования.

- Какие действия предпринимает Ваша компания для привлечения и удержания таких специалистов, имеются ли социальные гарантии?

ГК МП СПб – Сегодня в группе компаний работают 2,7 тыс. человек. Для социальной поддержи сотрудников существует целевой фонд, на формирование которого ежемесячно отчисляется 1% от фонда оплаты труда. В компании предусмотрены различные льготы и компенсации, материальная помощь сотрудникам, обязательное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, поддержка ветеранов порта. Для детей сотрудников в возрасте от 6 до 15 лет ежегодно организуется летний отдых в детском оздоровительном лагере «Маяк».

НКК – На ПКТ кадровая ситуация стабильная, текучесть кадров достаточно низкая. Какого-либо ощутимого недостатка в специалистах нет. Всем сотрудникам терминалов гарантировано устройство в соответствии с трудовым законодательством, предоставляется дополнительный соцпакет. На терминале работает профсоюз и действует коллективный договор.

- Какова средняя заработная плата этих специалистов?

ГК МП СПб – Средняя заработная плата сотрудников ГК МП СПб традиционно превышает показатель средней зарплаты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, на сегодняшний день среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей.

Подытоживая вышесказанное, а также учитывая стабильное развитие портовых мощностей в поселке Усть-Луга Ленинградской области и строительство нового порта Бронка в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносов, можно с уверенностью сказать, что спрос на таких специалистов в ближайшей перспективе будет только расти.


Во все времена море манило своими просторами и шумом прибоя не одно юное сердце. На смену парусным судам пришли теплоходы, пароходы, но, как и прежде, мореходные вузы и училища не остаются без студентов. Какие же морские профессии предлагает нам современность и актуальны ли они, рассмотрим в этой статье.

Парусник

Актуальность

Морское образование всегда было символом престижности и выделяло человека из сотни других. Оно не потеряло актуальности и в наше время. Эта нелегкая работа, таящая опасности, привлекает в ряды своих учреждений образования тысячи студентов.

Транспортировка грузов морем является одним из самых дешевых видов перевозки большого объема продукции. Море — также ценный экономический ресурс, поэтому государство вкладывает много средств в развитие транспортного морского комплекса страны. Следует не забывать и о стратегических преимуществах владения выходом к морю. Не даром еще Петр I так стремился «прорубить окно в Европу» с его помощью.

Востребованными являются специалисты различных направлений данной отрасли, сильные физически и морально, готовые быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.

Плюсы и минусы работы

Мореходная отрасль — одна из тех, где плюсы и минусы делятся поровну.

Приятными особенностями данной профессии являются:

  1. Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
  2. Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
  3. Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
  4. Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
  5. Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
  6. Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше.
  7. Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
  8. Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.

Плюсы морской профессии

Среди основных минусов получения мореходного образования выделяем:

  1. Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
  2. Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
  3. Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
  4. Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
  5. Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
  6. Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
  7. Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.

Морские профессии

Классификация кораблей зависит от их водоизмещения, типа вооружения и их назначения. Соответственно виду корабля меняется и состав судовой команды. Профессии морской отрасли можно разделить на несколько тематических групп:

  • корабельные профессии;
  • подводные;
  • портовые;
  • морские профессии для девушек.

На корабле

Команда корабля подразделяется на:

  • капитана и его помощников;
  • палубная команда;
  • машинная команда.

К востребованным корабельным специальностям относятся такие:

  1. Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
  2. Помощник капитана заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
  3. Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
  5. Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
  6. Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
  7. Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.

Это основные профессии в морском деле. Существует много и других, в зависимости от специфики судна.

Под водой

Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем.

Среди подводных профессий можно выделить:

  1. Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов.
  2. Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
  3. Моряк-подводник.
  4. Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
  • водолазы-строители производят ремонт трубопроводов, прокладку кабелей, поднимают суда со дна морей, возводят под водой основания для мостов;
  • водолазы-исследователи;
  • водолазы-спасатели проводят спасательные операции в местах кораблекрушений, оказывают первую медицинскую помощь потерпевшим, устраняют последствия аварийных ситуаций на воде.

Водолаз

В порту

Для тех, кто любит море, но по каким-либо причинам не может войти в состав команды корабля, существует много интересных портовых профессий.

  1. Стивидор. В его обязанности входит организация и контроль за погрузкой и разгрузкой торговых судов. Стивидор должен уметь составлять план грузовых операций, знать международную документацию.
  2. Лоцман — портовый специалист, отвечающий за безопасный проход и пришвартовку судов. В круг его навыков входит доскональное знание местного фарватера, рельефа морского дна. При подходе к порту, капитан вызывает лоцмана, который берет на себя ответственность провести к пристани судно безопасным путем. В случае аварии по вине лоцмана, порт выплачивает судовладельцу все убытки.
  3. Судовой слесарь-механик занимается ремонтом корабля во время его пребывания в доке. Зарплата такого специалиста от 75 000 рублей.
  4. Судовой электрорадиомонтажник устанавливает, настраивает и ремонтирует радиоаппаратуру на корабле. Заработная плата — от 45 000 рублей.

Порт

Так же в морских вузах можно освоить профессии инженера-судостроителя и судостроителя. Данные специалисты проектируют и строят корабли. От их профессионализма и точности в будущем зависят жизни всех моряков.

Для девушек

Долгое время существовало поверье, что женщина на борту — быть беде. В современном мире девушек стали допускать на борт в качестве работниц.

Девушки могут занимать на судах следующие должности:

  • корабельный кок;
  • помощник капитана;
  • лоцман;
  • шкипер.

Чаще все же девушки занимают должности, не связанные напрямую с морем:

  • официанты;
  • аниматоры;
  • стюарды;
  • массажистки на круизных лайнерах;
  • пекари.

Бывают редкие исключения и история знает женщин-капитанов, женщин-штурманов, женщин-механиков и женщин-электриков.

Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.

Министерство труда планирует рассмотреть проблему запрета занимать некоторые морские должности девушкам. Речь идет о таких специализациях, как: судоводители, боцманы и водолазы.

Женщина-капитан

Обучение морским профессиям

Поступление в морское учебное заведение имеет свои особенностями. Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест.

К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить:

  • сертификат прививок;
  • анализ крови на гепатит;
  • выписку из поликлиники;
  • справку от стоматолога;
  • справки от нарколога, психиатра, дерматовенеролога и из тубдиспансера.

Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз.

Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам.

Обучение морскому делу проходит в сопровождении жесткой, военной, дисциплины. Ежегодно студенты сдают нормативы по плаванию и проходят медицинскую комиссию.

Среднее морское образование можно получить в:

Морских вузов в России около 40. Это связано со спецификой обучения и сложности установления в учебных учреждениях необходимого оборудования. Обучение по морской специализации предлагают вузы:

Сухопутный сервис Феникс.Хелп предлагает свою помощь будущим «морским волкам» в учебе и освоении тяжелой науки мореплавания.

Читайте также: