Кто работает в санэпидемстанции профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Примечание. Обучение в вузе проходит по широкому профилю, специализацию выпускник выбирает самостоятельно либо на старших курсах (спецсеминары и спецкурсы, кафедры и темы для защиты диплома) либо при устройстве на работу.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Высшее (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Не требуются, однако необходимо обладать высокими обще-академическими способностями, отличной логической и детализированной памятью. Важно со школьной скамьи обнаружить в себе выраженный интерес к биологии, особенно к его разделу о микроорганизмах, и гигиене.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Как и у будущего врача общей медицинской практики.

Характер и содержание работы:

Санитарно-профилактический. Работа на санитарно-эпидемиологических станциях, в санэпидлабораториях клинических центров, а также предприятий пищевой промышленности или в других органах санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях: проверка качества продуктов питания и готовых блюд из них на бактериальную осеменённость, выборочная проверка разной другой продукции, включая непродовольственную (например, детские игрушки) на соответствие нормам безопасности, в том числе химической и радиационной; участие в рейдах по торговым точкам и промышленным предприятиям, проведение совместных акций со специалистами экологического контроля (в том числе экологической милиции), составление протоколов о выявленных нарушениях и загрязнениях, наложение запрета на реализацию и использование того или иного загрязненного товара или продукта и составление актов о взыскании штрафов с нарушителей санитарно-эпидемиологических норм, проведение санитарных экспертиз в жилых и других зданиях, подвалах, цехах, а также проведение дезинфекционных и других санитарных работ по очистке помещений от опасных для здоровья людей факторов.

Оздоровительно-гигиенический. Работа в санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных центрах, в диетологических лечебных, детских и других учреждениях с целью выявления и устранения недостатков питания людей с точки зрения диетологии, а также других условий, не позволяющих людям вести здоровый образ жизни (например, повышенная или пониженная влажность воздуха в жилом или рабочем помещении, обилие шума, слабая двигательная активность детей, находящихся в детском учреждении, и т.д. из этого ряда).

Научный. Работа в соответствующих научно-исследовательских учреждениях.

Очевидные плюсы

Интересная работа, помогающая предотвращать вспышки эпидемий и ухудшение здоровья людей, высокий профессиональный статус врача, высокий социальный статус.

«Подводные камни», очевидные минусы

Во многих случаях физически неприятная работа, возня с выращиванием микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями, риск инфицироваться, конфликты с людьми, которым приходится запрещать продажу опасного для здоровья покупателей товара, закрывать рабочие помещения, не соответствующие нормам безопасности, к тому же россияне в большинстве своём пока не считают эпидемиологов и гигиенистов людьми, действительно заботящимися о здоровье граждан, подозревая их в меркантильности (взятки) и халатности (безответственное отношение к исполнению профессионального долга). Зарплата, неадекватная полученному образованию и затрачиваемым усилиям.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, нервное истощение, аллергические реакции, последствия перенесённых инфекций – риск умеренный.

Вилка зарплат (в рублях в месяц):

В Москве и Московской области: 25 000 – 40 000

В крупных областных центрах: 15 000 – 30 000 (чаще 22 000)

В глубинке России: 9000 – 25 000 (чаще 15 000)

К сожалению, профессия санитарного врача в глазах нынешней молодёжи (увы, и не только молодёжи) выглядит не очень привлекательно. Конкурсы на факультеты медико-профилактической (санитарно-гигиенической) медицины всё равно есть и требования к поступающим остаются высокие, но… это, как правило, из-за того, что на лечебные, акушерские и менеджерские (организация лечебного дела и управление учреждениями здравоохранения) факультеты поступить ещё труднее, а стать медиком хочется. Почему такая несправедливость в отношении столь важной для цивилизованного общества когорты специалистов.

Вполне возможно, что у значительно части молодёжи в отношении профессии санитарного врача-гигиениста в уме возникает некий социально-коммерческий комплекс, связанный с тем, что санитарный врач никого не лечит и, соответственно, не имеет возможности ни вырасти в звезду медицины (скажем, нейро- или микрохирургии, кардиологии, косметической хирургии м т.д.), ни создать собственную лечебную клинику, ни просто успешно заниматься частной практикой. Разумеется, те, кто, не желая испытывать судьбу при поступлении на более престижные факультеты, сообразил поступить на санитарный, потом не раскаиваются и уже в процессе обучения, что называется, входят во вкус, начиная понимать, насколько работа в области санитарно-профилактической медицины интересна и перспективна в плане карьеры.

Во-первых, эпидемиолог – фигура для любого населённого пункта всё-таки весьма и весьма важная и уважаемая. Только уважают его больше не рядовые жители города (городского) района или посёлка, а его руководители.

Впрочем, там, где санэпидстанция и санитарные врачи действительно радеют о благе жителей подконтрольной территории, они также пользуются заслуженным уважением. Потому что на самом деле все мы хотим, чтобы в подвалах наших домов не водились комары, детские учреждения сияли чистотой и ухоженностью, из водопроводных кранов наших квартир текла чистая питьевая вода, а торговля не травила нас испорченными и просроченными продуктами.

Второе направление профилактической медицины – это пропаганда здорового образа жизни и содействие гражданам, желающим его придерживаться. В этой сфере есть где развернуться человеку творчески активному. Это и лекции в клубах здоровья, и открытие частных диетологических кабинетов, и работа консультантом в оздоровительных центрах, где, кстати, заработать можно в принципе неплохо. И потом, из гигиенистов, как показывает опыт, получаются отличные руководители не только служб и органов санитарно-эпидемиологического надзора, но самых разных лечебных и лечебно-профилактических предприятий, во всяком случае возглавляющих лечебные и оздоровительные учреждения врачей-гигиенистов в России пока больше, чем дипломированных менеджеров здравоохранения. И то, что санитарные врачи не общаются с больными пациентами, среди которых немало и тяжелобольных, лучше рассматривать как несомненный плюс профессии, чем её минус.

А кроме того, врачи-гигиенисты вынужденную смену рода занятий переносят психологически намного легче, чем врачи-лекари. И при этом никогда не остаются без интересной устраивающей их работы, например научным консультантом или редактором в издательстве медицинского профиля, руководителем детского образовательного учреждения с санаторным профилем, научно-производственным консультантом предприятия, выпускающего продукты оздоровительного питания или реализующего биологически активные добавки к пище.

Так что смелее, будущие блюстители общественной гигиены и проповедники здорового образа жизни, выбора за вами. И пусть благодаря ему Россия станет чище, здоровее и стройнее..

Санитарный врач (врач-гигиенист) – это специалист, отвечающий за санитарно-эпидемиологическое здоровье населения страны.

Занимается санитарный врач профилактикой заболеваний, он формирует оптимальные условия среды обитания человека, отвечает за снижение вредных экологических, профессиональных и других негативных факторов, влияющих на жизнь социума; кроме того, ведет постоянное санитарное наблюдение.

Первое – программа детального осмотра и оценки предприятий и организаций страны в части их соответствия санитарно-гигиеническому законодательству. Врач проверяет лечебно-оздоровительные учреждения, магазины и рынки, пляжи, железнодорожные и речные вокзалы, поезда, пароходы и так далее. Взыскивает штрафы за нарушение санитарно-гигиенических норм.

Второе – контроль соблюдения санитарных норм при планировании и строительстве городов, заводов и фабрик, сельскохозяйственных предприятий. Это включает в себя контроль соблюдения норм отвода санитарно-охранительных зон при выборе земли под застройку, контроль за очистными сооружениями, качеством воздуха и воды в мегаполисах и промышленных центрах, за фоновой радиацией.

Третье – контроль реализации продовольствия и товаров народного потребления в части срока годности, качества и безопасности для здоровья. В это входит контроль рецептуры блюд в кафе, ресторанах и столовых, состава материалов для изготовления игрушек и одежды для детей, срок годности лекарств в аптечной сети, организация питания в школах и детских садах.

Также профессия санитарного врача включает в себя выдачу лицензий медицинским организациям и сертификатов соответствия на продукцию, реализуемую населению, организацию противоэпидемических мероприятий.

Узкие специализации

  • Общесанитарные врачи, занимающиеся общими вопросами профилактики и надзора (экология, вода, воздух, почва).
  • Санитарные врачи, специализирующиеся по жилищно-коммунальному хозяйству.
  • Санитарные врачи, осуществляющие пищевой контроль.
  • Санитарные врачи, осуществляющие надзор в промышленности.
  • Санитарные врачи, работающие в детских учреждениях.
  • Военные санитарные врачи, отвечающие за санитарно-гигиеническое состояние армии и флота.

Санитарный врач не лечит пациентов, но работает в тесном контакте с врачами всех специальностей: терапевтами, педиатрами, хирургами, травматологами, стоматологами, поскольку контролирует соблюдение норм асептики и антисептики в лечении больных.

Места работы

Должность санитарного врача есть в медицинских организациях любого профиля, Роспотребнадзоре, санитарно-эпидемиологических лабораториях, пищевых предприятиях, СЭС, в санаториях, оздоровительных центрах.

История профессии

Предпосылки для выделения гигиены в самостоятельную науку появились в конце XVIII столетия, но только через 100 лет эмпирические представления об окружающей среде и ее влиянии на человека стали подтверждаться научными данными. Э. Парке (1854 год) издал первое руководство по гигиене внешней среды, М. Петтенкофер открыл первый гигиенический институт, обозначил ряд крупнейших санитарно-гигиенических задач.

Санитарный надзор в России ведет свое начало с XIII века, когда появилась сеть водопроводов и канализаций. В XVI вышел в свет «Домострой» – свод бытовых гигиенических правил, а через сто лет начали следить за хлебопекарнями и продажей продуктов. Петровская эпоха окончательно закрепила правила санитарно-гигиенического поведения в обществе.

В начале ХХ столетия гигиена начала внедрять в повседневную жизнь гигиенические правила с помощью специального законодательства, особого надзора и санитарного просвещения населения. Разрабатываются и вводятся стандарты во всех отраслях народного хозяйства, особое место отводится санитарной гигиене медицинских учреждений, военной санитарии.

Основное направление – профилактика болезней и охрана окружающей среды. Санитария заботится о рабочем месте каждого работающего человека с точки зрения оптимальных условий труда для здоровья. Еще на этапе проектирования любого объекта закладываются строгие санитарно-гигиенические нормы тепла, света, влажности. На государственном уровне осуществляется контроль за пищевыми продуктами.

Обязанности санитарного врача

Основные обязанности санитарного врача следующие:

  • Надзор за соблюдением санитарного законодательства.
  • Контроль за защитой прав потребителей в части гигиенических норм.
  • Санитарно-пропускной режим на границе, проверка и регистрация ввозимых товаров.
  • Проверка предприятий на соответствие санитарным нормам (условия труда, состояние работников, работа столовых при их наличии, санитарно-эпидемиологического режим). Проведение лабораторных анализов и экспертиз, при такой необходимости.
  • Надзор за работой детских и оздоровительных учреждений.

Также в функции санитарного врача входит оформление санитарных книжек и подготовка медицинской документации по итогам проводимых проверок.

Требования к санитарному врачу

Базовые требования к санитарному врачу включают в себя:

  • Высшее медицинское образование, действующий аккредитационный лист по медико-профилактическому делу.
  • Знание санитарных норм.
  • Уверенное пользование ПК.
  • Наличие медицинской книжки.

Санитарный врач

Специалист самостоятельно организовывает и проводит проверки.

Как стать санитарным врачом

Чтобы стать санитарным врачом, необходимо:

  1. Окончить вуз или медицинское училище по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».
  2. Получить аккредитационный лист. Для этого нужно сдать экзамен и успешно пройти собеседование с экспертной комиссией.
  3. После этого можно амбулаторно работать с пациентами (например, терапевтом или педиатром).
  4. Для получения узкой специализации можно поступить в ординатуру (2 года учебы) по специальности «Санитария, гигиена, эпидемиология». Платно проще, т.к. конкурс небольшой и для поступления нужно иметь только 50 аттестационных баллов. Бесплатно попасть в ординатуру можно двумя путями: по конкурсу на общих основаниях или по целевому направлению главного врача медицинской организации, в которой специалист уже работает.

Каждый год врачи обязаны набрать 50 аттестационных баллов. Для этого можно проходить курсы повышения квалификации (36 баллов), посещать научно-практические конференции (количество баллов зависит от мероприятия, но обычно около 10 баллов), публиковать научные работы, писать книги, защищать диссертации. Если баллов набрано достаточно, то можно работать дальше. Если баллы не набраны, то придется либо прекращать медицинскую практику, либо решать эту проблему «нестандартными» способами.

Опыт, мастерство и качество работы врача, как правило, оценивается квалификационными категориями, которые можно получить, защитив исследовательскую работу. Во время защиты комиссия оценивает навыки врача в области диагностики, лечения, профилактики, а также актуальность его знаний.

Какие есть квалификационные категории:

  • вторая – свыше 3 лет стажа;
  • первая – более 7 лет стажа;
  • высшая – более 10 лет стажа.

Квалификационная категория позволяет занимать высокие должности в медучреждениях, дает право на надбавку к зарплате, дает статус в профессиональной среде и высокое доверие со стороны пациентов. Еще большего уважения можно добиться, выступая на конференциях, симпозиумах и создавая научные статьи и работы.

Врач имеет право не квалифицироваться, но это затруднит его карьерный и профессиональный рост.

Зарплата санитарного врача

Общий диапазон доходов таков: санитарные врачи зарабатывают от 7500 до 120 000 рублей в месяц. Востребованы санитарные врачи в Новосибирской, Московской и Ленинградской областях. Минимальную зарплату мы нашли в Нижнем Новгороде в одном из центров гигиены – 7500 рублей в месяц, максимальную – в Москве, в РГУ физкультуры, спорта и туризма – 120 000 рублей ежемесячно.

Средняя зарплата санитарного врача – 30 500 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Социальная гигиена и организация госсанэпид службы» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Вообще это моя специальность. Я и есть врач-эпидемиолог. И когда я называю свою врачебную специальность, не только простые непосвященные в медицине люди, но даже мои коллеги часто меня спрашивают: а что делает врач-эпидемиолог? зачем он нужен?

У других врачей все просто: терапевт лечит все, что не требует углубленной диагностики и специализированной помощи; ЛОР лечит все, что связано с ухом, горлом и носом; кардиолог - болезни сердца; эндокринолог занимается только гормонами и всем, что с ними связано (лишний вес, например); невролог - нервной системой; травматолог - травмами; хирург - патологией, где нужны инвазивные манипуляции (то есть резать-колоть-вскрывать-шить и так далее); главный врач руководит; клинический фармаколог отвечает за лекарственное обеспечение больницы и так далее.

Все зависит от места работы

Чем занимается эпидемиолог? Можно ответить на этот вопрос в двух словах?

Вот тут начинается самое интересное, ибо эпидемиолог может работать во многих местах:

  • Санэпидслужба (в России это отдельное подразделение Роспотребнадзора, которое называется Центр гигиены и эпидемиологии).
  • Поликлиника (амбулаторное учреждение).
  • Больница (стационарное учреждение).
  • Родильный дом.
  • Частная клиника.
  • Сеть лабораторных центров.
  • Научно-исследовательский институт (НИИ гриппа у нас в Петербурге или НИИ эпидемиологии в Москве и другие).
  • Дезинфекционная станция.
  • Различные аналитические организации (вроде Медицинского информационно-аналитического центра при Комитете по здравоохранению в СПб).
  • Страховые компании (я сам обалдел, когда узнал).

Список неполный. И везде у врача-эпидемиолога РАЗНЫЕ функции.

(А ведь есть еще военные эпидемиологи!)

Если сказать, что эпидемиолог отвечает за санэпидрежим или санэпидобстановку, то это будет неправильно. Или неполно.

Честно, я пробовал коротко ответить на вопрос, чем занимается эпидемиолог. Но не получается.

Приведу два реальных примера, чтобы вам было хотя бы приблизительно понятно, кто такой врач-эпидемиолог и зачем он нужен.

Эпидемиолог в стационаре (больница)

  • Контроль за соблюдением санитарного законодательства во всех отделениях больницы (это различные санитарные правила и нормы, отраслевые стандарты, федеральные законы и местные нормативные акты). Контроль означает обходы, проверки, разъяснительные беседы, наказания.
  • Обучение персонала больницы по соблюдению санэпидрежима (например, правильное мытье рук перед операциями и манипуляциями, правильная обработка чистых помещений и так далее).
  • Разработка документов по санэпидрежиму (внутренние приказы и распоряжения).
  • Организация вакцинации персонала больницы (закупка вакцины, разработка приказа о вакцинации с назначением ответственных, консультации, ведение отчетности), контроль за ней (по личным медицинским книжкам и прививочным сертификатам).
  • Организация мероприятий в сфере обращения с медицинскими отходами (очень большая тема).
  • Организация производственного контроля (это бактериологические исследования смывов, воздуха чистых помещений, водопроводной воды, инструментария на стерильность; проверка микроклимата различных помещений, электромагнитного излучения от приборов и компьютеров, освещенности, шума и так далее). Если в больнице есть своя бактериологическая лаборатория, то частично это можно сделать своими силами. Остальное - по договорам с аккредитованными лабораториями и испытательными центрами.
  • Взаимодействие с надзорными органами (в первую очередь это Роспотребнадзор): сопровождение их во время проверок и регулярная отчетность перед ними по заболеваемости, производственному контролю и другим разделам работы.
  • Расследование вспышек инфекционных заболеваний на отделениях больницы, взаимодействие по этому поводу с Роспотребнадзором.
  • Участие в различных совещениях руководства в качестве эксперта по санэпидрежиму.

Возможно, я даже что-то забыл.

Эпидемиолог в Центре гигиены и эпидемиологии (СЭС, Санэпидемстанция - по-старому)

Здесь можно выделить два больших раздела работы: госслужба и коммерческие услуги.

  • Участие в проверках Роспотребнадзора в качестве экспертов (забор материала на бактериологически исследования, потом выдача результатов - в СЭС своя большая лаборатория; расследование вспышек инфекционных заболеваний на подведомственной территории, выдача заключений, заполнение анкет, таблиц).
  • Сбор информации об инфекционной заболеваемости населения подведомственной территории, ее обработка, отчеты в Роспотребнадзор (сюда же относятся укусы клещей, диких и домашних животных).
  • Участие в селекторных совещаниях Роспотребнадзора в качестве экспертов.
  • Оформление личных медицинских книжек (официально это делают именно в СЭС, любая сторонняя фирма делает медкнижки только через СЭС).
  • Производственный контроль в лечебно-профилактических учреждениях и других организациях по договорам (взятие проб для исследований, оформление результатов и экспертных заключений).
  • Платные консультации для организаций по санэпидрежиму и санитарному законодательству.

Это то, что сразу вспомнилось. Еще сюда можно отнести санитарное просвещение (санпросветработа) посредством лекций или через СМИ. Возможна научная работа при взаимодействии с научными институтами. Всего сразу и не упомнишь.

Надеюсь, теперь вам понятно, почему я не люблю вопросы вроде: "А чем в двух словах занимается врач-эпидемиолог?"

Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась, ставьте лайк . Если есть вопросы, задавайте в комментариях . Если хотите больше информации на медицинские темы, подписывайтесь на канал!

В преддверии Дня медицинского работника сотрудники Управления Роспотребнадзора рассказали о том, как начинали свою профессиональную деятельность и поделились мнением о предназначении своей профессии.

Евгений Геннадьевич ПРИМАКОВ

Начальник территориального отдела, главный государственный санитарный врач в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах

Выбирая профессию, каждый мечтает стать полезным и нужным обществу и людям. Профессия врача была и остается одной из самых привлекательных. Санитарный врач в своей профессиональной деятельности занимается организаторской и воспитательной работой, принимает решения, от которых порой зависит здоровье населения целого города или района – этим и заинтересовала меня моя профессия.

Начав работать, я понял, что профессия врача-гигиениста требует особой убежденности, воли и умения воплотить теоретические знания в жизнь, что только профилактическая медицина способна оказать кардинальное воздействие на сохранение здоровья людей.

Специфика работы врача-гигиениста в том, что результаты его труда, как правило, ощутимы не сразу, а через годы. Вот почему избравший эту профессию человек должен быть ответственным, честным, принципиальным, настойчивым. Врач-гигиенист своим постоянным кропотливым трудом и напряженной работой, должен быть способен защитить свои позиции, охраняя здоровье людей, на вверенной ему территории. Его работа проходит в постоянном общении с людьми, поэтому умение ладить с окружающими также является немаловажным качеством.

Ирина Павловна ФЕЩЕНКО

Начальник отдела социально-гигиенического мониторинга


В школе мне всегда нравились естественные науки - химия, биология и после ее окончания, я пошла учиться в Свердловский государственный медицинский институт. На экзамене по химии преподаватель сказала: «Надо же, из такого далека приехала и так хорошо отвечает». А приехала я из г. Ужура Красноярского края. Мне кажется не важно, где ты живешь, какую школу окончил, главное знать - что ты хочешь и этого добиваться.

О профессии санитарного врача знала не понаслышке - в 1952 г. санитарно-гигиенический факультет Свердловского медицинского института окончила моя мама.

После окончания института я приехала в г. Тюмень и уже 37 лет работаю в санитарной службе. Время было интересное и трудное. Получив теоретические знания, на практике надо было еще многое узнать, но у меня были хорошие коллеги и наставники с большим опытом работы.

Интересно было рассматривать проекты столовых и магазинов, детских молочных кухонь, принимать их в эксплуатацию и контролировать как на них происходит весь производственный процесс. В то время уделялось большое внимание организации общественного питания на промышленных предприятиях. Были построены предприятия общественного питания на 500 посадочных мест на камвольно-суконном комбинате, 4 столовые на 250 мест на лесопромышленном комбинате, 2 детские молочные кухни мощностью по 5 тысяч порций и ряд других объектов. Приходилось доказывать администрации предприятий необходимость проведения ремонта в столовых, замены устаревшего технологического оборудования, улучшения условий труда работающих.

Много времени уделялось гигиенической подготовке работников предприятий общественного питания, торговли и пищевой промышленности, ведь от их знаний в области санитарии и гигиены зависило здоровье населения. Очень важно было объяснить людям, что бы они поняли, почему именно так прописано в санитарных правилах и что может произойти при их несоблюдении.

Приходилось встречаться с редкими и уникальными случаями пищевых отравлений. В 2000г. в Тюменской области был зарегистрирован случай алиментарно-токсической параксизмальной миоглобинурии (Гаффская, Юксовская, Сартланская болезнь) – редкое заболевание, возникающее среди населения рыбацких поселков при употреблении рыбы, приобретающей при определенных условиях в водоемах токсические свойства. С 1924г. в мире было зарегистрировано 13 вспышек этого заболевания, за это время переболело 2000 человек. В Тюменской области было зарегистрировано 26 случаев заболеваний.

Расследование данной вспышки – один из положительных примеров межведомственного взаимодействия. В ликвидации вспышки помимо специалистов санитарной службы и медицинских учреждений принимали участие ученые Тюменских вузов и научно-исследовательских институтов, ветеринарная служба, работники милиции, ГИБДД, СМИ.

Проводимые мероприятия позволили купировать вспышку, не допустить летальных случаев. В последующие 5 лет продолжались мониторинговые исследования водоемов, рыбы, растительности, изучались условия и причины возникновения токсикоза.

Качество и безопасность пищевых продуктов всегда имели особую актуальность. И чувствовать, что ты в рядах тех людей, которые работают для сохранения и укрепления здоровья населения, очень важно и ответственно. В нашей специальности понятие «здоровье» - это не только отсутствие заболеваний, но и доброкачественная питьевая вода и безопасные пищевые продукты, безопасные условия обучения и труда, эффективные профилактические и оздоровительные мероприятия и многое другое.

Несмотря на то, что основной нашей задачей является осуществление надзора за соблюдением санитарного законодательства, в т. ч использование штрафных санкций и других мер наказания, наша профессия остается гуманной, интеллектуальной и необходимой.

Ирина Григорьевна ПОКРОВСКАЯ

Начальник территориального отдела в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах

Связала свою деятельность с медицинской сферой по совету мамы, которая окончила медицинское училище по профессии фельдшер. Она посоветовала поступать на санитарно-гигиенический факультет. При приёме документов в Ростовский государственный медицинский институт мне задали вопрос: почему я выбрала этот факультет? Ответила кратко: «Хочу не допускать возникновения инфекционных заболеваний».

Важность профессии поняла сразу, так как начала трудовую деятельность в сельской местности. Сельская местность резко отличалась от городской по санитарно-техническому состоянию, а особенно холодильным оборудованием, высокой инфекционной заболеваемостью среди животных туберкулёзом, бруцеллезом, низким благосостоянием и недостаточной грамотностью населения.

С 1984 г. по 1986 г. исполняла обязанности главного врача СЭС, а затем до 2005 г. работала главным врачом. В тесном взаимодействии работала с органами исполнительной власти, другими ведомствами. На совещаниях и комиссиях показывала роль и значимость службы, уделяла большое значение организации водоснабжения, питания в школьных и дошкольных учреждениях, благоустройству и санитарной очистке территории Абатского района.

Для меня в работе самое ценное – это люди. Всегда старалась быть требовательной, но терпеливой и справедливой, большое внимание уделяла молодёжи, старалась передать им свой опыт.

Постоянно занимаюсь профориентацией, благодаря которой выпускники школ поступают в Тюменский медицинский колледж, Омскую государственную медицинскую академию. Три специалиста, по итогам обучения, поступили работать к нам, в территориальный отдел.

Смысл работы очень сложный и многогранный. Важно строить работу на взаимосотрудничестве с субъектами. И только благодаря пониманию, что все мы делаем общее дело, сохраняется и укрепляется здоровье населения.

Запомнился один интересный случай из работы. В селе Абатское когда-то действовал молокозавод, который вырабатывал большой ассортимент продукции: молоко, масло, кисломолочные продукты, качеству которой оставалось желать лучшего. Однажды заведующий отделом гигиены питания передо мной поставила вопрос: «Или вы наводите там порядок, или будем принимать ко всем жесткие меры!».

Приехав в район, я очень тщательно подготовилась к проверке, выехала на молокозавод, выявила много нарушений и приняла решение о приостановлении деятельности предприятия на 14 дней. Это было перед майскими праздниками. Директор молокозавода сказал, что не может позволить себе приостановить работу на столь длительный срок, и что все нарушения, а их было более двадцати, устранит до 2 мая. Каково же было моё удивление: когда приехав 2 мая на предприятие, я обнаружила, что все нарушения устранены. При этом завод производил продукции более 2 тонн в сутки, набор помещений был очень большой: цеха цельного сухого молока, кисломолочной продукции, маслоцех, приемное отделение, лаборатория, прачечная, складские помещения, холодильные камеры. А 5 мая в район приехали специалисты из Департаменты агропромышленного комплекса и, посетив молокозавод, они были поражены чистотой и порядком на предприятии.

Сергей Степанович ГУМЕННЫЙ

Начальник отдела, главный государственный санитарный врач по Голышмановскому, Армизонскому, Аромашевскому, Омутинскому районам


С медицинской сферой свою деятельность решил связать после окончания школы. Решение пришло спонтанно, без каких либо уговоров со стороны родителей или друзей. Профессия привлекала меня своим гуманизмом, многообразием (одних специальностей врачей - множество). Настораживал тот факт, что учиться надо не менее 6 лет. В других вузах учеба составляла 5 лет. Во время учебы в институте понял, что всё объять просто невозможно, но чем больше будешь знать, тем больше пользы ты принесешь людям.

Значимость профессии понял сразу, как приступил к работе. Начинал свою работу в должности главного государственного санитарного врача Аромашевской санэпидстанции. С первого дня работы пришлось сразу решать вопросы вакцинопрофилактики (не выполнялся план вакцинации населения по многим нозологическим формам).

В дальнейшем всё больше и больше убеждался в значимости выбранной профессии. Наша профессия очень социально значима, ведь мы курируем именно те факторы, с которыми сталкивается человек всю жизнь: санэпидрежим в родильных отделениях, условия пребывания в детских садах, школах, питание населения, торговля, условия труда, защита прав потребителей (а мы все в силу жизненных обстоятельств становимся потребителями), инфекционная и неинфекционная заболеваемость.

Я ценю, что в результате моей работе (и моих коллег, соответственно, т.к в одиночку работать просто невозможно) жизнь людей меняется в лучшую сторону, становится комфортнее, снижается заболеваемость, улучшаются условия труда и быта.

Людмила Петровна ЩИПАЧЕВА

Начальник отдела, главный государственный санитарный врач по Заводоуковскому городскому округу, г. Ялуторовску, Упоровскому, Юргинскому, Ялуторовскому районам

О профессии врача мечтала с детства, только не думала, что буду работать в профилактической медицине.

Значимость профессии понимаешь, когда видишь положительные результаты своей работы, а их, я считаю, немало – и в водоснабжении, условиях обучения, качестве питания.

Очень важны люди, с которыми работаешь: руководство и специалисты Управления оказывают поддержку и помощь в решении любого вопроса. У нас подобрался очень дружный коллектив, можно положиться на каждого сотрудника.

Смысл работы в том, что благодаря нашей службе условия и качество жизни становятся лучше.

Каждый день на работе можно назвать интересным и запоминающимся, так как встречаешься с новыми людьми и ситуациями.

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-интерна учреждения госсанэпидслужбы.
2. На должность врача-интерна учреждения госсанэпидслужбы назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения и госсанэпиднадзора; основы санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы; методы лабораторных и инструментальных исследований; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения госсанэпидслужбы в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы подчиняется должностному лицу учреждения госсанэпидслужбы, назначенного ответственным за интернатуру. Во время работы в структурных подразделениях учреждения госсанэпидслужбы врач-интерн подчиняется непосредственно заведующему отделением (отделом, службой).

2. Должностные обязанности

Осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечает наравне с ним за свои действия. Работает в соответствии с типовым планом подготовки санитарных врачей и врачей-эпидемиологов. Систематически отчитывается о выполнении своего индивидуального плана на общем собрании врачей-интернов с участием главных специалистов и преподавателей медицинского института, ответственных за подготовку врачей-интернов. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка учреждения госсанэпидслужбы, на базе которого проходит интернатуру. По завершении подготовки в интернатуре сдает выпускной экзамен по специальности.

Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы имеет право:
1. пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
2. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы несет ответственность за:
1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
6. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарным и другим правилам, создающих угрозу деятельности учреждения госсанэпидслужбы.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Программный комплекс "Отдел кадров. Штатное расписание", "Тарификация" (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.
Подробнее о программе 'Отдел кадров.Штатное расписание'

Читайте также: